Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Анализ состояния законодательства Алтайского края
1.1. Состояние основных сфер законодательного регулирования в Алтайском крае. Итоги тридцатилетия законотворчества
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила равноправие всех субъектов Федерации и наличие в каждом из них собственного законодательства (до того момента законы принимали только республики в составе России). На основе новых конституционных принципов в 1994 году начало работу Алтайское краевое Законодательное Собрание, ставшее не только представительным, но и законодательным органом власти.
За 30 лет работы Алтайского краевого Законодательного Собрания можно выделить несколько характерных этапов развития законодательства Алтайского края.
Первый этап (1994-2000 годы) - формирование краевого законодательства, установление правовой основы для функционировании органов государственной власти и местного самоуправления. Хронологически данный этап в целом совпадает с деятельностью 1-го (1994-1996 годы) и 2-го (1996-2000 годы) созывов Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Для данного этапа характерно принятие законов Алтайского края, которые, по мнению депутатов, должны были компенсировать пробелы и несовершенство федерального законодательства, подчеркнуть специфику Алтайского края. С учетом общего кризиса в стране значительное число нормативных правовых актов принималось в экономической сфере и было направлено на выстраивание социально-экономической политики региональных властей. В этой связи представляется показательным, что первым из принятых региональных законов стал закон Алтайского края "О приватизации государственных предприятий в Алтайском крае" (принят 15 июля 1994 года).
На установление приоритетов региональной политики были направлены такие значимые правовые акты, принятые в этот период, как закон Алтайского края от 12 мая 1998 г. N 27-ЗС "О промышленной политике", принятый вторым в стране и задолго до принятия соответствующего федерального закона, "План социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 годы и на период до 2005 года", утвержденный постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 апреля 1998 г. N 116, и другие.
Важнейшим законодательным актом, принятым в этот период, стал Устав (Основной Закон) Алтайского края. Проект Устава был подготовлен к 30 декабря 1994 года. Основные положения проекта Устава были опубликованы в газете "Алтайская правда" для выяснения мнения населения. Устав (Основной Закон) Алтайского края был принят 20 апреля 1995 года. Данный основной закон края действует до настоящего времени, хотя за этот период в него более 30 раз вносились изменения.
Значительный блок законов был принят для установления системы органов государственной власти и местного самоуправления. Так, были приняты следующие базовые законы: "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании", "Об основах местного самоуправления в Алтайском крае", "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания", "О правотворческой деятельности".
В 1997 году постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания было учреждено звание "Почетный гражданин Алтайского края" и состоялось первое присвоение этого звания.
Следующий этап (2000-2003 годы) связан с приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным. После принятия Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" во всех регионах России началась активная ревизия нормативных правовых актов, направленная на исключение противоречий с федеральным законодательством.
Масштаб работы по приведению законодательства Алтайского края в соответствие с федеральным виден из приведенных цифр: с 2000 по 2003 годы в краевой парламент поступило 38 протестов прокурора Алтайского края и свыше 50 экспертных заключений Управления Министерства юстиции Российской Федерации. Состоялось более 100 судебных процессов по оспариванию нормативных правовых актов, принятых краевым парламентом.
В этот период принималось следующие важные законы: "О гербе Алтайского края", "О флаге Алтайского края", "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания", "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании", Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц, и многие другие.
Важно отметить, что в этот период (до принятия в 2007 году изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации) Алтайского краевое Законодательное Собрание как законодательный (представительный) орган государственной власти обладало полномочиями по утверждению целевых программ, разработанных органами исполнительной власти. Всего краевым парламентом было утверждено более 50 краевых целевых программ.
Следующий период связан с большим числом изменений в федеральные законы, касающиеся разграничения полномочий между федеральным центром, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, принятых в 2003-2004 годах. Хронологически он затрагивает окончание полномочий 3-го созыва и большую часть срока полномочий 4-го созыва законодательного (представительного) органа Алтайского края (в этот период именовавшегося - Алтайским краевым Советом народных депутатов).
