Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
Смоленской области
от 31.03.2023 N 367-р
(в редакции распоряжения
Губернатора Смоленской области
от 17.06.2024 N 932-р)
Инвестиционная декларация
Смоленской области
I. Общие положения
Настоящая Инвестиционная декларация является документом, определяющим инвестиционное развитие региона, и направлена на информирование субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности:
- о перспективах развития Смоленской области, влияющих на решение инвесторов относительно возможности реализации инвестиционных проектов на территории региона;
- об инвестиционных преимуществах ведения предпринимательской деятельности на территории Смоленской области;
- об инвестиционном потенциале и приоритетах Смоленской области;
- об обязательствах Смоленской области перед субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- о составе инвестиционной команды Смоленской области и распределении ответственности внутри нее.
Настоящая Инвестиционная декларация разработана сроком на 5 лет.
II. Общее описание целей инвестиционного развития Смоленской области
Главная цель инвестиционного развития Смоленской области коррелирует со стратегической целью социально-экономического развития Смоленской области, обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2018 N 981, - повышение уровня и качества жизни жителей Смоленской области на основе роста конкурентоспособности региона, формирования правовой, институциональной и экономической базы для его устойчивого развития.
Также целями инвестиционного развития Смоленской области являются:
- содействие достижению национальных целей развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
- увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";
- формирование правовой, институциональной и экономической базы для совершенствования механизма привлечения инвестиций;
- улучшение инвестиционного климата, условий ведения бизнеса в Смоленской области, снижение административных барьеров;
- совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области;
- качественное повышение устойчивости развития и конкурентоспособности экономики Смоленской области.
В 2021 году Министерством экономического развития Российской Федерации разработан новый региональный инвестиционный стандарт.
Региональный инвестиционный стандарт - это система поддержки новых инвестиционных проектов в регионах, сформированная на основе лучших практик взаимодействия с бизнесом и поддержки инвестиционной деятельности. Она направлена на перезагрузку системы запуска и сопровождения инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации.
Внедрение регионального инвестиционного стандарта включает в себя организацию и проведение мероприятий по 5 направлениям, в рамках которых разработаны инструменты поддержки бизнеса. В настоящее время в Смоленской области, помимо настоящей Инвестиционной декларации:
- создан Инвестиционный комитет Смоленской области (площадка для разрешения разногласий между инвестором, органами власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями). Информация об Инвестиционном комитете Смоленской области доступна по ссылке: https://smolinvest.ru/invest/support/svod;
- внедрен Свод инвестиционных правил (оптимальные алгоритмы действий инвестора для обеспечения доступа к ключевым услугам и элементам инфраструктуры на территории Смоленской области). Информация о Своде инвестиционных правил доступна по ссылке: https://smolinvest.ru/invest/support/svod;
- расширен функционал Общества с ограниченной ответственностью "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области" (далее - ООО "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области") в части наделения его функциями агентства инвестиционного развития (является операционным центром поддержки и сопровождения инвестиционных проектов). Подробная информация об ООО "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области" доступна по ссылке: https://www.corp.smolinvest.ru;
- разработана и размещена на Инвестиционном портале Смоленской области инвестиционная карта Смоленской области, содержащая информацию о ресурсной базе, ключевой инфраструктуре, мерах поддержки и другие важные для инвесторов данные. Инвестиционная карта Смоленской области доступна по ссылке: https://smolinvest.ru/map.
III. Ключевые характеристики Смоленской области
Смоленская область - один из наиболее инвестиционно привлекательных регионов Центрального федерального округа, расположенный на западе Российской Федерации на границе с Республикой Беларусь.
В силу своего географического положения регион является одним из важнейших транспортных и коммуникационных узлов на территории Российской Федерации. С одной стороны, Смоленская область является приграничным регионом, с другой, - расположена вблизи крупнейшей в стране Московской агломерации.
Через территорию региона проходят оживленные участки автомобильных дорог федерального значения: М-1 "Беларусь", Р-120 Орел - Брянск - Смоленск - граница с Республикой Беларусь, А-130 Москва - Малоярославец - Рославль - граница с Республикой Беларусь, а также железнодорожные пути, связывающие Российскую Федерацию с Республикой Беларусь и странами Западной Европы.
Крупнейшими транспортными узлами Смоленской области являются города Смоленск, Вязьма, Рославль, находящиеся на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей и располагающие мощными логистическими комплексами с подъездными путями и сортировочными узлами, что позволяет региону быть крупным многофункциональным промышленным, логистическим и торговым центром на западе России.
Экономика Смоленской области имеет многоотраслевую диверсифицированную структуру. Вместе с тем драйвером экономического развития региона является обрабатывающая промышленность, в структуре которой выделяются наиболее крупные подотрасли: химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования), деревообрабатывающая промышленность (кроме производства мебели). В совокупности данные отрасли формируют более половины объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
В 2021 году валовой региональный продукт (далее - ВРП) Смоленской области составил 421,7 млрд. рублей. При этом более 30 процентов ВРП приходится на отрасли промышленности.
