Automobile roads of general use. Technical accounting and passportization. General technical requirements
УДК 625.7/.8:006.354
ОКС 93.080
Дата введения - 1 июня 2024 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" (ООО "НИПИ ТРТИ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2024 г. N 557-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает минимально необходимые требования к техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (далее - автомобильные дороги, дороги), вне зависимости от их формы собственности, класса, значения, категории и технического состояния, в том числе требования:
- к этапам проведения работ по техническому учету и паспортизации;
- базе данных технического учета и паспортизации;
- документации технического учета и паспортизации;
- срокам, порядку проведения и обновления данных.
Объектами технического регулирования настоящего стандарта являются вновь построенные, реконструированные, капитально отремонтированные и эксплуатируемые автомобильные дороги и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства, объекты дорожного сервиса, производственные объекты и полосу отвода.
Требования настоящего стандарта не распространяются на автомобильные дороги, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования, такие как автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях.
Кроме того, технические требования настоящего стандарта не распространяются на улицы населенных пунктов и искусственные сооружения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.4.281 (ISO 20471:2013+Amd 1:2016) Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 21.204 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта
ГОСТ 21.207 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог
ГОСТ 32729 Дороги автомобильные общего пользования. Метод измерения упругого прогиба нежестких дорожных одежд для определения прочности
ГОСТ 32825 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока
ГОСТ 33063 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
ГОСТ 33078 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием
ГОСТ 33101 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности
ГОСТ 33161 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах
ГОСТ 33383 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Методы определения параметров
ГОСТ Р 57773 (ИСО 19157:2013) Пространственные данные. Качество данных
ГОСТ Р 58349 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды
ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 58653 Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования
ГОСТ Р 59328 Аэрофотосъемка топографическая. Технические требования
ГОСТ Р 70689 Дороги автомобильные общего пользования. Лазерное сканирование. Общие требования к проведению работ
П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
технический паспорт автомобильной дороги: Технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета дороги. [ГОСТ 33388-2015, пункт 3.9] |
3.2
технический учет автомобильной дороги: Систематический сбор данных о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги для составления и ведения технического паспорта автомобильной дороги. [ГОСТ 33388-2015, пункт 3.10] |
3.3
паспортизация автомобильных дорог: Учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных. [ГОСТ 33388-2015, пункт 3.8] |
3.4
линейный график автомобильной дороги: Графическое изображение дороги, включающее свод данных об основных параметрах дороги, обустройстве и объектах инфраструктурного комплекса в пределах придорожной полосы. [ГОСТ 33388-2015, пункт 3.6] |
3.5
диагностика автомобильной дороги: Обследование, сбор и анализ информации о параметрах и состоянии конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, характеристиках транспортных потоков, а при необходимости и иной информации для определения потребности в ремонтных мероприятиях, а также оценки и прогноза состояния автомобильной дороги в процессе ее дальнейшей эксплуатации. [ГОСТ 33388-2015, статья 3.1] |
3.6 сегмент: Участок автомобильной дороги, являющийся ее частью и имеющий на всем протяжении самостоятельный километраж, например: основной ход автомобильной дороги, съезды транспортных развязок, проезжие части при раздельном трассировании, подъезды, обходы, объезды, альтернативные дороги и т.п.
3.7 линейная система отсчета: Система отсчета, в которой местоположение элемента описывают расстоянием вдоль оси отсчета от точки начала отсчета (начальной точки) до точки на оси, от которой можно пустить самый короткий перпендикуляр к элементу.
3.8 линейный километраж: Линейная система отчета, начальной точкой отсчета в которой является начальная точка автомобильной дороги, осью отсчета является ось автомобильной дороги или ось проезжей части прямого направления при раздельном трассировании.
3.9 эксплуатационный километраж: Линейная система отсчета, отличительной особенностью которой является отсчет от каждого существующего километрового знака.
3.10 привязка к эксплуатационному километражу: Определение местоположения элемента автомобильной дороги, определяемое в формате "км+м" как номер предыдущего существующего километрового знака и расстояние от него в метрах или, при отсутствии существующих километровых знаков до элемента, как адрес точки привязки начала автомобильной дороги и расстояние от нее в метрах.
3.11 линейная привязка: Определение местоположения элемента автомобильной дороги, определяемое в формате "км,м" как расстояние от начала автомобильной дороги до элемента на местности вдоль оси автомобильной дороги (при раздельном трассировании - проезжей части), без учета существующих километровых знаков.
3.12 координатная привязка: Определение местоположения элемента автомобильной дороги в заданной системе координат.
3.13 совмещенный участок: Участок автомобильной дороги, участвующий в определении ее протяженности, элементы которого не подлежат учету в рамках ее технического учета и паспортизации.
3.14 прямое направление: Участок автомобильной дороги, обеспечивающий движение транспортного потока от начальной точки автомобильной дороги к конечной.
3.15 обратное направление: Участок автомобильной дороги, обеспечивающий движение транспортного потока от конечной точки автомобильной дороги к начальной.
3.16 начальная точка автомобильной дороги: Точка на оси автомобильной дороги, от которой начинается отсчет протяженности автомобильной дороги по основному ходу.
П р и м е ч а н и е - Местоположение начальной точки принимается владельцем и фиксируется в паспорте автомобильной дороги.
3.17 конечная точка автомобильной дороги: Точка на оси автомобильной дороги, в которой заканчивается отсчет протяженности автомобильной дороги по основному ходу.
