Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минобрнауки РД
от 6 марта 2024 г. N 05-02-2-240/24
Порядок
формирования предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации в Республике Дагестан в 2024 году
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет требования к формированию предметных комиссий в Республике Дагестан.
1.2. Предметные комиссии (далее - ПК) в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан в области образования, настоящим Положением.
1.3. ПК формируются из прошедших соответствующую подготовку представителей общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования.
1.4. Составы ПК утверждаются приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан по согласованию с Государственной экзаменационной комиссией Республики Дагестан (далее - ГЭК).
1.5. Составы ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих требованиям Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 N 232/552) (далее - Порядок ГИА 11), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 N 232/551) (далее - Порядок ГИА 9).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа от 4 апреля 2023 г. следует читать как "N 233/552"
2. Требования к экспертам предметных комиссий
2.1. Состав ПК по каждому учебному предмету в соответствии с п. 40 Порядка ГИА 11 включаются специалисты, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
3) наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования не менее трёх лет;
4) наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования (за последние 3 года), включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором - наличие присвоенного в текущем году статуса ведущего, старшего или основного эксперта.
2.2. ПК состоят из председателей ПК, заместителей председателей ПК и экспертов ПК. Председателем ПК, заместителям председателей ПК, экспертам ПК присваиваются статусы ведущий эксперт ПК, старший эксперт ПК, основной эксперт ПК. Количественный состав ПК, включая председателя ПК, должен быть не менее 4 человек.
2.3. Каждый эксперт ПК имеет следующий статус:
а) ведущий эксперт ПК;
б) старший эксперт ПК;
в) основной эксперт ПК.
Ведущий эксперт ПК - статус, присваиваемый председателю ПК и заместителю(-ям) председателя ПК, позволяющий:
а) осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов ПК на региональном уровне;
б) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
в) осуществлять первую, вторую, третью проверки, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов;
г) устанавливать правильность оценивания развернутых ответов апеллянта и присутствовать на заседании АК по рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
д) осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
е) осуществлять отбор изображений бланков ответов, не заполненных участниками экзаменов.
Старший эксперт ПК - статус, присваиваемый эксперту ПК, позволяющий:
а) консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя ПК);
б) осуществлять первую, вторую, третью проверки, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов;
в) устанавливать правильность оценивания развернутых ответов апеллянта и присутствовать на заседании АК по рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя ПК);
г) осуществлять отбор изображений бланков ответов, не заполненных участниками экзаменов.
Основной эксперт ПК - статус, присваиваемый эксперту ПК, позволяющий:
а) осуществлять первую, вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
б) осуществлять отбор изображений бланков ответов, не заполненных участниками экзаменов.
2.4. Для присвоения экспертам ПК того или иного статуса устанавливаются квалификационные требования:
а) установленные пунктом 40 Порядка;
б) к опыту оценивания развернутых ответов;
в) к опыту организационной работы в ПК или ГЭК;
г) к результатам квалификационного испытания;
д) к согласованности работы при проверке развернутых ответов в предыдущие годы и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов ПК, включаемых в ПК в первый раз).
2.5. Председателям ПК присваивается статус ведущего эксперта ПК без участия в квалификационных испытаниях.
2.6. Заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты ПК, получившие в текущем году статусы ведущих экспертов ПК по итогам прохождения квалификационного испытания.
2.7. Для присвоения статуса ведущего эксперта ПК необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
2.8. Статусы ведущего эксперта ПК и старшего эксперта ПК могут присваиваться только экспертам ПК, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов в предыдущие годы. Для присвоения статуса ведущего эксперта ПК опыт оценивания развернутых ответов должен составлять не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки развернутых ответов допускается только для вновь организуемых ПК по соответствующему иностранному языку (в случаях, когда ранее в субъекте Российской Федерации не создавалась ПК по соответствующему иностранному языку). Значения показателей согласованности оценивания развернутых ответов, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным Минобрнауки РД для присвоения экспертам ПК каждого из статусов.
3. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
3.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов:
а) Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
б) Первую и вторую проверку проводят ведущие эксперты ПК, старшие эксперты ПК, основные эксперты ПК.
в) Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоены статусы ведущих экспертов ПК или старших экспертов ПК, ранее не проверявшие данные экзаменационные работы.
г) Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Министерством образования и науки РД, могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
д) Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Рособрнадзором, могут только эксперты, которые являются членами ФПК.
е) Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" и "старший эксперт".
4. Организация квалификационного испытания
4.1. Для оценивания развёрнутых ответов участников экзамена допускаются эксперты, успешно прошедшие квалификационные испытания. Квалификационные испытания организует Министерство образования и науки Республики Дагестан и ГБУ ДПО РД "Дагестанский институт развития образования".
4.2. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет Министерство образования и науки Республики Дагестан.
4.3. Порядок доступа экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливает Министерство образования и науки РД.
4.4. Для обеспечения единства оценивания развёрнутых ответов участников ГИА вводится двухуровневая система подготовки к оцениванию.
4.5. Первый уровень - региональный, осуществляется на базе РЦОИ с использованием программ, разработанных на основе методических рекомендаций Рособрнадзора, разработанных ФГБНУ ФИЛИ, утвержденных Министерством образования и науки РД.
4.6. Второй уровень - дистанционное обучение - проводится в Интернет - системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт-ЕГЭ" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФГБНУ "ФИЛИ").
4.7. Обучение экспертов завершается квалификационным испытанием, которое проводится в Интернет - системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт-ЕГЭ". По итогам квалификационного испытания эксперту присваивается статус: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
4.8. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
4.9. Лица, не прошедшие квалификационное испытание в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов в текущем году.
5. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА на федеральном и региональном уровнях
5.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
1) На федеральном уровне система согласования подходов к оцениванию развернутых ответов для экспертов ПК, имеющих статус ведущего эксперта ПК, включает следующие мероприятия: обсуждение и выработка подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при проверке и оценивании развернутых ответов; проверка и оценивание изображений бланков ответов; анализ результатов проверки и оценивания развернутых ответов.
2) На региональном уровне система согласования подходов к оцениванию развернутых ответов включает следующие мероприятия: на этапе подготовки лиц, претендующих на включение в ПК: реализация согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию развернутых ответов в процессе подготовки. Подготовка должна осуществляться под руководством экспертов ПК, имеющих статус ведущего эксперта ПК, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов предыдущих лет.
3) На этапе проведения ГИА: обязательное проведение семинара-согласования к оцениванию развернутых ответов и разбор критериев оценивания на каждое задание. Семинар-согласование проводится до начала проверки развернутых ответов с участием всех экспертов ПК в течение не менее 60 минут.
5.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ.
5.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ на региональном уровне организуются Министерством образования и науки РД. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов, размещенных на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).
При подготовке экспертов на региональном уровне может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.
Показатели согласованности оценивания и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения статуса экспертам
Показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний, проводимых в форме оценивания эталонных экзаменационных работ. Показатель: доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Значения показателя для присвоения статуса экспертам
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
Информатика | |||
География | |||
Математика |
1% |
5% |
7% |
Показатель: доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Значения показателя для присвоения статуса экспертам ПК
Статус эксперта ПК |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт ПК |
0 |
Старший эксперт ПК |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.