Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций
Краснодарского края
от 06.06.2024 N 95
Положение
о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Краснодарского края
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, структуру, порядок функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Краснодарского края (далее - система-112).
2. Для целей настоящего Положения, под экстренными оперативными службами понимаются службы или организации, обеспечивающие реагирование на вызов по единому номеру "112" на территории Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112, определено министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - министерство).
Оператором системы-112 определено государственное казенное учреждение Краснодарского края "Безопасный регион" (далее - ГКУ КК "Безопасный регион").
2.1. В настоящем Положении используются следующие понятия:
"система-112" - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Краснодарского края, представляющая собой совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру "112" и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами;
"экстренное реагирование" - осуществление экстренными оперативными службами и организациями, указанными в статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", незамедлительных и согласованных действий по уточнению и анализу обстановки, принятию решений и использованию соответствующих сил и средств для предотвращения или ликвидации происшествий, или чрезвычайных ситуаций;
"надежность функционирования системы-112" - свойство системы-112 сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих ее способность выполнять требуемые функции, в соответствии с проектно-технической документацией и настоящим документом;
"информационное взаимодействие" - обмен информацией о происшествии или чрезвычайной ситуации в автоматизированном режиме с использованием средств идентификации и аутентификации, в результате применения которых однозначно определяются (идентифицируются) участники взаимодействия, их правомочность, дата и время осуществления взаимодействия, а также гарантируется идентичность информации, отправленной одним участником взаимодействия и полученной другим;
"центр обработки вызовов" - объект системы-112, функционирующий на территории административного центра или иного муниципального образования Краснодарского края, обеспечивающий круглосуточный прием вызовов, обработку и передачу в диспетчерские службы информации (о происшествиях или чрезвычайных ситуациях) для организации реагирования, в том числе экстренного;
"оператор системы-112" - организация, созданная органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112, для обеспечения функционирования системы-112, а также приема вызовов по единому номеру "112", их обработки и передачи диспетчерским службам;
"единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования" - орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
"вызов" - вызов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (сообщение о происшествии или чрезвычайной ситуации), поступление в систему-112 информации, включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения, а также сигналы от установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков, требующей организации реагирования экстренных оперативных служб и (или) оказания психологической и (или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни и (или) здоровью, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба;
"диспетчерские службы" - структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, определяемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обеспечивающие прием вызовов по единому номеру "112" от оператора системы-112;
"диспетчер диспетчерской службы" - должностное лицо диспетчерской службы, уполномоченное принимать информацию о происшествиях (в том числе и от операторского персонала системы-112) и ответственное за организацию реагирования на конкретные происшествия в соответствии с компетенцией и зонами ответственности диспетчерских служб;
"операторский персонал системы-112" - сотрудник (сотрудники) системы-112, входящий (входящие) в состав персонала центра обработки вызовов административного центра, резервного центра обработки вызовов и центров обработки вызовов единых дежурно-диспетчерских служб, осуществляющий (осуществляющие) прием, обработку и передачу вызовов;
"резервный центр обработки вызовов" - объект системы-112, функционирующий на территории Краснодарского края Российской Федерации, дублирующий функции центра обработки вызовов в целях обеспечения надежности функционирования системы-112 в различных режимах работы;
"заявитель" - пользователь услугами связи при обращении в систему-112;
"экстренные оперативные службы" - службы или организации, обеспечивающие реагирование на вызов по единому номеру "112" на территории Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
"карточка" - унифицированная карточка информационного обмена - формализованный документ базы данных системы-112, автоматически формируемый в электронном виде с присвоением уникального номера при обращении заявителя, доступ к которому имеют все диспетчерские службы, привлекаемые к реагированию, а также органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в зоне ответственности которых организовано реагирование.
2.2. В настоящем Положении приняты следующие сокращения:
АРМ - автоматизированное рабочее место оператора системы-112;
ДС - диспетчерская служба;
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба;
МО - муниципальное образование;
МВД - министерство внутренних дел Российской Федерации;
РЦОВ - резервный центр обработки вызовов "112" ГКУ КК "Безопасный регион";
ЦОВ-АЦ - центр обработки вызовов "112" ГКУ КК "Безопасный регион";
ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Краснодарскому краю;
ЦОВ-ЕДДС - центр обработки вызовов, функционирующий на базе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования Краснодарского края;
УКИО - унифицированная карточка информационного обмена;
ЭОС - экстренные оперативные службы;
SMS - короткое текстовое сообщение;
IVR - интерактивное голосовое меню;
УМЦ - учебно-методический центр системы-112;
СОДЧ - сервис обеспечения деятельности дежурных частей единой системы информационного-аналитического обеспечения деятельности МВД России;
СПО - специальное программное обеспечение системы-112.
3. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Краснодарского края Российской Федерации представляет собой совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру "112" и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами.
К силам системы-112 относятся:
1) оператор системы-112;
2) диспетчерские службы.
Средствами системы-112 являются технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, в том числе региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызовов по единому номеру "112" от лиц или установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков в систему-112.
Правовое регулирование отношений в области обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами органов местного самоуправления.
3.1. Организация и функционирование системы-112 осуществляются на основе следующих принципов:
1) общедоступность, бесплатность и непрерывность приема вызовов по единому номеру "112";
2) обязательность реагирования экстренных оперативных служб на вызов по единому номеру "112" и размещения ими в системе-112 сведений о начале, завершении и об основных результатах реагирования;
3) полнота и достоверность обработанной системой-112 информации, требующей реагирования экстренных оперативных служб, неизменность и своевременность ее передачи диспетчерским службам, в том числе находящимся на территориях иных субъектов Российской Федерации, для организации реагирования экстренных оперативных служб;
4) взаимодействие сил и средств системы-112 с силами и со средствами систем-112 иных субъектов Российской Федерации, а также системы-112 с иными информационными системами, в том числе информационными системами органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, посредством информационно-телекоммуникационных сетей;
5) защита прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных;
6) защита информации ограниченного доступа от неправомерных действий (неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных действий в отношении такой информации).
3.2. Система-112 предназначена для решения следующих основных задач:
прием по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях);
получение от оператора связи сведений о местонахождении заявителя, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии);
анализ поступающей информации о происшествиях;
направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в ДС ЭОС в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
обеспечение дистанционной психологической поддержки заявителю, обратившемуся по номеру "112";
автоматизированное восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием заявителя, обратившегося по номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения;
регистрация всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по номеру "112";
ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);
возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на русском и английском языках.
3.3. Система-112 введена в постоянную эксплуатацию 23 мая 2022 г. приказом министерства N 92 от 16 мая 2022 г.
Вызов ЭОС также обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, предназначенного для вызова соответствующей ЭОС.
4. Система-112 обеспечивает:
прием вызовов по единому номеру "112", их обработку;
передачу обработанной информации, требующей реагирования, ДС, в том числе находящимся на территориях иных субъектов Российской Федерации;
формирование сведений, в том числе отчетных данных, о вызовах по единому номеру "112", их обработку и хранение;
отображение местонахождения абонентского устройства или датчика, установленного на контролируемом стационарном или подвижном объекте, с которых осуществлен вызов по единому номеру "112";
оказание психологической и (или) информационно-справочной поддержки заявителям, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни или здоровью, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба.
II. Структура системы-112
5. Система-112 является территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой, созданной в границах Краснодарского края.
Система-112 реализована на основе децентрализованной схемы приема и обработки вызовов по единому номеру "112" с использованием СПО "SI3000 eCIS" производства АО "ИскраУралТЕЛ".
6. Состав подсистем системы-112.
6.1. Телекоммуникационная подсистема обеспечивает прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS) от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в ДС ЭОС.
Цифровая сеть связи и передачи данных системы-112 организована на базе телекоммуникационной сети Краснодарского края.
6.2. Информационно-коммуникационная подсистема предназначена для обеспечения хранения и актуализации баз данных, обработки информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествии) по единому номеру "112" и возможности получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, а также информационно-аналитической поддержки принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщениях о происшествии) по единому номеру "112" и планированию мер реагирования.
В состав указанной подсистемы входят центры обработки вызовов, в которых производится прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в систему-112.
6.3. Подсистема консультативного обслуживания предназначена для оказания информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру "112", по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Подсистема консультативного обслуживания обеспечивает оказание информационно-справочной поддержки заявителю непосредственно операторским персоналом системы-112 с использованием базы знаний. Предусмотрено получение консультативного обслуживания при обращении заявителя из сети интернет общего пользования в интернет-портал подсистемы.
6.4. Геоинформационная подсистема предназначена для отображения на основе электронных карт природно-географических, социально-демографических, экономических и других характеристик территорий, местонахождение лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств ЭОС, привлеченных к реагированию на происшествие.
В геоинформационной подсистеме используется региональная геоинформационная система Краснодарского края.
6.5. Подсистема мониторинга предназначена для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах ЭОС, привлеченных к реагированию на происшествие и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.
6.6 Подсистема обеспечения информационной безопасности предназначена для защиты информации и средств ее обработки в системе-112.
Информация, содержащаяся в системе-112, является информацией ограниченного доступа и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Автоматизированные информационные системы, взаимодействующие с системой-112 с возможностью обмена данными, должны удовлетворять требованиям по защите информации, соответствующим классу защищенности К2 и второму уровню защищенности персональных данных.
7. Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе ЕДДС муниципальных образований, а также ДС ЭОС, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации:
а) службы пожарной охраны, посредством установки СПО на АРМ;
б) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, посредством установки АРМ системы-112 в ЦУКС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю;
в) службы полиции, посредством установки СПО на АРМ (из-за отсутствия возможности приема голосового вызова ведомственной информационной системой МВД России - СОДЧ, реализованное автоматизированное взаимодействие в части получения УКИО о происшествиях, произошедших на территории Краснодарского края, не используется) и перенос информации о реагировании на происшествие из СОДЧ в систему-112 осуществляется диспетчерами службы полиции;
г) службы скорой медицинской помощи, посредством автоматизированного взаимодействия с автоматизированной системой оперативного управления ДС скорой медицинской помощи Краснодарского края;
д) аварийной службы газовой сети, посредством установки АРМ системы-112;
е) службы "Антитеррор", посредством установки АРМ системы-112.
8. Система-112 дополнительно реализует информационное взаимодействие со следующими организациями и дежурными службами:
а) навигационно-информационный центр "ЭРА-ГЛОНАСС" - посредством автоматического взаимодействия с государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС".
б) многоуровневая навигационно-информационная система мониторинга транспортных средств МЧС России (МНИС) - посредством автоматического взаимодействия с государственной автоматизированной информационной системой "ГЛОНАСС".
в) информационные системы операторов сотовой и подвижной связи, абоненты которых осуществляют вызовы в систему "112":
Краснодарский филиал ПАО "Ростелеком" (в качестве основного оператора фиксированной связи);
ПАО "ВымпелКом";
ПАО "МегаФон";
ПАО "МТС";
ООО "Т2 Мобайл".
г) системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" сопредельных субъектов Российской Федерации:
Ростовская область;
Ставропольский край;
Карачаево-Черкесская Республика;
Республика Адыгея;
Республика Крым.
Адреса объектов сопряжения и установки АРМ системы-112 представлены в приложении 1.
Система-112 позволяет в дальнейшем подключать другие объекты взаимодействия по решению органов исполнительной власти Краснодарского края, при наличии у них технической возможности и возможности круглосуточного приема и передачи информации.
В рамках развития и совершенствования системы-112 может организовываться взаимодействие системы-112 с федеральными государственными информационными системами, региональными государственными и негосударственными информационными системами, ведомственными автоматизированными системами, которым из системы-112 необходима передача информации о происшествии (в том числе в рамках комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности).
9. Функциональность системы-112 обеспечивается объектами автоматизации ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, УМЦ, а также объектами автоматизации взаимодействующих ДС ЭОС и организаций, функционирующих в круглосуточном режиме.
9.1. ЦОВ-АЦ состоит из аппаратного зала, размещенного по адресу: г. Краснодар, ул. Красная д. 59 и операторского зала, размещенного по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, д. 118. В операторском зале размещаются рабочие места дежурной смены операторского персонала системы-112 ЦОВ-АЦ. В аппаратном зале размещается основное оборудование ЦОВ системы-112.
ЦОВ-АЦ предназначен для обеспечения приема и обработки вызовов от заявителей Краснодарского края по единому номеру "112" с использованием современных инновационных информационно-коммуникационных технологий, централизованного хранения информации системы-112, взаимодействия с РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, ЦУКС и ДС ЭОС в рамках системы-112, системами-112 иных субъектов Российской Федерации. Дежурная смена включает 6 сотрудников операторского персонала системы-112, в том числе 1 специалиста-переводчика и 1 специалиста психологической поддержки, также выполняющих прием и обработку вызовов по единому номеру "112".
9.2. РЦОВ состоит из аппаратного зала, размещенного по адресу: г. Сочи, ул. Воровского, д. 6, который обеспечивает географическое резервирование оборудования аппаратного зала ЦОВ-АЦ и операторского зала РЦОВ, размещенного по адресу г. Краснодар, ул. Рашпилевская д. 179/1 и предназначен для обеспечения приема и обработки части вызовов по единому номеру "112", перенаправляемых из ЦОВ-АЦ в автоматическом режиме с учетом общего времени загрузки каждого сотрудника операторского персонала системы-112 с начала смены, с использованием современных отечественных инновационных информационно-коммуникационных технологий, репликации информации системы-112 из ЦОВ-АЦ в режиме реального времени, взаимодействия с ЦОВ-АЦ, ЦОВ-ЕДДС, ЦУКС и ДС ЭОС в рамках системы-112, а в случае необходимости выполнения функций ЦОВ-АЦ в полном объеме, включая прием и обработку вызовов со всей территории Краснодарского края. Дежурная смена включает 6 сотрудников операторского персонала системы-112.
