Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Касимовского муниципального
района Рязанской области
от 29.02.2024N 145
Положение
о системе управления охраной труда в администрации Касимовского муниципального района Рязанской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н, и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.
1.2. Система управления охраной труда (далее - СУОТ) - часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью администрации Касимовского муниципального района Рязанской области (далее - администрация).
1.3. Положение о СУОТ вводится в целях соблюдения требований охраны труда в администрации, разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
- организационной структуры управления, устанавливающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
- мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
- документированной информации (локальных нормативных актов о мероприятиях СУОТ, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и прочее).
1.4. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.
1.5. Положения СУОТ распространяются на всех работников администрации. Учитывается деятельность на всех рабочих местах, структурных подразделениях.
1.6. Органы управления администрации образуют Систему управления охраной труда.
1.7. Настоящее Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в администрации, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.
1.8. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
2. Политика в области охраны труда
2.1. Основными принципами системы управления охраной труда в администрации являются:
- приоритет сохранения жизни и здоровья работников и лиц, в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;
- гарантия прав работников на охрану труда;
- профилактика и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда для создания здоровых и безопасных условий труда;
- планирование мероприятий по охране труда;
- неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.
2.2. Основными задачами системы управления охраной труда в администрации являются:
- реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
- разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
- создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
- формирование безопасных условий труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
- предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в администрации;
- охрана и укрепление здоровья лиц, осуществляющих трудовую деятельность в администрации, создание оптимального сочетания режимов труда, трудового процесса, организованного отдыха.
2.3. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
- проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков;
- обучение в области охраны труда;
- внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;
- установка современных вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды;
- обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
3. Планирование СУОТ
3.1. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, составление их перечня производятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
3.2. В администрации обеспечивается выявление опасностей и профессиональных рисков, проводится их анализ и им дается оценка.
3.3. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности администрации и структурного подразделения (при наличии).
3.4. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов:
- нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
- условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков).
3.5. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
- к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
- отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
- достижению показателей улучшения условий труда.
3.6. Достижение целей по охране труда планируется с определением ресурсов, ответственных лиц, сроков достижения, способов и показателей оценки уровня достижения целей, влияния результатов на функционирование администрации.
3.7. Выявление (идентификация) опасностей и оценка рисков. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда в администрации.
3.8. Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
3.9. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
3.10. Идентификация опасности - процесс распознания существования опасности и определения её характеристик.
3.11. Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
3.12. Оценка риска - процесс оценки риска, происходящего от опасности, с учетом адекватности существующих мер управления, а также принятие решения, допустим ли риск или нет.
3.13. Объект возникновения опасностей - объект или деятельность производственного процесса, которая самостоятельно или в комбинации, обуславливает своими характеристиками возможность воздействия вредных и опасных производственных факторов на работника.
3.14. Профессиональное заболевание - острое или хроническое заболевание работающего, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов, при выполнении им трудовых обязанностей и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности, официально расследованное, диагностированное, входящее в специальный нормативно установленный перечень профессиональных заболеваний, подлежащее учету и компенсации.
3.15. Глава администрации осуществляет координацию деятельности по организации и проведению идентификации опасностей, оценки рисков, документирования результатов оценки рисков и последующей разработки мероприятий.
3.16. Для полноты оценки профессиональных рисков к работе могут быть привлечены подрядные организации или специалисты, обладающие достаточным опытом и компетенцией для выполнения данной работы.
3.17. Лица, проводящие оценку профессиональных рисков, должны знать опасности, присущие оцениваемой деятельности и применяемые меры по их управлению согласно приложению.
4. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя)
4.1. Возложение обязанностей на работников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ.
4.2. Глава администрации является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в администрации, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.
4.3. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
4.4. Обязанности в рамках функционирования СУОТ закрепляются в должностной инструкции ответственного работника.
4.5. Уровни управления охраной труда в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) Глава администрации:
обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 ТК РФ;
контроль своевременного проведения диспансеризации работников;
обеспечение выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
извещение о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом и принятие всех возможных мер к устранению причин, вызвавших несчастный случай;
обеспечение необходимых условий для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
обеспечение нагрузки работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
2) Специалист по охране труда:
координация всех направлений функционирования СУОТ;
организация проведения вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками администрации;
организация обучения по охране труда сотрудников, в том числе главу администрации, и иных работников (при необходимости)
обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
контроль за соблюдением требований охраны труда;
мониторинг состояния условий и охраны труда;
разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
участие в разработке и пересмотре локальных нормативных актов по охране труда;
участие в управлении профессиональными рисками;
участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
3) Остальные работники:
соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др.;
информирование главы о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
извещение главы о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека;
ознакомление с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях;
прохождение обучения по охране труда (при необходимости), инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте, проверки знаний требований охраны труда;
прохождение обязательных медицинских осмотров.
4.6. Вводный инструктаж проходят все работники. От первичного инструктажа допускается освободить работников, если они используют компьютеры и копировально-множительную технику для нужд организации; используют бытовую технику, нет других источников опасности; условия труда оптимальные и допустимые по результатам специальной оценки.
4.7. Если по результатам оценки профессиональных рисков на офисных рабочих местах выявили другие источники опасности, то информацию о них нужно донести до работника на вводном инструктаже.
4.8. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы о:
политике и целях администрации в области охраны труда;
системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
ответственности за нарушение указанных требований;
результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
4.9. Информирование обеспечивается в соответствии с Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н. Формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.