Федеральные законы окончательно оформили перераспределение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти. Состоявшееся перераспределение компетенции внесло существенные коррективы в систему краевого законодательства и систему правовых актов органов местного самоуправления. В результате в 2004-2006 годы фактически произошло обновление регионального законодательства и нормативных правовых актов местного уровня.
Были приняты к финансированию расходы, ранее производимые за счет федерального бюджета. Законодательством края была предусмотрена социальная поддержка таких категорий населения как труженики тыла, ветераны труда, многодетные семьи, малоимущие граждане, жертвы политических репрессий, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, студенты, обучающиеся в краевых государственных и муниципальных учреждениях общего и профессионального образования, и другие категории населения.
Большое число правовых актов было принято в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". С учетом важности внесения соответствующих изменений на муниципальном уровне Законодательным Собранием активно проводилась работа по оказанию органам местного самоуправления методической помощи, был создан Совет по взаимодействию краевого парламента с представительными органами муниципальных образований.
На законодательном уровне была сформирована трехуровневая бюджетная система, отвечающая требованиям реформ бюджетных отношений и местного самоуправления, определена долгосрочная политика в области установления размеров налогов и закрепления их за бюджетами различных уровней, сформирована система распределения финансовой помощи местным бюджетам.
Одним из первых в Российской Федерации в 2005 году краевой парламент принял закон "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Алтайском крае".
Характерными чертами развития краевого законодательства после 2008 года являются: сформировавшаяся база краевых законов и доминирование законов о внесении изменений в ранее принятые законы; частое изменение краевых законов в целях приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства.
Стремление к повышению качества законотворческой деятельности с учетом динамичных изменений федерального законодательства и внедрения механизма правового мониторинга привело к созданию Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу. В настоящее время ее работа осуществляется с привлечением органов государственной власти Алтайского края, Управления Министерства юстиции по Алтайскому краю, прокуратуры Алтайского края, ученых и общественности.
В 2012-2016 годы был принят ряд законов, изменивших систему управления в крае в целом и полномочия законодательного (представительного) органа в частности. В 2015 году депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания была поддержана инициатива Губернатора Алтайского края об изменении системы органов исполнительной власти региона. Законы Алтайского края "О Правительстве Алтайского края" и Конституцию Российской Федерации и последовавшим принятием нового федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Были внесены изменения в Устав (Основной Закон) Алтайского края и более 20 краевых законов.
Всего с момента избрания первого созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания (март 1994 года) до 1 января 2024 г. в Алтайском крае принято более 3-х тысяч законов Алтайского края. Распределение принятых законов по созывам приведено в таблице 1.
"О системе органов исполнительной власти Алтайского края" установили создание Правительства Алтайского края. Правительственная модель обладает рядом преимуществ в плане выстраивания межведомственных и межотраслевых взаимодействий как по вертикали, так и по горизонтали, система министерств стала основой для продуктивной работы в области взаимодействия "центр - регион".
Контрольные функции регионального парламента стали регламентироваться законом Алтайского края от 4 мая 2016 г. N 30-ЗС "О парламентском контроле в Алтайском крае", в разработке которого участвовали представители всех фракций краевого парламента.
Становление и совершенствование модели управления регионом происходило и в 2018 году. Были установлены ряд полномочий Алтайского краевого Законодательного Собрания, в том числе в части согласования проектов государственных программ Алтайского края и изменений в них.
В сфере экономической политики и предпринимательства депутатами были приняты социально значимые законы, вызвавшие широкий резонанс и остающиеся в центре внимание до настоящего времени, например, закон Алтайского края от 6 февраля 2012 г. N 5-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края", в который после его принятия более 15 раз вносились изменения.
Были учреждены должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае и Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае, приняты законодательные решения об установлении налоговой ставки в размере 0% для ряда категорий предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в определенных направлениях.
Значительные изменения в региональное законодательство были внесены в период распространения коронавирусной инфекции, когда в оперативном порядке было необходимо изменять многочисленные правовые нормы в связи с их адаптацией к введенным ограничениям. При этом в законотворчестве стали активно применяться дистанционные методы работы.
