Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
постановлением
Избирательной комиссии
Кабардино-Балкарской Республики
от 5 июня 2024 г. N 56/3-7
Порядок
организации приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списков кандидатов при проведении выборов депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики седьмого созыва, иных связанных с ними документов
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Закона Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2008 года N 56-РЗ "О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Закон КБР), с учетом положений постановления Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 5 июня 2024 года N 56/2-7 "О Перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики при проведении выборов депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики седьмого созыва" (далее - постановление Избиркома КБР от 5 июня 2024 года N 56/2-7).
1.2. В случае если в поддержку списка кандидатов осуществлялся сбор подписей избирателей, подписные листы представляются в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики (далее - Избирком КБР) не ранее 24 июня 2024 года и не позднее 24 июля 2024 года до 18 часов одновременно с иными документами, в том числе связанными с подписными листами, представляемыми для регистрации списка кандидатов.
1.3. Подписи избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должны быть собраны в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа (2718 подписей избирателей).
В соответствии с частью 1-3 статьи 33 Закона КБР количество представляемых в Избирком КБР подписей избирателей может превышать указанное количество не более чем на 10 процентов (не более 2989 подписей).
1.4. При проведении случайной выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений, представивших для регистрации выдвинутых ими списков кандидатов подписи избирателей.
1.5. Уполномоченные представители избирательных объединений, представившие для регистрации выдвинутых ими списков кандидатов документы, в том числе подписные листы с установленным количеством подписей избирателей, извещаются о проведении выборки и проверки подписных листов в письменной форме (в том числе с использованием электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), или по телефону (содержание письменного сообщения (телефонограммы) приведено в приложении N 1 к настоящему Порядку), либо лично.
Почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для направления извещения сообщаются уполномоченными представителями избирательных объединений при представлении подписных листов (примерная форма сообщения приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку).
Извещения о проведении выборки и проверки подписных листов фиксируются в Журнале передачи извещений о проведении выборки и проверки подписных листов (форма журнала приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку).
Присутствие уполномоченных представителей и доверенных лиц избирательных объединений при проведении выборки и проверки подписных листов фиксируется в журнале учета присутствия уполномоченных представителей, доверенных лиц при проведении выборки и проверки подписных листов (форма журнала приведена в приложении N 4 к настоящему Порядку).
1.6. Для обеспечения прохода в помещение Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики при проведении выборов депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики седьмого созыва (далее - Рабочая группа) уполномоченные представители, доверенные лица избирательных объединений заблаговременно сообщают в Рабочую группу сведения о лицах, которые будут присутствовать при проведении выборки и проверки подписных листов (примерная форма уведомления приведена в приложении N 5 к настоящему Порядку).
1.7. По окончании рабочего дня помещение, в котором хранятся подписные листы и иные связанные с ними документы, должно быть опечатано. При опечатывании и снятии печати могут присутствовать уполномоченные представители, доверенные лица избирательных объединений.
2. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
2.1. Подписные листы и иные связанные с ними документы представляются уполномоченными представителями избирательных объединений в Подгруппу по приему и проверке подписных листов Рабочей группы (далее - Подгруппа).
2.2. В случае если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с документами в Избирком КБР представляются:
2.2.1. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (форма подписного листа указана в приложении N 19 к постановлению Избиркома КБР от 5 июня 2024 года N 56/2-7).
2.2.2. Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избиркомом КБР (приложение N 20 к постановлению Избиркома КБР от 5 июня 2024 года N 56/2-7).
2.2.3. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Избиркомом КБР (приложение N 21 к постановлению Избиркома КБР от 5 июня 2024 года N 56/2-7).
2.2.4. Копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда.
2.3. Прием документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, осуществляется после приема иных избирательных документов, необходимых для регистрации списков кандидатов, и получения указания руководителя Рабочей группы либо уполномоченного члена Рабочей группы.
2.4. Протокол об итогах сбора подписей избирателей регистрируется с использованием подсистемы документооборота ГАС "Выборы" в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республике для регистрации входящих документов. Подписные листы и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, регистрируются как приложение к протоколу.
2.5. При приеме документов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству.