П р и м е ч а н и е - Местоположение конечной точки принимается владельцем и фиксируется в паспорте автомобильной дороги.
4 Сокращения
В настоящем стандарте приведены следующие сокращения:
ГНСС - Глобальная навигационная спутниковая система;
ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости;
ИССО - искусственные сооружения;
ЭЦП - электронная цифровая подпись;
ASCII - стандартный код для обмена информацией (American Standard Code for Information Interchange);
PDF - формат электронного документа (Portable Document Format);
XML - расширяемый язык разметки (Extensible Markup Language).
5 Общие положения
5.1 Технический учет и паспортизацию проводят с целью получения данных об эксплуатационных показателях, техническом состоянии, параметрах геометрических элементов автомобильных дорог (участков), данных о наличии, параметрах и техническом состоянии дорожных сооружений на них.
5.2 Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги, вне зависимости от их формы собственности, класса, значения, категории и технического состояния.
5.3 Технический учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Допускается проведение технического учета и паспортизации на отдельный участок автомобильной дороги.
5.4 Данные технического учета и паспортизации используют:
- для анализа и прогнозирования технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений;
- рационального планирования работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог;
- формирования статистических данных;
- передачи автомобильной дороги (участка) в различные формы собственности.
5.5 Существуют следующие виды технического учета и паспортизации: первичный, повторный, текущий.
5.6 Первичный технический учет и паспортизацию проводят на введенных в эксплуатацию новых и реконструированных автомобильных дорогах (участках), а также на существующих автомобильных дорогах (участках), технический учет и паспортизация которых ранее не проводились. Перечень элементов автомобильной дороги (участка), их параметров и характеристик, собираемых при проведении работ по первичному техническому учету и паспортизации, приведен в приложении А.
5.7 Повторный технический учет и паспортизацию проводят на существующих автомобильных дорогах (участках) в сроки и с периодичностью, установленными в соответствии с разделом 9. Перечень и объем параметров и характеристик, собираемых при повторном техническом учете и паспортизации, аналогичен первичному техническому учету и паспортизации.
5.8 Текущий технический учет и паспортизацию проводят на автомобильных дорогах для учета изменений, произошедших в процессе эксплуатации. При данном виде работ фиксируют:
- изменения эксплуатационных показателей, технического состояния, полученные в результате проведенных работ по диагностике автомобильных дорог (участка);
- изменения, произошедшие в рамках работ по ремонтам или капитальным ремонтам;
- изменения, произошедшие в процессе эксплуатации автомобильной дороги (участка).
5.9 При проведении работ по техническому учету и паспортизации следует использовать в приоритетном порядке полевое обследование и инструментальное измерение параметров и характеристик элементов автомобильной дороги (участка), а также любые источники информации об автомобильной дороге (участке) - результаты ранее проведенных работ по техническому учету и паспортизации, диагностики автомобильной дороги (участка), измерений интенсивности, обследований искусственных сооружений, проектную, рабочую, исполнительную документацию, материалы инженерных изысканий, материалы кадастровых работ. При первичном и повторном технических учетах и паспортизации полевое обследование является обязательным, при текущем техническом учете и паспортизации допускается использовать только вышеуказанные источники информации для актуализации паспорта без проведения полевого обследования.
5.10 Технический учет и паспортизация должны выполняться организациями, оснащенными передвижными дорожными лабораториями, приборами и оборудованием и имеющими квалифицированных специалистов.
5.11 Технический учет и паспортизация относятся к работам по содержанию в соответствии с положениями Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, согласно пункту 3 статьи 17 федерального закона [1].
Линейный график автомобильной дороги
6 Требования к техническому учету и паспортизации автомобильных дорог
6.1 Требования к подготовительному этапу работ
На подготовительном этапе работ выполняют следующие мероприятия:
- запрашивают всю имеющуюся документацию и информацию об автомобильной дороге (участке) у владельца (проектная, рабочая, исполнительная документация, результаты диагностики и паспортизации автомобильных дорог, результаты обследований искусственных сооружений, материалы инженерных изысканий и т.д.);
- запрашивают кадастровые выписки и паспорта у владельца или из иных источников в установленном порядке;
- при необходимости, в случае наличия на автомобильной дороге участков или объектов с ограниченным режимом доступа, оформляют в установленном порядке разрешения на производство работ по техническому учету и паспортизации;
- детально анализируют полученную информацию, определяют местоположения точек начала и конца автомобильной дороги, схему прохождения, выделяют сегменты и их границы: основной ход автомобильной дороги (участка), съезды транспортных развязок, проезжие части при раздельном трассировании, подъезды, обходы, объезды, альтернативные дороги и т.п.;
- подготавливают оборудование для проведения последующих этапов работ (полевых обследований и камеральной обработки), поверяют измерительное оборудование, подготавливают формы, бланки, журналы, устанавливают необходимое программное обеспечение, комплектуют бригады;
- формируют маршруты проведения полевых обследований;
- составляют и согласуют с владельцем автомобильной дороги (участка) график проведения полевых работ, при необходимости в графике работ отражают очередность и адреса участков проведения полевых обследований.
6.2 Требования к этапу полевых обследований
6.2.1 Полевые обследования проводят преимущественно при положительных температурах воздуха и при благоприятных погодно-климатических условиях. Не допускается проведение полевых обследований во время осадков в виде дождя или снегопада, ветра со скоростью свыше 10 м/с, метели, тумана, при наличии на проезжей части снежно-ледяных отложений.
