Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2024 г. N 644-р
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы (далее - прогноз).
2. Министерству финансов Чувашской Республики при разработке проекта закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов исходить из основных показателей прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы, указанных в приложении N 1 к прогнозу.
3. Признать утратившими силу:
распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2023 г. N 704-р;
распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 октября 2023 г. N 1204-р;
распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 декабря 2023 г. N 1502-р;
распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2024 г. N 542-р.
И.о. Председателя Кабинета Министров |
С. Артамонов |
ОДОБРЕН
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 28.06.2024 N 644-р
Прогноз
социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы
Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы (далее - прогноз) разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 г. N Пр-616, перечня поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденного Президентом Российской Федерации 18 февраля 2024 г. N Пр-295, положений Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102 (далее - Стратегия до 2035 года), Концепции устойчивого развития Чувашской Республики, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2023 г. N 231-р, государственных программ Чувашской Республики, современного состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики с учетом трендов развития мировой и национальной экономики, действующей и перспективной системы мер государственной поддержки.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2023 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта (далее также - ВРП) - 105,1 процента в сопоставимых ценах по экспертной оценке (по России объем валового внутреннего продукта - 103,6 процента);
индекс промышленного производства - 127,2 процента (по России - 103,5 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 100,2 процента (по России - 99,7 процента);
объем инвестиций в основной капитал - 113,2 процента (по России - 109,8 процента);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 117,2 процента (по России - 107,9 процента);
объем ввода жилья - 91,8 процента (по России - 107,5 процента);
потребительская инфляция - 107,3 процента (по России - 107,4 процента);
оборот розничной торговли - 112,1 процента (по России - 108,0 процента), объем платных услуг населению - 101,9 процента (по России - 104,4 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 114,8 процента (по России - 107,8 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения - 105,7 процента (по России - 105,8 процента);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 2,4 процента (по России - 3,2 процента).
В 2023 году параметры социально-экономического развития Чувашской Республики, такие как: индекс промышленного производства, объем сельскохозяйственного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем работ по виду деятельности "строительство", оборот розничной торговли - характеризовались опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России, вследствие чего была обеспечена положительная динамика объема валового регионального продукта. В республике темпы роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы стабильно выше сложившихся по стране, в реальном выражении регионом также обеспечена положительная динамика индикатора. Уровень безработицы в регионе значительно ниже показателя, сложившегося в среднем по стране.
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в январе - апреле 2024 года характеризовался следующими показателями:
индекс промышленного производства - 125,1 процента (по России - 105,2 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 102,5 процента (по России - 101,2 процента) (I квартал 2024 года);
объем инвестиций в основной капитал - 93,0 процента (по России - 114,5 процента) (I квартал 2024 года);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 48,6 процента (по России - 103,8 процента);
объем ввода жилья - 92,8 процента (по России - 101,6 процента);
потребительская инфляция - 102,8 процента (по России - 102,5 процента);
оборот розничной торговли - 110,9 процента (по России - 109,9 процента);
объем платных услуг населению - 103,7 процента (по России - 106,2 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 112,4 процента (по России - 111,0 процента) (I квартал 2024 года);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 2,4 процента (по России - 2,8 процента) (I квартал 2024 года).
В январе - апреле 2024 года параметры социально-экономического развития Чувашской Республики, такие как: индекс промышленного производства, индекс сельского хозяйства, оборот розничной торговли - характеризовались опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России. В 2024 году сохранен тренд роста среднемесячной номинальной заработной платы по Чувашской Республике темпами, опережающими среднероссийские, это касается и реальной заработной платы. Сохраняется низкий уровень безработицы при росте реальных денежных доходов населения.
