Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к Положению
Методические рекомендации
по разработке и реализации муниципальных программ Благовещенского муниципального округа
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ Благовещенского муниципального округа (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о системе управления государственными программами Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627, с Методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Амурской области, утвержденными приказом министерства проектного управления и кадровой политики Амурской области от 24 августа 2023 г. N 83-од, в целях методического обеспечения процесса разработки и реализации муниципальных программ Благовещенского муниципального округа.
Реализация муниципальных программ Благовещенского муниципального округа в соответствии с Методическими рекомендациями осуществляется начиная с 2025 года.
1.2. Методические рекомендации устанавливают формы и требования к документам, разрабатываемым при формировании и реализации муниципальных программ Благовещенского муниципального округа (далее - муниципальные программы) и их структурных элементов.
1.3. Понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют определениям, установленным в Положении.
2. Формирование реестра документов, входящих в состав муниципальной программы
2.1. Ответственным исполнителем муниципальной программы осуществляется формирование реестра документов, входящих в систему документов муниципальной программы, указанных в пункте 2.1 Положения, по форме согласно приложению N 5 к Положению (далее - реестр документов) и обеспечиваются его актуальность и полнота.
2.2. В реестре документов ответственным исполнителем муниципальной программы приводится следующая информация:
1) тип документа. Определяется в зависимости от содержания документа и должен соответствовать одному из следующих типов:
- стратегические приоритеты муниципальной программы;
- паспорт муниципальной программы;
- паспорт структурного элемента муниципальной программы (включая планы реализации структурных элементов);
- правила предоставления субсидий юридическим лицам;
- перечень объектов капитального строительства, приобретаемых объектов недвижимости;
- решение об осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности;
- решение о заключении долгосрочных муниципальных контрактов;
2) вид документа (например, постановление, распоряжение администрации Благовещенского муниципального округа и др.);
3) наименование и реквизиты (дата и номер) утвержденного (принятого) документа;
4) разработчик (наименование исполнительного органа, ответственного за разработку документа);
5) гиперссылка на текст документа на официальном сайте Благовещенского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.3. В случае утверждения (принятия) документов, предусматривающих внесение изменений в ранее утвержденный (принятый) документ, такие документы также подлежат обязательному включению в реестр документов по соответствующей муниципальной программе.
3. Рекомендации по содержанию стратегических приоритетов муниципальных программ
3.1. Документ, описывающий стратегические приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, представляет текстовую часть муниципальной программы и по содержанию и структуре должен соответствовать требованиям пункта 2.2 Положения, а также учитывать рекомендации настоящего раздела Методических рекомендаций.
Рекомендуемый объем стратегических приоритетов не должен превышать 10 страниц машинописного текста.
3.2. В рамках оценки текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития округа предусматривается проведение анализа ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление текущего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в других муниципальных образованиях Амурской области (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития Благовещенского муниципального округа.
3.3. При описании приоритетов и целей муниципальной программы учитываются национальные цели, приоритеты социально-экономического развития Благовещенского муниципального округа, а также показатели, характеризующие достижение таких приоритетов и целей, установленные документами стратегического планирования, федеральными и региональными законами.
3.4. В рамках описания задач муниципального управления и способов их эффективного решения приводятся основные задачи развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы, предлагаемые механизмы (способы) их решения (планируемые мероприятия), а также ожидаемые результаты реализации муниципальной программы с учетом полномочий ответственного исполнителя, соисполнителей и участников муниципальной программы и имеющихся финансовых и иных ресурсов.
Сведения в соответствии с абзацем первым настоящего пункта представляются в разрезе целей муниципальной программы с указанием планируемых значений показателей муниципальной программы.
3.5. При описании стратегических приоритетов отдельно следует выделять задачи, мероприятия (результаты), определяемые исходя из необходимости достижения национальных целей и положений Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации, а также Стратегией социально-экономического развития Благовещенского муниципального округа.
4. Рекомендации по формированию паспорта муниципальной программы
4.1. Паспорт муниципальной программы формируется в соответствии с требованиями пункта 2.3 Положения, а также должен учитывать рекомендации по его заполнению, установленные настоящим разделом Методических рекомендаций.