6.2.2 На этапе полевых обследований выполняют следующие мероприятия:
- определяют на местности местоположения точек начала и конца автомобильной дороги, а также границ совмещенных участков и участков, находящихся в ведении муниципальных образований. Точки границ и схему прохождения согласуют с владельцем автомобильной дороги (участка), а при наличии участков, находящихся в собственности муниципальных образований, - дополнительно с руководителем или уполномоченным представителем муниципального образования в сфере дорожного хозяйства;
- согласовывают границы сегментов с владельцем автомобильной дороги (участка);
- осуществляют привязку элементов автомобильной дороги (участка) к эксплуатационному километражу, линейную и координатную привязку;
- при помощи измерительного оборудования осуществляют инструментальное измерение параметров геометрических элементов автомобильной дороги (участка), измерение параметров дорожных сооружений на ней;
- осуществляют видеосъемку или покадровую фотосъемку автомобильной дороги в прямом и обратном направлениях с привязкой видеоряда к датчику хода передвижной дорожной лаборатории и к координатам в заданной системе координат. В процессе проведения первичного и повторного технических учетов и паспортизации проведение видеосъемки обязательно. В качестве вспомогательных средств для проведения технического учета и паспортизации допускается проводить аэрофотосъемку, спутниковую съемку, лазерное сканирование;
- заполняют формы, бланки, журналы в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. Объем получаемых данных должен обеспечить возможность заполнения всех разделов паспорта автомобильной дороги (участка).
6.2.3 Полевые обследования участков, находящихся в процессе ремонта, капитального ремонта, реконструкции не проводят.
6.2.4 После выполнения работ по ремонтам и капитальным ремонтам актуализированные данные вносят в существующий паспорт автомобильной дороги (участка) в рамках текущего технического учета и паспортизации.
6.2.5 После выполнения работ по реконструкции участка разрабатывают самостоятельный паспорт участка автомобильной дороги в рамках первичного технического учета и паспортизации.
6.3 Требования к этапу камеральной обработки
На этапе камеральной обработки следует оценить качество полученных пространственных данных согласно ГОСТ Р 57773. При обработке результатов полевых обследований выполняют следующие мероприятия:
- проводят первичный анализ результатов полевых обследований с целью исключить грубые ошибки и некорректные данные;
- проверяют полноту и качество информации, полученной от аппаратуры, используемой при проведении полевых работ;
- проверяют полноту и качество информации в заполненных полевых журналах: наличие всех необходимых записей, предусмотренных формой журнала, корректность их заполнения, соответствие заполненных данных реальным условиям на месте проведения работ;
- проводят анализ точности полученных данных и их достоверности путем проверки результатов на соответствие действующим нормам и стандартам, имеющейся проектной, рабочей и исполнительной документации;
- определяют параметры и характеристики, требующие доработки, уточнения или повторного сбора данных, выполняют мероприятия по их получению;
- полученные достоверные данные вносят в базу данных технического учета и паспортизации. При первичном техническом учете и паспортизации автомобильной дороги (участка) в электронную базу данных вносят все параметры и характеристики автомобильной дороги (участка) и ее элементов. При повторном и текущем техническом учете и паспортизации добавляют новые элементы и уточняют имеющиеся параметры и характеристики;
- обрабатывают данные лазерного сканирования, аэрофотосъемки, спутниковой съемки (при условии их выполнения на этапе полевых обследований);
- формируют паспорт автомобильной дороги (участка) по установленной форме в соответствии с приложением Б.
6.4 Требования к средствам измерения при техническом учете и паспортизации (приборы, оборудование, точность измерения, характеристики определяемых параметров)
6.4.1 В процессе проведения работ по техническому учету и паспортизации измерения параметров осуществляют с использованием измерительного оборудования. Определяемые параметры, приборы, оборудование и максимальная допустимая погрешность измерений указаны в таблице 1.
Таблица 1 - Определяемые параметры, приборы, оборудование и максимальная допустимая погрешность измерений
Определяемый параметр |
Используемые приборы и оборудование |
Максимальная допустимая погрешность измерений |
Протяженность автомобильной дороги (участка) |
Передвижная дорожная лаборатория, лазерное сканирование |
В соответствии с ГОСТ 33383 |
Координаты |
Передвижная дорожная лаборатория, оборудование ГНСС, тахеометр, лазерное сканирование |
0,5 м |
Местоположение точек начала и конца автомобильной дороги (участка) |
Оборудование ГНСС, тахеометр |
0,1 м |
Параметры геометрических элементов автомобильных дорог (за исключением ИССО) |
Мерные ленты, рулетки, мерные колеса, дальномеры, лазерное сканирование, программные продукты для определения линейных размеров с видеоряда передвижной дорожной лаборатории |
В соответствии с ГОСТ 33383 |
Параметры геометрических элементов ИССО |
Мерные ленты, рулетки, мерные колеса, дальномеры, лазерное сканирование |
В соответствии с ГОСТ 33161 |
Продольные уклоны |
Передвижная дорожная лаборатория, нивелир, теодолит, лазерное сканирование |
В соответствии с ГОСТ 33383 |
Поперечные уклоны |
Передвижная дорожная лаборатория, нивелир, дорожная рейка, уровень, теодолит, лазерное сканирование |
|
Радиусы кривых в плане |
Передвижная дорожная лаборатория, теодолиты, электронные тахеометры, лазерное сканирование |
|
Сцепление |
Прибор контроля коэффициента сцепления дорожных покрытий |
В соответствии с ГОСТ 33078 |
Продольная ровность |
Профилометр, дорожная рейка с клиновым промерником, нивелир, лазерное сканирование |
В соответствии с ГОСТ 33101 |
Поперечная ровность (колейность) |
Передвижная дорожная лаборатория, дорожная рейка с клиновым промерником, лазерное сканирование |
В соответствии с ГОСТ 32825 |
Прочность дорожной одежды |
Установки статического и динамического нагружения |
В соответствии с ГОСТ 32729 |
Толщина слоев дорожной одежды |
Георадар, керноотборник |
В соответствии с ГОСТ Р 58349 |
6.4.2 Технический учет и паспортизацию автомобильных дорог выполняют с помощью измерительных приборов и оборудования, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору с установленной периодичностью, имеющих свидетельство о метрологической поверке и включенных в государственный реестр средств измерений.
