В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.10.2023 N 524н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Московской области от 18.05.2011 N 456/18 "О Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Московской области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 28.09.2011 N 1094/39, от 02.11.2011 N 1326/45, от 18.07.2012 N 931/25, от 02.12.2013 N 1007/53, от 18.07.2014 N 562/28, от 28.05.2015 N 382/20, от 28.04.2016 N 342/14, от 11.04.2017 N 263/11, от 03.07.2018 N 432/23, от 17.12.2019 N 995/44, от 11.11.2022 N 1245/39, от 16.02.2024 N 129-ПП).
2. Министерству информационных и социальных коммуникаций Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего постановления на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2024 года.
Первый Вице-губернатор |
И.Н. Габдрахманов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Московской области
от 11.06.2024 N 573-ПП
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Московской области от 18.05.2011 N 456/18 "О Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Московской области" (далее - постановление)
1. В преамбуле слова "приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" заменить словами "приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.10.2023 N 524н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования".
2. Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Московской области, утверждённое постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Московской области
от 18.05.2011 N 456/18
(в редакции постановления Правительства
Московской области
от 11.06.2024 N 573-ПП)
Положение
о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Московской области
I. Общие положения
1. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области (далее - территориальный фонд) является некоммерческой организацией, созданной Московской областью для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Московской области.
2. Территориальный фонд является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в своей деятельности подотчетен Правительству Московской области и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд). Для реализации своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальный фонд открывает счета, может создавать филиалы и представительства, имеет бланк и гербовую печать со своим полным наименованием и с воспроизведением герба Московской области, иные печати, штампы и бланки.
3. Официальное наименование - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области; сокращенное наименование - ТФОМС МО.
4. Адрес территориального фонда: Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, г. Сергиев Посад.
Почтовый адрес территориального фонда: 127015, г. Москва, ул. Бутырская, д. 46, стр. 1.
5. Территориальный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, настоящим Положением и нормативными правовыми актами Московской области.
II. Полномочия и функции территориального фонда
6. Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Московской области, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Московской области, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), настоящим Положением, законом о бюджете территориального фонда.
7. Территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика:
7.1. Участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории Московской области.
7.2. Аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в Московской области, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом.
7.3. Получает от органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования.
7.4. Осуществляет администрирование доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регистрирует и снимает с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан.
7.5. Начисляет в соответствии со статьей 25 Федерального закона недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени и взыскивает их со страхователей для неработающих граждан в судебном порядке.
7.6. Утверждает для страховых медицинских организаций дифференцированные подушевые нормативы в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, утверждёнными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - правила обязательного медицинского страхования).
7.7. Предъявляет в интересах застрахованного лица требования к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанные с защитой его прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
7.8. Обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения в порядке, утверждённом приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения" (далее - контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи), информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с Федеральным законом.
7.9. Ведет территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.03.2021 N 210н "Об утверждении порядка ведения единого реестра экспертов качества медицинской помощи".
7.10. Вправе предъявлять претензии и (или) иски к медицинской организации о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного застрахованному лицу.
7.11. Вправе предъявлять иски к юридическим и физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
7.12. Осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
7.13. Вправе проводить проверку достоверности сведений о застрахованных лицах, предоставленных страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, на основе информации, получаемой в рамках информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 49 Федерального закона, в том числе путем направления запросов в органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
7.14. Собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.15. Получает от Федерального фонда данные персонифицированного учета сведений об оказанной застрахованным лицам медицинской помощи, предусмотренной пунктом 11 статьи 5 Федерального закона.
7.16. Ведет реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Московской области (далее - реестр страховых медицинских организаций).
7.17. Ведет реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по Московской областной программе обязательного медицинского страхования (далее - реестр медицинских организаций).
7.18. Ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
7.19. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа.
7.20. Организует подготовку и дополнительное профессиональное образование кадров для осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
8. Территориальный фонд осуществляет следующие функции:
8.1. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.2. Проводит разъяснительную работу, информирование населения по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда.
8.3. Проводит обобщение и анализ результатов, проводимых страховыми медицинскими организациями на территории Московской области, социологических опросов, в том числе на предмет информирования застрахованных лиц о системе обязательного медицинского страхования и о правах застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования.
8.4. Заключает со страховыми медицинскими организациями, включенными в реестр страховых медицинских организаций, при наличии у страховой медицинской организации списка застрахованных лиц в соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона, договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
8.5. Заключает с медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке Московской областной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования, договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в порядке, установленном статьей 39 Федерального закона.
8.6. Рассматривает дела о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании и налагает штрафы в части регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан.
8.7. Получает от медицинских организаций сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
8.8. Получает от страховых медицинских организаций данные о новых застрахованных лицах и сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах, а также отчетности об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, о деятельности по защите прав застрахованных лиц и иной отчетности в порядке и по формам, установленным Федеральным фондом в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 33 Федерального закона.
8.9. Получает от военных комиссариатов сведения о призванных на военную службу гражданах и информацию о начале, сроке и окончании военной службы в соответствии с частью 8 статьи 49 Федерального закона.
8.10. Предоставляет страховой медицинской организации по поступившей от нее заявке целевые средства в пределах объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов, в порядке и на цели, которые предусмотрены Федеральным законом.
8.11. По месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, а территориальный фонд, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи.
8.12. Осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам медицинскими организациями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящимися за пределами территории Российской Федерации.
