Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 марта 2024 г. N 611-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 октября 2011 г. N 476-ПП
Текстовая часть Государственной программы
города Москвы "Развитие городской среды"
1. Характеристика текущего состояния сферы развития городской среды
Город Москва, столица Российской Федерации, - исторический, духовный и культурный центр Российской Федерации и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры, обладающий широчайшими возможностями по формированию современной городской среды и предоставлению широкого спектра услуг досуга, отдыха, туризма жителям и гостям Москвы на городских общественных пространствах различного назначения.
В городе Москве сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, представлен широкий спектр объектов туристского показа, расположена половина всех особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации (три из которых внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Московского Кремля и Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего монастыря).
На территории города Москвы расположены архитектурно-парковые ансамбли различной степени сохранности и памятники природы, исторические парковые и усадебные территории, уникальный парк "Зарядье", пешеходные зоны и маршруты (Никольская улица, улицы Пушечная, Неглинная, Рождественка, Кузнецкий мост, Школьная и другие), спортивные парковые территории, ботанические и зоологические сады.
Часть земель города Москвы относится к особо охраняемым природным территориям (далее - ООПТ) и особо охраняемым зеленым территориям (далее - ООЗТ).
Городские общественные пространства и рекреационно-туристские территории ориентированы на ежедневное, круглогодичное обслуживание жителей и гостей города Москвы.
Мероприятия по созданию в городе Москве комфортной городской среды - один из приоритетов Правительства Москвы.
В настоящее время город Москва занимает лидирующее место в рейтинге среди крупнейших городов, находящихся в условно-комфортном климате, с благоприятной городской средой (наибольшее количество баллов среди городов России по показателю "Индекс качества городской среды").
Остаются наиболее значимыми следующие проблемы развития инфраструктуры городской среды, требующие формирования комплекса мер государственной поддержки развития городской среды:
- неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры районов города Москвы;
- невыразительные с точки зрения дизайна, недостаточно разнообразные по назначению элементы благоустройства озелененных территорий;
- слабая оснащенность территорий информационной инфраструктурой (отсутствие на территориях громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе на иностранных языках).
Указанные проблемы активно решаются в рамках мероприятий Государственной программы города Москвы "Развитие городской среды" (далее - Государственная программа). Вместе с тем анализ состояния городской среды показал необходимость разработки и реализации системных проектов создания комфортной городской среды, направленных на выравнивание уровня благоустройства общественных пространств, в том числе внутрирайонных и внутриквартальных территорий с учетом особенностей районов города Москвы и требований жителей. При этом есть отдельные территории, которые обособлены от других территорий города Москвы, - отрезаны городскими магистралями и железными дорогами. Необходимо, чтобы и на этих территориях все было в шаговой доступности. Для рекреационных территорий города Москвы необходимо повышение качества их благоустройства с размещением элементов благоустройства, повышающих их привлекательность (пешеходные тропы, велодорожки, лыжные трассы, катки, детские и спортивные площадки, площадки для отдыха, пикниковые зоны, эстрадные площадки, туалеты, наружное освещение и другие элементы благоустройства).
Также существует ряд проблем текущего состояния озелененных территорий общего пользования, ООПТ и ООЗТ:
- недостаточная привлекательность рекреационных зон для населения различных возрастных групп;
- недостаточное количество организованных площадок для мелкорозничной торговли и общественного питания, площадок для установки пунктов проката инвентаря, организованных площадок для отдыха на свежем воздухе, организованных эстрадных площадок;
- сверхнормативные нагрузки на заповедные участки из-за недостаточного количества рекреационных зон и уровня их благоустройства;
- недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инфраструктуры для создаваемых рекреационных комплексов (сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений);
- отсутствие оптимальных территориальных связей пешеходных и транспортных зон, объектов и мест рекреации.
На решение проблем комплексного развития городских территорий, включая общественные пространства и озелененные территории, направлен проект "Мой район", который обеспечивает комплексное благоустройство территорий, находящихся в шаговой доступности от мест проживания.
