Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В современных условиях изменения структуры угроз и масштабов действия опасных факторов для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении проблемы обеспечения требуемого уровня комплексной безопасности необходимо применение организационно-финансовых механизмов взаимодействия. С этой целью разработана настоящая муниципальная программа, срок реализации которой 2025 - 2029 годы.
Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера становятся все более острыми и актуальными. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.
В настоящее время на территории Кировской области функционирует 15 химически опасных объектов, 18 взрыво пожароопасных объектов, 1 радиационно-опасный объект и 9 потенциально опасных гидротехнических сооружений, а также хранилища опасных биологических и промышленных отходов. Большая часть этих объектов имеет экономическую, оборонную и социальную значимость, но в то же время составляет потенциальную опасность для здоровья и жизни населения. Для защиты населения от воздействия сильнодействующих ядовитых веществ, а также локализации последствий чрезвычайных ситуаций требуется современное и правильное использование средств индивидуальной защиты.
На территории Орловского района указанных объектов нет, но зоны возможного химического заражения при авариях на химически опасных объектах в Кировской области могут составить общую площадь 1200 кв. километров, на которой проживает более 500 тыс. человек.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации и аварии, возникающие на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Особую озабоченность вызывают аварии на системах водоснабжения. Ежегодно увеличивается число аварий на системах жизнеобеспечения. В период за 2022 - 2023 годы зарегистрировано 11 аварий на системах жизнеобеспечения, в зону отключения попали социально - значимые объекты и объекты экономики. Возникновение опасностей и их совокупностей в процессе эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, систем жизнеобеспечения и коммуникаций связано с износом производственных фондов, систем и коммуникаций, человеческим фактором, отсутствием достаточных финансовых средств на проведение работ по замене оборудования на производстве и системах жизнеобеспечения населения, выслуживших нормативные сроки эксплуатации.
Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в сложившихся социально-экономических условиях повышается, так как сохраняется тенденция к ухудшению материально-технического обеспечения производства, снижению качества профилактических работ, увеличивается износ основного технологического оборудования, что приводит к неудовлетворительному состоянию основных фондов в целом.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их техническое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов (природных и техногенных). Пожары, аварии и чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера в последние годы оказывают существенное влияние на жизнедеятельность населения.
Единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) создана в целях обеспечения готовности всех служб района к реагированию на любую информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации, имеющую значение для жизнедеятельности района, обеспечения безопасности населения и защищенности территории муниципального образования "Орловский район".
Готовность ЕДДС достигается в результате оснащения её необходимым имуществом и оборудованием, а также подготовкой командно-начальствующего состава и работников, входящих в состав службы, проведением учений и тренировок с экстренными службами района.
Практика управления силами и средствами в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в последние годы показывает, что по мере возрастания числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций расширяется круг и усложняется характер задач, решаемых в процессе управления, что в свою очередь требует расширения круга лиц, привлекаемых к участию в нем и совершенствованию действующей системы управления.
ЕДДС является структурным подразделением администрации Орловского района, создана в январе 2012 года, на данный момент имеет опыт работы, но недостаточное оснащение материально-техническими средствами управления, связи и оповещения.
Реализация Программы позволяет обеспечить более четкое и оперативное регулирование деятельности ЕДДС.
Для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения необходимого уровня безопасности на территории Орловского района созданы запасы материальных и финансовых резервов. Созданные запасы материальных и финансовых резервов позволяют в кратчайшие сроки провести работы по ликвидации последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не допустить гибели населения, длительного нарушения условий его жизнедеятельности.
Одним из значимых направлений повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения является развитие органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), органов управления государственных органов власти и организаций, не входящих в РСЧС за счет информатизации процессов предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий, управления силами и средствами и обеспечения межведомственного взаимодействия.
В рамках данного направления МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и экспертным сообществом разработана Концепция построения и АПК "Безопасный город", которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р.
АПК "Безопасный город" - это аппаратно-программный комплекс, включающий в себя системы автоматизации деятельности единой дежурно диспетчерской службы (далее - ЕДДС), муниципальных служб различных направлений, системы приема и обработки сообщений, системы обеспечения вызова экстренных и других муниципальных служб различных направлений деятельности, системы мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз, свойственных данному муниципальному образованию.
Задачами внедрения и развития АПК "Безопасный город" являются:
- организация эффективной работы ЕДДС муниципального образования, как элемента системы управления РСЧС для предупреждения и реагирования на кризисные ситуации и происшествия, происходящие на территории муниципального образования;
- организация работы ЕДДС, как органа повседневного управления и инструмента для глав муниципальных образований в качестве ситуационно аналитического центра, с которым взаимодействуют все муниципальные и экстренные службы;
- консолидация данных обо всех угрозах, характерных для каждого муниципального образования и их мониторинг в режиме реального времени на базе ЕДДС;
- автоматизация работы всех муниципальных и экстренных служб муниципального образования и объединение их всех в единую информационную среду на базе ЕДДС.
Практическая реализация названных задач обеспечивается путем:
- информатизации процессов управления муниципальными экстренными и коммунальными службами, организациями и предприятиями, решающими задачи по обеспечению природно-техногенной, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
- построения сегментов АПК "Безопасный город" на базе существующей инфраструктуры и дальнейшего развития их функциональных и технических возможностей;
- внедрения интеграционной платформы, реализованной на открытых протоколах, для всех автоматизированных систем, взаимодействующих в рамках АПК "Безопасный город", и разработанной с учетом специфики каждого конкретного муниципального образования;
- разработки регламентов межведомственного взаимодействия и нормативной базы для эффективного функционирования всех сегментов АПК "Безопасный город".
В рамках АПК "Безопасный город" комплексная информатизация процессов функционирования ЕДДС, районных и экстренных служб во взаимодействии с местными и региональными дежурно-диспетчерскими службами должна обеспечить:
- своевременное представление главе муниципального образования, руководителям местной администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, других кризисных ситуаций и происшествий (далее - КСП) на территории муниципального образования, оперативную подготовку дежурно-диспетчерскими службами и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации КСП;
- включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации КСП на муниципальном уровне;
- улучшение качества принимаемых решений и планов на основе использования аналитических и количественных методов их оценки, и оптимизации выбора рационального варианта;
- многократность использования первичной информации, упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам;
- повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации КСП, сокращение общего времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации;
- обеспечение организационно-методической,информационно-лингвистической и программно-технической совместимости сегментов, подсистем и компонентов АПК "Безопасный город".
Срок реализации Программы 2025 - 2029 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.