Решение Самарского областного суда от 16 мая 2024 г. N 3а-20/2024 (3а-1807/2023)
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-20/2024 (3а-1807/2023) по административному исковому заявлению администрации сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области к Думе городского округа Тольятти Самарской области, администрации городского округа Тольятти Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов, установил:
решением Думы городского округа Тольятти от 25.05.2018 N 1756 "О генеральном плане городского округа Тольятти", опубликованном в издании "Городские ведомости", N 40 (2103), 05.06.2018, утвержден Генеральный план городского округа Тольятти Самарской области (далее по тексту - Генеральный план г.о. Тольятти), который включает Карту функциональных зон городского округа.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области N 1059 от 24 декабря 2008 года "О Правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти", опубликованном в издании "Городские ведомости" N 7 (922) 27.01.2009, утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее по тексту - Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти). Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 19.06.2013 N 1236, опубликованном в газете "Городские ведомости" N 51 (550) 12.07.2013, Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти изложены в новой редакции N 51 (550). Приложение 1 к Правилам землепользования и застройки содержит Схему градостроительного зонирования г.о. Тольятти.
Административный истец администрация сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области обратился в Самарский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит
- признать недействующим нормативный правовой акт Решение Думы г.о. Тольятти "О правилах землепользования и застройки г.о. Тольятти" от 24.12.2008 N 1059 (в действующей редакции от 16.08.2023 N 1623) в части границ территориальных зон г.о. Тольятти, расположенных за пределами границ муниципального образования г.о. Тольятти, а именно территория зоны N в границах села Русская Борковка сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области; территория зоны N в границах села Русская Борковка сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области; территория зоны N в границах села Русская Борковка сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области; территория зоны N в границах села Русская Борковка сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области, площадью 61271 кв. м,
- признать недействующим нормативный правовой акт - Решение Думы г.о. Тольятти "О генеральном плане г.о. Тольятти" от 25.05.2018 N 1756 в части границ города Тольятти и функциональных зон городского округа Тольятти, расположенных за пределами границ муниципального образования г.о. Тольятти,
- Решение Думы г.о. Тольятти "О правилах землепользования и застройки г.о. Тольятти" от 24.12.2008 N 1059 (в действующей редакции от 16.08.2023 N 1623) и Решение Думы г.о. Тольятти "О генеральном плане г.о. Тольятти" от 25.05.2018 N 1756 признать недействующими в границах координат, изложенных в уточненном административном иске, поступившем 22.12.2023.
Первоначальные требования в части исключения из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ территориальных зон городского округа Тольятти: производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур реестровый номер N, N, N, N, представитель административного истца не поддержала.
Административный истец в обоснование требований указывает, что граница г.о. Тольятти установлена Законом Самарской области от 28.02.2005 N 69-ГД, в дальнейшем Законом Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД и внесена в ЕГРН с реестровым номером 63:09-3.1. Сведения о границах территориальных зон г.о. Тольятти внесены в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании Решения Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 N 1059 "О Правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти". Границы функциональных зон установлены по границам населенного пункта г. Тольятти, утвержденным решением Думы г.о. Тольятти от 25.05.2018 N 1756 "О генеральном плане городского округа Тольятти". Границы территориальных зон и функциональных зон г.о. Тольятти соответствуют границам г.о. Тольятти, установленным Законом Самарской области от 28.02.2005 N 69-ГД, и не соответствуют границам, установленным Законом Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД.
Таким образом, границы г.о. Тольятти, установленные решением Думы г.о. Тольятти от 25.05.2018 N 1756 "О генеральном плане г.о. Тольятти" пересекают границы г.о. Тольятти, установленные в соответствии с Законом Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД, и границы муниципального района Ставропольский Самарской области, что противоречит части 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Б.Н.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования с учетом уточнений поддержала и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях. При этом, дополнила, что оспариваемый Генеральный план г.о. Тольятти противоречит положениям ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, Законам Самарской области от 28.02.2005 N 69-ГД, N 67-ГД и от 28.02.2020 N 68-ГД в редакции Закона Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД. Во внесудебном порядке устранить несоответствие границ не представилось возможным. Использование земельных участков расположенных за границами г.о. Тольятти и в границах с.п. Тимофеевка не соответствует территориальным и функциональным зонам каждого муниципального образования.
Представитель административного ответчика Думы городского округа Тольятти Самарской области Р.И.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными административными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований по доводам, изложенным в письменных возражениях с учетом дополнений. При этом, дополнила, что границы территориальных зон г.о. Тольятти были установлены в соответствии с Законом Самарской области N 69-ГД, противоречий на момент принятия оспариваемых актов не было. В настоящее время осуществляется работа по привидению границ в соответствии с действующим законодательством. Сроки завершения данных работ не установлены.