4.2. Паспорт муниципальной программы разрабатывается с учетом следующих подходов:
1) отражение в паспорте муниципальной программы взаимосвязи такой программы с достижением национальных целей и их целевых показателей, с государственными программами Амурской области;
2) отражение в паспорте муниципальной программы связи ее структурных элементов с достижением показателей муниципальной программы;
3) определение в паспорте муниципальной программы перечня муниципальных проектов и комплексов процессных мероприятий, необходимых и достаточных для достижения целей и показателей муниципальной программы;
4) детализация значений показателей муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы вплоть до года достижения целевых значений показателей или окончания реализации муниципальной программы;
5) планирование финансового обеспечения реализации муниципальной программы по структурным элементам, по годам реализации с указанием источников финансового обеспечения, исходя из необходимости достижения установленных целей и показателей муниципальной программы;
6) обеспечение соответствия информации, указанной в паспорте муниципальной программы и паспортах ее структурных элементов.
4.3. Разработка паспорта муниципальной программы осуществляется по форме согласно приложению N 2 к Положению.
Сведения в паспорте муниципальной программы приводятся начиная с 2025 года либо с года начала реализации муниципальной программы (для новых муниципальных программ, реализация которых начинается после 2025 года).
4.4. В разделе 1 "Основные положения" паспорта муниципальной программы отражается основная информация о муниципальной программе, в том числе сведения о ее кураторе, ответственном исполнителе, периоде реализации, целях, направлениях (подпрограммах) (при необходимости), связь с национальными целями развития Российской Федерации, государственными программами Амурской области, а также объеме финансового обеспечения за весь период реализации муниципальной программы.
Наименование муниципальной программы, информация о ее ответственном исполнителе (указываются фамилия, имя, отчество и должность руководителя структурного подразделения или заместителя руководителя структурного подразделения администрации Благовещенского муниципального округа) и кураторе муниципальной программы в соответствующих графах указанного раздела приводится в соответствии с утвержденным администрацией Благовещенского муниципального округа Перечнем муниципальных программ.
При указании периода реализации муниципальной программы допускается выделение двух отдельных этапов ее реализации:
I этап: год начала реализации муниципальной программы - 2024 год (например: 2019 - 2024 годы);
II этап: 2025 год - год окончания реализации муниципальной программы (например: 2025 - 2030 годы).
В графе "Цели муниципальной программы" рекомендуется указывать не более 10 наименований целей реализации муниципальной программы с учетом соблюдения требований, установленных пунктом 2.7 Положения.
Сформированные цели муниципальной программы должны в целом покрывать основные направления реализации муниципальной политики в соответствующей сфере.
В графе "Направления (подпрограммы)" указываются (при необходимости) наименования выделяемых в муниципальной программе направлений (подпрограмм).
В графе "Объемы финансового обеспечения за весь период реализации" указывается объем финансового обеспечения в разрезе этапов реализации государственной программы за весь период.
В графе "Связь с национальными целями развития Российской Федерации, государственной программой Амурской области" приводятся наименования национальных целей и их целевых показателей, а также наименование государственной программы Амурской области, с которой связана муниципальная программа.
4.5. В разделе 2 "Показатели муниципальной программы" паспорта муниципальной программы подлежат отражению показатели уровня муниципальной программы.
Включаемые в указанный раздел паспорта муниципальной программы показатели должны соответствовать пункту 2.8 Положения.
Количество показателей муниципальной программы формируется исходя из необходимости и достаточности для достижения целей муниципальной программы.
Используемая система показателей муниципальной программы должна позволять очевидным образом оценивать прогресс в достижении ее целей.
По каждому показателю в соответствующих графах раздела приводятся его наименование, уровень соответствия показателя муниципальной программы: "НП" (национального проекта) "ГП РФ" (государственной программы Российской Федерации), "ФП вне НП" (федерального проекта, не входящего в состав национального проекта), "ГП АО" (государственной программы Амурской области), "ОМС" (показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления), характеристика планируемой динамики показателя (возрастающий/убывающий), единица измерения по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ), базовое значение и значения по годам реализации муниципальной программы, документ, на основании которого показатель включен в муниципальную программу, наименование исполнительного органа, ответственного за достижение показателя, а также связь с показателями национальных целей (при наличии такой связи) и информационная система (региональная система или иная информационная система, содержащая информацию о показателях и их значениях (при наличии)).
В качестве базового значения показателя указывается фактическое значение показателя за год, предшествующий году разработки проекта муниципальной программы.
4.6. В разделе 2.1 "Прокси-показатели муниципальной программы" паспорта муниципальной программы подлежат отражению показатели, системно характеризующие отдельные аспекты развития социально-экономической сферы Благовещенского муниципального округа и не являющиеся специфичными для конкретных муниципальных программ (далее - прокси-показатели).
К прокси-показателям рекомендуется относить:
а) индекс физического объема инвестиций в основной капитал;
б) численность занятого населения в отрасли;
в) реальную заработную плату в отрасли;
г) показатели производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных и высокотехнологичных рабочих мест;
д) показатели результатов интеллектуальной деятельности;
е) показатели объема внутренних затрат на исследования и разработки;
ж) иные показатели, необходимые для включения в муниципальные программы.
