Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
городского округа Клин
от 20.06.2024 N 1602
Положение
об организации в Администрации городского округа Клин системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации в Администрации городского округа Клин системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение) разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", на основании ст. 9.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности Администрации городского округа Клин (далее - Администрация).
2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации. Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды. Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Администрации;
"коллегиальный орган" - совещательный орган Администрации, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченный орган" - структурное подразделение Администрации, осуществляющий внедрение антимонопольного комплаенса.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
3. Цели антимонопольного комплаенса:
3.1 обеспечение соответствия деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства;
3.2 профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Администрации.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
4.1 выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства:,
4.2 управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
4.3 контроль за соответствием деятельности Администрации требованиям антимонопольного законодательства;
4.4. оценка эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса.
5. Принципы антимонопольного комплаенса:
5.1 заинтересованность должностных лиц Администрации в эффективности антимонопольного комплаенса;
5.2 регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
5.3 информационная открытость действующего в Администрации антимонопольного комплаенса;
5.4 непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
5.5 совершенствование антимонопольного комплаенса.
III. Организация антимонопольного комплаенса
6. Для организации антимонопольного комплаенса Администрацией принимается постановление (далее - постановление об организации антимонопольного комплаенса), в котором содержатся:
6.1 сведения об уполномоченном органе Администрации, уполномоченных должностных лицах Администрации, ответственных за функционирование антимонопольного комплаенса в Администрации;
6.2 порядок ознакомления служащих и работников Администрации с постановлением об организации антимонопольного комплаенса;
6.3 меры, направленные на осуществление Администрацией контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
6.4 ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Администрации.
7. Постановление об антимонопольном комплаенсе разместить в сетевом издании "POISKTV" и на официальном сайте городского округа Клин и органов местного самоуправления городского округа Клин: https://www.klincity.ru/ (далее - официальный сайт).
8. Антимонопольный компласнс вводится в Администрации с целью выявления и профилактики возникновения следующих рисков нарушения антимонопольного законодательства:
8.1 в сфере осуществления муниципальных закупок:
действия при проведении торгов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, участниками иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или заказчиками деятельности их участников; создание участник)' (участникам) торгов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) преимущественных условий участия в торгах и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), нарушение порядка определения победителя или победителей; участие организаторов торгов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или заказчиков и (или) работников организаторов торгов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для работников заказчиков в торгах и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами поставки, выполнение (оказание) которых является предметом торгов и иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8.2 в сфере управления муниципальным имуществом:
заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом (нежилыми зданиями и помещениями, движимым имуществом), иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров:
предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование без проведения торгов;
8.3 в сфере управления муниципальными финансами:
предоставление из бюджета округа субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам с нарушением требований антимонопольного законодательства;
8.4 в сфере правового регулирования потребительского рынка и предпринимательской деятельности, рекламы:
принятие актов и (или) осуществление действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; создание дискриминационных условий;
8.5 в сфере оказания муниципальных услуг и осуществления функций муниципального контроля, благоустройства:
установление или взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг;
осуществление муниципальных функций с превышением полномочий, предусмотренных законодательством;
8.6 в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
ограничение доступа к информации и осуществление иных действий^ повлекших за собой создание дискриминационных условий для отдельных субъект, деятельности в сферах ЖКХ и ТЭК;
предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке, принятие решений, влекущих нарушение норм антимонопольного законодательства;
разработка правовых актов, содержащих положения, влекущие нарушения антимонопольного законодательства.
IV. Уполномоченные должностные лица и коллегиальный орган
9. Общий контроль за организацией и функционированием в Администрации антимонопольного комплаенса осуществляется Главой городского округа Клин (далее - Глава округа), который:
9.1 вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
9.2 в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации применяет меры дисциплинарного воздействия за нарушение служащими Администрации, руководителями подведомственных Администрации организаций и учреждений правил антимонопольного комплаенса;
9.3 рассматривает материалы, отчеты и результаты оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
9.4 осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
10. В целях организации и функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса - назначается уполномоченный орган и уполномоченные должностные лица.
11. К компетенции уполномоченного органа, уполномоченных должностных лиц относятся следующие функции:
11.1 подготовка и представление Главе округа нормативно-правовых актов об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс). а также регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
11.2 выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
11.3 выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Администрации, разработка предложений по их исключению;
11.4 консультирование служащих Администрации по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
11.5 организация взаимодействия со структурными подразделениями Администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
11.6 разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
11.7 организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
11.8 взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми такими органами проверками;
11.9 информирование Главы округа о локальных документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
12. Оценку эффективности организации и функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган - Комиссия по оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Администрации городского округа Клин (далее - Комиссия).
