Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению администрации
городского округа город Выкса
Нижегородской области
от 21.03.2024 N 130-р
Положение
о системе управления охраной труда в администрации городского округа город Выкса Нижегородской области
I. Общие положения
1. Положение о системе управления охраной труда в администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Положение) устанавливает цели и принципы функционирования и непрерывного совершенствования системы управления охраной труда, а также порядок проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда в администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - администрация).
2. Настоящее Положение разработано на основании Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н, раздела X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации, ГОСТ 12.0.230-2007 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст), ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие Приказом Росстандарта от 9 июня 2016 года N 601-ст).
3. Положение вводится в целях соблюдения требований охраны труда в администрации, разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
4. Система управления охраной труда (далее - СУОТ) представляет собой единый комплекс, состоящий из:
1) организационной структуры управления, устанавливающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
2) мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
3) документированной информации (локальных нормативных актов о мероприятиях СУОТ, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
5. Настоящее Положение распространяется на всех сотрудников администрации.
6. Положение о безопасности, касающиеся нахождения и перемещения на объектах администрации, распространяются на всех лиц, в том числе представителей органов надзора и контроля. Данные положения доводятся до сведения указанных лиц при проведении вводных инструктажей, включаются в договоры о выполнении подрядных работ.
7. Для целей настоящего Положения разрабатываются и внедряются необходимые меры, направленные на обеспечение безопасных условий нахождения в административных зданиях и осуществления в них трудовой деятельности сотрудников администрации. В рамках взаимодействия по охране труда учитываются потребности и ожидания сотрудников администрации и иных заинтересованных сторон.
8. Информация о мерах безопасности, принимаемых в рамках СУОТ, доводится до сведения заинтересованных лиц при проведении вводного инструктажа.
II. Политика в области охраны труда
9. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности администрации, особенности организации ее работы, а также профессиональные риски.
10. Политика в области охраны труда:
1) направлена на сохранение жизни и здоровья работников администрации в процессе их трудовой деятельности;
2) направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
3) учитывает специфику деятельности и организации работ в администрации, особенности профессиональных рисков и возможности управления охраной труда;
4) отражает цели в области охраны труда;
5) включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
6) учитывает мнение трудового коллектива работников администрации;
7) предусматривает участие работников администрации в СУОТ в рамках компетенции.
11. В администрации обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
12. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья сотрудников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
13. Администрация гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
14. В обеспечение указанной гарантии администрация намерена принять необходимые меры и реализовать соответствующие мероприятия.
15. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
1) проведение специальной оценки условий труда, выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области о муниципальной службе;
2) обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
3) обучение в области охраны труда;
4) организация мест общего отдыха и психоэмоциональной разгрузки;
5) установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
6) обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
16. В начале каждого года политика в области охраны труда оценивается на соответствие стратегическим задачам администрации в данной области. При необходимости политика пересматривается исходя из результатов оценки функционирования СУОТ, приведенных в ежегодном отчете.
III. Разработка и внедрение СУОТ
17. Возложение обязанностей на сотрудников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ.
18. Глава местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в администрации, а также за реализацию мер по улучшению условий труда сотрудников.
19. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
20. В администрации устанавливается одноуровневая система управления охраной труда.
21. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) Глава местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области:
а) обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации;
б) общее управление охраной труда в администрации;
в) создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей сотрудниками администрации;
г) финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
д) рассмотрение информации о состоянии условий и охраны труда, принятие управленческих решений на основе ее анализа;
е) утверждение локальных нормативных актов СУОТ;
ж) координация расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, опасных ситуаций в сфере охраны труда, утверждение актов расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
з) принятие мер по предотвращению опасных и аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья сотрудников при возникновении таких ситуаций;
и) взаимодействует с органами государственного и общественного контроля по вопросам обеспечения условий и охраны труда;
2) Заместители главы администрации - обеспечение контроля функционирования СУОТ в курируемых структурных подразделениях администрации;
3) Руководители структурных подразделений:
а) обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
б) организация подготовки по охране труда;
в) участие в управлении профессиональными рисками;
г) обеспечение участия работников структурного подразделения (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
д) участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
е) информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
ж) обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста, ответственного за охрану труда;
з) приостановление работ в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
и) обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников структурного подразделения и иных лиц;
к) принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
4) Специалист по охране труда:
а) координация всех направлений функционирования СУОТ;
б) разработка актуальных локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
в) участие в организации обучения по охране труда, контроль проведения инструктажей по охране труда работников;
г) обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
д) мониторинг состояния условий и охраны труда;
е) разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
ж) участие в разработке и пересмотре локальных нормативных актов по охране труда;
з) участие в управлении профессиональными рисками;
и) участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
к) организация работы по использованию средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на предупредительные мероприятия по охране труда;
5) Иные работники:
а) ознакомление с предоставленной ему информацией о возможных рисках и опасностях на рабочем месте;
б) соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, изложенных в локальных нормативных актах, в том числе инструкциях по охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка и др.;
в) правильное использование производственного оборудования, инструментов;
г) обязаны следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
д) использование и правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты (предусмотренные для рабочего места);
е) проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
ж) информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств и оборудования, установленных на рабочем месте, приостановка работы до их устранения;
з) извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или ухудшении состояния своего здоровья, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности, требований охраны труда;
и) в случаях, предусмотренных законодательством, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями;
к) принятие в рамках компетенции мер по устранению возникших или недопущению возможных опасных ситуаций.
IV. Планирование СУОТ
22. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией.
23. В целях обнаружения, распознавания и описания опасностей применяются рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
24. В администрации обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и дается им оценка.
25. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности администрации.
26. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью сотрудников в связи с их трудовой деятельностью в администрации, рассматриваются следующие:
1) возможность возникновения и развития пожара, опасные факторы пожара;
2) травмы при поездках и в служебных командировках вследствие дорожно-транспортных происшествий;
3) падение (поскальзывание, спотыкание) при перемещении по территории, зданию;
4) перепад по высоте при использовании стремянок;
5) поражение электрическим током при несанкционированном осуществлении ремонта электрооборудования или аварийной ситуации;
6) психоэмоциональные нагрузки, связанные с особыми условиями муниципальной службы, повышенной ответственностью за результат труда, ненормированной продолжительностью рабочего времени, общением с людьми;
7) зрительное утомление при работе с персональными компьютерами, в том числе вследствие недостатков при организации освещения рабочих мест;
8) прием посетителей в периоды роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;
9) острые кромки бумаги, торчащие и выступающие (движущиеся) части строительных конструкций здания, канцелярских принадлежностей, оргтехники и др.;
10) электромагнитное излучение мобильных телефонов при их использовании в служебное (рабочее) время;
11) факторы микроклимата (температура, скорость движения и влажность воздуха, в том числе при неэффективной работе систем кондиционирования);
12) шум (голос, телефоны, работа оргтехники) в служебных помещениях;
13) нагрузка на шейно-плечевой пояс, неудобное расположение ног при работе с персональным компьютером, стереотипные движения по управлению "мышью".
Конкретный перечень опасностей и предупреждающие действия по их профилактике определяются в рамках идентификации опасностей и управления профессиональными рисками, а также указываются в инструкциях по охране труда.
27. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана учитываются основные направления работы по охране труда.
28. План мероприятий утверждается главой местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области в соответствии с приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней".
29. В плане мероприятий отражаются, в частности:
1) перечень (наименование) планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за его реализацию;
5) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
30. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся следующих аспектов:
1) нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
2) условий труда работников (по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков);
3) трудовых процессов.
Целями в области охраны труда в администрации в соответствии с политикой в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
31. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.
32. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
1) к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
2) отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
3) достижению показателей улучшения условий труда.
