Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи К.Ю.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Х.Э.А.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области - Р.Ф.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" о признании недействующим в части Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438, установил:
решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438 (далее - Решение N 79/2438) утвержден порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", N 82, 6 августа 2013 г. и в настоящее время действует в редакции решения Волгоградской городской Думы от 21 июня 2023 г. N 90/1234, с изменениями, внесенными решениями Волгоградского областного суда от 30 марта 2018 г. по делу N 3а-281/2018, от 15 марта 2019 г. по делу N 3-156/2019, от 22 марта 2019 г. по делу N 3а-171/2019, от 23 мая 2019 г. по делу N 3а-255/2019, от 10 июля 2020 г. по делу N 3а-334/2020, с учетом изменений внесенных апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 г. N 66а-1332/2020, от 29 июня 2021 г. по делу N 3а-215/2021.
Решением Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 г. N 68/2048 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов" подпункт 2.1.11 изложен в следующей редакции: "2.1.11. Арендная плата за земельные участки, не указанные в подпунктах 2.1.1 - 2.1.10 настоящего пункта, разделе 3 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А=СК мдК каз, где: А - величина арендной платы; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; К мд - коэффициент минимальной доходности земельного участка. Применяется ежегодно с 01 января финансового года коэффициент минимальной доходности земельного участка, установленный нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области; К каз - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов. Значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов устанавливаются нормативным правовым актом администрации Волгограда. До установления администрацией Волгограда значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для расчета арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов принимаются равными 1".
Указанное решение опубликовано в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" N 72 от 14 июля 2018 г. В соответствии с пунктом 3 указанного нормативного правового акта данный документ вступил в силу со дня официального опубликования.
Решением Волгоградской городской Думы от 29 октября 2020 г. N 33/604 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов" в абзаце 6 слова "с 01 января" заменить словами "с 01 апреля".
Данное решение опубликовано в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" N 122 от 3 ноября 2020 г. В соответствии с пунктом 3 указанного нормативного правового акта данный документ вступил в силу со дня официального опубликования.
Решение Волгоградской городской Думы от 21 июня 2023 г. N 90/1234 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов" абзацы 2-5 подпункта 2.1.11 изложить в следующей редакции: "А=КСЗУК мдК каз, где: А - величина арендной платы; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка;".
Указанное решение опубликовано в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" N 68, 24 июня 2023 г. В соответствии с пунктом 3 указанного нормативного правового акта данный документ вступил в силу со дня официального опубликования.
Волгоградское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований и выделения части требований в отдельное производство) о признании недействующим с 8 января 2022 г. абзаца 6 подпункта 2.1.11 пункта 2.1 Порядка в части возможности ежегодного изменения размера коэффициента минимальной доходности земельного участка в сторону увеличения, указав в обоснование заявленного требования, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...>, находящихся в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгограда.
Арендная плата за пользование земельными участками начисляется с применением оспариваемого в части нормативного правового акта, который, по мнению административного истца, не соответствует принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в редакции Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2552 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", начавшей действовать с 8 января 2022 г. и нарушает права административного истца как плательщика арендных платежей.
В судебном заседании представитель административного истца Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" - Г.С.В. заявленные требования (уточненные) поддержал в полном объеме, просил суд об их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении требований.
Представитель административного ответчика Волгоградской городской Думы - Г.М.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации городского округа город-герой Волгоград - С.О.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица департамента муниципального имущества администрации Волгограда - Б.И.А. в судебном заседании просила в удовлетворении уточненных заявленных требований отказать в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в письменном возражении на административное исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области Р.Ф.С., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Соблюдение процедуры принятия Порядка и полномочия административного ответчика по его изданию ранее были предметом проверки Волгоградского областного суда, о чем имеются вступившие в законную силу решения Волгоградского областного суда от 30 марта 2018 г. по делу N 3а-281/2018, от 15 марта 2019 г. по делу N 3-156/2019, от 22 марта 2019 г. по делу N 3а-171/2019, от 23 мая 2019 г. по делу N 3а-255/2019, от 10 июля 2020 г. по делу N 3а-334/2020, с учетом изменений внесенных апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 г. N 66а-1332/2020 и по этим основаниям не оспаривается.
Внесенные в него в оспариваемой части изменения, приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции - Волгоградской городской Думой, подписаны в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 29 Устава города-героя Волгограда главой Волгограда, официально опубликованы в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", и по этим основаниям не оспариваются.
Волгоградское областное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...>, находящихся в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгограда. Расчет годовой платы за указанные земельные участки производится с применением оспариваемого положения, что подтверждается материалами дела и не оспаривается административными ответчиками и заинтересованными лицами.
Установив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения нормативных правовых актов затрагивают права административного истца и регулируют правоотношения с его участием.
Давая правовую оценку нормативному содержанию оспариваемого абзаца Порядка, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
Статья 606, пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривают, что получение арендной платы по договору аренды является правом арендодателя, при этом, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Оспариваемой нормой установлен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов.
В связи с тем, что указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2552).