В 2020-2022 годы большой объем законотворческой работы был проведен в связи с одобрением на Всенародном голосовании поправок в
Таблица 1
Законы Алтайского края, принятые в 1994-2023 гг.
по состоянию на 1 января 2024 г.
Созыв законодательного органа Алтайского края |
Кол-во |
%, от общего числа принятых |
1 созыв (1994-1996 гг.) |
62 |
2,0 |
2 созыв (1996-2000 гг.) |
278 |
8,9 |
3 созыв (2000-2004 гг.) |
377 |
12,0 |
4 созыв (2004-2008 гг.) |
562 |
17,9 |
5 созыв (2008-2011 гг.) |
503 |
16,0 |
6 созыв (2011-2016 гг.) |
507 |
16,2 |
7 созыв (2016-2021 гг.) |
583 |
18,6 |
8 созыв (2021-2023 гг.) |
263 |
8,4 |
Всего |
3135 |
100,0 |
В целом среди принимаемых законов Алтайского края большинство составляют законы о внесении изменений в ранее принятые законы, новые (или базовые) законы составляют сравнительно небольшую часть. Это характерно для всех субъектов Российской Федерации в связи со сформированным в целом законодательством как на федеральном, так и региональном уровне.
Всего в настоящее время действует более 220 базовых законов Алтайского края.
Наибольшее число из числа действующих базовых законов (около 36%) принято в период с 2004 по 2008 годы. На более ранний период приходится лишь 43 действующих базовых закона, а большая часть законов, принятых до 2004 года, признаны утратившими силу или отменены. Так, из числа базовых законов, принятых первым созывом Алтайского краевого Законодательного Собрания, в настоящее время действуют (с учетом изменений) только 3 закона: Устав (Основной Закон) Алтайского края, законы Алтайского края "Об Архивном фонде Алтайского края и архивах", "О депутатских слушаниях в Алтайском краевом Законодательном Собрании".
В ряд действующих базовых законов внесено значительное число изменений. Так, в Кодекс Алтайского края о выборах и референдуме от 8 июля 2003 г. N 35-ЗС изменения вносились 49 раз, в закон Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" - 58 раз.
Распределение базовых законов Алтайского края по сферам правового регулирования приведено в таблице 2.
Таблица 2
Базовые законы Алтайского края по сферам правового регулирования
по состоянию на 1 января 2024 г.
Сферы правового регулирования * |
Кол-во законов |
правовая политика и местное самоуправление |
83 |
бюджетная, налоговая, экономическая политика и имущественные отношения |
37 |
промышленность, предпринимательство и туризм |
12 |
строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь |
11 |
аграрная политика, природопользование и экология |
17 |
здравоохранение |
9 |
образование и наука |
14 |
социальная защита и занятость населения |
29 |
спорт, культура и молодежная политика |
12 |
Всего |
222 |
______________________________
* без учета законов, относящихся к нескольким сферам правового регулирования.
______________________________
Система нормативных правовых актов Алтайского края включает Устав (Основной Закон) Алтайского края, законы Алтайского края, постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания, указы Губернатора Алтайского края, постановления Правительства Алтайского края, нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Алтайского края.
Согласно статье 5 закона Алтайского края от 9 ноября 2006 г. N 122-ЗС "О правотворческой деятельности", законы Алтайского края регулируют наиболее значимые, типичные и устойчивые общественные отношения и имеют высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам Алтайского края.
Иные нормативные правовые акты Алтайского края принимаются (издаются) правотворческими органами в пределах их полномочий на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края.
Правотворческая деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания осуществляется согласно статье 2 закона Алтайского края от 9 ноября 2006 г. N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" на принципах законности, отражения в нормативных правовых актах интересов населения, демократизма и гласности, единства, полноты и непротиворечивости системы нормативных правовых актов, планомерности, оперативности, соблюдения правил юридической техники, обязательности создания механизмов реализации нормативных правовых актов, открытости и доступности информации о принятых (изданных) нормативных правовых актах.
