Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Концепцию сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года и План первоочередных мероприятий по ее реализации (прилагаются).
2. Правительствам государств - участников СНГ принять меры по реализации указанных Концепции и Плана первоочередных мероприятий.
3. Рекомендовать заинтересованным уполномоченным органам государств - участников СНГ при необходимости учитывать положения указанных Концепции и Плана первоочередных мероприятий при актуализации национальных программ, стратегий и концепций развития энергетических комплексов.
4. Предоставить Экономическому совету СНГ право вносить изменения в указанные Концепцию и План первоочередных мероприятий в соответствии с предложениями государств - участников СНГ и заинтересованных органов отраслевого сотрудничества СНГ.
5. Совету по промышленной политике государств - участников СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ осуществлять мониторинг выполнения Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года, Плана первоочередных мероприятий по ее реализации и при необходимости информировать о результатах Экономический совет СНГ.
6. Признать утратившим силу Решение Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 года о Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики.
От Азербайджанской Республики
--------------
От Республики Армения
Постоянный полномочный
представитель Республики
Армения при уставных и
других органах Содружества
Независимых Государств,
Чрезвычайный и Полномочный
Посол Республики Армения
в Республике Беларусь
Р. Хумарян
с оговоркой
От Республики Беларусь
Р. Головченко
От Республики Казахстан
О. Бектенов
От Кыргызской Республики
А. Жапаров
От Республики Молдова
От Российской Федерации
М. Мишустин
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
--------------
От Республики Узбекистан
Заместитель Премьер-министра
Д. Кучкаров
От Украины
УТВЕРЖДЕНА
Решением Совета глав
правительств СНГ о Концепции
сотрудничества государств -
участников СНГ в сфере
энергетики на период до 2035 года
и Плане первоочередных
мероприятий по ее реализации
от 24 мая 2024 года
Концепция
сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года
I. Общие положения
Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года (далее - Концепция) разработана с учетом опыта и результатов реализации Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики от 20 ноября 2009 года, с учетом положений Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств от 18 декабря 2020 года и Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года от 29 мая 2020 года.
Концепция отражает консолидированную позицию государств - участников СНГ по целям, важнейшим задачам, принципам, механизмам и основным направлениям взаимодействия в этой области.
Концепция является:
универсальной,
открытой,
всесторонней,
равноправной и недискриминационной.
Государства - участники СНГ исходят из того, что обеспечение энергетической безопасности, развитие рыночных механизмов, промышленной кооперации и создание необходимых условий для развития энергетики, с учетом возможностей параллельной работы энергосистем, являются одними из основных приоритетов государственной политики государств - участников СНГ, и сотрудничество по данной теме - одно из важнейших направлений в условиях глобальных тенденций декарбонизации мирового энергобаланса и повышения требований к экологичности энергетики.
Концепция основывается на приоритете долгосрочных социальных и экономических интересов государств - участников СНГ и направлена на создание условий, обеспечивающих их энергетическую безопасность и международную конкурентоспособность.
Положения Концепции могут являться основой для разработки и заключения государствами - участниками СНГ международных договоров, а также реализации межгосударственных проектов и программ в энергетической сфере.
Концепция не противоречит действующим международным договорам, подписанным государствами - участниками СНГ.
II. Основные понятия и определения
В Концепции используются следующие основные термины:
энергетика, топливно-энергетический комплекс государств - участников СНГ - совокупность отраслей экономики государств - участников СНГ, обеспечивающих добычу, производство, транспортировку, хранение, переработку и использование всех видов энергоносителей;
электроэнергетический комплекс, электроэнергетика государств - участников СНГ - совокупность отраслей экономики государств - участников СНГ, обеспечивающих производство, передачу, распределение и сбыт электрической энергии;
общий энергетический рынок государств - участников СНГ - совокупность экономических отношений государств - участников СНГ в сфере энергетики, определяемых общими правовыми условиями, инфраструктурой и ресурсной базой и действующих на основе рыночных принципов, добросовестной конкуренции и взаимной выгоды;
энергетическая безопасность - состояние защищенности экономики государств и их граждан от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора государства;
энергетические системы государств - участников СНГ - совокупность объектов электроэнергетики, осуществляющих параллельную работу с возможностью поставки электроэнергии в общую сеть государств - участников СНГ;
транснациональные транспортно-энергетические сети - инфраструктура, по которой осуществляются перевозка, транспортировка и передача нефти, газа, нефтепродуктов и электроэнергии.
