Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Комитета ветеринарии
города Москвы
от 07.02.2024 г. N 18
Председатель
Комитета ветеринарии города Москвы
Сауткин А.В.
Доклад
о правоприменительной практике по региональному государственному контролю (надзору) в области обращения с животными, за исключением животных, содержащихся и используемых в культурно-зрелищных целях, и диких животных, в 2023 году
Настоящий Доклад о правоприменительной практике по региональному государственному контролю (надзору) в области обращения с животными, за исключением животных, содержащихся и используемых в культурно-зрелищных целях, и диких животных, в 2023 году подготовлен Комитетом ветеринарии города Москвы (далее - Комитет) в соответствии с требованиями статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пункта 3.6 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2021 г. N 1497-ПП, с использованием Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, одобренного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 г. N 2.
В 2023 году региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, за исключением животных, содержащихся и используемых в культурно-зрелищных целях, и диких животных (далее - региональный надзор), осуществлялся Комитетом на основании статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ), в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336), Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2021 г. N 1497-ПП, Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области обращения с животными на 2023 год, утвержденной приказом Комитета от 1 ноября 2022 г. N 155 (далее - Программа профилактики на 2023 год).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Федеральный закон N 498-ФЗ издан 27 декабря 2018 г., а не 28 декабря 2018 г., приказ Комитета N 155 издан 24 ноября 2022 г., а не 1 ноября 2022 г.
Региональный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица), требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в области обращения с животными (далее - обязательные требования).
Региональный надзор в 2023 году осуществлялся на территории города Москвы уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции по надзору в области обращения с животными Комитета посредством проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, с учетом ограничений, установленных постановлением N 336, с использованием Федеральной государственной информационной системы "Единый реестр видов контроля" (ЕРВК), Федеральной государственной информационной системы "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (ЕРКНМ), Государственной автоматизированной системы "Управление" (ГАС "Управление"), Подсистемы контрольной (надзорной) деятельности "Цифровой платформы взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (ПКНД).
1. Статистические данные о проведенных в отношении контролируемых лиц контрольных (надзорных) мероприятиях, носящих как плановый, так и внеплановый характер, и анализ результатов таких мероприятий:
1.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия:
Основания для проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в 2023 году отсутствовали.
1.2. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
1.2.1. Контрольные (надзорные) мероприятия, проведенные во взаимодействии с контролируемыми лицами
Основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в 2023 году отсутствовали.
1.2.2. Информация о характере и статистике проведенных контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами
Без взаимодействия с контролируемыми лицами проведено 9 контрольных (надзорных) мероприятий, из них: 4 выездных обследования и 5 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
2. Статистика и анализ причиненного в результате нарушений обязательных требований контролируемыми лицами ущерба охраняемым законом ценностям
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий случаев причинения вреда животным, повлекших их гибель или нанесение им увечья, не выявлено.
3. Информация о типовых и массовых нарушениях обязательных требований, допущенных контролируемыми лицами
3.1. Перечень типовых нарушений обязательных требований, совершенных контролируемыми лицами в 2023 году, с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда, возникающего вследствие нарушения обязательных требований, и тяжести последствий таких нарушений
3.1.1. Типовые нарушения обязательных требований, имеющие низкий риск причинения вреда охраняемым законом ценностям и не имеющие последствий для жизни и здоровья человека и животных:
1) отсутствие регистрации в государственных ветеринарных учреждениях у содержащихся контролируемыми лицами собак, начиная с трехмесячного возраста или в 2-недельный срок с момента приобретения;
2) непроведение маркирования путем введения микрочипа животным, содержащимся в приюте для животных без владельцев.
3.1.2. Типовые нарушения обязательных требований, имеющие умеренный риск причинения вреда охраняемым законом ценностям и не вызывающие тяжкие последствия для жизни и здоровья человека и животных:
1) содержание животных в свободном выгуле (без привязи) на плохо огороженной территории;
2) отсутствие предупреждающей надписи о наличии собаки на территории производственного объекта контролируемого лица;
3) несоблюдение требований, предъявляемых к размещению, содержанию и площади помещений, предназначенных для содержания и выгула животных, в приютах для животных без владельцев, в том числе:
- размещение приюта для животных не в специально отведенных для этого помещениях, строениях, сооружениях;
- отсутствие дезинфекционных ковриков при входе в приют для животных без владельцев;
- площадь вольеров для содержания животных без владельцев меньше одного квадратного метра из расчета на одну кошку;
- отсутствие в приюте для содержания животных без владельцев огороженной со всех сторон площадки для выгула кошек, примыкающей к месту их содержания.