5. Функционирование СУОТ
5.1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в администрации, являются:
- специальная оценка условий труда;
- оценка профессиональных рисков;
- проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
- обучение работников;
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
- санитарно-бытовое обеспечение работников;
- соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти;
- реагирование на аварийные ситуации;
- реагирование на несчастные случаи;
- реагирование на профессиональные заболевания.
5.2. В соответствии с результатами СОУТ и оценкой профессиональных рисков, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников администрации устанавливается следующий перечень процессов:
- процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе;
- процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды;
- группа сопутствующих процессов по охране труда;
- процессы реагирования на ситуации.
5.3. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
информирование работников, взаимодействие с ними;
распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
5.4. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется трудовым законодательством.
5.5. Процедуры обеспечения безопасных условий труда. Все кабинеты и помещения администрации должны:
иметь исправные двери, окна, строительные элементы и конструкции, инженерные сети и коммуникацию, электрическую проводку и освещение;
укомплектовываться ручными порошковыми и углекислотными огнетушителями в соответствии с нормами пожарной безопасности;
подлежать ремонту по необходимости и ежедневной влажной уборке.
5.6. В помещениях обеспечивается удобство проходов, возможность переодевания работников, наличие и оснащение специальных зон для установки электронагревательных приборов, холодильников, приёма горячих напитков и питания работников.
5.7. При обстановке помещений запрещается:
развешивать электрические гирлянды;
использовать при эстетическом оформлении интерьера опасные способы размещения полок, картин, цветов и других декоративных элементов;
использовать части строительных конструкций окон и рам для крепления инвентаря, мебели и др.;
располагать полки с цветами над розетками или над рабочими местами;
подвешивать к потолку объекты, которые могут вызвать травму;
закрывать датчики систем пожарного оповещения, элементы систем кондиционирования, а также доступ к окнам, электрическим розеткам;
самостоятельно осуществлять внесение изменений в конструкцию элементов помещения, в том числе ограждающих барьеров.
5.8. Рабочие места должны обеспечивать:
устойчивое положение и свободу движений работника;
эргономичное и безопасное размещение оргтехники;
безопасное и удобное обслуживание и уборку;
соответствующие условия микроклимата;
необходимую естественную и искусственную освещенность;
безопасный доступ и возможность быстрой эвакуации;
безопасность лиц, не связанных с эксплуатацией рабочего места (наличие проходов, установленных стульев для ожидающих посетителей и др.).
5.9. Состояние рабочих мест, помещений, проходов и коридоров, лестничных клеток, покрытий полов, потолков, перил и лестниц должны обеспечивать безопасное передвижение работников.
5.10. Санитарно-бытовые помещения должны содержаться в чистоте, использоваться с исправными системами принудительной вентиляции, водоснабжения и канализации, укомплектовываться полотенцами бумажными, смывающими средствами и освежителями воздуха.
5.11. Прилегающая территория должна обеспечивать удобство и безопасность перемещения людей и транспортных средств. Размещение личных транспортных средств работников возможно на специально отведённых площадях по согласованию.
5.12. Территория вокруг здания и вход в здание должны содержаться в чистоте, очищаться от наледи.
5.13. Персональные компьютеры и офисная оргтехника должны:
- эксплуатироваться в соответствии с СанПиН;
- применяться в соответствии с условиями эксплуатации;
- - иметь сертификат соответствия, проверяемый в процессе покупки;
ремонтироваться силами специализированных организаций.
5.14. При эксплуатации электрооборудования в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима запрещается:
- эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции, пользоваться розетками, выключателями с повреждениями;
- эксплуатировать светильники со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника;
- пользоваться электрочайниками и электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты;
- применять нестандартные электронагревательные приборы;
- оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы;
- размещать у электрощитов горючие вещества и материалы;
- использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенные для временных работ.
5.15. Запрещается оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением.
5.16. Стеллажи, шкафы, полки для хранения:
должны периодически в процессе работы осматриваться работниками и главой;
должны быть устойчивыми;
не должны перегружаться, при этом обеспечивать безопасное передвижение работников;
не должны иметь выступающих острых частей, разбитых стекол и иных элементов, способных вызвать травмы;
быть свободными от посторонних предметов (гирлянд, ваз с цветами, пустых коробок и др.).
6. Оценка результатов деятельности
6.1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
6.2. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
- контроль состояния рабочего места и оборудования;
- контроль выполнения работ работником в рамках своей профессиональной деятельности;
- выявление опасностей и определение уровня профессионального риска;
- контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
- учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
- учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
- контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
6.3. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
6.4. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
6.5. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
- абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
- относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
- качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
6.6. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателем осуществляется в размере суммы затрат, не ниже установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
6.7. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ работодателю необходимо при соблюдении государственных нормативных требований охраны труда использовать имеющийся опыт, свои финансовые и функциональные возможности, а также учитывать возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон.
7. Улучшение функционирования СУОТ
7.1. В администрации при необходимости реализуются корректирующие меры по совершенствованию функционирования СУОТ.
7.2. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов:
- разработка;
- формирование;
- планирование;
- внедрение;
- контроль.
7.3. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их выполнения, ответственные лица утверждаются главой администрации.
7.4. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
7.5. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности организации по улучшению СУОТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.