В городе Москве ведутся масштабные работы по созданию комфортных общественных пространств. Все районы города Москвы должны быть по-своему неповторимы и одинаково комфортны для жителей. В них необходимо обеспечить:
- удобную транспортную инфраструктуру;
- благоустройство улиц, парков, дворов;
- строительство новых и ремонт действующих поликлиник;
- повышение комфортности и благоустройства детских садов и школ;
- доступность спортивных объектов;
- современный уровень библиотек, школ искусств и домов культуры;
- создание новых центров притяжения.
Востребованность созданных общественных пространств определила необходимость дальнейшей работы в этом направлении, а именно проведение работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств, которые ежедневно используют миллионы москвичей и гостей столицы как в качестве транзита, так и в рекреационных целях.
Задача комплексного благоустройства улиц - перейти от улицы как транспортного пространства к улице как общественному пространству. Сделать московские улицы узнаваемыми, повысить их доступность, сделать их безопаснее, обеспечить комфортные условия для отдыха, улучшить качество их благоустройства, преодолеть дисбаланс между пешеходным, велосипедным и автомобильным движением, упорядочить парковочное пространство.
Одновременно с благоустройством "вылетных" магистралей фактически благоустраиваются прилегающие к таким магистралям территории и обновляется внешний облик зданий и строений. Отдельно выделяются наиболее востребованные населением видовые объекты, где создаются рекреационные зоны с досуговой инфраструктурой. В результате проведенной работы меняется эстетическое восприятие этих территорий и повышается комфортность как для пользователей улично-дорожной сети города Москвы, так и для жителей прилегающих домов.
С начала реализации Государственной программы новый облик получил 541 объект: улицы, магистрали, набережные и общественные пространства площадью 3 348,64 га.
Проект "Моя улица", в рамках которого удалось обновить практически всю центральную часть города, стал победителем международной урбанистической премии Global Awards for Excellence.
В программе благоустройства городских пространств значительное внимание уделяется главной водной артерии - Москве-реке и ее каналам - уникальному водному ресурсу, соединяющему между собой многие основные достопримечательности и ключевые места, а также реке Яузе и прилегающим к ней территориям.
По уровню озеленения город Москва опережает многие мегаполисы мира - озеленены около 49 процентов его территории. Сегодня парковые зоны становятся полноценными общественными пространствами. Помимо благоустройства существующих природных территорий, активно ведется работа по ревитализации промышленных зон, развиваются и создаются уникальные рекреационные пространства и парки на ранее заброшенных и недостаточно благоустроенных территориях.
В соответствии с городской политикой по формированию комфортной городской среды реализуются мероприятия, направленные на переход от линейного благоустройства к межквартальному с целью создания комфортных условий на территории с учетом пешеходных связей, транспорта, расположенных социальных объектов, рекреационных мест, а также с учетом исторического облика города Москвы и пожеланий жителей.
В целях повышения качества атмосферного воздуха, основным источником загрязнения которого остается автомобильный транспорт, в городе реализуется комплекс мероприятий, включающих приоритетное развитие общественного транспорта (особенно электрического и внеуличного, включая водный электрический транспорт), стимулирование улучшения экологических характеристик автопарка (экологические требования к грузовым автомобилям и автобусам, электрификация автобусного парка, развитие сети электрических зарядных станций, льготы для владельцев электромобилей, субсидии для обновления парка такси и каршеринга), повышение связанности улично-дорожной сети и совершенствование организации дорожного движения, развитие инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности. Данные государственного экологического мониторинга подтверждают эффективность реализуемых мероприятий и указывают направления дальнейшей работы по экологизации транспортной системы.
В настоящее время для расчета Индекса загрязнения воздуха выбраны 5 загрязняющих веществ - оксид углерода, озон, диоксид серы, диоксид азота, мелкие взвешенные вещества до 10 мкм (в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (Мониторинг качества атмосферного воздуха для оценки воздействия на здоровье человека), актуальными нормативами. Согласно указанному перечню веществ в 2023 году Индекс загрязнения воздуха составил 2,8 единицы (оценивается как низкий).