6.4.3 Измерение параметров геометрических элементов автомобильной дороги (участка) осуществляют согласно ГОСТ 33383.
6.4.4 Измерение сцепления колеса автомобиля с покрытием автомобильной дороги (участка) осуществляют согласно ГОСТ 33078.
6.4.5 Измерение продольной ровности автомобильной дороги (участка) осуществляют согласно ГОСТ 33101.
6.4.6 Измерение поперечной ровности автомобильной дороги (участка) осуществляют согласно ГОСТ 32825.
6.4.7 Измерение прочности дорожной одежды автомобильной дороги (участка) осуществляют согласно ГОСТ 32729.
6.4.8 Измерение толщины слоев дорожной одежды автомобильной дороги (участка) осуществляют согласно ГОСТ Р 58349. Приоритетным методом измерения является неразрушающий (георадиолокационный или геодезический) метод или использование данных исполнительной документации, диагностики, предыдущих обследований. Разрушающие методы (отбор кернов, проб, шурфование) используют только при отсутствии вышеуказанных данных, а также при наличии согласования с владельцем автомобильной дороги (участка).
6.4.9 Выполнение аэрофотосъемки осуществляют согласно ГОСТ Р 59328.
6.4.10 Выполнение лазерного сканирования осуществляют согласно ГОСТ Р 70689.
6.5 Правила разделения автомобильной дороги (участка) на сегменты и правила их построения
6.5.1 Для точной привязки элементов автомобильной дороги (участка) проводят ее разбивку на сегменты. В качестве сегментов выделяют: основной ход автомобильной дороги (участка), съезды транспортных развязок, проезжие части при раздельном трассировании, подъезды, обходы, объезды, альтернативные дороги и т.п. Каждому сегменту присваивают порядковый номер, состоящий из арабских цифр, начиная с цифры 0, где 0 - основной ход автомобильной дороги (участка).
6.5.2 При наличии на автомобильной дороге участков с раздельным трассированием проезжих частей проезжую часть прямого направления автомобильной дороги (участка) следует считать как часть сегмента основного хода, а проезжую часть обратного направления следует выделять как отдельный сегмент.
6.5.3 При наличии на автомобильной дороге (участке) транспортных развязок каждый съезд транспортной развязки выделяют в отдельный сегмент.
6.5.4 При наличии на автомобильной дороге (участке) проезжих частей, элементы на которых затруднительно или невозможно привязать к основному ходу, их следует выделять в отдельные сегменты.
6.5.5 Деление автомобильной дороги (участка) на сегменты подлежит согласованию с владельцем.
6.5.6 Примеры разделения автомобильной дороги (участка) на сегменты и правила их построения представлены в приложении В.
6.6 Правила присвоения автомобильным дорогам (участкам) идентификационных номеров
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваивают в соответствии с правилами [2].
6.7 Требования к привязке начала/конца автомобильной дороги (участка) и дорожных объектов
6.7.1 Привязку элементов автомобильной дороги (участка) осуществляют к линейному километражу, эксплуатационному километражу, координатам в заданной системе координат и сегментам.
6.7.2 Линейный и эксплуатационный километраж определяют от начала автомобильной дороги (участка) вдоль ее оси (при раздельном трассировании - оси проезжей части). Линейную привязку элементов осуществляют относительно вычисленных километровых знаков линейного километража. Привязку к эксплуатационному километражу осуществляют относительно существующих на местности километровых знаков. При отсутствии существующих километровых знаков эксплуатационный и линейный километражи совпадают.
6.7.3 Координатную привязку элементов автомобильной дороги (участка) осуществляют при помощи оборудования ГНСС как переносного, так и установленного в передвижную дорожную лабораторию. Для описания местоположения точек оси автомобильной дороги (участка, сегмента) используют пространственные (трехмерные) координаты геодезической или прямоугольной системы координат (широта, долгота, высота, или X, Y, Z), для описания местоположения элементов дороги и дорожных сооружений допускается использовать плоские (двухмерные) координаты (широта, долгота, или X, Y). Используемую систему координат указывают в таблице 1.3.1, приведенной в приложении Б.
6.7.4 Элементы привязывают к сегментам. Разбивку автомобильной дороги (участка) на сегменты осуществляют при составлении паспорта автомобильной дороги (участка) по правилам согласно 6.5. Для каждого элемента должен быть указан номер сегмента.
6.7.5 Элементы автомобильной дороги, расположенные на примыканиях и пересечениях, привязывают к соответствующему примыканию или пересечению.
6.7.6 При перемещении километрового знака в процессе эксплуатации элементы следует перепривязать к эксплуатационному километражу относительно нового положения знака.