Правовое регулирование законодательства Алтайского края традиционно проводится по двум основным направлениям: приведение законов Алтайского края и правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания в соответствие с изменяющимся федеральным законодательством и установление (изменение) правовых норм по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к компетенции субъекта Российской Федерации.
В целом, система нормотворчества в Алтайском крае представляет собой достаточно эффективный механизм по подготовке законопроектов. Накопленный опыт взаимодействия органов государственной власти Алтайского края с такими федеральными органами, как Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю и прокуратура Алтайского края, позволяет обеспечить на территории края единство правового пространства.
При этом на состояние регионального законодательства оказывает серьезное влияние динамичное развитие федерального законодательства. Изменения, происходящие в системе федерального законодательства, обусловлены комплексом разнообразных факторов, в том числе происходящими процессами интеграции, дифференциации сфер правового регулирования.
К общим тенденциям развития системы законодательства Российской Федерации можно отнести:
приведение всего массива законодательства Российской Федерации в соответствие требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе в связи с принятыми в 2020 году поправками в Конституцию Российской Федерации;
принятие мер, направленных на приведение норм законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с положениями федерального законодательства, в том числе в связи с принятием Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";
формирование новых отраслей и комплексов законодательства, соответствующих задачам, стоящим перед Российской Федерацией, систематизация законодательства.
1.2. Общая характеристика правотворческой деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания в 2023 году
В течение 2023 года проведено 11 сессий, на которых принято 108 законов Алтайского края. Как и ранее, основная доля принятых законов Алтайского края касалась внесения изменений в действующие законы, которые были зачастую связаны с изменениями федерального законодательства.
Общее количество и структура принятых в 2023 году законов Алтайского края, в том числе по сравнению с предыдущими периодами, приведены в таблице 3.
Большинство законов рассматривалось и принималось сразу в двух чтениях в рамках одной сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания. Это связано с предварительной проработкой вопросов на стадии подготовки законопроектов, а также с внесением изменений в действующие законы Алтайского края в связи с изменением федерального законодательства, техническими правками. По 11 законопроектам (10,2% от общего количества принятых законов) потребовалась более тщательная проработка вопроса с доработкой и учетом мнений, в том числе органов местного самоуправления, для чего вопросы вносились в первом и втором чтении отдельно.
Таблица 3
Количественная характеристика законов, принятых в 2021-2023 гг.
Год |
Всего принято |
в том числе |
|||||
новые |
о внесении изменений в действующие законы |
о признании утратившими силу законов |
|||||
Кол-во |
% от принятых |
Кол-во |
% от принятых |
Кол-во |
% от принятых |
||
2023 |
108 |
13 |
12,0 |
95 |
88,0 |
- |
- |
2022 |
124 |
16 |
12,9 |
104 |
83,9 |
4 * |
3,2 |
2021 |
118 |
16 |
13,6 |
100 |
84,7 |
2 |
1,7 |
______________________________
* в том числе 2 о внесении изменений в действующие законы и признании утратившими силу законов
______________________________
Правотворческая деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания имеет плановую основу. План деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания (далее - План) составляется на полугодие с учетом предложений субъектов права законодательной инициативы и утверждается постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания. План содержит отдельный раздел о подготовке проектов законов Алтайского края и иных нормативных правовых актов, принимаемых Алтайским краевым Законодательным Собранием. Принятый План не исключает возможности подготовки и рассмотрения на сессиях Алтайского краевого Законодательного Собрания незапланированных проектов правовых актов. Общая информация о выполнении Плана приведена в таблице 4.
Таблица 4
Выполнение Плана в сфере правотворческой деятельности в 2021-2023 гг.
Год |
Всего принято законов |
в том числе |
Предусмотрено Планом |
|||
принято по Плану |
принято вне Плана |
|||||
Кол-во |
% от принятых |
Кол-во |
% от принятых |
|||
2023 |
108 |
45 |
41,7 |
63 |
58,3 |
68 |
2022 |
124 |
70 |
56,5 |
54 |
43,5 |
93 |
2021 |
118 |
53 |
44,9 |
65 |
55,1 |
80 |
В 2023 году было запланировано принятие 68 законов Алтайского края. Из них приняты 45 законов и 3 проекта законов, что составило 70,6% от запланированного числа и 41,7% от общего числа принятых законов. Вне плана было принято 63 законов, что составило 58,3% от общего количества принятых законов.