По каждому показателю в соответствующих графах раздела приводятся его наименование, характеристика планируемой динамики показателя (возрастающий/убывающий), единица измерения по ОКЕИ, базовое значение и значения по годам (кварталам, месяцам) реализации муниципальной программы, а также наименование исполнительного органа, ответственного за достижение показателя.
В качестве базового значения показателя указывается фактическое значение показателя за год, предшествующий году разработки проекта муниципальной программы. В случае отсутствия фактических данных в качестве базового значения приводится плановое (прогнозное) значение.
4.7. В разделе 4 "Структура муниципальной программы" паспорта муниципальной программы приводится информация о реализуемых в составе муниципальной программы муниципальных проектах, комплексах процессных мероприятий, а также при необходимости об отдельных мероприятиях.
Информация о муниципальных проектах, комплексах процессных мероприятий, отдельных мероприятиях приводится в разрезе направлений (подпрограмм) (при необходимости).
По каждому структурному элементу муниципальной программы приводится следующая информация:
- наименование структурного элемента в соответствии с паспортом, куратор (Ф.И.О.);
- срок реализации в формате "год начала - год окончания реализации" (для комплексов процессных мероприятий год окончания не указывается);
- наименование структурного подразделения администрации округа, ответственного за реализацию структурного элемента муниципальной программы;
- показатели/задачи структурного элемента, решение которых обеспечивается реализацией структурного элемента муниципальной программы. Приводятся ключевые (социально значимые) задачи, планируемые к решению в рамках муниципальных проектов, комплексов процессных мероприятий;
- ожидаемые социальные, экономические и иные эффекты от реализации показателей/задач (в соответствующей графе приводится краткое описание таких эффектов для каждой задачи);
- связь с показателями муниципальной программы, на достижение которых направлена реализация структурного элемента муниципальной программы. В соответствующей графе приводится наименование (я) одного или нескольких показателей уровня муниципальной программы по каждой задаче структурного элемента.
Каждый структурный элемент и каждый показатель/задача структурного элемента должны быть связаны хотя бы с одним показателем муниципальной программы.
Комплекс процессных мероприятий или показатель/задача комплекса процессных мероприятий, включающие мероприятия (результаты) по обеспечению деятельности (содержанию) ответственного исполнителя, соисполнителей, участников муниципальной программы, могут быть связаны со всеми показателями муниципальной программы.
4.8. В разделе 5 "Финансовое обеспечение муниципальной программы" паспорта муниципальной программы подлежит отражению информация об объеме финансового обеспечения муниципальной программы в разрезе ее структурных элементов и по годам реализации с указанием источников финансового обеспечения.
Объем финансового обеспечения муниципальной программы включает в себя бюджетные ассигнования местного бюджета округа, федерального и областного бюджетов и иных внебюджетных источников, объем которых указывается в тысячах рублей с точностью до двух знаков после запятой.
Не допускается расхождение параметров финансового обеспечения структурных элементов муниципальной программы, приведенных в паспорте такой программы и паспортах соответствующих структурных элементов программы.
5. Рекомендации по заполнению паспорта комплекса процессных мероприятий
5.1. Паспорт комплекса процессных мероприятий, включающий план его реализации, разрабатывается по форме согласно приложению N 4 к Положению.
5.2. Паспорт комплекса процессных мероприятий разрабатывается с учетом следующих подходов:
а) планирование значений мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий по годам реализации (при необходимости);
б) отражение в паспорте комплекса процессных мероприятий финансового обеспечения реализации его мероприятий (результатов) по годам реализации с указанием источников финансирования;
в) осуществление планирования мероприятий (результатов) до контрольных точек (при необходимости);
г) определение должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий (результатов), входящих в комплекс процессных мероприятий.
5.3. В разделе 1 "Основные положения" паспорта комплекса процессных мероприятий приводится основная информация о комплексе процессных мероприятий, в том числе его наименование, сведения о кураторе, о структурном подразделении администрации округа, ответственном за разработку и реализацию комплекса процессных мероприятий (с указанием Ф.И.О. и должности руководителя структурного подразделения), а также наименование муниципальной программы, в рамках которой планируется реализация комплекса процессных мероприятий.
5.4. В разделе 2 "Показатели комплекса процессных мероприятий" (заполняется при необходимости) по каждому показателю в соответствующих графах раздела приводятся его наименование, характеристика планируемой динамики показателя (возрастающий/убывающий), единица измерения по ОКЕИ, базовое значение и значения по годам реализации муниципальной программы, информация о структурном подразделении администрации округа, ответственном за достижение показателей, информационная система (региональная система или иная информационная система, содержащая информацию о показателях и их значениях (при наличии)).
