Заключение Общественной палаты Российской Федерации
по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации (далее - Общественная палата) проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - проект федерального закона, законопроект).
Заключение Общественной палаты подготовлено на основании мнений, выводов, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, представителей научного, профессионального и экспертного сообществ.
Проект федерального закона внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) Правительством Российской Федерации 3 июня 2024 года (https://sozd.duma.gov.ru/bill/639663-8).
Законопроект направлен на реализацию поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается комплексное системное совершенствование параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных и личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.
Положения законопроекта предусматривают изменения в порядке налогообложения доходов физических лиц (далее - НДФЛ), за исключением доходов участников специальной военной операции (далее - СВО); расширение перечня подакцизных товаров; изменение общей налоговой ставки по налогу на прибыль организаций; установление федерального инвестиционного налогового вычета; увеличение уровня изъятия рентных доходов для отраслей с высокой доходностью; расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципалитетов по установлению налоговых ставок.
Кроме того, в законопроекте предлагается внедрение механизма поэтапного перехода налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), на общий режим налогообложения; условия для применения отдельными плательщиками страховых взносов единого пониженного тарифа таких взносов, а также порядок проведения прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов (амнистии), не уплаченных в результате дробления бизнеса налогоплательщиков.
Общественная палата считает целесообразным в первую очередь отметить широкое участие гражданского общества при проработке рассматриваемой законодательной инициативы. Повышенный общественный интерес к законопроекту свидетельствует об особой социальной значимости комплексных изменений в сфере налогового законодательства.
Так, до проведения общественной экспертизы законопроекта 20 мая 2024 года на заседании экспертного совета Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам прошли обсуждения предложений Правительства Российской Федерации по совершенствованию налогового законодательства 1. Совместно с представителями законодательной и исполнительной власти в дискуссии приняли активное участие представители Общественной палаты, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", а также профильные эксперты.
Позднее при участии представителей всех 89 регионов (очно и в режиме видео-конференц-связи), Общественной палаты, общественных и деловых объединений, экспертного и научного сообществ - всего более 700 человек - указанные вопросы обсуждались в Государственной Думе в ходе парламентских слушаний 2.
Обозначая позицию общества в отношении развития налоговой системы, заместитель секретаря Общественной палаты Александр Сергеевич Галушка 3 сообщил, что по итогам многочисленных публичных консультаций, общественных слушаний, работы по формулированию и поддержке гражданских инициатив, общественного контроля и ежедневной работы с гражданами были выявлены следующие ключевые позиции, в частности:
- принцип справедливости, который направлен на сокращение как социально-имущественного неравенства среди людей, так и неравенства, которое есть сегодня среди субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- подчиненность налоговой системы интересам демографического развития, то есть удовлетворять высшему национальному приоритету - стимулировать рождаемость, поддерживать многодетные семьи, обеспечивать необходимые налоговые вычеты, давать "налоговый кешбэк";
- рост российской экономики, в частности, за счет стимулирующей функции налогов, ее дальнейшее развитие, совершенствование, углубление.
Вкладываться в Россию - в исследования и разработки, новые технологии, производства и рабочие места - должно быть выгодно. Более того, инвестирование должно быть выгоднее, чем выводить средства в офшоры или вкладывать их в очередной предмет роскоши.
- социальная направленность дополнительных доходов в бюджет. Это, прежде всего, поддержка семей с точки зрения выплат материнского капитала, пособий, возможностей сочетать материнство и современную эффективную занятость. Это реализация национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития 4. Приоритеты, на которые будут направлены доходы, должны быть понятны каждому человеку - это жилье, образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры.
Таким образом, основные положения проекта федерального закона выработаны в ходе широкой общественной дискуссии, в связи с чем можно говорить об их соответствии ожиданиям подавляющего большинства населения.
Председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик, председатель правления фонда "Круг добра" Александр Евгеньевич Ткаченко 5 подчеркнул, что сбалансированная налоговая система, новый подход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц могут обеспечить дополнительные ресурсы для решения конкретных задач социальной политики. Опыт фонда "Круг добра", который поддерживает детей с редкими заболеваниями, представляется исключительно позитивным. В свое время состоятельные граждане отнеслись" с пониманием и солидарностью к повышению на 2% ставки налога на доходы свыше 5 млн рублей в год 6, и на эти деньги фонд уже помог 25 тысячам детей с тяжелыми и редкими заболеваниями - как самой уязвимой группе больных детей.
