Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление) по поручению ФНС России от 14.05.2024 N 034592/ЗГ рассмотрело обращение ООО <...> и сообщает следующее.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
Предусмотренное подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Кодекса право налогоплательщиков на информирование (в том числе в письменной форме) корреспондирует с возложением на налоговые органы соответствующих обязанностей (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса).
Таким образом, налоговые органы, осуществляя в силу Кодекса, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов свои полномочия в установленной сфере деятельности, предоставляют в пределах своей компетенции налогоплательщикам информацию (в том числе в письменной форме), необходимую для целей применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом в рамках предоставления налоговыми органами государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах оценка конкретных хозяйственных ситуаций не осуществляется и консультационные услуги не оказываются. Оценка налоговых последствий совершаемых сделок для целей налогообложения должна производиться налогоплательщиком самостоятельно на основании положений соответствующих глав Кодекса с учетом конкретных обстоятельств таких сделок, обусловленных договорными отношениями.
Вместе с тем Управление считает возможным сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса).
При этом пунктом 38 статьи 270 Кодекса предусмотрено, что выплата компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Нормы расходов организации на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2024 N 417) и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2024.
Датой осуществления расходов в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов на основании подпункта 4 пункта 7 статьи 272 Кодекса признается дата перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика.
Таким образом, налогоплательщик учитывает в расходах для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в пределах норм, установленных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, а также при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса.
В силу статьи 313 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Дополнительно сообщается, что контроль за правильностью применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляется налоговыми органами в рамках проведения мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.
Также рекомендуем направлять обращения с помощью сервисов "Обратиться в ФНС России" и "Личный кабинет". Это ускорит получение ответа.
Государственный советник РФ 2-го класса |
Е.А. Круглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 4 июня 2024 г. N 16-17/069746 "Об информировании"
Опубликование:
Газета "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 11-17 июня 2024 г. N 22
бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 28 июня 2024 г. N 24