Включаемые в указанный раздел показатели должны отвечать критериям, установленным пунктами 2.9 и 2.10 Положения.
5.5. Раздел 3 "План достижения показателей комплекса процессных мероприятий" заполняется в случае необходимости ежемесячного мониторинга хода достижения показателей комплекса процессных мероприятий, в течение текущего года.
5.6. В разделе 4 "Перечень мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий" паспорта комплекса процессных мероприятий приводятся задачи, а также необходимые для их решения мероприятия (результаты). По каждому мероприятию (результату) приводятся его наименование, тип, характеристика, единица измерения по ОКЕИ, базовое значение и значения по годам реализации комплекса процессных мероприятий.
Наименование мероприятия (результата) должно быть сформулировано в виде завершенного действия, характеризующего в том числе количество создаваемых (приобретаемых) материальных и нематериальных объектов, объем оказываемых услуг или выполняемых работ.
Наименование мероприятия (результата) не должно:
- дублировать наименование показателя, задачи, иного мероприятия (результата) комплекса процессных мероприятий, а также их контрольных точек;
- дублировать наименования показателей, мероприятий (результатов) иных структурных элементов муниципальной программы;
- содержать значения мероприятия (результата) и указание на период реализации.
При разработке мероприятий (результатов) и контрольных точек комплексов процессных мероприятий государственных программ рекомендуется использовать типы мероприятий (результатов) и контрольные точки в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 8 к Положению.
При описании характеристики мероприятия (результата) приводятся дополнительные качественные и количественные параметры, которым должно соответствовать мероприятие (результат). Формулировка характеристики мероприятия (результата) должна уточнять такое мероприятие (результат) и не дублировать его наименование. В случае если выполнение мероприятия (достижение результата) предусмотрено по годам реализации комплекса процессных мероприятий, характеристика такого результата (мероприятия) должна уточнять его качественные и количественные параметры по каждому году.
5.7. В разделе 5 "Финансовое обеспечение комплекса процессных мероприятий" паспорта комплекса процессных мероприятий отражается информация об объемах финансового обеспечения комплекса процессных мероприятий с детализацией по мероприятиям (результатам), по годам реализации и источникам финансового обеспечения.
Объемы финансового обеспечения комплекса процессных мероприятий включают в себя бюджетные ассигнования местного бюджета округа, федерального и областного бюджетов и иных внебюджетных источников, объем которых указывается в тысячах рублей с точностью до двух знаков после запятой.
5.8. Раздел 6 "План реализации комплекса процессных мероприятий" паспорта комплекса процессных мероприятий заполняется с учетом следующих рекомендаций:
1) в плане реализации подлежат отражению все мероприятия (результаты) комплексов процессных мероприятий и детализирующие их контрольные точки.
Наименования контрольных точек должны отражать факт завершения промежуточного результата или иного значимого действия по выполнению мероприятия (достижению результата);
2) определение по каждому мероприятию (результату) и контрольной точке ответственного за его выполнение (достижение) сотрудника структурного подразделения администрации округа (с указанием Ф.И.О. и должности);
3) установление для каждой контрольной точки даты ее достижения в формате ДД.ММ.ГГГГ.
При планировании сроков достижения контрольных точек необходимо исходить из возможности равномерного распределения их в течение календарного года, а также учитывать взаимозависимость и последовательность выполнения контрольных точек в рамках мероприятия (результата).
Рекомендуемое количество контрольных точек составляет не менее 4 - 6 в год на одно мероприятие (результат), за исключением случаев, когда контрольные точки не устанавливаются.
Не допускается наличие у мероприятия (результата) только одной контрольной точки со сроком наступления 31 декабря, а также преобладание наибольшего количества контрольных точек в четвертом квартале года;
4) определение вида документа, подтверждающего факт выполнения мероприятия (достижения результата), контрольной точки, и информационной системы (при наличии), содержащей информацию о мероприятиях (результатах) и их значениях, контрольных точках.
План реализации комплекса процессных мероприятий ежегодно актуализируется.
6. Рекомендации по заполнению приложения по перечню объектов капитального строительства, приобретаемых объектов недвижимости
В случае реализации в рамках муниципальной программы мероприятий по строительству (реконструкции), приобретению объектов недвижимого имущества формируется перечень соответствующих объектов по форме согласно приложению N 6 к Положению.
Перечень объектов капитального строительства, приобретаемых объектов недвижимости утверждается приложением к постановлению об утверждении муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.