Фонд обеспечивает их необходимым, но крайне дорогостоящим лечением - передовыми лекарствами и медицинскими изделиями, иначе для многих из этих детей дорогая и сложная терапия могла оказаться недоступной.
По итогам парламентских слушаний были подготовлены рекомендации 7, на которые опирались авторы рассматриваемого законопроекта при его разработке.
Общественная палата поддерживает положения проекта федерального закона, подчеркивает, что предлагаемые новеллы ориентированы на граждан и направлены на развитие регионов России. Одновременно участники общественной экспертизы считают важным обратить внимание на нижеследующие ключевые новации.
1. Согласно проектируемым изменениям в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) "Налог на доходы физических лиц" 8, предусматривается следующее.
1.1. Предполагается изменение ставок НДФЛ в следующем порядке 9:
- 13%- если доходы физического лица равны или менее 2,4 млн рублей в год;
- 15% - если доходы физического лица превышают 2,4, но не более 5 млн рублей в год;
18% - если доходы физического лица превышают 5, но не более 20 млн рублей в год;
- 20% - если доходы физического лица превышают 20, но не более 50 млн рублей в год;
- 22% - если доходы физического лица превышают 50 млн рублей в год.
При этом налог при применении приведенных ставок исчисляется не от всей суммы дохода, а только от превышения над соответствующим пороговым уровнем.
Следует отметить, что прогрессивная шкала налогообложения действует в большинстве стран мира. Например, в Белоруссии НДФЛ в зависимости от доходов составляет от 13 до 25%. В Турции, Казахстане, Азербайджане ставка колеблется до 10 до 30%, в Китае для сверхбогатых людей ставка может достигать 45%. По мнению экспертов, такой подход позволяет обеспечить социальную справедливость в экономике страны.
С другой стороны, эксперты предложили рассмотреть возможность учета особенности труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где заработная плата рассчитывается с учетом так называемой северной надбавки и районных коэффициентов 10.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, государством гарантируются гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях 11. Увеличенный уровень доходов лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, фактически уравнивает уровень жизни населения средней полосы России с уровнем жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При установлении порога налоговой базы в 2,4 млн рублей для применения повышенной ставки НДФЛ в 15% существуют риски снижения реальной заработной платы высококвалифицированных работников (медицина, добывающие отрасли, образование, строительство и другие) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что нивелирует установленные государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с этим предлагается рассмотреть возможность определения размера налогооблагаемой базы для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом установленных районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Указанное, по мнению экспертов, позволит сохранить заданный уровень жизни для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не допустить оттока квалифицированных кадров с данных территорий Российской Федерации.
1.2. Согласно подпункту "г" пункта 23 законопроекта, налогообложение доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, остается неизменным.
По мнению участников общественной экспертизы, данное решение можно расценивать как проявление социальной справедливости в отношении лиц, которые, рискуя собственными жизнями, обеспечивают безопасность и будущее страны.
1.3. В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 статьи 2 законопроекта предполагается применение новых ставок НДФЛ к чистому финансовому результату от продажи недвижимости.
При этом участники общественной экспертизы обратили внимание, что авторами законодательной инициативы учтены интересы граждан и приведенные изменения не коснутся лиц, которые получили доход менее 2,4 млн рублей. Льгота в виде освобождения от налога доходов от продажи имущества физического лица при соблюдении минимальных сроков владения (5 лет) сохранится вне зависимости от размеров доходов налогоплательщика 12.
1.4. Наряду с изложенным в пункте 28 статьи 2 законопроекта предусмотрено установление налогового вычета для лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне", соответствующие их возрастной группе, и награжденных знаком отличия, а также для лиц, подтвердивших приведенные знаки, при условии прохождения диспансеризации.
Представляется, что данные меры будут стимулировать людей следить за своим здоровьем, что также можно считать реализацией принципа справедливости. Лица, которые следят и заботятся о своем здоровье, экономят средства государства, направляемые в систему здравоохранения. Государство же, стимулируя и поощряя таких граждан, получает возможность перераспределить средства, предоставляя медицинскую помощь лицам, которые нуждаются в особом уходе или сложном лечении.
1.5. Согласно проектируемому подпункту 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ, предусматривается двукратное увеличение налогового вычета на второго, третьего и каждого последующего ребенка.