При выявлении нарушения нумерации подписных листов изменения вносятся уполномоченным представителем избирательного объединения в следующем порядке: при наличии нескольких подписных листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому подписному листу присваивается соответствующий индекс (например, 50-1, 50-2, 50-3), при пропуске подписного листа с очередным порядковым номером предыдущему подписному листу присваивается сдвоенный или строенный номер (например, 10-11, 10-11-12).
После завершения указанной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью (штампом) Избиркома КБР.
2.6. При необходимости по результатам проверки, указанной в пункте 2.5 настоящего Порядка, уполномоченным представителем избирательного объединения уточняется протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Формируется новый протокол об итогах сбора подписей избирателей с отметкой "Уточненный" по той же форме, что и первоначальный протокол (приложение N 20 к постановлению Избиркома КБР от 5 июня 2024 года N 56/2-7), который подписывается уполномоченным представителем избирательного объединения.
Уточненный протокол может быть составлен и распечатан непосредственно в Избиркоме КБР (при наличии технических средств) и регистрируется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей избирателей.
3. Порядок проведения случайной выборки подписных листов
3.1. Подписные листы для выборочной проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей отбираются посредством случайной выборки подписных листов, которая проводится непосредственно после выдачи уполномоченному представителю избирательного объединения документа, подтверждающего прием представленных для регистрации документов, в том числе подписных листов с подписями избирателей.
3.2. Для проведения случайной выборки используются данные протокола об итогах сбора подписей избирателей, а в случае, если составлялся уточненный протокол, - его данные.
3.3. Единицей случайной выборки является папка с подписными листами.
3.4. Количество отбираемых для проверки подписей избирателей составляет 547 подписей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов, что соответствует 20 процентам от необходимого для регистрации количества подписей избирателей и является одинаковым для всех избирательных объединений, представивших подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списков кандидатов.
3.5. Если общее количество подписей избирателей, представленных уполномоченными представителями избирательных объединений, меньше количества подписей избирателей, необходимых для регистрации, то случайная выборка не проводится.
3.6. Случайная выборка осуществляется путем обращения к соответствующей функции ГАС "Выборы", использующей генератор случайных чисел.
3.7. Программа, реализующая указанную функцию, случайным образом отбирает номера папок с подписными листами и последовательно суммирует заявленное количество подписей, содержащихся в выбранных папках с подписными листами, до достижения установленного количества подписей. Если в последней выбранной папке содержится большее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленного количества, проверке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первого, в количестве, необходимом для достижения вышеуказанного объема случайной выборки.
3.8. Результаты случайной выборки оформляются протоколом случайной выборки подписных листов, представленных избирательным объединением (форма протокола приведена в приложении N 6 к настоящему Порядку).
Протокол случайной выборки формируется после завершения отбора подписных листов средствами ГАС "Выборы". Указанный протокол изготавливается на бумажных носителях в двух экземплярах и подписывается руководителем Рабочей группы и уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего соответствующий список кандидатов, присутствовавшим при проведении случайной выборки.
Один экземпляр протокола передается указанному уполномоченному представителю избирательного объединения; второй - руководителю Рабочей группы и используется вместе с другими материалами по окончании проверки подписных листов для подготовки проекта постановления Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации списка кандидатов.
3.9. Отобранные папки с подписными листами отделяются от остальных и передаются для работы проверяющим, экспертам.
Папки с подписными листами, не отобранными для проверки, хранятся отдельно во временном хранилище в помещении Рабочей группы.
3.10. Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и список кандидатов не регистрируется.
4. Порядок проверки подписных листов
4.1. Процедура проверки подписных листов.
4.1.1. При проверке подписных листов проверяется соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, и уполномоченных представителей избирательных объединений.
4.1.2. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
4.1.3. Проверке подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении N 7 к настоящему Порядку).
4.1.4. Подпись избирателя признается недействительной при обнаружении нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5, 7 - 10, 12 - 14 части 1-8 статьи 33 Закона КБР (коды нарушений 3 - 5, 7 - 12, 15, 16, 18 - 21, 24 - 27, 30, 33 - 36, 38, 39 - 44).