2. Характеристика условий социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочный период
В 2025 - 2027 годах траектория развития Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации в значительной степени будет определяться результативностью реализации мер трансформации региональной экономики и социальной политики в рамках решения ряда приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации:
укрепление экономического, технологического и финансового суверенитета;
удовлетворение растущего внутреннего спроса на товары и услуги посредством закрепления положительной динамики инвестиций в основной капитал, повышения производительности труда, эффективности экономики и развития социальной сферы, в том числе путем внедрения принципов бережливого производства, автоматизации и роботизации процессов, широкого использования цифровых решений и технологий искусственного интеллекта, снижения напряженности на рынке труда;
увеличение реальных доходов граждан, дальнейшее снижение уровня бедности;
опережающее развитие инфраструктуры;
обеспечение народосбережения, защита материнства и детства, поддержка семей, имеющих детей, укрепление семейных ценностей.
Основные показатели прогноза разработаны в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики. Консервативный вариант основан на предпосылках ухудшения внешнеэкономической ситуации и усиления санкционного давления.
Исходя из опережающих среднероссийский уровень темпов роста макроэкономических индикаторов Чувашской Республики в 2022 - 2023 годах в 2024 - 2025 годах из-за эффекта высокой базы прогнозные значения отдельных показателей регионального развития скорректированы в сторону некоторого понижения реальных темпов роста.
Базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов используется базовый вариант прогноза.
3. Оценка факторов и ограничений социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочный период
Социально-экономическое развитие Чувашской Республики осуществляется в условиях внешней санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации. Вследствие введения торговых, технологических, финансовых ограничений со стороны ряда государств ключевые изменения коснулись отраслевой структуры экономики, технологий, логистических маршрутов, производственных связей, рынков сбыта, объемов производства, ценообразования, подходов к распределению рабочей силы.
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития региональной экономики на среднесрочный период относятся:
усиление действующего санкционного режима;
замедление мировой экономики, что создает риски для развития видов экономической деятельности, ориентированных на экспорт;
жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
колебания мировых цен на нефть, объема ее потребления;
ослабление рубля и рост инфляции на фоне углубления геополитического кризиса;
ужесточение денежно-кредитной политики, что отражается на инвестиционной активности, снижении объема привлекаемых частных инвестиций;
отрицательные демографические процессы, обусловленные прежде всего естественной убылью населения;
исчерпание трудовых ресурсов, занятых в экономике, миграционный отток трудового населения в регионы и страны с более развитой экономикой.
Экономика Чувашской Республики не только адаптировалась к новым внешнеэкономическим условиям, но и продемонстрировала способность к устойчивому развитию. Это было достигнуто благодаря предпринятым Правительством Российской Федерации мерам в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренным президиумом Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. (далее - План первоочередных действий), системному подходу к региональному управлению, целостности и адаптивности реализуемой в Чувашской Республике экономической политики, в рамках которой осуществляются меры по:
обеспечению максимальной свободы хозяйственной деятельности за счет сокращения избыточных процедур, оптимизации контрольно-надзорной деятельности, ускорения бюджетирования, расширения мер налогового стимулирования;
обеспечению бесперебойной работы организаций и выстраиванию новых логистических и производственных цепочек за счет системной поддержки промышленности и системообразующих организаций, льготного кредитования, действия программы импортозамещения;
переориентации регионального экспорта на рынки дружественных стран, выстраиванию новых логистических коридоров;
поддержке внутреннего спроса посредством реализации программ льготного кредитования, грантовой поддержки бизнеса, применения мер содействия расширению импорта;
формированию благоприятного инвестиционного климата за счет введения новых форм государственной поддержки инвесторов, совершенствования механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений, пересмотра инфраструктурных проектов в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов;
расширению возможностей для обеспечения занятости населения за счет предотвращения закрытия производств, реализации программ переобучения, расширения перечня мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В Чувашской Республике реализуется План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике, утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 г. N 151-рг, в целях решения вопросов обеспечения финансовой стабильности, устойчивого и бесперебойного функционирования организаций, наличия продовольственных и непродовольственных товаров и недопущения резкого изменения цен действует Штаб по поддержке устойчивости экономики Чувашской Республики в условиях санкционного давления.