В соответствии с Уставом (Основным Законом) Алтайского края право законодательной инициативы в Алтайском краевом Законодательном Собрании принадлежит:
депутатам (депутату);
постоянным депутатским объединениям;
постоянным комитетам и комиссиям Алтайского краевого Законодательного Собрания;
Губернатору Алтайского края;
Правительству Алтайского края;
прокурору Алтайского края;
представительным органам местного самоуправления;
избирателям Алтайского края в количестве не менее одного процента общего их числа, представившим в Алтайское краевое Законодательное Собрание проект закона Алтайского края или иного нормативного правового акта в порядке народной законодательной инициативы;
сенаторам Российской Федерации - представителям от Алтайского краевого Законодательного Собрания и Правительства Алтайского края.
Право законодательной инициативы принадлежит также Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, Уполномоченному по правам ребенка в Алтайском крае, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, Общественной палате Алтайского края, Алтайскому краевому объединению организаций профсоюзов и Избирательной комиссии Алтайского края по вопросам их ведения.
Активность всех субъектов права законодательной инициативы приведена в таблице 5.
Основными субъектами права законодательной инициативы в 2023 году, как и в предыдущие годы, являлись Губернатор Алтайского края и постоянные комитеты Алтайского краевого Законодательного Собрания.
В Плане по инициативе Губернатора Алтайского края было предусмотрено внесение 33 законопроектов. Всего по инициативе Губернатора Алтайского края (самостоятельно и совместно с иными субъектами права законодательной инициативы) внесено и принято Алтайским краевым Законодательным Собранием в двух чтениях за 2023 год 69 законов, в том числе: 27 - в соответствии с Планами, 39 - вне Плана, по 3 плановым законопроектам Губернатор Алтайского края присоединился к другим инициаторам.
55 законопроектов были внесены Губернатором Алтайского края самостоятельно (50,9% от общего количества принятых законов) и 14 - совместно с иными субъектами права законодательной инициативы. Из 14 совместно разработанных с участием Губернатора Алтайского края законопроектов: 5 законопроектов (4,6% от общего количества принятых законов) внесены совместно с постоянными комитетами Алтайского краевого Законодательного Собрания, 3 законопроекта (2,8% от принятых) - совместно с прокурором Алтайского края, 3 законопроекта (2,8% от принятых) - совместно с постоянным депутатским объединением - фракцией Алтайского краевого Законодательного Собрания, 2 законопроекта (1,9% от принятых) совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, 1 законопроект (1% от принятых) - совместно с представительным органом местного самоуправления Алтайского края.
Таблица 5
Результаты правотворческой деятельности субъектов права законодательной инициативы в 2021-2023 гг.