Представитель административного ответчика администрации городского округа Тольятти Самарской области С.Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск с учетом дополнений.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района Ставропольский Самарской области З.С.В., действующая по доверенности, в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что не согласна с позицией административных ответчиков о преждевременности обращения в суд с настоящим административным иском, исходя из длительности разрешение вопроса во внесудебном порядке и процедуры по внесению изменений в ЕГРН.
Иные участники дела о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Выслушав явившихся участников дела, специалистов, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 21 КАС РФ, в силу положений части 8 статьи 213 которого, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (часть 2 статьи 215 КАС РФ).
Конституцией Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130). Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения (статья 132).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 7). К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 26 части 1 статьи 16).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения, генеральным планом муниципального округа, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, ч. 9 и ч. 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3, часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 7 Устава городского округа Тольятти Самарской области, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 г. N 155 (далее по тексту - Устав) в полномочия представительных органов городского округа Тольятти Самарской области входит, в том числе утверждение Генерального плана городского округа и Правил землепользования и застройки.
Согласно положениям статей 23, 24 Устава Дума г.о. Тольятти является представительным органом муниципального образования.
Анализируя представленные административным ответчиком документы, суд считает, что Решения об утверждении Генерального плана г.о. Тольятти и Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти приняты уполномоченным органом местного самоуправления, с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24, 25, 31, Градостроительного кодекса Российской Федерации, официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются.
В порядке судебного норм контроля оспариваемые Решения Думы г.о. Тольятти об утверждении Генерального плана г.о. Тольятти и Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти ранее проверялись на предмет соблюдения процедуры принятия и введения их в действие, что подтверждается решением Самарского областного суда от 10 июля 2017 года по делу N 3а-542/2017, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 46-АПГ17-25, которым процедура принятия и введение в действие оспариваемых Решений признана законной и в силу требований части 2 статьи 64, пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, изложенных в абзаце седьмом пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц и не нуждаются в повторной проверке и установлении при рассмотрении настоящего административного дела.
Генеральный план г.о. Тольятти включает Карту функциональных зон городского округа, Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти содержат Приложение 1 Схему градостроительного зонирования г.о. Тольятти, на которых функциональные и территориальные зоны отображены с учетом картографического описания границ г.о. Тольятти, установленного Законом Самарской области от 11.10.2010 N 106-ГД.
Решением Собрания представителей сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 29.11.2019 N 195 утверждены изменения в генеральный план сельского поселения, утвержденный решением от 16.12.2013 N 76, в части включения положения о территориальном планировании, карты функциональных зон сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области.
Административный истец высказывает несогласие с Генеральным планом г.о. Тольятти в части Карты функциональных зон городского округа и с Правилами землепользования и застройки г.о. Тольятти в части Схемы градостроительного зонирования г.о. Тольятти, которые не соответствуют в части границ функциональных зон и территориальных зон реестровый номер N "зона коммунально-складских объектов", реестровый номер N "зона промышленных объектов IV-V классов опасности", реестровый номер N "зона озеленения защитного назначения", реестровый номер N "зона коттеджной застройки" г.о. Тольятти, расположенных за границами г.о. Тольятти, установленными Законом Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД.
Данное обстоятельство подтверждается письмом администрации г.о. Тольятти от 23.10.2023 N 7656/5 в адрес Думы г.о. Тольятти. В судебном заседании установлено, что несоответствие границ территориальных зон г.о. Тольятти границам г.о. Тольятти, установленным Законом Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД, не устранено до настоящего времени.
По обращению администрации м.р. Ставропольский Самарской области в регистрационный орган ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" в резолюции от 18.10.2022 сообщило, что при проверке координат характерных точек границ населенного пункта, содержащихся в Описании местоположения границ Русская Борковка, установлен факт пересечения населенного пункта село Русская Борковка с границами территориальных зон г.о. Тольятти:
- с реестровым номером N (ПК-4 Зона коммунально-складских объектов), пересечение составляет 3480,33 кв. м, по сведениям ЕГРН данная территориальная зона расположена за границам муниципального образования г.о. Тольятти,
- с реестровым номером N (ПК-3 Зона промышленных объектов IV-V классов опасности), пересечение составляет 10,17 кв. м,
- с реестровым номером N (ПК-3 Зона промышленных объектов IV-V классов опасности), пересечение составляет 27,37 кв. м,
- с реестровым номером N (ПК-5 Зона озеленения защитного назначения), пересечение составляет 1521,24 кв. м,
- с реестровым номером N (Ж-1А Зона коттеджной застройки), пересечение составляет 61290,97 кв. м, по сведениям ЕГРН данная территориальная зона расположена за границам муниципального образования г.о. Тольятти.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Закона о регистрации наличие пересечений границ населенных пунктов, сведения о местоположении границ которых содержатся в поступивших документах, и территориальных зон является препятствием для внесения в реестр границ населенных пунктов и основанием для направления уведомления о невозможности внесения в ЕГРН таких сведений.