По прогнозной оценке, по итогам 2023 года ВРП региона составит 483,3 млрд. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году составил порядка 94,6 млрд. рублей, индекс физического объема - 128,9 процента. Принципиально важно, что данный результат достигнут в основном за счет частных инвестиций в основной капитал, доля которых в 2023 году составила порядка 90 процентов от общего объема инвестиций по Смоленской области.
Энергосистема Смоленской области, работающая в составе объединенной энергетической системы Центра параллельно с Единой энергетической системой России, представлена:
- филиалом акционерного общества "Концерн Росэнергоатом" "Смоленская атомная станция" (3 000 МВт);
- филиалом "Смоленская ГРЭС" публичного акционерного общества "Юнипро" (630 МВт);
- филиалом акционерного общества "Квадра" - "Смоленская генерация", производственное подразделение "Смоленская ТЭЦ-2" (в настоящее время ведется модернизация турбогенераторов, к декабрю 2024 года установленная мощность ТЭЦ-2 достигнет 295 МВт, а к концу 2025 года - 320 МВт);
- обществом с ограниченной ответственностью "Дорогобужская ТЭЦ" (90 МВт).
Энергосистема Смоленской области является избыточной в части производства электроэнергии. Обладая резервом мощности, энергетический комплекс имеет возможность поставлять излишки электрической энергии на оптовый рынок. Ежегодно энергосистема Смоленской области производит свыше 20 млрд. кВт/ч электроэнергии. До 80 процентов вырабатываемой электроэнергии поставляется за пределы Смоленской области.
Газоснабжение Смоленской области осуществляется по газопроводам-отводам от магистральных газопроводов "Ямал - Европа", "Торжок - Минск - Ивацевичи" и "Торжок - Долина". Редуцирование и подача газа потребителям осуществляются на 28 газораспределительных станциях. В настоящее время запланирована реконструкция трех крупнейших газораспределительных станций - "Жуково", "Сафоново" и "Талашкино". Это позволит увеличить их газопропускную способность и удовлетворить возрастающие потребности промышленности региона. Система газоснабжения региона обеспечивает более чем на 70 процентов уровень газификации, что сопоставимо со среднероссийскими показателями.
Наличие электростанций, обладающих значительным резервом мощности, а также развитая сеть газораспределительных станций и доступность магистральных газопроводов создают возможность реализации на территории Смоленской области крупномасштабных инвестиционных проектов, требующих высокого уровня электро- и газоснабжения.
Смоленская область характеризуется значительной численностью трудоспособного населения, а также высокой долей граждан, имеющих высшее и среднее специальное образование, сопоставимой со среднероссийским уровнем.
Численность рабочей силы Смоленской области, по данным выборочного обследования рабочей силы, проведенного Федеральной службой государственной статистики, в среднем за 2023 год (по оценке) составила 465 тыс. человек, в том числе занятых - 451 тыс. человек, безработных по методологии Международной организации труда - 13,9 тыс. человек.
В структуре занятого населения региона более 29 процентов занятых имеют высшее образование (в среднем по России - 34,8 процента, по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) - 41,5 процента), 50,4 процента - среднее профессиональное образование (в среднем по России - 45,5 процента, по ЦФО - 44,5 процента).
Для Смоленской области характерна повышенная доля занятых в обрабатывающих производствах (18,3 процента) и в сфере торговли (17,7 процента). В структуре занятости в обрабатывающих производствах региона преобладает производство пищевых продуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство готовых металлических изделий, производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство текстильных изделий (доля занятых в данных отраслях - свыше 50 процентов). Незначительно ниже средних значений в ЦФО и в целом по России доля занятых в бюджетной сфере экономики региона - в сферах образования (7,6 процента) и здравоохранения (7,2 процента).
Уровень общей безработицы за 2023 год (по оценке) составил 3 процента (в 2010 - 2022 гг. показатель варьировался в диапазоне 3,5 - 7,7 процента).
Система образования Смоленской области включает 366 организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми, 356 общеобразовательных организаций, 29 профессиональных образовательных организаций и 17 образовательных организаций высшего образования.
В 2023/24 учебном году:
- по образовательным программам среднего профессионального образования обучаются 22 220 человек;
- по образовательным программам высшего образования обучаются 22 422 человека.
В 2023 году 5 010 человек завершили освоение образовательных программ среднего профессионального образования и 4 136 человек завершили освоение образовательных программ высшего образования.
Приоритетные направления Смоленской области
Основу экономического каркаса составляют динамично развивающиеся традиционные отрасли экономики региона, осуществляющие создание и модернизацию производств, расширение линейки выпускаемой продукции, осваивающие новые рынки (приоритетные инвестиционные направления "Химическое производство", "Деревообработка", "Легкая промышленность"), обладающие в силу географического положения привлекательностью для участников внешнеэкономической деятельности (приоритетное инвестиционное направление "Транспорт и логистика").