III. Цели и основные задачи сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики
Целями сотрудничества государств - участников СНГ в энергетической сфере являются:
обеспечение энергетической безопасности государств - участников СНГ с учетом возможностей параллельной работы энергосистем и межгосударственной энергетической инфраструктуры;
удовлетворение внутренних потребностей государств - участников СНГ в продукции и услугах в сфере энергетики за счет внутренних и внешних источников в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ;
максимально возможное использование оборудования, имеющего подтверждение производства в государствах - участниках СНГ, и увеличение экспортного потенциала энергоресурсов и продукции энергомашиностроения государств - участников СНГ с учетом возможностей развития научной и промышленной кооперации;
переход к более эффективной, экологически чистой, ресурсосберегающей, энергоэффективной и устойчивой энергетике, в том числе путем декарбонизации и повышения экологичности энергетики государств - участников СНГ с учетом возможностей инструментов низкоуглеродного развития;
рациональное природопользование;
повышение результативности и эффективности управления в отраслях топливно-энергетического комплекса;
устойчивый рост, повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе эффективного использования энергетических ресурсов и возможностей международной торговли энергоресурсами;
диверсификация видов источников энергии, энергоносителей и связанных с ними материалов и оборудования.
Усилия государств - участников СНГ по достижению этих целей будут направлены на решение следующих задач:
обеспечение устойчивого развития и эффективного использования энергетического потенциала государств - участников СНГ;
формирование благоприятных экономических условий для сотрудничества государств - участников СНГ в энергетической сфере;
обеспечение энергетической безопасности каждого государства - участника СНГ в рамках обеспечения общей энергетической безопасности Содружества с учетом технических возможностей;
структурная диверсификация, в рамках которой углеродная энергетика дополнится низкоуглеродной, централизованное энергоснабжение - развитием технологий распределенной генерации с учетом экономической целесообразности, экспорт энергетических ресурсов - экспортом национальных технологий, оборудования и услуг в сфере энергетики, расширится спектр применения электрической энергии, сжиженного природного газа, газомоторного топлива, а также новых видов энергоносителей;
оптимизация пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергетических ресурсов;
обеспечение научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса государств - участников СНГ;
цифровая трансформация и технологическое развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (технологическое развитие в сфере информационно-коммуникационных технологий, унификация протоколов и интерфейсов информационного обмена на основе международных стандартов, в том числе автоматизация и интеллектуализация технологических процессов, мониторинг и диагностика состояния установленного оборудования с целью увеличения сроков его эксплуатации);
внедрение и совершенствование современных методов и моделей управления крупными энергетическими системами, включая создание информационных моделей;
сотрудничество в области подготовки специалистов энергетических отраслей государств - участников СНГ;
взаимодействие в области разработки профессиональных стандартов и квалификационных требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов государств - участников СНГ в сфере энергетики;
разработка единых критериев отнесения энергоресурсов и энергетических проектов к категории "зеленых" (низкоуглеродных и безуглеродных) и механизмов взаимного признания соответствующих сертификатов;
содействие уменьшению негативного воздействия отраслей топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и снижение угрозы изменения климата.
IV. Принципы сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики
Сотрудничество государств - участников СНГ в сфере энергетики основывается на следующих принципах:
формирование условий для развития кооперации в рамках обеспечения потребностей социально-экономического развития государств - участников СНГ соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса;
устойчивое развитие энергетики, при котором удовлетворение потребностей экономики и населения государств - участников СНГ в энергоресурсах будет осуществляться без ущерба для экосистемы и будущих поколений;
обеспечение рыночного ценообразования на энергетические ресурсы, развития конкуренции и недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов государств - участников СНГ на общих рынках энергетических ресурсов и услуг в сфере топливно-энергетического комплекса государств - участников СНГ в переделах имеющихся возможностей и свободных технических мощностей;
обеспечение технических, инфраструктурных, институциональных и нормативных условий для развития взаимной торговли энергоресурсами, системными услугами и другими товарами и услугами в сфере топливно-энергетического комплекса на конкурентной основе;
развитие существующих и формирование новых механизмов защиты инвестиций в сфере топливно-энергетического комплекса;
организация системы взаимодействия в области межгосударственного сотрудничества в сфере энергетики по вопросам реализации национальных и международных программ развития и инвестиционных проектов, направленных на интеграцию государств - участников СНГ;
соблюдение национальных интересов, соответствие национальному законодательству государств - участников СНГ и международным договорам;
взаимная выгода;
равноправие и недискриминация;
транспарентность;
экономическая эффективность;
ресурсосбережение;
развитие циркулярной экономики;
энергетическая и экологическая безопасность;
использование передовых технологий.
