Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические рекомендации
по организации приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования
Общие положения
1. Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в части целевого обучения и приема на целевое обучение.
2. В соответствии с Федеральным законом N 124-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" (далее - постановление N 555), которым утверждены:
Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее - Положение о целевом обучении);
Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
типовая форма договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования;
форма предложений о заключении договора или договоров о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования;
форма заявки на заключение договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования.
3. Федеральный закон N 124-ФЗ и постановление N 555 действуют с 1 мая 2024 г.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 1681 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" утратило силу с 1 мая 2024 г.
5. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076, и Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 августа 2021 г. N 721, действуют с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 16 ноября 2023 г. N 1081 и от 30 октября 2023 г. N 1036, и норм по приему на целевое обучение, установленных постановлением N 555.
Стороны договора о целевом обучении
6. Сторонами договора о целевом обучении являются гражданин и заказчик целевого обучения (далее - заказчик).
7. Если договор о целевом обучении предусматривает прохождение гражданином практической подготовки у заказчика или работодателя и (или) договором о целевом обучении установлены требования заказчика к успеваемости гражданина, то:
стороной договора о целевом обучении является организация, осуществляющая образовательную деятельность;
стороной договора о целевом обучении может являться работодатель.
Новый механизм целевого обучения и приема на целевое обучение (общая характеристика)
8. Новый механизм целевого обучения и приема на целевое обучение предусматривает, что заказчики формируют предложения о заключении договоров о целевом обучении (далее - предложения).
9. Граждане подают заявки на заключение договора о целевом обучении (далее - заявки) в соответствии с предложениями заказчиков.
10. При подготовке к заключению договоров о целевом обучении и заключении таких договоров может использоваться цифровая платформа "Работа в России".
11. Договор о целевом обучении с гражданином, поступающим на обучение, заключается после его зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
12. При поступлении на обучение или во время обучения по образовательной программе гражданин вправе заключить договор о целевом обучении только с одним заказчиком.
13. При приеме на целевое обучение в пределах установленной квоты (далее соответственно - целевое обучение в пределах квоты, целевая квота) гражданин может поступать:
по программам бакалавриата и программам специалитета - только в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, только на одну образовательную программу в соответствии с одной заявкой;
по иным образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (далее - программы аспирантуры), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки - в одну или несколько организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на одну или несколько образовательных программ в соответствии с одной или несколькими заявками.
При приеме на целевое обучение в пределах квоты по иным образовательным программам высшего образования:
если гражданин хочет подать две или более заявок в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, он должен подать эти заявки по различным специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям;
если гражданин хочет подать две или более заявок по одной специальности, одному направлению подготовки, одной научной специальности, он должен подать эти заявки в различные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
При этом договор о целевом обучении заключается только с одним заказчиком вне зависимости от количества поданных заявок.
Формирование предложений
14. Заказчик, желающий заключить договор (договоры) о целевом обучении, формирует предложение.
15. В предложении заказчик указывает:
количество договоров о целевом обучении, которые заказчик намерен заключить в соответствии с данным предложением (далее - требуемое количество договоров);
характеристики образовательной программы, которую должен освоить гражданин в соответствии с договором о целевом обучении;
меры поддержки, которые заказчик будет предоставлять гражданину в период обучения;
условия осуществления трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении;
требования к гражданам, желающим заключить договор о целевом обучении, установленные в соответствии с пунктом 23 Положения о целевом обучении;
иные условия и требования, предусмотренные Положением о целевом обучении.
16. Предложение может быть адресовано:
1) гражданам, которые обучаются по образовательным программам;
2) гражданам, которые поступают:
на целевое обучение в пределах квоты;
на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях (не в пределах квоты);
на платное обучение.
17. Предложение для граждан, поступающих на обучение (на целевое обучение в пределах квоты, на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение), формируется в соответствии с условиями приема, которые устанавливают конкретные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
18. Заказчик должен сформировать предложение:
для граждан, поступающих на обучение (на целевое обучение в пределах квоты, на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение), - до 10 июня года приема;
для граждан, обучающихся по образовательным программам, - в сроки, установленные заказчиком.
