Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
распоряжением администрации
города Белгорода
от 10 июня 2024 г. N 1641
Концепция
развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород"
I. Общие положения
Концепция развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород" (далее - Концепция) определяет систему долгосрочных направлений, целей, задач развития и поддержки креативных индустрий, являющихся одним из важнейших ресурсов экономики и социальной сферы городского округа "Город Белгород".
Развитие креативных индустрий городского округа "Город Белгород" основывается на стратегических документах:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года N 2613-р "О Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2022 года N 2290-р "Об утверждении прилагаемого плана мероприятий по реализации в 2022 - 2024 годах Концепции развития творческих (креативных) индустрии и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года";
- распоряжение Губернатора Белгородской области от 10 июня 2022 года N 286-р "Об утверждении Концепции развития креативных индустрий в Белгородской области";
- решение Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413 "Стратегия социально-экономического развития города Белгорода на период до 2030 года".
Реализация Концепции будет способствовать достижению следующих национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
- реализация потенциала каждого человека, развития его талантов, воспитание патриотической и социальной ответственности личности;
- устойчивая и динамичная экономика;
- цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
Для целей Концепции используются следующие основные понятия:
- "креативная экономика" - тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности: научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности. Ядром креативной экономики являются творческие (креативные) индустрии;
- "креативные индустрии" - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества;
- "креативный кластер" - размещенные на территории компактно расположенных объектов недвижимости взаимосвязанные организации и предприятия сферы креативных индустрий;
- "арт-резиденция" - действующее на постоянной основе специально оборудованное место для представителей креативных индустрий, функционирование которого поддерживается ведением творческой деятельности и демонстраций результатов творческой работы массовой публике.
К креативным индустриям относятся в том числе:
- индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность);
- индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.);
- современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.);
- прикладные креативные индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.).
II. Предпосылки развития креативных индустрий
Основными элементами, характеризующими креативные индустрии, являются обязательное наличие интеллектуальной и (или) творческой составляющей, создание рыночной продукции в системе разноуровневых производств, где экономическая ценность получаемой продукции соединена и соотносится с их интеллектуальной (культурной) ценностью, обязателен высокий уровень развития цифровых технологий, а также предпринимательской активности и самозанятости. Развитие креативного сектора экономики тесно взаимосвязано с урбанизацией и феноменом "умных городов", которые привлекают высококвалифицированные кадры из сферы культуры и высоких технологий.
В Белгороде выделено 16 отраслей креативных индустрий, в которых задействована 881 компания с определенным видом деятельности. Сбор данных об организациях креативных индустрий города произведен по классификации ОКВЭД с использованием информационного ресурса СПАРК. Полученные на этапе анализа ОКВЭД данные проверяются в ходе полевого социологического исследования.
Часть представителей креативных индустрий Белгорода выступают индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, поэтому не могут быть учтены при анализе с использованием текущей методологии и официальных данных.
Особая роль в развитии креативных индустрий принадлежит цифровой экономике - деятельности по созданию, распространению и использованию цифровых технологий сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде и связанных с ними продуктов и услуг, основанной на цифровых технологиях. Развитие цифровых технологий позволяет обеспечить не только производство креативного продукта организациями ИКТ-сектора, но и является эффективным инструментом развития креативных индустрий в целом: распространение и воспроизводство многих видов креативного продукта происходит исключительно в цифровой среде, во всех видах креативной деятельности активно распространяются дистанционные форматы работы.
Необходимым условием для развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород" является наличие современной креативной инфраструктуры арт-резиденций и арт-кластеров - совокупности объектов движимого и недвижимого имущества, интеллектуальной собственности, необходимых для обеспечения креативной деятельности субъектов креативных индустрий, арт-резиденций.
Важно, что креативные индустрии являются важнейшим поставщиком инноваций в отрасли экономики вне креативных индустрий, а также социальную сферу. Это способствует повышению конкурентоспособности предприятий и организаций, их продвижению на товарных рынках и увеличению объемов продаж товаров и услуг.