V. Механизмы сотрудничества
Для достижения указанных целей государствами - участниками СНГ могут использоваться следующие механизмы сотрудничества:
заключение двух- и многосторонних международных договоров, регулирующих отношения государств - участников СНГ в сфере энергетики в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ;
создание совместных предприятий в сфере энергетики;
обмен опытом и передовыми технологиями;
разработка и реализация совместных инвестиционных проектов;
совершенствование норм, правил и технического регулирования в сфере энергетики на основе их гармонизации;
создание общих энергетических рынков государств - участников СНГ;
формирование на пространстве Содружества правовых и экономических условий для обеспечения транзита энергоресурсов в пределах технической возможности сетевых организаций государств - участников СНГ с учетом национальных интересов и неущемления их суверенитета;
развитие всех видов энергетической инфраструктуры, включая транспортную, обеспечивающую конкурентоспособность энергоносителей государств - участников СНГ;
формирование прозрачных правил ценообразования на энергоресурсы и определения тарифов на их транспортировку, которые не должны противоречить принципам определения и расчета тарифов, установленным национальным законодательством государств - участников СНГ;
разработка организационно-правовых механизмов, стимулирующих привлечение средств инвесторов для финансирования энергетических проектов СНГ, включая инвестиционные проекты по модернизации производства и увеличение доли инвестиций в инновации;
создание высокопроизводительных рабочих мест;
стремление к углеродной нейтральности путем достижения целей по сокращению выбросов парниковых газов;
стимулирование высокотехнологичных сфер, способных в перспективе снижать себестоимость производства энергоресурсов;
информационное обеспечение сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики путем обмена данными в рамках энергетического сотрудничества, включая информацию о крупных реализуемых и планируемых энергетических проектах;
стимулирование научно-технического сотрудничества в энергетике, включая вопросы альтернативных и возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и энергосбережения во всех звеньях энергетической цепочки.
VI. Приоритетные направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики
Приоритетными направлениями сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики являются:
в топливно-энергетическом комплексе в целом:
сохранение ключевой роли ископаемых углеводородов в энергобалансе государств - участников СНГ и необходимость развития экологически чистых технологий их добычи и использования;
сотрудничество государств - участников СНГ в области производства и транзита энергоресурсов;
эффективное использование имеющихся энергетических мощностей и реализация экспортного потенциала электроэнергетики;
дальнейшее формирование и совершенствование общего электроэнергетического рынка заинтересованных государств - участников СНГ;
развитие малой гидроэнергетики;
содействие в совершенствовании производственной базы топливно-энергетического комплекса, создание новых энергетических мощностей;
развитие многостороннего взаимодействия в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий;
увеличение инвестиций в геологоразведочные работы;
наращивание производства национальных технологий в соответствии с передовым уровнем, применяемых в геологоразведке и понижающих зависимость организаций государств - участников СНГ от импортного оборудования, технологий и сервисных услуг;
развитие межгосударственных транспортно-энергетических сетей;
развитие систем накопления и хранения энергии;
взаимодействие государств - участников СНГ по предупреждению и выходу из кризисных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе;
стремление к углеродной нейтральности путем обеспечения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста государств - участников СНГ в соответствии с принятыми государствами - участниками СНГ международными обязательствами;
повышение эффективности производства, переработки, транспортировки и использования энергоресурсов за счет инициатив, реализуемых на национальном и международном уровнях;
научно-технологическое развитие топливно-энергетического комплекса и импортозамещение путем проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и продвижения высокотехнологичных продукции и услуг в сфере энергетики в соответствии с национальными приоритетами государств - участников СНГ;
содействие развитию производства в государствах - участниках СНГ энергетического оборудования на основе современных технологий, включая IT-оборудование и программное обеспечение для нужд топливно-энергетического комплекса;
стремление к стандартизации совместимости приборов учета энергии, интерфейсов и протоколов передачи данных, а также способов обеспечения информационной безопасности;
гармонизация профессиональных стандартов и квалификационных требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов топливно-энергетического комплекса государств - участников СНГ;
в топливной промышленности:
в нефтяной отрасли:
расширение взаимовыгодного сотрудничества в освоении месторождений углеводородного сырья на территориях государств - участников СНГ и создание соответствующей инфраструктуры для его переработки и транспортировки;
разработка совместных инфраструктурных проектов в области транспортировки нефти и нефтепродуктов;
диверсификация направлений транспортировки нефти и нефтепродуктов;