Другой проблемой, требующей оперативного решения, является периодическое сверхнормативное загрязнение воздуха на отдельных территориях города Москвы. Результаты проводимых экологических обследований и анализ обращений граждан позволяют выделить территории, где сверхнормативное загрязнение воздуха связано с постоянным негативным воздействием известных промышленных предприятий, что также требует принятия совместных мер, исключающих сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха.
На территории города Москвы сосредоточено более 200 рек и ручьев и более 1 тыс. водоемов. Анализ результатов мониторинга показывает, что качество воды в Москве-реке и ее притоках в целом соответствует нормативам качества воды, установленным для водоемов культурно-бытового водопользования. Превышения нормативов фиксируются по содержанию металлов (железа, марганца), нефтепродуктов и органики. В малых реках более низкое качество воды вследствие антропогенной трансформации большинства притоков, заключения их в коллекторы, нарушения естественной экосистемы и снижения процессов самоочищения водотоков.
В настоящее время в городе Москве насчитывается 148 ООПТ, к которым относятся: один национальный парк, 29 заказников, 11 природно-исторических парков, 104 памятника природы, два экологических парка и один заповедный участок. Приоритетной природоохранной задачей является сохранение и развитие созданных ООПТ, а также сохранение баланса природных и озелененных территорий, реабилитация прудов, расположенных на ООПТ, создание экотроп. На природных и озелененных территориях создаются условия для сохранения более 5 тыс. животных и растений, в том числе 573 видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу города Москвы.
Для сохранения представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы необходимо обеспечивать более строгий режим охраны заповедных участков, площадь которых составляет более 30 процентов от общей площади ООПТ. Для ограничения влияния на заповедные участки требуется одновременно создание рекреационных зон с контролируемым воздействием.
В основе выбора приоритетных направлений природоохранной политики города Москвы лежат результаты экологического мониторинга. Они позволяют оценивать эффективность принимаемых мер в области охраны окружающей среды и воздействие на окружающую среду решений, принимаемых в других сферах городского управления (градостроительство, развитие транспортной системы).
В городе Москве функционирует региональная система государственного экологического мониторинга, которая включает подсистемы мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, выбросов промышленных предприятий, а также почв, подземных вод, опасных геоэкологических процессов, уровней шума и состояния зеленых насаждений.
В целях оперативного реагирования на обращения жителей эксплуатируются три передвижные экологические лаборатории, позволяющие автоматически контролировать наличие 21 загрязняющего вещества с возможностью отбора проб атмосферного воздуха на расширенный перечень загрязняющих веществ. Измерения уровней шума осуществляются круглосуточной акустической службой по всем поступающим жалобам жителей на сверхнормативный шум.
В целях обеспечения права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды организовано предоставление экологической информации в средствах массовой информации (телевидение, радио, печатные средства массовой информации), в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в социальных сетях. Организован открытый доступ населения к данным автоматических станций контроля загрязнения атмосферы на сайте Государственного природоохранного бюджетного учреждения "МОСЭКОМОНИТОРИНГ" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В связи с высоким интересом к вопросам охраны окружающей среды среди широких слоев населения и общим формированием экологической культуры и сознательности горожан в эколого-просветительских акциях и мероприятиях, организуемых Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, принимает участие ежегодно возрастающее число людей.
В 2023 году была продолжена реализация мероприятий по участию детей в эколого-образовательных программах, проводимых Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, в рамках экологического просвещения и популяризации экологических знаний среди обучающихся общеобразовательных организаций и образовательных организаций, предоставляющих дошкольное образование.
В рамках программ экологической направленности проводятся, в том числе в формате онлайн, тематические занятия, лекции, демонстрации фильмов экологической направленности, выездные занятия, экскурсии на природных территориях, проектная и научно-исследовательская работа, природоохранные акции, экологические кружки.
2. Прогноз развития сферы городской среды. Планируемые показатели и результаты Государственной программы
Реализация Государственной программы направлена на формирование нового облика города Москвы, улучшение городской инфраструктуры, обновление общественных пространств, улиц, площадей, набережных рек и водоемов, парковых и озелененных территорий в рамках комплексного развития города Москвы.