4.1.5. Подпись избирателя признается недостоверной (недействительной) при установлении нарушений, указанных в части 1-7 статьи 33 (код нарушений 2), пунктах 3, 6 и 11 части 1-8 статьи 33 Закона КБР (коды нарушений 13, 14, 17, 22, 23, 28, 29, 31, 32, 37), на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, которое излагается в ведомостях проверки либо ином документе, который приобщается к ведомости проверки подписных листов. При этом любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты подписи трактуются в пользу достоверности подписи.
4.1.6. Сведения, указанные избирателем в подписном листе, проверяются с использованием подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы" (далее - Регистр) на предмет достоверности. При необходимости эксперты могут использовать сведения об избирателе, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих государственных органов.
Читаемые неоднозначно сведения, указанные избирателями в подписных листах, могут уточняться у присутствующего при проведении проверки подписей избирателей уполномоченного представителя, доверенного лица избирательного объединения.
4.1.7. При выявлении расхождений между персональными данными избирателя, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе для получения официальной справки о действительности данных, содержащихся в подписном листе, в территориальный орган МВД России направляется запрос, подписанный руководителем Рабочей группы. Запрос направляется по форме, приведенной в приложении N 7 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года.
После получения официальной информации от МВД России (территориального органа) делается вывод о достоверности либо недостоверности и (или) недействительности подписи.
4.2. Оформление результатов проверки.
4.2.1. Результаты проверки подписных листов заносятся в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости приведена в приложении N 8 к настоящему Порядку), в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (в виде кодов нарушений) с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, а при выбраковке подписного листа - в целом количество подписей на подписном листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений).
Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую проверяемую папку. Ведомость проверки подписных листов может быть составлена на одном или нескольких листах.
Каждый лист ведомости проверки подписных листов подписывается проверяющим, а также экспертом (экспертами) в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признавалась (признавались) на основании его (их) заключения (заключений).
4.2.2. По результатам обобщения информации, содержащейся в ведомостях проверки, формируется итоговый протокол проверки подписных листов, представленных избирательным объединением (форма итогового протокола приведена в приложении N 9 к настоящему Порядку).
4.2.3. Итоговый протокол подписывается уполномоченным членом Рабочей группы и руководителем Рабочей группы. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания. Копия итогового протокола выдается уполномоченному представителю избирательного объединения. Отметка с указанием даты и времени получения указанной копии уполномоченным представителем избирательного объединения ставится в итоговом протоколе.
4.2.4. Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов заверяется уполномоченным членом Рабочей группы с проставлением печати Избиркома КБР и передается уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до дня заседания Избиркома КБР, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов данного избирательного объединения либо об отказе в его регистрации.
После получения копии итогового протокола уполномоченный представитель избирательного объединения может представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной и (или) недействительной.
4.2.5. Если после проведения проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации списка кандидатов либо если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей составило пять и более процентов от общего числа подписей избирателей, отобранных для проверки, уполномоченному представителю избирательного объединения по его письменному заявлению одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные уполномоченным членом Рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, в которых изложены основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными и (или) недействительными.
4.2.6. В случае если по окончании проверки по результатам рассмотрения письменных возражений уполномоченных представителей избирательных объединений возникает необходимость корректировки ведомостей проверки, то указанные изменения вносятся в отдельную справку о результатах рассмотрения возражений.
4.2.7. Итоговый протокол прилагается к решению Избиркома КБР о регистрации списка кандидатов либо об отказе в его регистрации. Внесение изменений в протокол после принятия соответствующего постановления не допускается.
5. Хранение подписных листов и иных документов
5.1. Подписные листы, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки хранятся в специально оборудованном помещении Рабочей группы отдельно по каждому избирательному объединению.
Протоколы об итогах сбора подписей избирателей (в том числе уточненные), списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (на бумажных носителях), протоколы случайной выборки подписных листов, протоколы итогов проверки подписных листов, отобранных для проверки, хранятся в помещении Рабочей группы.
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов и возможных судебных споров несет руководитель Рабочей группы.
5.2. Документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Порядка, подлежат хранению в течение сроков, установленных законом.
Ответственность за сохранность документов возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря Избиркома КБР до передачи документации в архив.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.