В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение позиции 1.27.6 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Положения по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
2. Признать утратившими силу приказы Росстата:
от 14 августа 2020 г. N 462 "Об утверждении Положений по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей";
от 6 августа 2021 г. N 480 "О внесении изменений в Положения по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, утвержденные приказом Росстата от 14 августа 2020 г. N 462";
от 17 августа 2022 г. N 577 "О внесении изменений в Положения по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, утвержденные приказом Росстата от 14 августа 2020 г. N 462";
от 28 августа 2023 г. N 413 "О внесении изменений в Положения по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, утвержденные приказом Росстата от 14 августа 2020 г. N 462".
Заместитель руководителя |
С.Н. Егоренко |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 28.05.2024 N 213
Положения
по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей
I. Общие положения
1. Настоящие Положения по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (далее соответственно - Положения, обследование ИКТ, наблюдение) направлены на установление единых подходов к подготовке наблюдения, сбору первичных статистических данных, контролю и автоматизированной обработке полученной информации, подведению итогов и формированию официальной статистической информации.
2. Обследование ИКТ проводится в рамках реализации позиции 1.27.6 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, в целях формирования официальной статистической информации, характеризующей:
наличие и использование в частных домашних хозяйствах информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей;
использование населением компьютеров, мобильных телефонов и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
использование средств защиты информации;
использование сети Интернет для заказа товаров (услуг);
получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
влияние информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей на жизнь населения.
3. Значения понятий в настоящих Положениях приведены исключительно в целях проведения обследования ИКТ.
II. Основные методологические положения
2.1. Общие положения
4. Обследование ИКТ основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации.
Опрос населения проводится по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИТ "Анкета выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (обследования ИКТ)" (далее - Анкета ИКТ), утверждаемой приказом Росстата, лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения (сбором первичных статистических данных) и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений, на основании части 6 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - интервьюеры).
Анкета ИКТ содержит перечень вопросов, характеризующих использование ИКТ частными домашними хозяйствами и населением, с указаниями по ее заполнению. Анкета ИКТ подлежит ежегодной актуализации в целях учета тенденций развития ИКТ.
5. Обследование ИКТ проводится по единой с выборочным обследованием рабочей силы выборке по тем же адресам домашних хозяйств. Сроки проведения обследования определяются Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов обследования ИКТ.
Объем выборочной совокупности при проведении обследования в целом по Российской Федерации составляет около 154 тыс. человек в возрасте от 15 лет и старше (приблизительно 82 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,12% численности населения обследуемого возраста.
2.2. Единицы наблюдения
6. Единицами (объектами) наблюдения являются частные домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 лет и старше, члены этих домохозяйств.
Минимальная граница возраста обследуемого населения (15 лет) определена с учетом методологических принципов и рекомендаций Организации Объединенных Наций (ООН) в отношении переписей населения и жилого фонда.
7. Частным домашним хозяйством (далее - домохозяйство) в целях обследования ИКТ признается совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношением родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства (в том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домашнем хозяйстве длится более одного года). Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
8. При проведении обследования в каждом домохозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие в нем, включая и тех лиц, которые в период проведения обследования временно отсутствовали, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (то есть лица, имеющие гражданство только иностранного государства).
Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельным домохозяйством.
Не обследуются коллективные домохозяйства - группы лиц, долговременно находящихся в больницах, школах-интернатах, интернатах для престарелых и других институциональных заведениях, общежитиях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях.
9. Местом постоянного (обычного) жительства признается то место, в котором человек проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).
2.3. Применение выборочного метода
10. Обследование ИКТ проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации. При этом для проведения обследования используется выборочная совокупность единиц наблюдения, сформированная для выборочного обследования рабочей силы.
Формирование выборочной совокупности и реестра адресов отобранных домохозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне с использованием подсистемы "Демография" Информационно-вычислительной системы Росстата (далее - ПС "Демография"), включающей все адреса и характеристики постоянного населения, учтенного во Всероссийской переписи населения 2020 года (далее - ВПН-2020), и инструментарий формирования выборочных совокупностей на базе первичных материалов ВПН-2020. План размещения выборочной совокупности ежегодно формируется и доводится до территориальных органов Росстата уполномоченным управлением центрального аппарата Росстата с использованием ПС "Демография".
11. Основой для формирования выборочной совокупности служит базовый массив первичных данных ВПН-2020, включающий совокупность всех счетных участков ВПН-2020 с населением, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования субъекта Российской Федерации. Построение базового массива осуществляется на основе отбора с вероятностью, пропорциональной размеру, при этом в качестве размера используется признак "Количество домашних хозяйств" в рамках счетного участка.
В базовый массив не включается население, проживающее в коллективных домохозяйствах (например, лица долговременно находящиеся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, казармах, местах лишения свободы, религиозных организациях (монастырях, семинариях) и тому подобных), а также население, временно проживающее на территории Российской Федерации.
12. На основе базового массива осуществляется построение базового подмассива (далее - БПМ).
БПМ - это реестр объектов наблюдения, сформированный на принципах их вероятностного отбора в каждом из субъектов Российской Федерации, его муниципальных образований (по каждому муниципальному району, муниципальному округу, городскому округу), отдельно по городскому и сельскому населению.
Единицей отбора при построении БПМ является счетный участок, который отбирается с вероятностью, пропорциональной размеру. В качестве размера используется признак "Количество домашних хозяйств в счетном участке".
13. БПМ включает 4 крупных выборочных подмножества с полностью непересекающимися элементами (счетными участками).
На основе каждого из этих подмножеств осуществляется построение выборочных совокупностей для проведения различных выборочных обследований домохозяйств и населения.
14. Формирование выборочной совокупности конечных единиц отбора является последним этапом построения выборочных массивов объектов и единиц наблюдения и осуществляется в соответствии с принятой моделью многофазной выборки, в рамках которой на последней фазе реализуется двухступенчатый отбор.
Многофазная выборка - вид выборки, при которой конечная выборочная совокупность формируется в несколько фаз, на каждой из которых используется одна и та же единица отбора (например, счетный участок, который при построении БПМ является первичной выборочной единицей). Использование многофазной выборки нацелено на построение в рамках БПМ множества выборочных подмассивов с непересекающимися элементами.
15. На первой ступени формируется выборочный массив первичных выборочных единиц - счетных участков.
Отбор счетных участков осуществляется в рамках образованных на территории субъекта Российской Федерации аналитических областей (территориальных сегментов, муниципальных образований), отдельно по городскому и сельскому населению.
Размещение по аналитическим областям производится по комбинированной модели, включающей в себя модели непропорционального размещения по модели Л. Киша, пропорционального размещения, округления, коррекции и линейной балансировки.
Построение выборочных массивов первичных выборочных единиц осуществляется на два года, при этом используется ротационная схема с полным замещением первичных выборочных единиц (счетных участков). Таким образом, все месячные выборки на протяжении двух лет являются независимыми. Повторное использование счетных участков осуществляется с периодичностью один раз в два года.