13. Состав Комиссии утверждается распоряжением Администрации.
14. К функциям Комиссии относятся:
14.1 рассмотрение и оценка мероприятий Администрации в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
14.2 рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
15. Уполномоченные должностные лица Администрации в сроки, установленные в плане мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации на соответствующий год, по своей сфере деятельности обязаны направлять уполномоченному органу следующую информацию:
15.1 об имевших место нарушениях антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) с указанием отдельно по каждому нарушению нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом;
15.2 о рисках нарушения антимонопольного законодательства:
15.3 о предложениях в отношении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
16. На основании информации, указанной в пункте 15 настоящего Положения, уполномоченным органом оформляются следующие доку менты;
16.1 карта комплаенс-рисков;
16.2 план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
16.3 доклад об антимонопольном комплаенсе.
17. Уполномоченные должностные лица Администрации по своей сфере деятельности проводят анализ действующих нормативных правовых актов Администрации на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
18. Уполномоченные должностные лица Администрации несут персональную ответственность за организацию работы по недопущению нарушения сотрудниками антимонопольного законодательства, контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства, полное и своевременное представление указанной в пункте 15 настоящего Положения информации.
V. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
19. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченными должностными лицами Администрации в сфере своей деятельности на регулярной основе должны проводиться:
19.1 анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Администрации за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, - жалоб, возбужденных дел);
19.2 анализ нормативных правовых актов Администрации;
19.3 анализ проектов нормативных правовых актов Администрации, касающихся сферы антимонопольной политики
19.4 мониторинг и анализ практики применения Администрации антимонопольного законодательства;
19.5 проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
20. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным органом, уполномоченными должностными лицами в сфере своей деятельности анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
20.1 осуществление сбора в структурных подразделениях Администрации сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
20.2 составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Администрации, который содержит классифицированные по сферам деятельности Администрации сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы - антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Администрацией на недопущение повторения нарушения.
21. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным органом, уполномоченными должностными лицами в сфере своей деятельности анализа нормативных правовых актов Администрации должны реализовываться следующие мероприятия:
21.1 разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Администрации (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
21.2 размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
21.3 осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
21.4 представление Главе округа сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Администрации.
22. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным органом, уполномоченными должностными лицами в сфере своей деятельности должны реализовываться следующие мероприятия:
22.1 размещение на официальном сайте проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
22.2 осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
23. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Администрации уполномоченным органом, уполномоченными должностными лицами в сфере своей деятельности должны реализовываться следующие мероприятия:
23.1 осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Администрации;
23.2 подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Администрации;
23.3 проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Администрации.
24. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства - уполномоченным органом, уполномоченными должностными лицами в сфере своей деятельности должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
24.1 отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Администрации по развитию конкуренции;
24.2 выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
24.3 возбуждение дела о нарушении - антимонопольного законодательства:
24.4 привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
25. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом, уполномоченными должностными лицами в сфере своей деятельности по уровням в соответствии с приложением N 1.
26. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным органом, уполномоченными должностными лицами в сфере своей деятельности составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
27. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
28. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным органом, совместно с уполномоченными должностными лицами в сфере своей деятельности, органами Администрации, подведомственными учреждениями и МКУ "Центр проведения торгов" (не реже одного раза в год) разрабатывается план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
29. Уполномоченный орган, уполномоченные должностные лица в сфере своей деятельности осуществляют мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
30. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса
31. В целях оценки эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного органа, уполномоченных должностных лиц в сфере своей деятельности, так и для Администрации в целом.
32. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса разрабатывается федеральным антимонопольным органом.
33. Уполномоченный орган, уполномоченные должностные лица в сфере своей деятельности проводят (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Администрации.
34. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
35. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит следующую информацию: о результатах проведенной оценки рисков нарушения Администрацией антимонопольного законодательства;
об утверждении и исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Администрацией антимонопольного законодательства.
36. Доклад об антимонопольном комплаенсе ежегодно до 15 марта следующего за отчетным года представляется уполномоченным органом в Комиссию на утверждение.
37. Доклад, утвержденный Комиссией, размещается на официальном сайте городского округа Клин Московской области в течение месяца с даты его утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.