В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, Федеральная антимонопольная служба установила следующее.
ФАС России проведено наблюдение за соблюдением Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязательных требований.
По итогам анализа приказов Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 26.12.2023 N 340-П "О внесении изменений в отдельные приказы Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области", от 20.12.2023 N 321-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2024 год", от 20.12.2023 N 315-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2024 год", отчетных шаблонов о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии PEREDACHA.M2024, EE.LOSS.TARIFF.2024, а также рассмотрения письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.12.2023 N 73/1-1942-2023/Нд52629-23, писем прокуратуры Ульяновской области от 16.01.2024 N 7-р-207-24/470735, от 13.03.2024 N 7-515-2024/20730001/Нр578-24 и обращения Депутата Городской Думы города Дмитровграда Ульяновской области от 18.03.2024 N 73-ПОМСУ-22.02/212 подготовлен отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 19.02.2024 N 21-4836-С/24 и письмом ФАС России от 19.02.2024 N 21/13305/24 направлен в Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФАС России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс).
В соответствии с представленным шаблоном о принятых тарифных решениях ФГИС ЕИАС ФАС России - PEREDACHA.M2024 заявленная мощность ООО "ЭМ" (ИНН 7300020836) - потребителя услуг по передаче электрической энергии, оказываемых организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЗМ ФСК), при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год учтена в размере 7,669 МВт.
Вместе с тем в соответствии со сводным прогнозным балансом на 2024 год, утвержденным приказом ФАС России от 31.10.2023 N 783/23-ДСП, ЗМ ФСК для ООО "ЭМ" (ИНН 7300020836) не утверждена.
Таким образом, Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушен пункт 14 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 20 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), регулирующий орган в течение 14 рабочих дней с даты регистрации проводит анализ указанных предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
В соответствии с пунктом 22 Правил государственного регулирования регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников.
Вместе с тем согласно Экспертному заключению, представленному Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области посредством шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России - EE.LOSS.TARIFF.2024 (29.12.2023 11:15:42 по мск), расходы по отдельным статьям затрат ООО "ЭМ" приняты на основании позиции независимого эксперта, а не на основании экспертизы Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
Так, например, в соответствии с разделом 3.1.2 Экспертного заключения (38 стр.) Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принимаются экономически обоснованные расходы ООО "ЭМ" по статье "Работы и услуги производственного характера" на 2024 год рассчитанном независимым экспертом в размере - 81 613,30 тыс. руб.
Согласно разъяснениям ФАС России от 09.07.2019 N ИА/58372/19 нормы действующего законодательства не позволяют органам регулирования привлекать частные организации (физических лиц) для подготовки экспертных заключений, формирование которых относится к компетенции органа регулирования.
Таким образом, Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушен пункт 22 Правил государственного регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и создание дискриминационных условий.
На основании протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды от 23.11.2015 N 3/1 по извещению N 061015/0982069/01 между Комитетом по управлению имуществом города Димитровграда Ульяновской области (далее - КУИ г. Димитровграда) и ООО "Энергомодуль" заключен договор аренды имущества, предназначенного для осуществления производства, передачи и распределения электрической энергии от 04.12.2015 N 06-15/ДС (далее - договор N 06-15/ДС).
Согласно пункту 1.1 договора N 06-15/ДС арендодатель передает арендатору за плату во временное владение и пользование муниципальное недвижимое и движимое имущество, предназначенное для производства, передачи и распределения электрической энергии в городе Димитровграде Ульяновской области.
Согласно пункту 3.3.13 договора N 06-15/ДС арендатор обязан не заключать договоры и не вступать в сделки, следствием которых является какое-либо обременение предоставленных арендатору по настоящему договору имущественных прав, в частности, перехода их к иному лицу (договоры залога, субаренды, внесение права на аренду объекта или его части в уставный (складочный) капитал юридических лиц и др.) без согласия арендодателя.