трансформация системы налогообложения и иные меры по созданию условий для роста инвестиций в отрасль, обеспечивающие монетизацию ресурсного потенциала нефтяной отрасли и достижение высокого мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики;
комплексное стимулирование разработки "зрелых" месторождений;
введение в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов, а также создание условий для развития малых и средних предприятий в этой сфере деятельности преимущественно на основе инновационных национальных технологий и оборудования;
создание технологических полигонов для отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов;
развитие внутреннего рынка государств - участников СНГ сервисных, инжиниринговых и строительных услуг в нефтяной отрасли;
модернизация нефтеперерабатывающих заводов, предусматривающая ввод установок вторичной переработки нефти и достижение технологического уровня нефтеперерабатывающих заводов наиболее промышленно развитых стран;
повышение операционной эффективности и обеспечение экономически оправданного уровня рентабельности нефтеперерабатывающих заводов, в том числе посредством автоматизации, применения современных цифровых технологий и роста энергоэффективности;
обеспечение соответствия показателей качества нефти и (или) нефтепродуктов техническим регламентам, принятым в рамках СНГ, а также межгосударственным и (или) национальным стандартам в части, не противоречащей обязательным требованиям, установленным в технических регламентах СНГ, и схемам нормальных (технологических) грузопотоков (если это предусмотрено национальным законодательством государства - участника СНГ); мониторинг состояния добычи (производства) и оборота нефти и нефтепродуктов государств - участников СНГ;
гармонизация национальных норм и правил функционирования инфраструктуры общих рынков нефти и нефтепродуктов;
унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств - участников СНГ;
внедрение систем менеджмента качества производственной деятельности предприятий отрасли;
в газовой отрасли:
обеспечение законодательных и нормативно-правовых условий, включая меры налогового и таможенно-тарифного стимулирования, экономически эффективного и сбалансированного развития производства, транспортировки, хранения, продажи и использования природного газа с учетом гибкого реагирования на динамику мирового рынка газа;
развитие производства и потребления сжиженного природного газа;
развитие производства и увеличение объема потребления газомоторного топлива;
совершенствование государственного регулирования транспортировки газа по магистральным газопроводам и оказания услуг по хранению газа в подземных хранилищах;
совершенствование методики расчета тарифов при транспортировке газа по магистральным газопроводам в части повышения прозрачности расчетов, применения единых подходов для всех поставщиков газа и повышения эффективности функционирования газотранспортной системы;
в угольной отрасли:
повышение эффективности удовлетворения внутреннего спроса государств - участников СНГ на угольную продукцию и укрепление позиций на мировом рынке угля;
первоочередное лицензирование участков недр угольных месторождений, позволяющих вести разработку в наиболее безопасных горно-геологических условиях, сокращение количества выдаваемых лицензий на право пользования участками недр угольных месторождений с особо опасными горно-геологическими условиями;
поэтапный вывод из эксплуатации неэффективных производственных мощностей по добыче и переработке угля с низкой производительностью труда;
внедрение инновационных технологий, автоматизации и роботизации процессов добычи, переработки и транспортировки угля;
повышение качества и расширение номенклатуры угольной продукции, в том числе путем вовлечения в отработку запасов высококачественных углей, интенсификации процессов переработки добываемого сырья;
модернизация техники и технологий хранения, транспортировки и перевалки угля с учетом современных экологических требований;
диверсификация экспортных потоков;
развитие железнодорожной и другой транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортировки углей;
внедрение инновационных углехимических технологий на новых угольных месторождениях, поэтапный переход на глубокую переработку угля на действующих угледобывающих предприятиях;
в электроэнергетике:
в традиционной электроэнергетике:
повышение надежности и качества энергоснабжения с учетом принципа параллельной работы и экономической эффективности;
дальнейшее формирование и совершенствование общего электроэнергетического рынка заинтересованных государств - участников СНГ;
рассмотрение возможности по сближению национального законодательства государств - участников СНГ и нормативных правовых документов в сфере электроэнергетики;
создание условий для развития электросетевой инфраструктуры и генерирующих объектов, в том числе на базе атомных технологий, и их интеграция в энергетическую систему государств - участников СНГ;
внедрение порядка обмена прогнозными данными развития энергосистем, включая ввод новых генерирующих объектов и межгосударственных линий электропередачи;
создание условий для развития гидроэнергетики государств - участников СНГ;
развитие международного сотрудничества государств - участников СНГ в области электроэнергетики;
в энергетике на основе использования возобновляемых источников энергии:
повышение надежности и качества энергоснабжения потребителей с учетом принципа экономической эффективности;
обмен опытом в области применения возобновляемых энергетических ресурсов и создание условий для производства соответствующего оборудования и развития экспортных поставок с соблюдением принятых обязательств государствами - участниками СНГ и с учетом экономической целесообразности;