4. Направления социально-экономического развития Чувашской Республики и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Чувашской Республики
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики.
Основу экономики Чувашской Республики составляют обрабатывающие производства и сельское хозяйство, суммарно формирующие более 30,0 процента ВРП. В 2018 - 2022 годах экономика Чувашии росла темпами, сопоставимыми со средними по России и Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО). Основной вклад в динамику экономики Чувашской Республики вносят обрабатывающие производства, строительство, торговля, операции с недвижимым имуществом и сельское хозяйство.
По оценке, в 2024 году ВРП в реальном выражении составит 103,0 процента, в 2024 году - 102,8 процента, в 2025 году - 102,7 процента, в 2026 году - 102,6 процента по базовому варианту.
Драйверами экономического роста в отраслевом разрезе в 2025 - 2027 годах выступят отрасли, ориентированные на экономику предложения, обеспечивающие импортозамещение и инвестиционно-инновационную модель развития: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, транспорт и хранение, сфера информационных технологий. По мере переориентации на новые рынки в структуре экономического роста будет повышаться роль экспорта.
Индекс промышленного производства в 2024 году, по оценке, составит 117,2 процента к предыдущему году, в 2025 году по базовому варианту прогноза - 105,2 процента, в 2026 году - 104,1 процента, в 2027 году - 104,3 процента.
В 2023 году Чувашской Республикой обеспечены темпы роста объема промышленного производства, существенно опережающие средние темпы по России (Чувашия - 127,2 процента, Россия - 103,5 процента). Заданный позитивный тренд роста индекса промышленного производства сохраняется в 2024 году (Чувашия - 125,1 процента, Россия - 105,2 процента за январь - апрель 2024 года).
Индекс обрабатывающих производств в 2023 году составил 132,1 процента (Россия - 107,5 процента), за январь - апрель 2024 года - 128,8 процента (Россия - 108,7 процента). В целом повышение темпов роста в январе - апреле 2024 года показали все направления обрабатывающей промышленности. При этом наибольшие темпы роста наблюдались в машиностроении, электротехнике, производстве мебели, металлургическом производстве, пищевой и химической промышленности. В январе - апреле 2024 года индекс производства 40 организаций (67,8 процента от общего количества системообразующих организаций промышленного комплекса) сложился более 100 процентов.
За 2023 год объем отгруженных товаров собственного производства обрабатывающих производств вырос на 40 процентов, составив почти 390 млрд. рублей. За январь - апрель 2024 года темпы роста рассматриваемого индикатора достигли 143,8 процента. Рост объема отгруженных товаров, выполненных работ отмечен у 44 организаций (74,6 процента от общего количества системообразующих организаций промышленного комплекса).
В 2024 году промышленное производство продолжит расти - по оценке, прирост составит 17,2 процента за счет продолжающегося роста в обрабатывающей промышленности, где основными драйверами роста будут машиностроительная и электротехническая, пищевая и химическая отрасли.
Формирование технологического суверенитета, импортозамещение, для обеспечения которого в рамках Плана первоочередных действий на федеральном уровне реализуется целый комплекс мер, предусматривающих обнуление импортных пошлин, упрощение ввоза продукции, особый режим декларирования, кластеризация экономики, расширение объемов и спектра мер государственной поддержки промышленного бизнеса рассматриваются как перспективные направления развития промышленного сектора региональной экономики.
В условиях сокращения импорта и ухода иностранных компаний промышленный бизнес Чувашии ориентирован на локализацию производств в высокотехнологичных отраслях, применение новых технологий, в том числе искусственного интеллекта, что позволяет существенно увеличить скорость его адаптации к меняющимся условиям, повысить эффективность работы, справиться с возникающим дефицитом ресурсов.
Чувашия первой среди регионов страны вышла на заключение специального инвестиционного контракта (далее - СПИК 2.0) по созданию производства тракторной техники. В рамках его реализации ООО "Завод "Агромаш" " (входит в структуру ООО "МИГ "КТЗ") производит тракторную технику малой и средней мощности. Главная цель проекта - освоение и развитие серийного производства колесных тракторов тягового класса 1,4 с глубокой локализацией основных узлов и деталей.