19. Заказчик публикует предложение в открытом доступе на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - цифровая платформа "Работа в России").
20. Обязанность заказчика размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России" не распространяется:
на целевое обучение в интересах безопасности государства;
на случаи, если заказчиками являются органы, указанные в части 1 статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Управление делами Президента Российской Федерации и подведомственные ему организации;
на случаи, если заказчиками или работодателями являются организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
21. В случаях, указанных в пункте 20 настоящих Рекомендаций, заказчик не обязан размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России". Вместе с тем в указанных случаях заказчик вправе размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России", если он считает это целесообразным.
22. В случае если доступ к информации, содержащейся в предложении заказчика на цифровой платформе "Работа в России", ограничен федеральным законом, а также если заказчик не размещает предложение на цифровой платформе "Работа в России" в соответствии с пунктом 20 настоящих Рекомендаций, указанный заказчик обеспечивает взаимодействие с гражданами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в порядке, установленном локальными нормативными актами заказчика.
Указанное взаимодействие осуществляется в соответствии с новым механизмом целевого обучения и приема на целевое обучение, то есть граждане, поступающие на обучение, подают заявки в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и участвуют в приеме на обучение, договор о целевом обучении с гражданином, поступающим на обучение, заключается после его зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
23. Если в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, поступила заявка гражданина, поступающего на целевое обучение в пределах квоты, на заключение договора о целевом обучении с заказчиком, который не разместил предложение на цифровой платформе "Работа в России" в соответствии с пунктом 20 настоящих Рекомендаций, то организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна получить от заказчика информацию, необходимую для организации приема гражданина на места в пределах целевой квоты, а именно:
сведения о том, что заявка соответствует предложению заказчика (в части организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую осуществляется прием, специальности, направления подготовки, научной специальности, формы обучения, направленности (профиля) образовательной программы (при наличии);
требуемое количество договоров в соответствии с предложением.
Подача заявок
24. Граждане рассматривают предложения и подают заявки в соответствии с предложениями.
25. Граждане, поступающие на обучение (на целевое обучение в пределах квоты, на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение), подают заявки:
в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) одновременно с подачей заявления о приеме на обучение;
в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую они поступают на обучение, не позднее дня завершения приема документов от поступающих на обучение в эту организацию.
В 2024 году подача заявок будет осуществляться:
по программам бакалавриата и программам специалитета - двумя способами: посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую осуществляется прием на обучение;
по иным образовательным программам высшего образования (программам магистратуры, программам аспирантуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки) - только в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую осуществляется прием на обучение.
26. В заявке указываются сведения, подтверждающие соответствие гражданина требованиям, предъявляемым к гражданам, которые установлены заказчиком в соответствии с пунктом 23 Положения о целевом обучении.
27. Если гражданин поступает на целевое обучение в пределах квоты, в заявке указывается согласие гражданина на заключение договора о целевом обучении, в соответствии с которым гражданин дает обязательство в случае приема его на целевое обучение в пределах квоты заключить договор о целевом обучении.
28. В случае если гражданин является несовершеннолетним, к заявке прилагается письменное согласие законного представителя гражданина (родителя, усыновителя или попечителя) на заключение договора о целевом обучении.
Прием на обучение граждан, которые поступают на целевое обучение в пределах квоты
29. При приеме на целевое обучение в пределах квоты организация, осуществляющая образовательную деятельность, включает в конкурсный список на места в пределах целевой квоты только тех поступающих, которые подали заявки (далее - претенденты).
30. Необходимо иметь в виду, что заказчик заключит договоры о целевом обучении с гражданами только в том количестве, которое указано в предложении (требуемое количество договоров), однако число претендентов может быть больше, чем требуемое количество договоров. В соответствии с этим прием на целевое обучение в пределах квоты осуществляется следующим образом.
31. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, формирует единый конкурсный список претендентов на целевое обучение в пределах квоты.
32. Абитуриенты, включенные в конкурсный список, рассматриваются последовательно с учетом приоритетов зачисления и предложений, на которые они подали заявки.
33. Абитуриенты, подавшие заявки на конкретное предложение, зачисляются последовательно из конкурсного списка до тех пор, пока число зачисленных абитуриентов не станет равно требуемому количеству договоров, указанному в этом предложении.