33. Устанавливаются ежегодные индикаторы состояния условий и охраны труда в администрации (Таблица 1):
Таблица 1
N |
Примерные индикаторы состояния условий и охраны труда, характеризующие эффективность СУОТ |
Значение (год) |
1. |
Количество работников, пострадавших в несчастных случаях, которые в ходе расследования были связаны с производством |
нет |
2. |
Количество работников, пострадавших в несчастных случаях со смертельным исходом, которые в ходе расследования были связаны с производством (за исключением случаев, произошедших по вине посторонних лиц) |
нет |
3. |
Количество работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям охраны труда и санитарно-гигиеническим нормам (по результатам специальной оценки условий труда) |
нет |
4. |
Количество работников с впервые установленным диагнозом профессионального заболевания |
нет |
5. |
Уровень заболеваемости работников, дней (без учета непроизводственных травм, отпусков по беременности, родам и по уходу за ребенком) |
отсутствие роста |
6. |
Количество микротравм, расследованных в установленном порядке |
|
7. |
Количество пожаров и возгораний, зафиксированных и расследованных в установленном порядке |
нет |
8. |
Количество дорожно-транспортных происшествий, зафиксированных и расследованных в установленном порядке |
нет |
9. |
Количество нарушений требований охраны труда, выявленных органами государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности |
нет |
Критерии оценки по мониторингу:
- СУОТ эффективна - достигнуты все целевые индикаторы;
- СУОТ эффективна, но требует корректирующих действий - достигнуты все индикаторы показатели, кроме 5 и 9,
- СУОТ неэффективна - при прочих значениях целевых индикаторов.
34. При планировании достижения целей по охране труда определяются ресурсы, ответственные лица, сроки, способы и показатели оценки достижения этих целей, влияние результатов на функционирование администрации.
V. Обеспечение функционирования СУОТ
35. Планирование и реализация мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ осуществляется в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда, а также финансовые и функциональные возможности администрации.
36. В целях обеспечения функционирования СУОТ сотрудники администрации соответствующего уровня управления охраной труда должны пройти обучение и повышение квалификации в области охраны труда.
37. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется в администрации в соответствии с нормами трудового законодательства.
38. Специальная оценка на рабочих местах муниципальных служащих не проводится (разъяснение Минтруда России от 30 апреля 2021 г. N 15-1/В-1868).
39. Сотрудники администрации освобождаются от первичного и повторного инструктажа по охране труда и стажировки на рабочем месте как лица, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.
40. Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится и регистрируется руководителями соответствующих структурных подразделений администрации:
1) при выполнении разовых хозяйственных работ, санкционированных руководством и необходимых для выполнения должностных обязанностей (расстановка оборудования, приведение в порядок помещений и т.п.);
2) при ликвидации последствий опасных ситуаций, стихийных бедствий;
3) при проведении массовых мероприятий в служебное время.
41. В рамках СУОТ сотрудники администрации должны быть проинформированы по вопросам охраны труда:
1) о политике и целях в области охраны труда;
2) о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
3) о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
4) об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.
42. При информировании работников допускается учитывать следующие формы доведения информации:
1) включение соответствующих положений в трудовой договор сотрудника;
2) ознакомление работника с результатами оценки профессиональных рисков;
3) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) размещения соответствующей информации в общедоступных местах;
5) проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.
VI. Функционирование СОУТ
43. Основными процессами по охране труда являются:
1) специальная оценка условий труда (далее - СОУТ);
2) оценка профессиональных рисков (далее - ОПР);
3) проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
4) проведение обучения работников;
5) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
6) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
7) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
8) санитарно-бытовое обеспечение работников;
9) обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
10) обеспечение социального страхования работников;
11) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти;
12) реагирование на аварийные ситуации;
13) реагирование на несчастные случаи;
14) реагирование на профессиональные заболевания.
44. Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ организации. По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
45. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
1) планирование мероприятий по охране труда;
2) выполнение мероприятий по охране труда;
3) контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
4) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
5) управление документами СУОТ;
6) информирование работников и взаимодействие с ними;
7) распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
46. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется трудовым законодательством.
VII. Оценка результатов деятельности
47. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
48. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
1) контроль состояния рабочего места и оборудования; контроль выполнения работ работником в рамках своей профессиональной деятельности; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
2) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
3) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
4) учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
5) контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
49. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
50. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда оцениваются следующие показатели:
1) достижение поставленных целей в области охраны труда;
2) способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда;
3) эффективность действий, намеченных руководителем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
4) необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
5) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
6) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
7) полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.
51. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
1) абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
2) относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
3) качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
52. Результаты контроля используются для оценки эффективности СУОТ в администрации, а также для принятия управленческих решений по ее актуализации, изменению, совершенствованию.
VIII. Улучшение функционирования СУОТ
53. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников, а также иных заинтересованных сторон.
54. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом.
55. С учетом результатов контроля функционирования СУОТ в администрации при необходимости реализуются корректирующие меры по ее совершенствованию.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 21 марта 2024 г. N 130-р "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.