В соответствии с принятой ротационной схемой ежегодно обновляется от 15 до 30% счетных участков. Актуализация счетных участков проводится постоянно с учетом административных, структурных и временных изменений, происходящих в исходных совокупностях с течением времени.
16. На второй ступени формируется совокупность конечных единиц отбора, то есть домохозяйств. Для формирования выборки домохозяйств применяется систематический отбор, при котором начало отбора определяется случайно.
По отобранным домохозяйствам формируется общий массив, состоящий из основного и резервного массивов. Резервный массив предназначен для замены недостижимых домохозяйств в основной выборке.
Домохозяйства, отобранные на второй ступени, подлежат опросу.
Дополнительный массив единиц, включенных в выборку, составляют лица, вселившиеся в течение года в новые жилые помещения. Формирование его осуществляется на основе ежегодной актуализации основы выборки.
Обобщенный порядок построения выборочной совокупности единиц наблюдения приводится в приложении N 1 к Положениям.
17. Размер месячной выборки обеспечивает получение представительных итогов в целом по Российской Федерации по заданным разрезам разработки.
По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность не менее двух независимых месячных выборок.
2.4. Взвешивание и распространение данных
18. При формировании итогов обследования ИКТ его результаты распространяются на все частные домохозяйства и все население, проживающее в них.
19. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального (базового) веса каждой отдельной единице наблюдения - домохозяйству и обследуемым лицам в возрасте от 15 лет и старше.
Значение индивидуального веса домохозяйства определяется как величина, обратная величине вероятности включения в выборочную совокупность конечной единицы отбора - домохозяйства.
Индивидуальные веса для обследуемых лиц определяются методом прямого счета. Процедура заключается в сопоставлении по каждому субъекту Российской Федерации выборочной совокупности (численности обследованных лиц), стратифицированной по полу, типу поселения (городское, сельское) и пятилетним возрастным группам, с генеральной совокупностью населения, стратифицированной по этим же характеристикам.
В результате каждой единице наблюдения присваивается индивидуальный вес, который в качестве производного признака записывается в базу индивидуальных данных и в дальнейшем используется при формировании распространенных данных обследования в необходимых разрезах разработки.
20. Порядок взвешивания и распространения данных обследования ИКТ по обследуемым лицам производится согласно официальной статистической методологии выборочного обследования рабочей силы, утверждаемой приказом Росстата.
2.5. Оценка статистических характеристик и ее точность
21. Оценка статистических характеристик по показателям обследования ИКТ производится на основе базы первичных статистических данных и индивидуальных весовых коэффициентов, с использованием данных текущей статистики населения по половозрастному составу и типу поселения.
Для оценки статистических характеристик по результатам месячного опроса применяются следующие формулы.
23.# Оценка общего количества единиц анализа рассчитывается по формуле:
, (1)
где l - число страт (или образованных слоев по переменной "пол", "тип поселения", "пятилетняя возрастная группа");
m ij - количество лиц j-й категории в выборочной совокупности, принадлежащих i-ой страте (i = 1, 2, 3, ..., l) и обладающих определенным признаком;
V ij - индивидуальный месячный вес лица, принадлежащего к j-й категории i-й страты.
24. Оценка доли единиц с определенным признаком рассчитывается по формуле:
, (2)
где P ij - доля населения, относящегося к j-й категории в i-й страте (i = 1, 2, 3, ..., l);
m ij - количество лиц j-й категории в выборочной совокупности, принадлежащих i-й страте;
V ij - индивидуальный месячный вес лица, принадлежащего к j-й категории i-й страты;
М - численность постоянного населения в возрасте 15 лет и старше по территории, для которой производится оценивание статистических характеристик.
25. Дисперсия оценки общего количества единиц анализа :
, (3)
где m ij - количество лиц j-й категории, обладающих определенным признаком, подлежащих отбору;
S ij 2 - дисперсия доли лиц j-й категории, обладающих определенным признаком в i-й страте выборки:
, (4)
, (5)
f ij - доля отбора лиц j-й категории в i-й страте:
, (6)
M i - число лиц в возрасте 15 лет и старше в i-й страте по генеральной совокупности.
26. Дисперсия оценки доли единиц с определенным признаком :
. (7)
27. Для получения усредненных оценок статистических характеристик за два месяца суммирование по i-й страте осуществляется с учетом данных сводного информационного фонда, содержащего данные двух опросов. При этом используются формулы, описанные для расчета месячных оценок, с применением индивидуального веса за два месяца для каждого лица, попавшего в выборку:
, (8)
где V ijm - индивидуальный вес j-го лица за два месяца, принадлежащего i-й страте.
28. В качестве показателей точности оценивания статистических характеристик (показателей) по результатам обследования ИКТ, то есть количественной меры отклонения оценки от действительного значения параметра, используются показатели, в основе которых лежит стандартная ошибка выборки:
стандартная ошибка выборки - показывает величину среднего значения отклонения оценки от параметра;
относительная стандартная ошибка выборки (коэффициент вариации оценки) - показывает в процентах величину возможного отклонения оценки от параметра;
доверительный интервал - диапазон, в котором находится истинное значение параметра при заданном уровне доверительной вероятности.
Стандартная ошибка выборки рассчитывается по формуле:
. (9)
Относительная стандартная ошибка выборки (, ) рассчитывается по формуле:
, (10)
. (11)
Следует иметь в виду, что .
Границы доверительного интервала для оценок и соответственно равны:
, (12)
, (13)
где t - квантиль стандартного нормального распределения или коэффициент, характеризующий вероятность предельной ошибки выборки (при Р = 0,95 t = 1,96).
Показатели точности оценивания статистических характеристик приводятся при публикации итогов обследования ИКТ.
2.6. Содержание программы обследования ИКТ
29. Программа обследования ИКТ основана на рекомендациях Руководства по измерению доступа к ИКТ и их использования на уровне домашних хозяйств и отдельных лиц Международного союза электросвязи (https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/manual/ITUManualHouseholds2020_R.pdf), которое гармонизировано со статистическими стандартами и методиками Партнерства по измерению ИКТ в целях развития, Статистического отдела Организации Объединенных Наций (ООН), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Статистической службы Европейского союза (Евростата), Международной организации труда и ООН по вопросам образования, науки и культуры и представляет собой перечень вопросов и вариантов ответов на них, расположенных в логической последовательности.
30. Опрос населения проводится по Анкете ИКТ методом интервьюирования, предполагающего непосредственное взаимодействие интервьюера с респондентом. Опрос проводится на условиях добровольного согласия респондентов принять в нем участие.
Фиксация ответов респондентов производится интервьюером в электронной Анкете ИКТ, размещенной на планшетном компьютере, с их слов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. В случае неисправности планшетного компьютера опрос проводится с использованием Анкеты ИКТ на бумажном носителе.
31. Программа обследования ИКТ состоит из пяти тематических блоков, по которым собираются первичные статистические данные:
1) наличие компьютера и доступа в Интернет в домохозяйстве;
2) использование компьютеров и мобильных телефонов;
3) использование Интернета;
4) получение населением государственных и муниципальных услуг (госуслуг) в электронной форме за последние 12 месяцев;
5) использование Интернета для заказа товаров (услуг).
