Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71382-2024
"Самолеты и вертолеты. Номенклатура предъявительских документов"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2024 г. N 609-ст)
Fixed wing aircrafts and helicopters. Nomenclature of bearer documents
УДК 629.7.004:002:006.354
ОКС 49.020
Дата введения - 1 июля 2024 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт "Центр" (ФГУП "ВНИИ "Центр")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2024 г. N 609-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру предъявительских документов, предназначенных для предъявления и оформления приемки пилотируемых и беспилотных самолетов и вертолетов [далее - самолеты (вертолеты)] независимой инспекцией (военным представительством) в организациях-изготовителях и авиаремонтных организациях (далее - организации).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.511 Единая система конструкторской документации. Правила передачи электронных конструкторских документов. Общие положения
ГОСТ 2.612 Единая система конструкторской документации. Электронный формуляр. Общие положения
ГОСТ 27692 Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание формуляров
ГОСТ Р 2.051 Единая система конструкторской документации. Электронная конструкторская документация. Основные положения
ГОСТ Р 2.531 Единая система конструкторской документации. Электронная конструкторская документация. Виды преобразований
ГОСТ Р 58675 Автоматизированная система управления данными об изделии. Общие требования
ГОСТ Р 59192 Электронная технологическая документация. Основные положения
П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1
независимая инспекция: Военное представительство Министерства обороны Российской Федерации или юридическое лицо, назначенное уполномоченным органом, в соответствии с процедурами, установленными уполномоченным органом, на договорных или иных законных основаниях, для осуществления функций в соответствии с федеральными авиационными правилами в организации заявителя, разработчика или изготовителя. [ГОСТ Р 70179-2022, пункт 3.1.4] |
3.1.2 организация-изготовитель: Организация, осуществляющая производство самолета (вертолета) и принимающая на себя ответственность за соответствие этого самолета (вертолета) утвержденной типовой конструкции данного самолета (вертолета), действующей на момент завершения его производства.
3.1.3 приемо-сдаточные испытания: Контрольные испытания изготовленной продукции, по результатам которых принимают решение о ее пригодности к поставкам и (или) использованию.
3.1.4 приемка продукции: Проверка и документальное подтверждение соответствия продукции требованиям технической документации (условиям контракта) и годности этой продукции к поставке и (или) использованию, осуществляемое при положительных результатах контроля ее качества.
3.1.5
предъявительские испытания: Контрольные испытания продукции, проводимые службой технического контроля предприятия-изготовителя перед предъявлением ее для приемки представителем заказчика, потребителя или других органов приемки. [ГОСТ 16504-81, статья 46] |
3.1.6
дефект: Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. [ГОСТ 15467-79, статья 38] |
3.1.7
ремонт: Комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта и/или его составных частей.
П р и м е ч а н и е - Ремонт включает операции локализации, диагностирования, устранения неисправности и контроль функционирования.
[ГОСТ 18322-2016, статья 2.1.2] |
3.1.8
типовая конструкция: Конструкция образца или изделия AT (включая его летные, эксплуатационные характеристики и их ограничения), отраженная в его конструкторской, в том числе эксплуатационной документации и любой другой информации, необходимой для определения соответствия требованиям, и одобренная согласно требованиям федеральных авиационных правил * и удостоверенная сертификатом типа. [ГОСТ Р 58849-2020, пункт 3.1.46] |
------------------------------
*Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21". 2019.
------------------------------
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВП - Военное представительство Министерства обороны Российской Федерации;
ЛИС - летно-испытательная станция;
НИ - независимая инспекция;
ОТК - отдел технического контроля;
ТУ - технические условия.
4 Общие положения
4.1 Контроль соблюдения требований, качества изготовления (ремонта) каждого экземпляра самолета (вертолета) осуществляет ОТК организации.
4.2 Приемку готовых экземпляров самолетов (вертолетов) у изготовителя осуществляет представитель НИ (ВП) после получения от изготовителя соответствующих предъявительских документов конкретных экземпляров самолетов (вертолетов) и необходимых документов на них к проведению приемо-сдаточных испытаний.
4.3 Предъявительскую документацию выполняют в бумажной и/или электронной форме.
4.4 Требования к видам и составу документов в бумажной форме установлены в разделе 6.
4.5 В электронной форме предъявительскую документацию оформляют в виде отдельных документов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 2.051.
Порядок передачи, рассмотрения, согласования и утверждения участниками процесса предъявительских документов, выполненных в электронной форме, устанавливается действующей в организации нормативной и технической документацией с учетом требований ГОСТ 2.511, ГОСТ Р 58675, ГОСТ Р 2.531, ГОСТ Р 59192.
4.6 Предъявительские документы, имеющие ограничения на распространение, необходимо оформлять с учетом требований нормативных документов в области охраны государственной тайны и/или распространения информации ограниченного доступа. В электронной форме такие документы поставляют на отдельном электронном носителе в виде отдельных электронных документов.