В связи с этим также важно обратить внимание, что в Государственную Думу внесен корреспондирующий законопроект N 638814-8 "О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей" (об установлении семейной налоговой выплаты) 13, положениями которого предусматривается возврат 7% уплаченного подоходного налога для малоимущих семей с двумя и более детьми, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Российской Федерации, доходы которых не превышают 1,5 размера прожиточного минимума.
По мнению участников общественной экспертизы, указанные изменения позволят снизить налоговое бремя в отношении нуждающихся в поддержке налогоплательщиков, к которым относятся семьи с детьми. Так, родители в семьях с двумя и более детьми будут платить НДФЛ в размере 6% вместо 13%, как это установлено действующим законодательством. Фактически для семей с невысокими доходами такие дополнительные выплаты сравнимы с выплатой "тринадцатой зарплаты" от государства.
Таким образом, можно предположить, что бенефициарами донастройки налоговой системы будут выступать, прежде всего, семьи с детьми, что в полном объеме соответствует мерам, направленным на решение важнейшей задачи, стоящей перед государством, - обеспечение демографического роста.
Участники общественной экспертизы выразили уверенность, что прогрессивная шкала налогообложения будет способствовать Снижению неравенства и перераспределению доходов. Такое налогообложение - один из механизмов социального государства, направленный на то, чтобы граждане с более высокими доходами могли делиться через систему распределения с теми, у кого доходы значительно ниже.
В то же время эксперты предлагают наряду с увеличением налогового вычета на второго, третьего и каждого последующего ребенка проработать также вопрос о пропорциональной индексации иных социальных налоговых вычетов 14 (обучение, имущественный вычет, медицинские услуги и т.д.), что будет отвечать принципу справедливости, так как с учетом инфляции в последнее время наблюдается рост цен на недвижимость, оказываемые медицинские услуги, другие товары и услуги, а также на обучение.
2. С учетом приведенных выше изменений в действующее законодательство Российской Федерации участники общественной экспертизы обратили внимание, что, согласно статьям 56 и 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 85% НДФЛ поступают в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Кроме того, положениями законопроекта предусматривается предоставление права законодательным органам субъектов Российской Федерации увеличивать с 0,7 до 1 понижающий коэффициент, применяемый в целях определения подлежащих налогообложению доходов от продажи недвижимого имущества 15.
Также в законопроекте предполагается повышение размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений сделок с "дорогой" недвижимостью (подпункт "б" пункта 45 статьи 2 законопроекта) 16.
Одновременно с изложенным важно отметить, что, согласно проекту федерального закона N 639656-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" 17 (внесенному одновременно с рассматриваемым законопроектом), в 3024 году предусматривается списание двух третей задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.
Подпунктом "в" пункта 9 статьи 2 законопроекта предлагается признавать подакцизным товаром в том числе природный газ для производства аммиака. Авторами законопроекта отмечается, что данная мера направлена на более справедливое распределение природной ренты между бизнесом и государством.
Согласно корреспондирующему законопроекту о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, для дохода, поступившего с акциза на природный газ, полученный для производства аммиака, предлагается 18 предусмотреть норматив его распределения в бюджетной системе по аналогии с нормативом, установленным для распределения налога на добычу полезных ископаемых на калийные соли, железную руду, апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды. В настоящее время норматив распределения по указанным видам налога на добычу полезных ископаемых составляет 83% в федеральный бюджет и 17% в бюджеты субъектов Российской Федерации. В целях компенсации возможных выпадающих доходов регионов по налогу на прибыль организаций норматив зачислений в федеральный и бюджеты субъектов Российской Федерации предлагается оставить без изменений.
Рассматривая приведенные новеллы, участники общественной экспертизы оценили их как конкретные, сбалансированные, справедливые меры, направленные на обеспечение социально-экономического благополучия субъектов Российской Федерации и равномерное распределение налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы. Регионы будут освобождены от бремени долгов, а бюджеты пополнятся дополнительными доходами, что, в свою очередь, позволит обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, сокращения неравенства, создания комфортных условий жизнедеятельности граждан, благополучия людей и реализаций проектов развития.
3. Рассматривая положения законопроекта, предусматривающие изменения в области экономики, участники общественной экспертизы обратили внимание на нижеследующие аспекты.
3.1. Согласно положениям законопроекта, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в случае если сумма дохода не превысила 60 млн рублей.
