Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 9 апреля 2002 г. N 262-ПП
Типовое положение
о природно-исторических парках города Москвы
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Уставом города Москвы, Законом города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и иными нормативными правовыми актами, определяет правовой статус природно-исторических парков города Москвы.
I. Общие положения
1. Природно-исторические парки города Москвы являются особо охраняемыми природными территориями, имеющими природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценные для города природные комплексы и памятники отечественной истории и культуры.
2. В соответствии с положениями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", для реализации задач, возложенных на природно-исторические парки, осуществления их охраны и содержания создаются государственные природоохранные учреждения - природно-исторические парки города Москвы (далее - парки).
3. В своей деятельности парки руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Законом города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", иными законами Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы, Правительства Москвы, а также индивидуальным Положением.
4. Парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
5. Недвижимые памятники истории и культуры, расположенные в границах парков, подлежат государственному учету, охране и использованию как единое целое с их территориями, а также исторически и композиционно связанными с ними недвижимыми и движимыми объектами.
6. Недвижимые памятники истории и культуры, находящиеся на государственной охране, могут передаваться паркам по согласованию с государственным органом охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры города Москвы.
7. На прилегающих к территории парков участках земли создаются охранные зоны, для которых устанавливаются ограничения хозяйственной и иной деятельности.
II. Основные задачи природно-исторических парков
8. На парки возлагаются следующие основные задачи:
- сохранение историко-культурных объектов и природных комплексов парка;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха, его непосредственная организация;
- восстановление нарушенных ландшафтов, биогеоценозов, природных, историко-культурных комплексов и объектов;
- охрана объектов растительного и животного мира;
- экологическое просвещение населения.
III. Правовой статус природно-исторических парков
9. Парки создаются в порядке, установленном Законом города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Парки являются юридическими лицами и создаются в форме государственных природоохранных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, имеющих обособленное имущество, самостоятельные балансы, расчетные и иные счета в органах казначейства и других кредитных организациях, печати с изображением герба города Москвы со своим наименованием.
10. Парки могут финансироваться также за счет поступлений из внебюджетных и иных не запрещенных законодательством источников.
11. Собственными средствами парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются:
- средства, полученные от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;
- средства, поступившие в установленном порядке в счет возмещения ущерба, причиненного природным и историко-культурным комплексам и объектам, расположенным в границах парков, на территории охранной зоны;
- средства, полученные за оказание платных услуг, а также за пользование рекреационными объектами на территории парков;
- средства, получаемые в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов;
- доходы от осуществления иных видов деятельности, соответствующих целям и задачам парка.
12. Парки, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах парков пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и Москвы.
13. Парки могут создавать объединения в форме ассоциаций и союзов в целях развития особо охраняемых природных территорий.
14. Парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.), использовать собственную символику в рекламных и иных целях, а также выдавать разрешения на использование этой символики юридическим и физическим лицам.
IV. Управление природно-историческими парками
15. Парки находятся в ведомственном подчинении специально уполномоченного органа Правительства Москвы.
16. Парки возглавляются директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности органом в ведомственном подчинении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным органом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями в городе Москве (далее - специально уполномоченный орган Правительства Москвы).
17. Непосредственное управление деятельностью парка на основе принципа единоначалия осуществляют директор парка.
18. Директор природно-исторического парка:
- без доверенности действует от имени парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, организациях, а также за рубежом;
- руководит деятельностью парка, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности парка;
- по согласованию с органом, в ведомственном подчинении которого он находится, утверждает структуру и штатное расписание парка, утверждает должностные инструкции работников;
- заключает договоры во всех областях деятельности парка;
- распоряжается имуществом и средствами парка в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Москвы, а также настоящим Положением;
- открывает счета в органах казначейства и других кредитных организациях;
- принимает на работу и увольняет работников, а также заключает трудовые договоры (контракты) на выполнение отдельных видов работ;
- налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания на работников парка и применяет меры материального и морального поощрения;
- издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками парка; утверждает правила внутреннего трудового распорядка парка;
- устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у парка средств на оплату труда;
- выдает доверенности на совершение юридических действий от имени парка и др.
19. Директор парка несет полную ответственность за нарушения установленного в парке режима и ухудшение состояния представленных в парке природных сообществ, растительного и животного мира в соответствии с действующим законодательством.
20. Директор парка имеет заместителей (в том числе заместителя - руководителя специальной службы охраны).
Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда работников парка устанавливаются в размерах и порядке, предусмотренных Правительством Москвы для учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджета города Москвы.
Трудовые отношения работников и парков регулируются действующим законодательством Российской Федерации о труде и оформляются трудовым договором (контрактом).
V. Режим особой охраны территорий природно-исторических парков и обеспечение его соблюдения
21. На территориях парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом природных, историко-культурных и социальных особенностей территории.
