Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства", утвержденную постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 октября 2014 г. N 200 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Ингушетия |
М.М. Евлоев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от 27 июня 2024 г. N 115
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
Государственную программу Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства" изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
Стратегические приоритеты государственной программы Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
1. Оценка текущего состояния строительной и жилищно-коммунальной сферы Республики Ингушетия
Строительная отрасль имеет существенное значение в развитии Республики Ингушетия, оказывая прямое влияние на экономический потенциал региона и обеспечивая повышение уровня и качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и сектора услуг.
Сфера строительства охватывает различные области, включая социальную, коммунальную, транспортную, промышленную, сельскохозяйственную, энергетическую и другие области, функционирование которых напрямую влияет на возможности повышения благополучия граждан посредством улучшения жилищных условий, создания рабочих мест, производства продукции, развития логистики и иных направлений.
На сегодняшний день строительный сектор имеет значительный потенциал для ускорения темпов развития экономики Республики Ингушетия.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем работ по виду деятельности "Строительство" в Республике Ингушетия за 2023 год составил порядка 5 571,0 млн рублей или 71,6% к соответствующему периоду 2022 года.
Снижение показателей обусловлено отсутствием финансирования в 2023 году крупного объекта в рамках непрограммной части ФАИП - строительство и реконструкция участка на территории Республики Ингушетия автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Также уменьшилось финансирование объектов капитального строительства в рамках региональных проектов на 2023 год по сравнению с 2022 годом на 35,7%.
Ввод в действие жилья по Республике Ингушетия вырос по сравнению с 2022 г. в 1,2 раза и составил 162,6 тыс. квадратных метров. В 2023 году были предоставлены социальные выплаты на улучшение жилищных условий 14 семьям, в 2024 году будут предоставлены еще 13 семьям.
Влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
Критичной проблемой развития Республики Ингушетия остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Энергетическая система Республики Ингушетия характеризуется моральным и физическим износом подстанций и линий электропередач (60 процентов), значительными техническими потерями в сетях (45 процентов).
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Ингушетия характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, что связанно с высоким процентом износа сетей коммунальной инфраструктуры (70 процентов). Пропускная способность существующих коллекторов не отвечает сегодняшним потребностям и нуждам населения.
По итогам анализа предприятий коммунального сектора выявлен ряд проблемных вопросов, в том числе заниженный уровень тарифов, низкая собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, нарушение порядка учета имущества, большие потери в сетях и др. В связи с этим утверждена программа (план) устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (30 ноября 2021 года).
По результатам экспертной оценки сейсмического риска Республика Ингушетия относится к первой группе сейсмически опасных регионов с сейсмичностью 9 - 10 баллов.
Строительная отрасль в настоящее время претерпевает некоторые трудности, вызванные в первую очередь низкой инвестиционной активностью в республике и санкционным давлением на российскую экономику, а также волатильностью цен на строительные ресурсы.
За период 2021 - 2023 годов достигнуты следующие основные результаты, оказывающие влияние на строительную отрасль:
Министерство строительства Республики Ингушетия определено единым заказчиком проектирования, строительства и реконструкции объектов, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично с привлечением средств бюджета Республики Ингушетия (постановление Правительства Республики Ингушетия от 6 февраля 2020 г. N 13);
расширены основания для перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы, между годами и (или) объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимого имущества;
реализованы мероприятия по компенсации в 2022 году за счет средств федерального бюджета удорожания строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы;
внедрена возможность направления застройщиками (техническими заказчиками) изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.
Вместе с тем в сфере реализации Программы сохраняются следующие основные проблемы:
высокая дотационность республиканского бюджета;
дефицит финансирования объектов государственного заказа Республики Ингушетия;
строительство объектов капитального строительства с низкими технико-экономическими показателями и энергоэффективностью;
отсутствие средств по обеспечению сбалансированности финансирования программы для достижения результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации и Республики Ингушетия;
наличие большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной Программы
Строительная отрасль является двигателем восстановления экономики при преодолении последствий кризисных явлений. Программа направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями в увязке с иными государственными программами Республики Ингушетия, содержащими цели и задачи строительства, реконструкции объектов капитального строительства и реализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов).
Приоритеты государственной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474), Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р.
Основными приоритетами государственной политики в строительной и жилищно-коммунальной сфере являются:
увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан;
обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения и коммунальной инфраструктуры.
Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей Программы:
увеличение годового объема ввода жилья до 0,534 млн кв. метров к 2030 году;
улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 9,3 тыс. семей;
обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году не менее 50 процентам населения.
Указанные цели Программы соответствуют показателям национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 (далее - национальные цели).
Для достижения указанных целей в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах";
направление "Капитальное строительство, ремонт, реконструкция и техническое перевооружение объектов государственного заказа";
направление "Защита прав граждан-участников долевого строительства";
направление "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия";
направление "Обеспечение жильем молодых семей".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р.
Одной из важнейших задач государственной политики является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, выравнивание развития субъектов Российской Федерации, прежде всего в таких значимых для общества сферах, как образование, здравоохранение, традиционное животноводство, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, а также создание инфраструктурной обеспеченности территорий, в том числе с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.
Достижение целей Программы будет обеспечиваться посредством реализации не только Программы, но и мероприятий отраслевых государственных программ Республики Ингушетия.
Мероприятия Программы направлены на достижение целей обеспечения социально-экономического развития республики посредством создания благоприятных условий для экономического роста республики в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16.02.2009 г. N 49. Предусматривается решение следующих задач:
повышение качества жизни в регионе;
накопление инвестиционных возможностей;
развитие инвестиций.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и сфере государственного управления
Основными задачами Программы являются:
обеспечение развития систем жилищной, коммунальной инфраструктуры, а также иной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах;
минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду;
проектирование, строительство и реконструкции объектов, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично с привлечением средств бюджета Республики Ингушетия.
Способами эффективного решения указанных задач в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются:
выполнение Минстроем Ингушетии функций единого заказчика;
сокращение инвестиционно-строительного цикла;
цифровизация процедур, применяемых при управлении государственными капитальными вложениями;
расширение механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию;
реализация мероприятий по сокращению количества незавершенных объектов капитального строительства.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 27 июня 2024 г. N 115 "О внесении изменения в государственную программу Республики Ингушетия "Развитие сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
Вступает в силу с 28 июня 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 28 июня 2024 г. N 0600202406280003
интернет-газета "Ингушетия" (www.gazetaingush.ru) 28 июня 2024 г.