В случае превышения суммы дохода в 60 млн рублей предприниматели смогут и далее применять УСН, но будут обязаны платить НДС на выбор по общей ставке 20% с правом на вычеты или по ставкам 5-7% без права на вычеты, в зависимости от доходов.
Кроме того, в рамках применения УСН предполагается повысить пороги по доходам до 450 млн рублей и основным средствам до 200 млн рублей.
Участники общественной экспертизы приветствуют отсутствие в законопроекте положений, предусматривающих повышение ставок НДС. По мнению экспертов, такое повышение на практике в большей степени перекладывается на потребителя и негативно сказывается на показателях инфляции и обеспеченности граждан с низкими доходами.
Приведенные нововведения представляются обоснованными с точки зрения дальнейшего развития малого бизнеса: поэтапное увеличение порога применения
УСН с одновременной уплатой НДС исходя из диапазонов позволив малому бизнесу плавно встраиваться в общую систему налогообложения.
При этом, по оценкам экспертов, выручку до 60 млн рублей имеют Примерно 97% предпринимателей, применяющих УСН 19.
В целом приведенные правовые новеллы, по мнению участников общественной экспертизы, направлены на формирование механизма плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, что соответствует ожиданиям предпринимательского сообщества.
3.2. В предложенных правовых новеллах предусматривается также стимулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях за счет снижения страховых взносов. Так, авторы законопроекта указывают, что для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства 20, которые осуществляют свою деятельность по основному виду экономической деятельности, включенному в раздел "Обрабатывающие производства" 21, за исключением деятельности по производству напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургическому производству, предлагается установить начиная с 2025 года единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%, который будет применяться в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода 22.
Указанные нововведения участникам общественной экспертизы представляются обоснованными и своевременными, учитывая необходимость стимулирования развития производственного сектора экономики, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. По их мнению, понижение тарифных страховых взносов до уровня 7,6% для предприятий, занятых в обрабатывающих отраслях, создаст более благоприятные условия для их функционирования и роста.
Вместе с тем участники общественной экспертизы обратили внимание на целесообразность продления аналогичных мер и в отношении благотворительных некоммерческих организаций, которые в настоящее время используют такой пониженный тариф (7,6%), но лишатся этой возможности с 1 января 2025 года 23.
3.3. Также законопроектом устанавливается порядок проведения прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов (амнистии), не уплаченных в результате дробления бизнеса налогоплательщиков при добровольном отказе такими лицами от дробления бизнеса.
Так, авторы законопроекта указывают, что, в случае если обязанность по уплате перечисленных налогов возникла за налоговые периоды 2022 - 2024 годов в результате дробления бизнеса налогоплательщиков, она может быть прекращена при добровольном отказе такими лицами от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов при соблюдении условий, предусмотренных законопроектом 24.
Участники общественной экспертизы отметили, что данная мера является важным шагом на пути к упорядочению предпринимательской деятельности.
Амнистия по налоговым обязательствам будет способствовать выводу бизнеса из теневого сектора, предоставляя предпринимателям возможность осуществлять предпринимательскую деятельность без риска финансовых санкций за прошлые нарушения.
Также подчеркнуто, что добровольный отказ от дробления бизнеса в сочетании с амнистией будет способствовать созданию более справедливых и конкурентных условий на рынке, что, в свою очередь, может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет в долгосрочной перспективе, так как бизнес, работающий в легальном поле, вносит более значительный вклад в экономику страны.
3.4. Участники общественной экспертизы едины во мнении о правильности концепции, согласно которой в предложенном законопроекте отсутствует изменение налоговой ставки для граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по налогу на профессиональный доход. Таким образом, его размер составляет 4-6%, а предельный размер доходов - 2,4 млн рублей в год. В действующем законодательстве Российской Федерации 25 установлено, что увеличение налоговых ставок или уменьшение предельного размера доходов не допускается в течение десяти лет проведения эксперимента по установлению специального налогового режима. Таким образом, авторами законодательной инициативы в рассматриваемом законопроекте выполняется данное обязательство.
В ходе общественной экспертизы отмечается, что данное решение способствует поддержанию стабильности налоговой системы и предсказуемости финансовых условий для самозанятых граждан.
3.5. Согласно пункту 1.15 статьи 284 НК РФ в действующей редакции, для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу в размере 0% в 2022 - 2024 годах. При этом с 2025 года ставка по налогу должна составить 20%.
