Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
приказом Комитета
Республики Коми по тарифам
от 19 декабря 2023 г. N 102-ОД
(приложение N 1)
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов), применяемых на территории Республики Коми на 2024 год
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления регионального контроля (надзора).
Согласно Положению о Комитете Республики Коми по тарифам, утвержденному Постановление Правительства Республики Коми от 05.11.2020 N 541 (далее - Положение), Комитет Республики Коми по тарифам (далее - Комитет) является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми в области регулируемых государством цен (тарифов) и в сферах естественных монополий.
С 01.01.2022 года региональный государственный контроль (надзор) на территории Республики Коми в области регулируемых государством цен (тарифов), применяемых на территории Республики Коми, осуществляется Комитетом в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), постановлением Правительства Республики Коми от 01.10.2021 N 482 "Об утверждении положений о видах регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов), применяемых на территории Республики Коми".
Комитет осуществляет следующие виды регионального государственного контроля (надзора):
- в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
- в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
- в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- в сферах естественных монополий;
- за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
- за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.
В связи с введенными ограничениями постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2023 году проведение контрольных (надзорных) мероприятий, возбуждение дел об административных правонарушениях Комитетом не осуществлялось.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности.
Учитывая, что приоритетным направлением проводимой реформы контрольной (надзорной) деятельности является профилактика, которая также стала основным инструментом контроля и принятые в 2023 году Правительством Российской Федерации ограничительные меры Комитетом в 2023 году акцент был сделан на проведение профилактических мероприятий.
Приказом Комитета от 19.12.2022 N 133-ОД "Об утверждении Программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год" утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.
В рамках реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год проведены следующие мероприятия:
1) Осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований.
Согласно Федеральному закону информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
На официальном сайте Комитета в установленном порядке размещена необходимая информация, согласно перечню, установленному Федеральным законом (https://komirec.rkomi.ru/deyatelnost/gosudarstvennyy-kontrol-nadzor).
2) Обобщение правоприменительной практики
Комитетом проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) за 2022 год.
Приказом Комитета от 14.02.2023 N 18-ОД утвержден доклад по правоприменительной практике организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) за 2022 год, который размен в установленном порядке на официальном сайте Комитета (https://komirec.rkomi.ru/deyatelnost/gosudarstvennyy-kontrol-nadzor/publichnye-obsujdeniya).
3) Объявление предостережений
За истекший период 2023 года Комитетом выдано 26 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Из них исходя из видов регионального государственного контроля (надзора):
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - выдано 6 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - выдано 20 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
- региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике - выдано 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
4) Консультирование
Консультирование контролируемых лиц по вопросам применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения, необходимых организационных и (или) технических мероприятий, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований, особенностей осуществления регионального государственного контроля (надзора) проводится сотрудниками Комитета на постоянной основе в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, а также в письменной форме при их письменном обращении.
5) Профилактические визиты
За истекший период Комитетом проведено 2 профилактических визита.
1.3 Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.
Профилактика нарушений направлена на:
соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики;
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации;
соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;
соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами в субъекте Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдения стандартов раскрытия информации;
соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения обязательных требований Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения к установлению и применению цен (тарифов) в области газоснабжения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, целевого использования финансовых средств, полученных в результате введения надбавок на транспортировку газа, соблюдение стандартов раскрытия информации;
соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, предусмотренные перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Республики Коми, орган регулирования, а именно на:
- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
- перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования в городском сообщении (кроме автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта);
- перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в случаях, установленных федеральными законами.
соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) на услуги, предусмотренные перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, на которые органу регулирования предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, а именно на:
- перевозки грузов, пассажиров и багажа речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями программы профилактики являются:
1. предупреждение нарушений обязательных требований;
2. создание мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному, социально ответственному, правовому поведению;
3. снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
4. повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по контролю.
Задачами программы профилактики являются:
1. выявление причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
2. создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
3. формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
4. повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях, и необходимых мерах по их исполнению;
5. снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Комитет проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Орган регулирования один раз в год осуществляет обобщение правоприменительной практики.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, должен быть подготовлен не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, утвержден приказом органа регулирования до 12 марта указанного года и размещен на Официальном сайте не позднее 3 дней со дня его утверждения.
В случае наличия у органа регулирования сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган регулирования объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Консультирование контролируемых лиц осуществляется в письменной форме при их письменном обращении либо в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица, в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или публичного мероприятия.
Консультирование осуществляется, в том числе в письменной форме по следующим вопросам:
1) применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения;
2) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
3) особенности осуществления регионального контроля (надзора).
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемых видов деятельности в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи (при наличии технической возможности) в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Мероприятия по профилактике нарушений, реализуемые Комитетом в 2024 году
N |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Ответственный исполнитель |
1. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области государственного регулирования цен (тарифов) посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" | |||
1.1. |
поддержание в актуальном состоянии текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) |
в течение года (по мере принятия или внесения изменений в нормативные правовые акты) |
Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля в области регулируемых цен (тарифов) |
1.2. |
Размещение сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу |
в течение года (по мере внесения изменений в нормативные правовые акты) |
|
1.3. |
Поддержание в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
в течение года (с момента внесения изменений в нормативные правовые акты) |
|
1.4. |
Поддержка в актуальном состоянии утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования |
в течение года (с момента внесения изменений в нормативные правовые акты) |
|
1.5. |
Актуализация руководств по соблюдению обязательных требований |
по мере необходимости |
|
1.6. |
Поддержание в актуальном состоянии перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
в течение года (с момента внесения изменений в нормативные правовые акты) |
|
1.7. |
Размещение перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
3 квартал 2024 года |
|
1.8. |
Размещение программы профилактики рисков причинения вреда на 2025 год |
в течение 5 дней со дня принятия |
|
1.9. |
Актуализация исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица |
в течение года по мере необходимости |
|
1.10 |
Актуализация сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение года по мере необходимости |
|
1.11 |
Актуализация сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
в течение года по мере необходимости |
|
1.12 |
Размещение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа |
не позднее 3 дней со дня утверждения |
|
1.13 |
Размещение доклада о государственном контроле (надзоре) |
до 15 марта 2024 года |
|
1.14 |
Подготовка и размещение информационных писем о тарифной кампании на 2025 год |
До 1 мая 2024 года |
Начальники соответствующих структурных подразделений |
2. Обобщение правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа | |||
2.1 |
Проведение публичных обсуждений правоприменительной практики |
декабрь 2024 года |
Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля в области регулируемых цен (тарифов) |
2.2 |
Утверждение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики за 2023 год приказом органа регулирования |
не позднее 12 марта 2024 года |
|
3. Объявление предостережения | |||
3.1. |
Объявление юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
в течение года (по мере поступления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований) |
Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля в области регулируемых цен (тарифов) |
3.2. |
Ведение в электронном виде учета объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
в течение года (по мере выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований) |
|
4. Консультирование | |||
4.1 |
Консультирование контролируемых лиц по вопросам: 1) применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения; 2) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований; 3) особенности осуществления регионального контроля (надзора). |
в течение года (по мере поступления обращений) |
Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля в области регулируемых цен (тарифов) |
5. Профилактические визиты | |||
5.1 |
Проведение обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемых видов деятельности |
по мере необходимости |
Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля в области регулируемых цен (тарифов) |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Отчетный показатель |
Целевое значение |
Выполнение запланированных Программой профилактики мероприятий |
100% от запланированных мероприятий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.