Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Санкт-Петербургской
избирательной комиссии
от 28 мая 2024 года N 86-9
Порядок и формы учета и отчетности
о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга в 2024 году
В соответствии с пунктом 12 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), пунктом 14 статьи 44 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга) Санкт-Петербургская избирательная комиссия устанавливает Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга в 2024 году (далее - Порядок).
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Федеральным законом и Законом Санкт-Петербурга кандидат при проведении выборов высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга (далее - кандидат) для финансирования своей избирательной кампании обязан создать избирательный фонд в период после письменного уведомления Санкт-Петербургской избирательной комиссии (далее - Комиссия) о его выдвижении до представления в Комиссию документов для его регистрации.
1.2. Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату.
1.3. Кандидат вправе назначить уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по финансовым вопросам.
1.4. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый на основании договора специального избирательного счета в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - филиал ПАО Сбербанк), с разрешения Комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам.
2. Учет поступления и расходования средств избирательных фондов
2.1. Кандидат обязан вести учет поступления и расходования средств своего избирательного фонда. Учет ведется по каждой операции, произведенной по специальному избирательному счету кандидата.
2.2. Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет:
собственных средств кандидата, предельный размер которых не должен превышать 1 миллион рублей;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, предельный размер которых не должен превышать 50 миллионов рублей;
добровольных пожертвований граждан, при этом предельный совокупный размер пожертвований одного гражданина не должен превышать 500 тысяч рублей;
добровольных пожертвований юридических лиц, при этом предельный совокупный размер пожертвований одного юридического лица не должен превышать 1 миллион рублей.
минимальный размер добровольных пожертвований для граждан и юридических лиц составляет 3 процента от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, то есть 463,59 руб.
2.3. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата, в том числе кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 100 миллионов рублей.
При этом предельный размер расходования средств избирательных фондов, которое может осуществляться до регистрации кандидата, составляет 30 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда, то есть 30 миллионов рублей.
2.4. Кандидат вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.
Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющим права осуществлять такое пожертвование согласно перечню, указанному в пунктах 6 и 6.1 статьи 58 Федерального закона, пунктах 6 и 7 статьи 44 Закона Санкт-Петербурга, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 8 и 9 статьи 44 Закона Санкт-Петербурга, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный в пункте 11 статьи 44 Закона Санкт-Петербурга максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата в течение 10 дней со дня его поступления в соответствующий избирательный фонд.
Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход бюджета Санкт-Петербурга в течение 5 дней со дня его поступления в соответствующий избирательный фонд. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты или указаны недостоверные сведения.
2.5. Комиссия осуществляет контроль за порядком формирования средств избирательных фондов кандидатов и расходованием этих средств, в том числе посредством направления представлений на проведение проверки сведений о гражданах и юридических лицах в органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций.
При поступлении в распоряжение Комиссии информации о внесении добровольных пожертвований граждан и юридических лиц с нарушением требований Федерального закона и Закона Санкт-Петербурга указанная информация незамедлительно сообщается Комиссией соответствующему кандидату или его уполномоченному представителю по финансовым вопросам.
2.6. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.
2.7. Средства избирательных фондов могут использоваться на:
предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании;
финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей.
2.8. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами, а также гражданами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. Требование о безналичном порядке расчетов распространяется в том числе на расчеты с любыми третьими лицами, привлекаемыми исполнителем работ (услуг) для выполнения принятых на себя по договору обязательств. Любые выплаты наличных денежных средств физическим и юридическим лицам по договорам на выполнение работ (услуг), связанных с избирательной кампанией, запрещаются.
Реализация товаров, выполнение оплачиваемых работ и оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга в 2024 году (далее - выборы), гражданами и юридическими лицами для кандидата должны оформляться договором в письменной форме с указанием сведений об объеме поручаемой работы (предоставляемой услуги), ее стоимости, расценок по видам работ (услуг), порядка оплаты и сроков выполнения работ (оказания услуг).