Первый блок используется для сбора сведений о наличии ИКТ в попавших в выборку домохозяйствах.
Вопросы 2-5 блоков адресуются каждому члену домохозяйства в возрасте от 15 лет и старше.
2.7. Основные термины и определения
32. При сборе первичных статистических данных и публикации итогов обследования ИКТ используются следующие основные термины с соответствующими определениями:
1) Антивирусные средства - специализированные программы, предназначенные для обнаружения компьютерных вирусов, нежелательных (вредоносных) программ и восстановления зараженных (измененных) такими программами файлов, а также для профилактики - предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным содержимым;
2) Антиспамовые фильтры - специализированное программное обеспечение или функция используемого программного обеспечения, предназначенные для фильтрации и скрытия нежелательных рекламных сообщений при посещении интернет-сайтов, получении электронной почты и использовании программ обмена сообщениями;
3) Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
4) Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (сеть Интернет) - всемирная компьютерная сеть общего пользования;
6) Мобильный телефон или смартфон - портативный телефон с установленной SIM-картой, обеспечивающий доступ к телефонной сети связи общего пользования;
7) Респондент - лицо в возрасте от 15 лет и старше, постоянно (обычно) проживающее в обследуемом домохозяйстве, отвечающее на вопросы интервьюера по Анкете ИКТ;
8) Компьютер - настольный, мобильный или планшетный (или аналогичный портативный) компьютер. К компьютерам не относится оборудование со встроенными компьютерными возможностями, такое как Smart TV, а также устройства, основной функцией которых является телефонная связь, например, мобильные телефоны или смартфоны;
9) Настольный компьютер - компьютер, требующий постоянного подключения к электросети и чаще всего установленный стационарно (например, десктопы (системный блок и монитор представлены в виде отдельных устройств, соединенных между собой проводами), моноблоки);
10) Мобильный компьютер - компьютер, не требующий постоянного подключения к электросети, размеры которого позволяют его легко переносить (например, лэптопы, ноутбуки, нетбуки, ультрабуки, смартбуки);
11) Планшетный (или аналогичный портативный) компьютер - компьютер, оборудованный сенсорным экраном, и соответственно управляемый путем соприкосновения с экраном вместо использования физической клавиатуры или наряду с ней;
12) Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
13) Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав;
14) Механизм получения госуслуг в электронной форме - действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порталов госуслуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:
запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления госуслуг для подачи запроса;
формирование запроса;
прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
получение результата предоставления услуги;
досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего;
15) Предоставление госуслуг в электронной форме - предоставление госуслуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации;
16) Портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг;
17) Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна";
18) Привлекаемые лица - физические лица, привлекаемые на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением выборочного федерального статистического наблюдения;
19) Смарт-карта - пластиковая карта со встроенной микросхемой (чипом), содержащая информацию о пользователе карты и предназначенная для идентификации и аутентификации пользователя при получении госуслуг;
20) Средства родительского контроля или фильтрации интернет-ресурсов - комплекс правил и мер по предотвращению негативного воздействия сети Интернет и компьютера на опекаемого человека (обычно ребенка);
21) Широкополосный доступ к сети Интернет - доступ к сети Интернет по любой из технологий, например, посредством кабеля, мобильной или спутниковой связи и тому подобного, который обеспечивает подключение к сети Интернет со скоростью не менее 256 Кбит/с. Указанная скорость обеспечивается всеми способами подключения к сети Интернет, за исключением подключения посредством модема через телефонную линию (технология dial-up), при котором телефонная линия всегда занята;
22) Электронная подпись - подпись, используемая в качестве аналога собственноручной подписи для придания документу, оформленному в электронной форме, юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью;
23) USB-токен - компактное устройство, выглядящее как стандартный USB-флеш-накопитель и предназначенное для идентификации и аутентификации пользователя, а также для хранения криптографических ключей, таких как электронная подпись.
III. Организация обследования ИКТ
3.1. Уровни управления и организации работ
33. Организация обследования ИКТ осуществляется на:
федеральном уровне (Управления центрального аппарата Росстата);
территориальном уровне (территориальные органы Росстата).
3.2. Функции управления и организации работ, выполняемые на федеральном уровне
34. На федеральном уровне выполняются следующие функции:
1) разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению результатов выполненных работ:
организация работы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам программы обследования ИКТ;
разработка статистического инструментария обследования - Анкеты ИКТ с указаниями по ее заполнению, методического пособия для интервьюеров с приложением к нему, дополнительных материалов, образца письма с обращением к населению;
разработка Положений по организации и проведению обследования ИКТ;
2) координация, планирование работ по проведению обследования ИКТ и контроль подготовки, проведения и подведения итогов обследования:
подготовка и утверждение приказом Росстата Календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов обследования ИКТ текущего года;
определение потребностей в привлекаемых лицах и материально-технических ресурсах, необходимых для подготовки и проведения обследования ИКТ;
проведение контрольных мероприятий на федеральном и территориальном уровнях;
3) выбор технологии организации автоматизированной обработки информации, полученной в ходе обследования ИКТ:
подготовка экономического описания;
подготовка технического задания на выполнение работ, связанных с системным сопровождением Единой системы сбора и обработки статистической информации (ЕССО) Информационно-вычислительной системы Росстата (ИВС Росстата), а также с обработкой материалов и получением итогов обследования ИКТ;
организация выполнения работ, связанных с системным сопровождением программного обеспечения, используемого для проведения обследования ИКТ;
организация и проведение автоматизированной обработки данных обследования;
4) формирование официальной статистической информации обследования ИКТ, ее публикация, хранение результатов выполненных работ:
формирование информационного фонда обследования, публикационных таблиц, базы обезличенных первичных статистических данных и файлов открытых данных;
публикация результатов обследования в электронном виде на сайте Росстата в сети Интернет;
хранение официальной статистической информации с итогами обследования в электронном виде;
5) тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам обследования ИКТ;
6) организация обучения служащих территориальных органов Росстата, ответственных за подготовку и проведение обследования ИКТ в субъекте Российской Федерации:
разработка рекомендаций для должностных лиц и служащих территориальных органов Росстата по организации инструктажа (обучения) привлекаемых лиц технике ведения опросов респондентов и порядку сбора информации в ходе обследования ИКТ (Учебного курса), а также тестов для проверки степени усвоения привлекаемыми лицами инструктивного материала и готовности к опросу;
7) обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения обследования ИКТ;
8) организация финансового и материально-технического обеспечения обследования ИКТ:
доведение в установленном порядке до территориальных органов Росстата лимитов бюджетных обязательств на проведение обследования;
централизованное тиражирование статистического инструментария (методического пособия для интервьюеров, обращения к населению, дополнительных материалов, удостоверений для лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном уровне) и его поставка в территориальные органы Росстата;
централизованная закупка и поставка в территориальные органы Росстата товарно-материальных ценностей для обеспечения привлекаемых лиц (при наличии финансирования);
анализ возможности использования территориальными органами Росстата остатков товарно-материальных ценностей при проведении обследования ИКТ в следующем году;
9) мониторинг хода выполнения работ по проведению обследования ИКТ.