Субъекты права законодательной инициативы |
2023 год |
2022 год |
2021 год |
|||
количество законов |
в % к общему количеству |
количество законов |
в % к общему количеству |
количество законов |
в % к общему количеству |
|
Общее число принятых законов, в том числе: |
108 |
100,0 |
124 |
100,0 |
118 |
100,0 |
внесены самостоятельно: |
|
|
|
|
|
|
Губернатором Алтайского края |
55 |
50,9 |
66 |
53,2 |
67 |
56,8 |
Правительством Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
2 |
1,7 |
комитетом |
22 |
20,4 |
25 |
20,2 |
35 |
29,7 |
фракцией |
3 |
2,8 |
3 |
2,4 |
- |
- |
Общественной палатой Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
1 |
<1 |
Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае |
- |
- |
1 |
<1 |
- |
- |
внесены совместно: |
|
|
|
|
|
|
Губернатором Алтайского края и комитетом |
5 |
4,6 |
9 |
7,3 |
- |
- |
Губернатором Алтайского края и прокурором Алтайского края |
3 |
2,8 |
6 |
4,8 |
3 |
2,5 |
Губернатором Алтайского края и фракцией |
3 |
2,8 |
1 |
<1 |
- |
- |
Губернатором Алтайского края и представительным органом местного самоуправления Алтайского края |
1 |
<1 |
3 |
2,4 |
- |
- |
Губернатором Алтайского края и Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае |
- |
- |
1 |
<1 |
- |
- |
Губернатором Алтайского края и Общественной палатой Алтайского края |
- |
- |
1 |
<1 |
- |
- |
Губернатором Алтайского края и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае |
2 |
1,9 |
- |
- |
- |
- |
Правительством Алтайского края и комитетом |
- |
- |
1 |
<1 |
1 |
<1 |
Правительством Алтайского края и представительным органом местного самоуправления Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
1 |
<1 |
комитетами совместно |
1 |
<1 |
- |
- |
- |
- |
комитетом и фракцией |
4 |
3,7 |
1 |
<1 |
3 |
2,5 |
комитетом и прокурором Алтайского края |
4 |
3,7 |
1 |
<1 |
3 |
2,5 |
комитетом (комитетами) и Избирательной комиссией Алтайского края |
4 |
3,7 |
2 |
1,6 |
1 |
<1 |
комитетом и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае |
1 |
<1 |
1 |
<1 |
- |
- |
фракцией и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае |
- |
- |
- |
- |
1 |
<1 |
фракциями совместно |
- |
- |
2 |
1,6 |
- |
- |
Постоянными комитетами Алтайского краевого Законодательного Собрания внесен и принят Алтайским краевым Законодательным Собранием в двух чтениях 41 закон, в том числе самостоятельно внесено 23 законопроекта (23,3% от общего количества принятых законов) и 19 законопроектов - совместно с иными субъектами. Из совместно разработанных законов: 5 - с участием Губернатора Алтайского края и по 4 - совместно с постоянным депутатским объединением - фракцией Алтайского краевого Законодательного Собрания, с прокурором Алтайского края, с Избирательной комиссией Алтайского края. Одна инициатива была разработана совместно постоянным комитетом и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае.
Постоянными депутатскими объединениями - фракциями внесено и принято Алтайским краевым Законодательным Собранием в двух чтениях 10 законов, из них: 3 закона разработаны фракцией самостоятельно, 4 - совместно с постоянным комитетом Алтайского краевого Законодательного Собрания, 3 - совместно с Губернатором Алтайского края.
Семь законопроектов при рассмотрения на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания отклонены голосованием, из них 5 было внесено постоянным депутатским объединением - фракцией самостоятельно, 1 - депутатом Алтайского краевого Законодательного Собрания, и 1 - постоянными депутатскими объединениями - фракциями совместно.
Работа над 4 законопроектами, принятыми Алтайским краевым Законодательным Собранием в первом чтении в 2023 году, продолжена в 2024 г.
Стоит отметить ряд законов, принятых по инициативе Губернатора Алтайского края. Так, по совместной инициативе Губернатора Алтайского края и прокурора Алтайского края принят закон Алтайского края от 5 апреля 2023 г. N 15-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края", согласно которому граждане, участвующие в специальной военной операции, а также члены их семей вправе осуществлять заготовку либо приобретение "деловой" древесины для собственных нужд вне очереди. Данной мерой социальной поддержки воспользовался 21 гражданин.
Также по совместной с прокурором Алтайского края инициативе внесены поправки в закон Алтайского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (от 8 сентября 2023 г. N 56-ЗС), позволившие обеспечить жильем 19 лиц из числа детей-сирот, принимающих участие в специальной военной операции.
Были внесены и приняты значимые законы в сфере экономической политики, поддержки предпринимательства, среди которых можно выделить нижеперечисленные.
Закон Алтайского края от 7 сентября 2023 г. N 54-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае" предусмотрел возможность определения особенностей порядка, а также сроки начала включения объектов культурного наследия краевого значения, на которых выполнены работы по сохранению объекта культурного наследия, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Таким образом, на пятилетний срок собственникам, выполнившим важные для края работы по сохранению объектов культурного наследия, фактически может быть предоставлена льгота по налогу на имущество. Параллельно в течение нескольких последних лет вместе с краевым парламентом прорабатывается вопрос о поддержке таких объектов, их собственников, добросовестно выполняющих охранные обязательства, на федеральном уровне.