Выполненные работы и оказанные услуги должны подтверждаться актами о выполнении работ (оказании услуг), накладными на получение товаров, подписанными сторонами договора.
2.9. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату только через соответствующие избирательные фонды.
Расходование в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается.
Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам (рекомендуемые формы представлены в приложениях N 2 и N 3 к Порядку) и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.
Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.
Материальная поддержка кандидата, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда. Юридические лица и граждане могут оказывать материальную поддержку кандидату путем предоставления материальных ценностей во временное пользование только при условии заключения договоров и оплаты по этим договорам за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
2.10. Оплата мероприятий по сбору подписей депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга на выборах в поддержку выдвижения кандидатов в листах поддержки кандидатов, в том числе расходов, связанные с нотариальным засвидетельствованием подлинности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, и возможных выездов нотариусов для совершения нотариальных действий вне мест их работы, подпадает под действие нормы пункта 6 статьи 59 Федерального закона, согласно которой средства избирательного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
2.11. Кандидаты вправе использовать на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном Федеральным законом и Законом Санкт-Петербурга порядке.
2.12. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
2.13. Запрещается изготовление и распространение предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных Законом Санкт-Петербурга.
2.14. В договоре о предоставлении платного эфирного времени зарегистрированному кандидату указываются следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле- и радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт об оказании услуг и справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием канала вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
2.15. Копия платежного документа с отметкой филиала ПАО Сбербанк должна быть представлена зарегистрированным кандидатом или его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в организацию телерадиовещания, редакцию периодического печатного издания до предоставления эфирного времени, печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление эфирного времени, печатной площади не допускается.
2.16. Филиал ПАО Сбербанк обязан осуществить перечисление денежных средств в оплату стоимости эфирного времени, печатной площади не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней, начиная со дня списания денежных средств со специального избирательного счета кандидата.
2.17. Во всех предвыборных агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна содержаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию.
2.18. Все печатные и аудиовизуальные предвыборные агитационные материалы должны содержать следующие сведения об изготовителе: для юридического лица - наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, для гражданина - фамилию, имя, отчество, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства; сведения о заказчике: для юридического лица - наименование организации, для гражданина - фамилию, имя, отчество; а также наименование, информацию о тираже, дате выпуска, указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
Агитационный материал кандидата, являющегося иностранным агентом, кандидата, аффилированного с иностранным агентом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.
В случае если в агитационном материале используется высказывание физического лица, являющегося иностранным агентом, данное высказывание должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием такого физического лица. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала. В случае использования такого высказывания в агитационном материале кандидат при предоставлении агитационного материала в установленном порядке в организацию телерадиовещания, редакцию периодического печатного издания, Комиссию предоставляет информацию о том, какое высказывание какого физического лица, являющегося иностранным агентом, использовано в агитационном материале.
2.19. Оплату изготовления, а также распространения каждого тиража предвыборного агитационного материала рекомендуется производить отдельными платежными документами.
При перечислении кандидатом денежных средств за изготовление предвыборных агитационных материалов в платежном документе в реквизите "Назначение платежа" рекомендуется указывать наименование и тираж агитационного материала, а также реквизиты договора на его изготовление.
Наименование предвыборного агитационного материала определяется кандидатом самостоятельно. Указанное в платежном документе наименование предвыборного агитационного материала должно совпадать с наименованием агитационного материала, указываемого при его представлении в Комиссию в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга. Допускается использование первых слов наименования предвыборного агитационного материала или сокращений, позволяющих идентифицировать данный агитационный материал.
Экземпляры печатных предвыборных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных предвыборных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных предвыборных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Комиссию. Вместе с указанными материалами в Комиссию должны быть представлены также сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы по рекомендуемой форме, представленной в приложении N 4 к Порядку, копия документа об оплате изготовления данных предвыборных агитационных материалов из избирательного фонда кандидата, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
2.20. Оплата агитационного материала с использованием фамилии или изображения кандидата, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств избирательного фонда кандидата.