В число приоритетных направлений инвестиционного развития Смоленской области в перспективе до 2030 года входят отрасли экономики, демонстрирующие высокий рост, активно использующие потенциал импортозамещения, обеспеченные земельными, кадровыми, природными ресурсами, имеющие уникальный рынок сбыта (Московская агломерация), в которых реализуются крупные инвестиционные проекты (такие приоритетные инвестиционные направления, как "Растениеводство", "Пищевая промышленность", "Молочное животноводство и переработка молока", "Тепличное овощеводство и цветоводство закрытого грунта", "Производство строительных материалов").
Экономика будущего представлена отраслью производства резиновых и пластмассовых изделий, использующей и развивающей научный, образовательный, человеческий капитал региона, обеспеченной площадками развития и инфраструктурой индустриальных парков региона (приоритетное инвестиционное направление "Производство резиновых и пластмассовых изделий"), лекарственных препаратов, медицинских изделий, протезов (приоритетное инвестиционное направление "Фармацевтическое производство"); отраслью информационных технологий (приоритетное инвестиционное направление "Информационные технологии"), обеспечивающей значительную добавленную стоимость и налоговые поступления при доступе на экспортные рынки сбыта. Традиционной отраслью экономики региона и в то же время одним из центров генерации, распространения и применения новых знаний, инноваций, высоких технологий является машиностроение (приоритетное инвестиционное направление "Машиностроение").
В настоящее время в Смоленской области реализуются (планируются к реализации) более 50 значимых для региона инвестиционных проектов, большинство из которых относятся к ключевым отраслевым приоритетам, с общим объемом инвестиций более 60 млрд. рублей и социальным эффектом более 5,5 тыс. новых рабочих мест.
Примерами крупнейших реализуемых на территории Смоленской области инвестиционных проектов являются:
- проект по расширению производства напольных покрытий и модернизации производства древесно-стружечных плит. Запланированный объем инвестиций в реализацию проекта составит более 7,5 млрд. рублей. Социальный эффект выразится в создании 29 рабочих мест. Период реализации проекта: 2021 - 2025 годы;
- проект по расширению молочной фермы с 2 400 до 5 800 фуражных коров и строительству площадки по выращиванию молодняка на 5 100 голов. Запланированный объем инвестиций в реализацию проекта составит порядка 3,6 млрд. рублей. Социальный эффект выразится в создании 145 рабочих мест. Период реализации проекта: 2023 - 2026 годы;
- проект по запуску производства рыбных кормов производительностью 100 тыс. тонн в год. Запланированный объем инвестиций в реализацию проекта составит 8,7 млрд. рублей. Социальный эффект выразится в создании 179 рабочих мест. Период реализации проекта: 2022 - 2025 годы;
- проект по строительству гостиничного комплекса. Запланированный объем инвестиций в реализацию проекта составит более 2 млрд. рублей. Социальный эффект выразится в создании 50 рабочих мест. Период реализации проекта: 2022 - 2027 годы;
- проект по расширению площадей для содержания крупного рогатого скота в количестве 2 500 голов. Запланированный объем инвестиций в реализацию проекта составит более 1,3 млрд. рублей. Социальный эффект выразится в создании 57 рабочих мест. Период реализации проекта: 2021 - 2025 годы;
- проект по строительству сельскохозяйственного комплекса по переработке и хранению зерновых культур с организацией мест хранения и ремонта сельскохозяйственной техники. Запланированный объем инвестиций в реализацию проекта составит более 1,2 млрд. рублей. Социальный эффект выразится в создании порядка 60 рабочих мест. Период реализации проекта: 2021 - 2024 годы.
IV. Меры поддержки
В Смоленской области сформирована и функционирует четкая система привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов. Организацией, ответственной за взаимодействие с потенциальными и действующими инвесторами в регионе, определено ООО "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области". Сопровождение инвесторов осуществляется Министерством инвестиционного развития Смоленской области, а также профильными исполнительными органами Смоленской области по отраслевому принципу, что позволяет не только сократить сроки реализации инвестиционных проектов, но и гарантирует наибольший эффект предоставления всех необходимых мер поддержки в зависимости от направления, в котором реализуется проект.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Смоленской области, оказания содействия инвесторам и предпринимателям на территории региона действует система мер государственной поддержки, которая включает в себя государственные индустриальные парки "Феникс", "Сафоново", территорию опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) "Дорогобуж", особую экономическую зону промышленно-производственного типа (далее также - ОЭЗ) "Стабна", порядка 650 инвестиционных площадок типа greenfield и brownfield для реализации инвестиционных проектов, льготы по налогам и субсидии субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности, иные меры финансовой и нефинансовой поддержки.