6.7.7 Местоположение точек начала и конца определяют следующим образом:
- согласно проектной, рабочей или исполнительной документации;
- путем определения местоположения точек пересечения существующей на местности оси автомобильной дороги (участка) с вынесенными геодезическими методами на местности границами объектов капитального строительства, земельными участками, территориальными зонами, границами субъектов Российской Федерации, определенных согласно выпискам из ЕГРН или кадастровым паспортам;
- путем отсчета от нулевого километра, от точки пересечения осей автомобильных дорог, по данным владельца автомобильной дороги (участка).
6.7.8 Местоположение точек начала и конца определяется на местности при помощи оборудования ГНСС, тахеометров и прочего оборудования, позволяющего обеспечить точность согласно 6.4.
6.7.9 Местоположение точек начала и конца, а также границы сегментов согласуются актом между владельцем автомобильной дороги (участка), исполнителем работ по техническому учету и паспортизации и, при необходимости, руководителем или уполномоченным представителем муниципального образования в сфере дорожного хозяйства, с обязательной фотофиксацией точек на местности. Типовой акт приведен в приложении Б.
6.7.10 Протяженность автомобильной дороги (участка) исчисляют от начальной до конечной точки относительно пространственного положения оси автомобильной дороги (участка), в протяженность включают:
- протяженность основного хода в прямом направлении;
- протяженность съездов транспортных развязок;
- протяженность боковых проездов, выделенных на отдельном земляном полотне;
- протяженность альтернативных проездов, подъездов, включенных в автомобильную дорогу.
6.7.11 В протяженность автомобильной дороги (участка) не включают технологические проезды и подъезды, являющиеся участками автомобильных дорог необщего пользования.
6.7.12 На участках раздельного трассирования протяженность исчисляется относительно пространственного положения оси проезжей части прямого направления.
7 Требования к базе данных технического учета и паспортизации автомобильных дорог
7.1 Требования к форматам обмена данными
7.1.1 Для передачи массива данных паспорта автомобильной дороги (участка) используют электронный документ в формате *.XML. Наименования таблиц, полей и форматы данных XML-документа приведены в приложении Г.
7.1.2 XML-документ с массивом данных должен быть подписан ЭЦП, приравниваемой действующим законодательством к собственноручной.
7.1.3 При наличии дополнительных файлов-приложений их, после соответствующей перекодировки, следует вкладывать в XML-документ.
7.1.4 Имя файлу XML-документа следует присваивать исходя из следующей схемы:
,
где ID дор - идентификационный номер автомобильной дороги (в соответствии с пунктом 6 статьи 8 федерального закона [1]);
км+м - км+м - границы участка автомобильной дороги;
YYYY-MM-DD пасп - дата актуальности информации (год, месяц, день);
ИНН - ИНН организации составителя файла;
YYYY-ММ-DD форм - дата формирования файла (год, месяц, день);
_ - символ подчеркивания.
7.2 Требования к структуре данных
7.2.1 Структура базы данных XML-документа (наименования таблиц, полей и форматы данных) приведена в приложении Г.
7.2.2 Наименования полей базы данных (каждой таблицы) сформированы исходя из схемы, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема присвоения имен полей базы данных
7.2.3 Общее описание форматов данных, приведенных в приложении Г, представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Общее описание полей, форматы данных
Поля |
Описание |
Уникальный номер | |
ID |
Уникальный номер |
IDREFF |
Ссылка на уникальный номер |
Координаты | |
gml:Curve |
Стандарт описания точек оси автомобильной дороги (участка, сегмента) |
gml:Point |
Стандарт описания точек - элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений |
Число | |
byte |
Целое число (максимальное значение - 127) |
short |
Целое число (максимальное значение - 32 767) |
int |
Целое число (максимальное значение - 2 147 483 647) |
float |
32-битовое число с плавающей запятой |
Текст | |
string |
Символьная строка |
Выбор XML-документ позволяет предложить выбор из нескольких возможных значений (иные значения не допускаются) | |
string |
Символьная строка |
Выбор + XML-документ позволяет предложить выбор из нескольких возможных значений, допускается ввод своего варианта | |
string |
Символьная строка |
Дата | |
dateTime |
Дата и время. Шаблон данных - YYYY-MM-DDThh:mm:ss+03:00, где YYYY - год; ММ - месяц; DD - день; Т - разделитель; hh - часы; мм - минуты; ss - секунды; +03:00 - смещение GMT (в качестве примера указано Московское время) |
gYear |
Календарный год (YYYY) |
Логический | |
Boolean |
Логическое значение, которое может быть "true" или "false" |
Вложенные файлы Вложение файлов в ХМL осуществляется посредством их перекодировки в текстовый вид (например, с помощью "Base64" *) | |
string |
Символьная строка |
* Стандарт кодирования двоичных данных при помощи только 64 символов ASCII. |
7.2.4 Координатная привязка точек оси автомобильной дороги (участка, сегмента) осуществляется по стандарту OGC gml:Curve.
7.2.5 Координатная привязка точек - элементов автомобильной дороги (участка) и дорожных сооружений осуществляется по стандарту OGC gml:Point.
7.2.6 Используемую систему координат и эпоху (при необходимости) указывают в форме, приведенной в приложении Б, а также в блоке gml:GeodeticCRS документа в формате *.XML.
7.2.7 Для показателей, значения которых могут быть получены расчетным путем (протяженность, площадь и т.д.), результаты расчетов в базе данных (в таблицах) не хранят и определяют расчетным способом.
