Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 13 июня 2024 г. N 363
Приложение N 13
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 23 декабря 2021 г. N 773
Примерное положение
об организации стационарозамещающей технологии "Школа ухода" для граждан, осуществляющих уход, в рамках реализации пилотного проекта системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее - Положение) устанавливает порядок организации деятельности "Школ ухода" (далее - "Школа ухода"), созданных на базе поставщиков социальных услуг (далее - учреждение), являющихся участниками системы долговременного ухода в рамках реализации пилотного проекта, определенных постановлением Правительства Оренбургской области от 16.04.2020 N 297-пп "О мероприятиях по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Оренбургской области", для обучения граждан, осуществляющих уход на дому за тяжелобольными гражданами (далее - ЛОУ), правилам ухода.
1.2. Предоставление социальных услуг в "Школе ухода" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", приказом министерства социального развития Оренбургской области от 06.09.2023 N 608 "Об утверждении отдельных документов, необходимых для реализации модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста инвалидами, нуждающимся в уходе в рамках пилотного проекта".
2. Основные цели и задачи "Школы ухода"
2.1. Основные цели деятельности "Школы ухода":
обучение ЛОУ практическим навыкам ухода;
оказание психологической помощи и поддержки ЛОУ, снижение у них психоэмоциональной нагрузки и уровня стресса;
повышение качества жизни граждан, нуждающихся в уходе, продление пребывания их в привычных домашних условиях, создания для них в жилых помещениях безопасной и комфортной среды;
снижение потребности граждан, нуждающихся в уходе, в получении социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания.
2.2. Основные задачи "Школы ухода":
2.2.1. Организация обучения ЛОУ по вопросам:
общего ухода за гражданами, нуждающимися в уходе;
контроля за изменениями состояния здоровья;
профилактики развития осложнений;
питания и кормления;
проведения гигиенических процедур;
позиционирования;
использования технических средств реабилитации и адаптации жилого помещения к потребностям граждан, нуждающихся в уходе;
формирования безопасной, комфортной среды, создания благоприятной эмоциональной атмосферы.
3. Основные функции "Школы ухода"
3.1. Для достижения целей и задач на "Школу уход" возлагаются следующие функции:
проведение теоретических занятий по осуществлению ухода за тяжелобольными гражданами (лекции и индивидуальные консультации);
проведение практических занятий по осуществлению ухода;
предоставление информационных и методических материалов ЛОУ;
информирование населения о деятельности "Школы уход", в том числе с использованием информационных ресурсов учреждения, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, средств массовой информации, путем размещения информационных материалов на стендах учреждений здравоохранения, общественных организаций (по согласованию);
учет ЛОУ, нуждающихся в обучении в "Школе ухода";
привлечение к проведению занятий работников сторонних организаций (по согласованию);
подготовка отчетов и других сведений о деятельности "Школы ухода".
4. Организация деятельности "Школы ухода"
4.1. Деятельность "Школы ухода" осуществляется в соответствии с установленным режимом работы учреждения и приказом директора.
4.2. Общее руководство и контроль за деятельностью школы ухода осуществляет ответственное лицо, назначенное директором учреждения.
В рамках полномочий ответственное лицо:
информирует граждан, нуждающихся в обучении навыкам ухода, в том числе с использованием средств массовой информации;
формирует группы слушателей в помещении учреждений, организует выездные занятия на дому;
разрабатывает программу обучения согласно приложению N 1 к настоящему Положению, расписание занятий;
ведет учетно-отчетную документацию;
осуществляет взаимодействие со СМИ по освещению деятельности школы ухода.
4.3. Обучение в "Школе ухода" осуществляют специалисты учреждения, прошедшие обучение навыкам ухода и имеющие соответствующий документ об обучении.
4.4. К проведению обучения могут привлекаться сотрудники других отделений учреждения, специалисты медицинских, образовательных и иных организаций (по согласованию).
4.5. Слушателями "Школы ухода" могут быть члены семьи тяжелобольного гражданина, нуждающегося в уходе, другие родственники, соседи и иные лица, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии со стандартом оказания срочных социальных услуг согласно приказу министерства социального развития Оренбургской области от 06.09.2023 N 608.
4.6. Предоставление социальных услуг в "Школе ухода" осуществляется на основании заявления, поданного гражданином в школу ухода или территориальный координационный центр (далее - ТКЦ), в соответствии с договором, заключенным между ЛОУ и учреждением.
4.7. Обучение осуществляется бесплатно и включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков ухода за гражданами, нуждающимися в уходе, в том числе с использованием демонстрационного оборудования.
Примерный перечень оборудования предусмотрен в приложении N 2 к настоящему положению.
4.8. Занятия в "Школе ухода" осуществляются:
4.8.1. с выездом на дом;
4.8.2. в помещении учреждений: индивидуальные и групповые (при численности группы не более 10 человек).
4.9. Обучение в группах осуществляется по расписанию, на дому - по индивидуальному графику.
4.10. При формировании групп и выборе формы обучения учитываются диагноз и степень функциональных нарушений здоровья тяжелобольных граждан, их зависимость от ЛОУ.
4.11. Продолжительность курса обучения до 12 занятий в квартал, 1 раз в год. Продолжительность занятия до 60 минут.
4.12. Слушатели "Школы ухода" могут пройти полный курс или посетить разовое занятие (консультацию) по интересующей теме.
4.13. Сведения о ЛОУ фиксируются в реестре слушателей, прошедших обучение в "Школе ухода", по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
4.14. Специалист, ответственный за работу "Школы ухода", ежемесячно, до 1 числа месяца следующего за отчетным, формирует отчет по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению и направляет его в министерство социального развития Оренбургской области.
4.15. Мониторинг организации обучения в "Школе ухода" осуществляется ТКЦ посредством опроса (анкеты) ЛОУ по удовлетворенности и качеству оказанных услуг (приложение N 5 к настоящему Положению).
Приложение 1
к положению об организации
стационарозамещающей технологии
"Школа ухода" для граждан,
осуществляющих уход, в рамках реализации
пилотного проекта системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе"
Примерный перечень тем занятий "Школы ухода"
N |
Наименование темы |
1. |
Основы здорового образа жизни, факторы, способствующие сохранению здоровья. Понятие о двигательных режимах, режимах питания, сна, отдыха здорового и больного человека (в том числе поддержание посильной социальной активности, посильной бытовой активности, когнитивных функций. |
2. |
Организация общего ухода за тяжелобольными гражданами, нуждающимися в уходе. Контроль за изменениями состояния здоровья указанных граждан. |
3. |
Способы контроля основных показателей жизнедеятельности человека (измерение температуры тела, артериального давления, пульса, сатурации в соответствии с медицинским назначениями), наблюдение за состоянием здоровья. Ведение дневника наблюдения за состоянием здоровья тяжелобольного гражданина, нуждающегося в уходе. |
4. |
Организация безопасного пространства в доме: особенности помещения, основное и вспомогательное оборудование и его размещение при организации ухода за тяжелобольным гражданином. |
5. |
Особенности проведения мероприятий по поддержке мобильности лиц, нуждающихся в уходе (перемещение в кровати и вне ее, при позиционировании, пересаживании, перемещении малоподвижных (обездвиженных) лиц, нуждающихся в уходе). |
5.1. |
Падения. Риски падения, бытовые травмы и их профилактика. |
5.2 |
Технические средства реабилитации и ухода, вспомогательные средства и приспособления для передвижения тяжелобольного гражданина, нуждающегося в уходе. |
6. |
Организация питания маломобильных и немобильных тяжелобольных граждан. Особенности кормления при нарушении глотания, кормление через зонд. |
6.1 |
Подготовка к кормлению. Прием пищи в кровати. Оборудование и приспособления для кормления немобильных тяжелобольных граждан. Риски аспирации пищей, их профилактика. |
7. |
Гигиена маломобильного тяжелобольного гражданина. Специальные средства для ухода и гигиенические принадлежности. |
7.1. |
Гигиенические процедуры: принятие душа, ванны; туалет; вспомогательное оборудование. |
7.2 |
Смена постельного, нательного и абсорбирующего белья. |
8. |
Особенности возможности опорожнения Помощь при пользовании туалетом и (или) иными приспособлениями. Подача судна, урологической утки, смена абсорбирующего белья, включая гигиеническую обработку и др. |
9. |
Профилактика осложнений состояния здоровья тяжелобольных граждан при неправильном уходе (пролежни, пневмония, тромбоз, обезвоживание, аспирация, опрелости). |
10. |
Правила и порядок действий при оказании первой доврачебной помощи. |
11. |
Помощь в приеме лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими рекомендациями и инструкцией по их применению и соблюдению условий их хранения. |
12. |
Поддержание когнитивных функций у тяжелобольного гражданина |
13. |
Способы профилактики эмоционального выгорания у ЛОУ. |
14. |
Консультации по запросам слушателей. |
Приложение 2
к положению об организации
стационарозамещающей технологии
"Школа ухода" для граждан,
осуществляющих уход, в рамках реализации
пилотного проекта системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе"
Примерный перечень
демонстрационного оборудования, технических средств реабилитации и средств ухода для оснащения "Школы уход"
1. Функциональная кровать с матрасом;
2. кресло инвалидное с санитарным оснащением;
3. ходунки;
4. роллатор (опоры-ходунки);
5. костыли;
6. стул для мытья;
7. ступень в ванную с ручкой;
8. сиденье для ванн поворотное;
9. ванна надувная для мытья головы;
10. судно подкладное резиновое;
11. судно подкатное;
12. доска для пересаживания;
13. поворотный диск для пересаживания;
14. поворотный диск жесткий;
15. пояс для пересаживания;
16. пояс для перемещения;
17. лесенка для подтягивания веревочная;
18. скользящие простыни;
19. накладки противопролежневые для пяток и локтей;
20. поильник полимерный;
21. многофункциональный тренажер-манекен;
22. массажные мячи;
23. бизиборд.
