Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
к постановлению избирательной
комиссии Челябинской области
от 31 мая 2024 года N 74/984-7
Порядок
приема листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Челябинской области и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований
1. Общие положения
1.1. Порядок приема листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Челябинской области и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Законом Челябинской области от 31 мая 2012 года N 338-ЗО "О выборах Губернатора Челябинской области" (далее - Закон области), Методическими рекомендациями по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 168/1222-6, Положением о Рабочей группе по приему документов, представляемых в избирательную комиссию Челябинской области кандидатами на должность Губернатора Челябинской области, и проверке соблюдения порядка выдвижения кандидатов на должность Губернатора Челябинской области на выборах Губернатора Челябинской области, Методическими рекомендациями о порядке выдвижения и регистрации кандидатов на должность Губернатора Челябинской области.
1.2. Настоящий Порядок определяет порядок работы избирательной комиссии Челябинской области (далее - Комиссия) с листами поддержки кандидатов на должность Губернатора Челябинской области и иными связанными с ними документами.
1.3. Прием листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Челябинской области и проверку достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований осуществляет Рабочая группа по приему документов, представляемых в избирательную комиссию Челябинской области кандидатами на должность Губернатора Челябинской области, и проверке соблюдения порядка выдвижения кандидатов на должность Губернатора Челябинской области на выборах Губернатора Челябинской области (далее - Рабочая группа).
2. Прием листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Челябинской области и иных связанных с ними документов
2.1. В соответствии с пунктом 19 статьи 37 Федерального закона, частями 1-3 статьи 20 Закона области кандидат на должность Губернатора Челябинской области не ранее чем через 21 день и не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов по местному времени представляет для регистрации в Комиссию единовременно с другими документами:
1) листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата по форме, установленной Законом области. Листы поддержки кандидата должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок и рассортированы по муниципальным районам, муниципальным и городским округам Челябинской области, где проводился сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, и пронумерованы;
2) список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, по форме, установленной постановлением Комиссии от 23 мая 2024 года N 73/963-7 "О перечне и формах документов, представляемых кандидатами на должность Губернатора Челябинской области в избирательную комиссию Челябинской области при проведении выборов Губернатора Челябинской области" (приложение N 11).
2.2. Комиссия должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.
2.3. Комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме необходимых для регистрации кандидата документов, если документы доставлены до истечения срока, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка.
2.4. В отношении листов поддержки кандидата проверяется соответствие представленных листов поддержки кандидата списку лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата.
В процессе приема каждый лист поддержки кандидата заверяется печатью Комиссии.
При этом в соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона, частью 4 статьи 20 Закона области число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемых в Комиссию, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 5 процентов. В случае если данное требование нарушено, Комиссия предлагает кандидату самостоятельно исключить из представляемых документов лишние листы поддержки.
2.5. При нарушении нумерации листов поддержки кандидата в пределах одной папки кандидат или его доверенное лицо имеют право внести следующие изменения: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12). После этого вносятся изменения в данные о количестве листов поддержки, проставленном на лицевой стороне обложки папки, и заверяются подписью кандидата или доверенного лица кандидата.
2.6. В случае выявления несоответствия данных в списке лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, с соответствующими данными в листах поддержки кандидата члены Рабочей группы предлагают кандидату устранить несоответствие, при этом возможно составление кандидатом (при приеме документов) уточненного списка лиц, которые поставили свои подписи в его листах.
2.7. После приема документов член Рабочей группы выдает кандидату письменное подтверждение их получения, в котором перечисляются все принятые документы с указанием количества листов каждого из документов, проставляются дата и время их приема. Дата составления подтверждения является датой приема документов. В подтверждении указываются количество принятых листов поддержки кандидата и заявленное количество подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований.
Подтверждение составляется в двух экземплярах и подписывается сначала членом Рабочей группы, а затем лицом, представившим документы. Один экземпляр передается лицу, представившему документы, а другой хранится в Комиссии вместе с другими представленными документами.
2.8. Комиссия в течение трех дней со дня представления списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Проверка достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований, проставленных в листах поддержки кандидата
3.1. Порядок проведения проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований:
3.1.1. В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона, частью 4 статьи 21 Закона области Комиссия проверяет достоверность подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, проставленных в листах поддержки кандидата, в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов.
3.1.2. Комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки подписей.
3.1.3. При проведении проверки могут присутствовать кандидаты, их доверенные лица, а также иные лица, присутствие которых предусмотрено Федеральным законом и Законом области. Их информирование о времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, осуществляется заранее членом Рабочей группы посредством письменного извещения (телеграммы) (в том числе с использованием электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), либо непосредственно, либо по телефону.
