Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
утверждено
постановлением
администрации
Дзержинского района
от 23.03.2016 г. N 199
Методические рекомендации
по планированию и организации мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, организаций Дзержинского района в мирное и военное время
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по планированию и организации мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, организаций Дзержинского района в мирное и военное время (далее - Методические рекомендации), разработаны с учетом требований федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) касающихся вопросов гражданской обороны.
1.2. Методические рекомендации определяют порядок создания и организацию работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики в муниципальных образованиях, организациях и на предприятиях (объектах) и раскрывают основные инженерно-технические мероприятия гражданской обороны на объектах экономики, продолжающих работу в военное время и мероприятия, направленные на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго и водоснабжения.
II. Общие положения по повышению устойчивости функционирования экономики
2.1. Работа по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время строится на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", нормативных правовых актов Правительства и Совета Безопасности Российской Федерации, Приказом МЧС России от 18 ноября 2015 года N 601 "О внесении изменений в Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687" и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики в Дзержинском районе и организациях.
2.2. Повышение устойчивости функционирования (далее - ПУФ) территориальных структур и объектов экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики, а также на обеспечение жизнедеятельности населения.
В настоящее время:
под устойчивостью функционирования экономики в мирное и военное время понимается способность экономики удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту страны и ее жизнедеятельность.
под устойчивостью функционирования территорий в чрезвычайных ситуациях понимается способность территориальных структур экономики нормально функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также ликвидировать чрезвычайные ситуации в минимальные короткие сроки на соответствующей территории.
под повышением устойчивости функционирования организации (объекта экономики) в чрезвычайной ситуации понимается комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба в ЧС, а также подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.
Одновременно с такими понятиями как устойчивость функционирования организации употребляется и такое понятие, как подготовка объектов экономики к работе в ЧС в мирное и военное время.
2.3. Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это комплекс заблаговременно проводимых организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, осуществляемых на предприятиях, в учреждениях или других экономических структурах в целях обеспечения их работы с учётом риска возникновения ЧС, создания условий для предотвращения производственных аварий или катастроф, противостояния воздействию поражающих факторов, в том числе при воздействии современных средств поражения противника в военное время, предупреждения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также оперативного проведения спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в мирное и военное время и восстановление производства в максимально короткие сроки.
2.4. Для определения мероприятий по ПУФ и подготовке организации к работе в ЧС необходимо проанализировать всю совокупность факторов, влияющих на устойчивость её функционирования. Для этого необходимо рассмотреть все возможные события, которые могут привести к ЧС. Делать это целесообразно в нескольких масштабных уровнях: региональном, муниципальном и объектовом. Для выполнения мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций в мирное и военное время, на всех этих уровнях, создаются соответствующие комиссии по ПУФ.
III. Организация работы по ПУФ на объектах экономики
3.1. Порядок создания и организации работы комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в муниципальном образовании в мирное и военное время.
3.1.1. Комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики создается в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", основной задачей которой является разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивости функционирования экономики и выживания населения в военное время, и согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О гражданской обороне" органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивости функционирования организаций в военное время.
3.1.2. Комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в своей работе руководствуются федеральными, территориальными нормативно-правовыми актами и документами, изданными на местном уровне.
3.1.3. Постановлением главы администрации муниципального образования указывается необходимость создания комиссии, с ссылкой на нормативные документы, назначается состав комиссии, указываются задачи руководителям хозяйствующих субъектов и утверждается Положение о работе комиссии по ПУФ. Порядок работы комиссии по ПУФ определяется "Положением о повышении устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования в мирное и военное время", в котором отражаются:
общие положения;
основные задачи комиссии и функции по организации и проведению мероприятий по устойчивости;
порядок работы комиссии и ее права.
3.1.4. Комиссию по ПУФ возглавляет, как правило, заместитель главы администрации муниципального образования по экономике, из состава комиссии назначается заместитель председателя комиссии и секретарь комиссии. Комиссия состоит из нескольких групп, которые работают по своим направлениям.
3.2. Порядок создания и работы комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.
3.2.1. Комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики является постоянно действующим органом и создается на основании приказа руководителя предприятия "О поддержании устойчивости функционирования организации (предприятия) в мирное и военное время" в котором определяется её структура, состав и задачи комиссии, утверждается Положение о комиссии, определяются группы специалистов для проведения исследовательской работы по определению состояния устойчивости предприятия.
Комиссия создаётся из наиболее подготовленных и опытных специалистов и возглавляется главным инженером объекта. В зависимости от специфики производственной деятельности и численности производственного персонала объекта комиссия по ПУФ объекта может создаваться в виде самостоятельной постоянно действующей комиссии или подкомиссии (группы), действующей в составе КЧС и ОПБ объекта в составе:
Председатель комиссии - главный инженер объекта;
Заместитель председателя комиссии - заместитель руководителя объекта по производству.
Члены комиссии:
заместитель руководителя объекта по экономическим вопросам (главный экономист);
заместитель руководителя объекта по коммерческим вопросам (материально-техническому снабжению);
заместитель руководителя объекта по капитальному строительству;
главный технолог;
главный механик;
главный энергетик;
начальник отдела труда и техники безопасности;
начальник пожарной охраны объекта;
секретарь комиссии;
3.3.2. Основными задачами комиссии по ПУФ являются:
организация разработки и планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта;
организация и проведение исследовательских работ по оценке уязвимости производства на объекте от ЧС мирного и военного времени;
координация выполнения мероприятий по ПУФ на территории объекта;
осуществление контроля за проведением мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях объекта;
организация подготовки руководящего состава и персонала объекта по вопросам ПУФ;
организация и проведение учений и тренировок с персоналом по ПУФ на объекте;
обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, и обеспечения жизнедеятельности в ЧС;
рациональное размещение производственных сил предприятия на соответствующей территории;
подготовка к выполнению работ по восстановлению предприятия (организации) после ликвидации чрезвычайной ситуации;
3.3. Обязанности членов комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время.
3.3.1. Председатель комиссии обязан:
В повседневной деятельности:
координировать работу руководящего состава объекта экономики по повышению устойчивости функционирования организации (предприятия) в чрезвычайных ситуациях;
организовывать подготовку организации (предприятия) к работе в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС), а также разработку, планирование и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации (предприятия) в экстремальных условиях с увязкой этих мероприятий с учетом планировки, застройки объекта, генеральными планами населенного пункта, проектами строительства, реконструкции объекта и модернизации производства;
организовывать работу по комплексной оценке состояния, возможностей и потребностей организации (предприятия) для обеспечения жизнедеятельности работников, а также выпуска заданных объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений в чрезвычайных ситуациях;
координировать разработку и проведение исследований в области устойчивости функционирования организации (предприятия) и определять целесообразность практического осуществления мероприятий, разработанных по результатам проведенных исследований;
участвовать в командно-штабных и тактико-специальных учениях и других мероприятиях, обеспечивающих качественную подготовку руководящего состава и персонала организации (предприятия) по вопросам устойчивости;
осуществлять подготовку предложений по дальнейшему повышению устойчивости функционирования организации (предприятия) в ЧС для включения в установленном порядке в проекты планов экономического развития, в план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и план ГО и защиты объекта (по вопросам устойчивости).
В режиме повышенной готовности - принимать меры по обеспечению устойчивости функционирования организации (предприятия) в целях защиты персонала и окружающей среды при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При переводе организаций, предприятий и учреждений муниципального образования на работу по планам военного времени:
организовывать выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации (предприятия) с введением соответствующих степеней готовности гражданской обороны;
организовывать обобщение данных по вопросам устойчивости, необходимых для принятия решения по организации (предприятия) на работу по планам военного времени.
В режиме чрезвычайной ситуации:
организовывать проведение анализа состояния и возможностей важнейших организации (предприятия) в целом;
организовывать обобщение данных по обстановке с целью подготовки предложений руководителю организации (предприятия) по вопросам организации производственной деятельности на сохранившихся мощностях, восстановления нарушенного управления организации (предприятия), обеспечения живучести объекта экономики и обеспечения жизнедеятельности персонала, а также проведения аварийно-восстановительных работ.