Согласно общемировой и российской практике классификации креативных индустрий они включают в себя следующие сферы деятельности, в которых пересекаются культура, бизнес и технологии:
1) искусство и культурное наследие:
- изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное творчество и пр.);
- исполнительское искусство (музыка, театр, танцевальное, цирковое искусство, перфоманс, КВН);
- культурное наследие (музеи, выставки и библиотеки, антиквариат, а также ремесла, праздники и фестивали традиционной культуры);
2) медиаиндустрия:
- аудиовизуальный контент (кино, видео, анимация, звукозапись, издательская деятельность и пр.);
- телевизионные, радиовещательные и интернет-проекты;
- ИКТ-технологии (создание программного обеспечения, программирование, нейросетевые разработки, ИТ-стратегии, тестирование, внедрение, дизайн приложений и пр.);
3) сектор функционального креатива и специализированные услуги:
- архитектурная, конструкторская деятельность, урбанистика;
- дизайн (графический, промышленный, ландшафтный, интерьерный, индустрия моды);
- создание и продвижение товарных знаков (маркетинг, реклама, связи с общественностью, авторское и патентное право);
- продюсерская деятельность;
- деятельность в сфере туризма, отдыха и спорта (событийный туризм).
Сектор креативных индустрий в мире растет опережающими темпами: в развитых странах его доля в валовом внутреннем продукте уже составляет от 5 до 9 процентов. Развитие творческих профессий и бизнеса в сфере креативных индустрий - ответ на развитие производственных технологий и цифровую трансформацию и вызванные ими изменения структуры занятости и досуга. В России развитие сектора креативных индустрий носит децентрализованный характер. При этом он имеет хороший экспортный потенциал и может быть использован для формирования позитивного имиджа страны в мире.
С 2016 года в России проводится комплексная оценка креативного потенциала городской среды, приведшая к созданию Индекса креативного капитала - совместного проекта консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) в России и благотворительной организации "Фонд Calvert 22".
С 2018 года часть показателей указанного Индекса включена в список критериев эффективности работы региональных и городских властей.
Потенциал развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород" определяют следующие конкурентные преимущества (сильные стороны) города:
Преимущество 1. Активная культурная жизнь на территории города Белгорода является средством реализации творческого потенциала ее жителей, фактором притяжения для талантливых людей из других субъектов Российской Федерации, а также драйвером экономического роста.
В городском округе "Город Белгород" регулярно проходят культурные, общественные, спортивные мероприятия общероссийского и международного уровня, что является значимым фактором для развития внутреннего и въездного туризма в городе, в том числе событийного.
Преимущество 2. В городе Белгороде сформирована высокоразвитая система общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. Учреждения образования выделяются высоким качеством среднего общего образования, высокой инновационной активностью в секторе дополнительного образования для детей, оптимизированной системой среднего профессионального образования и системой высшего образования мирового уровня.
В Белгороде уже 4 года успешно функционирует муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования N 15 "Луч". Это современное общеобразовательное учреждение на 960 мест. Здесь существует собственное творческое пространство "Город мастеров", издательский центр с типографией.
Преимущество 3. В городе Белгороде сформировался кластер креативных индустрий на базе муниципального автономного учреждения культуры города Белгорода "Культурный центр "Октябрь". Созданный в 2020 году новый формат учреждения культуры позволил объединить креативную молодежь в одном пространстве. Перспективой развития кластера стало создание нового объекта в рамках благоустройства Центрального парка города Белгорода "Креатив-таун", который расширит возможности существующего пространства и позволит создать новые направления развития креативного предпринимательства в городе Белгород.
Вместе с преимуществами необходимо обозначить существующие проблемы.
Проблема 1. Существенная неравномерность включения в процесс развития креативных индустрий городского округа "Город Белгород". Рассредоточенность граждан, обладающих необходимыми компетенциями в сфере креативных индустрий, препятствует созданию успешных и устойчивых креативных компаний.
