Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства образования и науки
Амурской области
от 20.06.2021 N 870
Программа
установления соответствия региональных механизмов управления качеством образования в Амурской области методике проведения оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации
В целях установления соответствия региональных механизмов управления качеством образования в Амурской области методике проведения оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации ежегодно проводится мониторинг реализации региональных механизмов управления качеством образования (далее - мониторинг).
Мониторинг осуществляется в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- приказами Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
- приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 590 и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
- нормативными правовыми актами Амурской области, регламентирующими реализацию мероприятий по оценке и управлению качеством образования.
Результаты мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по развитию региональной системы образования.
В рамках формирования системы оценки качества образования предлагается проведение комплексного анализа, предполагающего получение аналитических выводов по следующим направлениям:
- система оценки качества подготовки обучающихся;
- система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций;
- система обеспечения профессионального развития педагогических работников;
- система организации воспитания обучающихся;
- система мониторинга качества дошкольного образования.
Результаты комплексного анализа формируются в соответствии с
перечисленными выше актуальными направлениями развития системы образования и с учетом необходимости проведения комплексного анализа как в целом по региону, так и в разрезе муниципальных образований, расположенных на территории Амурской области.
1. Система оценки качества подготовки обучающихся
Обоснование целей
Одной из целей Национального проекта "Образование" является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.
В настоящее время активно изучается уровень подготовки обучающихся с использованием таких инструментов, как основной и единый государственные экзамены (ОГЭ, ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР).
Состояние качества образования в Амурской области оценивается на основе анализа образовательных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования (метапредметных и предметных результатов), основной общеобразовательной программы основного общего образования (метапредметных и предметных результатов), основной общеобразовательной программы среднего общего образования (метапредметных и предметных результатов), результатов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, а также анализа Национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования.
Особое значение в региональной образовательной политике приобретает анализ результатов достижения обучающимися общеобразовательных организаций не только предметных, но и метапредметных результатов. Система оценки качества подготовки обучающихся и анализ результатов достижения обучающимися требований федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования позволит получить объективную информацию о состоянии качества образования в Амурской области, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Результаты оценки качества подготовки обучающихся служат основанием для разработки, принятия и реализации управленческих решений по повышению качества образования.
Разработка и реализация региональных инструментов оценки качества подготовки обучающихся позволит получить дополнительную информацию по различным аспектам обеспечения качества образования, совершенствовать методическую работу.
Цели реализации мероприятий системы оценки качества подготовки обучающихся:
- оценка достижения обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- оценка достижения обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- оценка достижения обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
- оценка достижения обучающимися планируемых метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- оценка достижения обучающимися планируемых метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- оценка достижения обучающимися планируемых метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
- оценка образовательных результатов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
- оценке функциональной грамотности обучающихся;
- оценке объективности процедур оценки качества образования;
- оценке объективности Всероссийской олимпиады школьников;
- осуществление контроля за соблюдением порядка/регламента проведения процедур оценки качества образования;
- осуществление контроля за соблюдением порядка/регламента проведения олимпиад школьников;
- повышение уровня образовательных результатов на основе анализа образовательных результатов оценочных процедур (региональный мониторинг, государственная итоговая аттестация (далее - ГИА), всероссийские проверочные работы (далее - ВПР));
- повышение уровня образовательных результатов на основе анализа Национальных исследований качества образования (далее - НИКО).
Предметом системы оценки качества подготовки обучающихся выступают образовательные результаты обучающихся, а также условия проведения оценочных процедур в общеобразовательной организации.
Методы мониторинга:
- анализ научной и методической литературы, нормативных правовых документов, данных ведомственной статистики;
- комплексные диагностические работы для обучающихся 4-х классов, разработанные специалистами ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования", направленные на изучение метапредметных компетенций;
- региональный мониторинг оценки качества подготовки обучающихся;
- методы статистической обработки данных (в том числе международных, федеральных (ГИС обеспечения проведения ГИА обучающихся Амурской области, ФИС ОКО) и региональных процедур оценки качества образования);
- графические методы обработки, представления и интерпретации данных (построение графиков, диаграмм).
В мониторинге учитываются образовательные результаты следующих категорий участников образовательного процесса:
- обучающиеся 4-11-х классов общеобразовательных организаций Амурской области;
- обучающиеся 1-3-х курсов профессиональных образовательных организаций Амурской области.
Сроки проведения мониторинга - в течение 2 месяцев после проведения соответствующей оценочной процедуры.
В соответствии с целями мониторинга выделены следующие показатели мониторинга:
по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- доля обучающихся, показавших низкие результаты по учебному предмету в рамках участия в ВПР;
- доля обучающихся, освоивших образовательную программу по учебному предмету по результатам участия в ВПР;
- доля обучающихся в "зоне риска" получения неудовлетворительных результатов по итогам участия в ВПР;
- доля обучающихся, подтвердивших текущую успеваемость по учебному предмету результатами ВПР;
- доля обучающихся, показавших высокие результаты по учебному предмету в рамках участия в ВПР
по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
- доля обучающихся, показавших низкие результаты по учебному предмету в рамках участия в оценочной процедуре (региональный мониторинг, ВПР, НИКО, МСИ, основной государственный экзамен (далее - ОГЭ));
- доля обучающихся, освоивших образовательную программу по учебному предмету по результатам участия в оценочной процедуре (региональный мониторинг, ВПР, НИКО, МСИ, ОГЭ);
- доля обучающихся в "зоне риска" получения неудовлетворительных результатов по итогам участия в ВПР, итоговом собеседовании по русскому языку;
- доля обучающихся, подтвердивших текущую успеваемость по учебному предмету результатами ВПР;
- доля обучающихся, показавших высокие результаты по учебному предмету в рамках участия в оценочной процедуре (региональный мониторинг, ВПР, НИКО, МСИ, ОГЭ)
по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
- доля обучающихся, показавших низкие результаты по учебному предмету в рамках участия в оценочной процедуре (региональный мониторинг, ВПР, НИКО, МСИ, единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ));
- доля обучающихся, освоивших образовательную программу по учебному предмету по результатам участия в оценочной процедуре (региональный мониторинг, ВПР, НИКО, МСИ, ЕГЭ);
- доля обучающихся в "зоне риска" получения неудовлетворительных результатов по итогам участия в итоговом сочинении по русскому языку;
- доля обучающихся, подтвердивших текущую успеваемость по учебному предмету результатами ВПР;
- доля обучающихся, показавших высокие результаты по учебному предмету в рамках участия в оценочной процедуре (региональный мониторинг, ВПР, НИКО, МСИ, ЕГЭ)
по достижению метапредметных результатов:
- доля обучающихся, успешно выполнивших комплексные работы, направленные на оценку метапредметных результатов;
- доля обучающихся, продемонстрировавших низкий уровень сформированное метапредметных результатов по итогам выполнения диагностические работ по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ:
- доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), освоивших адаптированную образовательную программу
по оценке функциональной грамотности:
- доля обучающихся, успешно выполнивших соответствующие задания оценочной процедуры, направленные на оценку функциональной грамотности;
- доля обучающихся, не выполнивших соответствующие задания оценочной процедуры, направленные на оценку функциональной грамотности
по обеспечению объективности процедур оценки качества образования:
- доля общеобразовательных организаций, имеющих признаки необъективности результатов ВПР;
- доля общеобразовательных организаций, имеющих признаки необъективности результатов ОГЭ;
- наличие общественных наблюдателей в каждой аудитории пункта проведения оценочной процедуры
по объективности проведения олимпиад школьников:
- доля школьников с изменившимися баллами после проведения апелляции;
- наличие общественных наблюдателей в каждой аудитории проведения муниципального этапа олимпиады;
- доля удовлетворенных апелляций с изменением баллов более чем на 15%.