Факт передачи уведомления (в том числе при информировании по телефону или непосредственно) должен быть зафиксирован в специальном журнале передачи извещений (приложение N 1 к настоящему Порядку).
Дополнительно информация о проведении указанной процедуры может быть направлена посредством СМС-сообщений, мессенджеров (программных средств для мгновенного обмена короткими сообщениями по электронным каналам связи). При этом фиксируются отправка и доставка сообщения адресату.
Почтовый адрес и телефон для направления извещения о проведении проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, сообщаются кандидатом при представлении в Комиссию документов.
Извещение фиксируется в Журнале передачи извещений о проведении проверки листов поддержки кандидатам или их доверенным лицам (форма журнала приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку).
Присутствие кандидатов или их доверенных лиц и иных представителей фиксируется в Журнале учета присутствия кандидатов на должность Губернатора Челябинской области и их представителей при проверке листов поддержки по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
3.1.4. Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата.
3.1.5. В целях оперативного выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата, необходимо сверять представленные разными кандидатами списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки. При выявлении подписи одного и того же лица в листах поддержки разных кандидатов проверку достоверности подписей в листах поддержки таких кандидатов целесообразно проводить по возможности одновременно.
3.1.6. В случае если кандидат представил в Комиссию подписи депутатов и (или) глав муниципальных образований в количестве, заведомо недостаточном для регистрации, то проверка достоверности подписей все равно проводится в целях выявления подписей лиц, поддержавших выдвижение более одного кандидата.
3.1.7. Проверка листов поддержки кандидата осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. Информация о лице, поставившем свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, а также исполнение им соответствующих полномочий могут быть проверены с использованием данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"). В случае несоответствия указанных данных необходимо получить информацию из соответствующего органа, подписанную уполномоченным должностным лицом.
3.1.8. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной или недостоверной либо не зачтена.
3.1.9. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение, либо поставлена до выдвижения кандидата), Комиссия вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица с подтверждением достоверности подписи, представленное в Комиссию до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.
Лицо, поставившее свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, опрашивается лично представителями Рабочей группы в помещении Комиссии, при этом устанавливается личность опрашиваемого лица. При проведении опроса могут присутствовать сами кандидаты, их доверенные лица, а также иные лица, присутствие которых при проверке достоверности подписей предусмотрено Федеральным законом и Законом области. Вместе с тем непосредственно опрос может проводиться только уполномоченным на это членом Рабочей группы.
По результатам проведения опроса составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его проведения, фамилия, имя, отчество, должность (статус) опрашиваемого лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего опрос, фамилии, имена, отчества, должности (статус) лиц, присутствовавших при проверке, а также результат опроса (приложение N 3 к настоящему порядку).
В случае если лицо, достоверность подписи которого вызывает сомнение, подало письменное заявление в Комиссию с подтверждением достоверности подписи, то Комиссия проводит опрос в указанном выше порядке, а заявление прилагается к протоколу опроса.
3.1.10. Если подпись депутата и (или) главы муниципального образования в листе поддержки кандидата признана недостоверной (за исключением случаев, когда она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом и (или) главой муниципального образования, либо собрана с принуждением или за вознаграждение, либо проставлена до выдвижения кандидата), кандидат вправе заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным надлежащим образом, с подписью того же депутата, главы. При этом заменяемый лист остается в Комиссии вместе с иными представленными кандидатом для регистрации документами.
Замену листа поддержки кандидат вправе произвести в период проверки подписей, а также после вручения ему протокола об итогах проверки не позднее чем за один день до дня заседания Комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации. При этом кандидат вправе заменить лист поддержки только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона либо Закона области.
3.2. Основания признания недостоверными подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, а также основания, по которым подписи могут быть не засчитаны:
3.2.1. Подпись, проставленная в листе поддержки кандидата, признается недостоверной в случае:
1) если она проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования либо собрана с нарушением части 13 статьи 19 Закона области (с принуждением или за вознаграждение).
В этом случае подпись признается недостоверной на основании информации соответствующего органа, подписанной уполномоченным должностным лицом, об отсутствии в составе депутатов представительного органа лица, поддержавшего выдвижение кандидата, либо о том, что это лицо не является главой муниципального образования.
Для установления факта совершения противоправных действий (принуждение или вознаграждение) в отношении лиц, проставлявших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, в Комиссии должно иметься решение суда, подтверждающее данный факт;
2) если она собрана с нарушением частей 10 и 11 статьи 19 Закона области и этот недостаток не восполнен в порядке части 6 статьи 21 Закона области.
Порядок совершения нотариальных действий определен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а в случае засвидетельствования подписи главой местной администрации муниципального образования (специально уполномоченного должностного лица местного самоуправления) - также Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 16.