Всего в регионе реализуется 2 СПИК 2.0. Вторым стал проект "Технология производства перекиси водорода антрахиноновым методом" с объемом привлеченных инвестиций 8,6 млрд. рублей (всего - 11,1 млрд. рублей).
В рамках этих двух масштабных проектов уже создано 195 высокопроизводительных рабочих мест. К моменту реализации проектов в 2030 году будет создано 709 рабочих мест.
В настоящее время республика работает над созданием еще двух СПИК 2.0, в процессе подготовки СПИК первого формата по производству оборудования и компонентов для электроэнергетики.
Республика успешно реализует проекты по созданию трех частных промышленных парков (2022 год - "АБАТ" и "МАШЗАВОД", 2023 год - "ВОЛГАХИМ"). Реализация проектов позволит создать к 2033 году в республике 790 рабочих мест и представить льготный доступ к площадям парков 38 субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Объем выручки резидентов парков накопленным итогом к 2033 году составит 22,6 млрд. рублей, объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней - 2,7 млрд. рублей, объем инвестиций в основной капитал субъектов МСП - резидентов парков накопленным итогом составит более 2,7 млрд. рублей. Промышленный технопарк "АБАТ" уже создан, индустриальный парк "МАШЗАВОД" на стадии завершения.
На территории Чувашской Республики действуют три индустриальных парка - два в г. Чебоксары и один в г. Канаше. Все производственные участки в индустриальных парках распределены между резидентами, либо имеются заявки от потенциальных резидентов. Резидентами таких индустриальных парков уже вложено более 1,5 млрд. рублей инвестиций, создано около 450 рабочих мест.
В республике функционирует 9 промышленных кластеров, из них 2 зарегистрировано в Минпромторге России: машиностроительный кластер "СИЛАНТ" и кластер производителей пищевого оборудования "АБАТ".
В целях улучшения инвестиционного климата в промышленном комплексе Чувашской Республики проводится работа по активизации следующих направлений поддержки инвестиционной деятельности:
защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов путем заключения специальных инвестиционных контрактов (снижены ставки налогов на прибыль организаций до 0 процентов, на имущество организаций до 0,1 процента);
реализация мероприятий по поддержке промышленных предприятий в рамках программ АУ "Фонд развития промышленности Чувашской Республики" Минпромэнерго Чувашии (далее - Фонд), в том числе по поддержке производства и реализации пилотных партий продукции, выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, корректировке технологической документации. Продолжается выдача займов по региональным программам Фонда "Промышленность", "Инвестиционная деятельность", "Обновление", "Выполнение НИОКР", "Производство и реализация пилотной партии продукции", "Корректировка технологической документации", "Проекты лесной промышленности" и "Предоставление займов организациям с государственным участием"; по совместным программам Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда "Проекты развития", "Комплектующие изделия", "Производительность труда", "Лесная промышленность"; по линии Фонда по итогам 2023 года одобрено 16 заявок на предоставление займов с общим объемом финансирования 1624,8 млн. рублей. Заключено договоров целевого займа и профинансировано 15 заявок на общую сумму 1148 млн. рублей (остаток в сумме 476,8 млн. рублей к концу 2024 года);
реализация мероприятий по возмещению промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 марта 2023 г. N 194 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями и Положения о Комиссии по проведению отбора на получение поддержки промышленными предприятиями";
реализация мероприятий по возмещению промышленным предприятиям части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 марта 2023 г. N 195 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования, и Положения о Комиссии по проведению отбора на предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования";
проведение специализированных выставок, презентаций, визитов и активное участие промышленных предприятий в Чувашской Республике в них;
формирование предложений по внесению изменений в формы оказания государственной поддержки на основе предложений промышленных предприятий в Чувашской Республике;
оказание содействия в расширении взаимодействия со стратегическими партнерами путем проведения встреч, совещаний и иных отраслевых мероприятий;
проведение организационных мероприятий по развитию кооперационных связей и организации взаимовыгодного сотрудничества хозяйствующих субъектов регионов Российской Федерации.