Закон Алтайского края от 7 сентября 2023 г. N 44-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории Алтайского края" предусмотрел продление до 1 января 2025 года действия налоговой ставки в размере 0 процентов (преференции) при применении упрощенной и (или) патентной систем налогообложения для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. Кроме того, законом расширен перечень льготных направлений деятельности, а также увеличен размер предельного уровня дохода индивидуального предпринимателя при использовании данной преференции с 15 до 20 млн рублей. Это может способствовать росту числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в правовом поле, укреплению обороноспособности страны, обеспечению промышленного и технологического суверенитета.
Целый блок вопросов принят по инициативе Губернатора Алтайского края по вопросам регулирования социальной сферы, поддержки участников СВО, членов их семей, деятельности в интересах гуманитарных миссий и выполнения отдельных задач в сфере обороны и безопасности.
Закон Алтайского края от 7 сентября 2023 г. N 48-ЗС "О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в защите Государственной границы Российской Федерации на территории Алтайского края" определил права, обязанности и формы поощрения членов народных дружин по защите границы. Члены таких дружин смогут оказывать содействие пограничным нарядам в задержании лиц, подозреваемых в нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и т.д. Также законом предусмотрено поощрение членов народных дружин, активно участвующих в защите государственной границы Российской Федерации. За особые заслуги и проявленные при этом мужество и героизм члены народных дружин по защите границ в установленном порядке будут представляться к награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами Алтайского края.
Закон Алтайского края от 7 сентября 2023 г. N 45-ЗС "О случаях и порядке предоставления в собственность бесплатно земельных участков на территории Алтайского края отдельным категориям граждан в связи с их участием в специальной военной операции" установил, что военнослужащие и члены семей погибших участников СВО в Алтайском крае смогут получать бесплатные земельные участки. Это совместная инициатива Губернатора региона и фракций "Справедливая Россия - За Правду" и "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Землю можно будет получить под строительство дома (5-15 соток), для ведения личного подсобного хозяйства (10-20 соток) или для садоводства (в соответствии с земельным законодательством). В Алтайском крае ранее уже действовала льгота на землю для ветеранов боевых действий, наряду с другими особыми категориями граждан, то есть с учетом критерия нуждаемости. Данный закон дает возможность воспользоваться льготой военнослужащим и добровольцам, удостоенным звания Героя России или награжденным орденами за заслуги в ходе СВО, а также членам семей погибших участников СВО указанных категорий. Предоставляться будут участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Воспользоваться льготой можно будет однократно.
Также по совместной инициативе Губернатора Алтайского края и фракции Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" принято постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 сентября 2023 г. N 204 "О порядке передачи государственного имущества Алтайского края (техники), необходимого для осуществления решения транспортных задач в интересах гуманитарных миссий и отдельных задач в сфере обороны и безопасности", которое позволило передавать технику для нужд участников СВО.
Кроме того, положительными заключениями Губернатора Алтайского края были поддержаны инициативы фракции ЛДПР (в части дополнительных льгот по уплате транспортного налога для жителей края, имеющих моторные лодки); совместная инициатива фракции "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" и комитета по правовой политике и местному самоуправлению - "О внесении изменений в закон Алтайского края "О профилактике наркомании и токсикомании" (в части оказания помощи лицам, находящимся в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, создания спецучреждений на основе государственно-частного партнерства в крае).