Именно в соответствии с указанным принципом в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Изменения таких показателей как кадастровая или рыночная стоимость земельного участка, уровень инфляции, прогнозируемы и в равной мере предсказуемы, например, в части периодичности их возникновения, для обеих сторон договора аренды земельного участка.
Вместе с тем изменение расчетных показателей (ставок, коэффициентов и т.п.), устанавливаемых уполномоченными органами власти, включая периодичность таких изменений, зависит исключительно от воли арендодателя и на законодательном уровне не регулируется.
В связи с чем, право уполномоченных органов власти на одностороннее изменение расчетных показателей арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, получило дополнительное урегулирование в целях соблюдения баланса интересов сторон, а также возможности обеспечения арендаторами своевременной защиты своих прав и законных интересов и минимизации возможных негативных последствий указанных изменений, путем ограничения периодичности изменения в большую сторону составных частей формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости).
Согласно ответу на запрос и представленным экономическим обоснованиям, значение коэффициента К мд, используемое в расчете арендной платы, рассчитывается исходя из среднего уровня доходности государственных облигаций долгосрочного займа.
Экономическое обоснование применения коэффициента К мд при расчете размера арендной платы было предметом судебной проверки (решение Волгоградского областного суда от 29 января 2019 г. по делу N 3а-1/2019, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. N 16-АПА19-4 об отмене решения Волгоградского областного суда в части).
Как установлено в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. N 16-АПА19-4, за основу для расчета значения коэффициента в целях уменьшения влияния случайных факторов принят средний уровень доходности государственных облигаций долгосрочного займа за предшествующий год, рассчитанный как среднее арифметическое доходности государственных облигаций. Экономическое обоснование применения данного подхода для расчета коэффициента подготовлено заведующим кафедрой государственного и муниципального управления Волгоградского государственного университета, доктором экономических наук, профессором В.В.К.
Согласно указанному обоснованию предлагаемая ставка, отражающая минимальную доходность, или "безрисковая ставка", по экономическому смыслу представляет собой абсолютную ренту. Дифференциация арендных платежей в связи с различием арендуемых участков и категорий арендаторов может производиться на основании иных параметров и введения дополнительных коэффициентов. Величина земельной ренты привязывается к ставке ссудного или банковского процента, как альтернатива использования капитала. Величина средней доходности государственных облигаций долгосрочного займа учитывает как общую тенденцию изменения доходности и рисков на финансовом рынке, так и текущий уровень инфляции.
Таким образом коэффициент К мд используемый в формуле при расчете арендной платы включает в себя не только показатель уровня инфляции, но и общую тенденцию изменения доходности и рисков на финансовом рынке.
Таким образом, вопреки доводам, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, коэффициент минимальной доходности, рассчитывается с использованием величина средней доходности государственных облигаций долгосрочного займа, учитывающей как общую тенденцию изменения доходности и рисков на финансовом рынке, так и текущий уровень инфляции, а не только уровень инфляции.
При изложенных обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы административного истца и подлежащим признанию не действующим абзац 6 подпункта 2.1.11 пункта 2.1 Порядка принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, в той мере, в какой им признается необходимым применение с 1 апреля финансового года коэффициента минимальной доходности земельного участка, установленного нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области измененного в большую сторону чаще одного раза в 3 года.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце 2 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемая редакция абзаца 6 подпункта 2.1.11 пункта 2.1 Порядка на момент принятия не противоречила нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вошла в противоречие со дня вступления в силу изменений, внесенных в Постановление N 582 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2552 - 8 января 2022 г.
При изложенных обстоятельствах абзац 6 подпункта 2.1.11 пункта 2.1 Порядка подлежащим признанию не действующим с 8 января 2022 г. в той мере, в какой им признается необходимым применение с 1 апреля финансового года коэффициента минимальной доходности земельного участка, установленного нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области измененного в большую сторону чаще одного раза в 3 года.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в части заявленного требования, в размере 4500,00 рублей согласно платежному поручению от 26 сентября 2023 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика Волгоградской городской думы.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд, решил:
административное исковое заявление Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" о признании недействующим в части Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года N 79/2438 удовлетворить.
Признать недействующим с 8 января 2022 г. абзац 6 подпункта 2.1.11 пункта 2.1 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438 (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 29 октября 2020 г. N 33/604) в той мере, в какой им признается необходимым применение с 1 апреля финансового года коэффициента минимальной доходности земельного участка, установленного нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области измененного в большую сторону чаще одного раза в 3 года.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград".
Взыскать с административного ответчика Волгоградской городской Думы в пользу Волгоградского областного отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500,00 (четырех тысяч пятисот) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья |
Ю.Ю.К. |
Справка: в соответствии с частью 2 статьи 177 КАС РФ мотивированный текст решения изготовлен 20 декабря 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 6 декабря 2023 г. N 3а-171/2023 "О признании недействующим абзаца 6 подпункта 2.1.11 пункта 2.1 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утв. решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 (ред. от 29.10.2020), в той мере, в какой им признается необходимым применение с 1 апреля финансового года коэффициента минимальной доходности земельного участка, установленного нормативным правовым актом комитета экономической политики"
Опубликование:
-