Анализ результатов мониторинга позволит:
- разработать адресные рекомендации:
по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (базового уровня, уровня выше и ниже базового);
по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (базового уровня, уровня выше и ниже базового);
по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования (базового уровня, уровня выше и ниже базового);
по достижению метапредметных результатов;
по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
по оценке функциональной грамотности;
по обеспечению объективности процедур оценки качества образования;
по обеспечению объективности олимпиад школьников;
- организовать проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся, с работниками органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и/или с руководителями образовательных организаций;
- организовать проведение информационно-разъяснительной работы с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам оценки качества образования;
- организовать проведение мероприятий, направленных на анализ и интерпретацию образовательных результатов;
- организовать проведение мероприятий (принятие мер), направленных на развитие системы оценки образовательных результатов детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов;
- разработать меры, направленные на повышение качества подготовки обучающихся, показавших уровень образовательных результатов ниже базового;
- организовать проведение мероприятий по формированию позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
- разработать меры по обеспечению объективности на этапе проведения процедур оценки качества образования и при проверке результатов;
- разработать меры по обеспечению объективности на этапе проведения олимпиад школьников и при проверке результатов;
- разработать меры в отношении образовательных организаций, вошедших в "зону риска" по результатам процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации.
2. Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
Обоснование целей
Актуальность темы повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения, и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, связана с ростом ценности для граждан образования как общественного блага, повышением их требований к качеству жизни, качеству образования и необходимостью решения проблемы равного доступа к качественному образованию. Национальный проект "Образование" ставит перед системой образования ключевую задачу обеспечения глобальной конкурентноспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Решение этой задачи невозможно без разработки и реализации мероприятий по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Поддержка и сопровождение этих школ рассматривается сегодня как необходимое условие обеспечения равного доступа обучающихся к качественному образованию. Основная проблема неравенства в образовании в настоящее время связана с расслоением школ по образовательным результатам учащихся, когда наряду с успешными и благополучными во всех отношениях школами повышенного уровня (гимназиями и лицеями) формируется целая группа школ с устойчиво низкими результатами учащихся. В таких школах, как правило, концентрируются дети из неблагополучных семей и семей с низким социальным статусом, дети с девиантным поведением. К группе школ с низкими образовательными результатами чаще всего относятся и школы, функционирующие в неблагополучных социальных условиях.
Цели реализации мероприятий системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
- определение факторов, обуславливающих низкие результаты обучения;
- определение содержания понятий "низкие результаты обучения" и/или "неблагоприятные социальные условия";
- выявление школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - ШНОР и/или ШФНСУ);
- организация работы со ШНОР и/или ШФНСУ;
- разработка комплекса мер, направленных на преодоление факторов, обуславливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия;
- совершенствование предметных компетенций педагогических работников в ШНОР и/или ШФНСУ;
- оказание методической помощи ШНОР и/или ШФНСУ;
- осуществление сетевого взаимодействия (между образовательными организациями и/или другими учреждениями и предприятиями);
- оценка образовательных результатов обучающихся.
Предметом системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях выступают образовательные результаты обучающихся, а также условия осуществления образовательной деятельности.
Методы мониторинга:
- анализ научной и методической литературы, нормативных правовых документов, данных ведомственной статистики;
- сбор контекстной информации в форме запроса в формате Microsoft Excel в образовательные организации;
- диагностика педагогических и методических компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций с применением оценочных материалов, разработанных ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования";
- методы статистической обработки данных (в том числе федеральных (ГИС обеспечения проведения ГИА обучающихся Амурской области, ФИС ОКО) и региональных процедур оценки качества образования);
- графические методы обработки, представления и интерпретации данных (построение графиков, диаграмм).
Объектом мониторинга являются общеобразовательные организации. В мониторинге учитываются образовательные результаты следующих категорий участников образовательного процесса:
- обучающиеся 4 - 11-х классов ШНОР;
- педагогические работники ШНОР;
- руководители ШНОР.