Совершенствование инфраструктуры в сфере комфортной городской среды будет направлено на:
- формирование нового культурного и социального уровня жизни жителей и гостей города Москвы;
- экологический мониторинг и охрану окружающей среды, развитие системы экологического образования и просвещения, повышающей уровень экологической культуры населения и ответственное отношение к сохранению природного наследия;
- увеличение вклада развития городской среды в социально-экономическое развитие города Москвы, в частности в развитие социальной, транспортной, строительной, туристской отраслей, которое позволит также создать новые рабочие места.
Развитие городской среды города Москвы обеспечит увеличение количества благоустроенных объектов: улиц, магистралей, площадей, набережных и общественных пространств, парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства и знаковых объектов, рекреационных зон ООПТ.
Реализация мероприятий по развитию городской среды позволит к 2026 году увеличить площади территорий парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства и знаковых объектов, рекреационных зон ООПТ до 14 304,5 га, а площади благоустроенных территорий парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, парков по месту жительства и знаковых объектов, рекреационных зон ООПТ до 11 554,8 га.
Также будет осуществлено создание новых элементов и объектов инфраструктуры, размещаемых на территориях парков и парковых зон города Москвы, для организации спортивно-оздоровительного и культурно-досугового отдыха: детских и спортивных площадок, площадок тихого отдыха, катков, эстрадных площадок, туалетов.
Развитие городской среды на ближайшие годы станет одним из стратегически важных направлений социально-экономического развития города Москвы, являясь драйвером городской экономики, с учетом перспективных задач по созданию комфортной, безопасной, современной и многофункциональной среды обитания для жителей и гостей столицы.
3. Цели и задачи Государственной программы, описание структурных элементов Государственной программы
Целями Государственной программы являются:
- создание для жителей и гостей города Москвы инфраструктуры городской среды высокого уровня комфортности;
- обеспечение экологической безопасности, сохранение природных и особо охраняемых природных территорий города Москвы.
Для достижения поставленных целей при реализации Государственной программы будут решены следующие задачи:
- обеспечение устойчивого развития парков и парковых зон, водоемов и прилегающих к ним территорий города Москвы, повышение их социальной и рекреационной значимости, сохранение природных территорий города Москвы, создание максимально благоприятных условий для сохранения биологического разнообразия города Москвы, отдыха, досуга и оздоровления жителей и гостей города Москвы;
- приведение улиц, городских общественных пространств в формат, отвечающий современным требованиям, повышение качества городской среды, сохранение и реабилитация исторических объектов города при проведении благоустройства, соблюдение баланса интересов пешеходов и автомобильного транспорта;
- развитие мер, направленных на сохранение единой связанной системы природных и озелененных территорий города Москвы.
Реализация целей и задач Государственной программы осуществляется в рамках выполнения мероприятий подпрограмм Государственной программы.
Государственная программа включает в себя две подпрограммы, обеспечивающие в комплексе достижение целей Государственной программы:
- "Охрана окружающей среды и улучшение экологической ситуации в городе Москве";
- "Обустройство городских территорий общего пользования".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере развития городской среды
Важнейшим условием успешной и эффективной реализации Государственной программы является дальнейшее совершенствование законодательства города Москвы в области создания комфортной городской среды, в том числе формирование надлежащей правовой базы, направленной на поддержку и развитие в городе Москве мероприятий, обеспечивающих охрану окружающей среды и улучшение экологической ситуации в городе, а также обустройство городских территорий общего пользования.
В целях совершенствования правового регулирования, актуализации правовой базы в городе Москве проводится мониторинг правовых актов города Москвы, а также осуществляется работа по формированию единообразной правоприменительной практики и оказанию методической помощи субъектам правоотношений в сфере создания комфортной городской среды.
5. Сведения о взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации, показателями для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации
Реализация Государственной программы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - улучшение качества городской среды в полтора раза.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 26 марта 2024 г. N 611-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.