3.1.3. Типовые нарушения обязательных требований, имеющие значительный риск причинения вреда охраняемым законом ценностям и вызывающие тяжкие последствия для жизни и здоровья человека и животных:
1) отсутствие обязательной вакцинации против бешенства в ветеринарных учреждениях у собак и кошек, содержащихся контролируемыми лицами;
2) непредставление животных для осмотра в государственное ветеринарное учреждение в течение 12 часов с момента нанесения ими покуса другому животному или человеку;
3) непроведение животным обязательных ветеринарных обработок и исследований.
3.2. Статистика типовых и массовых нарушений обязательных требований, по однородным группам контролируемых лиц
3.2.1. В 2023 году массовых нарушений обязательных требований в области обращения с животными не выявлено.
3.2.2. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных без взаимодействия с контролируемыми лицами, выявлено 11 фактов допущения контролируемыми лицами типовых нарушений законодательства в области обращения с животными, из них:
1) допущенных контролируемыми лицами, осуществляющими содержание принадлежащих им животных (5 фактов нарушений):
- отсутствие регистрации в государственных ветеринарных учреждениях у содержащихся контролируемыми лицами собак, начиная с трехмесячного возраста или в 2-недельный срок с момента приобретения;
- отсутствие обязательной вакцинации против бешенства в ветеринарных учреждениях у собак и кошек, содержащихся контролируемыми лицами;
- содержание домашних животных в свободном выгуле (без привязи) на плохо огороженной территории;
- отсутствие предупреждающей надписи о наличии собак на территории объекта;
- непредставление животных для осмотра в государственное ветеринарное учреждение в течение 12 часов с момента нанесения ими покуса другому животному или человеку;
2) допущенных контролируемыми лицами, содержащими животных в приютах для животных без владельцев (5 фактов нарушений):
- размещение приюта для животных не в специально отведенных для этого помещениях, строениях, сооружениях;
- отсутствие дезинфекционных ковриков при входе в приют для животных без владельцев;
- площадь вольеров для содержания животных без владельцев меньше одного квадратного метра из расчета на одну кошку;
- отсутствие в приюте для содержания животных без владельцев огороженной со всех сторон площадки для выгула кошек, примыкающей к месту их содержания;
- непроведение маркирования путем введения микрочипа животным, содержащимся в приюте для животных без владельцев;
3) допущенных контролируемыми лицами, осуществляющими торговлю животными (1 факт нарушения):
- непроведение животным обязательных ветеринарных обработок и исследований.
3.3. Анализ выявленных и возможных причин возникновения типовых и массовых нарушений обязательных требований
Причинами типовых нарушений обязательных требований явилось уклонение контролируемых лиц от соблюдения установленных норм и правил в области обращения с животными.
3.4. Рекомендации контролируемым лицам по проведению мероприятий, направленных на устранение причин совершения типовых и массовых нарушений обязательных требований
В целях недопущения нарушений обязательных требований, защиты животных, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан Комитет рекомендует контролируемым лицам ознакомиться с Реестром обязательных требований, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет во вкладке "Общая информация" в разделе "Деятельность" на странице Комитета по адресу: https://www.mos.ru/moskomvet/ или в Государственной информационной системе "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" по адресу: https://www.knd.mos.ru.
Особое внимание необходимо уделять обеспечению безопасности граждан и животных, в случае необходимости коррекции поведения животных обращаться к специалистам (ветеринарный врач, кинолог, фелинолог, зоопсихолог и другие).
4. Статистика и анализ примененных к контролируемым лицам мер юридической ответственности
Учитывая, что в соответствии с требованиями Постановления N 336 и части 3_1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, основания для возбуждения Комитетом дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан отсутствовали.
5. Анализ практики составления протоколов об административных правонарушениях, практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе в случае отказа в привлечении контролируемых лиц, их должностных лиц к административной ответственности
В 2023 году в соответствии с КоАП РФ Комитетом вынесено 2 постановления о назначении административных наказаний на основании постановлений органов прокуратуры:
- 1 в отношении гражданина по ч. 2 ст. 8.52 КоАП РФ (Жестокое обращение с животными, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния) на сумму 10 тыс. руб.;
- 1 в отношении должностного лица по ч. 2 ст. 8.54 КоАП РФ (Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев) на сумму 5 тыс. руб.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица Комитета обращают внимание на следующие вопросы:
- относится ли рассмотрение данного дела к компетенции Комитета;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы;
- наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств совершения административного правонарушения;
- соразмерность административного наказания социальному положению лица, совершившего административное правонарушение;
- наличие оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения или освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, совершенного впервые.
6. Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) Комитета и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке
Решения, действия (бездействие) Комитета и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке контролируемыми лицами не обжаловались.
7. Статистика и анализ исполнимости предписаний, выданных контролируемым лицам по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
Основания для выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований контролируемым лицам в 2023 году отсутствовали.
8. Статистика и анализ случаев объявления и исполнимости предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований
8.1. Руководствуясь положениями Постановления N 336 в 2023 году контролируемым лицам объявлено 49 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Решения о выдаче предостережений принимались в связи с выявлением типовых нарушений законодательства в области обращения с животными по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных без взаимодействия с контролируемыми лицами, и (или) установлением признаков нарушений законодательства в области обращения с животными по результатам рассмотрения обращений граждан и организаций, а также информации из средств массовой информации и от правоохранительных органов:
1) имеющих низкий риск причинения вреда охраняемым законом ценностям и не имеющих последствий для жизни и здоровья человека и животных:
- отсутствие регистрации в государственных ветеринарных учреждениях у содержащихся контролируемыми лицами собак начиная с трехмесячного возраста или в 2-недельный срок с момента приобретения;
- осуществление отлова животных без владельцев на территории города Москвы не уполномоченным юридическим лицом;
- не проведение маркирования всех животных, содержащихся в приюте для животных без владельцев, путем введения микрочипа;
- не размещение информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет обо всех поступивших в приют животных без владельцев;
2) имеющих умеренный риск причинения вреда охраняемым законом ценностям и не вызывающих тяжкие последствия для жизни и здоровья человека и животных:
- содержание животных в свободном выгуле (без привязи) на плохо огороженной территории;
- отсутствие предупреждающей надписи о наличии собаки на территории производственного объекта контролируемого лица;
- содержание животных без владельцев в помещениях, строениях, сооружениях специально не предназначенных для содержания животных без владельцев;
- отсутствие сведений об учете животных без владельцев и информации о проведении животным без владельцев необходимых исследований и обработок в автоматизированной системе "Ветеринарная автоматизированная система";
3) имеющих значительный риск причинения вреда охраняемым законом ценностям и вызывающих тяжкие последствия для жизни и здоровья человека и животных:
- отсутствие ежегодной обязательной вакцинации против бешенства в ветеринарных учреждениях у собак и кошек, содержащихся контролируемыми лицами;
- не представление животных для осмотра в государственное ветеринарное учреждение в течение 12 часов с момента нанесения ими покуса другому животному или человеку;
- проведение на животных ветеринарных и иных процедур, которые могут вызывать у животных нестерпимую боль, и привести к причинению вреда здоровью животного.
8.2. От контролируемых лиц получено 8 уведомлений о выполнении объявленных Комитетом предостережений и 5 возражений на предостережения, на которые даны ответы в установленный срок.
9. Информация о профилактических мероприятиях, проведенных в отношении контролируемых лиц
9.1. Профилактические мероприятия в отношении контролируемых лиц проводились Комитетом в соответствии с Программой профилактики на 2023 год. Перечень профилактических мероприятий, предусмотренный Программой профилактики на 2023 год, выполнен полностью, в том числе:
- проведено 180 консультирований по вопросам осуществления регионального надзора по телефону "горячей линии";
- проведено 4 семинара по вопросам соблюдения обязательных требований в области обращения с животными, с обобщением практики осуществления регионального надзора;
- проведено 2 обязательных профилактических визита на вновь образованных объектах по обращению с животными, используемых контролируемыми лицами.
9.2. При проведении профилактических мероприятий увеличения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и нарушений требований законодательства в области обращения с животными не выявлено. Присвоенные контролируемым лицам и используемым ими объектам категории рисков не повышались.
9.3. Реализация Программы профилактики в 2023 году позволила повысить эффективность соблюдения установленных обязательных требований в области обращения с животными, создать обоснованную уверенность в отсутствии значительных рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, и как следствие к экономии средств, затрачиваемых на проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета ветеринарии г. Москвы от 7 февраля 2024 г. N 18 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.