По обращению административного истца в регистрационный орган в ответе на обращение от 13.10.2023, в письме от 09.04.2024 N ОП/2399 ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" сообщил о невозможности внести в ЕГРН сведения о территориальной зоне села Русская Борковка с/п Тимофеевка Ставропольский район Самарской области по причине пересечения границ территориальной зоны с границами территориальных зон с реестровыми номерами: N, N, N, N.
Заключением кадастрового инженера АО РКЦ "З." К.В.Л. от 11.10.2023 установлено, что в результате анализа документации муниципальных образований и полученных сведений ЕГРН факт пересечения территориальными зонами г.о. Тольятти границ муниципального района Ставропольский Самарской области, границ сельского поселения Тимофеевка и границ села Русская Борковка подтвержден. В границах Русская Борковка сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области находятся границы территориальных зон г.о. Тольятти, а именно территория зоны N площадью 3482 кв. м, территория зоны N площадью 540 кв. м, территория зоны N площадью 1521 кв. м, территория зоны N площадью 61271 кв. м в приведенных координатах.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста - главный специалист отдела архитектуры и строительства администрации м.р. Ставропольский Самарской области Ч.Е.А. показала, что в 2020 году изменены границы г.о. Тольятти, в соответствии с которыми не приведены Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти и Генеральный план г.о. Тольятти. Данное обстоятельство повлекло пересечение границ г.о. Тольятти с территориальными зонами с.п. Тимофеевка, что подтверждается заключением кадастрового инженера и резолюцией ППК Роскадастр. Выявленное пересечение невозможно устранить самостоятельно регистрационным органом, исходя из площади пересечения, превышающей погрешность.
В судебном заседании 31.10.2023 допрошенная по инициативе административного истца в качестве специалиста Т.Л.Н. - начальник отдела обеспечения ведения ЕГРН филиала ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области, пояснила, что осуществляла подготовку резолюции по м.р. Ставропольский в рамках внебюджетной деятельности, был установлен факт наложения границ территориальных зон муниципального района на ранее внесенные границы территориальных зон г.о. Тольятти. При этом, границы сельского поселения находятся в границах и в пределах муниципального района Ставропольский и не пересекают границы г.о. Тольятти. Наложение возможно устранить по заявлению лица, инициировавшего первоначальное внесение сведений в ЕГРН. Самостоятельно ППК Роскадастр устранить наложение не имеет возможности. При внесения сведения о границах территориальных зон г.о. Тольятти не проверялось их соответствие установленным границам г.о. Тольятти.
По информации административного истца в территорию пересечений вошли земельные участки с кадастровыми номерами NN
Согласно сведениям из ЕГРН от 22.01.2024 не зарегистрированы правообладатели земельных участков с кадастровыми номерами N
N. Иные земельные участки имеют собственников физических лиц, которые привлечены по настоящему делу заинтересованными лицами. Местоположение земельных участков: <адрес> виды разрешенного использования "для индивидуального строительства" и "для ведения личного подсобного хозяйства".
По сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) администрации г.о. Тольятти земельные участки с кадастровыми номерами: N входят в границы населенного пункта - село Русская Борковка (сельское поселение Тимофеевка). Согласно Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденным решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 N 1059, земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в территориальной зоне ПК-3 - "зона промышленных объектов IV-V классов опасности", земельные участки с кадастровыми номерами: N, полностью или частично расположены в территориальной зоне Ж-1А - "зона коттеджной застройки". В соответствии с Генеральным планом г.о. Тольятти, утвержденным решением Думы г.о. Тольятти от 25.05.2018 N 1756, земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в функциональной зоне - "зона производственного использования", земельные участки, иные указанные земельные участки полностью или частично расположены в функциональной зоне "жилая зона".
Суд соглашается с позицией административного истца о противоречии Генерального плана г.о. Тольятти Закону Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД, имеющему высшую юридическую силу.
Так, установлено, что в соответствии со статьей 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Законом Самарской области от 28 февраля 2005 года N 69-ГД "Об установлении границ городского округа Тольятти Самарской области" установлены границы г.о. Тольятти, в который внесены изменения Законом Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД.
Судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании административным ответчиком и заинтересованным лицом администрацией г.о. Тольятти, что в оспариваемый Генеральный план г.о. Тольятти, утвержденный Решением Думы г.о. Тольятти от 25.05.2018 N 1756, в том числе в Карту функциональных зон, не вносились изменения в соответствии с Законом Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД.
При этом, Генеральный план г.о. Тольятти в части границ соответствует Схеме градостроительного зонирования г.о. Тольятти, являющейся составной частью Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти, и отражает границы территориальных зон.
