В соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пунктом 1 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую примерную дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации А.А. Морозова.
Министр |
О.В. Матыцин |
Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2024 г.
Регистрационный N 78505
См. справку о примерных дополнительных образовательных программах спортивной подготовки
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
Примерная дополнительная образовательная программа спортивной
подготовки по виду спорта "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями"
УТВЕРЖДАЮ
_______________________________________
наименование должности руководителя
организации, реализующей дополнительную
образовательную программу спортивной
подготовки
_______________________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
________________________ 20___г.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта "______________________________________"
(указывается наименование вида спорта)
I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта "____________________________________" (далее - Программа)
(указывается наименование вида спорта)
предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной
подготовке ________________________________________________ с учетом
(указывается наименование спортивной дисциплины)
совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных
федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта "спорт лиц
с интеллектуальными нарушениями", утвержденным приказом Минспорта России
от 28.11.2022 N 1082 (1) (далее - ФССП).
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в
учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки _______________________________.
(указываются иные цели Программы)
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
3. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих
спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки
___________________________________________.
(указываются с учетом приложения N 1 к ФССП)
4. Объем Программы ________________________________________________.
(указывается с учетом приложения N 2 к ФССП)
5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
учебно-тренировочные занятия _______________________________________;
(указываются применяемые виды (формы)
учебно-тренировочных занятий (групповые,
индивидуальные, смешанные и иные)
учебно-тренировочные мероприятия _______________________________________;
(указываются с учетом приложения N 3 к ФССП)
спортивные соревнования _______________________________________________;
(указываются с учетом главы III ФССП и
приложения N 4 к ФССП)
________________________________________________________________________.
(указываются иные виды (формы) обучения)
6. Годовой учебно-тренировочный план _______________________________
(указывается с учетом пункта 15
ФССП, приложений N 2 и N 5 к ФССП)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к примерной
дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду
спорта "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями" (далее - Примерная
программа).
7. Календарный план воспитательной работы (рекомендуемый образец
приведен в приложении N 2 к Примерной программе).
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к
Примерной программе).
9. Планы инструкторской и судейской практики ______________________.
(указываются по этапам
спортивной подготовки)
10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств ______________________________________________.
(указываются по этапам и годам спортивной подготовки)
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения
Программы, в том числе к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники спортивных дисциплин вида спорта "спорт
лиц с интеллектуальными нарушениями";
получить общее представление об антидопинговых правилах;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях для
спортивных дисциплин, содержащих в своих наименованиях слова "горнолыжный
спорт";
проходить физическую реабилитацию, а также социальную адаптацию и
интеграцию.
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта "спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями" и применять их в ходе проведения
учебнотренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
"спорт лиц с интеллектуальными нарушениями";
изучать антидопинговые правила;
не иметь нарушений антидопинговых правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд),
необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования
спортивного мастерства;
проходить физическую реабилитацию, а также социальную адаптацию и
интеграцию.
11.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической
и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;
овладеть основными теоретическими знаниями о правилах вида спорта
"спорт лиц с интеллектуальными нарушениями";
выполнить план индивидуальной подготовки;
изучать антидопинговые правила;
не иметь нарушений антидопинговых правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд или
спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего
спортивного мастерства;
проходить физическую реабилитацию, а также социальную адаптацию и
интеграцию.
11.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической,
технической, тактической, теоретической и психологической
подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая
самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и
питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях;
проходить физическую реабилитацию, а также социальную адаптацию и
интеграцию.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или)
вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками
(далее - тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в
спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня
спортивной квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки _____________________________________________
(указываются комплексы контрольных упражнений
с учетом приложений NN 6-9 к ФССП и тесты)
и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам
спортивной подготовки __________________________________________________.
(указывается с учетом приложений NN 7-9 к ФССП)
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки _____________________________________________
(указывается описание учебно-тренировочного
процесса по этапам спортивной подготовки)
15. Учебно-тематический план _______________________________________
(указывается по этапам спортивной
подготовки и включает темы по
теоретической подготовке)
(рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Примерной
программе).
