Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева,
С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Л.Н. Смирновой,
установил:
1. Гражданка Л.Н. Смирнова оспаривает конституционность абзаца второго пункта 14 Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 1386 (далее также - Положение), согласно которому при последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации) выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены все необходимые документы, в случае если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10 лет; при этом суммы страховой пенсии выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, предшествующие месяцу, с которого возобновлена (восстановлена) выплата пенсии.
Как следует из представленных материалов, заявительнице со 2 июня 2010 года назначена трудовая (с 1 января 2015 года - страховая) пенсия по старости. Подав в пенсионный орган заявление о выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и о выплате ей пенсии на территории Российской Федерации путем зачисления на счет по вкладу в ПАО "Сбербанк России", Л.Н. Смирнова выехала из страны и с июля 2010 года проживала за границей. В период с 2011 по 2015 год она ежегодно направляла в пенсионный орган документ, подтверждающий факт ее нахождения в живых. Последний из таких документов - акт о личной явке гражданина в целях продолжения выплаты пенсии, выданный 30 апреля 2015 года консульским отделом Посольства Российской Федерации во Французской Республике, поступил в пенсионный орган в мае того же года. После этого выплата Л.Н. Смирновой пенсии продолжалась до 31 марта 2016 года и с 1 апреля того же года была приостановлена, а затем - прекращена в связи с непредставлением заявительницей документа, подтверждающего факт ее нахождения в живых.
По возвращении в Российскую Федерацию в декабре 2021 года Л.Н. Смирнова обратилась в ПАО "Сбербанк России" для уточнения сведений о состоянии ее вклада, где ей сообщили, что пенсия не перечислялась. В связи с этим она 28 декабря 2021 года обратилась в пенсионный орган с заявлением, на основании которого выплата пенсии была восстановлена с 1 января 2022 года, ей выплачены неполученные суммы пенсии за предшествующие три года. В выплате неполученной пенсии за период с 1 апреля 2016 года по 31 декабря 2018 года заявительнице отказано.
В удовлетворении исковых требований Л.Н. Смирновой к пенсионному органу о взыскании неполученной пенсии за указанный период отказано решением Фрунзенского районного суда города Владимира от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций. При рассмотрении данного дела суды не приняли во внимание доводы заявительницы о якобы полученных ею в консульском учреждении разъяснениях об изменении порядка выплаты пенсии гражданам, проживающим за границей, и об отсутствии необходимости подтверждать факт нахождения в живых, а также не усмотрели в поведении ответчика виновных противоправных действий, которые могли бы служить основанием для взыскания неполученной пенсии за спорный период. Кроме того, суды признали необоснованной ссылку Л.Н. Смирновой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2022 года N 14-П, полагая, что фактические обстоятельства ее дела отличаются от обстоятельств, имевших место в деле гражданина, по жалобе которого вынесено упомянутое Постановление и которому выплата пенсии была приостановлена, а затем прекращена ввиду отсутствия операций по банковскому счету (вкладу), куда зачислялась пенсия согласно избранному им способу ее выплаты.
По мнению заявительницы, оспариваемое нормативное положение не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3), 75 (часть 6) и 75.1 Конституции Российской Федерации, поскольку - вопреки правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2022 года N 14-П, - ограничивает тремя годами продолжительность периода, за который гражданину выплачивается неполученная пенсия в случае восстановления ее выплаты, безотносительно к тому, что в течение всего периода, когда пенсия фактически не выплачивалась, пенсионер не утрачивал право на нее.
2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также предусматривает, что государственные пенсии устанавливаются законом (статья 39, части 1 и 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Исходя из этого федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования отношений в сфере пенсионного обеспечения располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении видов пенсий, правовых оснований и условий их назначения, а также размеров, порядка исчисления и выплаты этих пенсий.
В свою очередь, правоприменительная практика в данной сфере должна гарантировать гражданам принятие соответствующих решений только уполномоченными органами и исключительно на основе строгого исполнения законодательных предписаний и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение или изменение пенсионных правоотношений, что должно обеспечивать выплату гражданам пенсии своевременно и в полном размере (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2022 года N 14-П).
В то же время Конституция Российской Федерации устанавливает, что система пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, при этом поддерживается ее эффективное функционирование (статья 75, часть 6).
В силу этого при определении порядка реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии федеральный законодатель вправе предусмотреть, помимо прочего, особенности выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, которые обусловлены объективными обстоятельствами, связанными с изменением места жительства получателя пенсии, а также необходимостью осуществления эффективного функционирования системы пенсионного обеспечения. При этом законодатель (а равно и иной нормотворческий орган, действующий во исполнение полномочий, возложенных на него законодателем) вправе не только возложить на указанных лиц дополнительные обязанности, исполнение которых - ввиду специфики правового положения данной категории субъектов пенсионных отношений - является необходимым условием реализации их пенсионных прав, но и предусмотреть правовые последствия неисполнения ими соответствующих обязанностей, что - в контексте предписаний статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающей органы публичной власти, должностных лиц и граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, - не может рассматриваться как не согласующееся с конституционно значимыми целями ограничение права на социальное обеспечение (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
3. Осуществляя на основе приведенных конституционных предписаний правовое регулирование отношений, связанных с назначением и выплатой страховых пенсий, законодатель принял Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в котором в числе прочего предусмотрел, что лицам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, суммы назначенных им страховых пенсий выплачиваются на территории Российской Федерации в рублях по доверенности или путем зачисления на счет в кредитной организации на основании заявления пенсионера о выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не ранее чем за один месяц до даты выезда, а также на основании документов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 27). При этом установление порядка выплаты страховой пенсии таким лицам также возложено на Правительство Российской Федерации (часть 3 статьи 27).
Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2014 года N 1386 утвердило Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, в котором предусмотрено ежегодное продление выплаты пенсии таким лицам при условии представления один раз в год в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, который выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства (пункт 9). При этом подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем: личной явки гражданина в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации (в этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде); направления гражданином в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" заявления в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде по установленной форме (пункт 10). Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых (акт о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде или заявление в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде), составляется и представляется по истечении 12 месяцев с месяца подачи заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации либо составления ранее представленного документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо акта о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, либо заявления в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде (пункт 12). При несоблюдении данных требований выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абзац первый пункта 14).
Само по себе возложение на лицо, выехавшее на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, обязанности подтверждать факт своего нахождения в живых предопределено спецификой его правового положения как субъекта пенсионных отношений, обусловленной изменением места его жительства, что, в свою очередь, исключает возможность идентификации данного лица в качестве управомоченного субъекта обязательств по пенсионному обеспечению с применением используемых во внутригосударственном правопорядке механизмов межведомственного информационного взаимодействия органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, с органами записи актов гражданского состояния, органами внутренних дел, а также иными органами и учреждениями, которые могут располагать соответствующими сведениями (например, о смерти гражданина, признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим и т.п.).
При этом, подписывая заявление о выезде за пределы территории Российской Федерации, гражданин подтверждает, что он извещен о необходимости ежегодно направлять в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документ, подтверждающий факт нахождения его в живых, или заявление в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде в установленном порядке либо лично являться в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации (пункт 4 формы заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации - приложение N 1 к Положению). Тем самым гражданин добровольно соглашается исполнять соответствующую обязанность в качестве необходимого условия продолжения выплаты ему пенсии, а значит, и осознает риск неблагоприятных правовых последствий ее неисполнения для реализации своих пенсионных прав в виде приостановления, а в последующем - и прекращения выплаты ему страховой пенсии.
Такое регулирование стимулирует гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, к своевременному исполнению данной обязанности и во всяком случае не предполагает произвольного приостановления и прекращения выплаты страховой пенсии.
4. При последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации) выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены все необходимые документы, в случае если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10 лет; при этом суммы страховой пенсии выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, предшествующие месяцу, с которого возобновлена (восстановлена) выплата пенсии (абзац второй пункта 14 Положения).
Данное регулирование обусловлено необходимостью достижения информационной определенности в отношениях по пенсионному обеспечению с учетом постоянного жительства получателя пенсии за пределами территории Российской Федерации, а также конституционным требованием о поддержании эффективного функционирования системы пенсионного обеспечения (статья 75, часть 6, Конституции Российской Федерации). Выплата же страховой пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо разумным сроком - притом что приостановление и последующее прекращение выплаты страховой пенсии (в отсутствие вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение) являются правовыми последствиями неисполнения лицом, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, правомерно возложенной на него обязанности - не была бы нацелена на обеспечение решения пенсионным законодательством конституционно значимых задач в рамках правового регулирования соответствующих отношений. К задачам, которые призвано решать оспариваемое правовое регулирование, относится в том числе обеспечение в данной сфере общественных отношений баланса интересов частных лиц и публичных интересов государства, и это не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями.
Сказанное также не вступает в противоречие и с правовыми позициями, высказанными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2022 года N 14-П, вынесенном в порядке конкретного нормоконтроля по жалобе гражданина, которому выплата пенсии была приостановлена и затем прекращена не вследствие неисполнения им обязанностей, возложенных на него как на субъекта пенсионных отношений, а в связи с его правомерным поведением, выражающимся в реализации принадлежащего ему права самостоятельно распоряжаться своими денежными средствами, зачисленными на его банковский счет (вклад) в качестве пенсии, путем их накопления, с учетом возможности пенсионных органов в рамках межведомственного информационного взаимодействия получить необходимые сведения о пенсионере.
Таким образом, абзац второй пункта 14 Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права Л.Н. Смирновой, в деле которой судами не были установлены какие-либо объективные препятствия для своевременного исполнения ею возложенной на нее обязанности по подтверждению факта своего нахождения в живых.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации не лишено возможности внести изменения в действующее правовое регулирование, обеспечивающие учет пенсионным органом при принятии решения о возобновлении (восстановлении) выплаты страховой пенсии и выплате неполученных сумм пенсии за прошлое время конкретных фактических обстоятельств, в том числе причин, по которым гражданин не подтвердил в установленном порядке факт своего нахождения в живых, с тем чтобы - в случае наличия у гражданина, не утратившего право на пенсию, объективных препятствий для подтверждения данного факта - обеспечить выплату неполученных им сумм пенсии за весь период, в течение которого она была приостановлена и прекращена.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Смирновой Людмилы Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Страховая пенсия проживающей за границей гражданке зачислялась на счет в банке при условии ежегодного подтверждения факта нахождения ее в живых. При отсутствии очередного подтверждения выплату прекратили. Впоследствии по заявлению гражданки пенсию восстановили и выплатили ей неполученные суммы за предшествующие 3 года. За более ранний период в выплате отказали.
Конституционный Суд РФ указал, что такое ограничение не нарушает конституционного права заявительницы на соцобеспечение. Обязанность подтверждать факт своего нахождения в живых - необходимое условие продолжения выплаты пенсии проживающих за рубежом граждан, уведомленных о правовых последствиях неисполнения такой обязанности. Ограничение выплаты возобновленной пенсии тремя годами нацелено на обеспечение баланса частных и публичных интересов.
При этом Правительство РФ не лишено возможности внести изменения, которые бы учитывали конкретные обстоятельства при выплате неполученной пенсии за прошлое время.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2024 г. N 1442-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Смирновой Людмилы Николаевны на нарушение ее конституционных прав абзацем вторым пункта 14 Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-