Индустриальные парки
В регионе сформирована законодательная основа поддержки развития индустриальных парков и бизнеса их резидентов.
В комплекс мероприятий региональной поддержки развития предприятий резидентов индустриальных парков входят:
1) налоговые льготы:
- транспортный, земельный налог и налог на имущество - 0 рублей;
- налог на прибыль - 16,5 процента;
2) финансовые меры поддержки:
- арендная плата за земельный участок на период строительства - 0,01 рубля за 1 га;
- плата за технологическое присоединение к инженерным сетям индустриального парка - в соответствии с действующим законодательством;
- выкупная стоимость земельного участка для резидентов после ввода объекта в эксплуатацию - 25 процентов от кадастровой стоимости за 1 га;
3) предоставление резидентам индустриальных парков и управляющим компаниям государственных индустриальных парков земельного участка в аренду без проведения торгов.
В 2019 году на территории Смоленской области была создана единая управляющая компания по управлению государственными индустриальными парками "Феникс" в г. Смоленске и "Сафоново" в г. Сафоново в лице ООО "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области".
Государственный индустриальный парк "Феникс"
Государственный индустриальный парк "Феникс" расположен на площадке общей площадью 82,5 га в северной части города Смоленска. Диапазон расстояний транспортной доступности указанного государственного индустриального парка составляет:
- до г. Москвы - 382 км;
- до центра г. Смоленска - 8 км;
- до федеральной трассы М-1 "Беларусь" - 3 км;
- до железнодорожной станции "Смоленск" - 6 км;
- до аэропорта Смоленск-Северный - 6 км.
Инженерные мощности государственного индустриального парка "Феникс" составляют:
- электроснабжение - 22,25 МВт;
- газоснабжение - 1 280 м 3/час;
- водоснабжение / водоотведение - 1 500 м 3/сут.
Государственный индустриальный парк "Сафоново"
Государственный индустриальный парк "Сафоново" расположен в южной части города Сафоново Смоленской области на площадке типа greenfield общей площадью 130 га. Основные показатели транспортной доступности указанного государственного индустриального парка:
- до г. Москвы - 300 км;
- до г. Смоленска - 100 км;
- до федеральной трассы М-1 "Беларусь" - 7,5 км;
- до железнодорожной станции "Сафоново" - 8 км;
- до аэропорта Смоленск-Южный - 112 км;
- до г. Калуги - 250 км;
- до г. Твери - 340 км;
- до аэропорта Внуково - 300 км.
Территория государственного индустриального парка "Сафоново" предназначена для размещения предприятий различной производственной направленности (предусмотренные классы опасности: 2 - 5). Важным преимуществом площадки является локализация в непосредственной близости к акционерному обществу "Авангард" - ведущему предприятию России в сфере производства изделий из композиционных материалов.
Вблизи площадки государственного индустриального парка "Сафоново" проходят газовая магистраль, линия электропередачи, сети водоснабжения и канализации. Инженерные мощности государственного индустриального парка "Сафоново" составляют:
- электроснабжение - 26 МВт;
- газоснабжение - 495 м 3/час;
- водоснабжение / водоотведение - 685 м 3/сут.
ТОСЭР "Дорогобуж"
С 2017 года на территории Смоленской области в границах г. Дорогобужа действует ТОСЭР "Дорогобуж" - первая ТОСЭР в ЦФО - это экономическая территория с льготными условиями для ведения бизнеса, упрощенными административными процедурами и другими преференциями.
Основные показатели транспортной доступности ТОСЭР "Дорогобуж":
- до г. Смоленска - 113 км;
- до г. Москвы - 330 км;
- до федеральной трассы М-1 "Беларусь" - 30 км.
В комплекс мероприятий региональной государственной поддержки юридических лиц - резидентов ТОСЭР "Дорогобуж" входят:
1) налоговые льготы и преференции:
- налог на прибыль организаций - 0 процентов в течение 5 налоговых периодов, 13 процентов - в течение следующих 5 налоговых периодов;
- налог на имущество организаций - 0 процентов;
- земельный налог - 0 процентов;
2) финансовая мера поддержки - установление минимальной ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для реализации инвестиционных проектов в аренду без проведения торгов, 0,01 процента от кадастровой стоимости;
3) особый административный режим:
- режим одного окна;
- право выкупа земли;
- гарантия стабильности инвестиционных условий.
ОЭЗ "Стабна"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2021 N 1617 "О создании на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа" на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области создана ОЭЗ "Стабна".
Развитие ОЭЗ "Стабна" в части привлечения резидентов планируется в следующих направлениях:
- химическое производство (производство этилена, передел метанола, в частности в формальдегиды и эпоксидные смолы);
- лесопереработка (производства мебельной и лесохимической отрасли);
- фармацевтическое производство (производство лекарств и лекарственных форм на основе возможной синергии с размещенными химическими и лесохимическими предприятиями ОЭЗ "Стабна").