Сроки проведения мониторинга - в соответствии с отдельным планом графиком реализации на территории Амурской области проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
В соответствии с целями мониторинга выделены следующие показатели мониторинга:
по выявлению ШНОР и/или ШФНСУ:
- образовательные организации, в которых не менее чем по двум оценочным процедурам за истекший учебный год были зафиксированы низкие образовательные результаты (под "низкими результатами" понимаются результаты оценочной процедуры, при которых не менее 30% от общего числа участников оценочной процедуры получили отметку "2" или не преодолели минимальный порог, предусмотренный спецификацией соответствующей оценочной процедуры);
- образовательные организации, в которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты;
- низкий Индекс социального благополучия образовательных организаций
по выявлению динамики образовательных результатов в ШНОР и/или ШФНСУ:
- доля обучающихся, подтвердивших текущую успеваемость результатами ВПР;
- доля выпускников 9-х классов, успешно сдавших (без учета пересдач) все предметы на ОГЭ;
- доля обучающихся, набравших 9 и менее баллов по сумме двух предметов ОГЭ по выбору;
- доля обучающихся, набравших 16 и менее баллов по сумме четырех предметов ОГЭ;
- доля обучающихся, набравших менее 150 баллов по сумме 3 лучших результатов по предметам ЕГЭ;
- доля обучающихся в "зоне риска" получения неудовлетворительных результатов по итогам участия в оценочных процедурах;
- доля обучающихся с ОВЗ, освоивших адаптированную образовательную программу;
- доля обучающихся, успешно выполнивших стартовые диагностические работы, направленные на оценку метапредметных результатов;
доля обучающихся, продемонстрировавших низкий уровень сформированное метапредметных результатов по итогам диагностических работ;
- доля обучающихся, успешно выполнивших соответствующие задания оценочной процедуры, направленные на оценку функциональной грамотности
по совершенствованию предметных компетенций педагогических работников в ШНОР и/или ШФНСУ:
- доля педагогических работников, имеющих высокий уровень предметных компетенций
по оказанию методической помощи ШНОР и/или ШФНСУ:
- доля ШНОР, получивших адресные методические рекомендации, направленные на преодоление факторов, обуславливающих низкие результаты обучения.
Анализ результатов мониторинга позволит:
- разработать адресные рекомендации:
по выявлению ШНОР;
по выявлению динамики образовательных результатов в ШНОР;
по оценке предметных компетенций педагогических работников в ШНОР;
по оказанию методической помощи ШНОР;
- организовать проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся в ШНОР;
- разработать комплекс мер по развитию сетевого взаимодействия для помощи ШНОР;
- разработать комплекс мер по оказанию адресной методической поддержки ШНОР;
- разработать комплекс мер по привлечению успешных общеобразовательных организаций в качестве ресурсных центров по вопросам качества обучения.
3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
Обоснование целей
Одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и молодежи, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования.
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально экономического, культурного и духовно-нравственного развития.
Таким образом, создание условий и формирование единой образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие одаренных детей и молодежи, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Цель региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи - комплексное и эффективное создание и внедрение современных образовательных программ, подходов и практик по работе с одаренными детьми, обеспечивающих повышение доступности и качества образования, посредством создания условий по расширению возможностей для осознанного выбора ребенком площадок профессионального самоопределения, культурного роста, интеллектуального и физического развития, а также подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам научно-технического творчества в условиях новой технологической революции и быстроизменяющегося мира.
На протяжении многих лет в Амурской области целенаправленно и активно ведётся работа по созданию условий, способствующих развитию одаренности детей и подростков, функционирует сеть образовательных организаций, реализующих программы работы с одаренными детьми.
В системе работы с одаренными детьми в регионе функционируют организации дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности по отраслям "Образование", "Культура", "Спорт". Кроме того, в области в 2019 году образована новая образовательная площадка - Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Амурской области "Вега". В центре проводятся профильные и проектные смены, лабораторные практикумы, а также интенсивные программы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Итогом реализации дополнительных общеобразовательных программ являются достижения обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Важное место в системе работы с одаренными детьми занимает повышение квалификации педагогических работников, руководителей образовательных организаций, педагогов-психологов, осуществляющих работу по развитию детской одаренности.
Цели система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
- оценка мер, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи;
- оценка мер, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ;
- оценка охвата обучающихся дополнительным образованием;
- мониторинг организации индивидуализации обучения;
- оценка уровня профессиональных компетенций педагогических работников в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- оценка осуществления психолого-педагогического сопровождения способных детей и талантливой молодежи;
- оценка мер, направленных на содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодёжи в профессиональные образовательные организации (далее - ПОО) и образовательные организации высшего образования (далее - ОО ВО);
- оценка организации межведомственного и межуровневого взаимодействия по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодёжи;
- оценка мер, направленных на осуществление государственно-частного партнёрства для поддержки способных и талантливых детей и молодёжи.
Предметом системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи являются способности и таланты детей и молодежи.
Методы мониторинга:
- анализ научной и методической литературы, нормативных правовых документов, данных ведомственной статистики;
- сбор информации с помощью диагностического инструментария;
- сбор информации в форме запроса в формате Microsoft Excel в образовательные организации;
- методы статистической обработки данных (в том числе федеральных и региональных процедур оценки качества образования);
- графические методы обработки, представления и интерпретации данных (построение графиков, диаграмм).
В исследовании принимают участие обучающиеся образовательных организаций области.
Сроки проведения мониторинга - в течение года.