9.3. ЦОВ-ЕДДС созданы на базе существующих ЕДДС муниципальных образований Краснодарского края. ЦОВ-ЕДДС предназначены для обеспечения приема и обработки вызовов от заявителей, проживающих в зоне обслуживания, по единому телефонному номеру "112" с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, информации системы-112 в части касающейся, а также взаимодействия с ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС смежных муниципальных образований и ДС ЭОС в рамках системы-112.
С учетом взаимного географического расположения муниципальных образований, сезонных колебаний численности населения, количества персонала в ЦОВ-ЕДДС, определено следующее резервирование муниципальных образований: при недоступности ЦОВ-ЕДДС в муниципальном образовании группы А, вызов перенаправляется в ЦОВ-ЕДДС соответствующего муниципального образования группы Б.
Муниципальные образования группы А |
Муниципальные образования группы Б |
МО г. Краснодар |
МО г. Сочи |
Ейский район |
Каневской район |
Староминский район |
Щербиновский район |
Мостовский район |
Лабинский район |
Отрадненский район |
Успенский район |
МО г. Армавир |
Новокубанский район |
Муниципальные образования группы А |
Муниципальные образования группы Б |
Курганинский район |
Гулькевичский район |
Белоглинский район |
Новопокровский район |
Кавказский район |
Тихорецкий район |
Крыловский район |
Павловский район |
Кущевский район |
Ленинградский район |
Выселковский район |
Тбилисский район |
Усть-Лабинский район |
Динской район |
Кореновский район |
Тимашевский район |
Брюховецкий район |
Приморско-Ахтарский район |
Калининский район |
Красноармейский район |
Северский район |
МО г. Горячий Ключ |
Апшеронский район |
Белореченский район |
МО г. Новороссийск |
МО город - курорт Анапа |
МО город-курорт Геленджик |
Туапсинский район |
Крымский район |
Абинский район |
Темрюкский район |
Славянский район |
ЕДДС выполняют контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировку действий привлеченных ДС ЭОС, информирования взаимодействующих ДС ЭОС об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах. Операторский персонал системы-112 ЦОВ-ЕДДС входит в состав дежурной смены ЕДДС. Перечень ЦОВ-ЕДДС представлен в приложении 2.
9.4. УМЦ создан на базе государственного казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Краснодарского края".
Мероприятия по обучению и проверке квалификации персонала организуются в соответствии с Методическими рекомендациями МЧС России по организации обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 субъектов Российской федерации.
Обучение персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 Краснодарского края, проводится в виде дополнительного профессионального образования посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
III. Функционирование системы-112
10. Система-112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к приему вызовов, их обработке и передаче обработанной информации, требующей реагирования ДС.
11. В штатном режиме прием и обработка вызовов производится в ЦОВ-АЦ, РЦОВ и ЦОВ-ЕДДС согласно зонам ответственности в соответствии с п. 9 настоящего Положения.
Вызовы, поступающие в ЦОВ-АЦ и РЦОВ автоматически распределяются между сотрудниками операторского персонала ЦОВ-АЦ и РЦОВ с учетом общего времени загрузки каждого сотрудника с начала смены.
Вызовы, поступающие в ЦОВ-ЕДДС, автоматически распределяются между сотрудниками операторского персонала, указанного ЦОВ-ЕДДС с учетом общего времени загрузки каждого сотрудника с начала смены.
Вызовы на иностранном языке, поступающие в ЦОВ-ЕДДС, переадресовываются в ЦОВ-АЦ в автоматизированном режиме.
Вызовы в виде коротких текстовых сообщений, поступающие с территорий ответственности ЦОВ-ЕДДС, переадресовываются в ЦОВ-АЦ в автоматическом режиме.
Вызовы, поступившие через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС", в автоматическом режиме переадресовываются в ЦОВ-АЦ (РЦОВ) и автоматизировано переадресовываются в ЦОВ-ЕДДС в соответствии с зоной ответственности.
Вызовы в систему-112, от установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков, регистрируются с формированием и частичным заполнением поступившими и имеющимися сведениями УКИО и распределяются сотрудникам операторского персонала в автоматическом режиме.
12. В случае отсутствия свободных сотрудников операторского персонала в ЦОВ-ЕДДС, поступающие в них вызовы автоматически распределяются свободным сотрудникам операторского персонала ЦОВ-ЕДДС соседнего МО, ЦОВ-АЦ и РЦОВ.