В подпункте "г" пункта 41 статьи 2 законопроекта предлагается установить для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, налоговую ставку по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 5% на 2025 - 2027 годы.
В целом приведенные изменения в ходе общественной экспертизы были оценены как продолжение политики поддержки со стороны государства ИТ-компаний в России.
3.6. В законопроекте также предусматривается увеличение общей Залоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 25% 26, вместе с тем сохраняются действующие преференциальные механизмы, в том числе механизмы для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов, а также механизм инвестиционного налогового вычета, и отменяется ограничение по сроку их действия 27.
Кроме того, авторами законопроекта предлагается введение нового налогового инвестиционного инструмента в виде федерального инвестиционного налогового вычета 28, позволяющего уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на капитальные расходы, произведенные в рамках инвестиционных проектов, порядок и требования к которым будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Действующим законодательством о налогах и сборах налоговая ставка устанавливается в размере 20% 29, вместе с тем авторы законопроекта указывают, что увеличение общей налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 25% позволит отказаться от взимания "курсовых" экспортных пошлин 30, а введение нового налогового инвестиционного инструмента позволит стимулировать инвестирование в приоритетные отрасли российской экономики.
Следует отметить, что действующая сейчас в России ставка 20% налога на прибыль - одна из самых низких среди развитых экономик. Например, в США ставка корпоративного налога составляет 21% (+ налог на уровне штата). При этом в Аргентине, Китае, Нидерландах она составляет 25%, в Австралии - 30%, в Канаде - 38%, в соседних с Россией Турции и Иране - по 25%.
Участники общественной экспертизы согласились с авторами законопроекта и отметили, что предложенные новеллы позволят значительно повысить привлекательность инвестирования в российскую экономику, особенно в стратегически важные и приоритетные отрасли. Увеличение налоговой ставки на прибыль организаций наряду с отменой экспортных пошлин создаст стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
3.7. Отдельное внимание участники мероприятия уделили положениям законопроекта, направленным на обеспечение стимулирования научных исследований. В настоящее время налогоплательщики, осуществляющие расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов или в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Положениями законопроекта 31 предусматривается повышение данного коэффициента до 2.
Участники общественной экспертизы приветствуют приведенные изменения. Представляется, что такие меры позволят уменьшать базу по налогу на прибыль, сэкономив значительные средства и обеспечив возможность наращивать их для высокотехнологических проектов. Указанное в полном объеме согласуется с задачами по достижению национальной цели развития "Технологическое лидерство", обозначенной Президентом Российской Федерации 32.
3.8. Участники общественной экспертизы приветствовали предусмотренное в пунктах 8-21 статьи 2 законопроекта признание подакцизными товарами медицинский спирт (фармацевтическая субстанция этилового спирта, т.е. этанол) и ряд спиртосодержащих лекарств, а также никотиновое сырье и бестабачную никотиносодержащую смесь для нагревания.
Приведенные товары, по мнению участников общественной экспертизы, относятся к категориям, где зачастую применяются схемы уклонения от уплаты косвенных налогов, а бюджет недополучает доходы. Поправки позволят сформировать равные условия конкуренции, а также обеспечить решение проблемы распространения контрафактной продукции, на которую Общественная палата не раз обращала внимание.
Важно отметить, что при использовании медицинского спирта по назначению предусмотрен полный вычет акциза, что позволит не допустить роста цен на лекарства. Медицинской спирт будет облагаться акцизом по ставке обычного спирта. Указанная мера будет способствовать сокращению рынка нелегального алкоголя.
Введение же акциза на никотиносодержащие смеси для нагревания позволит улучшить контроль на табачном рынке, а также сократить нелегальный ввоз продукции.
При этом отдельное внимание следует уделить предполагаемому закреплению в подпункте "г" пункта 9 статьи 2 проекта федерального закона определения бестабачной никотиносодержащей смеси для нагревания, что, безусловно, заслуживает поддержки и одобрения, так как позволит регулировать распространение такой продукции, а также согласуется с принятой политикой поступательного ужесточения законодательства в области оборота никотиносодержащей продукции 33.
4. Министром финансов Российской Федерации Антоном Германовичем Силуановым отмечено 34, что предложенные изменения обеспечат распределение ресурсов и решение задач социально-экономических сфер. Согласно пояснительной записке к законопроекту, предложенные изменения направлены на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 35.