5 Номенклатура предъявительских документов
5.1 Номенклатура предъявительских документов и их назначение приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование документа |
Назначение документа |
Извещение о предъявлении самолета (вертолета) на приемо-сдаточные испытания |
Предназначено для предъявления НИ (ВП) от ОТК организации самолета (вертолета), включая укомплектованное имущество согласно договору на поставку, на различные этапы и виды приемо-сдаточных испытаний. После оформления приемки самолета (вертолета) или отклонения его от приемки по какому-либо этапу (виду) приемо-сдаточных испытаний извещение возвращается в ОТК с изложением на оборотной стороне извещения причин возврата самолета (вертолета). Повторное предъявление самолета (вертолета) на приемо-сдаточные испытания производится извещением с надписью "Вторичное" |
Ведомость дефектов |
Предназначена для оформления представителем НИ (ВП) дефектов при возврате предъявленного самолета (вертолета): составляется в случае, когда количество строк в извещении, отведенных для перечисления причин возврата самолета (вертолета), недостаточно, и в случае отклонения самолета (вертолета) от приемки по "готовности к эксплуатации". Ведомость составляет НИ (ВП) и вручает ее ОТК вместе с извещением. После устранения дефектов ведомость прилагают к извещению на повторные предъявительские испытания самолета (вертолета) |
Протокол предъявительских испытаний самолета (вертолета) |
Предназначен для оформления результатов наземных предъявительских испытаний самолета (вертолета): прилагается к извещению о предъявлении самолета (вертолета) на приемо-сдаточные испытания |
Формуляр самолета (вертолета) |
Является удостоверяющим документом, выпущенным на конкретный экземпляр самолета (вертолета), подтверждающий его соответствие утвержденной (одобренной) конструкторской документации (в том числе после выполнения ремонта) и содержащий характеристики, данные о комплектности, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии, движении в эксплуатации и гарантии изготовителя (при необходимости). Прилагается к извещению о предъявлении самолета (вертолета) на летные приемо-сдаточные испытания |
Протокол приемо-сдаточных испытаний самолета (вертолета) |
Предназначен для оформления результатов приемо-сдаточных испытаний |
Акт об анализе и устранении дефектов и их причин и перепроверке ОТК самолета (вертолета), возвращенного представителем НИ (ВП) |
Предназначен для изложения причин дефектов самолета (вертолета), выявленных при испытаниях, и принятых в организации мер по их устранению: является приложением к извещению при повторных предъявлениях самолета (вертолета) на приемо-сдаточные испытания: предъявляется при повторных периодических испытаниях самолета (вертолета).
П р и м е ч а н и е - В организации по согласованию с НИ (ВП) может разрабатываться иной документ аналогичного содержания. |
Полетный лист на испытательный полет |
Предназначен для выдачи разрешения и задания на испытательный полет. Полетный лист на полет экипажа организации при проведении летных предъявительских испытаний подписывает начальник ЛИС. Полетный лист на полет экипажа заказчика при проведении летных приемо-сдаточных испытаний подписывает представитель НИ (ВП) на ЛИС. К полетному листу прикладывают лист готовности самолета (вертолета) к полету |
Ведомость замечаний, выявленных экипажем в полете |
Предназначена для записи замечаний, выявленных на самолете (вертолете) во время испытательного полета: является приложением к полетному листу на испытательный полет |
Предъявление самолета (вертолета) к приемке по "готовности к эксплуатации" |
Предназначено для оформления приемки окончательно изготовленного самолета (вертолета) после завершения на нем полного цикла приемо-сдаточных испытаний, предусмотренных утвержденной программой. В понятие "готовность к эксплуатации" входит следующее: - самолет (вертолет) полностью завершен производством, прошел весь цикл приемо-сдаточных испытаний, предусмотренных утвержденной программой, и готовность его приемки подтверждена предыдущими периодическими испытаниями; - документация, прикладываемая к самолету (вертолету), полностью соответствует требованиям межгосударственных и национальных стандартов Российской Федерации и иной нормативно-технической документации. Начальник ЛИС подписывает все части предъявления при его выписке, начальник ОТК ЛИС - после приемки самолета (вертолета) от производства контрольным мастером, представитель НИ (ВП) - после окончательной приемки самолета (вертолета). Предъявление не должно разрезаться на части до полного его оформления. На оборотной стороне предъявления разрешается делать особые отметки. При отклонении самолета (вертолета) от приемки из-за наличия в нем дефектов НИ (ВП) передает ОТК ЛИС ведомость дефектов, при этом оформление предъявления по "готовности к эксплуатации" откладывается до полного устранения перечисленных в ведомости дефектов |
Генеральное извещение на самолет (вертолет) |
Предназначено для предъявления НИ (ВП) самолета (вертолета), окончательно изготовленного (отремонтированного) производством, прошедшего полный цикл приемо-сдаточных испытаний по утвержденной программе и полностью укомплектованного необходимым имуществом согласно договору на поставку самолета (вертолета). При отклонении самолета (вертолета) от приемки генеральное извещение возвращается предприятию-изготовителю с письменным изложением причин отклонения самолета (вертолета) от приемки |
Генеральное извещение на имущество, прикладываемое к самолету (вертолету) |
Предназначено для предъявления НИ (ВП) имущества, изготовленного по договору |
Удостоверение |
Предназначено для удостоверения окончательной приемки НИ (ВП) самолета (вертолета), а также имущества, изготовленного по договору |
Протокол периодических испытаний самолета (вертолета) |
Предназначен для оформления результатов периодических испытаний самолета (вертолета), если проведение испытаний установлено в ТУ на изделие или контрактах на поставку с указанием конкретных сроков и периодичности |
Акт (отчет) о результатах периодических испытаний самолета (вертолета) |
Является итоговым документом по результатам периодических испытаний: к акту (отчету) прикладывают протокол периодических испытаний |
Перечень дефектов, обнаруженных при периодических испытаниях самолета (вертолета), и мероприятий по устранению дефектов и их причин |
Предназначен для изложения дефектов, обнаруженных при периодических испытаниях самолета (вертолета), их причин и мероприятий по устранению дефектов |
5.2 Формы предъявительских документов, указанных в таблице 1, приведены в приложениях А-М или в другой нормативной документации, указанной в данном подразделе.