На территории ОЭЗ "Стабна" предоставляются следующие льготы:
1) режим свободной таможенной зоны - 0 процентов налог на добавленную стоимость (импортная пошлина);
2) налоговые и финансовые льготы:
- ускоренная амортизация с коэффициентом 2;
- ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- региональные и федеральные меры поддержки, включая меры поддержки экспортной деятельности;
3) налоговые условия:
- налог на имущество - 0 процентов (10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет имущества);
- земельный налог - 0 процентов (5 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок);
- налог на прибыль (с учетом федерального налога) - 2 процента первые 7 лет, 7 процентов следующие 3 года, 15,5 процента до 2070 года;
4) особый административный режим:
- режим одного окна;
- право выкупа земли;
- гарантия стабильности инвестиционных условий.
Инвестиционные площадки Смоленской области
Одним из инструментов инвестиционной политики в регионе является выявление, формирование и продвижение муниципальными образованиями Смоленской области инвестиционных площадок, предоставляемых для реализации инвестиционных проектов. Для эффективного использования существующего массива инвестиционных площадок регионом разработана инвестиционная карта Смоленской области, на которой размещена информация о более чем 650 инвестиционных площадках. Общая площадь инвестиционных площадок превышает 29 тыс. гектаров (из них на земли сельскохозяйственного назначения приходится 27 тыс. гектаров, на земли промышленного назначения - порядка 290 гектаров).
В среднем на территории каждого муниципального образования Смоленской области расположено порядка 24 инвестиционных площадок типов greenfield и brownfield различного назначения: для организации промышленной деятельности, сельскохозяйственного производства (в том числе организации личного подсобного хозяйства), жилой застройки или размещения объектов культуры, туризма, деловых и (или) спортивно-оздоровительных центров.
Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности
1. Льготы по налогу на имущество организаций предоставляются инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Смоленской области, согласно областному закону "О льготе по налогу на имущество организаций при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Смоленской области".
Инвесторы освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части созданного (построенного), приобретенного недвижимого имущества (за исключением жилых помещений).
Суммарная первоначальная стоимость недвижимого имущества и период предоставления налоговых льгот составляют:
- от 50 до 300 млн. рублей - 3 последовательных налоговых периода;
- от 300 до 1 000 млн. рублей - 5 последовательных налоговых периодов;
- от 1 000 до 3 000 млн. рублей - 7 последовательных налоговых периодов;
- свыше 3 000 млн. рублей - 10 последовательных налоговых периодов.
2. Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций регламентирован областным законом "Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций на территории Смоленской области" и предоставляется налогоплательщикам в отдельных отраслях промышленности, здравоохранения, образования, культуры и спорта, связи, резидентам государственных индустриальных парков Смоленской области, субъектам малого и среднего предпринимательства (далее также - субъекты МСП), заключившим с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соглашения о реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности в качестве производителя регионального значения.
Инвестиционный налоговый вычет позволяет уменьшить сумму налога на прибыль организаций, зачисляемую в бюджет субъекта Российской Федерации, на часть расходов на приобретение, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств.
При уменьшении налога на прибыль организаций с учетом инвестиционного налогового вычета минимальный налог, который должен быть уплачен в областной бюджет, составляет 5 процентов от налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Также до 0 процентов может быть снижена ставка налога на прибыль организаций, зачисляемая в федеральный бюджет.
3. Присвоение статуса регионального инвестиционного проекта устанавливается областным законом "О регулировании отдельных вопросов реализации региональных инвестиционных проектов на территории Смоленской области".
Статус участника регионального инвестиционного проекта позволяет организациям, реализующим инвестиционные проекты, применять пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащую уплате в областной бюджет, в размере 10 процентов (вместо 17 процентов), подлежащую уплате в федеральный бюджет, - в размере 0 процентов (вместо 3 процентов) в течение от 3 до 5 лет в зависимости от объема капитальных вложений.
4. Стабилизация условий реализации инвестиционных проектов осуществляется путем заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений в рамках Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" и областного закона "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере защиты и поощрения капиталовложений".
Указанные соглашения гарантируют неизменность широкого круга законодательных актов в сфере таможенного, земельного, градостроительного, налогового законодательства на период от 3 до 20 лет в зависимости от объема капиталовложений для недопущения ухудшения условий ведения предпринимательской и иной деятельности.
5. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, юридическому лицу в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта в сфере промышленности, сельского хозяйства, туризма и ряда иных сфер на основании критериев, установленных областным законом "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабный инвестиционный проект, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов".
6. Специальный инвестиционный контракт - соглашение между инвестором и государством, в рамках которого инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект с целью внедрения или разработки и внедрения современной технологии, позволяющей производить конкурентоспособную на мировом уровне промышленную продукцию в России. В свою очередь государство обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
Форма поддержки:
- стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора;
- налоговые льготы;
- получение статуса "Made in Russia" на продукцию с отлагательным условием по локализации;
- возможность получения статуса единственного поставщика по государственным закупкам;
- возможность создания субъектами Российской Федерации объектов инфраструктуры, особые условия аренды земельных участков.
Размер инвестиций и сроки поддержки:
- до 15 лет при инвестициях до 50 млрд. рублей включительно;
- до 20 лет при инвестициях более 50 млрд. рублей.
Требования к минимальному объему инвестиций не установлены.
Финансовые меры поддержки субъектов МСП
1. Предоставление субсидий субъектам МСП, заключившим договор (договоры) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), на возмещение части затрат на уплату первого взноса (аванса).
2. Предоставление субъектам МСП субсидий на возмещение части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.
3. Предоставление грантов субъектам МСП, являющимся социальными предприятиями, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно.
4. Предоставление субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на предоставление грантов субъектам малого и среднего предпринимательства.
Микрокредитная компания "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства"
Микрокредитная компания "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства" (далее - МКК "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства") имеет статус микрофинансовой организации, которая совмещает функции гарантийного фонда и регионального фонда развития промышленности, является организацией инфраструктуры, оказывающей финансовую поддержку субъектам МСП в Смоленской области.
Гарантийный фонд - поручительство в сумме до 25 млн. рублей по обязательствам перед банками и финансовыми организациями:
- вознаграждение за предоставление поручительства - от 0,75 до 1,25 процента годовых;
- размер поручительства - до 50 процентов от суммы кредита, банковской гарантии;
- поручительство предоставляется в срок до 5 рабочих дней.
МКК "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства", выполняя функции регионального фонда развития промышленности на территории Смоленской области, предлагает льготные условия финансирования для предприятий, осуществляющих деятельность и (или) реализующих проекты в сфере промышленности на территории Смоленской области.
Совместно федеральный и региональный фонды развития промышленности предоставляют займы в соотношении 70 процентов (федеральные средства) на 30 процентов (средства регионов) в рамках программы льготного финансирования "Проекты развития".
Финансирование предусмотрено для проектов, реализуемых по приоритетным направлениям российской промышленности, направленных на производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом.
Основные условия предоставления займов:
- сумма займа - 20 - 100 млн. рублей;
- срок займа - до 5 лет;
- процентная ставка - до 3 процентов годовых;
- целевой объем продаж новой продукции - не менее 50 процентов от суммы займа в год начиная со второго года серийного производства.
Региональные займы, предоставляемые МКК "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства":
- в рамках программы "Общая программа поддержки промышленности":
- сумма займа - до 25 млн. рублей;
- срок займа - до 5 лет;
- процентная ставка - 5 процентов годовых;
- цели финансирования - текущие и инвестиционные;
- в рамках программы "Инвестиционные проекты":
- сумма займа - до 50 млн. рублей;
- срок займа - до 5 лет;
- процентная ставка - от 1 до 3 процентов годовых при банковской гарантии;
- цели финансирования - инвестиционные.
Более подробная информация о программах МКК "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства" и условиях получения поддержки размещена на официальном сайте МКК "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства" по адресу: https://www.sofpmp.ru.
Региональная инфраструктура поддержки субъектов МСП
На территории Смоленской области в целях формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, поддержки и развития предпринимательства создана вся необходимая инфраструктура поддержки, которая представлена услугами:
- автономной некоммерческой организации "Центр поддержки предпринимательства Смоленской области" (предоставление бесплатной информационной, консультационной и образовательной поддержки для субъектов МСП Смоленской области, а также физических лиц - потенциальных предпринимателей и самозанятых граждан по вопросам юридического и бухгалтерского сопровождения, участия в государственных закупках, работе на электронных торговых площадках, сертификации товаров, работ, услуг);
- автономной некоммерческой организации "Центр поддержки экспорта Смоленской области" (вовлечение субъектов МСП Смоленской области в экспортную деятельность, стимулирование действующих экспортеров, содействие выходу смоленских экспортеров из числа субъектов МСП на иностранные рынки товаров, услуг и технологий, повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортно ориентированных предприятий Смоленской области);
- МКК "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства" (прямая финансовая поддержка (предоставление микрозаймов и поручительств) предприятиям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Смоленской области);
- автономной некоммерческой организации "Центр сельскохозяйственного консультирования Смоленской области" (оказание комплекса информационно-консультационных услуг для лиц, ведущих или планирующих ведение сельскохозяйственной деятельности, государственная поддержка, организация обучения по вопросам сельскохозяйственного направления, бухгалтерское, юридическое сопровождение, бизнес-планирование, помощь в организации сбыта продукции).