В 2023 году активно пользовалась своим правом законодательной инициативы Избирательная комиссия Алтайского края. Совместно с комитетом по правовой политике и местному самоуправлению за 2023 год были внесены на рассмотрение и приняты 4 законопроекта. Проекты законов были разработаны в связи с динамикой федерального законодательства, а также с учетом предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и направлены на дальнейшее совершенствование законодательства региона о выборах и референдумах и правоприменительной практики. В том числе, принят закон Алтайского края от 5 апреля 2023 г. N 21-ЗС "О внесении изменений в Кодекс Алтайского края о выборах и референдумах" который ввел в Кодекс Алтайского края о выборах и референдумах статью 95.1, регламентирующую порядок проведения дистанционного электронного голосования на территории Алтайского края.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае воспользовался своим правом законодательной инициативы и совместно с комитетом по промышленности, предпринимательству и туризму внес на рассмотрение законопроект "О внесении изменения в часть 2 статьи 5 закона Алтайского края "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае" в части закрепления права бизнес-омбудсмена в рамках рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности без специального разрешения посещать расположенные в границах территории Алтайского края места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания, в т.ч. исполняющие уголовные наказания в виде принудительных работ и ареста. Данный законопроект был рассмотрен и принят депутатами 31 августа 2023 года.
Также в развитие положений, высказанных в соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 3 мая 2023 г. N 103 "О деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае в 2022 году", Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае совместно с Губернатором Алтайского края были подготовлены и внесены на рассмотрение в Алтайское краевое Законодательное Собрание два законопроекта, направленные на поддержку субъектов предпринимательской деятельности: о внесении изменений в закон Алтайского края от 3 июня 2016 г. N 48-ЗС "Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории Алтайского края" и о внесении изменений в закон Алтайского края от 12 мая 2005 г. N 32-3C "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае".
Распределение и структура принятых законов Алтайского края по сферам правового регулирования Алтайского краевого Законодательного Собрания приведены в таблице 6.
Таблица 6
Распределение и структура принятых законов Алтайского края по сферам правового регулирования Алтайского краевого Законодательного Собрания 8-го созыва (октябрь 2021 года по декабрь 2023 года)
Период |
|
Всего |
Сферы правового регулирования |
||||||||
правовая политика и местное самоуправление |
бюджетная, налоговая, экономическая политика и имущественные отношения |
промышленность, предпринимательство и туризм |
строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь |
аграрная политика, природопользование и экология |
здравоохранение |
образование и наука |
социальная защита и занятость населения |
спорт, культура и молодежная политика |
|||
2023 год |
всего |
108 |
37 |
24 |
6 |
9 |
16 |
2 |
6 |
6 |
4 |
в % к всего |
100,0 |
34,3 |
22,2 |
5,6 |
8,3 |
14,8 |
1,9 |
5,6 |
5,6 |
3,7 |
|
рейтинг |
- |
1 |
2 |
5 |
4 |
3 |
6 |
5 |
5 |
6 |
|
новые |
13 |
4 |
7 * |
- |
- |
1 |
- |
|
1 * |
1 |
|
о внесении изменений в действующие |
95 |
33 |
17 |
6 |
9 |
15 |
2 |
6 * |
5 * |
3 |
|
2022 год |
всего |
124 |
50 |
22 * |
9 ** |
8 |
14 |
2 |
11 ** |
6 * |
4 |
в % к всего |
100,0 |
40,3 |
17,7 |
7,3 |
6,5 |
11,3 |
1,6 |
8,9 |
4,8 |
3,2 |
|
рейтинг |
- |
1 |
2 |
5 |
6 |
3 |
9 |
4 |
7 |
8 |
|
новые |
16 |
8 |
4 |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
|
о внесении изменений в действующие |
104 |
41 |
17 * |
7 * |
8 |
14 |
1 |
8 * |
6 * |
4 |
|
о признании утратившими силу |
4 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
октябрь-декабрь 2021 год (8-й созыв) |
всего |
31 |
8 |
10 |
1 |
3 |
2 |
- |
2 |
3 |
2 |
в % к всего |
- |
25,8 |
32,3 |
3,2 |
9,7 |
6,5 |
- |
6,5 |
9,7 |
6,5 |
|
рейтинг |
- |
2 |
1 |
5 |
3 |
4 |
- |
4 |
3 |
4 |
|
новые |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
о внесении изменений в действующие |
28 |
8 |
8 |
1 |
2 |
2 |
- |
2 |
3 |
2 |
|
о признании утратившими силу |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
______________________________
*, с учетом законов, относящимся сразу к нескольким сферам правового регулирования
______________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.