Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Минтруда РФ
от 1 июля 1993 г. N 129
Положение
о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда
Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, а также надзор и контроль за их соблюдением.
Положение является обязательным для центральных органов федеральной исполнительной власти, а также для предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, разрабатывающих правила и инструкции по охране труда.
Правила по охране труда не исключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности, утвержденных федеральными надзорами России, и не должны противоречить этим документам.
1. Общие положения
1.1. Понятия, используемые в настоящем Положении.
1.1.1. Нормативный акт по охране труда - акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный компетентным органом.
К нормативным актам по охране труда относятся:
- стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), утверждаемые: государственные стандарты (ГОСТ) - Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства; отраслевые стандарты (ОСТ) - соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти; стандарты предприятия (СТП) - предприятиями;
- санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утверждаемые Федеральным санитарно-эпидемиологическим надзором России, Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), утверждаемые соответствующими федеральными надзорами России;
- правила по охране труда и инструкции по охране труда, утверждаемые в порядке, предусмотренном настоящим Положением;
- организационно-методические документы: положения, методические указания, утверждаемые (рекомендации - одобряются) соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.
1.1.2. Правила по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т.д.
Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения.
1.1.3. Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) *1) и для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. *2)
2. Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда
2.1. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда Российской Федерации.
Организация разработки межотраслевых правил по охране труда осуществляется Министерством труда Российской Федерации, отраслевых правил - соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.
2.2. В целях достижения организационно-методического единства в разработке правил по охране труда предусматривается следующий порядок:
- разработка и утверждение Технического задания на разработку правил по охране труда (приложения N 1, 2, 3 к настоящему Положению);
- разработка проекта правил и рассылка его на отзыв в соответствии с перечнем организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект правил на отзыв (приложение N 4 к настоящему Положению);
- составление сводки отзывов (приложение N 5 к настоящему Положению);
- составление справки о разногласиях по проекту правил (приложение N 6 к настоящему Положению), подготовка окончательной редакции;
- согласование в соответствии с перечнем организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект правил (приложение N 7 к настоящему Положению), и представление проекта на утверждение;
- утверждение и регистрация (учет);
- издание (размножение);
- рассылка правил.
2.3. В Техническом задании на разработку правил предусматриваются следующие разделы:
- основания для разработки правил;
- срок выполнения;
- цели и задачи разработки правил;
- характеристика объекта разработки;
- перечень основных требований, устанавливаемых правилами;
- взаимосвязь с другими нормативными актами по охране труда;
- источники информации;
- этапы работ и сроки их выполнения;
- работы, выполняемые организациями-соисполнителями;
- дополнительные требования.
2.4. Техническое задание на разработку правил по охране труда утверждает организация - разработчик по согласованию с соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти и Управлением охраны труда - Всероссийской государственной экспертизой Министерства труда Российской Федерации.
2.5. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила - соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.
2.6. Типовые инструкции утверждаются центральными органами федеральной исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.
Действие типовых инструкций устанавливается с учетом срока действия соответствующих правил по охране труда.
2.7. Требования межотраслевых и отраслевых правил по охране труда должны быть согласованы с федеральными надзорами России в части вопросов, относящихся к их компетенции.
2.8. Инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не противоречить им.
3. Порядок учета, издания, распространения и отмены правил и инструкций по охране труда
3.1. Учет межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, а также их систематизацию осуществляет Министерство труда Российской Федерации.
3.2. Порядок учета типовых инструкций устанавливается соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.
3.3. Утвержденные инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учета (приложение N 8 к настоящему Положению).
3.4. Министерство труда Российской Федерации издает и распространяет утвержденные им правила по охране труда межотраслевого применения.
3.5. Центральные органы федеральной исполнительной власти осуществляют издание правил по охране труда отраслевого применения, а также информирование о действующих правилах, инструкциях и других нормативных актах по охране труда подведомственных им предприятий и заинтересованных организаций.
3.6. Действие отраслевых правил по охране труда может быть распространено на другую отрасль с согласия центрального органа федеральной исполнительной власти, утвердившего указанные правила. В этом случае руководителем соответствующего центрального органа федеральной исполнительной власти, заинтересованного в использовании правил в отрасли, должен быть издан приказ (распоряжение) о распространении действия упомянутых правил на данную отрасль.
3.7. Размножение (издание) типовых инструкций организуют соответствующие центральные органы федеральной исполнительной власти, а инструкций для работников - руководитель предприятия.
Типовые инструкции могут быть размножены (изданы) в виде отдельных брошюр или сборников, инструкции для работников - в виде брошюр (для выдачи на руки), сборников или односторонних листов (для вывешивания на рабочих местах или производственных участках).
3.8. Отмену правил по охране труда осуществляет соответствующий центральный орган федеральной исполнительной власти, их утвердивший. Не позднее чем за девять месяцев до окончания срока действия правил принимается решение о продлении срока действия этих правил, либо об их отмене.
3.9. Информацию об отмене межотраслевых и отраслевых правил по охране труда Министерство труда Российской Федерации помещает в "Бюллетене Министерства труда Российской Федерации" и в журнале "Человек и труд" не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия или отмены указанных правил.
4. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда
4.1. Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководителей предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
4.2. Центральные органы федеральной исполнительной власти осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда в отношении подчиненных им предприятий, учреждений, организаций.
4.3. Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей предприятий и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов (участков), а также на бригадиров. Выполнение требований инструкций следует поверять при осуществлении всех видов контроля.
<< Назад |
Приложение 1. >> Форма первой страницы Технического задания |
|
Содержание Постановление Минтруда РФ от 1 июля 1993 г. N 129 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.