Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Новочебоксарска
Чувашской Республики
от 27.06.2024 N 914
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах города Новочебоксарска Чувашской Республики
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Порядок) регулирует отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах города Новочебоксарска Чувашской Республики.
1.2. Настоящий Порядок применяется структурными подразделениями администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, наделенными полномочиями по осуществлению соответствующего вида муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - ответственное подразделение), осуществляющими оценку соблюдения обязательных требований.
II. Порядок установления обязательных требований
2.1. Обязательные требования устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
2.2. В муниципальных нормативных правовых актах должны быть определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (муниципальный контроль, привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
5) ответственное подразделение, осуществляющее оценку соблюдения обязательных требований.
2.3. В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц ответственное подразделение создает реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия и размещает или актуализирует на официальном сайте администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) в соответствии с требованиями Федерального закона.
2.4. Положения муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
2.5. Положения пункта 2.4 настоящего Порядка не применяются в отношении муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также нормативных правовых актов, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
2.6. Положения муниципальных нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые муниципальные нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные, чем указано в пункте 2.4. настоящего Порядка, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов города Новочебоксарска Чувашской Республики установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
2.7. Муниципальным нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня вступления его в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
2.8. По результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении установленного муниципальным нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
2.9. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном постановлением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 23.08.2022 N 1048 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов города Новочебоксарска Чувашской Республики, Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов города Новочебоксарска Чувашской Республики".
2.10. В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству Российской Федерации, законодательству Чувашской Республики и нормативными правовыми актами города Новочебоксарска Чувашской Республики, проводятся правовая экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
III. Порядок оценки применения обязательных требований
3.1. Целями оценки применения обязательных требований являются комплексная оценка обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
3.2. Оценка применения обязательных требований проводится ответственным подразделением в отношении муниципальных нормативных правовых актов, включенных органом, уполномоченным на формирование ежегодного плана проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - уполномоченный орган) в План проведения оценки применения обязательных требований содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - План).
3.3. План по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку составляется уполномоченным органом в соответствии с протоколом заседания Рабочей группы по оценке регулирующего воздействия (далее - Рабочая группа) и утверждается распоряжением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики один раз в год не позднее 30 декабря года, предшествующего году подготовки проекта доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - Доклад).
3.4. План размещается на официальном сайте в течение 5 рабочих дней с даты регистрации указанного правового акта.
3.5. Муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, срок действия которых составляет от четырех до шести лет, включаются в План на очередной год за три года до окончания срока их действия.
Муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, срок действия которых составляет от трех до четырех лет, включаются в План на очередной год за два года до окончания срока их действия.
Муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, срок действия которых составляет менее трех лет, включаются в План на очередной год за один год до окончания срока их действия.
Муниципальные нормативные правовые акты, срок действия которых не установлен, включаются в план по предложениям заинтересованных органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Рабочей группы по оценке регулирующего воздействия администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Рабочая группа), в том числе уполномоченных подразделений, в случае наличия данных о возникновении избыточных расходов на соблюдение обязательных требований у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также недостижении целей регулирования, установленных при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов города Новочебоксарска Чувашской Республики.
3.6. Ответственное подразделение, готовит проект Доклада в отношении муниципальных нормативных правовых актов, включенных уполномоченным органом, в План и не позднее 1 марта года, следующего за годом подготовки Плана, в целях публичного обсуждения размещает проект Доклада на официальном сайте с одновременным извещением контролируемых лиц, органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, а также заинтересованных органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
3.7. Источниками информации для подготовки проекта Доклада являются:
результаты мониторинга применения обязательных требований;
результаты анализа осуществления контрольной и разрешительной деятельности;
результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
обращения, предложения и замечания субъектов регулирования;
позиции заинтересованных органов исполнительный власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе полученные при разработке проекта муниципального нормативного правового акта на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
иные сведения, которые, по мнению ответственного подразделения, позволяют оценить результаты применения обязательных требований.
3.8. В проект Доклада включается следующая информация:
1) общая характеристика оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
2) результаты оценки применения обязательных требований;
3) выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований.
3.9. Общая характеристика обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
перечень муниципальных нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требований, в том числе реквизиты и источники официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов;
сведения о внесенных в муниципальные нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
период действия муниципальных нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
общая характеристика общественных отношений, включая сферу осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения, на регулирование которых направлены обязательные требования;
нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений;
цели введения обязательных требований (группы обязательных требований) для каждого содержащегося в докладе муниципального нормативного правового акта (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков).
3.10. Результаты оценки применения обязательных требований должны содержать следующую информацию:
соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом;
информация о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
сведения об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
количество и содержание связанных с применением обязательных требований обращений контролируемых лиц в контрольный орган;
количество и анализ содержания вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
иные сведения, которые позволяют оценить результаты применения обязательных требований и достижение целей их установления.
3.11. Выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований должны содержать один из следующих выводов:
о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт;
о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт (с описанием предложений);
о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости отмены (о признании утратившим силу) нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, его отдельных положений.