7.2.8 Для ряда элементов (объектов) сохранена возможность занесения и хранения в базе данных значений показателей, рассчитанных вручную.
7.2.9 Допускается не включать в документ в формате *.XML формы элементов, не представленных на автомобильной дороге (участке).
7.2.10 При необходимости документ в формате *.ХМL может быть расширен путем включения дополнительных наборов данных.
7.2.11 Изменение наименований таблиц, полей и форматов данных, указанных в приложении Г, не допускается.
8 Требования к документации технического учета и паспортизации автомобильных дорог
8.1 Состав паспорта автомобильной дороги
8.1.1 Паспорт составляют на каждую автомобильную дорогу в отдельности. Допускается формирование паспорта на отдельный участок автомобильной дороги.
8.1.2 На основании данных, полученных по результатам выполнения всех этапов работ технического учета и паспортизации в соответствии с разделом 6, формируют:
- паспорт автомобильной дороги в соответствии с приложением Б;
- файл данных в соответствии с приложением Г.
8.1.3 Паспорт автомобильной дороги (участка) должен включать в себя следующие обязательные структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- схема прохождения автомобильной дороги (участка);
- схемы узлов начала и конца автомобильной дороги (участка, сегмента) и фотографии их местоположения;
- общие данные;
- экономическая характеристика;
- техническая характеристика, в т.ч. ведомости основных характеристик и геометрических параметров, ведомости учета, сводные ведомости, карточки;
- эксплуатационные показатели;
- линейный график;
- схемы транспортных развязок;
- акт согласования границ автомобильной дороги (участка).
8.1.4 Допускается не включать в паспорт автомобильной дороги (участка) ведомости элементов, не представленных на автомобильной дороге (участке).
8.2 Требования к формированию (указания по составлению) паспорта автомобильной дороги (участка)
8.2.1 На титульном листе указывают учетный номер автомобильной дороги (участка), полное наименование, идентификационный номер автомобильной дороги, наименование владельца автомобильной дороги (участка), дату составления паспорта, подпись владельца автомобильной дороги (участка).
8.2.2 Содержание должно включать наименование имеющихся разделов, подразделов и приложений паспорта автомобильной дороги (участка) с указанием номеров страниц.
8.2.3 Схема прохождения автомобильной дороги (участка) должна быть выполнена в масштабе, позволяющем отобразить все важные данные, но не менее 1:1 000 000. Схему следует формировать в формате А4 альбомной ориентации. Допускается применение формата А3. На схеме прохождения автомобильной дороги (участка) должны быть отображены начало и конец автомобильной дороги, сегменты, пересечения с основными реками, пересечения с крупными автомобильными и железными дорогами, пересечения с границами административных районов, крупные населенные пункты, транспортные развязки. При необходимости отображаются прочие крупные характерные объекты.
8.2.4 Фотографии местоположения начала и конца автомобильной дороги (участка, сегмента) должны быть цветными, четкими, без размытых или искаженных элементов, направление фотографирования определяют с учетом наибольшей информативности изображения точек начала и конца дороги, а также дорожной обстановки. К фотографиям приводят схемы узлов начала и конца, делают текстовое описание точки автомобильной дороги (участка, сегмента). На фотографиях и схемах стрелками указывают прямое направление, наносят границы автомобильной дороги (участка, сегмента). Указывают местоположения точек в эксплуатационном и линейном километражах, а также координаты в заданной системе координат.
8.2.5 В раздел "Общие данные" вносят данные об автомобильной дороге (участке). Перечень общих данных, подлежащих техническому учету и паспортизации, представлен в А.1.
8.2.6 В раздел "Экономическая характеристика" вносят в свободной форме следующие данные:
- об экономическом, административном и функциональном значении автомобильной дороги (участка);
- о связи дороги с железнодорожными, водными путями и другими автомобильными дорогами;
- характеристике движения, его сезонности и перспективе.
8.2.7 В раздел "Техническая характеристика" вносят следующие данные, предусмотренные соответствующими ведомостями:
- о техническом состоянии, параметрах геометрических элементов автомобильных дорог (участков);
- наличии, параметрах и техническом состоянии дорожных сооружений автомобильных дорог (участков).
8.2.8 В раздел "Эксплуатационные показатели" вносят данные об эксплуатационных характеристиках (сцепление, ровность, прочность, состояние покрытия проезжей части), предусмотренных соответствующими ведомостями. Этот раздел заполняют по данным ранее проведенной диагностики, а при их отсутствии данные могут быть определены по согласованию с владельцем автомобильной дороги (участка) согласно [3].
8.2.9 Тип шрифта для основного текста паспорта и ведомостей - Times New Roman, цвет шрифта - черный. Размер шрифта основного текста 12 пт, заголовков 14 пт, размер шрифта в ведомостях, сводных ведомостях, карточках допускается уменьшать, но не менее 10 пт. Полужирный шрифт применяют только для заголовков разделов и подразделов, заголовков структурных элементов. Страницы паспорта должны соответствовать формату А4, допускается применение формата А3 альбомной ориентации.
8.2.10 Линейный график должен отображать ситуацию на автомобильной дороге (участке). Линейный график выполняют на листе формата А3 альбомной ориентации. На одном листе линейного графика отображают до 5 км автомобильной дороги (участка). Масштаб линейного графика произвольный, кратный 1:50, но не менее 1:20 000 в горизонтальном масштабе. При построении линейного графика используют условные обозначения, представленные в разделе 4 приложения Б, а также прочие, общепринятые в дорожной отрасли и представленные в ГОСТ 21.204 и ГОСТ 21.207.