В случае отсутствия свободных сотрудников операторского персонала в ЦОВ-АЦ, РЦОВ и ЦОВ-ЕДДС, поступающие вызовы автоматически распределяются в электронную очередь, где средствами IVR заявителю предлагается выбрать ДС ЭОС для непосредственного обращения (донабор префикса в тональном режиме) и в случае отсутствии действий (выбора ДС ЭОС) со стороны заявителя, вызов автоматически перенаправляется ЦОВ-ЕДДС исходного МО и далее в соответствии с установленным порядком резервирования на уровне муниципальных образований. При появлении в системе-112 свободных сотрудников из числа операторского персонала, вызовы распределяются первому освободившемуся сотруднику.
13. В случае технической невозможности приема вызовов в ЦОВ-ЕДДС они автоматически переадресовываются в ЦОВ-ЕДДС резервного муниципального образования.
В случае технической невозможности приема вызовов в ЦОВ-АЦ, они автоматически переадресовываются в РЦОВ.
В случае технической невозможности приема вызова в РЦОВ их переадресация из ЦОВ-АЦ автоматически отключается.
В случае технической невозможности приема вызова в ЦОВ-АЦ и РЦОВ, вызов автоматически перенаправляется ЦОВ-ЕДДС МО и далее, в соответствии с установленным порядком резервирования на уровне муниципальных образований.
В случае технической невозможности приема вызова в ЦОВ-АЦ, РЦОВ и ЦОВ-ЕДДС, средствами IVR заявителю предлагается выбрать ДС ЭОС, для непосредственного обращения (донабор префикса в тональном режиме).
14. Порядок функционирования системы-112 включает в себя:
а) прием и обработку вызовов в системе-112 операторским персоналом системы-112, который вводит в базу данных основные характеристики происшествия или чрезвычайной ситуации посредством заполнения полей карточки, осуществляет анализ и передачу характеристик происшествия или чрезвычайной ситуации, а также при необходимости - передачу вызовов в ДС;
б) карточку, имеющую общую информационную часть, заполняемую операторским персоналом системы-112 и специальную часть, заполняемую персоналом ДС.
Контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных ДС ЭОС, информирование взаимодействующих ДС ЭОС об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах, осуществляется диспетчерским персоналом ЕДДС муниципальных образований.
ДС ЭОС, участвующие в информационном взаимодействии с системой-112:
организуют взаимодействие с операторским персоналом системы-112;
осуществляют размещение в системе-112 сведений о начале, завершении и об основных результатах реагирования ЭОС на вызов по единому номеру "112".
15. Участниками информационного взаимодействия в рамках системы-112 являются:
а) оператор системы-112;
б) ДС, в том числе органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ЕДДС и ЦУКС;
в) Государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС";
г) иные информационные системы, определенные настоящим Положением.
Обмен информацией в рамках системы-112 организуется на основе соглашений об информационном взаимодействии.
Информационное взаимодействие между оператором системы-112 и ДС, в том числе голосовое телефонное общение операторского персонала системы-112 и персонала ДС при переадресации вызовов, а также обмен оперативной и периодической информацией, осуществляется с использованием средств системы-112.
16. Организация приема и обработки вызовов в системе-112 осуществляется в следующем порядке:
а) при обращении заявителя вызов поступает операторскому персоналу системы-112, при этом происходит автоматическое определение номера заявителя и получение от оператора связи сведений о местонахождении пользовательского оборудования, с которого осуществлен вызов, осуществляется автоматическая регистрация вызова, запись разговора операторского персонала системы-112 с заявителем, автоматически формируется карточка и автоматически отправляется диспетчерскому персоналу ЕДДС того МО, с территории которого пришел вызов;
б) при поступлении в систему-112 вызовов от установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков, в том числе поступивших через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС", осуществляется автоматическая регистрация вызова и формируется карточка. При этом происходит идентификация датчика путем получения от оператора связи и (или) оператора информационной системы, эксплуатирующего указанный датчик, сведений о местонахождении стационарного или подвижного объекта, на котором установлен датчик (пользовательское оборудование), и причине его срабатывания;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
г) при необходимости экстренного реагирования операторский персонал системы-112 в ходе первичного заполнения карточки в соответствии с критериями выбора ДС, определяет привлекаемые для реагирования ДС, извещает их, или завершает вызов, или перенаправляет голосовой вызов в соответствующую ДС;
д) критерии выбора ДС, основные характеристики сведений о происшествии или чрезвычайной ситуации, о начале, завершении и об основных результатах реагирования, в том числе их состав, тип, вид, формат, сроки предоставления указываются в соглашениях и (или) регламентах об информационном взаимодействии, заключенных между оператором системы-112 и ДС, оператором Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС", органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также иными организациями, осуществляющими взаимодействие с системой-112, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) при завершении вызова заявителем операторский персонал системы-112 в ходе первичного заполнения карточки в соответствии с критериями выбора ДС определяет привлекаемые для реагирования ДС и извещает их;
ж) после отправки карточки в ДС операторский персонал системы-112 ждет подтверждения получения ими карточки и при необходимости предоставляет уточняющую информацию;
з) при необходимости карточка автоматизировано отправляется диспетчерскому персоналу ЕДДС того муниципального образования, с территории которого поступил вызов, и сохраняется в базе данных системы-112;
и) при перенаправлении вызова в ДС операторский персонал системы-112 одновременно в автоматизированном режиме передает диспетчеру ДС карточку, сформированную в ходе первичного опроса. Операторский персонал системы-112 ждет от диспетчера ДС подтверждение о получении карточки и подтверждение о соответствии поступившего вызова зоне ответственности, выбранной ДС. После получения подтверждений операторский персонал системы-112 извещает заявителя о начале реагирования и завершает прием вызова ЭОС;
к) диспетчер ДС после получения карточки вносит в нее отметку о получении вызова и организует реагирование на вызов. Действия по организации реагирования определяются правовыми актами органа или организации, в ведении которых находится ДС;
л) при необходимости диспетчер ДС уточняет информацию по номеру телефона заявителя, внесенного в карточку. Сведения о действиях по реагированию, также вносятся в карточку. После завершения реагирования диспетчер ДС ставит в карточки отметку для снятия вызова ЭОС с контроля;
м) при отсутствии необходимости экстренного реагирования заявителю, по его запросу, операторский персонал системы-112 осуществляет консультацию с предоставлением телефонного номера службы, необходимой для решения возникшего вопроса;
н) карточка, принятая к исполнению, находится на контроле у диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования, в зоне ответственности которого организовано реагирование на происшествие или чрезвычайную ситуацию;
о) диспетчерский персонал ЕДДС муниципального образования, контролирующий состояние реагирования на вызов, осуществляет анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировку действий привлеченных ДС, информирование взаимодействующих ДС об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах. Снятие с контроля карточки производится диспетчерским персоналом ЕДДС муниципального образования после получения информации от каждой из привлеченных ДС о завершении реагирования;
п) временные параметры приема, обработки и передачи вызовов в ДС, при которых система-112 сохраняет целевое назначение, составляют:
максимальное время ожидания заявителем ответа системы-112 от момента установления соединения до момента ответа сотрудника операторского персонала системы-112 - 20 секунд (для 98 процентов вызовов экстренных оперативных служб);
среднее время ожидания заявителем ответа сотрудника операторского персонала системы-112 от момента установления соединения до момента ответа сотрудника операторского персонала системы-112 - 8 секунд;
среднее время, в течение которого осуществляется опрос заявителя или идентификация ситуации сотрудником операторского персонала системы-112 и становится доступна карточка (с заполненными обязательными полями) диспетчеру одной или нескольких выбранных сотрудником операторского персонала системы-112 диспетчерских служб - 75 секунд;
максимальное время, в течение которого после отправки сотрудником операторского персонала системы-112 карточки (с заполненными обязательными полями) диспетчер диспетчерской службы подтверждает факт приема сообщения о происшествии - 30 секунд;
максимальное время, в течение которого сотрудник операторского персонала системы-112 инициирует обратный вызов в случае внезапного прерывания соединения с заявителем - 10 секунд;
минимальное количество попыток обратного вызова, которое сотрудник операторского персонала системы-112 должен совершить в случае внезапного прерывания соединения с заявителем - 3;
максимальное время, в течение которого с момента установления соединения сотрудник операторского персонала системы-112 ожидает ответа заявителя при обратном вызове - 1 минута;
время консультативного обслуживания заявителя сотрудником операторского персонала системы-112 - 2 минуты;
максимальное время, в течение которого осуществляется оказание психологической поддержки - 30 минут;
минимальный срок хранения информации о поступившем вызове экстренных оперативных служб и принятых мерах реагирования на него - 3 года.
Операторский персонал системы-112 и персонал ДС несут персональную ответственность за корректность заполнения и ведения УКИО, достоверность внесенной в нее информации, соблюдение временных параметров приема, обработки и передачи вызовов, поступивших в ДС.
17. Технологические решения обеспечивают выполнение следующих требований по надежности функционирования системы-112:
а) вероятность успешного приема вызова (Lпв) - не менее 0,9995, определяется как отношение числа успешных реализаций указанной процедуры к 10000 запросов на выполнение этой процедуры;
б) вероятность успешной обработки вызовов и передачи информации (в том числе переадресации голосового вызова) в соответствующие диспетчерские службы (Lоп) - не менее 0,9995, определяется как отношение числа успешных реализаций указанной процедуры к 10000 запросов на выполнение этой процедуры;
в) вероятность успешного приема информации о реагировании от диспетчерских служб, в которые передана информация о происшествии (Lпи) - не менее 0,9995, определяется как отношение числа успешных реализаций указанной процедуры к 10000 запросов на выполнение этой процедуры;
г) вероятность успешного выполнения целевой функции системы-112 (L112) - не менее 0,9985, определяется как Lпв х Loп х Lпи;
д) доля потерь голосового соединения с вызывающим абонентом - не более 0,1 процента;
е) резервирование основных элементов системы-112 с учетом территориального разнесения;
ж) возможность переадресации вызовов между объектами системы-112, а также переадресация вызовов в объекты системы-112 других субъектов Российской Федерации;
з) обеспечение сохранности, полноты, достоверности, неизменности и защиты содержащейся информации.
18. Надежность системы-112 в том числе обеспечивается:
а) наличием средств удаленной и автономной диагностики;
б) наличием группового комплекта запасных инструментов и принадлежностей;
в) аппаратным резервированием серверного оборудования, коммуникационного оборудования, оборудования автоматизированных рабочих мест системы-112, линий связи, источников питания.
19. Функционирование и развитие сетей связи, используемых в системе-112, осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
IV. Участники системы-112
20. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на координацию работ по организации, функционированию и развитию системы-112:
организует в рамках своих полномочий работу подведомственных ЭОС;
организует взаимодействие с операторами систем-112;
осуществляет контроль за размещением в системе-112 сведений о начале, завершении и об основных результатах реагирования подведомственных ЭОС на вызов по единому номеру "112".
Осуществление указанных полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в координации работ по организации, функционированию и развитию систем-112, в части системы-112 осуществляют, в том числе, их территориальные органы.
21. Орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112 (министерство):
в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с организацией, функционированием и развитием системы-112;
разрабатывает, согласовывает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утверждает положение о системе-112, техническое задание и проектно-техническую документацию на развитие системы-112;
определяет оператора системы-112;
обеспечивает взаимодействие оператора системы-112 с ДС, Государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС", органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяемыми им иными организациями, в том числе осуществляющими деятельность в сфере обеспечения жизнедеятельности, мониторинга гидрометеорологической обстановки и лесопожарной опасности, объектов транспортной инфраструктуры, окружающей среды, а также поисковыми, аварийно-спасательными и аварийно-восстановительными службами;
организует хранение информации, формируемой системой-112, не менее чем три года и предоставляет доступ к такой информации.
22. Орган исполнительной власти Краснодарского края, в ведении которого находятся ЭОС и (или) организации, участвующие в информационном обмене, в целях обеспечения информационного взаимодействия с системой-112:
организует в рамках своих полномочий работу подведомственных ЭОС и (или) организаций;
организует взаимодействие с оператором системы-112;
осуществляет контроль за размещением в системе-112 сведений о начале, завершении и об основных результатах реагирования экстренных оперативных служб на вызов по единому номеру "112".
Перечень указанных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Краснодарского края приведен в приложении 3.
23. Органы местного самоуправления:
в пределах своих полномочий принимают правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с организацией, функционированием и развитием системы-112;
принимают участие в организации, функционировании и развитии системы-112 на своей территории;
осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных ДС;
представляют министерству и оператору системы-112 сведения о функционировании системы-112 на своей территории.
24. Оператор системы-112 обеспечивает функционирование системы-112 согласно ее предназначению, указанному в п. 3 настоящего Положения, в том числе:
круглосуточный прием вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру "112" и их обработку с установленными временными параметрами и показателями надежности;
получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов по единому номеру "112", а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову по единому номеру "112";
анализ поступающей информации о происшествиях;
направление информации о происшествиях, в том числе вызовов по единому номеру "112", в ДС в соответствии с их компетенцией для организации реагирования путем передачи карточки и при необходимости перенаправления голосового вызова;
оказание дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по единому номеру "112";
оказание информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по единому номеру "112", по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни или здоровью, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба;
автоматическое восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по единому номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения;
регистрацию всех входящих и исходящих вызовов по единому номеру "112";
ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах реагирования на полученные вызовы по единому номеру "112";
формирование средствами системы-112 отчетов и предоставление информации, в порядке, по форме и в сроки, установленные МЧС России и министерством;
возможность приема вызовов по единому номеру "112" на иностранном языке: английский;
осуществление приема и обработки информации от региональных систем мониторинга;
размещение в системе-112 информации о ходе и окончании мероприятий по реагированию на принятый вызов по единому номеру "112";
функционирование системы-112 в круглосуточном режиме и постоянной готовности к организации реагирования на вызовы по единому номеру "112";
взаимодействие с дежурными службами, государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС", органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, иными организациями, в том числе осуществляющими деятельность в сфере обеспечения жизнедеятельности, мониторинга гидрометеорологической обстановки и лесопожарной опасности, объектов транспортной инфраструктуры, окружающей среды, а также поисковыми, аварийно-спасательными и аварийно-восстановительными службами;
взаимодействие с автоматизированной информационно-управляющей системой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне в формате, устанавливаемом МЧС России, и в порядке, установленном нормативными правовыми актами МЧС России;
защита информации ограниченного доступа от неправомерных действий (неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных действий в отношении такой информации);
хранение информации, зарегистрированной в системе-112, не менее чем 3 года и предоставление доступа к такой информации;
контроль соблюдения порядка действий операторского персонала системы-112 и диспетчерского персонала ДС при приеме и обработке вызовов;
осуществление анализа и мониторинга процессов функционирования системы-112;
проведение мероприятий по внедрению новых и модернизации имеющихся систем, оборудования и технических решений для обеспечения эффективной и бесперебойной работы системы-112, а также по оптимизации стандартных решений под региональные особенности эксплуатации системы-112;
организацию и осуществление взаимодействия с системой-112 других автоматизированных информационных систем обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности;
расширение по решению министерства функциональности системы-112, в том числе путем обеспечения взаимодействия системы-112 с дополнительными ДС, а также взаимодействия с федеральными государственными информационными системами, региональными государственными и негосударственными информационными системами, ведомственными автоматизированными системами (в том числе в рамках комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности);
обеспечение надежности функционирования системы-112 посредством:
организации работы технической поддержки программного обеспечения системы-112;
наличия группового комплекта запасных инструментов и принадлежностей;
поддержки аппаратного резервирования серверного оборудования, коммуникационного оборудования, оборудования АРМ системы-112, линий связи, источников питания;
проведения контроля и необходимого технического обслуживания объектов автоматизации и оборудования;
централизованное материально-техническое обеспечение сегментов системы-112;
оказание методической помощи участникам системы-112, разработку методической документации по функционированию системы-112;
разработку организационно-распорядительной документации в области информационной безопасности системы-112;
функционирование защищенной (зашифрованной) сети передачи данных системы-112;
администрирование и обеспечение информационной безопасности, защищенной (зашифрованной) сети передачи данных системы-112;
своевременное обновление средств защиты информации;
своевременное обновление антивирусных средств;
расследование инцидентов нарушения информационной безопасности системы-112;
построение, внедрение, поддержку системы защиты информации в системе-112;
проведение оценки эффективности принятых мер по защите информации в системе-112;
централизованное материально-техническое обеспечение подсистем защиты информации системы-112;
инициацию внесения изменений в нормативные правовые акты Краснодарского края, касающиеся функционирования и развития системы-112;
разработку необходимых для организации работы и информационного обмена в системе-112 документов в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов;
контроль соблюдения требований, определяющих организацию работы и информационный обмен в системе-112 документов участниками системы-112, в том числе требует их безусловного и незамедлительно выполнения;
проведение технических и организационных проверок участников системы-112 в рамках функционирования системы-112;
размещение государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для развития и обеспечения функционирования системы-112 за счет средств бюджета Краснодарского края;
формирование обоснованных предложений в бюджет Краснодарского края по финансированию мероприятий, направленных на развитие системы-112 и обеспечение ее функционирования;
формирование обоснованных предложений в государственные программы Краснодарского края, направленные на развитие системы-112 и обеспечение ее функционирования;
проведение планирования и организации мероприятий, направленных на развитие системы-112 и обеспечение ее функционирования;
организацию проведения тренировок операторского персонала системы-112;
осуществление вывода из эксплуатации объектов автоматизации системы-112.
25. Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, газораспределения, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, теплоснабжающие и теплосетевые организации, субъекты электроэнергетики (за исключением гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций), создающие в соответствии с законодательством Российской Федерации ДС, обеспечивают направление в систему-112 сообщений о нарушении режима функционирования указанных объектов, систем и сетей, организуют реагирование на вызов по единому номеру "112", а также направляют в систему-112 сведения о начале, завершении и об основных результатах реагирования подведомственных ЭОС.
Перечень указанных организаций приведен в приложении 4.
V. Финансирование системы-112
26. Финансовое обеспечение расходов, связанных с вызовом экстренных оперативных служб по единому номеру "112", осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на выполнение функций в установленной сфере деятельности, за счет средств бюджета Краснодарского края, средств местных бюджетов, а также средств организаций, являющихся участниками организации, функционирования и развития системы-112, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Начальник управления по сопровождению |
А.В. Шестаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.