3.12. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
несоответствие обязательных требований принципам Федерального закона, вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ Российской Федерации, национальных проектов Российской Федерации, государственных программ Чувашской Республики и региональных проектов Чувашской Республики, муниципальных программ и проектов города Новочебоксарска Чувашской Республики;
недостижение целей введения обязательных требований;
невозможность исполнения обязательных требований, в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов контролируемых лиц на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской и иной экономической деятельности, и технологий;
наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
3.13. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и необходимости отмены (о признании утратившим силу) муниципального нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, его отдельных положений может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 3.12 настоящего Порядка, а также при выявлении одного из следующих случаев:
наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких нормативных правовых актах или в одном нормативном правовом акте;
отсутствие у ответственных подразделений предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
3.14. Срок публичного обсуждения проекта доклада составляет не менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.15. Ответственное подразделение рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт, в установленный пунктом 3.14 настоящего Порядка срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта Доклада, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на официальном сайте. Сводка предложений подписывается руководителем ответственного подразделения (лицом, исполняющим его обязанности).
3.16. Ответственное подразделение дорабатывает (при необходимости) проект Доклада по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе публичного обсуждения проекта Доклада, и направляет до 1 июня года, следующего за годом подготовки Плана, доработанный Доклад, подписанный руководителем ответственного подразделения (лицом, исполняющим его обязанности), для рассмотрения в Рабочую группу.
3.17. По итогам проведения оценки применения, может быть принято одно из следующих решений:
а) о необходимости сохранения муниципального нормативного правового акта без изменений, а для муниципальных нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия, - продления срока их действия;
б) о необходимости внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт, в том числе в части продления сроков для муниципальных нормативных правовых актов, для которых установлен срок действия;
в) о необходимости отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта.
IV. Заключение о достижении целей введения обязательных требований
4.1. Рабочая группа на своем заседании в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления проекта Доклада, рассматривает его, относительно каждого рассмотренного в проекте Докладе муниципального нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования на предмет полноты и соблюдения правил проведения оценки применения и подготавливает протокол заседания.
4.2. Заключение о достижении целей введения обязательных требований (далее - Заключение) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, подготавливается Рабочей группой в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта Доклада от ответственного подразделения, подписывается председателем Рабочей группы и направляется в адрес ответственного подразделения с одновременным размещением Заключения на официальном сайте.
4.3. Заключение содержит позицию Рабочей группы о достижении или недостижении заявленных целей введения обязательных требований, о полноте осуществленного ответственным подразделением анализа системы обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, о согласии либо несогласии с выводами и предложениями ответственного подразделения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований, в том числе с выводами о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований), а также о соответствии обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом.
4.4. В случае если по результатам рассмотрения проекта доклада Рабочей группой сделан вывод о неполноте комплекта материалов и несоблюдении ответственным подразделением требований настоящего Порядка при подготовке проекта Доклада, Рабочая группа в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта Доклада уведомляет ответственное подразделение о несоблюдении требований настоящего Порядка с указанием нарушенных требований и возвращает материалы ответственному подразделению на доработку без подготовки Заключения.
В указанном случае ответственное подразделение проводит процедуры, предусмотренные разделом III настоящего Порядка (начиная с невыполненной процедуры), и при необходимости дорабатывает проект Доклада по их результатам, после чего повторно направляет проект Доклада в Рабочую группу для повторного рассмотрения в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
4.5. В случае если у муниципального нормативного правового акта установлен срок действия и ответственным подразделением нарушены сроки проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в муниципальном нормативном правовом акте, срок действия которого истекает в текущем году, срок действия такого акта рекомендуется не продлевать. В случае необходимости повторного введения регулирования, срок действия которого истек, рекомендуется издание нового муниципального нормативного правового акта с проведением оценки регулирующего воздействия на основании данных о применении акта, прекратившего действие.
4.6. В Заключении Рабочая группа отражает:
а) комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений;
б) оценку достижения целей введения обязательных требований;
в) оценку эффективности введения обязательных требований, выявленные избыточные обязательные требования.
4.7. В случае несогласия с выводами, указанными в Докладе или невозможности верификации данных, указанных в Докладе, на основе которых ответственным подразделением были сделаны соответствующие выводы, Рабочая группа, указывает в Заключении о нецелесообразности продления сроков действия регулирования либо о необходимости внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт.
4.8. Ответственное подразделение на основании полученного Заключения и содержащихся в проекте Доклада выводов и предложений по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований в течение 15 рабочих дней со дня поступления Заключения принимает одно из следующих решений:
а) о возможности продления срока действия муниципального нормативного правового акта, его отдельных положений (в отношении муниципальных нормативных правовых актов, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт;
б) об отсутствии необходимости внесения изменений в муниципальный нормативный правовой акт (в отношении муниципальных нормативных правовых актов, срок действия которых не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта, его отдельных положений.
4.9. Сведения о решении, принятом в соответствии с пунктом 4.8. настоящего Порядка, включаются в доработанный Доклад с одновременным его опубликованием на официальном сайте.
4.10. В случае принятия ответственным подразделением в соответствии с подпунктом "а" пункта 4.8. настоящего Порядка решения о необходимости продления срока действия муниципального нормативного правового акта, отдельных положений такого муниципального нормативного правового акта продление срока действия муниципального нормативного правового акта, его отдельных положений осуществляется в течение 3 месяцев со дня принятия соответствующего решения путем внесения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики, муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Новочебоксарска изменений в нормативный правовой акт, его отдельные положения в части срока его (их) действия.
В случае принятия уполномоченным органом (уполномоченной организацией) в соответствии с подпунктом "а" пункта 4.8 настоящего Порядка решения о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений соответствующие мероприятия осуществляются в порядке, предусмотренными законодательствами Российской Федерации и Чувашской Республики, муниципальными нормативными правовыми актами города Новочебоксарска, в течение 3 месяцев со дня принятия соответствующего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.