Важным фактором экономического роста в среднесрочном периоде станет реализация региональных проектов Чувашской Республики в рамках национального проекта "Производительность труда" на основе внедрения цифровых технологий, модернизации промышленных мощностей, их роботизации и автоматизации, внедрения технологий искусственного интеллекта.
Ориентация Чувашской Республики на устойчивость развития обозначила новые перспективные направления развития региональной промышленности:
внедрение экологически эффективных инновационных технологий, технологий, способствующих сокращению использования в производственном цикле углеводородного сырья и общему сокращению объемов образования отходов, вовлечению в производство биоразлагаемых материалов;
внедрение в химической промышленности ресурсо- и энергоэффективных технологий, распространение технологий производства с низким уровнем выбросов парниковых газов;
использование вторичных ресурсов в производстве в рамках экономики замкнутого цикла; развитие производств по переработке древесных отходов и малоценной древесины с получением отечественных специализированных продуктов для нужд сельского хозяйства;
переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования;
установление целевых критериев устойчивого развития для крупных промышленных и энергетических объектов с определением сроков и механизмов перехода на наилучшие доступные технологии;
внедрение критериев ответственного ведения бизнеса в оценку деятельности производственных компаний при получении государственной поддержки.
Прогнозные показатели экономического развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы определены исходя из задач Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, а также мероприятий государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2018 г. N 433. При разработке прогнозных показателей в сфере АПК учтены региональные тренды развития, сформированные на основе анализа сложившейся в отрасли ситуации и исходя из фактических данных Чувашстата по итогам 2023 года и прошедшего периода 2024 года.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, по оценке, в 2024 году составит 69,1 млрд. рублей (учитывая погодные условия весны 2024 года), или 101,0 процента в сопоставимых ценах к уровню 2023 года.
В 2025 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по базовому варианту составит 72,8 млрд. рублей, или 101,5 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года, в 2026 году - 77,6 млрд. рублей, или 102,5 процента, в 2027 году - 83,0 млрд. рублей, или 103,0 процента.
Важнейшим условием достижения прогнозируемых объемов производства сельскохозяйственной и пищевой продукции по-прежнему является сохранение благоприятных условий для привлечения инвестиций. В текущем году реализуются 105 инвестиционных проектов на сумму 5,6 млрд. рублей с созданием 430 рабочих мест (в том числе 200 рабочих мест в ООО "Звениговский").
Прогнозируемый рост инвестиций в 2024 - 2027 годах будет связан с реализацией проектов, которые внесут заметный вклад в развитие аграрной экономики, обеспечат весомый социальный эффект. В настоящее время запланировано к реализации 177 инвестиционных проектов на сумму 10,3 млрд. рублей с созданием почти 600 рабочих мест. Наиболее крупные из них:
ООО "Звениговский" - расширение производства и строительство завода по переработке молока, лаборатории, административного здания, завершение строительства завода по производству полуфабрикатов стоимостью 1300 млн. рублей;
ООО "Мега Юрма", Чебоксарский муниципальный округ, - реконструкция птичников в д. Хурынлых (12 корпусов) стоимостью 862,0 млн. рублей;
ООО "Красное Сормово", Красноармейский муниципальный округ, - строительство товарно-молочной фермы на 1800 голов крупного рогатого скота (далее - КРС) стоимостью 719,5 млн. рублей;
АО "Чувашхлебопродукт" - реконструкция объекта незавершенного строительства - Канашского элеватора стоимостью 670,0 млн. рублей;
АО "Куснар", Цивильский муниципальный округ, - строительство молочно-товарной фермы на 1200 голов стоимостью 572,0 млн. рублей;
ОАО "Ядринмолоко", Ядринский муниципальный округ, - приобретение линии розлива молока и молочных продуктов в ПЭТ-бутылку стоимостью 450 млн. рублей;
ООО "ППЗ "Канашский", Канашский муниципальный округ, - реконструкция и модернизация птичников стоимостью 400 млн. рублей;
ОАО "Птицефабрика "Моргаушская", Моргаушский муниципальный округ, - строительство 3 птичников на 100 тыс. голов для кур-несушек стоимостью 400 млн. рублей;
К(Ф)Х Илларионова С.Р., Янтиковский муниципальный округ, - строительство молочно-товарной фермы на 440 голов дойного стада крупного рогатого скота (далее - КРС) стоимостью 385 млн. рублей;
ОАО "Букет Чувашии" - расширение варочного цеха стоимостью 312,5 млн. рублей;
АО "АФ "Куснар", Цивильский муниципальный округ, - строительство молочно-товарной фермы на 350 голов стоимостью 251 млн. рублей;
СХПК им. Кирова, Канашский муниципальный округ, - строительство животноводческого комплекса молочного направления КРС на 600 голов стоимостью 218,5 млн. рублей.
