Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 июня 2024 г. N 03-07-07/51896
Вопрос: В организацию неоднократно поступают обращения от региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами по вопросу о периоде, в течение которого применяются нормы подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - региональный оператор, ТКО, НК РФ).
Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" статья 149 НК РФ дополнена подпунктом 36, согласно которому не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами.
В целях данного подпункта к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета НДС.
Положения данного подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета НДС, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора с учетом НДС в течение указанного периода.
В связи с чем просим разъяснить:
1) в случае, если в 2020 г. органом регулирования тарифов утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета НДС, по истечении пяти календарных лет в каких случаях налогоплательщик (региональный оператор) может применять положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ?
2) планируется ли со стороны Минфина России направление разъяснений органам регулирования тарифов либо ФАС России по вопросу о применении положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ в связи с истечением пятилетнего периода?
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу о сроке действия нормы подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - услуги по обращению с ТКО, региональный оператор).
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость.
Кроме того, абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) установлено, что положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, с 1 января 2020 года операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в случае установления органом регулирования тарифов вводимого в действие с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога. При этом региональный оператор обязан применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении таких услуг в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
При этом необходимо отметить, что Федеральным законом N 211-ФЗ, которым в Кодекс были введены положения вышеуказанного подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, ограничительный срок действия норм данного подпункта пункта 2 статьи 149 Кодекса не установлен.
Учитывая изложенное, если по истечении вышеуказанного пятилетнего периода органом регулирования тарифов предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО будет утвержден без учета налога на добавленную стоимость, то операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором по такому предельному единому тарифу, будут освобождаться от налогообложения данным налогом на основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что данная позиция также изложена в письме Минфина России от 27 мая 2024 г. N 03-07-07/48650, направленном в адрес Минприроды России и ФАС России.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин указал, при каких условиях услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором, освобождаются от НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 июня 2024 г. N 03-07-07/51896
Опубликование:
-