В соответствии с целями мониторинга выделены следующие показатели мониторинга:
по выявлению способностей и талантов у детей и молодёжи:
- доля обучающихся, принявших участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников;
- доля обучающихся, принявших участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников;
- доля обучающихся, принявших участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников;
- доля обучающихся, ставших победителями и призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников;
- доля обучающихся, ставших победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников
по поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодёжи:
- доля талантливых детей, получивших адресную поддержку, в общем числе одаренных детей;
- количество школьных научных обществ и обучающихся, принимающих участие в научной, исследовательской и проектной деятельности;
- доля одаренных школьников, прошедших подготовку в профильных лагерях и сменах;
- доля школьников, прошедших подготовку на олимпиадных сборах по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ:
- доля обучающихся с ОВЗ, принявших участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников;
- доля обучающихся с ОВЗ, принявших участие в региональных конкурсах по направлению "искусство";
- доля обучающихся с ОВЗ, принявших участие в региональных соревнованиях по направлению "спорт"
по учету иных форм развития образовательных достижений школьников (за исключением ВсОШ):
- доля обучающихся, ставших победителями и призерами региональных и всероссийских конкурсов по направлению "искусство";
- доля обучающихся, ставших победителями и призерами региональных и всероссийских соревнований по направлению "спорт" по охвату обучающихся дополнительным образованием:
- доля обучающихся 5-18 лет, охваченных дополнительным образованием детей по учету обучающихся по индивидуальным учебным планам:
- доля обучающихся, получающих услуги дополнительного образования детей по индивидуальным учебным планам по развитию способностей у обучающихся классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных классов):
- доля обучающихся классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных классов), получивших адресную поддержку, в общем числе одаренных детей;
- доля обучающихся классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных классов), прошедших подготовку в профильных лагерях и сменах;
- доля обучающихся классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных классов), прошедших подготовку на олимпиадных сборах по развитию способностей у обучающихся с особыми образовательными потребностями:
- доля обучающихся с особыми образовательными потребностями, получивших адресную поддержку, в общем числе одаренных детей по учету педагогических работников, повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи:
- доля педагогических работников, повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по осуществлению психолого-педагогического сопровождения способных детей и талантливой молодежи:
- наличие в образовательной организации плана мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению способных детей и талантливой молодежи. Анализ результатов мониторинга позволит:
- разработать адресные рекомендации:
по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи;
по поддержке способностей и талантов у детей и молодежи;
по развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ;
по учету участников этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее - ВсОШ);
по учету иных форм развития образовательных достижений школьников (за исключением ВсОШ);
по охвату обучающихся дополнительным образованием;
по учету обучающихся по индивидуальным учебным планам;
по развитию способностей у обучающихся классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных классов);
по развитию способностей у обучающихся с особыми образовательными потребностями;
по учету педагогических работников, повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
по осуществлению психолого-педагогического сопровождения способных детей и талантливой молодежи;
- разработать комплекс мер, направленных на стимулирование и поощрение педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью;
- разработать комплекс мер, направленных на стимулирование и поощрение способных детей и талантливой молодежи;
- разработать комплекс мер, направленных на увеличение охвата обучающихся мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
- разработать комплекс мер, направленных на развитие дополнительного образования в регионе;
- организовать проведение мероприятий по поддержке участия школьников в профильных сменах, предметных школах и т.п.;
- организовать проведение мероприятий, направленных на развитие способностей у обучающихся классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных классов);
- организовать проведение мероприятий, направленных на развитие способностей у обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- организовать проведение мероприятий, направленных на поддержку участия команд кружков технического творчества, точек роста, творческих детских коллективов в региональных и федеральных конкурсах, соревнованиях и т.п.;
- организовать проведение мероприятий по вопросу выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, осуществляемых в рамках сетевого взаимодействия (в том числе с организациями ПОО и ВО);
- разработать комплекс мер, направленных на осуществление психолого-педагогического сопровождения способных детей и талантливой молодежи;
- организовать проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Обоснование целей
В настоящее время, в условиях реализации стратегии технологического развития Российской Федерации, огромное значение имеет работа по эффективному использованию человеческого капитала. Качественные трудовые ресурсы создают предпосылки к развитию региональной экономики, ее отдельных отраслей.
Острая ситуация с оттоком населения из Амурской области по причинам учебы требует формирования новой системы мер по регулированию образовательной миграции и сохранению в регионе молодежи.
В этих условиях и с учетом современных требований к человеческому капиталу система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в регионе реализуется в рамках плана мероприятий Амурской области по реализации "дорожной карты" по развитию системы профориентации и поддержке молодежи на рынке труда в Дальневосточном федеральном округе до 2025 г., утвержденного приказом министерства образования и науки Амурской области N 1314 от 24.10.2019 и плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 9 августа 2019 г. N 448.
Профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных организаций Амурской области носит адресный характер; ориентирована на индивидуальные потребности и запросы каждого обучающегося в общеобразовательных организациях; способствует их раннему профессиональному самоопределению и выбору индивидуального профессионально ориентированного образовательного маршрута; интегрирует потенциал и усилия всех уровней управления (региональный, муниципальный, институциональный), субъектов деятельности в области профессиональной ориентации, организаций общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, работодателей и их объединений, органов власти, общественности; носит межведомственный характер и имеет своими результатами сохранение молодёжи в регионе, обеспечение самодостаточности регионального рынка труда, пополнение его квалифицированными работниками в ключевых отраслях экономики и социальной сферы.
Цели системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- анализ мероприятий по обеспечению информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- анализ мероприятий по проведению ранней профориентации обучающихся;
- анализ мероприятий по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ;
- анализ мероприятий по осуществлению психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
- анализ взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
- анализ мероприятий по осуществлению содействия в поступлении обучающихся в ПОО и ОО ВО;
- анализ удовлетворения потребности в кадрах на основе анализа рынка труда региона;
- развитие конкурсного движения профориентационной направленности.
Предметом системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся является профессиональная ориентация обучающихся.
Методы мониторинга:
- анализ научной и методической литературы, нормативных правовых документов, данных ведомственной статистики;
- сбор информации с помощью разработанного диагностического инструментария;
- сбор информации в форме запроса в формате Microsoft Excel в образовательные организации;
- сбор информации с помощью сервиса Google-форма;
- методы статистической обработки данных;
- графические методы обработки, представления и интерпретации данных (построение графиков, диаграмм).
В исследовании принимают участие обучающиеся общеобразовательных организаций области.
Сроки проведения мониторинга - по отдельному графику.
В соответствии с целями мониторинга выделены следующие показатели мониторинга:
по проведению ранней профориентации обучающихся:
- доля обучающихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций, охваченных системой ранней профориентации обучающихся, от общего количества обучающихся, нуждающихся в ранней профориентации по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации:
- доля детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности);
- доля выпускников 9-х классов, продолжающих обучение в регионе от общего количества выпускников;
- доля обучающихся 9-х классов, продолживших обучение в 10 классе;
- доля выпускников 11-х классов, продолжающих обучение в регионе от общего количества выпускников
по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся:
- доля общеобразовательных организаций, предусматривающих в структуре образовательной программы профориентационное направление деятельности;
- доля общеобразовательных организаций, внедряющих программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- доля обучающихся 8-11-х классов общеобразовательных организаций, охваченных системой профориентационной работы;
- наличие в общеобразовательной организации службы профориентации;
- доля обучающихся, для которых реализуются индивидуальные образовательные маршруты профессионального самоопределения
по учету обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации учебные предметы, соответствующие профилю обучения:
- доля обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования учебные предметы, соответствующие профилю обучения;
- доля обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, соответствующие профилю обучения по учету обучающихся, поступивших в ПОО и ВО по профилю обучения:
- доля обучающихся, поступивших в ПОО по профилю обучения;
- доля обучающихся, поступивших в организации высшего образования по профилю обучения по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ:
- доля обучающихся 8-11-х классов с ОВЗ, охваченных профориентационной работой;
- доля общеобразовательных организаций, реализующих программы предпрофессиональной подготовки для обучающихся с ОВЗ
по взаимодействию с учреждениями/предприятиями:
- реализация образовательных программ профориентационной направленности совместно с организациями / предприятиями по взаимодействию с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования:
- реализация образовательных программ профориентационной направленности совместно с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования
по учёту выявленных потребностей рынка труда региона:
- доля детей, продолжающих обучение в регионе от общего количества выпускников, в том числе по востребованным в регионе профессиям по учету обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности:
- доля обучающихся, принявших участие в конкурсах профориентационной направленности.