создание условий для развития малой гидроэнергетики государств - участников СНГ;
обмен опытом в области формирования механизмов повышения инвестиционной привлекательности возобновляемых источников энергии;
рассмотрение вопроса внедрения сертификатов происхождения электрической энергии;
развитие маломасштабного производства электроэнергии с помощью возобновляемых источников энергии (микрогенерация);
в атомной энергетике:
проведение совместных исследований в интересах развития мирных ядерных технологий;
внедрение инновационных, в том числе цифровых, технологий на объектах использования атомной энергии;
совершенствование системы предупреждения и системы реагирования на чрезвычайные ситуации на ядерно и радиационно опасных объектах;
развитие национальных ядерных инфраструктур в государствах - участниках СНГ;
сближение образовательных стандартов в области подготовки кадров для национальных программ развития мирных ядерных технологий по передовым международным стандартам;
в водородной энергетике:
выработка предложений по мерам стимулирования создания инфраструктуры транспортировки и потребления водорода и энергетических смесей на его основе;
проработка вопроса по обеспечению законодательной поддержки производства водорода;
расширение использования водорода с применением низкоуглеродных и безуглеродных источников энергии;
выработка предложений по разработке и совершенствованию низкоуглеродных технологий производства водорода, а также внедрение и дальнейшее усовершенствование наилучших доступных низкоуглеродных технологий производства водорода с учетом международных практик;
разработка предложений по стимулированию спроса на внутреннем рынке на топливные элементы на основе водорода и природного газа в транспорте государств - участников СНГ, а также на использование водорода и энергетических смесей на его основе в качестве накопителей и преобразователей энергии для повышения эффективности централизованных систем энергоснабжения;
обмен опытом в создании нормативной базы в области безопасности водородной энергетики;
сотрудничество государств - участников СНГ в области развития водородной энергетики и выхода на зарубежные рынки;
в области энергоэффективности и энергосбережения:
совместная разработка новых подходов ко взаимодействию в области повышения энергоэффективности и энергосбережения в соответствии с национальными приоритетами государств - участников СНГ с учетом мировой практики;
совершенствование нормативно-правовой базы в областях производства и использования энергетически эффективной техники, оборудования, технологических процессов в топливно-энергетическом комплексе, а также в других отраслях;
налоговое и неналоговое стимулирование использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий в сфере энергоэффективности и энергосбережения в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование рынка энергосервисных услуг;
внедрение и развитие системы энергоменеджмента;
обмен опытом и распространение лучших практик энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса;
в области охраны окружающей среды и изменений климата:
разработка и реализация национальных стратегий государств - участников СНГ долгосрочного развития энергетики с учетом принятых обязательств в рамках Парижского соглашения по климату;
актуализация экологических требований в области недропользования и других секторов топливно-энергетического комплекса;
разработка комплекса мер государств - участников СНГ по стимулированию компаний к эффективному использованию попутного нефтяного газа;
разработка и принятие мер по стимулированию производства и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующими международным нормам и стандартам;
в рамках комплекса мероприятий по реструктуризации угольной промышленности проведение работ по рекультивации земель и улучшению экологической ситуации.
VII. Развитие и распространение прорывных технологий
К прорывным технологиям, способным оказать влияние на мировые энергетические рынки, относятся в том числе технологии разработки запасов гидратов метана и углеводородов нефтематеринских пород и др.
К технологиям, применение которых может повлечь за собой организационные и технологические изменения в управлении и функционировании энергетических систем и способствовать переходу энергетики на новый технологический базис, относятся:
возобновляемые источники энергии, технологии хранения и накопления энергии, включая микрогенерацию;
развитие электрического, водородного и газомоторного транспорта, включая заправочную и зарядную инфраструктуру;
интеллектуализация сетевой инфраструктуры, развитие технологий умных сетей (smart grid), активно-адаптивные сети;
переход потребителей к активным моделям поведения в энергосистемах;
энергоэффективные технологии в топливно-энергетическом комплексе, а также в других отраслях;
информационно-технологические платформы планирования (прогнозирования) и управления энергетической инфраструктурой и энергоприемниками на стороне потребителей энергетических ресурсов, обеспечивающие минимизацию стоимости потребляемых энергетических ресурсов за счет оптимизации режимов работы технологического оборудования у потребителей, а также способных участвовать в оптовом рынке.
К перспективным технологиям относятся водородные энергетические технологии. Прогнозируется, что водород, используемый в настоящее время в основном в химической и нефтехимической промышленности, в перспективе способен стать новым энергоносителем, замещающим углеводородные энергоносители, и сформировать "водородную экономику".