8.2.11 Линейный график имеет 18 обязательных граф и предполагает заполнение следующей информации:
- в графе 1 указывают наименование и границы районов (областей), населенных пунктов. Участки дороги, находящиеся в ведении городов, выделяют серо-красным цветом, а совмещенные участки - светло-синим цветом, границы административных районов обозначают вертикальными линиями с указанием названия прохождения района и области (без выделения цветом);
- в графе 2 указывают границы зон обслуживания дорожных организаций с наименованием обслуживающей организации;
- в графе 3 указывают элементы продольного профиля автомобильной дороги с указанием границ. Границы участков с различными продольными уклонами обозначают вертикальными линиями. Границы участков соединяют наклонными линиями с указанием продольного уклона (в промилле) над линией и протяженности участка (в метрах) под линией. Наклонная линия, направленная вверх, обозначает движение на подъем, линия, направленная вниз, обозначает движение на спуск, горизонтальная линия обозначает отсутствие уклона. Уклоны, допустимые для данной категории дороги, обозначают черной линией, уклоны более допустимых выделяют красным цветом;
- в графе 4 указывают элементы плана автомобильной дороги с указанием границ. Границы участков с различными радиусами кривых в плане обозначают вертикальными линиями. Границы криволинейных участков соединяют горизонтальными линиями с указанием радиуса кривой и протяженностью участка (в метрах). Смещение вверх обозначает поворот дороги влево, смещение вниз обозначает поворот дороги вправо. Красным цветом выделяют радиусы кривых менее допустимых;
- в графе 5 указывают разграничения линейного километража - каждые 1000 м от целого значения километража, предшествующего началу автомобильной дороги (участка). Существующие километровые знаки эксплуатационного километража обозначают в графах 7 и 8 на элементах ситуации;
- в графе 6 указывают номер сегмента арабскими цифрами, где цифра 0 - всегда сегмент основного хода автомобильной дороги (участка);
- в графах 7 и 8 указывают элементы ситуации слева и справа от дороги;
- в графе 9 записывают тип покрытия, ширину проезжей части и земляного полотна в виде схемы. Для дорог без разделительной полосы схему записывают в порядке: "ширина обочины (краевая полоса) - ширина проезжей части - (краевая полоса) ширина обочины" [например: 3,75 (0,75) - 15 - (0,75) 3,75], для дорог с разделительной полосой в порядке: "ширина обочины (краевая полоса) - ширина проезжей части - (полоса безопасности) разделительная полоса (полоса безопасности) - ширина проезжей части - (краевая полоса) ширина обочины" [например: 3,75 (0,75) - 7,5 - (0,5) 6 (0,5) - 7,5 - (0,75) 3,75]. Ширины обочин и разделительной полосы указывают вместе с краевыми полосами (полосами безопасности), являющимися их составными частями. При наличии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек в границах бровок земляного полотна их ширину также указывают. Графу закрашивают цветом, в зависимости от материала покрытия;
- в графе 10 приводят схему конструкции дорожной одежды в виде изображения с указанием толщин конструктивных слоев (в сантиметрах) и границ участков с различными конструктивными слоями. Границы обозначают вертикальными линиями, схему конструкции указывают при каждом изменении. Конструкцию дорожной одежды обозначают общепринятыми в дорожной отрасли условными обозначениями материалов дорожной одежды по ГОСТ 21.204, ГОСТ 21.207;
- в графе 11 приводят грунт земляного полотна в соответствии с действующей классификацией по ГОСТ 33063;
- в графе 12 приводят искусственные дорожные сооружения с указанием местоположения, полной длины, номера ИССО, габарита, материала, нормативной нагрузки и года постройки. Для тоннельных сооружений, галерей и труб дополнительно указывают развернутую длину, высоту и ширину отверстий. Все размеры указывают в метрах;
- в графах 13 и 14 приводят снегозаносимые участки и снегозащитные устройства слева и справа от проезжей части с указанием границ, границы снегозаносимых участков и снегозащитных устройств обозначают вертикальными линиями;
- в графе 15 приводят участки повышенной трудности содержания: затопляемые, оползневые, пучинистые, участки вечной мерзлоты и т.д. (за исключением снегозаносимых) с указанием границ, границы участков повышенной трудности содержания обозначают вертикальными линиями;
- в графе 16 приводят участки с ограничениями по габаритам с указанием границ. Границы участков обозначают вертикальными линиями, внутри участка записывают значение ограничения (в метрах);
- в графе 17 приводят участки с ограничениями по массе с указанием границ. Границы участков обозначают вертикальными линиями, внутри участка записывают значение ограничения (в тоннах);
- в графе 18 приводят состояние покрытия проезжей части (отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное, аварийное), определенное согласно результатам диагностики автомобильной дороги (участка).
8.2.12 Линейный график может быть расширен путем включения дополнительных граф с наполнением соответствующей информацией.
8.2.13 Схемы транспортных развязок выполняют в произвольном масштабе на листе формата А4 или А3. На схемах указывают местоположение и наименование транспортных развязок, наименование и направление автомобильных дорог, выделяют съезды, обозначают границы транспортных развязок и границы съездов. При необходимости на схему наносят дополнительную информацию. Пример выполнения схемы транспортной развязки представлен в приложении Б.