Анализ результатов мониторинга позволит:
- разработать адресные рекомендации:
по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
по учету обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования учебные предметы, соответствующие профилю обучения;
по учету обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, соответствующие профилю обучения;
по учету обучающихся, поступивших в ПОО и ВО по профилю обучения;
по проведению ранней профориентации обучающихся;
по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ;
по осуществлению взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
по взаимодействию с ПОО и ОО ВО;
по учёту выявленных потребностей рынка труда региона;
по учету обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности;
- разработать комплекс мер по формированию готовности к саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся;
- организовать проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
- организовать проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями/предприятиями, образовательными организациями (далее - ОО), центрами профориентационной работы, практической подготовки, в том числе с учетом межведомственного взаимодействия;
- разработать комплекс мер, направленных на поддержку реализации школьных проектов с привлечением работодателей, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию;
- разработать комплекс мер по формированию профильных педагогических классов в ОО;
- организовать проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся.
5. Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона
Мониторинг эффективности деятельности руководителей образовательных организаций Амурской области является составной частью региональной системы оценки качества образования и предполагает получение объективной и достоверной информации об эффективности руководства относительно реализации целей региональной образовательной политики.
Обеспечение качественного образования обучающихся во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией. Ключевой фигурой данного процесса выступает руководитель ОО, который в соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" является единоличным исполнительным органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью ОО, и в соответствии частью 8 статьи 51 того же Федерального закона несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно хозяйственной деятельностью ОО.
Основные положения, определяющие правовой статус руководителя, содержатся в главе 43 Трудового кодекса Российской Федерации "Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации". Вместе с тем часть 6 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" уточняет, что права и обязанности руководителя ОО, его компетенция в области управления ОО определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом ОО. Основные трудовые функции, требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, и требования к квалификации руководителей ОО содержатся в действующем приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
В основе деятельности руководителя ОО, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, отвечающего в пределах своей компетенции за обеспечение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности ОО, к качеству реализации основных образовательных программ и др., лежат федеральные государственные образовательные стандарты и Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года N 442. Кроме того, для подтверждения уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующей подготовленность к выполнению профессиональной деятельности, руководители ОО проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителями этих ОО.
Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона должна быть направлена на преодоление противоречия между требованиями к профессиональным и личностным качествам руководителя ОО и уровнем его готовности к выполнению функций руководителя с целью поиска оптимальных способов повышения эффективности работы ОО, которая несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функций.
Поэтому эффективность руководителя ОО, с одной стороны, определяется его профессиональной компетентностью как совокупностью знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение своих профессиональных функций, с другой стороны - реальными результатами деятельности ОО. В целях обеспечения ОО руководящими работниками, обладающими высоким уровнем профессионализма, а также для улучшения качества деятельности ОО формируется резерв управленческих кадров - группа специалистов, отвечающих квалификационным и иным требованиям, которые установлены действующим законодательством, способных по своим деловым, личностным, морально-этическим качествам осуществлять профессиональную деятельность на должности руководителя ОО.
Формирование резерва управленческих кадров является комплексным процессом, который включает в себя составление прогноза и плана предполагаемых изменений в составе управленческих кадров, набор кандидатов на должность руководителя ОО с учетом требований, указанных в части 2 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также эффективное обучение кандидатов, направленное на развитие их профессиональных и управленческих компетенций. Кроме того, кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной ОО проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителями этих ОО. В целях реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р утверждены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской
Федерации, включая национальную систему учительского роста. В рамках данного документа определен ряд мероприятий, направленных на разработку модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций, в том числе разработку и утверждение профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации. Таким образом, требования к руководителям ОО определены нормативными документами и актуальными тенденциями в сфере образования, которые заключаются, в том числе в подготовке корпуса управленческих кадров, обеспечении их непрерывного профессионального совершенствования, организации работы с резервом управленческих кадров и др.
Деятельность по повышению эффективности руководителей ОО и результативности этих ОО носит комплексный характер и должна учитывать все многообразие задач, решаемых каждым конкретным регионом. Проведение региональных мониторингов, предполагающих сбор и обработку информации о качестве деятельности руководителей ОО и их оценку, позволяет отслеживать и корректировать выявленные региональные тенденции, определять проблемы и направления их решения, влиять на кризисные ситуации, осуществлять контроль за реализацией тех или иных процессов, формировать "точки роста".
Цели системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона:
- повышение качества управленческой деятельности;
- формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
анализ мероприятий по обеспечению качества подготовки обучающихся;
- анализ мероприятий по обеспечению ОО квалифицированными кадрами;
- формирование резерва управленческих кадров;
- анализ условий осуществления образовательной деятельности.
Предметом система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона являются профессиональные компетенции руководителей образовательных организаций.
Методы мониторинга:
- анализ научной и методической литературы, нормативных правовых документов, данных ведомственной статистики;
- сбор информации в форме запроса в формате Microsoft Excel в образовательные организации;
- методы статистической обработки данных;
- графические методы обработки, представления и интерпретации данных (построение графиков, диаграмм).
В исследовании принимают участие руководители общеобразовательных организаций области.
Сроки проведения мониторинга - в течение года.