Растет интерес к технологиям улавливания, хранения и использования углерода, которые в перспективе могут оказать существенное влияние на использование ископаемых видов топлива.
Перечисленные технологии в настоящее время находятся на разных стадиях развития и распространения. Их внедрение, с одной стороны, стимулируется различными мерами (включая субсидии), а с другой стороны, сдерживается рыночными экономическими условиями, в том числе уровнями цен на традиционные энергоресурсы.
Быстрыми темпами разрабатываются и внедряются, в том числе в отраслях топливно-энергетического комплекса, цифровые технологии, в состав которых включают "интернет вещей", 3D-моделирование, моделирование и прогнозирование на основе анализа "больших данных" (Big Data), нейросети, облачные и туманные вычисления, виртуальную и дополненную реальность, машинное обучение, компьютерную имитацию на основе цифровых двойников, интеллектуальные датчики, роботизацию производства, аддитивные технологии. Для эффективного использования данных технологий необходима унификация протоколов и интерфейсов информационного обмена на основе международных стандартов.
VIII. Реализация Концепции
Реализация Концепции обеспечивается перечисленными выше механизмами в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по ее реализации. По приоритетным направлениям энергетического сотрудничества будет разработана Стратегия развития топливно-энергетического комплекса СНГ на период до 2035 года, а также при необходимости - отдельные программы.
Финансовое обеспечение реализации Концепции и Плана мероприятий будет осуществляться государствами - участниками СНГ за счет и в пределах средств, предусмотренных в национальных бюджетах органам государственной власти государств - участников СНГ, ответственным за развитие энергетического комплекса, на осуществление их функций, а также за счет внебюджетных источников, привлекаемых государствами - участниками СНГ (их хозяйствующими субъектами) в установленном национальным законодательством порядке.
Государства - участники СНГ определяют уполномоченные органы в установленном национальным законодательством порядке с последующим информированием Исполнительного комитета СНГ. Уполномоченные органы при необходимости могут привлекать заинтересованные предприятия энергетического сектора к реализации Концепции и Плана мероприятий.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения экономической ситуации в государствах - участниках СНГ.
УТВЕРЖДЕН
Решением Совета глав
правительств СНГ о Концепции
сотрудничества государств -
участников СНГ в сфере
энергетики на период до 2035 года
и Плане первоочередных
мероприятий по ее реализации
от 24 мая 2024 года
План
первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года
|
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
1. Топливно-энергетический комплекс
| |||
1.1. |
Разработка проекта Стратегии развития топливно-энергетического комплекса СНГ на период до 2035 года |
2025 год |
Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные государства - участники СНГ, заинтересованные органы государственной власти государств - участников СНГ (уполномоченные ими организации), ответственные за развитие энергетического комплекса (далее - заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ), Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, Совет по промышленной политике государств - участников СНГ, Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ и другие заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, базовые организации государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
1.2. |
Сотрудничество в рамках минерально-сырьевого комплекса государств - участников СНГ в части углеводородного сырья; увеличение инвестиций в геологоразведочные работы; наращивание производства национальных технологий, применяемых в геологоразведке в соответствии с передовым уровнем, понижающих зависимость организаций государств - участников СНГ от импортного оборудования, технологий и сервисных услуг |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
1.3. |
Развитие инфраструктуры в сфере энергетики, в том числе создание дополнительных генерирующих мощностей, в целях обеспечения конкурентоспособности энергоносителей государств - участников СНГ и увеличения их экспортного потенциала |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
1.4. |
Подготовка предложений по оптимизации пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергетических ресурсов |
2024-2025 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
1.5. |
Развитие межгосударственных транспортно-энергетических сетей |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
1.6. |
Разработка принципов взаимодействия государств - участников СНГ по стремлению к углеродной нейтральности путем обеспечения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста государств - участников СНГ в соответствии с принятыми государствами - участниками СНГ международными обязательствами |
2024-2026 годы |
Заинтересованные государства - участники СНГ, заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
1.7. |
Обеспечение научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса государств - участников СНГ (поддержка фундаментальных, поисковых, прикладных научных исследований, научно-технических программ и проектов по вопросам экологически чистой и ресурсосберегающей энергетики, повышения эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирования новых источников, способов транспортировки и хранения энергии) |
Постоянно |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
1.8. |
Сотрудничество государств - участников СНГ в развитии и распространении прорывных технологий (в том числе возобновляемые источники энергии, технологии хранения и накопления энергии, включая микрогенерацию, развитие электрического, водородного и газомоторного транспорта, включая заправочную и зарядную инфраструктуру, сетевые технологии в электроэнергетике, в том числе активно-адаптивные сети, распределенная генерация, энергоэффективные технологии в топливно-энергетическом комплексе, а также в других отраслях, водородные энергетические технологии, технологии улавливания, хранения и использования углерода, цифровые технологии и др.) |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