В центральном аппарате Росстата ответственность за выполнение указанных работ и функций определяется руководителем Росстата.
3.3. Функции управления и организации работ, выполняемые на территориальном уровне
35. На территориальном уровне выполняются следующие функции:
1) подготовка и проведение обследования ИКТ в субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией:
разработка и издание приказа соответствующего территориального органа Росстата о подготовке и проведении обследования ИКТ в текущем году, включающего Организационный план-график подготовки и проведения обследования ИКТ (далее - Организационный план-график, примерная форма Организационного плана-графика приведена в приложении N 2 к Положениям);
организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди населения через средства массовой информации, официальные сайты территориальных органов Росстата в сети Интернет;
2) координация и организация работ по подготовке и проведению обследования ИКТ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения обследования:
проведение закупок товаров, работ, услуг для нужд обследования ИКТ (в пределах установленных нормативных затрат, утверждаемых соответствующим приказом Росстата, и доведенных Росстатом на проведение обследования ИКТ лимитов бюджетных обязательств);
тиражирование резерва Анкет ИКТ (при необходимости);
комплектование тиража статистического инструментария, товарно-материальных ценностей (при наличии) и организация их поставки в районные (межрайонные) отделы территориальных органов Росстата (при наличии);
подготовка планшетных компьютеров к проведению обследования (зарядка и проверка работоспособности планшетного компьютера, установка и настройка специализированного программного обеспечения, загрузка списков обследуемых домохозяйств) и их передача интервьюерам по акту приема-передачи материальных ценностей;
обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ;
организация рабочих мест для привлекаемых лиц;
проведение инвентаризации остатков товарно-материальных ценностей в месячный срок по завершении обследования ИКТ;
обеспечение хранения, учета и целевого использования товарно-материальных ценностей, закупленных для нужд обследования ИКТ, а также их неоднократное использование;
3) подбор лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, обеспечение деятельности и контроль за выполнением ими работ:
подготовка типовых форм контрактов и технических заданий для привлекаемых лиц;
подбор кандидатур и заключение контрактов с лицами, привлекаемыми к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, на основании требований пункта 42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
выдача удостоверений установленного образца привлекаемым лицам;
обеспечение привлекаемых лиц статистическим инструментарием, товарно-материальными ценностями (при наличии), планшетными компьютерами;
проведение контрольных мероприятий в отношении интервьюеров на территориальном уровне;
проведение экспертизы результатов выполненных работ на их соответствие условиям контрактов;
приемка результатов выполненных работ и выплата вознаграждения привлекаемым лицам в соответствии с условиями контрактов на выполнение работ;
размещение информации о контрактах, заключенных с лицами, привлекаемыми к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, на официальном сайте территориального органа Росстата в сети Интернет и ее представление на федеральный уровень;
4) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
привлечение граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных;
проведение информационно-разъяснительной работы (информирование населения о проведении обследования ИКТ);
инструктаж (обучение) интервьюеров;
обеспечение безопасности интервьюеров при проведении опросов респондентов.
Территориальные органы Росстата доводят до территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении обследования ИКТ, в том числе для подготовки ответов на возникающие у респондентов вопросы, связанные с проведением обследования.
5) инструктаж (обучение) лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ, в форме однодневных (в течение одного рабочего дня) очных семинаров, в том числе:
подготовка программ семинаров;
проведение очных семинаров или вебинаров с использованием разработанного Росстатом Учебного курса;
6) организация работ по сбору первичных статистических данных обследования ИКТ;
7) подготовка полученных первичных статистических данных обследования к автоматизированной обработке:
организация сдачи-приемки результатов выполненных работ от интервьюеров;
экспертиза результатов работ, выполненных привлекаемыми лицами, на соответствие условиям контрактов, в том числе проверка Анкет ИКТ на полноту и правильность заполнения;
8) автоматизированная обработка полученной информации:
загрузка первичных статистических данных на сервер центра обработки данных федерального уровня (далее - ЦОДФУ);
проведение формально-логических контролей;
получение протоколов контроля;
9) обеспечение сохранности данных и неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе обследования, хранение результатов выполненных работ.
36. На территориальном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку первичных статистических данных обследования ИКТ являются территориальные органы Росстата. Выполнение указанных работ и функций в территориальных органах Росстата возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа Росстата (или лицом, его заменяющим) на основании соответствующего приказа.
37. В ходе проведения обследования ИКТ для опроса респондентов и иных связанных с ним статистических работ территориального уровня территориальными органами Росстата на основании пункта 42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" привлекаются физические лица на основании гражданско-правовых договоров - контрактов. По составу выполняемых работ территориального уровня их исполнители подразделяются на следующие функциональные категории:
инструктор территориального уровня;
интервьюер.
3.4. Этапы организации и проведения обследования ИКТ
38. Для организации и проведения обследования ИКТ устанавливаются следующие основные этапы:
подготовительный этап;
этап проведения обследования, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки результатов выполненных работ;
этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения результатов выполненных работ.
3.5. Подготовительный этап
На подготовительном этапе проводятся следующие мероприятия:
39. Разработка планов организации и проведения обследования ИКТ на федеральном и территориальном уровнях и контроль выполнения работ.
40. Разработка и утверждение статистического инструментария обследования ИКТ.
41. Разработка программ инструктажа (обучения) привлекаемых на территориальном уровне лиц, тестирования полученных знаний.
42. Подготовка программного обеспечения для обеспечения автоматизированной обработки информации и подведения итогов обследования ИКТ.
43. Системное сопровождение специализированного программного обеспечения (далее - СПО), включающее:
адаптацию и модификацию СПО для обеспечения автоматизированной обработки первичных статистических данных и получения итогов обследования ИКТ;
тестирование функционала СПО с целью выявления и последующего устранения недостатков (проведение предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приемочных испытаний).
44. Определение численности, сроков работы привлекаемых лиц, норм нагрузки на одно привлекаемое лицо на весь период работы, нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.
Определение потребностей в привлекаемых лицах и материально-технических ресурсах основывается на Плане размещения выборочной совокупности по субъектам Российской Федерации текущего года.
Численность и распределение привлекаемых лиц по функциональным категориям в субъектах Российской Федерации определяются с учетом объема выборочной совокупности в каждом субъекте Российской Федерации и нормы нагрузки на соответствующую категорию. Подбор кандидатур и заключение гражданско-правовых договоров - контрактов с привлекаемыми лицами на выполнение работ, связанных с проведением обследования ИКТ на территориальном уровне, с учетом требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляется территориальными органами Росстата.
45. Организация проведения обследования ИКТ на федеральном и территориальном уровнях, контроль выполнения работ.
46. Организация автоматизированной обработки материалов и подведения итогов обследования ИКТ.
47. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам проведения обследования ИКТ, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.
48. Финансовое и материально-техническое обеспечение обследования ИКТ.
Финансирование обследования ИКТ осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Росстату в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Лимиты бюджетных обязательств на текущий год доводятся до территориальных органов Росстата уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Росстата через органы Федерального казначейства в установленном порядке.
Материально-техническое обеспечение обследования ИКТ осуществляется в период его подготовки и проведения на основании нормативных затрат и требований, утвержденных соответственно приказами Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299 "Об утверждении Нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной службы государственной статистики и Федерального казенного учреждения Федеральной службы государственной статистики" (далее - приказ Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299) и от 20 мая 2024 г. N 197 "Об утверждении требований к закупаемым Федеральной службой государственной статистики, ее территориальными органами и подведомственными бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)".
Расчет затрат на выплату вознаграждения лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, производится с использованием формулы, определенной приказом Росстата от 26 апреля 2017 г. N 299, на основании условий выплаты вознаграждения, определенных приказом Росстата от 23 марта 2022 г. N 138 "Об определении условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений" (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2022 г., регистрационный N 68321).
49. Организация инструктажа (обучения) лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ на территориальном уровне.
Организация инструктажа (обучения) лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ на территориальном уровне, включает составление списков обучающихся лиц, обеспечение их инструктивными (учебными) материалами, проведение инструктажа (обучения), определение степени усвоения изученного материала и готовности к работе по результатам тестирования.
Инструктаж (обучение) проводится в течение одного рабочего дня на основе разработанного Росстатом Учебного курса в форме:
очного семинара в пригодных для этого помещениях, оборудованных мебелью и необходимыми техническими средствами (проекционным оборудованием, планшетными компьютерами с установленным программным обеспечением по обследованию ИКТ);
вебинара - онлайн-семинара для привлекаемых лиц, которые не могут принять участие в очном семинаре по уважительным причинам.
Инструктаж (обучение) лиц, привлекаемых к проведению обследования ИКТ на территориальном уровне, организует каждый территориальный орган Росстата. Его проведение возлагается на служащих структурных подразделений территориального органа Росстата, ответственных за подготовку и проведение обследования ИКТ.
При проведении вебинара определяется модератор, который его ведет, демонстрирует слайды и отвечает на вопросы привлекаемых лиц.
В ходе инструктажа (обучения) лица, привлекаемые к проведению обследования ИКТ на территориальном уровне, изучают технику ведения опросов респондентов и порядок заполнения Анкеты ИКТ, в том числе с использованием планшетных компьютеров, проходят практические занятия.
После изучения техники ведения опросов респондентов (то есть общих вопросов проведения обследования) привлекаемые лица в зависимости от степени компетенций разделяются на группы, например:
первая группа - лица, имеющие опыт работы и неоднократно привлекавшиеся к проведению обследования ИКТ;
вторая группа - лица, привлекаемые к проведению обследования ИКТ впервые.
Со второй группой разбираются все аспекты заполнения Анкеты ИКТ, проводится показательный опрос, с разбором сложных ситуаций, возникающих проблем, ошибок и методов их устранения.
Для проведения инструктажа (обучения) интервьюеров рекомендуется привлекать специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обладающих соответствующими компетенциями в вопросах предоставления населению госуслуг.
Инструктаж (обучение) завершается обязательной проверкой степени усвоения привлекаемыми лицами инструктивного (учебного) материала и готовности к проведению опроса респондентов в форме тестирования. Итоговое тестирование содержит общую оценку его результатов (удовлетворительно или неудовлетворительно). Оценка определяется в зависимости от соотношения правильных и неправильных ответов на вопросы (по количеству набранных баллов). Преобладание правильных ответов означает успешное прохождение инструктажа (обучения) привлекаемыми лицами, а неправильных - свидетельствует о необходимости проведения дополнительного инструктажа.
Итоговое тестирование интервьюеров проводится перед каждым периодом опроса, инструкторы территориального уровня проходят тестирование однократно.
Результаты тестирования оформляются в виде сводной ведомости.
Для закрепления инструктивного (учебного) материала привлекаемым лицам предоставляются методические материалы для самостоятельной проработки.
3.6. Этап проведения обследования ИКТ, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки выполненных работ
Сбор первичных статистических данных
50. Сбор первичных статистических данных обследования ИКТ проводится путем опроса респондентов по месту их постоянного (обычного) жительства.
51. Для выполнения работ по сбору первичных статистических данных на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации территориальными органами Росстата привлекаются интервьюеры.
52. Сбор данных проводится с использованием утвержденного приказом Росстата бланка Анкеты ИКТ, содержащего текст вопросов и варианты ответов на них. Это гарантирует, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности.
Фиксация ответов респондентов производится интервьюером в электронной Анкете ИКТ, размещенной на планшетном компьютере, или в Анкете ИКТ на бумажном носителе.
Ответы на вопросы Анкеты ИКТ могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домохозяйства в случае отсутствия респондента на момент проведения опроса.
Участие в обследовании ИКТ является добровольным.
53. В своей работе интервьюеры руководствуются методическим пособием для интервьюеров с приложением к нему, разработанным уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Росстата.
Проведение контрольных мероприятий
54. Проведение контрольных мероприятий необходимо для обеспечения полноты и правильности учета объектов наблюдения, правильности заполнения Анкет ИКТ, соблюдения официальной статистической методологии, эффективности расходования доведенных до территориальных органов Росстата лимитов бюджетных обязательств и тому подобного.
55. Контрольные мероприятия проводятся на федеральном и территориальном уровнях.
56. Контрольные мероприятия (проверки) федерального уровня проводятся специально образованной для этих целей комиссией Росстата с непосредственным выездом в территориальные органы Росстата в период (или после) проведения обследования ИКТ.
В ходе работы комиссия Росстата рассматривает следующие вопросы:
1) наличие приказа о распределении обязанностей между структурными подразделениями территориального органа Росстата для проведения обследования ИКТ;
2) соблюдение официальной статистической методологии при проведении обследования ИКТ;
3) организация материально-технического обеспечения проведения обследования ИКТ;
4) организация подбора лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ;
5) порядок заключения контрактов с привлекаемыми лицами;
6) планирование и организация инструктажа (обучения) привлекаемых лиц;
7) организация контроля работы интервьюеров и готовность к его осуществлению в период (или после) проведения обследования ИКТ;
8) организация подготовки полученных первичных статистических данных к автоматизированной обработке;
9) порядок проведения автоматизированной обработки первичных статистических данных;
10) организация хранения первичных статистических данных;
11) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам обследования ИКТ, в том числе безопасности проведения обследования ИКТ;
12) другие вопросы, связанные с организацией и проведением обследования ИКТ.
57. Результаты проверок в соответствии с приказом Росстата от 31 декабря 2013 г. N 516 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения проверок деятельности территориальных органов Росстата" (зарегистрирован Минюстом России 25 марта 2014 г., регистрационный N 31724) оформляются Актом, который разрабатывается в срок не позднее пяти рабочих дней с момента окончания проведения проверки и представляется на утверждение руководителю Росстата.