В соответствии с целями мониторинга выделены следующие показатели мониторинга:
по созданию условий для достижения результатов:
- количество обучающихся в расчете на 1 работника общеобразовательных организаций;
- доля педагогических работников в общей численности работников общеобразовательных организаций;
- количество руководящих работников в расчете на 10 педагогических работников в общеобразовательных организациях;
- доля педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников;
по учету административно-управленческих работников, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки:
- доля руководителей, имеющих высокий уровень сформированности профессиональных компетенций;
по организации получения образования обучающимися с ОВЗ:
- учебный план общеобразовательной организации сформирован с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
- доля образовательных организаций, где созданы условия для получения образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
- численность обучающихся по адаптированным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в расчете на 1 учителя-дефектолога, учителя-логопеда;
по обеспечению ОО квалифицированными кадрами:
- доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию;
- доля педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование
по формированию резерва управленческих кадров:
- руководитель общеобразовательной организации по итогам конкурсного отбора и обучения включен в кадровый резерв системы образования Амурской области для замещения вакантных должностей "руководитель", "заместитель руководителя" муниципальных и государственных образовательных организаций;
по условиям осуществления образовательной деятельности:
- доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями
по учету нагрузки педагогических работников:
- количество обучающихся в расчете на 1 педагогического работника.
Анализ результатов мониторинга позволит:
- разработать адресные рекомендации:
по учету административно-управленческих работников, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки;
по достижению обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ;
по организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми инвалидами;
по обеспечению ОО квалифицированными кадрами;
по формированию резерва управленческих кадров;
по обеспечению необходимых условий осуществления образовательной деятельности;
по учету нагрузки педагогических работников;
- организовать проведение профессиональных конкурсов для руководителей образовательных организаций;
- разработать комплекс мер по формированию резерва управленческих кадров;
- организовать реализацию адресных программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций;
- разработать и применять систему назначения руководителей образовательных организаций;
- организовать стажировочную деятельность для руководителей образовательных организаций по вопросам управления качеством образования;
- организовать сетевое взаимодействие для руководителей образовательных организаций;
- организовать проведение процедур, направленных на выявление и устранение профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций;
- обеспечить принятие мер, направленных на реализацию антикризисных программ развития ОО.
6. Система обеспечения профессионального развития педагогических работников
Обоснование целей
В настоящее время возрастает необходимость создания единой федеральной научно-методической системы как значимого фактора эффективности образовательных реформ и важного звена, обеспечивающего профессионального развитие педагогических работников.
В соответствии с утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 года N Р-76 Концепцией создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее
- Концепция) единая система научно-методического сопровождения должна эффективно обеспечивать сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в повышении квалификации и непрерывном развитии их профессионального мастерства.
Среди базовых принципов функционирования единой федеральной научно-методической системы - ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников в условиях быстрого развития общества и системы образования.
На региональном уровне в Концепции определены приоритетные задачи для Институтов развития образования и Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников: формирование персональных траекторий профессиональному развитию педагогов и управленческих кадров на основе независимой диагностики профессиональных компетенций; повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов.
Для обеспечения решения указанных в Концепции задач организуется мониторинг профессионального развития педагогических работников.
Цели системы обеспечения профессионального развития педагогических работников:
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
- стимулирование профессионального роста педагогических работников;
- обеспечение эффективного повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников;
- выявление запроса педагогических коллективов, отдельных педагогов на направления повышения квалификации и профессионального развития;
- сбор информации для построения индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
сбор информации для осуществления профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
- анализ развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников;
- сбор информации для вовлечения педагогов в экспертную деятельность;
- сбор информации для проведения профилактики профессионального выгорания педагогов;
- сбор информации для выстраивания системы методического сопровождения педагогических работников;
- изучение состояния и результатов деятельности методических объединений и/или профессиональных сообществ педагогов;
- сбор информации для формирования программ поддержки методических объединений и/или профессиональных сообществ педагогов на региональном уровне;
- анализ поддержки молодых педагогов/реализации программ наставничества педагогических работников;
- анализ организации сетевых форм взаимодействия педагогов на региональном уровне;
- развитие кадрового потенциала в образовательных организациях.
Предметом системы обеспечения профессионального развития педагогических работников является система профессионального развития педагогических работников образовательных организаций.
Методы мониторинга:
- анализ научной и методической литературы, нормативных правовых документов, данных ведомственной статистики;
- диагностика педагогических и методических компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций с применением оценочных материалов, разработанных ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования";
- внутренний аудит дополнительных профессиональных программ;
- внешняя экспертиза/рецензирование реализуемых программ;
- сбор информации в форме запроса в формате Microsoft Excel в образовательные организации;
- методы статистической обработки данных;
- графические методы обработки, представления и интерпретации данных (построение графиков, диаграмм).
В исследовании принимают участие руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций области.
Сроки проведения мониторинга - в течение года.
В соответствии с целями мониторинга выделены следующие показатели мониторинга:
по выявлению профессиональных дефицитов педагогических работников:
- доля педагогических работников, имеющих низкий уровень предметных компетенций;
- доля педагогических работников, имеющих низкий уровень методических компетенций;
- доля руководителей, имеющих низкий уровень профессиональны компетенций
по повышению квалификации педагогов на основе диагностики профессиональных дефицитов:
- доля дополнительных профессиональных программ, разработанных с учетом диагностики профессиональных дефицитов педагогов;
- доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации с учетом результатов диагностики профессиональных дефицитов;
- доля педагогических работников, для которых реализованы индивидуальные образовательные маршруты по выявленным профессиональным дефицитам по учету организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования, в которых педагогические работники региона проходили повышение квалификации:
- количество организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования, в которых педагогические работники региона в отчетном году проходили повышение квалификации
по выявлению запроса педагогических коллективов, отдельных педагогов на направления повышения квалификации и профессионального развития:
- доля педагогических работников, для которых реализованы индивидуальные образовательные маршруты на основе их собственного запроса (запроса) педагогических коллективов по осуществлению профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности:
- доля программ профессиональной переподготовке в общем числе ДПП;
- доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки по осуществлению научно-методического сопровождения педагогических работников:
доля педагогических работников, являющихся участниками муниципальных методических объединений
по изучению состояния и результатов деятельности методических объединений и/или профессиональных сообществ педагогов:
- доля муниципалитетов, имеющих методическую службу;
- наличие профессиональных ассоциаций, методических объединений учителей-предметников в муниципалитете;
- доля педагогических работников, являющихся участниками сетевых педагогических сообществ, функционирующих в телекоммуникационной системе Интернет
по поддержке молодых педагогов/реализации программ наставничества:
- доля муниципалитетов, имеющих муниципальные программы поддержки молодых педагогов;
- доля муниципалитетов, реализующих систему наставничества по организации сетевых форм взаимодействия педагогов на муниципальном уровне:
- доля педагогических работников, являющихся участниками сетевых форм взаимодействия педагогических работников на муниципальном уровне по выявлению кадровых потребностей в образовательных организациях региона:
- количество вакантных должностей педагогических работников.