Так, в рамках поручений Президента Российской Федерации по реализации указанного Послания Правительству Российской Федерации поручено разработать ряд национальных проектов, в том числе национальные проекты "Семья", "Продолжительная и активная жизнь", "Молодежь и дети", "Кадры".
Указанные поручения предусматривают, в частности, мероприятия по повышению социальных выплат, поддержке материнства и детства (продление программ материнского капитала и охраны материнства, поддержки здоровья женщин, поддержки регионов с низкой рождаемостью), по борьбе со сложными заболеваниями и развитию социальной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, участники общественной экспертизы отметили социальный характер изменений, главным бенефициаром которых выступает население. Собранные дополнительные средства будут направлены на собственные нужды людей: детей и престарелых родителей (долговременный уход), создание комфортных условий проживания, дороги, повышение социальных выплат и пенсий, лечение детей с редкими, хроническими и тяжелыми заболеваниями, поддержку материнства и детства (в т.ч. программы по охране здоровья женщин, поддержке регионов с низкой рождаемостью), борьбу со смертностью от заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, онкологии, закупку средств реабилитации, поддержку школ, техникумов и т.д.
Участники общественного обсуждения отметили, что, учитывая повышение доходов государства, важно обеспечить эффективность их расходования, для чего в настоящее время есть соответствующий инструментарий. Правительство Российской Федерации выстроило систему цифрового контроля,; которая позволяет в режиме реального времени отслеживать отставания по срокам и отклонения от целевых значений. В 2023 году исполнение федерального бюджета составило 98,2% - самый высокий показатель за всю современную историю.
Подводя итоги, участники общественного обсуждения едины во мнении, что предложенный проект федерального закона является результатом конструктивного диалога и детального обсуждения рассматриваемых поправок гражданским обществом совместно с органами государственной власти, предлагаемые изменения направлены на определение долгосрочных устойчивых источников финансирования бюджетных обязательств, что, в свою очередь, позволит достичь национальных целей развития, обеспечивая тем самым благополучие и достойные условия жизни для каждого человека.
На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации поддерживает проект федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует учесть приведенные в настоящем заключении замечания и предложения при доработке законопроекта ко второму чтению.
------------------------------
1 http://duma.gov.ru/news/59328/
2 http://duma.gov.ru/news/59359/
3 https://www.oprf.ru/news/spravedlivost-osnovnoy-printsip-novogo-nalogooblozheniva
4Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
5 https://www.oprf.ru/news/spravedlivost-osnovnov-printsip-novogo-nalogooblozheniva
6Федеральный закон от 23 ноября 2020 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период".
7 http://duma.gov.ru/news/59369/
8Пункты 23-34 статьи 2 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
9Пункт 29 статьи 2 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
10 В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
11Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
12 Подпункт 1 пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
13https://sozd.duma gov.ru/bill/638814-8
14Статья 219 Налогового кодекса Российской Федерации.
15Пункт 26 статьи 2 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
16Подпункт "б" пункта 45 статьи 2 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федераций".
17Пункт 6 статьи 1 проекта федерального закона N 639656-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". /URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/639656-8.
18Подпункт "в" пункта 8, подпункт "в" пункта 10 статьи 1 проекта федерального закона N 639660-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
19 https://www.kommersant.ru/doc/6729473
20 В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
21ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст.
22Подпункт "г" пункта 63 статьи 2 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
23 Справочно: на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (http://regulation.gov.ru/p/1467031. В соответствии с текстом законопроекта предлагается продлить до 2026 года действующий в настоящее время единый пониженный тариф страховых взносов (7,6%) для отдельных некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом для благотворительных организаций действующие в настоящее время до конца 2024 года пониженные тарифы страховых взносов исключаются.
24Статья 5 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
25Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
26Подпункт "а" пункта 41 статьи 2 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
27Статья 3 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
28Пункт 43 статьи 2 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
29Статья 284 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).
30Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 года N 1538 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза".
31Пункт 37 статьи 2 проекта федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
32Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
33Федеральный закон от 28 апреля 2023 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; изменение N 1 к ГОСТ Р 58109-2018 (утверждено и введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2023 года N 1124-ст).
34 https://ria.ru/20240530/siluanov-1949479010.html7vsclid4xlvir9di996235935
35 Перечень поручений Президента Российской Федерации 30 марта 2024 года N Пр-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, состоявшегося 29 февраля 2024 года. / URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.