Наименование форм бланков, формы и состав предъявительских документов могут быть изменены по согласованию с НИ (ВП).
5.2.1 Форма извещения о предъявлении самолета (вертолета) на приемо-сдаточные испытания и форма оборотной стороны извещения о предъявлении самолета (вертолета) на приемо-сдаточные испытания приведены в приложении А.
5.2.2 Форма извещения о повторном предъявлении самолета (вертолета) на приемо-сдаточные испытания и форма оборотной стороны извещения о повторном предъявлении самолета (вертолета) на приемо-сдаточные испытания приведены в приложении Б.
5.2.3 Форма ведомости дефектов приведена в приложении В.
5.2.4 Форма протокола предъявительских испытаний самолета (вертолета) - по действующей в организации нормативной и технической документации.
5.2.5 Требования к построению, изложению, оформлению и содержанию формуляра самолета (вертолета), применяемого в гражданской авиации, - по ГОСТ 27692 (в электронной форме по ГОСТ 2.612), а применяемого в государственной авиации - по действующей в организации нормативной документации.
П р и м е ч а н и е - Формуляр для самолета, применяемый в гражданской авиации, оформляют по ГОСТ 27692.
5.2.6 Форма протокола приемо-сдаточных испытаний самолета (вертолета) приведена в приложении Г.
5.2.7 Форма акта об анализе и устранении дефектов и их причин и перепроверке ОТК самолета (вертолета), возвращенного НИ (ВП), приведена в приложении Д.
5.2.8 Полетный лист на испытательный полет и ведомость замечаний, выявленных экипажем в полете, оформляют в соответствии с требованиями действующих документов, регламентирующих проведение испытательных полетов.
5.2.9 Форма листа готовности самолета (вертолета) к полету - по согласованию с НИ (ВП).
5.2.10 Форма предъявления самолета (вертолета) к приемке "по готовности к эксплуатации" приведена в приложении Е.
5.2.11 Форма генерального извещения на самолет (вертолет) приведена в приложении Ж.
5.2.12 Форма генерального извещения на имущество, прикладываемое к самолету (вертолету), приведена в приложении И.
5.2.13 Форма удостоверения - по согласованию с НИ (ВП).
5.2.14 Форма протокола периодических испытаний самолета (вертолета) приведена в приложении К.
5.2.15 Форма акта (отчета) о результатах периодических испытаний самолета (вертолета) приведена в приложении Л.
5.2.16 Форма перечня дефектов, обнаруженных при периодических испытаниях самолета (вертолета), и мероприятий по устранению дефектов и их причин приведена в приложении М.
6 Требования к оформлению предъявительских документов
6.1 Бланки форм предъявительских документов, указанные в 5.2, в бумажной форме должны быть выполнены типографическим, электрографическим или офсетным способом, а также могут быть изготовлены (выполнены) с применением средств вычислительной техники.
При заполнении форм машинописным или ручным способом подстрочный текст не воспроизводят.
Расстояние между строками и количество незаполненных строк во всех документах допускается изменять по согласованию с НИ (ВП).
6.2 Генеральное извещение на самолет (вертолет) и генеральное извещение на имущество оформляют в двух экземплярах каждое [один экземпляр - НИ (ВП), второй - организации].
Удостоверение оформляют в двух экземплярах [один - НИ (ВП), второй - организации]. По согласованию с НИ (ВП) количество экземпляров удостоверения допускается изменять.
6.3 Документы, относящиеся к приемо-сдаточной документации, но не приведенные в настоящем стандарте, оформляют следующим образом:
- платежную документацию (счет, платежное требование) - в соответствии с действующей в организации нормативной и технической документацией;
- товарно-сопроводительную документацию (накладная, опись или перечень, упаковочный лист, приемо-сдаточный акт) - в соответствии с действующей в организации нормативной и технической документацией, согласованной с НИ (ВП).
Ключевые слова: самолеты, вертолеты, номенклатура, предъявительские документы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71382-2024 "Самолеты и вертолеты. Номенклатура предъявительских документов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2024 г. N 609-ст)
Опубликование:
Российский институт стандартизации, Москва, 2024 г.
Дата введения - 1 июля 2024 г.