2.21. Проведение предвыборной агитации в день голосования запрещается. Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, запрещается, за исключением предвыборной агитации, проводимой в день, предшествующий первому дню голосования, в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд.
2.22. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 2 процентов величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
3. Отчетность по средствам избирательных фондов
3.1. Кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан представить в Комиссию в бумажном и машиночитаемом виде (в формате MS Word) итоговый финансовый отчет по форме согласно приложению N 5 к Порядку о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
3.2. Копии итоговых финансовых отчетов кандидатов не позднее чем через 5 дней со дня их получения передаются Комиссией в редакции средств массовой информации для опубликования. Редакции государственных периодических печатных изданий, распространяемых на территории Санкт-Петербурга, обязаны опубликовать переданные им Комиссией итоговые финансовые отчеты в десятидневный срок.
3.3. К итоговому финансовому отчету прилагаются:
первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет и расходование этих средств (перечень представлен в приложении N 6 к Порядку);
заверенная филиалом ПАО Сбербанк справка о закрытии специального избирательного счета (или справка об оставшихся денежных средствах на специальном избирательном счете, в случае представления которой также прикладывается заверенная филиалом ПАО Сбербанк копия заявления кандидата (уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам) о закрытии специального избирательного счета);
учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда в бумажном и в машиночитаемом виде (в формате MS Word) (по форме согласно приложению N 1 к Порядку). В графе "Шифр строки финансового отчета" указывается, в какой строке итогового финансового отчета учтены каждое поступление, возврат, расходование средств избирательного фонда;
пояснительная записка (в случае необходимости);
опись представленных документов и материалов (по форме согласно приложению N 7 к Порядку);
материалы, предусмотренные пунктом 4 статьи 41 Закона Санкт-Петербурга.
3.4. Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и дату составления документа; наименование организации, составившей документ; содержание хозяйственной операции и ее величину в натуральном и денежном выражении с указанием единиц измерения; наименование должности, фамилию и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица.
Заверенные платежные документы выдаются филиалом ПАО Сбербанк либо распечатываются из системы ДБО и подписываются кандидатом или уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам.
3.5. Первичные финансовые документы к итоговому финансовому отчету должны быть подобраны в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальном избирательном счете. При этом за основу принимаются выписки филиала ПАО Сбербанк со специального избирательного счета кандидата, к которым прилагаются необходимые документы, являющиеся основанием для зачисления либо списания денежных средств.
3.6. Итоговый финансовый отчет должен быть представлен в сброшюрованном виде и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения.
Итоговый финансовый отчет, заверенную филиалом ПАО Сбербанк справку о закрытии специального избирательного счета (или справку об оставшихся денежных средствах на специальном избирательном счете и заверенную филиалом ПАО Сбербанк копию заявления кандидата (уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам) о закрытии специального избирательного счета), учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, пояснительную записку (в случае необходимости) и опись документов рекомендуется брошюровать отдельно от комплекта первичных финансовых документов.
К комплекту первичных финансовых документов может быть оформлен титульный лист (или титульные листы, в случае представления таких документов в нескольких частях), который включается в общую нумерацию страниц, но номер на нем не проставляется.
3.7. Итоговый финансовый отчет подписывается кандидатом (уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам).
Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи итогового финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом.
4. Ответственность за нарушение порядка формирования и расходования денежных средств избирательных фондов
4.1. Ответственность за нарушение порядка формирования и расходования денежных средств избирательного фонда, непредставление, несвоевременное представление либо неполное представление итогового финансового отчета и приложенных к нему документов по установленным Порядком формам, недостоверность данных, содержащихся в отчете, несет кандидат либо гражданин, являвшийся кандидатом.
4.2. Лица, нарушающие правила финансирования избирательной кампании, несут уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.