3.3.2. Заместитель председателя комиссии по ПУФ:
организует и координирует работу должностных лиц комиссии по ПУФ по вопросам планирования и осуществления мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организации (предприятия) в повседневных условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций и в военное время;
осуществляет контроль за исполнением решений председателя комиссии по ПУФ, выполнением годового и перспективного планов;
разрабатывает функциональные обязанности членов комиссии по ПУФ;
выполняет отдельные поручения и распоряжения председателя комиссии по ПУФ;
в отсутствие председателя комиссии по ПУФ выполняет его обязанности.
3.3.3. Секретарь комиссии по ПУФ:
составляет план работы комиссии на год и контролирует его выполнение;
под руководством председателя комиссии по ПУФ организует обучение членов комиссии по ПУФ;
принимает участие в работе по корректировке и уточнению Плана повышения устойчивости функционирования организации (предприятия) в муниципальном образовании;
ведет протоколы заседаний комиссии по ПУФ, оформляет решения и утверждает у председателя комиссии;
готовит проекты распоряжений председателя комиссии по ПУФ по вопросам устойчивости функционирования организации (предприятия) и представляет их на утверждение председателю комиссии по ПУФ;
организует своевременное доведение распоряжений и указаний по повышению устойчивости функционирования организации (предприятия) до руководителей структурных подразделений организации (предприятия) и контролирует их выполнение;
обеспечивает разработку, ведение и хранение документов комиссии по ПУФ;
организует сбор, обобщение данных о ходе проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики;
выполняет отдельные поручения и распоряжения председателя комиссии по ПУФ и его заместителя.
3.3.4. Члены комиссии:
участвуют в разработке годового и перспективного плана повышения устойчивости функционирования организации (предприятия) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
разрабатывают годовые и перспективные планы повышения устойчивости функционирования своих структурных подразделений организации (предприятия) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
осуществляют руководство и контроль по вопросам внедрения мероприятий по ПУФ в подчиненных подразделениях;
принимают участие в проведении исследовательских работ (учений) по оценке уязвимости своих подразделений от возможных ЧС;
разрабатывают предложения и рекомендации по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
проводят по определению степени устойчивости элементов и систем электро и теплоснабжения, водо и топливоснабжения в чрезвычайных ситуациях;
осуществляют анализ возможных разрушений основных производственных фондов и потерь производственных мощностей организации (предприятия);
проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования системы управления и связи, в том числе информирования персонала о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
3.3.5. Основные обязанности и права других должностных лиц комиссии по ПУФ определяются разрабатываемыми в установленном порядке функциональными обязанностями, утверждаемыми председателем комиссии по ПУФ объекта экономики.
3.3.6. Для регламентации деятельности комиссии по повышению устойчивости функционирования на объектах отрабатываются:
приказ руководителя о создании комиссии;
положение о комиссии и план её работы на текущий год;
материалы исследований устойчивости (проводятся один раз в пять лет);
перечень руководящих документов (рекомендации, указания министерств, ведомств и других вышестоящих организаций по ПУФ);
протоколы заседаний комиссии.
3.4. Документы, разрабатываемые комиссией по ПУФ объектов экономики муниципальных образований.
1. Приказ руководителя объекта экономики "О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики".
2. Положение комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики.
3. Функциональные обязанности каждому члену комиссии.
4. Перспективный план повышения устойчивости функционирования объекта экономики.
5. План работы комиссии на год.
6. Протоколы заседания комиссии по ПУФ.
7. Протокол аттестации по устойчивости.
8. План обеспечения выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в военное время:
I. Раздел
1) общие сведения о предприятии (учреждении) - указываются структура предприятия, общая характеристика (адреса организации, категория организации по гражданской обороне, и др.), физико-географическая характеристика территории предприятия, сведения о размерах и границах территории, количестве работников, численности наибольших работающих смен его составе, площадь застройки, особенности предприятия, наличие источников потенциальной опасности влияющих на организацию и ведение гражданской обороны и работу предприятия в военное время.
2) возможные масштаб и характер последствий после нападения противника:
а) степень возможных разрушений зданий и сооружений объекта, ориентировочные потери работников, производственных мощностей, сил и средств гражданской обороны;
б) радиационная, химическая, биологическая, пожарная и медицинская обстановка, образование зон катастрофического затопления в районе размещения предприятия (учреждения);
3) выводы из оценки возможной обстановки.
а) показатели выводов из оценки возможной обстановки для принятия решения по гражданской обороне, в том числе:
прогноз общего объема завалов, образующихся на пораженном объекте вследствие ударов противника и требующих расчистки до проведения спасательных работ;
прогноз размера площадей зон сильных, средних и слабых разрушений, образующихся вследствие избыточного давления при взрывах головных частей высокоточного оружия;
прогноз размера площадей образующихся зон пожаров, требующих применения сил пожаротушения;
прогноз размера площадей зон затопления;
прогноз размера объема работ по организации и проведению эвакуации работников, материальных и культурных ценностей из очагов поражения;
прогноз размера площадей радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения, разрушения плотин и затопления местности;
прогноз медицинской обстановки;
прогноз безвозвратных и санитарных потерь населения вследствие воздействия вторичных поражающих факторов;
II. Раздел
Выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и мероприятий ГО муниципального образования при планомерном переводе с мирного на военное время.
1) порядок приведения в готовность комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики.
2) организация обеспечения защиты производственного персонала объекта экономики, работников и его жизнеобеспечение:
организация оповещения работников предприятия (организации) в военное время;
обеспечение защиты производственного персонала предприятия (организации);
организация проведения эвакуационных мероприятий;
организация жизнеобеспечения в военное время;
организация обеспечения работников коммунально-бытовыми услугами в военное время;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
в) организация обеспечения устойчивости и защищенности основных производственных фондов:
обеспечение устойчивости энергоснабжения;
обеспечение устойчивости теплоснабжения;
обеспечение устойчивости водоснабжения;
обеспечения защиты материальных ресурсов;
обеспечение устойчивости работы транспорта;
обеспечение противопожарной устойчивости;
III. Раздел
Выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и мероприятий ГО муниципального образования при внезапном нападении противника.
1) организация и проведение мероприятий по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления:
а) организация оповещения руководства гражданской обороны, сил гражданской обороны и работников предприятия (организации) о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация защиты персонала, в том числе:
порядок укрытия его в защитных сооружениях;
проведение мероприятий по безаварийной остановке производства, кроме участков и цехов с непрерывным циклом производства;
проведение комплексной маскировки территории;
организация радиационной, химической и биологической защиты персонала, в том числе выдачи средств индивидуальной защиты и дозиметров на запасных пунктах управления, в защитных сооружениях гражданской обороны и на рабочих местах из запасов имущества гражданской обороны.
2) организация и проведение мероприятий по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
а) организация оповещения руководства гражданской обороны, сил гражданской обороны и персонала по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления;
б) организация сбора данных и оценка обстановки, сложившейся на территории предприятия в результате воздействия противника;
в) организация приведения в готовность к проведению АСДНР сил гражданской обороны и порядок проведения аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
8. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время.
9. Календарный план по выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования при переводе с мирного на военное время:
10. Рабочая карта Председателя постоянно действующей комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики при выполнении мероприятий ГО и переводе экономики с мирного на военное время, на которой наносится:
границы предприятия;
места размещения ПУ;
районы эвакуации;
вероятные объекты поражения современными средствами поражения, зоны возможных сильных и средних разрушений городских округов, городских поселений в составе муниципальных районов, зон заражения от вторичных факторов, сплошных пожаров и затопления;
зоны возможного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;
районы, неблагополучные в эпидемиологическом, эпизоотическом отношениях, а также подверженные геофизическим, геологическим, метеорологическим и другим стихийным бедствиям;
гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления, районы возможного подтопления;
магистральные нефте-, газо и продуктопроводы;
пункты (склады) размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
пункты дислокации, районы размещения сил гражданской обороны в безопасных районах для проведения АСДНР;
районы размещения основных радиационно, химически, взрыво и пожароопасных объектов (с возможными опасными зонами);
пункты размещения запасов материально-технических средств.