58. Контрольные мероприятия территориального уровня осуществляются в отношении лиц, привлекаемых территориальными органами Росстата к проведению обследования ИКТ, на основании контрактов, заключенных с этими лицами.
59. Контрольные мероприятия территориального уровня проводятся в период (или после) проведения обследования ИКТ:
служащими профильных отделов территориальных органов Росстата;
иными представителями территориальных органов Росстата, включая инструкторов территориального уровня, действующими во исполнение контрактов, заключенных с ними соответствующим территориальным органом Росстата, на основании полномочий, содержащихся в этих контрактах, либо полномочий, содержащихся в контрактах того же территориального органа Росстата с интервьюерами.
Целью контрольных мероприятий является:
проверка соблюдения процедур проведения обследования ИКТ, установленных официальной статистической методологией;
содействие устранению выявленных нарушений.
В ходе контрольных мероприятий производится:
1) сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, отобранных для опроса;
2) проверка хода проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);
3) проведение контрольных опросов (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по ограниченному кругу информации;
4) выяснение факта участия в обследовании ИКТ (выборочно, в 3-4 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по телефону.
Указанные контрольные мероприятия проводятся в отношении интервьюеров с непосредственным выездом проверяющих на участки обследования (за исключением выяснения факта участия в обследовании ИКТ по телефону).
Контрольные мероприятия в отношении интервьюеров, привлекаемых к проведению обследования ИКТ впервые, проводятся в обязательном порядке. Контрольные мероприятия в отношении опытных интервьюеров, привлекающихся территориальными органами Росстата к проведению обследований на постоянной основе, по которым в текущем году уже проводились контрольные мероприятия по другим обследованиям населения и домохозяйств, могут осуществляться выборочно.
Проверка хода проведения опроса проводится в отношении интервьюеров, привлекаемых к проведению обследования ИКТ впервые, в целях контроля за их деятельностью, способностью установить положительный контакт с членами домохозяйств и предусматривает присутствие проверяющего во время проведения опроса. Задача проверяющего заключается в том, чтобы оценить и улучшить работу интервьюера, а также выявить ошибки.
Форма отчета по результатам проверки хода проведения опроса интервьюером (рекомендуемый образец) приведена в приложении N 3 к Положениям.
Отчет по результатам проверки хода проведения опроса интервьюером прилагается к контракту проверяющего лица.
Проведение контрольных опросов предполагает повторное посещение проверяющими тех домохозяйств, опросы в которых уже завершены. При этом повторное посещение респондентов носит случайный характер.
В ходе контрольного опроса проверяющие выясняют, был ли интервьюер в домохозяйстве, с кем велась беседа, а также задается несколько вопросов из Анкеты ИКТ.
Контрольный опрос не должен занимать более 10 минут.
Анкета контрольного опроса (рекомендуемый образец) приведена в приложении N 4 к Положениям.
Анкета контрольного опроса прилагается к контракту проверяющего лица.
По итогам контрольных мероприятий составляется Акт проверки работы интервьюера (примерная форма (рекомендуемый образец) приведена в приложении N 5 к Положениям).
Акт проверки работы интервьюера после его подписания проверяющим лицом и интервьюером, в отношении которого проведено контрольное мероприятие, прилагается к контракту соответствующего интервьюера.
60. Экспертиза результатов работ, выполненных лицами, привлекаемыми к проведению обследования ИКТ, на предмет их соответствия условиям заключенных с ними контрактов проводится в соответствии с пунктом 3 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" после завершения работ, в том числе на основании результатов проведенных контрольных мероприятий.
61. К проведению экспертизы результатов выполненных работ на предмет их соответствия условиям заключенных контрактов привлекаются те же лица, которые привлекались к проведению контрольных мероприятий.
62. В ходе экспертизы результатов выполненных работ осуществляется:
визуальный контроль Анкет ИКТ на предмет полноты заполнения (корректность заполнения адресной части Анкеты ИКТ на бумажном носителе и ее соответствие адресной части Анкеты ОРС; полнота заполнения всех разделов Анкеты ИКТ на планшетном компьютере или на бумажном носителе);
контроль за соблюдением логических связей и переходов в Анкете ИКТ (выявление вопросов, на которые есть ответ, в то время как ответа на них не должно быть, а также вопросов, оставшихся без ответа, в то время как ответ на них должен быть зафиксирован в обязательном порядке).
63. По итогам экспертизы результатов выполненных работ согласно контрактам, заключенным с привлекаемыми лицами, составляются заключения экспертизы.
Сдача-приемка результатов выполненных работ
64. Сдача-приемка результатов работ, выполненных привлекаемыми лицами, производится по окончании контрольных мероприятий и экспертизы результатов выполненных работ в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым соответствующим территориальным органом Росстата.
65. Сдача результатов выполненных работ производится интервьюерами с выездом в территориальные органы Росстата или, в отдельных случаях (например, на отдаленных и труднодоступных территориях), в порядке, установленном руководителем территориального органа Росстата (или лицом, его заменяющим).
66. По завершении сдачи-приемки выполненных работ Анкеты ИКТ комплектуются (в пачки на бумажных носителях или пакеты данных в электронном виде) и подготавливаются к автоматизированной обработке.
67. Сдача-приемка выполненных работ оформляется двусторонними актами сдачи-приемки выполненных работ согласно контрактам, заключенным с привлекаемыми лицами.
3.7. Этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения результатов выполненных работ
Этап обработки полученной информации, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов обследования ИКТ включает выполнение следующих работ:
68. Автоматизированная обработка полученных первичных статистических данных и подведение итогов обследования производятся в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией на программное обеспечение.
Функции автоматизированной обработки данных обследования ИКТ состоят из трех последовательных стадий и распределены на федеральном и территориальном уровнях:
Стадия 1 (подготовка). На федеральном уровне производится:
1) формирование выборочной совокупности домохозяйств - используется выборочная совокупность, сформированная для обследования рабочей силы, соответствующая периоду проведения обследования ИКТ;
2) ведение нормативно-справочной информации;
3) формализация метаданных обследования ИКТ.
Стадия 2 (автоматизированная обработка). На территориальном уровне осуществляется ввод (загрузка) на сервер ЦОДФУ первичных статистических данных (с планшетных компьютеров или с бумажных носителей), формальный и логический контроль первичных статистических данных, мониторинг хода автоматизированной обработки.
Работы по вводу первичных статистических данных с Анкет ИКТ на бумажных носителях на сервер ЦОДФУ выполняются инструкторами территориального уровня.
Работы по загрузке Анкет ИКТ, собранных на планшетных компьютерах, и обработке данных на территориальном уровне выполняются служащими территориальных органов Росстата.