По прогнозной оценке, общий объем инвестиций в основной капитал по региону в 2024 году составит 130,7 млрд. рублей, или 100,2 процента к уровню 2023 года. В 2025 году предполагается увеличение объема инвестиций: по базовому варианту - 141,6 млрд. рублей, или 102,1 процента к уровню предыдущего года, в 2026 году - 152,6 млрд. рублей, или 102,3 процента, в 2027 году - 164,1 млрд. рублей, или 102,6 процента.
Прогнозируемый рост инвестиций будет связан с реализацией проектов на создаваемых в регионе территориях с преференциальным режимом, которые следует рассматривать как перспективные точки экономического роста всей Чувашской Республики:
особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Новочебоксарск" (далее - ОЭЗ), которая создана постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2022 г. N 1977 "О создании на территории муниципального образования город Новочебоксарск Чувашской Республики особой экономической зоны промышленно-производственного типа"; мультипликативный эффект от реализации этого проекта - свыше 1,3 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест, около 15 млрд. рублей привлеченных инвестиций, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 3,7 млрд. рублей; в декабре 2023 года зарегистрирован первый резидент - ООО "Звениговский";
территория опережающего социально-экономического развития г. Канаш (далее - ТОСЭР г. Канаш) - в реестре резидентов на территории моногорода Канаш на текущий год зарегистрировано 10 резидентов, вложено 1,0 млрд. рублей инвестиций, создано 274 рабочих места;
индустриальные парки Батыревского муниципального округа и города Новочебоксарска, создаваемые в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 865-р (ред. от 20 мая 2022 г.) (далее - индивидуальная программа); потенциальными резидентами индустриального парка г. Новочебоксарска на текущий год являются 10 организаций, стоимость проектов составляет более 10 млрд. рублей, планируется создание более 1300 рабочих мест. В индустриальный (агропромышленный) парк Батыревского муниципального округа заявлено 7 потенциальных резидентов; стоимость проектов - свыше 1 млрд. рублей, предполагается создание около 300 рабочих мест;
частные технопарки - завершено строительство технопарка "АБАТ" и на стадии завершения создание индустриального парка "МАШЗАВОД" (общая стоимость проектов - 1,4 млрд. рублей). В 2023 году начато строительство технопарка "Волгахим".
Приоритетной отраслью для привлечения частных инвестиций с учетом возвратности и бюджетной эффективности являются обрабатывающие производства, в том числе электротехническая, химическая, пищевая промышленность и машиностроение.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" в 2024 году, по оценке, составит 100,1 процента к уровню 2023 года по базовому варианту, в 2025 году - 100,5 процента, в 2026 году - 100,8 процента, в 2027 году - 101,3 процента.
Обеспечению заданных темпов роста объема работ по виду деятельности "строительство", а также жилищного строительства будет способствовать реализация социальных проектов и программ, региональных проектов Чувашской Республики, таких как "Дорожная сеть", "Чистая вода", "Оздоровление Волги", "Формирование комфортной городской среды" (благоустройство дворовых территорий и общественных пространств, а также мест массового отдыха населения (парков).