11. Доклад комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики ______ по состоянию на 01.01.20__ года
IV. Организация исследования и оценка эффективности устойчивости объектов экономики и жизнеобеспечения населения
4.1. Организация исследования устойчивости объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
4.1.1. Главная цель исследований устойчивости объектов экономики и жизнеобеспечения населения заключается в выявлении слабых мест во всех системах и звеньях, выработке на данной основе комплекса организационных, инженерно-технических, специальных и других мероприятий по их устранению. Работу эту организует и осуществляет руководитель предприятия, в соответствии с настоящими рекомендациями не реже одного раза в пять лети проводится она в три этапа.
4.1.2. На первом этапе осуществляются мероприятия, направленные на организацию исследований. При этом определяются объём исследований и необходимые для этого силы и средства. Создаются расчётно-исследовательские группы, в состав которых включаются специалисты цехов и служб объекта, способные квалифицированно провести оценку устойчивости работы конкретных элементов и систем объекта. При оценке устойчивости всего предприятия такие группы возглавляют главный инженер, главные специалисты и начальники служб. Исследованием устойчивости работы цехов руководят их начальники. Они включаются в группу руководителя исследования, возглавляемую главным инженером.
Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются инженерно-технической службой и отделами, секторами или лицами специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС.
К таким документам относятся:
приказ руководителя;
план проведения исследований;
календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению оценки устойчивости.
В приказе указываются:
цель исследований и сроки их проведения;
объём предстоящих работ;
состав расчётно-исследовательских групп по направлению исследований;
вид отчётности и сроки представления; контроль за исследованиями.
В плане исследований содержится перечень всех мероприятий, проводимых в ходе работ с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей и видов отчётности.
Задание каждой группе должно включать перечень вопросов, подлежащих исследованию, с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам, а также возможные максимальные значения параметров поражающих факторов.
Организационный этап заканчивается проведением руководителем совещаний исполнителей, на которых они получают основные указания о порядке проведения предстоящих исследований, изучении методики оценки, проведении инженерных расчётов и разработке мероприятий по повышению устойчивости элементов и систем объекта.
4.1.3. На втором этапе проводится непосредственная работа по оценке устойчивости отдельных элементов и систем, а также объекта в целом. Каждая из расчётно-исследовательских групп разрабатывает предложения по проведению инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на повышение устойчивости слабых мест, элементов, систем, приборов.
4.1.4. На третьем этапе результаты исследований обобщаются. Составляется отчётный доклад, разрабатываются и планируются мероприятия по повышению устойчивости работы объекта, которые включаются в план мероприятий по повышению устойчивости.
4.1.5. Исследование устойчивости осуществляется по следующим основным направлениям:
вероятность возникновения чрезвычайной ситуации на самом объекте или вблизи него и как это повлияет на его жизнедеятельность;
физическая устойчивость зданий и сооружений;
надёжность защиты персонала;
устойчивость системы управления;
надёжность материально-технического снабжения и производственных связей;
готовность объекта к восстановлению нарушенного производства.
4.1.6. При определении вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте и вблизи него учитывается:
характер и продолжительность чрезвычайной ситуации;
воздействие на людей и возможные потери среди персонала;
прогноз возможного ущерба производству, зданиям, сооружениям, оборудованию;
общее влияние чрезвычайной ситуации на функционирование объекта.
4.1.7. Физическая устойчивость объекта исследуется последовательно по воздействию каждого поражающего фактора на отдельные элементы: здания и сооружения, технологическое и иное оборудование, коммунально-энергетические сети, а также воздействие вторичных поражающих факторов на людей.
Поражающими факторами являются ударная волна (ядерного взрыва, взрыва обычных ВВ, углеводородных смесей), сейсмическая волна, световое излучение, проникающая радиация, электромагнитный импульс. В качестве показателя физической устойчивости может быть выбрано максимальное значение параметра поражающего фактора, при котором устойчивость работы объекта не нарушается. Оценка сводится к определению показателей физической устойчивости для каждого элемента и выявления среди них наиболее уязвимых.
Наиболее уязвимым (слабым) элементом объекта будет тот, для которого показатель наименьший по сравнению с другими. Повышение устойчивости производится, прежде всего, увеличением надёжности слабых элементов.
4.1.8. Надёжность защиты персонала исследуется с учетом следующих элементов:
количество сооружений, которые могут быть использованы для укрытия и их защитные свойства;
общая вместимость защитных сооружений и укрытий с учётом возможного переуплотнения;
максимальное количество работников, которых потребуется укрыть;
количество недостающих мест в защитных сооружениях и других укрытиях;
наличие помещений в верхних этажах для укрытия от АХОВ тяжелее воздуха (типа хлора);
возможность быстрого вывода людей из цехов и других рабочих помещений в случае аварии на объекте или соседнем предприятии, а также по сигналу "Воздушная тревога!";
коэффициенты ослабления радиации различными зданиями и сооружениями, в которых будут находиться работники;
обеспеченность персонала и членов его семей СИЗ;
состояние системы питьевого водоснабжения и возможности обеспечения продовольствием в чрезвычайных ситуациях;
наличие средств для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
готовность объекта к размещению и защите отдыхающих смен в загородной зоне.
4.1.9. Устойчивость системы управления объекта исследуется по наличию, защищённости, готовности пунктов управления и средств связи.
Надежность и живучесть системы управления определяется по следующим показателям:
время, необходимое для приведения пункта управления в готовность в чрезвычайных ситуациях;
величина показателя поражающего фактора ЧС после воздействия, которого пункт управления сможет продолжать свою работу;
безотказность работы системы управления с учётом дублирования;
наличие, технические возможности и состояние средств связи;
мероприятия по повышению устойчивости управления в ЧС.
4.1.10. Надёжность материально-технического снабжения (МТС) и производственных связей исследуется по следующим элементам:
запасы сырья, топлива, комплектующих изделий и других материалов, обеспечивающих автономную работу объекта;
неразрывность существующих связей с поставщиками комплектующих изделий и потребителями готовой продукции;
наличие и реальность планов перевода производства на использование местных ресурсов;
показатели устойчивости МТС с учетом времени, в течение которого объект способен проработать автономно, и возможность обеспечения производства местными ресурсами (с учётом замены некоторых видов сырья).
4.1.11. Готовность объекта к восстановлению нарушенного производства исследуется по следующим показателям:
наличие планов и графиков восстановления объекта при получении слабых и средних разрушений;
обеспеченность восстановительных работ материалами, оборудованием, строительными конструкциями;
наличие и качество технической документации для проведения восстановительных работ;
количество и состояние подготовки ремонтно-восстановительных бригад (нештатных аварийно-спасательных формирований).
4.1.12. Исходя из проведенных исследований делается вывод в котором определяется оценка устойчивости функционирования объекта экономики с заполнением протокола аттестации по устойчивости функционирования объекта экономики.
4.2. Оценка состояния устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
4.2.1. Оценка устойчивости функционирования предприятий и организаций, жизнеобеспечения, здравоохранения, транспорта, связи и информации, агропромышленного комплекса, объектов и сетей коммунально-энергетического хозяйства, объектов топливно-энергетического комплекса, а также потенциально опасных производств, нарушение работы которых может привести к возникновению вторичных факторов поражения осуществляется по следующим основным направлениям:
снижение риска аварий и катастроф;
рациональное размещение производительных сил на территории муниципального образования;
рациональное размещение отдельных производств на территории объекта;
подготовка объектов к работе в условиях военного времени;
подготовка к восстановлению нарушенных производств;
обеспечение защиты систем и источников водоснабжения;
обеспечение устойчивости систем энергоснабжения и газо-, теплоснабжения;
обеспечение устойчивости работы объектов агропромышленного комплекса;
надежность инженерно-технического комплекса (ИТК) объекта экономики;
обеспечение комплексной защиты объектов экономики от высокоточного оружия противника;
обеспечение комплексной маскировки с целью защиты объектов от современных средств поражения;
надежность инженерно-технического комплекса (ИТК) объекта экономики от поражающих факторов ВТО;
обеспечение защиты основных производственных фондов (при строительстве новых и реконструкции действующих объектов).
