Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Статья 1

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5017; 2021, N 27, ст. 5159) следующие изменения:

1) в части 4 статьи 5 слово "субъекта" заменить словом "участника", второе предложение исключить;

2) в статье 7:

а) в части 1 слова "пунктом 2 части 7" заменить словами "частью 3 статьи 15, пунктом 2 части 7 и частью 8";

б) в части 2 слова "с двадцатого рабочего дня после дня издания" заменить словами "со дня вступления в силу";

3) в статье 8:

а) пункт 2 части 1 признать утратившим силу;

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

"1.1. По направлению, предусмотренному пунктом 7 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, требования к инициатору или инициаторам устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

4) в статье 9:

а) в части 3 слова "государственной власти" исключить;

б) абзац первый части 5 изложить в следующей редакции:

"5. Регулирующий орган в течение пятнадцати рабочих дней, а организация предпринимательского сообщества и высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня получения инициативного предложения осуществляют его оценку на соответствие условиям и требованиям, установленным статьями 6 и 8 настоящего Федерального закона, и направляют в уполномоченный орган свои заключения, которые должны содержать один из следующих выводов:";

в) в части 5.1 слова "государственной власти" исключить;

г) часть 6 изложить в следующей редакции:

"6. Регулирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения инициативного предложения направляет его в иные федеральные органы исполнительной власти, Банк России в случае, если инициативное предложение затрагивает их полномочия. Данные федеральные органы исполнительной власти, Банк России формируют позиции по инициативному предложению и направляют их в регулирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения инициативного предложения. Регулирующий орган с учетом указанных позиций готовит заключение, предусмотренное частью 5 настоящей статьи. Непредставление федеральными органами исполнительной власти, Банком России в установленный срок указанных позиций не является препятствием для осуществления регулирующим органом оценки инициативного предложения и подготовки заключения в соответствии с частью 5 настоящей статьи.";

д) в части 7 слова "государственной власти" исключить;

е) дополнить частью 7.1 следующего содержания:

"7.1. Непредставление регулирующим органом, организацией предпринимательского сообщества или высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствующий срок, установленный частью 5 настоящей статьи, заключения в отношении инициативного предложения не является препятствием для подготовки уполномоченным органом заключения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.";

ж) в части 8 слова "государственной власти" исключить;

з) в части 9 слова "государственной власти" исключить;

и) часть 10 изложить в следующей редакции:

"10. Если уполномоченный орган, регулирующий орган и высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации дали заключения о возможности установления экспериментального правового режима или если заключения уполномоченного органа, регулирующего органа и высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации содержат противоречащие друг другу выводы, в том числе вывод о невозможности установления экспериментального правового режима, уполномоченный орган в срок, указанный в части 7 настоящей статьи, вносит в Правительство Российской Федерации рассмотренное инициативное предложение с приложением этих заключений. При рассмотрении инициативного предложения Правительство Российской Федерации вправе определить федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, а также организации, в которые уполномоченный орган должен направить инициативное предложение с приложением этих заключений для формирования данными органами и организациями подлежащих рассмотрению координационным органом позиций по инициативному предложению. Порядок рассмотрения инициативного предложения об установлении экспериментального правового режима по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.";

5) в статье 10:

а) в части 1 слово "тридцати" заменить словом "двадцати", слова "государственной власти" исключить, слова ", указанных в части 6 статьи 9 настоящего Федерального закона" заменить словами "и (или) Банка России (в случае, если инициативное предложение затрагивает их полномочия)";

б) в пункте 2 части 2 слово "тридцати" заменить словом "двадцати";

в) в части 5:

дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

"5.1) перечень лиц из предусмотренных программой экспериментального правового режима участников экспериментального правового режима, к которым в рамках экспериментального правового режима предъявляется требование об отсутствии судимости;";

пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9) порядок и условия использования продукции, произведенной и (или) апробируемой при реализации экспериментального правового режима;";

дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:

"9.1) порядок и условия использования результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в том числе с применением технологий искусственного интеллекта при реализации экспериментального правового режима;";

пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10) указание на контрольные (надзорные) органы, осуществляющие государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, и иные органы, осуществляющие контроль (надзор) в рамках экспериментального правового режима, а также на порядок осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и (или) иного контроля (надзора), в том числе на порядок проведения соответствующих контрольных (надзорных) мероприятий на предмет соблюдения положений программы экспериментального правового режима;";

дополнить пунктом 13.2 следующего содержания:

"13.2) положения о страховании гражданской ответственности участников экспериментального правового режима, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при реализации экспериментального правового режима, в том числе в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, требования к условиям такого страхования, в том числе минимальному размеру страховой суммы, перечню страховых рисков и страховых случаев (в применимых случаях);";

6) в статье 11:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Субъект экспериментального правового режима и претендент, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, должны соответствовать требованиям, установленным частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. По направлению, предусмотренному пунктом 7 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, указанные субъект экспериментального правового режима и претендент должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.";

б) пункт 1 части 4 дополнить словами ", а по направлению, предусмотренному пунктом 7 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным Правительством Российской Федерации";

в) в части 5 первое предложение изложить в следующей редакции: "Регулирующий орган в течение тридцати рабочих дней со дня получения им заявки и прилагаемых к ней документов по согласованию с уполномоченным органом вносит в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проект акта о внесении изменений в акт Правительства Российской Федерации об установлении экспериментального правового режима и утверждении программы экспериментального правового режима с приложением подготовленного им заключения (в случае соблюдения претендентом условий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи) или направляет претенденту мотивированный отказ в присоединении к экспериментальному правовому режиму (в случае несоблюдения претендентом условий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи).";

7) часть 1 статьи 12 после слова "устанавливаются" дополнить словами "настоящим Федеральным законом и";

8) в статье 14:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Субъект экспериментального правового режима:

1) ведет реестр лиц, вступивших с ним в правоотношения в рамках экспериментального правового режима. В указанном реестре содержится в том числе информация о лицах, участвующих в использовании решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, а также о размерах страховых сумм по договорам страхования, заключенным такими лицами в соответствии с пунктом 13.2 части 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, с указанием наименований страховщиков, заключивших эти договоры (при наличии);

2) ведет реестр результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в том числе с применением технологий искусственного интеллекта при реализации экспериментального правового режима, с указанием их правообладателей;

3) по запросу комиссии, указанной в статье 18.1 настоящего Федерального закона, в течение двух рабочих дней с даты поступления этого запроса передает в регулирующий орган информацию из реестров, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части;

4) информирует лиц, выражающих намерение вступить с ним в правоотношения в рамках экспериментального правового режима, о наличии и содержании экспериментального правового режима в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;

5) рассматривает поступающие в его адрес жалобы лиц, права и законные интересы которых нарушены в связи с установлением и реализацией экспериментального правового режима, в порядке, установленном уполномоченным органом.";

б) дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. Решение о включении субъектом экспериментального правового режима лица, вступившего с ним в правоотношения в рамках экспериментального правового режима, в реестр, указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи, принимается субъектом экспериментального правового режима самостоятельно и доводится до такого лица. Порядок ведения реестров, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, и обеспечения доступа к ним третьих лиц устанавливается уполномоченным органом.";

9) в статье 15:

а) в части 1 слова "в порядке и" исключить, дополнить словами ", и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России";

б) в части 2:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) существенно изменились обстоятельства, из которых субъект экспериментального правового режима исходил при установлении экспериментального правового режима или присоединении к нему, либо возникли обстоятельства непреодолимой силы, либо комиссией, указанной в статье 18.1 настоящего Федерального закона, сделан вывод о необходимости изменения экспериментального правового режима;";

пункт 3 признать утратившим силу;

в) дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. Одновременно с изменением условий экспериментального правового режима может быть продлен срок действия экспериментального правового режима на срок от одного года до трех лет.";

10) в части 2 статьи 16 слова ", если решение о приостановлении действия экспериментального правового режима было принято в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи," исключить;