34. Остальные абитуриенты, подавшие заявки на данное предложение, не подлежат зачислению и исключаются из конкурсного списка на места в пределах целевой квоты, в том числе в том случае, когда они стоят в конкурсном списке выше, чем абитуриенты, подавшие заявки на другие предложения. При этом основанием для отказа в зачислении является то, что абитуриенты могут быть зачислены только в количестве, не превышающем требуемое количество договоров (пункт 71 Положения о целевом обучении).
35. Таким образом, если число претендентов в соответствии с конкретным предложением, которые проходят по конкурсу, превышает требуемое количество договоров, организация, осуществляющая образовательную деятельность, зачисляет претендентов только в том количестве, которое не превышает требуемое количество договоров.
36. Абитуриенты, которые исключены из конкурсного списка на места в пределах целевой квоты, продолжают участвовать в зачислении.
37. Заказчики заключают договор о целевом обучении с гражданами, которые зачислены на места в пределах целевой квоты.
Пример. В конкурсном списке на места в пределах целевой квоты по направлению подготовки "Экономика" по очной форме обучения 6 мест. В этот конкурсный список включены абитуриенты, подавшие заявки на три предложения.
Требуемое количество договоров:
предложение-1 - 2;
предложение-2 - 5;
предложение-3 - 1.
Число абитуриентов в конкурсном списке (9):
в соответствии с предложением-1 - 4;
в соответствии с предложением-2 - 2;
в соответствии с предложением-3 - 3.
Порядок абитуриентов в конкурсном списке (все абитуриенты имеют высший приоритет зачисления в этом конкурсном списке):
Абитуриент |
Предложение |
Сумма конкурсных баллов |
Иванов |
Предложение-1 |
295 |
Петров |
Предложение-1 |
290 |
Васильев |
Предложение-2 |
287 |
Григорьев |
Предложение-1 |
285 |
Борисов |
Предложение-3 |
280 |
Зайцев |
Предложение-3 |
272 |
Белкин |
Предложение-3 |
270 |
Котов |
Предложение-2 |
260 |
Усов |
Предложение-1 |
250 |
Порядок зачисления:
1) Зачисляется Иванов (предложение-1, 295 баллов).
2) Зачисляется Петров (предложение-1, 290 баллов).
На предложение-1 зачислено 2 абитуриента (Иванов и Петров), то есть требуемое количество договоров по предложению-1 (2) исчерпано. Остальные абитуриенты по предложению-1 (Григорьев и Усов) исключаются из конкурсного списка.
3) Зачисляется Васильев (предложение-2, 287 баллов).
4) Зачисляется Борисов (предложение-3, 280 баллов).
На предложение-3 зачислен один абитуриент (Борисов), то есть требуемое количество договоров по предложению-3 (1) исчерпано. Остальные абитуриенты по предложению-3 (Зайцев и Белкин) исключаются из конкурсного списка.
5) Зачисляется Котов (предложение-2, 260 баллов).
Таким образом:
зачислено 5 абитуриентов;
одно место в пределах целевой квоты осталось незаполненным и передается в основные места в рамках контрольных цифр приема;
по предложению-1 зачислено 2 абитуриента (соответствует требуемому количеству договоров), по предложению-2 - 2 абитуриента (менее требуемого количества договоров), по предложению-3 - один абитуриент (соответствует требуемому количеству договоров);
Григорьев, Зайцев, Белкин и Усов не зачислены, при этом необходимо обратить внимание на то, что Григорьев имеет более высокую сумму конкурсных баллов, чем зачисленный Борисов, Зайцев и Белкин имеют более высокую сумму конкурсных баллов, чем зачисленный Котов.
Как осуществляется прием на обучение граждан, которые поступают на обучение не в пределах квоты
38. При приеме на обучение не в пределах квоты (на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение) организация, осуществляющая образовательную деятельность, включает в конкурсный список всех поступающих. При этом число зачисленных граждан может быть больше требуемого количества договоров.
39. В случае если число лиц, подавших заявки и зачисленных на обучение по образовательным программам, превышает требуемое количество договоров, заказчик проводит в установленном им порядке отбор граждан для заключения договора о целевом обучении в соответствии с требуемым количеством договоров.
