Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 мая 2024 г. N 03-07-07/50134
Вопрос: Служба по государственному регулированию цен и тарифов области (далее - Служба) в целях соблюдения требований действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) обращается за разъяснениями по следующему вопросу.
Пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации определены виды деятельности, реализация которых (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации, в том числе услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами по обращению с ТКО.
При этом положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Тарифы для регионального оператора по обращению с ТКО на территории области установлены приказом исполнительного органа государственной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) с учетом положения вышеуказанного подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения).
Вместе с тем положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет, начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
В целях соблюдения требований действующего законодательства в сфере обращения с ТКО Служба просит пояснить применение вышеуказанного положения статьи 149 Налогового кодекса при регулировании цен (тарифов) на 2025 год.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу о сроке действия нормы подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - услуги по обращению с ТКО, региональный оператор).
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость.
Кроме того, абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) установлено, что положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, с 1 января 2020 года операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в случае установления органом регулирования тарифов вводимого в действие с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога. При этом региональный оператор обязан применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении таких услуг в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
При этом необходимо отметить, что Федеральным законом N 211-ФЗ, которым в Кодекс были введены положения вышеуказанного подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, ограничительный срок действия норм данного подпункта пункта 2 статьи 149 Кодекса не установлен.
Учитывая изложенное, если по истечении вышеуказанного пятилетнего периода органом регулирования тарифов предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО будет утвержден без учета налога на добавленную стоимость, то операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором по такому предельному единому тарифу, будут освобождаться от налогообложения данным налогом на основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, в каких случаях услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором, освобождаются от НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 мая 2024 г. N 03-07-07/50134
Опубликование:
-