Анализ результатов мониторинга позволит:
- разработать адресные рекомендации:
по выявлению профессиональных дефицитов педагогических работников;
по повышению квалификации педагогов на основе диагностики профессиональных дефицитов;
по учету организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования, в которых педагогические работники региона проходили повышение квалификации;
по выявлению запроса педагогических коллективов, отдельных педагогов на направления повышения квалификации и профессионального развития;
по осуществлению профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
по осуществлению научно-методического сопровождения педагогических работников;
по изучению состояния и результатов деятельности методических объединений и/или профессиональных сообществ педагогов;
по поддержке молодых педагогов/реализации программ
наставничества педагогических работников;
по организации сетевых форм взаимодействия педагогов на
муниципальном уровне;
по выявлению кадровых потребностей в образовательных
организациях региона;
- организовать проведение мероприятий по информированию педагогического сообщества о новых тенденциях в сфере образования, задачах и требованиях к профессиональной компетентности педагогических работников;
- организовать проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- организовать проведение мероприятий, направленных на повышение мотивации педагогических работников на обновление профессиональных знаний, умений и навыков и использование передовых педагогических практик;
- обновить дополнительные профессиональные программы;
- разработать комплекс мер по развитию цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников;
- разработать комплекс мер, направленных на помощь молодым педагогам, в том числе на развитие института наставничества;
- организовать предоставление методической помощи методическим объединениям и/или профессиональным сообществам педагогов, в том числе развитие сетевого взаимодействия на уровне региона;
- организовать методическую работу с педагогическими работниками на основе результатов различных оценочных процедур;
- организовать проведение мероприятий, направленных на повышение качества методического сопровождения педагогических работников;
- разработать комплекс мер, направленных на устранение кадровых дефицитов в ОО.
7. Система организации воспитания обучающихся
Обоснование целей
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" воспитание является неотъемлемой частью образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Региональная система организации воспитания и социализации обучающихся ориентирована на реализацию Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) и выстраиваться на основе государственных требований и учитывать социально-экономические, национальные, культурно-исторические и другие условия Амурской области.
Для достижения цели Стратегии в Амурской области, формирования эффективного воспитательного пространства на территории Амурской области и воспитательных систем образовательных организаций региона утверждена постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 г. N 448 государственная программа "Развитие образования Амурской области". Разрабатываются Концепция воспитания Амурской области, в которой представлено обоснование цели региональной системы воспитания обучающихся - создание целостной системы воспитания, обеспечивающей системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания, установление связи между субъектами воспитательной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.
В регионе приняты меры по обновлению содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка через механизмы включения детей в научно-техническое творчество, познавательную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую, исследовательскую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Цель системы организации воспитания обучающихся - анализ показателей эффективности функционирования системы по следующим направлениям:
- гражданское воспитание;
- патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
- духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
- приобщение детей к культурному наследию;
- популяризация научных знаний среди детей;
- физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание;
- поддержка семейного воспитания;
- развитие воспитания в системе образования;
- расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
- поддержка общественных объединений в сфере воспитания;
- развитие добровольчества (волонтёрства) среди обучающихся;
- разработка и реализация комплекса мер, направленных на адаптацию детей мигрантов;
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
- повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей;
- подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
- организация работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательной организации;
- осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;
- осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
- поддержка семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Предметом системы организации воспитания обучающихся являются показатели процесса организации воспитательной деятельности образовательных организаций области.
Методы мониторинга:
- анализ научной и методической литературы, нормативных правовых документов, данных ведомственной статистики;
- сбор информации в форме запроса в формате Microsoft Excel в образовательные организации;
- методы статистической обработки данных (в том числе федеральных и региональных процедур оценки качества образования);
- графические методы обработки, представления и интерпретации данных (построение графиков, диаграмм).
Сроки проведения мониторинга - в течение года.
В соответствии с целями мониторинга выделены следующие показатели мониторинга:
по реализации программ воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательных организациях:
- наличие в общеобразовательной организации программ, направленных на воспитание и социализацию обучающихся;
- наличие сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы (методические объединения, сетевые профессиональные сообщества, рабочие группы и т.п.)
по развитию добровольчества (волонтёрства) среди обучающихся:
- доля обучающихся, принимающих участие в добровольческом (волонтерском) движении;
- количество добровольческих (волонтерских) объединений (отрядов), работающих в общеобразовательной организации
по развитию детских общественных объединений:
- доля обучающихся, являющихся участниками детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и проч.);
- количество детских общественных объединений, работающих в общеобразовательной организации
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних обучающихся:
- наличие в общеобразовательной организации программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся (в том числе в структуре программы воспитания и социализации);
- доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях,
направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
- доля родителей (законных представителей) обучающихся, принявших участие в мероприятиях, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
- доля обучающихся, состоящих на внутреннем профилактическом учете, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества), в общей численности обучающихся, состоящих на внутреннем профилактическом учете;
- доля обучающихся, снятых с внутреннего профилактического учета в течение года, в общей численности обучающихся, состоящих на внутреннем профилактическом учете по состоянию на конец календарного года
по учету обучающихся, для которых русский язык не является родным:
- доля обучающихся, для которых русский язык не является родным по учету несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха:
- доля обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха
по подготовке кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся:
- доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации / профессиональную переподготовку по приоритетным направлениям воспитания и социализации;
- доля педагогических работников, участвовавших в различных формах обучения (семинары, вебинары, методические дни и т.п.), направленного на повышение профессиональной компетентности по приоритетным направлениям воспитания и социализации по эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству:
- доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации / профессиональную переподготовку по классному руководству.