Стадия 3 (формирование и публикация итогов). На федеральном уровне осуществляется:
1) мониторинг хода автоматизированной обработки;
2) проведение повторного формального и логического контроля первичных статистических данных;
3) анализ первичного информационного фонда в целях обеспечения их соответствия официальной статистической методологии;
4) формирование первичного информационного фонда обследования ИКТ;
5) интеграция первичного информационного фонда обследования ИКТ с итоговыми данными выборочного обследования рабочей силы (по показателям, определенным экономическим описанием);
6) расчет производных показателей, весовых коэффициентов;
7) формирование сводного информационного фонда обследования ИКТ, дополнительный формально-логический контроль полученной информации;
8) расчет показателей точности оценивания результатов обследования ИКТ;
9) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц, базы обезличенных первичных статистических данных, набора открытых данных;
10) подготовка официальной статистической информации с итогами обследования ИКТ для размещения на сайте Росстата в сети Интернет.
При автоматизированной обработке материалов обследования все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
69. Защита персональных данных и конфиденциальной информации.
Первичные статистические данные, содержащиеся в Анкете ИКТ, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения наблюдения, предусматривается контрактами, заключаемыми с лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ.
70. Опубликование (распространение) официальной статистической информации с итогами обследования ИКТ, хранение результатов выполненных работ.
В целях распространения официальной статистической информации с итогами обследования ИКТ на федеральном уровне осуществляется:
1) подготовка базы обезличенных первичных статистических данных обследования ИКТ.
При подготовке к публикации база первичных статистических данных проходит дополнительные процедуры редактирования в целях соблюдения принципов конфиденциальности, что исключает любую возможность не только прямой, но и косвенной идентификации домохозяйств и проживающих в них лиц;
2) подготовка статистических таблиц с итогами обследования ИКТ.
Статистические таблицы с итогами обследования ИКТ представляют собой таблицы, сформированные на основе базы первичных статистических данных с учетом распространения итогов на генеральную совокупность;
3) подготовка набора открытых данных обследования ИКТ (с соответствующим описанием метаданных);
4) подготовка данных для размещения в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС);
5) подготовка веб-страницы с итогами обследования ИКТ.
Подготовка веб-страницы с итогами обследования ИКТ сопровождается подготовкой метаданных, содержащих полную информацию по обследованию ИКТ (методы сбора и обработки данных, организационные документы, описание инструментария и так далее);
6) размещение информации на официальном сайте Росстата в сети Интернет.
Официальная статистическая информация с итогами обследования ИКТ, размещенная на официальном сайте Росстата в сети Интернет, является бесплатной и общедоступной.
Срок хранения заполненных Анкет ИКТ в электронном виде и на бумажных носителях - один год с даты подведения окончательных итогов обследования ИКТ, установленной Федеральным планом статистических работ (статья 435 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 29 октября 2021 г. N 750 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения").
Место хранения Анкет ИКТ до их уничтожения определяется руководителем территориального органа Росстата (или лицом, его замещающим) с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение Анкет ИКТ производится в порядке, установленном архивным законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Положениям по организации и проведению
Росстатом выборочного федерального
статистического наблюдения по вопросам
использования населением информационных
технологий и информационно-
телекоммуникационных сетей,
утвержденным приказом Росстата
от 28 мая 2024 г. N 213
Обобщенный порядок
построения выборочной совокупности единиц наблюдения
Приложение N 2
к Положениям по организации и проведению
Росстатом выборочного федерального
статистического наблюдения по вопросам
использования населением информационных
технологий и информационно-
телекоммуникационных сетей,
утвержденным приказом Росстата
от 28 мая 2024 г. N 213
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЛАНА-ГРАФИКА 1
подготовки и проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (обследования ИКТ) в 20__ году
____________________________________________________________
(наименование территориального органа Росстата)
N |
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Подготовка обследования ИКТ
| |||
1.1 |
Разработка и утверждение приказа о подготовке и проведении обследования ИКТ в 20___ году |
|
|
1.2 |
Размещение в СМИ и на сайте (краткое наименование территориального органа Росстата) пресс-релиза о проведении обследования ИКТ |
|
|
1.3 |
Разработка проектов государственных контрактов и технических заданий для лиц, привлекаемых к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ |
|
|
1.4 |
Организация рабочих мест для привлекаемых лиц |
|
|
1.5 |
Привлечение |
|
|
инструкторов территориального уровня |
|
|
|
интервьюеров |
|
|
|
1.6 |
Инструктаж (обучение) привлекаемых лиц, итоговое тестирование |
|
|
1.7 |
Выдача удостоверений установленного образца привлекаемым лицам, обеспечение статистическим инструментарием, другими товарно-материальными ценностями, планшетными компьютерами |
|
|
1.8 |
Размещение на сайте (краткое наименование территориального органа Росстата) информации о заключенных в текущем году государственных контрактах с физическими лицами на выполнение работ, связанных с проведением обследования ИКТ, в порядке, установленном приказом Росстата от 3 августа 2015 г. N 352 "Об утверждении Порядка размещения информации о контрактах, заключенных с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, на сайте Росстата и сайтах территориальных органов Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2015 г., регистрационный N 38500) |
|
|
2. Проведение обследования ИКТ
| |||
2.1 |
Сбор первичных статистических данных обследования ИКТ |
|
|
2.2 |
Проведение контрольных мероприятий |
|
|
2.3 |
Сдача-приемка результатов выполненных работ |
|
|
2.4 |
Оформление актов возврата материальных ценностей |
|
|
2.5 |
Оплата работ по исполненным контрактам |
|
|
2.6 |
Представление в центральный аппарат Росстата отчетов о заключении государственных контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных с проведением обследования ИКТ в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (информация о включении закупок в план-график закупок территориального органа Росстата, а также о размещении на сайте территориального органа Росстата информации о заключенных в текущем году контрактах) |
|
|
2.7 |
Сдача результатов выполненных работ обследования ИКТ на хранение |
|
|
2.8 |
Подготовка к сдаче в архив государственных контрактов с лицами, привлекаемыми к выполнению работ, связанных с проведением обследования ИКТ, и приложений к ним (технических заданий, актов приемки-сдачи выполненных работ и другого) |
|
|
3. Автоматизированная обработка данных
| |||
3.1 |
Ввод и контроль первичных статистических данных обследования ИКТ |
|
|
3.2 |
Сверка первичного информационного фонда обследования ИКТ с итоговыми данными выборочного обследования рабочей силы |
|
|
3.3 |
Предоставление первичных статистических данных обследования ИКТ на федеральный уровень |
|
|
------------------------------
1 В Организационный план-график не включаются мероприятия, выполненные до его утверждения.
