Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
решением
Думы Шурышкарского района
от 18 апреля 2024 года N 327
Положение
о реализации инициативных проектов на территории муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), в целях обеспечения непосредственного участия населения муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа в осуществлении местного самоуправления посредством определения направлений расходования бюджетных средств на решение вопросов местного значения (далее - Положение, муниципальный округ).
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Инициативный проект (далее - проект) - документально оформленная инициатива жителей муниципального округа в возрасте старше 16 лет, направленная на решение вопросов местного значения муниципального округа.
Инициативная группа - группа граждан, самоорганизованная на основе общности интересов с целью решения вопросов местного значения.
Инициативные платежи - финансовые средства, поступившие от инициативной группы по договору пожертвования на софинансирование инициативного проекта.
Конкурсная комиссия по рассмотрению инициативных проектов муниципального округа (далее - Комиссия) - коллегиальный совещательный орган, создаваемый для проведения конкурсного отбора инициативных проектов.
II. Цели, задачи и принципы реализации инициативных проектов
2.1. Инициативные проекты реализуются в целях обеспечения участия граждан в определении основных направлений расходования бюджетных средств при решении вопросов местного значения.
2.2. Задачи:
1) повышение эффективности бюджетных расходов за счет вовлечения населения в процессы принятия бюджетных решений;
2) повышение открытости деятельности органов местного самоуправления;
3) повышение заинтересованности жителей муниципального округа в решении вопросов местного значения за счет их участия в реализации мероприятий в денежной и (или) не денежной формах.
2.3. Основные принципы реализации инициативных проектов:
1) равный доступ для всех жителей муниципального округа к выдвижению инициативных проектов, их обсуждения;
2) открытость и гласность процедур проведения конкурсного отбора.
III. Порядок определения части территории муниципального округа, на которой могут реализовываться проекты
3.1.Проекты могут реализовываться на всей территории муниципального округа.
3.2.Определение возможности реализации проекта на конкретной территории, земельном участке или объекте, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальными правовыми актами.
3.3. Не допускается реализация проектов на территории:
1) объектов государственной собственности;
2) индивидуальной жилой застройки (частной собственности);
3) объектов коммерческой деятельности;
4) объектов культурного наследия (земель);
5) административных объектов, используемых для нужд органов местного самоуправления.
IV. Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения проектов
4.1. В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального округа или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, проект может быть внесен инициативной группой на рассмотрение в Администрацию Шурышкарского района (далее - Администрация), расположенную по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, с. Мужи, ул. Советская, д. 35.
4.2. Уполномоченным органом Администрации является информационно-аналитическое управление Администрации Шурышкарского района.
Уполномоченный орган посредством информационного сообщения, размещенного на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Администрации), а также в группах социальных сетей Администрации, информирует население о начале централизованного приема инициативных проектов.
Информационное сообщение должно содержать:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты уполномоченного лица, номер контактного телефона уполномоченного лица;
2) дату и время начала и окончания приема инициативных проектов;
3) сведения о способах подачи инициативного проекта.
4) сведения о размещении формы инициативного проекта согласно приложению 1 к настоящему Положению.
4.3. С инициативой о внесении проекта вправе выступить инициативная группа численностью не менее трёх человек, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории муниципального округа, органы территориального общественного самоуправления, общественные организации и объединения.
4.4. Требования к формированию проекта:
1) мероприятия проекта направлены на решение вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ;
2) проект реализуется на территории муниципального округа или его части, на которой могут реализовываться проекты в соответствии с разделом III настоящего Положения;
3) срок реализации проекта (проектов) не должен превышать трех лет;
4) инициативная группа принимает непосредственное участие в реализации проекта в денежной форме, в размере не менее 3% (софинансирование) от общего объема финансовых средств, необходимых для реализации проекта и (или) в не денежной (трудовой вклад, предоставление безвозмездно материалов и оборудования) форме.
4.5. Инициативная группа оформляет проект в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.
Инициаторы проекта при внесении инициативного проекта в Администрацию прикладывают к нему:
1) протокол схода, собрания или конференции граждан (фото и видеоматериалы собрания граждан);
2) результаты опроса граждан (при наличии);
3) подписные листы соответственно, подтверждающие поддержку инициативного проекта жителями муниципального округа или его части согласно приложению 3 к настоящему Положению;
4) проектно - сметную документацию, эскизы, графические изображения (при необходимости).