В силу вышеизложенных материальных норм градостроительного законодательства, а также части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (занятого линейным объектом).
Таким образом, отнесение земельных участков с кадастровыми номерами N одновременно к территориальным зонам г.о. Тольятти (ПК-3 - "зона промышленных объектов IV-V классов опасности", Ж-1А - "зона коттеджной застройки") и с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области (Ж1/2 - "зона застройки индивидуальными жилым домами", ОД/2 - "многофункциональная общественно-деловая зона", О/2 "зона общественной застройки"), противоречит части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, т.е. закону, имеющему высшую юридическую силу.
При этом, указанные земельные участки одновременно находятся в функциональных зонах г.о. Тольятти ("зона производственного использования", "жилая зона") и с.п. Тимофеевка м.р. Ставропольский Самарской области ("зона малоэтажными жилыми домами", "многофункциональная общественно-деловая зона", "зона специализированной общественной застройки").
Суд считает, что пересечение (наложения) границ территориальных зон г.о. Тольятти на территорию с.п. Тимофеевка в границах, установленных Законом Самарской области от 28.02.2005 N 67-ГД "Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Ставропольский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ" в редакции Закона Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД, препятствует муниципальному образованию поставить на кадастровый учет территориальные зоны сельского поселения, то есть затрагиваются права и законные интересы административного истца. Кроме того, устранение выявленного пересечения позволяет исключить правовую неопределенность использования данной территории.
Доводы административных ответчиков о недоказанности и отсутствия нарушения прав административного истца оспариваемыми в части нормативными правовыми актами суд находит не состоятельными.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон (пункт 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Требования к точности отображения границ территориальных зон на карте градостроительного зонирования направлено, в том числе на соблюдение принципа правовой определенности режима использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
В целях устранения правовой неопределенности градостроительных регламентов и использования территории с.п. Тимофеевка Генеральный план г.о. Тольятти и Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти подлежат признанию недействующими в оспариваемой части.
Суд не принимает во внимание позицию административных ответчиков о преждевременности обращения в суд с настоящими требованиях со ссылкой на продление срока внесения в ЕГРН сведений о границах территориальных зон муниципальных образований, а также о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов законодательству на момент их принятия, поскольку не имеет правового значения для разрешения настоящего дела.
Не усматриваются противоречия оспариваемых Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку схема (карта) градостроительного зонирования г.о. Тольятти отображает границы установленных зон в картографическом виде.
Судом не установлено противоречий оспариваемых в части нормативных правовых актов Законам Самарской области от 28.02.2005 N 67-ГД и N 69-ГД, которыми установлены только границы муниципальных образований: муниципального района Ставропольский Самарской области и городского округа Тольятти Самарской области, без установления границ территориальных зон, с которыми выявлено пересечение.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, то есть не регулирует градостроительную деятельность, не подлежит применению при проверки соответствия оспариваемых в части нормативных правовых актов.
Первоначальные требования в части исключения из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ территориальных зон городского округа Тольятти: производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур реестровый номер N, N, N, N, представитель административного истца не поддержала, в связи с чем судом не рассматривались.
С учетом вышеизложенного и установленных обстоятельств возражения административных ответчиков суд признает несостоятельными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 50 от 25 декабря 2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Исходя из применения оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов длительное время, суд приходит к выводу о признании их недействующими в части с даты вступления решения суда в законную силу.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Принимая во внимание опубликование оспариваемых нормативных правовых актов в печатном издании газета "Городские ведомости", сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит размещению в указанном печатном издании газета "Городские ведомости".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административный иск администрации сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти Самарской области N 1059 от 24 декабря 2008 года, в части пересечения (наложения) границ территориальных зон городского округа Тольятти с реестровым номером N (зона коммунально-складских объектов), с реестровым номером N (зона промышленных объектов IV-V классов опасности), с реестровым номером N (зона озеленения защитного назначения), с реестровым номером N (зона коттеджной застройки), отображенных на Схеме градостроительного зонирования городского округа Тольятти (Приложение N 1), на территорию сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области, установленных Законом Самарской области от 28.02.2005 N 67-ГД "Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Ставропольский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ" в редакции Закона Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД,
- Генеральный план городского округа Тольятти Самарской области, утвержденный решением Думы городского округа Тольятти от 25.05.2018 N 1756, в части пересечения (наложения) функциональных зон городского округа Тольятти "зона производственного использования", "жилая застройка", отображенных на Карте функциональных зон городского округа Тольятти, на территорию сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области в границах, установленных Законом Самарской области от 28.02.2005 N 67-ГД "Об образовании сельских поселений в пределах муниципального района Ставропольский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ" в редакции Закона Самарской области от 06.04.2020 N 37-ГД.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в печатном издании газета "Городские ведомости" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 24.05.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 мая 2024 г. N 3а-20/2024 (3а-1807/2023)
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника