Решение Приморского краевого суда от 25 апреля 2024 г. по делу N 3а-42/2024
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Прудниковой Я.В.
с участием прокурора Химич В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Движение" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании распоряжений в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28 декабря 2021 года.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 года (далее - Перечень на 2023 год).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30 декабря 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Движение" (далее - ООО "Движение") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что являлось собственником нежилого здания - гаража, кадастровый N, площадью 171,5 кв. м, по адресу: <адрес>.
Данное нежилое здание включено в Перечень на 2022 год под пунктом ... и в Перечень на 2023 год под пунктом ....
В 2020 году здание демонтировано. В связи с этим отсутствовали основания для включения здания в указанные Перечни. Необоснованное включение здания в указанные Перечни нарушает права административного истца, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Просит признать пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, и пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри, недействующими со дня принятия указанных распоряжений.
В связи с отказом административного истца от требования об оспаривании пункта ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 29 декабря 2022 года N 931-ри, производство по административному делу в этой части прекращено на основании определения Приморского краевого суда от 25 апреля 2024 года.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц - министерства экономического развития Приморского края, министерства промышленности и торговли Приморского края, администрации города Владивостока не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. От представителя министерства промышленности и торговли Приморского края поступил письменный отзыв, в котором указано, что сведения о спорном объекте недвижимости не подавались в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края для включения в Перечни на 2022 и 2023 годы.
Руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Струкова Л.А. настаивала на признании недействующим пункта ... Перечня на 2022 год по доводам и основаниям административного иска. Суду пояснила, что здание являлось гаражом, демонтировано в 2020 году по решению собственника.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и заинтересованного лица Правительства Приморского края - Ким С.В. возражала против удовлетворения административного иска по доводам отзыва. Пояснила, что спорный объект недвижимости включен в Перечень на 2022 год на основании информации администрации города Владивостока и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. При осмотре в 2023 году установлено, что спорный объект недвижимости отсутствует, в связи с этим сведения о нем исключены из Перечня на 2023 год.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемого пункта ... Перечня недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 8 настоящей статьи, а обстоятельства, установленные пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, обязан доказать административный истец.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ООО "Движение" на нежилое здание - гараж, площадью 171,50 кв. м, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание - гараж площадью 171,50 кв. м по адресу: <адрес> поставлено на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N.
По сведениям кадастрового учета объект недвижимости расположен в пределах земельных участков с кадастровыми N, N.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28 декабря 2021 года.
Нежилое здание кадастровый N включено в Перечень на 2022 год под пунктом ....
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и введению в действие. В этой части нормативный правовой акт не оспаривается.
Оспаривая включение здания в Перечень на 2022 год, административный истец указывает на то, что здание было демонтировано собственником в соответствии с решением Арбитражного суда Приморского края.
Из представленных в материалы дела административным истцом документов следует, что решением Арбитражного суда Приморского края от 14 июня 2019 года N А51-18008/2018 по иску Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, третье лицо - администрация города Владивостока, объект капитального строительства: здание склада по <адрес>, общей площадью 1615,3 кв. м, расположенное на земельном участке общей площадью 2518 кв. м, кадастровый N, признано самовольной постройкой, на ООО "Движение" возложена обязанность демонтировать оставшиеся конструкции металлокаркаса здания склада.
Из содержания решения суда следует, что произведены реконструкция здания гаража и строительство здания склада. В момент осмотра 23 апреля 2019 года земельного участка кадастровый N установлено, что на земельном участке вместо здания склада расположены металлические колонны круглого и двутаврового сечения, опирающиеся на столбчатые фундаменты и соединенные между собой горизонтальными и вертикальными связями.
Согласно акту приемки выполненных работ от 30 апреля 2020 года, ООО "Регион Сити" по договору с ООО "Движение" произвело демонтаж строительных конструкций по адресу: <адрес>.
Актом обследования от 16 апреля 2024 года, составленным кадастровым инженером Коробковой Ю.В., установлено прекращение существования здания кадастровый N.
Проведенным КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" осмотром 25 декабря 2023 года здания площадью 171,5 кв. м по адресу <адрес> объект в месте предполагаемого размещения не выявлен. Расчет доли вида фактического использования не производился.
На основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 19 февраля 2024 года N 67-ри здание исключено из Перечня на 2023 год.
Вместе с тем, проверяя доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения объекта недвижимости кадастровый N в Перечень на 2022 год, суд учитывает следующее.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Исходя из пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
В соответствии со статьей 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Правительством Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных критериев.
Как пояснил представитель административного ответчика, здание включено в оспариваемый Перечень на 2022 год на основании направленного администрацией города Владивостока в адрес министерства имущественных и земельных отношений Приморского края реестра объектов, расположенных на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание площадью 171,50 кв. м по адресу: <адрес>, кадастровый N, является нежилым, наименование - гараж. Расположено на земельных участках с кадастровыми номерами - N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации и обслуживания зданий склада и гаражей, N с видом разрешенного использования: склады, деловое управление.
Из технического паспорта здания по адресу <адрес> площадью 171,5 кв. м, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно состоит из гаражей площадью 31,3 и 108,1 кв. м., кабинетов и коридора.
Таким образом, суд приходит к выводу, что, исходя из наименования здания (гараж), вид разрешенного использования земельных участков, на которых оно расположено, не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на земельных участках объекта недвижимости в целях, указанных в статье 378.2 НК РФ, поскольку является смешанным и допускает размещение объектов различного назначения. При указанных обстоятельствах существенное значение имеет фактическое использование здания, установленное в порядке, определенном действующими нормативными правовыми актами, либо его предназначение.
Вместе с тем, относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих факт использования в налоговый период не менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, административным ответчиком в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что до принятия оспариваемого Перечня на 2022 год министерство имущественных и земельных отношений Приморского края должно было выяснить фактическое использование объекта недвижимости.
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" до утверждения Перечня на 2022 год мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости не проводилось.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что пункт ... Перечня объектов на 2022 год подлежит признанию недействующим со дня принятия утвердившего его распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии с положениями части 1 статьи 103 КАС РФ в пользу ООО "Движение" с административного ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, оплата которой подтверждается имеющимся в материалах дела платежным документом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Движение" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края - удовлетворить.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года N 742-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Движение" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 25 апреля 2024 г. по делу N 3а-42/2024 О признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27.12.2021 N 742-ри
Опубликование:
-