4.2.2. Состояние устойчивости функционирования объектов экономики характеризуется критериями, которые отражают уровень подготовленности предприятий и отраслей к устойчивой работе в военное время в результате проведения следующих мероприятий:
обеспечение сохранности основных производственных фондов и материальных ресурсов или снижение их возможных потерь от современных средств поражения;
повышение надежности внутреннего энерго и водоснабжения предприятий, организаций и отдельных производств;
подготовка технологических процессов к производству продукции в военное время;
накопление текущих производственных запасов до установленных нормативов.
Под критерием состояния устойчивости понимается качественная характеристика, отражающая процесс подготовки объектов экономики к устойчивой работе в военное время в соответствии с требованиями по повышению устойчивости, а также достигнутый уровень или степень выполнения этого требования в результате осуществления необходимых мероприятий.
Критерии оценки состояния устойчивости должны характеризовать подготовленность объектов экономики к устойчивой работе в военное время как в абсолютном, так и в относительном выражении. Критерии в относительном выражении являются расчетными и служат для выявления уровня подготовленности объектов экономики по данному критерию.
В составе критериев оценки состояния устойчивости работы объектов экономики в военное время необходимо выделить общие критерии, характерные для всех отраслей хозяйственного комплекса, и специфические критерии, которые отражают подготовленность только отдельных отраслей.
4.2.3. К общим критериям оценки состояния устойчивости функционирования объектов экономики в военное время относятся следующие:
1. Установленная мощность автономных источников электроснабжения.
Критерий характеризует надежность электроснабжения основных производств с непрерывным технологическим циклом, систем жизнеобеспечения и систем управления в военное время, т.е. электроприемников особой группы первой категории согласно действующим "Правилам устройства электроустановок" (ПУЭ).
Объектами оценки являются основные производства и системы в части надежности электроснабжения их электроприемников, отнесенных к особой группе первой категории согласно "Правилам устройства электроустановок".
2. Предприятия, на которых обеспечено централизованное отключение отдельных внутризаводских потребителей электроэнергии.
Критерий характеризует приспособленность предприятий, организаций продолжать деятельность в условиях резкого сокращения поступающей мощности централизованного электроснабжения.
Объектом оценки по данному критерию являются схемы внутреннего электроснабжения предприятий, организаций и производств.
3. Предприятия, обеспеченные электроэнергией от двух и более независимых источников питания.
Критерий характеризует надежность централизованного электроснабжения предприятий, организаций.
Объектами оценки состояния устойчивости являются электроприемники предприятий, которые согласно "Правилам устройства электроустановок" относятся и к первой и ко второй категориям по надежности электроснабжения.
4. Производства, подготовленные к безаварийной остановке в случае внезапного отключения централизованного электроснабжения.
Критерий характеризует степень снижения угрозы для жизни людей, потерь дорогостоящего оборудования и материалов в результате возможных взрывов, пожаров, связанных с внезапным прекращением централизованного электроснабжения.
Объектами оценки по данному критерию являются производства, электроприемники которых согласно "Правилам устройства электроустановок" отнесены к особой группе электроприемников первой категории по надежности электроснабжения, в части их безаварийной остановки.
5. Котельные и ТЭЦ, подготовленные к работе на резервном виде топлива.
Критерий характеризует устойчивость работы автономных источников тепла с точки зрения обеспечения их топливом.
Объектами оценки являются котельные и ТЭЦ.
6. Предприятия, оборудованные системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами.
Критерий характеризует автономность работы предприятий и организаций по водопотреблению.
Объектами оценки на предприятиях и в организациях являются производства, цехи, участки.
7. Емкости защищенных хранилищ для хранения: АХОВ, взрывчатых веществ (ВВ), легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ).
Критерий характеризует степень снижения потерь материальных и трудовых ресурсов от вторичных факторов поражения, связанных с расходными емкостями текущих запасов АХОВ, ВВ и ЛВЖ.
Объектами оценки для предприятий по данному критерию являются расходные емкости производственных запасов АХОВ, ВВ и ЛВЖ.
8. Предприятия, на которых соответствующие здания и помещения оборудованы:
установками пожарной сигнализации,
автоматическими установками пожаротушения.
Критерий характеризует степень обеспеченности установками автоматической пожарной защиты предприятий и организаций.
Объектами оценки по автоматической защите предприятий и организаций являются здания и помещения, определенные отраслевыми стандартами: "Перечень зданий и помещений, подлежащих оборудованию установками пожарной сигнализации" и "Перечень зданий и помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения".
4.2.4. Специфические критерии, которые отражают уровень подготовленности к устойчивой работе в военное время отдельных отраслей промышленности.
Для сельского хозяйства: страховые запасы семян и кормов, емкости хранилищ сельскохозяйственной продукции, расположенные непосредственно в местах ее производства; протяженность внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в расчете на 1 тысячу гектар пахотных земель пашни и т.д.
Для дорожного хозяйства: протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием; расширенные участки автомобильных дорог, подготовленные под взлетно-посадочные полосы и т.д.
Для водного хозяйства: водохранилища, подготовленные к форсированной сработке; плотины водохранилищ и гидроузлов, оборудованные автоматической системой сигнализации о прорыве напорного фронта и другие.
Для транспортных предприятий:
водный транспорт: запасные перегрузочные пункты, подготовленные к развертыванию в особых условиях; запасные судоремонтные базы, подготовленные к развертыванию в особых условиях; суда, подготовленные к передаче электроэнергии в береговую сеть и другие.
автомобильный транспорт: доля контейнерных перевозок автомобильным транспортом общего пользования в общем объеме перевозок; мощности подвижных средств технического обслуживания и ремонта автомобильной техники.
Для жилищно-коммунального хозяйства: городские водопроводы, обеспеченные десятисуточным запасом реагентов; резервуары чистой воды в системе водоснабжения категорированных городов с установленными фильтрами-поглотителями и другие.
4.2.5. Факторы, влияющие на устойчивую работу объектов экономики в военное время, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
угроза эпидемий;
опасные природные и стихийные явления;
нарушение хозяйственных связей;
воздействие вторичных поражающих факторов от разрушения близрасположенных объектов;
угроза диверсий;
воздействие поражающих факторов обычных средств поражения.
К внутренним факторам относятся:
необходимость перестройки производства под выпуск продукции военного времени;
необходимость корректировки планов в соответствии с обстановкой;
необходимость подвоза рабочих смен из загородной зоны;
дефицит времени на проведение мероприятий;
неукомплектованность руководящим составом органов управления;
привлечение неквалифицированных рабочих;
мобилизационные мероприятия;
недостаток транспорта;
сложность подготовки специалистов;
недостаток финансовых, материальных ресурсов;
дефицит рабочих и служащих.
4.2.6. Состояние устойчивости функционирования предприятия оценивать как "удовлетворительно" и "не удовлетворительно". "Удовлетворительно" оценивается если разделы один, два и три Протокола выполнены не менее 70%, а разделы четыре и пять не менее 60%.
4.2.7 После заполнения Протокола аттестации по устойчивости функционирования объекта экономики разрабатывается Перспективный план повышения устойчивости функционирования объекта экономики (далее - План) в котором указываются планируемые организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия, их объём, стоимость, привлекаемые силы и средства, требуемые материалы, ответственные исполнители и сроки выполнения.
4.2.8. Организационными мероприятиями обеспечиваются заблаговременная разработка и планирование действий органов управления, сил и средств, всего персонала объектов при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Такие мероприятия включают:
прогнозирование последствий возможных ЧС и разработку планов действий как на мирное, так и на военное время, учитывая весь комплекс работ в интересах повышения устойчивости функционирования объекта;
создание и оснащение центра аварийного управления объекта и локальной системы оповещения;
подготовку руководящего состава к работе в ЧС;
создание специальной комиссии по устойчивости и организацию ее работы;
разработку инструкций (наставлений) по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций, безаварийной остановке производства, локализации аварий и ликвидации последствий, а также по организации восстановления нарушенного производства;
обучение персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, локализации аварий и тушению пожаров, ликвидации последствий и восстановлению нарушенного производства;
подготовку сил и средств локализации аварийных ситуаций и восстановления производства;
подготовку эвакуации населения из опасных зон;
определение размеров опасных зон вокруг потенциально опасных объектов;
проверку готовности систем оповещения и управления в ЧС;
организацию медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные дозы облучения.
4.2.9. Инженерно-техническими мероприятиями осуществляется повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и в целом производства, а также создание условий для его быстрейшего восстановления, повышения степени защищенности людей от поражающих факторов ЧС. К ним относятся:
создание на всех опасных объектах системы автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровней загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;
создание локальной системы оповещения о возникновении ЧС персонала объекта, населения, проживающего в опасных зонах (радиационного, химического и биологического заражения, катастрофического затопления и т.п.);
накопление фонда защитных сооружений и повышение защитных свойств убежищ и ПРУ в зонах возможных разрушений и заражения;
противопожарные мероприятия;
сокращение запасов и сроков хранения взрыво-, газо и пожароопасных веществ, обвалование емкостей для хранения, устройство заглубленных емкостей для слива особо опасных веществ из технологических установок;
безаварийная остановка технологически сложных производств;
локализация аварийной ситуации, тушение пожаров, ликвидация последствий аварии и восстановление нарушенного производства;
дублирование источников энергоснабжения;
защита водоисточников и контроль качества воды;
герметизация складов и холодильников в опасных зонах;
защита наиболее ценного и уникального оборудования.
4.2.10. Специальными мероприятиями достигается создание благоприятных условий для проведения успешных работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации ЧС и их последствий. Такими мероприятиями являются:
накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
создание на химически опасных объектах запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;
разработка и внедрение автоматизированных систем нейтрализации выбросов АХОВ;
обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;
разработка и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;
регулярное проведение учений и тренировок по действиям в ЧС с органами управления, формированиями, персоналом организаций;
разработка и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;
накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений людей и животных в районах АЭС.
4.2.11. Перспективный план повышения устойчивости функционирования объекта экономики разрабатывается текстуально и делится на две части.
В первую включаются мероприятия, которые проводятся в мирное время в процессе очередного ремонта, реконструкции или переоборудования, а во вторую работы, осуществление которых начинается с возникновением угрозы нападения противника.
Вторая часть Плана выполняется в виде плана-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости, в котором отражаются работы не требующие больших капитальных
вложений, трудоемкости и длительного времени, которые заблаговременно в мирное время осуществлять нецелесообразно, с указанием времени на их проведение (в течение первых суток с точностью до часа, в последующем - до суток).
Обе эти части являются самостоятельными документами, увязанными между собой и включают всё, что должно быть сделано в результате оценки устойчивости элементов объекта.
V. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики по основным направлениям
5.1. Основные мероприятия по подготовке к обеспечению защиты основных производственных фондов (при строительстве новых и реконструкции действующих объектов).
5.2. Основными мероприятиями по подготовке к обеспечению защиты основных производственных фондов (при строительстве новых и реконструкции действующих объектов) являются:
рациональная планировка объекта (разрывы между зданиями, проезды и выезды, пожарные водоемы и подъезды к ним и др.);
внедрение в производственные здания каркасных конструкций с легкими огнестойкими заполнителями, новых видов материалов (в том числе огнестойких);
повышение надежности электро-, газо-, тепло и пароснабжения (дублирование вводов, кольцевание и надежная прокладка сетей); систем водоснабжения (питание от двух источников, один из которых подземный, на открытых источниках - подготовка двух групп головных сооружений, применение оборотного водоснабжения);
защита артезианских скважин и шахтных колодцев от заражения; оборудование их для разбора воды в подвижную тару;
подготовка к защите уникального оборудования, аппаратуры и приборов управления;
внедрение технологических процессов, обеспечивающих снижение опасности возникновения вторичных очагов поражения (заражения);
снижение объемов АХОВ, ВВ, ЛВВ и ЛВЖ. Защита емкостей и коммуникаций от разрушения и разлива этих веществ;
подготовка к безаварийной остановке оборудования на предприятиях с непрерывным технологическим процессом;
подготовка к проведению световой и других видов маскировки объекта;
проведение противопожарных мероприятий (замена легко возгораемых элементов на несгораемые или трудносгораемые, вынос за пределы объекта опасных производств и уменьшение запасов ЛВЖ, внедрение автоматических систем сигнализации и пожаротушения, подготовка водоемов).
5.3 Мероприятия по защите систем и источников водоснабжения.
Вновь проектируемые и реконструируемые системы водоснабжения, питающие отдельные категорированные города или несколько городов, в числе которых имеются категорированные города и объекты особой важности, должны соответствовать требованиям действующих норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. При этом указанные системы водоснабжения должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках водоснабжения, один из которых следует предусматривать подземным. При невозможности обеспечения питания системы водоснабжения от двух независимых источников допускается снабжение водой из одного источника с устройством двух групп головных сооружений, одна из которых должна располагаться вне зон возможных сильных разрушений.
Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения следует иметь резервуары, обеспечивающие создание в них не менее 3-суточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 л. в сутки на одного человека.
В городских и сельских поселениях, расположенных в зонах возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) местности вокруг атомных станций и в зонах возможного опасного химического заражения вокруг объектов, имеющих АХОВ, для обеспечения населения питьевой водой необходимо создавать защищенные централизованные (групповые) системы водоснабжения с преимущественным базированием на подземные источники воды.
Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения городских и сельских поселений и промышленных предприятий, включая временно законсервированные, а также предназначенные для полива сельскохозяйственных угодий, должны быть взяты на учет с одновременным принятием мер по оборудованию их приспособлениями, позволяющими подавать воду на хозяйственно-питьевые нужды путем разлива в передвижную тару, а скважины с дебитом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями.
Мероприятия по подготовке к работе городских систем водоснабжения и канализации в условиях возможного применения современных средств поражения должны осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов и методических документов, утвержденных в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5.4. Повышение устойчивости систем энергоснабжения и газо-, теплоснабжения.
5.4.1. К основным мероприятиям по повышению устойчивости систем энергоснабжения относятся:
строительство и эксплуатация электроэнергетических сооружений, линий электропередач и подстанций в соответствии с требованиями нормативных актов по ГО;
создание резервных автономных источников электроэнергии широкого диапазона мощностей, которые в мирное время будут работать в районных электросистемах при пиковых режимах;
создание на электростанциях необходимого запаса топлива и подготовка тепловых электростанций для работы на резервных видах топлива;
учет всех имеющихся дополнительных (автономных) источников электроснабжения (объектовые, резервные районные, пиковые и т.п.) в целях обеспечения участков производств, работа на которых по технологическим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения, а также объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, изготовление необходимого оборудования и приспособлений для подключения указанных источников к сетям объектов;
закольцевание распределительной электрической сети и прокладка линий электропередачи по различным трассам с подключением сети к нескольким источникам электроснабжения.
5.4.2. Повышение устойчивости газо - и теплоснабжения обеспечивается:
выполнением при строительстве, реконструкции и эксплуатации систем газо и теплоснабжения в соответствии с действующими нормами инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
организацией газоснабжения категорированных городов от двух и более самостоятельных газопроводов с подачей газа не менее чем через две газораспределительные станции, расположенные за пределами застройки города, и с разных его сторон;
подземной прокладкой и кольцеванием в категорированных городах и на объектах основных распределительных газопроводов высокого и среднего давления; устройством в наземных частях газораспределительных станций обводных газопроводов (байпасов), обеспечивающих газоснабжение при выходе из строя основных газопроводов;
установкой в основных узловых точках систем газоснабжения отключающих устройств, срабатывающих от давления ударной волны;
созданием вблизи крупных городов подземных хранилищ газа;
подготовкой к транспортировке газа в обход компрессорных и насосных станций в случае их разрушения.
5.4.3. Обеспечение устойчивости систем материально-технического снабжения достигается:
заблаговременной отработкой взаимно согласованных действий всех участников процесса снабжения в целях подготовки перехода в военное время к единой схеме деятельности снабженческо-сбытовых организаций, расположенных на данной территории;
кооперацией поставок и взаимодействием отраслевых и территориальных систем;
материально-технического снабжения; развитием межрегиональных кооперационных связей и сокращением дальних перевозок; разработкой резервных и дублирующих вариантов материально-технического снабжения по кооперированию производства на случай нарушения существующих вариантов;
созданием в организациях запасов материально-технических ресурсов, установлением оптимальных объемов их хранения, рациональным размещением и надежным хранением;
ограничением в особый период подвоза материальных ресурсов в категорированные города и ускоренной отгрузкой из этих городов готовой продукции, а также переадресовкой находящихся в пути грузов с учетом обстановки после нападения противника;
защитой сырья, материалов и готовой продукции, разработкой и внедрением тары, обеспечивающей их защиту от заражения, а также средств и способов обеззараживания;
накоплением запасов материальных средств производственно-технического назначения для восстановительных работ;
освоением загородной зоны для развертывания в военное время баз, складов, хранилищ.
5.5. Повышение устойчивости работы объектов агропромышленного комплекса
5.5.1. Подготовка агропромышленного комплекса к работе в условиях военного времени должна быть направлена на обеспечение производства сельскохозяйственной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Вооруженных сил РФ, других войск, населения и промышленности.
В отраслях экономики должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по ПУФ, присущие именно этим отраслям.
При подготовке сельского хозяйства к работе в военное время разрабатываются методы растениеводства и животноводства в условиях различных видов заражения с учетом местных природных и экономических условий.
5.5.2. Повышение эффективности защиты сельскохозяйственных животных и растений от воздействия поражающих факторов современных средств поражения предполагает:
развитие сети ветеринарно-бактериологических, радиобиологических и агрохимических лабораторий, станций защиты растений, животных и других специализированных организаций, находящихся в постоянной готовности к проведению соответствующих наблюдений и лабораторного контроля;
своевременное проведение профилактических ветеринарно-санитарных, агрохимических и других мероприятий, а также разработку и внедрение биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений;
совершенствование способов защиты водных источников от всех видов заражения;
использование сельскохозяйственной техники для обработки пораженных животных, растений и сельскохозяйственной продукции, а также территорий и сооружений;
внедрение в севообороты высокоурожайных сортов зерновых, технических и других культур, устойчивых к воздействию биологических, радиоактивных и химических средств заражения;
разработка методов и средств обработки зерновых и технических культур, позволяющих снизить воздействие поражающих факторов современных средств поражения;
защита от заражения неприкосновенных запасов семенных фондов зерновых и технических культур;
защита от заражения зерна, технических культур и овощей при их транспортировке.
5.5.2. Повышение эффективности защиты продовольствия от воздействия поражающих факторов современных средств поражения предполагает:
создание надежных, герметичных и уплотненных хранилищ и холодильников, в том числе использование подземных естественных полостей и горных выработок;
разработка мер защиты пищевого сырья, воды и продовольствия от поражающих факторов современных средств поражения;
разработка и внедрение прогрессивной технологии переработки пищевого сырья и продовольствия, автоматизированных закрытых поточных линий и высокопроизводительного оборудования, обеспечивающих надежную изоляцию пищевых продуктов от внешней среды, их расфасовку и упаковку в защитную тару;
усовершенствование существующих и разработка новых тароупаковочных материалов и тары, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и обладающих соответствующими защитными свойствами, предохраняющими сырье и продовольствие от воздействия отравляющих веществ (ОВ), бактериологических средств (БС), радиоактивных веществ (РВ) и механическим повреждениям;
разработка и внедрение автоматизированных методов и экспресс-методов обнаружения и идентификации ОВ, РВ и БС в пищевом сырье, продовольствии и воде при осуществлении лабораторного контроля.
5.5.3. Для устойчивости лесного хозяйства в интересах агропромышленного комплекса необходимо в мирное время предусматривать:
устройство минерализованных полос;
опашку хвойных насаждений с ежегодным обновлением;
создание запасов материальных средств (круглого леса, пиломатериалов, ГСМ);
приобретение и освежение средств индивидуальной защиты;
контроль состояния отведенного резервного лесосечного фонда.
5.6. Повышение надежности инженерно-технического комплекса (ИТК) объекта экономики.
Повышение надежности ИТК объекта заключается в повышении сопротивляемости зданий, сооружений и конструкций объекта к воздействию поражающих факторов производственных аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения, а также в защите оборудования, в наличии средств связи и других средств, составляющих материальную основу производственного процесса.
К числу мероприятий, повышающих устойчивость и механическую прочность зданий, сооружений, оборудования и их конструкций, относятся:
проектирование и строительство сооружений с жестким каркасом (металлическим или железобетонным). Такие материалы способствуют снижению степени разрушения несущих конструкций при землетрясениях, ураганах, взрывах и других бедствиях;
применение при строительстве каркасных зданий облегченных конструкций стенового заполнения и увеличение световых проемов путем использования стекла, легких панелей из пластиков и других легко разрушающих материалов. Эти материалы и панели, разрушаясь, уменьшают воздействие ударной волны на сооружение, а их обломки наносят меньший ущерб оборудованию;
крепление к колоннам сооружений на шарнирах легких панелей, которые под воздействием динамических нагрузок поворачиваются, значительно снижая воздействие ударной волны на несущие конструкции сооружений;
применение легких, огнестойких кровельных материалов, облегченных междуэтажных перекрытий и лестничных маршей при реконструкции существующих промышленных сооружений, а также при новом строительстве. Обрушение этих конструкций и материалов принесет меньший вред оборудованию, по сравнению с тяжелыми железобетонными перекрытиями, кровельными и другими конструкциями;
дополнительное крепление воздушных линий связи, электропередач, наружных трубопроводов на высоких эстакадах в целях защиты от повреждений при ураганах, взрывах и наводнениях, а также при скоростном напоре воздуха ударной волны;
установка в наиболее ответственных сооружениях дополнительных опор для уменьшения пролетов, усиление наиболее слабых узлов и отдельных элементов несущих конструкций, применение бетонных или металлических поясов, повышающих жесткость конструкций;
повышение устойчивости оборудования путем усиления его наиболее слабых элементов, а также созданием запасов этих элементов, отдельных узлов и деталей, материалов и инструментов для ремонта и восстановления поврежденного оборудования;
закрепление на фундаментах станков, установок и другого оборудования, имеющих большую высоту и малую площадь опоры. Устройство растяжек и дополнительных опор повышает их устойчивость на опрокидывание;
размещение тяжелого оборудования на нижних этажах производственных зданий;
рациональная компоновка технологического оборудования при разработке объемно-планировочного решения предприятия, для исключения его повреждения обломками разрушающихся конструкций и ослабления воздействия различных источников ЧС;
размещение вне здания на открытой площадке территории объекта под навесами некоторых видов технологического оборудования;
размещение особо ценного и уникального оборудования в зданиях с повышенными прочностными характеристиками (наличие жесткого каркаса, пониженная высотность и т. д.), в заглубленных, подземных или специально построенных помещениях повышенной прочности;
устройство дополнительных конструкций, обеспечивающих быструю эвакуацию людей при пожарах, особенно из высотных зданий;
возведение насыпей и дамб в целях защиты от наводнений;
возведение, в целях защиты от селевых выносов, подпорных стенок, и селевых ловушек;
углубление или надежное укрепление емкостей для хранения и приготовления химикатов, а также установка автоматических отключающих устройств на системах подачи химически опасных веществ.
5.7. Исключение или ограничение поражения вторичными факторами.
5.7.1. К вторичным факторам поражения относятся пожары, взрывы, обрушение сооружений, утечка легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей (в результате разрушения емкостей, установок, технологических коммуникаций), затопление территории при разрушении плотин гидроузлов и других гидротехнических сооружений.
Защита от вторичных факторов поражения должна проводиться одновременно с другими мероприятиями по повышению устойчивости и постоянно совершенствоваться.
На объектах, связанных с выпуском и хранением горючих и аварийно химически опасных веществ, такие мероприятия разрабатываются как на военное, так и на мирное время. При их разработке учитывается характер и масштабы возможных ЧС. Однако масштабы воздействия вторичных факторов поражения ядерного взрыва могут во много раз превосходить ЧС мирного времени, а силы и средства для ликвидации очагов в военное время могут оказаться ограниченными. Поэтому мероприятия по уменьшению ущерба от вторичных факторов поражения должны разрабатываться с учетом как характера производства, так и масштабов возможных (прогностических) вариантов воздействия поражающих факторов источников ЧС. После выявления возможных источников возникновения вторичных факторов принимаются меры к тому, чтобы предотвратить возникновение и распространение их опасного воздействия на объект и окружающие его районы или свести это воздействие к минимуму.
5.7.2. К числу мероприятий, проводимых с целью уменьшения поражения объектов вторичными факторами при ЧС, относятся следующие:
максимально возможное сокращение запасов АХОВ, легковоспламеняющихся и взрывоопасных жидкостей на промежуточных складах и в технологических емкостях предприятий;
защита емкостей для хранения АХОВ от разрушения взрывами и другими воздействиями путем расположения их в защищенных хранилищах, заглубленных помещениях, в обваловании. Устройство специальных отводов от них в более низкие участки местности (овраги, лощины и др.). При обваловании сооружений высота вала рассчитывается на удержание полного объема жидкости, которая может вытекать при разрушении емкости;
определение возможности ограничения в использовании или отказ от применения в производстве АХОВ и горючих веществ, перехода на их заменители. Так, для промывки деталей вместо керосина или бензина может быть применен водный раствор хромпика или другие растворы, которые обеспечивают необходимое качество промывки.
Если переход на заменители невозможен, разрабатываются способы нейтрализации особо опасных веществ;
применение приспособлений, исключающих разлив АХОВ по территории предприятия: строительство подземных хранилищ; устройство самозакрывающихся и обратных клапанов, поддонов, ловушек и амбаров с направленным стоком, земляных валов; заглубление в грунт технологических коммуникаций; обеспечение надежной герметизации стыков и соединений в транспортирующих трубопроводах; оборудование плотно закрывающимися крышками всех аппаратов и емкостей с легковоспламеняющимися веществами и АХОВ;
создание запасов нейтрализующих веществ (щелочей, кальцинированной соды и др.) в цехах, где используются ядохимикаты;
внедрение автоматической сигнализации в цехах предприятия, которая позволила бы своевременно оповестить рабочих (служащих) об аварии, взрыве, загазованности территории и т.п.;
размещение складов ядохимикатов, легковоспламеняющихся жидкостей и других опасных веществ с учетом направления господствующих ветров;
сведение до минимума возможности возникновения пожаров путем: установки водяных завес, устройства противопожарных разрывов. Обеспечение маневра пожарных сил и средств в период тушения или локализации пожаров, сооружение специальных противопожарных резервуаров с водой, искусственных водоемов, применение огнестойких конструкций и т.д.;
заглубление линий энергоснабжения и установка автоматических отключающих устройств, с целью исключения воспламенения материалов при коротких замыканиях;
установка в хранилищах взрывоопасных веществ (сжатых газов, летучих жидкостей, генераторах ацетилена и др.) устройств, локализующих разрушительный эффект взрыва, а именно: вышибных панелей, самооткрывающихся окон, фрамуг, различного рода клапанов-отсекателей.
5.8. Комплексная защита объектов экономики от высокоточного оружия противника.
5.8.1. Защита объектов экономики и инфраструктуры, обеспечение их устойчивости функционирования в современных вооруженных конфликтах (войнах) может быть достигнута применением активных средств (огневых средств ПВО, ВВС) и пассивных способов и средств, в том числе проведением мероприятий по световой и другим видам маскировки.
Для эффективной защиты объектов экономики и инфраструктуры от высокоточного оружия (ВТО) требуется заблаговременная подготовка и проведение скоординированных мероприятий различных ведомств и организаций.
Целями комплексной защиты объектов является максимальное снижение вероятности поражения объектов экономики и инфраструктуры высокоточным оружием, уменьшение размеров возможного ущерба и потерь.
5.8.2. Указанные цели достигаются решением следующих основных задач:
скрытием объектов на местности за счет использования статических и динамических аэрозольных помех, масок-экранов, радио и теплопоглощающих покрытий и зеленых насаждений;
изменением физических полей объектов за счет уменьшения контрастности, сооружением ложных целей и постановкой статических помех;
противодействием системам наведения высокоточного оружия постановкой "динамических" помех на основе использования боеприпасов-помех;
рациональным сочетанием мер, направленных на сохранение объектов и повышение их физической стойкости;
снижением запасов токсичных и взрывопожароопасных веществ, использованием средств и способов маскировки критических элементов объектов экономики.
5.8.3. Основными принципами организации и эффективного осуществления комплексной защиты являются:
Принцип стратегической мобильности, предусматривающий заблаговременную разработку планов и создание группировок сил и средств для проведения защиты объектов с учетом оперативного реагирования на изменения характера вооруженных конфликтов и военных опасностей на стратегических направлениях.
Принцип комплексного применения различных средств и способов защиты, предусматривающий использование комплекса различных средств, обеспечивающих изменение всех демаскирующих признаков объекта и создание помех широкого спектра для средств наведения.
Принцип дифференцированного подхода к защите объектов, предусматривающий приоритетность объектов с учетом их значимости и возможности применения современных средств поражения.
Принцип разумной достаточности, учитывающий, что экономические затраты на защиту объектов должны быть адекватны военным угрозам и не превышать экономический эффект от сохранения объекта.
Принцип приоритетного использования мероприятий двойного назначения, предусматривающий первоочередное планирование и проведение организационных мероприятий, которые могут обеспечить сохранение объектов в мирное и военное время.
5.8.4. Наиболее вероятными объектами воздействия ВТО в вооруженных конфликтах являются:
важнейшие объекты государственного управления; предприятия оборонных отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химии и нефтехимии, транспорта, черной и цветной металлургии, предприятия по производству радиоэлектронной аппаратуры; транспортные коммуникации; электростанции (АЭС, ГЭС,) и узловые подстанции, обеспечивающие электроэнергией промышленные центры;
крупные железнодорожные узлы, мосты, аэродромы; морские и речные порты;
пункты управления, узлы связи и отдельные наиболее важные радио-, радиорелейные станции и коммутационные центры; федеральные продовольственные базы (склады), объекты водо-, электро и теплоснабжения, здравоохранения.
5.8.5. Установление приоритетов защиты объектов производится на основе следующих признаков: важности, структуры и характера производственного процесса, допустимого времени вывода из строя, степени опасности возникновения вторичных поражающих факторов.
Предусматриваются три уровня приоритета защиты:
К объектам первого приоритета относятся пункты государственного управления, узлы связи, радиовещательные станции, телецентры, железнодорожные узлы, аэродромы, морские и речные порты, железнодорожные и автомобильные мосты основных направлений, склады и базы госрезервов, насосные станции трубопроводов.
К объектам второго приоритета относятся атомные, тепловые и гидроэлектростанции, подстанции ЛЭП, склады ГСМ, нефтебазы, крупные объекты водо-, электро и теплоснабжения.
К объектам третьего приоритета относятся нефтеперерабатывающие и химические производства, предприятия оборонного комплекса, цветной и черной металлургии, машиностроения, электротехнической промышленности, крупные госпитали и больницы.
5.9. Организация комплексной маскировки с целью защиты объектов от современных средств поражения.
5.9.1. Современные подходы к планированию и проведению маскировочных мероприятий концептуально изменились (относительно последних двух-трех десятилетий) в связи с изменением тактики ведения войн и военных действий.
Переход от применения оружия массового поражения к концепции применения высокоточного оружия (ВТО) в сочетании с обычными средствами поражения при нанесении ударов как по военным объектам, так и по объектам экономики и инфраструктуры, требует кардинального пересмотра ряда некоторых положений организации и ведения мероприятий ГО. В настоящее время мероприятия по маскировке стоит рассматривать не в целях защиты населенных пунктов, а в целях защиты объектов вероятного поражения.
Эффективность маскировочных мероприятий напрямую зависит от решения трех основных функциональных задач:
срыв скрытности наведения средств поражения на цели;
снижение точности наведения средств доставки и средств поражения
вероятного противника на объекты - цели при пролёте их над территорией России;
защита объектов экономики и инфраструктуры с высокой вероятностью
их поражения в военное время в местах их размещения.
Порядок реализации этих мероприятий по видам маскировки включает:
определение перечня объектов и критических элементов на каждом из них;
выявление демаскирующих признаков на объектах;
разработку и согласование планов создания объектовых защитных комплексов и технологических средств маскировки;
порядок хранения, накопления и применения средств маскировки.
5.9.2. Для эффективной защиты объектов экономики и инфраструктуры от высокоточного оружия (ВТО) требуется заблаговременная подготовка и проведение скоординированных мероприятий различных ведомств и организаций.
Целями комплексной маскировки является максимальное снижение вероятности поражения объектов экономики и инфраструктуры высокоточным оружием, уменьшение размеров возможного ущерба и потерь.
Указанные цели достигаются решением следующих основных задач:
скрытием объектов на местности за счет использования статических и динамических аэрозольных помех, масок-экранов, радио и теплопоглощающих покрытий и зеленых насаждений;
изменением физических полей объектов за счет уменьшения контрастности, сооружением ложных целей и постановкой статических помех;
противодействием системам наведения высокоточного оружия постановкой "динамических" помех на основе использования боеприпасов-помех;
рациональным сочетанием мер, направленных на сохранение объектов экономики;
снижением запасов токсичных и взрывоопасных веществ, использованием средств и способов маскировки критических элементов объектов экономики.
5.9.3. Световая маскировка городов и других населенных пунктов организуется органами управления гражданской обороны в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
СНиП 2.61.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны";
СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства".
Опыт показал, что при учете требований данных СНиП светомаскировочные мероприятия снижают эффективность действий тактической авиации в обнаружении и поражении отдельных объектов на территории городов и населенных пунктов.
В муниципальных образованиях и на ОЭ территории, заблаговременно должны осуществляются только организационные мероприятия по обеспечению отключения наружного освещения населенных пунктов и объектов экономики, внутреннего освещения жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий, а также организационные мероприятия по подготовке и обеспечению световой маскировки производственных огней при подаче сигнала "Воздушная тревога".
5.9.4. Световая маскировка проводится с целью создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение важной части городов, населенных пунктов и объектов экономики с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,4-0,76 мкм).
При этом следует исходить из следующих оптических демаскирующих признаков:
освещенные окна зданий хорошо видны на расстоянии до 10 км;
освещенный крупный промышленный объект виден на расстоянии до 40 км;
крупный административный центр виден на расстоянии более 80 км.
5.9.5. При выполнении мероприятий по световой маскировке обнаружить объект труднее. При этом основные требования к проведению светомаскировки заключаются в следующем:
световая маскировка должна проводиться в городах, населенных пунктах и на ОЭ, входящих в зону световой маскировки;
подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление световой маскировки, должны проводиться заблаговременно;
в городах, населенных пунктах и на ОЭ, не входящих в зону световой маскировки, осуществляются, как правило, только организационные мероприятия по обеспечению отключения освещения и световой маскировки производственных огней при подаче сигнала "Воздушная опасность" ("ВО") или "Воздушная тревога" ("ВТ").
5.9.6. Световая маскировка зданий или помещений, в которых продолжается работа при подаче сигнала "ВТ" или по условиям производства невозможно безаварийное отключение освещения, осуществляется светотехническим или механическим способом.
К числу таких объектов, относятся:
а) операционные блоки больниц и госпиталей, родильные отделения, помещения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинеты лапароскопии и бронхоскопии, станции переливания крови;
б) междугородные телефонные станции, телеграфные станции и узлы, сетевые узлы и узлы автоматической коммутации, обслуживаемые усилительные пункты, районные узлы связи, городские и сельские АТС общего пользования;
в) центральные усилительные станции, радиотрансляционные узлы, передающие и приемные радиоцентры (радиостанции), радиотелевизионные передающие станции и земные станции спутниковой связи;
г) котельные с водогрейными котлами единичной производительности более 10 Гкал/ч и теплофикационные насосные станции; д) водопроводные насосные станции в городах с числом жителей более 50 тыс., а также водоподъемные сооружения артезианских скважин;
е) канализационные насосные станции, не имеющие аварийного выпуска или с аварийным выпуском, при согласованной продолжительности сброса менее 2 ч, очистные сооружения общегородского назначения;
ж) диспетчерские пункты энергосистем, городских электросетей, сетей наружного освещения, теплоснабжения, водо-канализационных и газовых сетей, охранной сигнализации; штабы гражданской обороны.
Перечень указанных объектов в каждом конкретном случае должен уточняться и утверждаться органами местного самоуправления и руководителями объектов.
5.10. Повышение надежности инженерно-технического комплекса (ИТК) объекта экономики от поражающих факторов ВТО.
Повышение надежности ИТК объекта заключается в повышении сопротивляемости зданий, сооружений и конструкций объекта к воздействию поражающих факторов современных средств поражения, а также в защите оборудования, в наличии средств связи и других средств, составляющих материальную основу производственного процесса.
Степень и характер поражения объектов зависит от параметров поражающих факторов, расстояния от объекта до эпицентра формирования поражающих факторов, технической характеристики зданий, сооружений и оборудования, планировки объекта, метеорологических условий. В ходе проведения оценки устойчивости объектов экономики необходимо подготовить следующие данные:
анализ вероятности применения противником современных средств поражения;
вероятные параметры поражающих факторов, которые будут влиять на устойчивость объектов экономики (избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, плотность теплового потока, доза радиоактивного облучения, предельно допустимая концентрация опасных химических веществ и т. д.);
параметры вторичных поражающих факторов, возникающих при воздействии современных средств поражения противника;
зоны воздействия поражающих факторов;
принципиальная схема функционирования производственного объекта с обозначением элементов, влияющих на функционирование предприятия;
значение критического параметра (максимальная величина параметра поражающего фактора, при которой функционирование объекта не нарушается);
значение критического радиуса (минимальное расстояние от центра формирования источника поражающих факторов, на котором функционирование объекта не нарушается).
Кроме того, должны быть собраны данные по характеристике непосредственно самого объекта (количество зданий и сооружений, плотность застройки, наибольшая работающая смена, обеспеченность защитными сооружениями, конструкции зданий и сооружений, характеристика оборудования, коммунально-энергетических сетей, местности).
Решая вопросы защиты и повышения устойчивости объекта экономики следует соблюдать принцип равной устойчивости по всем поражающим факторам. Принцип равной устойчивости заключается в необходимости доведения защиты зданий, сооружений и оборудования объекта до такого целесообразного уровня, при котором выход из строя от поражающих факторов может возникнуть, как правило, на одинаковом расстоянии.
Повышение устойчивости объектов экономики достигается путем заблаговременного проведения мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от поражающих факторов, создание условий для ликвидации последствий и осуществления в сжатые сроки работ по восстановлению объекта экономики. Мероприятия в этой области осуществляются заблаговременно в мирное время (период повседневной деятельности), в угрожаемый период, а также в условиях военного времени.
Основными направлениями повышения устойчивости объектов экономики являются:
обеспечение защиты рабочего персонала;
рациональное размещение и защита производительных сил;
подготовка объектов экономики к работе в условиях военного времени;
подготовка к выполнению работ по восстановлению объекта экономики; подготовка системы управления объекта экономики.
Устойчивость объекта в условиях ЧС мирного и военного времени определяется его производственными возможностями. Это в конечном итоге и будет характеризовать возможность объекта выполнять свое функциональное назначение. Рассмотрим, как же возможно оценить производственные возможности объекта экономики (ОЭ) в условиях воздействия тех или иных поражающих факторов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Дзержинского района Калужской области от 23 марта 2016 г. N 199 "Об утверждении методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.