11) в абзаце первом подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 17 слово ", организации" заменить словами "или организации";

12) в статье 18:

а) пункт 2 части 7 изложить в следующей редакции:

"2) о продлении срока действия экспериментального правового режима на срок от одного года до трех лет в случае, если не достигнуты цели, предусмотренные статьей 3 настоящего Федерального закона, и (или) показатели эффективности и результативности экспериментального правового режима, установленные программой экспериментального правового режима.";

б) дополнить частью 7.1 следующего содержания:

"7.1. Решение Правительства Российской Федерации о продлении срока действия экспериментального правового режима принимается при наличии согласия субъектов экспериментального правового режима на его продление. В случае продления срока действия экспериментального правового режима уполномоченный орган вносит в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проект акта о внесении изменений в акт Правительства Российской Федерации об установлении экспериментального правового режима и утверждении программы экспериментального правового режима.";

в) в части 8 слова "один год" заменить словами "три года";

г) в части 10 слово "утверждается" заменить словами ", порядок подготовки предложения о внесении изменений в общее регулирование утверждаются";

д) дополнить частью 11 следующего содержания:

"11. Ежегодный государственный доклад о деятельности, осуществляемой в рамках реализации экспериментальных правовых режимов, представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом. Порядок подготовки, распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада о деятельности, осуществляемой в рамках реализации экспериментальных правовых режимов, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.";

13) дополнить статьей 18.1 следующего содержания:

"

Статья 18.1. Рассмотрение случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта

1. В случае, если при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, в течение тридцати дней со дня выявления факта причинения такого вреда регулирующий орган создает комиссию для установления обстоятельств, при которых был причинен такой вред.

2. В состав комиссии входят представители регулирующего органа, уполномоченного органа, а также по решению регулирующего органа, согласованному с уполномоченным органом, в состав комиссии могут входить иные заинтересованные лица, в том числе участники экспериментального правового режима, представители организации предпринимательского сообщества, экспертного сообщества, представители государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. Порядок формирования комиссии утверждается уполномоченным органом, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.

3. По итогам установления обстоятельств, при которых в результате реализации экспериментального правового режима при использовании решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, был причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, комиссия составляет заключение, содержащее выводы:

1) об объеме и о характере вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта;

2) об обстоятельствах, повлекших за собой причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта (в том числе о технических (технологических) сбоях и (или) об ошибках, допущенных при разработке и внедрении этих технологий, о действиях (бездействии) лиц, которые повлекли или могли повлечь причинение такого вреда);

3) о необходимости или об отсутствии необходимости принятия мер, направленных на минимизацию и (или) устранение последствий причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, а также на предупреждение причинения такого вреда;

4) о необходимости или об отсутствии необходимости изменения экспериментального правового режима;

5) о необходимости или об отсутствии необходимости приостановления статуса субъекта экспериментального правового режима, в связи с деятельностью которого при реализации экспериментального правового режима причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица.

4. Комиссия в целях установления обстоятельств, в связи с которыми причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, вправе запросить у участников экспериментального правового режима документы и информацию, касающиеся реализации экспериментального правового режима, в том числе сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.

5. Заключение комиссии направляется субъекту экспериментального правового режима, в связи с деятельностью которого при реализации экспериментального правового режима причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, и размещается на официальном сайте регулирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При размещении заключения на официальном сайте регулирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исключается информация, содержащая персональные данные граждан.

6. Порядок рассмотрения комиссией случаев причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима в результате использования решений, разработанных с применением технологий искусственного интеллекта, порядок подготовки и форма заключения комиссии устанавливаются уполномоченным органом, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России.

7. Заключение комиссии, содержащее вывод о необходимости приостановления статуса субъекта экспериментального правового режима, в связи с деятельностью которого при реализации экспериментального правового режима причинен вред жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, может являться основанием для принятия уполномоченным органом решения о приостановлении статуса субъекта экспериментального правового режима в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

8. Заключение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.".