Подпись может быть признана недостоверной при обнаружении следующих нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при нотариальном свидетельствовании подписи:
отсутствие в удостоверительной надписи, выполненной на листе поддержки кандидата, номера, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий;
отсутствие оттиска гербовой печати и (или) подписи нотариуса или должностного лица местного самоуправления на листе поддержки кандидата;
отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что подпись лица, обратившегося за нотариальным заверением, сделана в присутствии нотариуса;
отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена или не указаны полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, подлинность подписи которого свидетельствуется.
В иных случаях нарушения порядка нотариального свидетельствования подписи она может быть признана недостоверной на основании документа нотариуса (нотариальной палаты), подтверждающего, что такое нотариальное действие не совершалось;
3) если подпись поставлена до выдвижения кандидата либо позднее удостоверительной надписи нотариуса (должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации) о засвидетельствовании подлинности подписи;
4) если какое-либо из указанных в листе поддержки кандидата сведений о кандидате, депутате представительного органа муниципального образования или избранном на муниципальных выборах главе муниципального образования, подписавшем лист поддержки кандидата, не соответствует действительности и этот недостаток не восполнен в порядке части 6 статьи 21 Закона области;
5) если сведения о кандидате, депутате представительного органа муниципального образования, или избранном на муниципальных выборах главе муниципального образования либо дата и (или) время проставления подписи содержат исправления и этот недостаток не восполнен в порядке части 6 статьи 21 Закона области.
3.2.2. Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поставил несколько подписей в поддержку одного и того же кандидата, то засчитывается только одна подпись. Остальные подписи данного лица не засчитываются.
Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Таким образом, если при проведении проверки обнаруживаются подписи лица, поддержавшего выдвижение двух и более кандидатов, подписи, проставленные по времени позднее, не засчитываются.
Если подпись, проставленная ранее, признается недостоверной, засчитывается подпись, проставленная ранее оставшихся достоверных подписей данного лица.
4. Оформление итогов проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований
4.1. Результаты проверки достоверности подписей депутатов и (или) глав муниципальных образований, проставленных в листах поддержки кандидата, заносятся членом Рабочей группы в ведомость проверки подписей (приложение N 3 к постановлению), в которой указываются номера папки, листа поддержки кандидата, фамилия, имя, отчество лица, чья подпись признана недостоверной, основания (причины) признания подписей недостоверными, ссылка на норму закона, предусматривающую данные основания (причины).
Ведомость проверки подписей должна составляться по каждому кандидату. Ведомость проверки подписей в обязательном порядке подписывается составившим ее членом (членами) Рабочей группы.
Ведомость проверки подписей может быть одностраничной или многостраничной. Если ведомость проверки подписей составляется на нескольких листах, то листы ведомости нумеруются и каждый лист ведомости проверки подписей подписывается членом (членами) Рабочей группы.
4.2. В случае необходимости к ведомости проверки подписей могут прилагаться официальные документы, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
4.3. По окончании проверки листов поддержки кандидата составляется итоговый протокол (приложение N 4 к постановлению), который подписывается руководителем Рабочей группы - членом Комиссии с правом решающего голоса и представляется в Комиссию для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных листов поддержки кандидата, а также количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, признанных недостоверными и не засчитанными, с указанием оснований признания их таковыми.
4.4. Итоговый протокол проверки листов поддержки формируется на основании информации, содержащейся в ведомости проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом.
4.5. Итоговый протокол прилагается к решению Комиссии о регистрации кандидата (об отказе в регистрации кандидата). Копия итогового протокола передается кандидату не менее чем за три дня до дня заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Кандидат вправе получить в Комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенную руководителем Рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания (причины) признания подписей недостоверными, с указанием номера папки, листа поддержки кандидата, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
4.6. Повторная проверка достоверности подписей депутатов и (или) глав после принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона.
4.7. В решении Комиссии о регистрации (отказе в регистрации) кандидата указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом подписей, количестве проверенных, признанных недостоверными и не засчитанных подписей.
5. Хранение листов поддержки кандидатов на должность Губернатора Челябинской области и иных связанных с ними документов
5.1. Листы поддержки кандидатов хранятся в помещении Комиссии в сейфах, металлических шкафах и иным способом, исключающим возможность их утраты и (или) подмены.
5.2. ответственность за сохранность листов поддержки кандидатов иных связанных с ними документов в период до завершения проверки соблюдения требований федерального законодательства, законодательства Челябинской области при выдвижении кандидата и возможность судебных споров несет руководитель Рабочей группы.
5.3. Документы подлежат хранению в порядке и в течение сроков, установленных Законом области, нормативными актами Комиссии.
5.4. По истечении установленных сроков хранения листы поддержки кандидатов и иные связанные с ними документы уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.