Сроки заключения договора о целевом обучении
40. Если предложение адресовано гражданам, поступающим на обучение (на целевое обучение в пределах квоты, на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение), договор о целевом обучении заключается в период со дня, следующего за днем издания распорядительного акта о приеме, до дня начала учебного года включительно.
Данный срок установлен частью 12 статьи 56 Федерального закона N 273-ФЗ и является достаточно сжатым. В связи с этим в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, является стороной договора о целевом обучении, рекомендуется заблаговременно осуществлять взаимодействие с заказчиком в целях согласования проекта договора о целевом обучении.
41. Если предложение адресовано гражданам, обучающимся по образовательным программам, договор о целевом обучении заключается в сроки, установленные заказчиком.
Предоставление гражданину мер поддержки в период обучения
42. Одним из существенных условий договора о целевом обучении является обязательство заказчика по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату профессионального обучения и дополнительного образования за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период целевого обучения, и (или) других мер.
В соответствии с этим гражданину должны быть в обязательном порядке предоставлены меры поддержки в период обучения.
43. Стороны договора о целевом обучении самостоятельно определяют перечень мер поддержки с указанием порядка, сроков, а также размеров и (или) иных характеристик их предоставления при необходимости (подпункт "а" пункта 5 Положения о целевом обучении).
44. В случае заключения договора о целевом обучении с гражданами, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и программам специалитета, меры материального стимулирования в период обучения гражданина устанавливаются в объеме не ниже размера государственной академической стипендии, назначаемой в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 36 Федерального закона N 273.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона N 273 установлено, что студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия в порядке, установленном Минобрнауки России.
Назначение государственной академической стипендии осуществляется в соответствии с Порядком назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. N 1663.
Минимальный размер государственной академической стипендии определяется в соответствии с федеральным нормативом государственной академической стипендии с учетом уровня инфляции и районного коэффициента. Федеральный норматив государственной академической стипендии установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 1390 и составляет для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета, 1 484 рубля в месяц. Минимальный размер государственной академической стипендии применяется с учетом уровня инфляции и районного коэффициента.
Размер государственной академической стипендии на 2024/25 учебный год с учетом уровня инфляции составляет 2 056 руб. (без учета районного коэффициента).
Необходимо отметить, что указанный размер государственной академической стипендии применяется ко всем гражданам, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и программам специалитета, вне зависимости от формы обучения, а также вне зависимости от уровня бюджета, за счет которого финансируется обучение (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет).
Указанное материальное стимулирование осуществляется вне зависимости от того, получает ли студент государственную академическую стипендию за счет стипендиального фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность. То есть назначение студенту государственной академической стипендии за счет стипендиального фонда не может являться основанием для снижения или отмены материального стимулирования.
Аналогично назначение студенту государственной академической стипендии за счет стипендиального фонда осуществляется вне зависимости от того, получает ли студент материальное стимулирование от заказчика. Указанное материальное стимулирование не может являться основанием для отказа студенту в назначении государственной академической стипендии или снижения ее размера.
45. В случае заключения договора о целевом обучении с гражданами, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам магистратуры, программам аспирантуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки или поступили не на целевое обучение в пределах квоты, либо с гражданами, которые обучаются по образовательным программам, меры поддержки в период обучения устанавливаются по соглашению сторон договора о целевом обучении.
Требования к успеваемости гражданина
46. В договоре о целевом обучении могут быть указаны требования к успеваемости гражданина.
47. При этом в договоре о целевом обучении устанавливаются:
критерии исполнения требований к успеваемости в целом по образовательной программе или по конкретным периодам обучения, дисциплинам (модулям), практикам;
порядок сокращения мер поддержки при невыполнении гражданином требований к успеваемости;
условия восстановления мер поддержки.
Прохождение гражданином практической подготовки у заказчика или работодателя и сопровождение гражданина наставником
48. Договором о целевом обучении может предусматриваться прохождение гражданином практической подготовки, в том числе практики, у заказчика или у работодателя и индив
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10 июня 2024 г. N МН-5/9654 "О направлении методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.