4.6. Проведение схода, собрания, конференции и опроса граждан, сбора их подписей осуществляется в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Уставом муниципального округа, а также в соответствии с решениями Думы Шурышкарского района, устанавливающими порядок проведения собраний и конференций (собрания делегатов) граждан в муниципальном округе с целью обсуждения проекта, определения его соответствия интересам жителей муниципального округа или его части, целесообразности реализации.
4.7. По итогам обсуждения собрание (конференция) принимает решение о поддержке идеи о подаче инициативного проекта или об отказе в поддержке. Решение собрания (конференции) оформляется протоколом согласно приложению 2 к настоящему Положению.
4.8. В случае принятия решения о поддержке, участники собрания (конференции) выбирают представителя инициативной группы, уполномоченного от имени инициативной группы подписывать заявки, договоры, соглашения, иные документы в ее интересах и представлять интересы инициативной группы в органах местного самоуправления, иных органах, организациях.
4.9. Информация о внесении проекта в Администрацию подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте Администрации в течение 3 рабочих дней со дня его внесения в Администрацию и должна содержать сведения, указанные в приложении 1 к настоящему Положению, а также сведения о представителе инициативной группы проекта и о возможности в течение 7 дней представить в Администрацию свои замечания и предложения по проекту. Замечания и предложения вправе направлять жители муниципального округа, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
4.10. Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению Администрацией в течение 30 календарных дней со дня его внесения.
4.11. Инициативные проекты в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в Администрацию направляются уполномоченным органом в адрес отраслевых (функциональных) органов Администрации, курирующих направления деятельности, которым соответствует внесенный инициативный проект для прохождения экспертной оценки проекта.
Отраслевые (функциональные) органы Администрации осуществляют подготовку и направление в адрес уполномоченного лица заключения о правомерности, возможности, целесообразности реализации соответствующего инициативного проекта.
Подготовка и направление заключения осуществляется по каждому инициативному проекту в срок не позднее чем в течение 10 календарных дней со дня поступления инициативного проекта в отраслевой (функциональный) орган Администрации.
4.12. Уполномоченный орган вправе проводить мероприятия по учету мнения жителей муниципального округа. Для этого определяет форму, дату учета мнения, решает другие организационные вопросы, связанные с изучением мнения жителей муниципального округа по вопросу отбора проектов.
После подведения итогов, результат опроса закрепляется в сводной ведомости. Листы учета мнения жителей муниципального округа хранению не подлежат.
4.13. В случае если в Администрацию поступило несколько инициативных проектов, в том числе с описанием аналогичных по содержанию приоритетных проблем, уполномоченный орган организует проведение конкурсного отбора и информирует об этом инициатора проекта.
4.14. На основании конкурсного отбора Администрация принимает одно из следующих решений:
1) поддержать проект и продолжить работу над ним в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального округа, на соответствующие цели;
2) отказать в поддержке инициативного проекта с указанием причин отказа в поддержке инициативного проекта.
4.15. Решение об отказе в поддержке инициативного проекта принимается в одном из следующих случаев:
1) несоблюдение установленного порядка внесения проекта и его рассмотрения;
2) несоответствие проекта требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Уставу муниципального округа;
3) невозможность реализации проекта ввиду отсутствия у органов местного самоуправления необходимых полномочий и прав;
4) отсутствие средств бюджета муниципального округа в объеме средств, необходимом для реализации проекта, источником формирования которых не являются инициативные платежи;
5) наличие возможности решения описанной в проекте проблемы более эффективным способом;
6) признание инициативного проекта не прошедшим конкурсный отбор.
4.16. Решение принимается в отношении каждого проекта и направляется в адрес представителя инициативной группы.
4.17. Администрация в случае, предусмотренном пунктом 4.15, может вынести решение о доработке инициативного проекта с целью повторной подачи на рассмотрение органа местного самоуправления.
4.18. Проекты, прошедшие конкурсный отбор, но не получившие финансирование, подлежат внесению в Реестр инициативных проектов муниципального округа согласно приложению 6 к настоящему Положению.
4.19. Итоги рассмотрения проекта размещаются на официальном сайте Администрации.
V. Порядок формирования и деятельности Комиссии
5.1. Комиссия создается с целью проведения конкурсного отбора проектов, поступивших в Администрацию в период заявочной кампании.
5.2. Состав конкурсной Комиссии ежегодно утверждается постановлением Администрации.
