Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N 88-АД24-1-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Арутюняна Л.Л. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Томска Томской области от 03 октября 2023 года, решение судьи Томского областного суда от 17 октября 2023 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 ноября 2023 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Армения Арутюняна Левона Ленташовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Томска от 20 сентября 2023 года гражданин Республики Армения Арутюнян Л.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением до исполнения постановления в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области.
Решением судьи Томского областного суда от 03 октября 2023 года указанное постановление судьи районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановлением судьи Ленинского районного суда города Томска Томской области от 03 октября 2023 года гражданин Республики Армения Арутюнян Л.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации с помещением до исполнения постановления в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области.
Решением судьи Томского областного суда от 17 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 ноября 2023 года, данное постановление судьи районного суда от 03 октября 2023 года изменено, указано на признание в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность Арутюняна Л.Л., признание им вины и раскаяние в содеянном. В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда города Томска Томской области от 03 октября 2023 года оставлено без изменений.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Арутюнян Л.Л. выражает несогласие с постановлением судьи Ленинского районного суда города Томска Томской области от 03 октября 2023 года, решением судьи Томского областного суда от 17 октября 2023 года и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 ноября 2023 года, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что законно находящийся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу требования пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Положения пункта 2 статьи 5 указанного Федерального закона обязывают временно пребывающего в Российскую Федерацию иностранного гражданина выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 19 сентября 2023 года в 10.13 часов по адресу: ..., уполномоченным должностным лицом правоохранительных органов выявлен гражданин Республики Армения Арутюнян Л.Л., который прибыл на территорию Российской Федерации 23 марта 2012 года, однако по истечении установленного пунктом 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срока пребывания - 21 июня 2012 года, уклонился от выезда с территории Российской Федерации и до момента обнаружения находился на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Данные обстоятельства Арутюняном Л.Л. по существу не отрицались и подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия иностранного гражданина Арутюняна Л.Л., не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и миграционного законодательства Российской Федерации.
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 данного Кодекса входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (часть 2 статьи 28.2 указанного Кодекса), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 29.10 означенного Кодекса).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения, заключенному в городе Москве 25 сентября 2000 года, паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах) является одним из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев - граждан Республики Армения.
При производстве по делу и рассмотрении дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе личность лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, установленная должностным лицом и судом на основании документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве - паспорта гражданина Республики Армения ..., выданного 01 марта 2011 года МВД Армении (с отметкой о сроке действия в Российской Федерации по 03 мая 2106 года), а также на основании сведений об иностранном гражданине, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, а истечение срока действия национального паспорта 01 марта 2021 года ввиду бездействия Арутюняна Л.Л. само по себе основанием для вынесения заключения об установлении личности иностранного гражданина в рассматриваемом случае не является.
Порядок и срок давности привлечения иностранного гражданина Арутюняна Л.Л. к административной ответственности соблюдены.
Право иностранного гражданина Арутюняна Л.Л. на защиту реализовано.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены вышестоящими судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, имеющие правовое значение для разрешения дела доводы жалоб получили надлежащую оценку.
С доводами жалобы о необоснованном назначении иностранному гражданину Арутюняну Л.Л. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нельзя согласиться.
Санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено Арутюняну Л.Л. в соответствии с санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судов о действительной необходимости назначения Арутюняну Л.Л. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в полной мере мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности.
Длительность проживания Арутюняна Л.Л. на территории Российской Федерации и фактические сложившиеся семейные отношения с гражданкой Российской Федерации и ее детьми не освобождают его как иностранного гражданина от обязанности по соблюдению требований миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и представляющие собой особую государственную значимость.
С учетом отсутствия данных, подтверждающих невозможность общения и поддержания семейных связей при проживании Арутюняна Л.Л. за пределами Российской Федерации при их действительном стойком наличии, принимая во внимание отношение иностранного гражданина к установленному на территории Российской Федерации правопорядку, на протяжении длительного периода времени (с 2012 года) игнорировавшемуся Арутюняном Л.Л., который в 2015 году привлекался к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, однако каких-либо мер для легализации своего положения на территории Российской Федерации не принял, - оснований для исключения назначенного Арутюняну Л.Л. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не усматриваю.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Томска Томской области от 03 октября 2023 года, решение судьи Томского областного суда от 17 октября 2023 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 ноября 2023 года, вынесенные в отношении гражданина Республики Армения Арутюняна Левона Ленташовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Арутюняна Л.Л. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N 88-АД24-1-К8
Опубликование:
-