Проблема 2. Ведомственный характер поддержки в рамках федеральных, региональных проектов (программ) приводит к тому, что значительная доля компаний в сфере креативных индустрий, создающих продукт на стыке культуры, цифровых технологий, промышленности, не могут претендовать на государственную поддержку проектов.
Проблема 3. Существенный разрыв между высоким инновационным потенциалом городского округа "Город Белгород" и невысоким уровнем внедрения инновационных (в том числе цифровых) технологий.
Проблема 4. Несоответствие количества событийных мероприятий (культурных, спортивных, конгрессных), проводимых в городском округе "Город Белгород", привлекательных как для жителей города, так и для туристов из других субъектов Российской Федерации, культурному, спортивному, туристскому потенциалу города Белгорода. Анализ преимуществ и сдерживающих факторов развития показал, что у городского округа "Город Белгород" есть все предпосылки для развития креативных индустрий как полноценного сектора муниципальной экономики.
По оценкам Фонда "Центр стратегических разработок" реалистичным является достижение доли креативных индустрий в валовом внутреннем продукте России на уровне 10 процентов к 2035 году.
Для этого необходимы введение понятия креативных индустрий в законодательство, создание стимулирующей инфраструктуры, соответствующая реформа образовательной сферы, выработка мер государственной поддержки, популяризация, а также стимулирование и поддержка экспорта продукции креативных индустрий.
Ключевым направлением развития креативных индустрий в городского округа "Город Белгород" призвана стать сфера культуры. Повышение доступности культурных объектов и образования в сфере культуры и искусства, реализуемое за счет развития инфраструктуры культурных объектов, а также цифрового и медиаразвития сферы креативных индустрий, позволит обеспечить равный доступ к культурным благам, эстетическому образованию и формированию культурных компетенций населения городского округа "Город Белгород".
III. Цели и задачи реализации Концепции
Основной целью развития креативных индустрий на территории городского округа "Город Белгород" является создание условий для обеспечения высоких темпов роста креативного сектора экономики, а также для творческой самореализации жителей города.
Для достижения цели Концепции необходимо обеспечить решение следующих задач:
- обеспечение формирования гармоничной и комфортной культурной среды на территории городского округа "Город Белгород", создание условий, стимулирующих творческую самореализацию граждан, а также содействие привлечению и удержанию кадров для развития креативных индустрий в городе Белгороде;
- создание и развитие инфраструктуры креативных индустрий (креативных кластеров, арт-резиденций и др.);
- создание условий для производства новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, обусловленной использованием результатов интеллектуальной и творческой деятельности (продукции креативных индустрий), содействие расширению рынков, в том числе через наращивание экспорта, таких продуктов;
- создание условий для обеспечения сферы креативных индустрий профессиональными кадрами, в том числе создание инфраструктуры для получения знаний и навыков в сфере креативных индустрий, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов;
- создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (включая самозанятых граждан) в сфере креативных индустрий, содействие росту числа рабочих мест в сфере креативных индустрий;
- популяризация креативных индустрий в городском округе "Город Белгород", содействие продвижению города Белгорода как крупнейшего культурного центра центральной части России, а также проектов и событий (культурных, спортивных, конгрессных), проводимых в городском округе "Город Белгород".
IV. Основные направления развития креативных индустрий
Исходя из потенциала развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород", Концепция определяет следующие основные направления их развития:
1) создание креативных кластеров, арт-резиденций, оснащенных специальным оборудованием, и иных форм современных творческих пространств для развития креативных индустрий.
Условием креативного развития территории городского округа "Город Белгород" является наличие "креативного класса" - группы населения творческих профессий: дизайнеры, ученые, художники, работники умственного труда, то есть люди, которым для работы необходим креативный импульс, зависящий от качества окружающего пространства, непосредственно влияющего на выбор их места жительства.
Любая из креативных сфер: искусство, массмедиа, интернет-бизнес, кинематограф, программное обеспечение и другие - имеют специфические требования к месту расположения (например, мастерские для художников), а также требования к специфической среде, создающей атмосферу, способствующую общению и плодотворному сотрудничеству представителей различных сфер креативной деятельности.