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта "__________________" относятся __________________
(указывается наименование (указываются с учетом
вида спорта, спортивной главы V ФССП)
дисциплины)
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы
________________________________________________________________________.
(указываются материально-техническая база и (или) объекты
инфраструктуры, оборудование и спортивный инвентарь, спортивная
экипировка с учетом пункта 14 и приложений NN 10-11 к ФССП для
реализуемых этапов спортивной подготовки)
18. Кадровые условия реализации Программы:
укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками ____________________________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.2 ФССП)
уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
Организации ____________________________________________________________;
(указывается с учетом подпункта 13.1 ФССП)
непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Организации.
19. Информационно-методические условия реализации Программы
________________________________________________________________________.
(указываются применяемые комплексы информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также перечень
информационно-методического обеспечения)
------------------------------
1 Зарегистрирован Минюстом России 20.12.2022, регистрационный N 71674.
------------------------------
Приложение N 1
к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной
подготовки по виду спорта
"спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями", утвержденной приказом
Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
Рекомендуемый образец
Годовой учебно-тренировочный план
N п/п |
Виды подготовки и иные мероприятия |
Этапы и годы подготовки |
||||||
Этап начальной подготовки |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Этап высшего спортивного мастерства |
|||||
До года |
Свыше года |
До трех лет |
Свыше трех лет |
|||||
Недельная нагрузка в часах | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|||
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|||
1. |
Общая физическая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Специальная физическая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Участие в спортивных соревнованиях |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Техническая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Тактическая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Теоретическая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Психологическая подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) |
|
|
|
|
|
|
|
9. |
Интегральная подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Медицинские, медико-биологические мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
11. |
Восстановительные мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество часов в год |
|
|
|
|
|
|
Приложение N 2
к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной
подготовки по виду спорта "спорт лиц
с интеллектуальными нарушениями",
утвержденной приказом
Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
Рекомендуемый образец
Календарный план воспитательной работы
N п/п |
Направление работы |
Мероприятия |
Сроки проведения |
|
1. |
Профориентационная деятельность |
|||
1.1. |
Инструкторская практика |
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено: освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора; составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей; формирование навыков наставничества; формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам; ... |
В течение года |
|
1.2. |
... |
... |
... |
|
2. |
Здоровьесбережение |
|||
2.1. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни |
Дни здоровья и спорта, массовые акции, в рамках которых предусмотрено: формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей в качестве инструктора, волонтера; подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; ... |
В течение года |
|
2.2. |
Режим питания и отдыха |
Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета); ... |
В течение года |
|
2.3 |
Соблюдение гигиенических норм при прохождении учебно-тренировочного процесса |
Беседы и другие мероприятия с привлечением медицинского работника организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки |
В течение года |
|
2.4. |
... |
... |
... |
|
3. |
Патриотическое воспитание обучающихся |
|||
3.1. |
Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою малую Родину (место проживания), уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), своей Родины, своей семьи, к организации обучения (школа, детский дом, интернат), формирование нравственного сознания и нравственного поведения, становления личности, культура поведения спортсменов на соревнованиях) |
Беседы, встречи, диспуты, другие Мероприятия с приглашением родителей (опекунов), именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки |
В течение года |
|
3.2. |
Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях) |
Участие в: физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе, в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том, числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; |
В течение года |
|
3.3. |
... |
... |
... |
|
4. |
Развитие творческого мышления |
|||
4.1. |
Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) |
Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на: формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; правомерное поведение болельщиков; расширение общего кругозора юных спортсменов; ... |
В течение года |
|
4.2. |
... |
... |
... |
|
5. |
Психологическая подготовка |
|||
5.1. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку |
Семинары, беседы с привлечением психолога, клинического психолога в период проведения учебно-тренировочных занятий, направленные на: формирование у спортсменов качеств, необходимых для участия в учебно-тренировочном процессе; изучение и необходимость применения психологических методов при участии в соревновательной деятельности; ... |
В течение года |
|
5.2. |
... |
... |
... |
|
6. |
Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки |
... |
... |
|
6.1. |
... |
... |
... |
Приложение N 3
к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной
подготовки по виду спорта
"спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями", утвержденной приказом
Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
Рекомендуемый образец
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этапы спортивной подготовки |
Содержание мероприятий и их форма |
Сроки проведения |
Рекомендации по проведению мероприятий |
Этап начальной подготовки |
... |
... |
... |
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
... |
... |
... |
Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства |
... |
... |
... |
Приложение N 4
к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной
подготовки по виду спорта
"спорт лиц с интеллектуальными
нарушениями", утвержденной приказом
Минспорта России
от 13 марта 2024 г. N 276
Рекомендуемый образец
Учебно-тематический план
Этапы спортивной подготовки |
Темы по теоретической подготовке |
Сроки проведения |
Краткое содержание |
||||||
Этап начальной подготовки |
История возникновения спортивных дисциплин, вида спорта и его развитие |
сентябрь |
Зарождение и развитие дисциплины вида спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Паралимпийских и Олимпийских игр. |
||||||
Физическая культура - важное средство физического развития и укрепления здоровья человека |
октябрь |
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. |
|||||||
Гигиенические основы физической культуры и спорта, гигиена обучающихся при занятиях физической культурой и спортом |
ноябрь |
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на спортивных объектах. |
|||||||
Закаливание организма |
декабрь |
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. |
|||||||
Теоретические основы обучения базовым элементам техники и тактики вида спорта |
май |
Понятие о технических элементах спортивных дисциплин вида спорта. Теоретические знания по технике их выполнения. |
|||||||
Теоретические основы судейства. Правила вида спорта |
июнь |
Команды (жесты) спортивных судей. Обязанности и права участников спортивных соревнований. |
|||||||
| |||||||||
Режим дня и питание обучающихся |
август |
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание. |
|||||||
Закаливание организма |
декабрь |
Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом. |
|||||||
Психологическая подготовка |
сентябрь - апрель |
Психологическая подготовка к занятиям спортом, физическим нагрузкам. Этика поведения на учебно-тренировочных занятиях |
|||||||
Основы антидопингового обеспечения спорта |
март |
Теоретические основы антидопинговых правил. Ответственность спортсменов за нарушение антидопинговых правил |
|||||||
... |
... |
... |
|||||||
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
История возникновения олимпийского движения |
октябрь |
Зарождение Паралимпийского движения. Международный Паралимпийский комитет. |
||||||
Режим дня и питание обучающихся |
ноябрь |
Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в подготовке обучающихся к спортивным соревнованиям. Рациональное, сбалансированное питание. |
|||||||
Учет соревновательной деятельности, самоанализ обучающегося |
январь |
Классификация и типы спортивных соревнований. |
|||||||
Психологическая подготовка |
сентябрь- апрель |
Психологическая подготовка к занятиям спортом и соревновательному периоду. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. |
|||||||
Оборудование, спортивный инвентарь и экипировка по виду спорта |
декабрь-май |
Классификация спортивного инвентаря и экипировки для спортивной дисциплины вида спорта, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и экипировки к спортивным соревнованиям. |
|||||||
Правила вида спорта |
декабрь-май |
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных соревнованиях. |
|||||||
... |
... |
... |
|||||||
Этап совершенствования спортивного мастерства |
История возникновения спортивных дисциплин вида спорта и его развитие |
сентябрь |
Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Паралимпийских и Олимпийских игр, их достижения и результаты. |
||||||
Профилактика травматизма. |
октябрь |
Понятие травматизма. Принципы спортивной подготовки. |
|||||||
Психологическая подготовка |
декабрь |
Психологическая подготовка в соревновательном периоде. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности Характеристика психологической подготовки. Общая психологическая подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов психологической подготовки обучающихся. |
|||||||
Спортивные соревнования |
февраль-май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. |
|||||||
Основы антидопингового обеспечения спорта |
март |
Теоретические основы антидопинговых правил. Ответственность спортсменов за нарушение антидопинговых правил. |
|||||||
... |
... |
... |
|||||||
Этап высшего спортивного мастерства |
Физическое, патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание в спорте. Их роль и содержание в спортивной деятельности |
сентябрь |
Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание. Эстетическое воспитание. |
||||||
Социальные функции спорта |
октябрь |
Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации личности. |
|||||||
Учет соревновательной деятельности |
ноябрь |
Индивидуальный план спортивной подготовки, ведение учета результатов в ходе учебно-тренировочного процесса. |
|||||||
Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс |
декабрь |
Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки. |
|||||||
Спортивные соревнования |
май |
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты. |
|||||||
... |
... |
... |
Организации спортподготовки переведены в статус образовательных. В связи с этим Минспорт вводит в действие примерную дополнительную образовательную программу спортподготовки по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями.
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 13 марта 2024 г. N 276 "Об утверждении примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями"
Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2024 г.
Регистрационный N 78505
Вступает в силу с 21 июня 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 10 июня 2024 г. N 0001202406100009