Анализ результатов мониторинга позволит:
- разработать адресные рекомендации:
по реализации программ воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательной организации;
по развитию добровольчества (волонтерства);
по развитию детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и т.д.);
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
по учету обучающихся, для которых русский язык не является родным;
по учету несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха;
по подготовке кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
по эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству;
- разработать комплекс мер поддержки детского самоуправления в образовательной организации;
- разработать комплекс мер по развитию детских общественных объединений;
- организовать проведение мероприятий, направленных на повышение уровня мотивации обучающихся к участию в волонтерской деятельности;
- разработать комплекс мер, направленных на профилактику безопасного поведения детей в сети "Интернет";
- разработать комплекс мер по профилактике девиантного и делинквентного поведения обучающихся;
- разработать комплекс мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
- организовать проведение мероприятий, направленных на повышение престижа профессий, связанных с воспитанием;
- разработать комплекс мер, направленных на популяризацию лучшего педагогического опыта;
- разработать комплекс мер по стимулированию эффективности работы педагогических работников по классному руководству;
- разработать комплекс мер, направленных на развитие сотрудничества субъектов системы воспитания;
- организовать межведомственное взаимодействие по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения;
- организовать каникулярный отдых детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
- разработать комплекс мер поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
8. Система мониторинга качества дошкольного образования
Обоснование целей
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) обозначил требования к качеству дошкольного образования, которые фокусируются на создании современной образовательной среды, позволяющей каждому воспитаннику достичь лучших образовательных результатов. На сегодняшний момент в связи с разнообразием подходов и моделей оценки качества выявлены проблемы содержания реализуемых образовательных программ в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО); в создании образовательных условий в ДОО, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ; а также в повышении качества системы управления в ДОО.
В связи с введением новых СанПиН (СП 2.4.3648-20) требуют внимания вопросы обеспечения внимания и безопасности воспитанников, организации питания в ДОО.
На одно из первых мест выходят вопросы организации работы с родителями (законными представителями), вовлечение их в образовательную деятельность ДОО, оказание методической, консультационной поддержки.
Мониторинг позволит усовершенствовать механизмы внутренней и внешней оценки качества дошкольного образования, получить данные, необходимые для развития муниципальной и региональной системы дошкольного образования.
Цели системы мониторинга качества дошкольного образования:
- повышение качества образовательных программ дошкольного образования;
- повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- повышение качества образовательных условий в дошкольной образовательной организации (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
повышение качества реализации адаптированных основных образовательных программ в дошкольной образовательной организации;
- обеспечение качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу в дошкольной образовательной организации;
- повышение качества управления в дошкольной образовательной организации.
Предметом системы мониторинга качества дошкольного образования являются образовательная деятельность дошкольной образовательной организации.
Методы мониторинга:
- анализ научной и методической литературы, нормативных правовых документов, данных ведомственной статистики;
- сбор информации в форме запроса в формате Microsoft Excel в образовательные организации;
- экспертиза документов ДОО;
- социологический опрос;
- методы статистической обработки данных;
- графические методы обработки, представления и интерпретации данных (построение графиков, диаграмм).
Сроки проведения мониторинга - в течение года.
В соответствии с целями мониторинга выделены следующие показатели мониторинга:
по качеству образовательных программ дошкольного образования:
- доля ДОО, содержание разделов образовательной программы которых соответствует требованиям ФГОС ДО;
- доля ДОО, реализующих дополнительные образовательные и рабочие программы, разработанные в соответствии с требованиями законодательства;
по качеству содержания образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие):
- доля ДОО, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
по качеству образовательных условий в дошкольной образовательной организации (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия):
- доля педагогических работников с высшей (первой) квалификационной категорией;
- доля педагогических работников моложе 35 лет;
- доля педагогических работников старше 55 лет;
- доля педагогических работников, имеющих высшее образование;
- доля педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование;
- доля педагогических работников, прошедших за последние 3 года повышение квалификации / профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности;
- доля ДОО, в которых развивающая предметно-пространственная среда соответствует реализуемой образовательной программе;
- доля ДОО, в которых образовательное пространство и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО;
- доля ДОО, в которых функционирует система психолого-педагогической оценки развития воспитанников, его динамики, в том числе измерения личностных образовательных результатов ребёнка;
- доля ДОО, в которых оказывается индивидуальная консультативная поддержка родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников;
по качеству реализации адаптированных основных образовательных программ в дошкольной образовательной организации:
- доля ДОО, имеющих разработанную адаптированную образовательную программу дошкольного образования;
- доля ДОО, содержание разделов адаптированной образовательной программы которых соответствует требованиям ФГОС ДО;
- доля ДОО, содержание адаптированной образовательной программы которых соответствует особенностям детей-инвалидов и детей с ОВЗ, посещающим ДОО;
по качеству взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье):
- доля родителей, вовлечённых в образовательную деятельность ДОО;
- доля родителей воспитанников, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, реализуемых в ДОО;
- доля ДОО, в которых оказывается индивидуальная консультативная поддержка родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье;
по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу:
- количество дней в году, пропущенных по болезни на одного воспитанника;
- доля ДОО, реализующих программу здоровье сбережения;
- доля ДОО, не имеющих жалоб и замечаний со стороны родителей и надзорных органов на уровень организации питания;
- доля ДОО, в которых питание осуществляется с учётом пищевых особенностей;
- доля родителей воспитанников, удовлетворенных соблюдением ДОО требований к обеспечению здоровья детей;
- доля родителей воспитанников, удовлетворенных соблюдением ДОО требований к обеспечению безопасности детей;
по повышению качества управления в дошкольной образовательной организации:
- доля ДОО, реализующих внутреннюю систему оценки качества образования;
- доля ДОО, разместивших на официальном сайте в сети Интернет актуальный отчет о самообследовании.
Анализ результатов мониторинга позволит:
- разработать адресные рекомендации:
по качеству образовательных программ дошкольного образования;
по качеству содержания образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
по качеству образовательных условий в дошкольной образовательной организации (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
по качеству реализации адаптированных основных образовательных программ в дошкольной образовательной организации;
по качеству взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;
по повышению качества управления в дошкольной образовательной организации;
- разработать комплекс мер, направленных на повышение качества образовательных программ дошкольного образования;
- разработать комплекс мер, направленных на повышение качества педагогической работы в области дошкольного образования;
- разработать комплекс мер, направленных на повышение качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;
- разработать комплекс мер, направленных на повышение качества образовательных условий в дошкольной образовательной организации;
- разработать комплекс мер, направленных на повышение качества дошкольного образования для детей с ОВЗ;
- разработать комплекс мер, направленных на развитие механизмов управления качеством дошкольного образования.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 20 июня 2021 г. N 870 "Об утверждении программы установления соответствия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.