Вместе с тем КУИ г. Димитровграда согласовал передачу в субаренду арендованного имущества (части арендованного имущества), указанного в приложении N 1 к договору N 06-15/ДС, в рамках рассмотрения обращения ООО "Энергомодуль". В результате чего был заключен договор субаренды от 17.07.2023 N 3-АД/23 между ООО "Энергомодуль" и ООО "ЭМ" (далее - договор N 3-АД/23).
В рамках рассмотрения вопроса неправомерного согласования заключения договора N 3-АД/23 о передаче ООО "ЭМ" в субаренду арендованного ООО "Энергомодуль" имущества (части арендованного имущества), в связи с наличием в действиях КУИ г. Димитровграда признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в согласовании передачи ООО "ЭМ" в субаренду арендованного ООО "Энергомодуль" по договору аренды N 06-15/ДС муниципального имущества (части имущества), УФАС по Ульяновской области выдано предупреждение от 17.11.2023 N ГС/5428/23 о необходимости прекращения действий (бездействия) путем отзыва согласия КУИ г. Димитровграда на заключение ООО "Энергомодуль" договора субаренды N 3-АД/23 арендованного имущества (части арендованного имущества), указанного в приложении N 1 к договору N 06-15/ДС (далее - Предупреждение).
Исходя из пояснений, представленных Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области письмами от 14.11.2023 N 73-ИОГВ-17/1082исх (вх. от 15.11.2023 N 7148-ЭП) и от 15.11.2023 N 73-ИОГВ-17/1086исх (вх. от 16.11.2023 N 7176-ЭП) в адрес УФАС по Ульяновской области, Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области на момент принятия приказов от 20.12.2023 N 321-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2024 год" и от 20.12.2023 N 315-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2024 год" было осведомлено о выданном УФАС по Ульяновской области Предупреждении в адрес Комитета по управлению имуществом города Димитровграда Ульяновской области.
Исключение объектов электросетевого хозяйства, находящихся во владении ООО "ЭМ" по договору субаренды N 3-АД/23, согласование заключения которого в соответствии с Предупреждением нарушает антимонопольное законодательство, обуславливает необходимость проведения повторного анализа в части соответствия ООО "ЭМ" Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с абзацем вторым пункта 24 Правил государственного регулирования.
Учитывая изложенное, на основании решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, пунктом 31 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказываю:
1. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим положения пункта 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и пункта 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
2. Отменить приказы Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 26.12.2023 N 340-П "О внесении изменений в отдельные приказы Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области", от 20.12.2023 N 321-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2024 год", от 20.12.2023 N 315-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2024 год" с 01.06.2024.
3. Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в срок до 01.06.2024:
3.1. Провести анализ представленных ООО "ЭМ" (ИНН 7300020836) обосновывающих материалов в целях определения соответствия ООО "ЭМ" Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, в части владения на праве собственности или ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования объектами электросетевого хозяйства, в том числе договора субаренды от 17.07.2023 3-АД/23, заключенного между ООО "Энергомодуль" и ООО "ЭМ" (ИНН 7300020836), с учетом выданного УФАС по Ульяновской области предупреждения от 17.11.2023 N ГС/5428/23 о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушений антимонопольного законодательства.
3.2. Рассчитать необходимую валовую выручку ООО "ЭМ" (ИНН 7300020836) с учетом настоящего приказа, а также параметров, утвержденных сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2024 год, утвержденного приказом ФАС России от 30.06.2023 428/23-ДСП.
3.3. Провести экспертизу тарифного дела об установлении цен (тарифов) ООО "ЭМ" (ИНН 7300020836) назначенными Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области экспертами и уполномоченным лицом по делу об установлении цен (тарифов).
3.4. Установить и ввести в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области, индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в течение семи рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
протоколов заседания правления Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, на котором принимались указанные решения;
экспертные заключения по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 8 мая 2024 г. N 316/24 "Об отмене приказов Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области"
Опубликование:
-