Приложение 3
к положению об организации
стационарозамещающей технологии
"Школа ухода" для граждан,
осуществляющих уход, в рамках реализации
пилотного проекта системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе"
Примерная форма реестра слушателей, прошедших обучение в "Школе ухода"
N |
ФИО ЛОУ |
Контактные данные ЛОУ (адрес места жительства, телефон, эл. почта (при наличии) |
Период обучения (начало и окончание курса обучения) |
Форма обучения (в помещении учреждения/на дому) |
Количество занятий |
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
к положению об организации
стационарозамещающей технологии
"Школа ухода" для граждан,
осуществляющих уход, в рамках реализации
пилотного проекта системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе"
Ежемесячный отчет о проведении обучения в "Школе ухода"
____________________________________________________________
(по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным)
N |
Наименование учреждения |
Количество граждан, прошедших обучение в "Школе ухода" |
||||||||||||
Всего, чел. |
в том числе: |
в помещениях учреждения |
в выездной форме (на дому) |
|||||||||||
родственники, чел. |
иные лица, чел. |
Всего, чел. |
в индивидуальной форме |
в групповой форме |
Всего, чел. |
из них |
||||||||
всего |
родственники |
иные лица |
всего |
родственники |
иные лица |
родственники |
иные лица |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
к положению об организации
стационарозамещающей технологии
"Школа ухода" для граждан,
осуществляющих уход, в рамках реализации
пилотного проекта системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе"
Анкетирование слушателей "Школы ухода"
Уважаемый участник!
Мы стремимся сделать занятия в "Школе ухода" лучше и полезнее, поэтому нам очень важно Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов анкеты.
1. Была ли Вам полезна консультация в "Школе ухода"?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
2. Удобен ли Вам очный формат проведения консультаций?
Да
Нет
Свой ответ ______________________________________________
3. Комфортно ли для Вас время проведения консультации?
Да
Нет, удобнее было бы в_______________________________
4. Консультацию на какую(-ие) тему(-ы) Вам хотелось бы получить?
1) ______________________________________________________
2) ______________________________________________________
3) _______________________________________________________
5. Какими еще формами социального обслуживания пользуетесь Вы (Ваш подопечный)?
Полустационарное социальное обслуживание
Социальное обслуживание на дому
Стационарное социальное обслуживание
Прокат технических средств реабилитации
Никакими из перечисленных
Другое (укажите)
___________________________________________________________
6. Откуда Вы узнали о "Школе ухода"?
В медицинской организации
В комплексном центре социального обслуживания населения
Увидел(-а) на сайте учреждения
Из других СМИ (телевидение, радио, социальная реклама)
7. Возраст человека, которому требуется уход:
До 18 лет
18 - 80 лет
Старше 80 лет
8. Наличие у человека, нуждающегося в уходе, инвалидности:
Есть инвалидность
Нет инвалидности
9. Человек нуждающийся в уходе пользуется техническими средствами реабилитации?
Да
Нет
10. С какими проблемами здоровья связана необходимость ухода (выберите один или несколько вариантов):
Психические отклонения, деменция, невозможность ухода
Онкологическое заболевание
ДЦП, травмы и переломы, тяжелые артриты и другие нарушения опорно-двигательного аппарата
Инсульт, инфаркт, патологии сердечно-сосудистой системы
Другое _____________________________________________
Комментарии
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Спасибо!
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Приказ Министерства социального развития Оренбургской области от 13 июня 2024 г. N 363 "О внесении изменений в приказ министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.