1.9. |
Цифровая трансформация и технологическое развитие отраслей топливно-энергетического комплекса 1 |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
1.10. |
Совместная подготовка и повышение квалификации специалистов топливно-энергетического комплекса в образовательных учреждениях государств - участников СНГ |
Постоянно |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, базовые организации государств - участников СНГ |
1.11. |
Взаимодействие государств - участников СНГ по предупреждению и выходу из кризисных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные государства - участники СНГ, заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ |
2. Топливная промышленность
| |||
2.1. Нефть
| |||
2.1.1. |
Разработка основных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в нефтегазовой сфере в современных условиях, в том числе расширение взаимовыгодного сотрудничества в освоении месторождений углеводородного сырья на территориях государств - участников СНГ и создание соответствующей инфраструктуры для его переработки и транспортировки |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
2.1.2. |
Разработка совместных инфраструктурных проектов в области транспортировки нефти, развитие проектов магистрального трубопроводного транспорта 1 |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
2.1.3. |
Разработка перспективных направлений повышения качества нефтепродуктов до уровня современных мировых стандартов, обеспечение необходимого качества нефти в системе магистральных нефтепроводов 1 |
2025-2035 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
2.1.4. |
Создание технологических полигонов для отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов 1 |
2025-2035 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
2.1.5. |
Модернизация нефтеперерабатывающих заводов, предусматривающая ввод установок вторичной переработки нефти и достижение технологического уровня нефтеперерабатывающих заводов наиболее промышленно развитых стран 1 |
2025-2035 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
2.2. Газ
| |||
2.2.1. |
Развитие производства и потребления сжиженного природного газа |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
2.2.2. |
Сотрудничество в области производства и увеличения объема потребления газомоторного топлива (в том числе с использованием сжиженного природного газа), использования альтернативных видов моторного топлива, в том числе на международных транспортных коридорах |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
2.2.3. |
Сотрудничество в области транспортировки и хранения газа, сокращение потерь газа при транспортировке. Цифровая трансформация газотранспортной отрасли |
2025-2030 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
2.3. Уголь
| |||
2.3.1. |
Разработка предложений по повышению безопасности и безаварийности добычи угля |
2025-2026 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
2.3.2. |
Внедрение инновационных технологий, автоматизации и роботизации процессов добычи, переработки и транспортировки угля |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
2.3.3. |
Развитие железнодорожной и другой транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортировки угля |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
3. Электроэнергетика
| |||
3.1. Традиционная электроэнергетика
| |||
3.1.1. |
Сотрудничество в области дальнейшего формирования общего электроэнергетического рынка СНГ и трансграничной торговли электрической энергией |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
3.1.2. |
Реализация совместных проектов в области электроэнергетики, создание электросетевой инфраструктуры и систем генерации электроэнергии |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные предприятия энергетического сектора |
3.1.3. |
Разработка предложений по совершенствованию и развитию нормативно-правового регулирования в сфере электроэнергетики, включая вопросы, связанные с формированием рынка трансграничной торговли электроэнергией |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
3.1.4. |
Сотрудничество и обмен наилучшими практиками в области цифровой трансформации электроэнергетики государств - участников СНГ |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
3.1.5. |
Изучение международных стандартов и подготовка предложений по разработке межгосударственных стандартов (ГОСТ) в области электроэнергетики |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации |
3.1.6. |
Скоординированная работа по обеспечению устойчивой и надежной параллельной работы энергосистем государств - участников СНГ на основании принципов Договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
3.1.7. |
Мониторинг, анализ и подготовка предложений по координации долгосрочных планов развития электроэнергетики государств - участников СНГ |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
3.1.8. |
Разработка предложений по совершенствованию отраслевой системы контроля деятельности организаций электроэнергетики с целью снижения рисков возникновения аварий в энергосистемах |
2024 год |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
3.2. Энергетика на основе использования возобновляемых источников энергии
| |||
3.2.1. |
Обмен информацией в рамках реализации Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в области использования возобновляемых источников энергии и Плана первоочередных мероприятий на 2023-2030 годы по ее реализации |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные государства - участники СНГ, заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
3.2.2. |
Разработка нормативно-правовой базы механизма внедрения сертификатов происхождения (зеленых сертификатов) электрической энергии |
2024-2025 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях |
3.2.3. |
Подготовка отчета по анализу мирового опыта отнесения электрической энергии к категории "зеленая" |