------------------------------
Приложение N 3
к Положениям по организации и проведению
Росстатом выборочного федерального
статистического наблюдения по вопросам
использования населением информационных
технологий и информационно-
телекоммуникационных сетей,
утвержденным приказом Росстата
от 28 мая 2024 г. N 213
(рекомендуемый образец)
ОТЧЕТ
по результатам проверки хода проведения опроса интервьюером
Код местности (города - 1, села - 2) |
Код района |
Номер участка |
Фамилия, имя и (при наличии) отчество интервьюера |
1 |
2 |
3 |
4 |
|__| |
|__|__|__|__|__| |
|__|__|__|__|__|__| |
|
Критерии оценки |
Да |
Нет |
ВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
| ||
1. Поздоровался ли и представился интервьюер? |
|
|
2. Был ли интервьюер вежлив и терпелив в ходе опроса? |
|
|
3. Поблагодарил ли интервьюер всех в конце опроса? |
|
|
ОПРОС РЕСПОНДЕНТОВ
| ||
1. Задавал ли интервьюер вопросы в том порядке, в котором они приведены в Анкете? |
|
|
2. Зачитывал ли вопросы дословно со всеми вариантами ответов? |
|
|
ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ НА ИНТЕРВЬЮ
| ||
1. Вступал ли интервьюер в длительные дискуссии с респондентами по вопросам Анкеты? |
|
|
2. Не торопился ли интервьюер с проведением опроса, побуждая тем самым респондентов отвечать быстро? |
|
|
ОБЪЕКТИВНОСТЬ
| ||
1. Выдерживал ли интервьюер нейтральное отношение к вопросам и ответам во время опроса? |
|
|
2. Предлагал ли интервьюер после вопроса свой вариант ответа? |
|
|
Оценка работы интервьюера: ______________________________________________
(удовлетворительно, неудовлетворительно)
________________________________ _________________________ __________
(личная подпись проверяющего) (расшифровка подписи) Дата
Приложение N 4
к Положениям по организации и проведению
Росстатом выборочного федерального
статистического наблюдения по вопросам
использования населением информационных
технологий и информационно-
телекоммуникационных сетей,
утвержденным приказом Росстата
от 28 мая 2024 г. N 213
(рекомендуемый образец)
АНКЕТА
контрольного опроса
Код местности (города - 1, села - 2) |
Код района |
Номер участка |
Фамилия, имя и (при наличии) отчество интервьюера |
Метод проведения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
|__| |
|__|__|__|__|__| |
|__|__|__|__|__|__| |
|
|
|
При посещении домохозяйства - 1 По телефону - 2 |
|
|
|
Адрес домохозяйства |
|
|
Код карточки/Код домохозяйства |
||
|
|
|
|__|__|__| |
/ |
|__|__|__| |
|
|
|
|
|
|
1. |
Скажите, пожалуйста, Ваше домохозяйство участвовало в |
|
|
|
|
в каком-либо опросе? |
(указать месяц) |
|
|
|
|
|
Да |
1 |
|
|
|
Нет |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЕСЛИ ДОМОХОЗЯЙСТВО НЕ ОПРАШИВАЛОСЬ, КОНТРОЛЬ ЗАКОНЧЕН |
|||
2. |
Знаете ли Вы какая организация проводила опрос? |
|||
|
|
НАИМЕНОВАНИЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ |
|
|
3. |
Кто в основном отвечал на вопросы при проведении опроса? |
|||
|
|
Вы сами |
1 |
|
|
|
Другой член домохозяйства |
2 |
|
4. |
Кто зачитывал вопросы интервью? |
|||
|
|
Интервьюер |
1 |
|
|
|
Вы сами в присутствии интервьюера |
2 |
|
|
|
Интервьюер оставил Вам вопросники для заполнения |
3 |
ВЫПИШИТЕ 3-5 ВОПРОСОВ ИЗ ЗАПОЛНЕННОГО ВОПРОСНИКА С ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ ВАРИАНТАМИ ОТВЕТОВ | |||||
N |
N |
Содержание вопроса |
Варианты ответа |
Отметка о совпадении ответа |
|
Да - 1 |
Нет - 2 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОТМЕТЬТЕ, ВКЛЮЧЕНО ЛИ ДОМОХОЗЯЙСТВО В СПИСОК ОТОБРАННЫХ ДОМОХОЗЯЙСТВ, ВКЛЮЧАЯ РЕЗЕРВНЫЙ СПИСОК |
Да |
Нет |
|||
1 |
2 |
________________________________ ________________________ ____________
(личная подпись проверяющего) (расшифровка подписи) Дата
Приложение N 5
к Положениям по организации и проведению
Росстатом выборочного федерального
статистического наблюдения по вопросам
использования населением информационных
технологий и информационно-
телекоммуникационных сетей,
утвержденным приказом Росстата
от 28 мая 2024 г. N 213
(рекомендуемый образец)
АКТ
проверки работы интервьюера 2
Город ____________ "__" ___________ 20__ г.
Я, нижеподписавшийся представитель ________________________________
(наименование территориального
органа (Управления) Росстата)
________________________________________________________________________,
именуемый в дальнейшем "Проверяющий", действующий на основании и во
исполнение пункта(-ов) ____________________ Контракта на выполнение работ
от ____________ N ____(3) удостоверяю настоящим актом, что:
1. Мною, _________________________________________________________,
(фамилия, имя и отчество (при наличии) Проверяющего)
в период с __________ по __________ 20__ года с целью проверки выполнения
гражданином ____________________________________________________________,
(фамилия, имя и отчество (при наличии) интервьюера)
именуемым в дальнейшем "Исполнитель", взятых на себя обязательств
по выполнению работ, предусмотренных Контрактом от ____________ N ___(4),
проведены следующие контрольные мероприятия(5):
- проверка хода опроса населения интервьюером по форме федерального
статического наблюдения N 1-ИТ "Анкета выборочного федерального
статистического наблюдения по вопросам использования населением
информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей
(обследования ИКТ)" (далее - Опрос) в домохозяйствах:
_________________________________________________________________________
(указать код карточки и код домохозяйства)
- контрольные Опросы в домохозяйствах:
_________________________________________________________________________
(указать код карточки и код домохозяйства)
- проверка заполненных Анкет по домохозяйствам:
_________________________________________________________________________
(указать код карточки и код домохозяйства)
- проверка соблюдения интервьюером порядка проведения Опроса.
В результате проведенных контрольных мероприятий установлено, что
Опрос ведется ___________________________________________________________
(указать: в соответствии с установленным порядком,
с некоторыми отклонениями от установленного порядка или небрежно)
3.# По результатам проверки сделаны следующие замечания и
предложения (указать при наличии):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. В целом качество работ, выполняемых Исполнителем, оценивается:
_________________________________________________________________________
(указать: удовлетворительно или неудовлетворительно)
5. При подписании настоящего акта к нему прилагаются (указать при
наличии):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________ ________________________ ____________
(личная подпись Проверяющего) (расшифровка подписи) Дата
С Актом проверки ознакомлен(а):
________________________________ ________________________ ____________
(личная подпись Исполнителя) (расшифровка подписи) Дата
------------------------------
2 Акт проверки работы интервьюера составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр прилагается к Контракту территориального органа Росстата (Заказчик), второй - к экземпляру Контракта интервьюера (Исполнитель).
3 Указать реквизиты Контракта, заключенного с Проверяющим.
4 Указать реквизиты Контракта, заключенного с интервьюером (Исполнителем).
5 Отметить нужное.
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 мая 2024 г. N 213 "Об утверждении Положений по организации и проведению Росстатом выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей"
Опубликование:
-