Режим особой охраны территории парков включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач, и устанавливается исходя из целей создания парка и требований природоохранного законодательства.
22. На территориях парков могут быть выделены функциональные зоны, в том числе:
- зоны заповедного режима (заповедные участки), предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы;
- зоны охраны историко-культурных объектов, предназначенные для сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия, которые могут быть использованы в научных и просветительских целях;
- учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения;
- рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные для массового отдыха населения;
- прогулочные зоны;
- административно-хозяйственные участки, предназначенные для размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования парков в соответствии с их целями и задачами;
- участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием парков и не противоречит установленному режиму.
23. Границы функциональных зон утверждаются Правительством Москвы на основании проектов планировки парков, согласованных с соответствующим государственным органом охраны памятников, в зависимости от категории недвижимого памятника истории и культуры.
24. Все собственники и пользователи земель в границах парков обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
25. Пользователи земельных участков подписывают охранные обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемых ими земельных участках природных сообществ и историко-культурных объектов, соблюдению установленного режима.
26. Изъятие земельных участков, расположенных в границах парка, у сторонних пользователей в случаях их использования не по целевому назначению, грубого или неоднократного нарушения сторонними землепользователями установленного природоохранного режима или причинения им значительного ущерба природе производится в установленном действующим законодательством порядке.
27. На территориях парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам, в том числе:
- искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
- возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием парков;
- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- применение солей в качестве противогололедных средств без разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
О проверке соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и экологической экспертизы при осуществлении противогололедных мероприятий в г. Москве см. распоряжение Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР РФ от 10 января 2003 г. N 6-р
- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;
- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории;
- сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы; разведение костров вне специально отведенных для этого мест;
- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древесной растительностью);
- использование земель для садоводства и огородничества;
- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;
- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой природной территории;
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;
- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием парков, осуществляемые вне дорог общего пользования;
- загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство снегосвалок;
- размещение рекламных и информационных щитов, не связанных с функционированием парков;
- на территории недвижимых памятников истории и культуры запрещаются: капитальное строительство; реконструкция; прокладка инженерных и дорожных сетей, превышающая функциональные нужды памятника; благоустройство памятников садово-паркового искусства с применением строительных материалов, употребляемых в дорожном строительстве; устройство мест парковки и стоянки автомобилей;
- на единичных памятниках истории и культуры и таковых же ансамблевых объектах и вблизи них не допускается размещение оконных маркиз, радио- и спутниковых антенн, размещение продукции рекламного характера, кондиционеров и других малых архитектурно-дизайнерских форм, искажающих целостность восприятия памятников и их территорий;
- нанесение любых надписей и изображений на фасадах памятников, не предусмотренных согласованными в установленном порядке проектами реставрации.
28. Границы парков, их функциональных и охранных зон обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.
VI. Организация охраны
29. Охрана природных комплексов и объектов, контроль за соблюдением режима парков обеспечиваются специальной службой охраны парка - структурным подразделением парка.
Работники специальной службой охраны парка входят в его штат.
30. Полномочия и состав специальной службы охраны парков определяются Правительством Москвы в соответствии с действующим законодательством.
31. Организация охраны парков в пределах, установленных охранными обязательствами, возлагается на пользователей территорий.
32. К охране территории парков могут привлекаться общественные инспектора.
33. В вопросах обеспечения охраны территории парки взаимодействуют со специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры, а также органами в области охраны окружающей природной среды и государственного экологического контроля, а также с правоохранительными органами.
Рейды указанных органов на территориях парков проводятся совместно с представителями специальной службы охраны парка.
VII. Ответственность за нарушение режима природно-исторических парков
34. Лица, виновные в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, а также законодательства об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры на территории парков, а также их охранных зон, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
VIII. Научно-исследовательская деятельность
35. Научно-исследовательская деятельность в парках направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов в условиях города Москвы, а также оценку и прогноз экологической обстановки.
36. Научно-исследовательская деятельность в парках имеет прикладной характер, результаты научных разработок являются основанием для принятия управленческих решений.
37. В парках для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной, туристической, просветительской и хозяйственной деятельности могут быть организованы научно-технические советы.
Состав научно-технического совета парка и Положение о нем утверждаются органом, в ведомственном подчинении которого находится парк.
В состав научно-технического совета могут входить представители общественных организаций и объединений, инициативных групп граждан.
38. Научно-технический совет рассматривает:
- вопросы научной, природоохранной, просветительской и рекреационной деятельности парка;
- планы научных, просветительских, биотехнических и реставрационных работ;
- проекты по рекультивации нарушенных земель и восстановлению природных комплексов на территории парка.
Решения научно-технического совета носят рекомендательный характер.
39. Научно-исследовательская деятельность на территориях парков и их охранных зон осуществляется методами, не противоречащими установленному режиму охраны парков, и проводится:
- штатными сотру
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.