5.3. Персональный состав Комиссии состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии и других членов Комиссии.
5.4. В состав Комиссии входят представители органов местного самоуправления, инициативных групп, общественных организаций, экспертов. Половина от общего числа состава Комиссии может назначаться на основе предложений Думы Шурышкарского района.
5.5. Председатель Комиссии:
1) осуществляет общее руководство работой Комиссии и обеспечивает выполнение настоящего Положения;
2) объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого состава Комиссии;
3) формирует проект повестки очередного заседания Комиссии;
4) в случае необходимости выносит на обсуждение Комиссии вопрос о привлечении к работе независимых экспертов.
5.6. В период отсутствия председателя Комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя Комиссии.
5.7. Члены Комиссии:
1) присутствуют на заседаниях Комиссии и принимают решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
2) осуществляют рассмотрение и оценку проектов;
3) проводят оценку рейтинга проектов и определение проектов, подлежащих финансированию из бюджета муниципального округа;
4) осуществляют иные действия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
5.8. Секретарь Комиссии:
1) обеспечивает подготовку материалов к заседанию Комиссии;
2) оповещает членов Комиссии о дате и времени заседания, повестке дня;
3) ведет протоколы заседаний Комиссии;
4) доводит до сведения заинтересованных лиц решения Комиссии.
5.9. Основной формой работы Комиссии являются заседания. Заседание Комиссии считается правомочным при условии присутствия на нем не менее двух третей от ее утвержденного состава.
5.10. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующего на заседании состава Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего.
5.11. Председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, члены Комиссии обладают равными правами при обсуждении вопросов о принятии решений.
VI. Порядок проведения конкурсного отбора проектов
6.1. В случае, установленном пунктом 4.13 настоящего Положения, инициативные проекты подлежат конкурсному отбору, проводимому конкурсной Комиссией.
Отбор инициативных проектов осуществляется в соответствии с критериями оценки согласно приложению 4 к настоящему Положению. Максимальное количество баллов - 100.
Уполномоченный орган перед заседанием Комиссии формирует итоговый рейтинг проектов и передает их Секретарю Комиссии вместе с инициативными проектами.
6.2. Секретарь Комиссии обеспечивает их тиражирование и рассылку для ознакомления всем членам Комиссии.
6.3. Комиссия:
1) рассматривает проекты, проводит их оценку на соответствие критериям;
2) организует публичную презентацию проектов (при необходимости);
3) на основании сформированного рейтинга, а также с учетом экспертных заключений проектов принимает решение:
- признать проект прошедшим конкурсный отбор;
- признать проект не прошедшим конкурсный отбор.
6.4. Инициаторам проекта и их представителям при проведении конкурсного отбора при необходимости дается возможность участия в рассмотрении Комиссией проектов и изложения своих позиций по ним.
6.5. Инициаторы проекта имеют право отозвать свой проект на любой стадии его рассмотрения Комиссией.
6.6. Решения Комиссии оформляются протоколом в течение 5 рабочих дней со дня заседания Комиссии, который подписывается председателем и секретарем Комиссии. Протокол Комиссии размещается на официальном сайте Администрации и направляется представителю инициативной группы.
При недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального округа на реализацию всех инициативных проектов, прошедшим конкурсный отбор считаются инициативные проекты, набравшие наибольшее количество баллов, реализация которых за счет средств бюджета муниципального округа возможна в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального округа.
6.7. По итогам конкурсного отбора Администрация издает нормативный документ, который должен содержать:
1) наименование инициативных проектов - победителей;
2) суммы финансирования на реализацию проектов;
3) наименование распорядителей бюджетных средств, ответственных за реализацию проектов.
VII. Реализация проекта
7.1. Финансирование проектов осуществляется в денежной форме за счёт средств бюджета муниципального округа и за счёт средств инициативных платежей.
7.2. Объем бюджетных средств на реализацию проектов утверждается решением Думы Шурышкарского района "О бюджете муниципального округа Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа".
7.3. Средства, выделенные на финансирование проектов, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Главный распорядитель средств бюджета муниципального округа, осуществляющий функции в сфере деятельности, к которой относится инициативный проект, обеспечивает его реализацию, в том числе разработку проектно-сметной документации, включая изыскательские, проектные, экспертные работы и иные работы и услуги в соответствии с условиями муниципальных контрактов на выполнение необходимых видов работ (оказание услуг) для реализации инициативного проекта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
7.4. Уровень софинансирования проектов составляет:
1) за счёт средств бюджета муниципального округа не более 97% от стоимости проекта;
2) за счёт средств инициативных платежей не менее 3% стоимости проекта.