Характерной стратегией для креативного города является создание разнородных пространств для творческих и культурных инициатив.
Во избежание значительных финансовых затрат такими пространствами зачастую становятся индустриальные зоны и общественные здания, не используемые по прямому назначению.
Средообразующими факторами являются наличие лофтов, пространства коворкинга, общественных пространств, в том числе со свободным входом и интенсивной событийной повесткой, пешеходных общественных пространств, озелененных общественных пространств.
Резидентами могут стать физические лица, самозанятые граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 65 лет, ведущие деятельность в сфере концертной деятельности, креативных индустрий, изобразительного искусства, ведущие предпринимательскую деятельность, ремесленники и специалисты сферы информационных технологий.
Создание креативных кластеров - особых креативных пространств - способствует созданию новых технологических цепочек, интеграции на внешние рынки производства креативного продукта.
В культурном секторе этот подход получил название "кластерный подход", пользующийся популярностью за счет возможностей сближения институтов культуры с другими сегментами в экономике.
Креативные кластеры могут различаться по профилю деятельности, по масштабу производства творческого продукта, а также в зависимости от цели их создания.
Креативные кластеры, располагающиеся, как правило, в заброшенных зданиях заводов и промышленных предприятий, помогают в освоении и модернизации заброшенных городских пространств и моногородов.
Сегодня "кластерное" взаимодействие сектора культуры и различных индустриальных отраслей является одним из активно поддерживаемых мировым сообществом элементов инновационной экономической стратегии территориального развития. Создание и развитие креативных кластеров является одним из приоритетных направлений социокультурной политики;
2) развитие кадрового потенциала креативных индустрий.
Развитие креативных индустрий неразрывно связано с развитием человеческого капитала. Требования креативных индустрий к интеллектуально-творческим способностям и компетенциям человеческих ресурсов отличается от требований, предъявляемых к ним со стороны производственных отраслей, где речь идет о производстве большого количества одной и той же продукции, выполнении однотипных операций. От работников креативных индустрий требуются способности к генерации новых идей, оригинальных решений, творческий подход к решению задач, способность осваивать новые технологии.
С учетом изложенного, важным направлением государственной политики в сфере развития креативных индустрий является формирование системы образования, обеспечивающей высокий уровень профессиональной подготовки кадров для креативных индустрий, развитие индивидуальных творческих способностей, а также создание условий для капитализации творческих способностей граждан.
Сферы культуры, цифровых технологий и образования в городском округе "Город Белгород" должны стать ключевыми направлениями развития креативных индустрий города, одной из основ экономики знаний и талантов. Их деятельность при синхронизации с настоящей Концепцией будет способствовать созданию условий для развития креативных индустрий, а инфраструктура подведомственных учреждений станет стартовой базой;
3) реализация системообразующих проектов.
Базовым фактором для развития креативных индустрий в городском округе "Город Белгород" является реализация системообразующих проектов в сферах деятельности, входящих в состав креативных индустрий.
На основании анализа креативных индустрий, проведенного Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" в городе Белгороде приоритетными, являются:
- информационные технологии и создание видеоигр;
- архитектура и дизайн;
- мода;
- реклама и телерадиовещание;
- музыка и исполнительские искусства;
- дополнительное образование и образование в креативных индустриях;
- кино и анимация;
- фотография.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит обеспечить:
- внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки креативных индустрий для создания востребованного на рынке креативного продукта;
- рост конкурентоспособности экономики городского округа "Город Белгород", повышение привлекательности города для квалифицированных кадров в сфере креативных индустрий, а также предотвращение оттока талантливой молодежи;
- повышение качества жизни граждан, возможность вовлечения талантов в продуктивную экономику.
Реализация Концепции будет способствовать достижению ключевых показателей развития.
Руководитель управления культуры |
О.А. Лесных |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение администрации города Белгорода от 10 июня 2024 г. N 1641 "Об утверждении концепции развития креативных индустрий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.