8.2.14 К паспорту автомобильной дороги (участка) прикладывают материалы видеосъемки или покадровой фотосъемки, материалы вспомогательных средств для проведения технического учета и паспортизации при условии их выполнения, таких как аэрофотосъемка, спутниковая съемка, лазерное сканирование.
8.2.15 При необходимости паспорт автомобильной дороги (участка) может быть расширен путем включения дополнительных разделов и ведомостей с материалами инженерных изысканий, составом транспортного потока, иными специализированными обследованиями, проводимыми на автомобильной дороге (участке).
9 Сроки, порядок проведения и обновления данных технического учета и паспортизации автомобильных дорог
9.1 Работы по первичному техническому учету и паспортизации должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев после введения новой (реконструированной) автомобильной дороги (участка) в эксплуатацию или выявления существующей автомобильной дороги (участка), технический учет и паспортизация которой(го) ранее не проводились.
9.2 Повторный технический учет и паспортизацию проводят с периодичностью не реже одного раза в пять лет.
9.3 Текущий технический учет и паспортизацию проводят на автомобильных дорогах по мере необходимости, результаты вносят один раз в год по состоянию на 1 января.
9.4 При первичном техническом учете и паспортизации проводят все основные этапы работ: подготовительный, этап полевых обследований и этап камеральной обработки. На этапе камеральной обработки в базу данных технического учета и паспортизации вносят первичные данные об автомобильной дороге (участке). Для заполнения базы данных используют информацию, полученную в процессе полевых работ, а также информацию из вспомогательных источников, таких как проектная, рабочая, исполнительная документация на автомобильную дорогу (участок), искусственные сооружения и прочие элементы.
9.5 При повторном техническом учете и паспортизации проводят этапы работ, аналогичные первичному. Актуализируют существующую базу данных технического учета и паспортизации, добавляют новые элементы. Проверяют и при необходимости уточняют параметры и характеристики ранее занесенных элементов, все выявленные расхождения анализируют.
9.6 При текущем техническом учете и паспортизации допускается вносить данные без выполнения этапа полевых обследований, используя в качестве исходной информации результаты диагностики, обследований ИССО, исполнительную документацию и т.д.
9.7 После заполнения базы данных технического учета и паспортизации автомобильной дороги (участка) должен быть выведен электронный документ в формате *.PDF, подписанный ЭЦП, приравниваемой действующим законодательством к собственноручной. Если в базу данных вносят изменения, то после внесения изменений необходимо вывести обновленный электронный паспорт. Сведения, содержащиеся в электронном паспорте автомобильной дороги (участка), всегда должны соответствовать сведениям, содержащимся в базе данных технического учета и паспортизации автомобильной дороги (участка) в настоящий момент.
9.8 Паспорт автомобильной дороги (участка), сформированный в электронном виде, распечатывается на бумаге и заверяется печатью и собственноручной подписью владельца автомобильной дороги (участка), после чего хранится у владельца автомобильной дороги (участка). Сведения, содержащиеся в бумажном экземпляре паспорте автомобильной дороги (участка), должны соответствовать сведениям, содержащимся в базе данных технического учета и паспортизации автомобильной дороги (участка) на 1 января текущего года. Бумажный экземпляр паспорта необходимо ежегодно обновлять.
9.9 Ведение паспорта автомобильной дороги (участка) осуществляется путем внесения изменений в базу данных технического учета и паспортизации и последующим выводом паспорта в электронном виде. Ведение паспорта путем внесения рукописных изменений в бумажный формат не допускается. Ведение паспорта осуществляет владелец автомобильной дороги (участка). Допускается для ведения паспорта привлекать специализированные организации. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в базе данных и в паспорте автомобильной дороги, несет владелец автомобильной дороги (участка).
9.10 На каждом паспорте автомобильной дороги (участка) и в бумажном, и в электронном виде должна быть указана дата составления. При обновлении паспорта на титульном листе старой версии паспорта в бумажном формате проставляют отметку с указанием даты окончания срока действия.
9.11 Срок хранения утвержденных паспортов в бумажном и электронном виде составляет 10 лет.
10 Техника безопасности при выполнении работ по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог
10.1 Полевые работы по техническому учету и паспортизации дорог относятся к категории опасных. Перед началом работ все задействованные лица должны пройти инструктаж и неукоснительно соблюдать действующие правила техники безопасности.
10.2 При выполнении полевых обследований, при необходимости выполнения работ, требующих временного изменения организации дорожного движения на проезжей части автомобильной дороги (участка), должны быть обеспечены мероприятия по ограждению мест производства работ в соответствии с положениями ГОСТ Р 58350.
10.3 Передвижные дорожные лаборатории должны быть оборудованы спецсигналами (проблесковыми маячками), дорожными знаками (1.25 "Дорожные работы", 4.2.1/4.2.2 "Объезд препятствия") и иметь соответствующую цветографическую схему.
10.4 Члены бригады должны иметь сигнальные жилеты со светоотражающими элементами, выполненными согласно ГОСТ 12.4.281.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
[2] |
Правила присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров (утверждены приказом Минтранса Российской Федерации от 7 февраля 2007 г. N 16) |
[3] |
ОДМ 218.4.039-2018 Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог |
[4] |
ОДМ 218.3.014-2011 Методика оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах |
Ключевые слова: автомобильные дороги, технический учет, паспортизация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71360-2024 "Дороги автомобильные общего пользования. Технический учет и паспортизация. Общие технические требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2024 г. N 557-ст)
Опубликование:
Российский институт стандартизации, Москва, 2024 г.
Дата введения - 1 июня 2024 г.