8.13. Осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом, и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
8.14. При отсутствии на территории Московской области страховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых медицинских организаций, осуществляет полномочия страховой медицинской организации до дня начала осуществления деятельности страховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых медицинских организаций.
8.15. Определяет работников, допущенных к работе с данными персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и обеспечивает конфиденциальность указанных сведений в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных.
8.16. Направляет в страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в Московской области, сведения о гражданах, не обратившихся в страховую медицинскую организацию с заявлением о выборе страховой медицинской организации, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации, пропорционально числу застрахованных лиц в каждой из них для заключения договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
8.17. Принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
8.18. Предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
8.19. Получает от медицинских организаций сведения для осуществления страховыми медицинскими организациями информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи в соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона в объеме и в порядке, установленных правилами обязательного медицинского страхования.
8.20. Организует проведение медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями застрахованным лицам, полис обязательного медицинского страхования которым выдан за пределами территории Московской области, в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
8.21. Участвует в определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории Московской области.
8.22. Рассматривает претензии медицинских организаций на заключения страховых медицинских организаций по результатам медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
8.23. Осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
8.24. Вправе осуществлять в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, в соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона.
8.25. Ведет учет и отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.26. Изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по обязательному медицинскому страхованию.
8.27. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по делопроизводству, комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориального фонда.
8.28. В установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
8.29. При выявлении нарушений условий договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования применяет к страховой медицинской организации меры ответственности, предусмотренные договором.
8.30. Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию территориального фонда.
8.31. Организует и ведет гражданскую оборону в территориальном фонде.
8.32. Организует подготовку работников территориального фонда в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны.
8.33. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
III. Средства территориального фонда
9. Доходы бюджета территориального фонда формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджета территориального фонда относятся:
9.1. Субвенции из бюджета Федерального фонда бюджету территориального фонда.
9.2. Межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением субвенций, предусмотренных подпунктом 9.1 настоящего пункта).
9.3. Платежи Московской области на дополнительное финансовое обеспечение реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом.
9.4. Платежи Московской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным законом.
9.5. Доходы от размещения временно свободных средств.
9.6. Межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Московской области, в случаях, установленных законами Московской области.
9.7. Межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Московской области, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставляемые Московской области на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
9.8. Начисленные пени и штрафы, подлежащие зачислению в бюджет территориального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.9. Иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10. Расходы бюджета территориального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения:
10.1. Выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования.
10.2. Исполнения расходных обязательств Московской области, возникающих при осуществлении органом государственной власти Московской области переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
10.3. Исполнения расходных обязательств Московской области, возникающих в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов Московской области.
10.4. Ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями.
10.5. Выполнения функций органа управления территориального фонда.
11. В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас. Общий размер и цели использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда устанавливаются законом о бюджете территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, установленным Федеральным фондом.
12. Размер и порядок уплаты платежей Московской области, указанных в подпунктах 9.3 и 9.4 пункта 9 настоящего Положения, устанавливаются законом Московской области.
13. Средства бюджета территориального фонда не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
14. Имущество территориального фонда, приобретенное за счет средств обязательного медицинского страхования, является государственной собственностью Московской области и используется территориальным фондом на праве оперативного управления.
IV. Органы управления территориальным фондом и организация деятельности
15. У правление территориальным фондом осуществляется директором.
16. Директор территориального фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Московской области по согласованию с Федеральным фондом.
17. Директор территориального фонда организует и осуществляет общее руководство текущей деятельностью территориального фонда, несет персональную ответственность за ее результаты, подотчетен правлению территориального фонда.
18. Директор территориального фонда:
18.1. Действует от имени территориального фонда и представляет его интересы без доверенности.
18.2. Распределяет обязанности между своими заместителями.
18.3. Представляет для утверждения в Правительство Московской области предельную численность, фонд оплаты труда, согласованную с Федеральным фондом структуру управления территориального фонда.
18.4. Утверждает в пределах установленной предельной численности и фонда оплаты труда в соответствии с утвержденной высшим должностным лицом Московской области (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Московской области) по согласованию с Федеральным фондом структурой управления территориального фонда штатное расписание территориального фонда.
18.5. Утверждает положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников территориального фонда.
18.6. Издает приказы, распоряжения административно-хозяйственного и организационно-распорядительного характера, дает указания по вопросам деятельности территориального фонда, обязательные для исполнения всеми работниками территориального фонда.
18.7. Назначает на должность и освобождает от должности работников территориального фонда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
18.8. Привлекает работников территориального фонда к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
18.9. Представляет особо отличившихся работников территориального фонда к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18.10. Открывает счета территориального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18.11. Организует ведение учета и отчетности территориального фонда.
19. Правление территориального фонда является коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности территориального фонда и осуществляющим текущий контроль за его деятельностью, а также иные полномочия в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Московской области.
20. Состав правления территориального фонда утверждается Правительством Московской области.
21. Правление территориального фонда не вправе осуществлять административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции.".
3. В порядке работы правления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, утверждённом постановлением:
в пункте 1 слова "Типовым положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" заменить словами "Типовым положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.10.2023 N 524н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 11 июня 2024 г. N 573-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 18.05.2011 N 456/18 "О Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Московской области"
Вступает в силу с 11 июня 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2024 г.
Опубликование:
Интернет-портал Правительства Московской области (mosreg.ru) 11 июня 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 13 июня 2024 г. N 5000202406130009