Также содействие в реализации инвестиционных проектов, а также различного рода проектов субъектов МСП осуществляется:
- ООО "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области" (повышение инвестиционной привлекательности Смоленской области, привлечение инвестиций и реализация инвестиционных проектов на территории региона, формирование инвестиционных площадок для инвесторов);
- Региональным центром компетенций в сфере производительности труда (повышение производительности труда, оптимизация производственных процессов и внедрение концепции бережливого производства на предприятиях. Эксперты указанного Регионального центра на безвозмездной основе оказывают помощь предприятиям-участникам в выявлении резерва роста производительности труда, снижении уровня потерь, обучении команды предприятия методам повышения производительности труда для дальнейшей непрерывной оптимизации производственных процессов).
V. Инвестиционные обязательства Смоленской области
Общими принципами государственной поддержки инвестиционной деятельности в Смоленской области являются:
- сбалансированность государственных и частных интересов;
- унифицированность публичных процедур;
- эффективность использования средств областного бюджета;
- экономическая обоснованность капитальных вложений;
- законность, объективность и неизменность принимаемых решений;
- открытость и доступность для всех субъектов инвестиционной деятельности информации о государственной поддержке инвестиционной деятельности;
- равноправие субъектов инвестиционной деятельности, претендующих на государственную поддержку;
- осуществление режима наибольшего благоприятствования.
Правительство Смоленской области гарантирует стабильность прав и защиту интересов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, в том числе:
- неухудшение условий реализации инвестиционных проектов на территории Смоленской области;
- соблюдение алгоритмов действий инвестора в рамках Свода инвестиционных правил, разработанных в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")" (далее - приказ Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591);
- оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Смоленской области, в досудебном порядке;
- общедоступность для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну;
- неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Смоленской области.
Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов на территории Смоленской области
Правительство Смоленской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Смоленской области содействует реализации инвестиционной политики, включая вопросы защиты инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе путем:
- равного отношения ко всем субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности;
- участия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессах принятия решений, подготовки проектов нормативных правовых актов Смоленской области, затрагивающих их интересы, и оценки их реализации;
- доступа к публичной информации исполнительных органов Смоленской области;
- отсутствия ограничений в реализации инвестиционных проектов в рамках действующего законодательства;
- защиты капитальных вложений;
- невмешательства государственных органов и должностных лиц в заключение инвестором договоров (контрактов), выбор контрагентов.
Соблюдение алгоритмов действий инвестора в рамках Свода инвестиционных правил, разработанных в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591
Ответственность за соблюдение алгоритмов действий инвестора в рамках Свода инвестиционных правил, разработанных в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591, возложена на:
1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области в части соблюдения:
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (малый и средний бизнес - до 150 кВт);
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям (средний и крупный бизнес - свыше 150 кВт);
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения;
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к сетям теплоснабжения;
- алгоритма действий инвестора по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования.
2. Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области в части соблюдения:
- алгоритма действий инвестора для получения земельного участка (на торгах);
- алгоритма действий инвестора для получения земельного участка в аренду (без торгов).
3. Министерство архитектуры и строительства Смоленской области в части соблюдения:
- алгоритма действий инвестора для получения разрешения на строительство;
- алгоритма действий инвестора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
4. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области в части соблюдения алгоритма действий инвестора по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре.
5. Министерство инвестиционного развития Смоленской области во взаимодействии с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (по согласованию) в части соблюдения алгоритма действий инвестора по процедурам оформления прав собственности.
Нарушение процедур и сроков, установленных в алгоритмах действий инвестора в рамках Свода инвестиционных правил, разработанных в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591, является основанием для обращения инвестора в Инвестиционный комитет Смоленской области.
Оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Смоленской области, в досудебном порядке
Обязательным условием досудебного урегулирования споров и разногласий, возникающих при реализации инвестиционных проектов, выступает проведение переговоров и консультаций.
Возникающие противоречия по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Смоленской области решаются в индивидуальном порядке.
Регулирование споров осуществляется посредством рассмотрения вопроса коллегиальными органами.
В соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 28.04.2022 N 566-р/адм "О создании Инвестиционного комитета Смоленской области" в регионе функционирует Инвестиционный комитет Смоленской области. Инвестиционный комитет Смоленской области образован в целях формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов инвесторов, а также в целях оказания содействия в урегулировании вопросов, возникающих у инвесторов при реализации проектов в ходе взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, ресурсоснабжающими и территориальными сетевыми организациями, а также иными организациями.
Министерство инвестиционного развития Смоленской области является ответственным исполнительным органом Смоленской области за прием и рассмотрение обращений, направленных в Инвестиционный комитет Смоленской области.
Подать обращение для рассмотрения на заседании Инвестиционного комитета Смоленской области можно на электронную почту Министерства инвестиционного развития Смоленской области: dep@smolinvest.com.