7.5. Софинансирование реализации проекта осуществляется инициативной группой на основании договора пожертвования, заключенного представителем инициативной группы, достигшим возраста 18 лет, с Администрацией. В случае если представитель инициативной группы не достиг возраста 18 лет, то договор пожертвования заключается между тремя сторонами: Администрация, представитель инициативной группы и его законный представитель.
7.6. В договоре пожертвования должны быть определены сумма и назначение использования денежных средств в соответствии с целью и задачами проекта, срок перечисления денежных средств в бюджет муниципального округа, порядок расторжения договора, учитывающий расторжение договора в одностороннем порядке в случае нарушения срока перечисления пожертвования в бюджет муниципального округа, банковские реквизиты, на который зачисляются пожертвования, и иные положения в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
7.7. Договор пожертвования заключается не позднее 5 рабочих дней с даты, следующей за датой принятия решения конкурсной Комиссией.
7.8. В случае не заключения договора пожертвования в установленный срок, либо не перечисления в бюджет муниципального округа денежных средств по заключенному договору пожертвования в срок и в объеме, предусмотренными в договоре пожертвования, Администрация в течение 10 рабочих дней направляет представителю инициативной группы уведомление об аннулировании результатов конкурсного отбора проектов и уведомление о расторжении договора пожертвования (если договор был заключен).
7.9. Определение исполнителей (подрядчиков, поставщиков) для реализации проекта осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", после перечисления представителем инициативной группы суммы софинансирования проекта в бюджет муниципального округа в полном объеме.
7.10. В муниципальный контракт, заключенный с целью реализации проекта, включается положение об осуществлении контроля за исполнением муниципального контракта с участием представителя инициативной группы.
7.11. Средства инициативной группы, направленные на софинансирование проектов, зачисляются в доход бюджета муниципального округа.
7.12. Средства могут выделяться только на проекты, по которым не предусмотрено финансирование за счёт других источников бюджета.
7.13. Инициаторы проекта, другие граждане, проживающие на территории муниципального округа, уполномоченные собранием (конференцией) граждан вправе осуществлять общественный контроль за реализацией проекта в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
7.14. Информация о ходе реализации проекта, в том числе об использовании денежных средств, об имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных в его реализации лиц, подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте Администрации.
7.15. Отчет Администрации об итогах реализации проекта подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте Администрации в течение 30 календарных дней со дня завершения реализации проекта.
VIII. Порядок расчета и возврата инициативных платежей
8.1. В случае если проект не был реализован или по итогам его реализации образовалась экономия средств, инициативные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в бюджет муниципального округа.
8.2. Сумма, подлежащая возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в бюджет муниципального округа определяется по формуле:
Sвоз = (Pп - Pфакт) х kсоф., где:
Sвоз - сумма средств, подлежащая возврату;
Pп - стоимость проекта, принятого к реализации с учетом инициативных платежей;
Pфакт - фактически произведенные расходы на реализацию проекта;
kсоф - процент софинансирования - доля инициативных платежей от общей стоимости инициативного проекта (не менее 3%), рассчитывается по формуле:
kсоф = Sип/Pп х 100%, где
Sип - размер инициативных платежей, согласно договору пожертвования.
8.3. Остаток средств от инициативных платежей подлежит возврату администраторами доходов бюджета муниципального округа (далее - администратор) на банковские реквизиты, указанные в платежном поручении на перечисление подлежащих возврату инициативных платежей.
8.4. Возврат плательщикам инициативных платежей по реквизитам плательщика, отличным от реквизитов плательщика, указанным в платежном поручении на перечисление подлежащих возврату инициативных платежей, осуществляется на основании письменного заявления плательщика на имя руководителя администратора, с указанием соответствующих реквизитов.
8.5. Решение администратора о возврате инициативных платежей (далее - Решение) оформляется по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению.
8.6. На основании Решения администратор формирует и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
8.7. Лицам (в том числе организациям), осуществившим перечисление инициативных платежей в бюджет муниципального округа, не подлежат возмещению из бюджета муниципального округа расходы, понесенные ими при перечислении инициативных платежей в бюджет муниципального округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.