2024-2025 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях |
4. Атомная энергетика
| |||
4.1. |
Изучение возможностей развития ядерной инфраструктуры на пространстве CHГ, включая взаимодействие в области развития инфраструктуры атомной промышленности |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях |
4.2. |
Обеспечение мониторинга безопасного перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях |
4.3. |
Развитие системы предупреждения и системы реагирования на чрезвычайные ситуации на ядерно и радиационно опасных объектах |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях |
4.4. |
Взаимодействие государств - участников СНГ по обмену информацией о наиболее значимых событиях в области мирного использования атомной энергии на базе сайта Комиссии государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях |
4.5. |
Взаимодействие государств - участников СНГ при проведении информационно-разъяснительной работы в области общественной приемлемости атомной энергетики |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные государства - участники СНГ, заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях |
4.6. |
Сближение стандартов и формирование условий в сфере подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей атомной отрасли в специалистах |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные государства - участники СНГ, заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях |
5. Водородная энергетика
| |||
5.1. |
Сотрудничество государств - участников СНГ в области развития водородной энергетики |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные государства - участники СНГ, заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
5.2. |
Выработка предложений по мерам стимулирования создания инфраструктуры транспортировки и потребления водорода и энергетических смесей на его основе |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
5.3. |
Обмен опытом и поддержка в разработке нормативной базы в области безопасности водородной энергетики |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
5.4. |
Выработка предложений по реализации пилотных проектов в области водородной энергетики, направленных в том числе на создание, производство и применение пилотных установок производства водорода без выбросов углекислого газа, разработку, изготовление и проведение испытаний газовых турбин на метано-водородном топливе, создание опытного образца железнодорожного транспорта на водороде и опытных полигонов низкоуглеродного производства водорода на объектах переработки углеводородного сырья или объектах добычи природного газа, производство водорода с использованием атомных электрических станций |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
6. Энергоэффективность и энергосбережение
| |||
6.1. |
Разработка основных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в области повышения энергоэффективности и энергосбережения |
2024-2026 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
6.2. |
Взаимодействие при разработке мер стимулирования по повышению энергоэффективности и энергосбережения в условиях рыночной экономики |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
6.3. |
Обмен опытом и распространение лучших практик энергосбережения и повышения энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
6.4. |
Сотрудничество в разработке и реализации проектов в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
7. Охрана окружающей среды и противодействие изменениям климата
| |||
7.1. |
Разработка и реализация национальных стратегий государств - участников СНГ долгосрочного развития энергетики в соответствии с Парижским соглашением по климату |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные государства - участники СНГ, заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
7.2. |
Разработка и принятие мер по стимулированию производства и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, соответствующими международным нормам и стандартам |
2025-2026 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, национальные газомоторные ассоциации |
7.3. |
Разработка предложений по стимулированию эффективного использования попутного нефтяного газа |
2025-2026 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ |
7.4. |
Разработка предложений по сотрудничеству в области повышения эффективности добычи, транспортировки и переработки угля, в том числе применение "чистых" технологий использования угольного топлива, газификации угля и утилизации метана |
2024 год и последующие годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Электроэнергетический Совет СНГ |
7.5. |
Разработка основных направлений взаимодействия государств - участников СНГ по рекультивации земель и улучшению экологической ситуации при разработке месторождений полезных ископаемых, прокладке трубопроводов, проведении строительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ |
2025-2026 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
7.6. |
Подготовка анализа методик учета выбросов парниковых газов на объектах электроэнергетики в государствах - участниках СНГ и в мире |
2024-2025 годы |
Заинтересованные уполномоченные органы государств - участников СНГ, Комиссия государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, Электроэнергетический Совет СНГ, заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
------------------------------
1 В Российской Федерации реализация мероприятий, предусмотренных в пунктах 1.9, 2.1.2-2.1.5 и 3.1.2, будет осуществляться за счет внебюджетных источников, привлекаемых исполнителями мероприятий в установленном национальным законодательством порядке.
------------------------------
Оговорка
Республики Армения
За исключением слов "на основе их гармонизации в 6-м абзаце Главы V "Механизмы сотрудничества" Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года.
Постоянный полномочный представитель |
Р. Хумарян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Глав правительств СНГ от 24 мая 2024 г. "О Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года и Плане первоочередных мероприятий по ее реализации"
Опубликование:
-