Общедоступность для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области
Информация о действующих на территории Смоленской области мерах государственной поддержки является открытой и доступной для всех субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и на постоянной основе размещается на официальном Инвестиционном портале Смоленской области (https://smolinvest.ru), а также на официальном сайте центра "Мой бизнес" (https://www.cpp67.ru).
Исключением является информация, составляющая в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Смоленской области
На территории Смоленской области инвесторам гарантируется соблюдение условий предоставления мер поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Смоленской области.
VI. Инвестиционная команда Смоленской области
Инвестиционная политика региона реализуется инвестиционной командой, в состав которой входят:
- Губернатор Смоленской области;
- заместитель председателя Правительства Смоленской области, координирующий сферу инвестиционной деятельности;
- министр инвестиционного развития Смоленской области;
- министр промышленности и торговли Смоленской области;
- генеральный директор ООО "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области";
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Смоленской области.
Также в работе инвестиционной команды принимают участие представители бизнеса, регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Смоленского регионального объединения работодателей "Научно-промышленный союз", Союза "Торгово-промышленная палата Смоленской области", Смоленского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", представители органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства в Смоленской области, а также иных общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества в Смоленской области, финансово-кредитных организаций.
Инвестиционная команда Смоленской области формируется с учетом положений Устава Смоленской области, Указа Губернатора Смоленской области от 10.10.2023 N 4 "Об утверждении Регламента Правительства Смоленской области", распоряжения Губернатора Смоленской области от 10.10.2023 N 48-р "О распределении обязанностей между первым заместителем председателя Правительства Смоленской области и заместителями председателя Правительства Смоленской области".
Члены инвестиционной команды Смоленской области осуществляют взаимодействие с инвесторами в рамках имеющихся у них полномочий в соответствии с областным законодательством.
Полномочия членов инвестиционной команды Смоленской области в части взаимодействия с инвесторами:
1) Губернатор Смоленской области - определение основных направлений деятельности Правительства Смоленской области и исполнительных органов Смоленской области в экономической и инвестиционной сфере;
2) заместитель председателя Правительства Смоленской области, координирующий сферу инвестиционной деятельности:
- координация реализации политики в сфере инвестиционной деятельности, развития предпринимательства;
- определение стратегически приоритетных направлений инвестиционного развития Смоленской области;
- координация деятельности исполнительных органов Смоленской области при реализации инвестиционных проектов;
3) министр инвестиционного развития Смоленской области:
- формирование предложений по стратегически приоритетным направлениям инвестиционного развития Смоленской области;
- создание и актуализация перечня инвестиционных площадок;
- организация проектной работы совместно с федеральными, региональными и муниципальными органами власти;
- содействие инвесторам в решении инфраструктурных, земельных, имущественных вопросов;
- обеспечение деятельности Инвестиционного комитета Смоленской области;
- организация работы с обращениями, поступившими в Инвестиционный комитет Смоленской области;
- осуществление мониторинга внедрения алгоритмов действий инвестора в рамках Свода инвестиционных правил, разработанных в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591;
4) министр промышленности и торговли Смоленской области:
- осуществление взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации по ведению реестра резидентов территорий опережающего развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов);
- заключение соглашений об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР "Дорогобуж";
- заключение соглашений об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Стабна", созданной на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области;
- заключение соглашений о ведении хозяйственной деятельности на территории областных государственных индустриальных парков;
5) генеральный директор ООО "Корпорация инвестиционного развития Смоленской области":
- обеспечение взаимодействия с инвесторами в режиме одного окна;
- формирование инвестиционных площадок для дальнейшего предоставления их потенциальным инвесторам;
- содействие в реализации инвестиционных проектов на территории Смоленской области, в том числе инициирование формирования проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов под ключ;
- содействие в предоставлении инвесторам участков с подготовленной инфраструктурой или без таковой для реализации инвестиционных проектов на территории Смоленской области;
- обеспечение взаимодействия с кредитными организациями, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории Смоленской области;
- продвижение инвестиционных возможностей и проектов Смоленской области в России и за рубежом (в том числе через конференции, выставки, форумы);
- развитие инфраструктуры промышленных зон, индустриальных парков, ТОСЭР "Дорогобуж";
- обеспечение достоверности и своевременной актуализации сведений, размещенных на инвестиционной карте Смоленской области;
6) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Смоленской области - защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
7) представители органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области:
- качественное формирование инвестиционных площадок;
- оперативное решение вопросов имущественного характера в части, касающейся вопросов местного значения;
- повышение качества и доступности муниципальных услуг;
8) представители бизнес-объединений Смоленской области - защита прав и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности;
9) организации инфраструктуры поддержки предпринимательства в Смоленской области - оказание финансовой и нефинансовой поддержки субъектам предпринимательской деятельности, в том числе компаниям-инвесторам;
10) финансово-кредитные организации Смоленской области - оказание финансовых услуг субъектам предпринимательской деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Смоленской области от 17 июня 2024 г. N 932-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Смоленской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.