Реализация социальных проектов за счет бюджетных средств будет продолжена до 2026 года, таким образом, потенциал строительного комплекса республики будет использован в полном объеме.
Прогнозное значение ввода жилья в 2024 году в соответствии с региональным проектом Чувашской Республики "Жилье" составляет 783,0 тыс. кв. метров. В 2027 году общая площадь введенного жилья, по прогнозу (базовый вариант), увеличится до 931,0 тыс. кв. метров.
Индекс потребительских цен к концу 2024 года снизится до 105,2 процента с 107,3 процента в декабре 2023 года (среднероссийский уровень - 105,1 процента). В условиях завершения перестройки производственно-логистических цепочек инфляция в 2025 году по сравнению с 2024 годом прогнозируется ниже - на уровне 4,0 процента (базовый вариант) (по России - 4,0 процента). К концу 2026 и 2027 годов инфляция ожидается на уровне 4,0 и 3,9 процента соответственно, что соответствует либо ниже целевого уровня инфляции, установленного Центральным банком Российской Федерации (4,0 процента). Постепенному снижению инфляции будут способствовать рост предложения товаров, развитие производства и переориентация импортных поставок на дружественные и нейтральные страны, а также реализация мер по сбалансированию товарных рынков.
При формировании прогнозных показателей индекса потребительских цен также учтено состояние исходных статистических показателей за январь - апрель 2024 года - индекс потребительских цен составил 102,8 процента (в среднем по России - 102,5 процента), в апреле 2024 года по отношению к апрелю 2023 года показатель составил 108,3 процента (по России - 107,8 процента). Сохраняющаяся на высоком уровне устойчивая инфляция связана с активным ростом внутреннего спроса, опережающим возможности расширения предложения товаров и услуг.
Меры по сдерживанию роста цен на товары позволили предотвратить повышенный спрос на отдельные товарные позиции, обеспечить постоянный уровень товарных запасов в торговле в течение 2023 года и прошедшего периода 2024 года.
Оборот розничной торговли в 2024 году, по оценке, составит 257,7 млрд. рублей, или 108,9 процента к предыдущему году.
Рост потребительской активности в среднесрочной перспективе обеспечит рост показателей розничной торговли и оказания платных услуг населению. В 2025 году по базовому варианту прогноза оборот розничной торговли составит 280,4 млрд. рублей (104,1 процента к уровню предыдущего года), в 2026 году - 300,9 млрд. рублей (103,2 процента), в 2027 году - 319,6 млрд. рублей (102,6 процента).
Объем оказанных населению в 2024 году платных услуг, по оценке, составит 68,8 млрд. рублей, или 102,5 процента к уровню предыдущего года. В 2025 году по базовому варианту развития показатель прогнозируется в размере 72,5 млрд. рублей (101,5 процента), в 2026 году - 75,8 млрд. рублей (101,1 процента), в 2027 году - 78,1 млрд. рублей (101,0 процента).
Положительная динамика показателей развития сферы торговли и платных услуг населению в 2024 - 2027 годах основывается на перспективном росте реальных располагаемых денежных доходов населения, повышении потребительского спроса, принимаемых Банком России мерах по сдерживанию инфляции.
По оценке, в 2024 году сохранятся относительно высокие темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения - 104,9 процента к 2023 году. Вследствие реализации комплекса мер по обеспечению роста и легализации доходов населения, оказанию в полном объеме всех принятых мер социальной поддержки по базовому варианту в прогнозируемом периоде увеличение реальных располагаемых доходов населения составит в 2025 году 103,3 процента к уровню предыдущего года, в 2026 году - 102,8 процента, в 2027 году - 102,6 процента.
Темпы снижения уровня бедности в Чувашской Республике сопоставимы с темпами по Российской Федерации в целом. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократится с 13,0 процента в 2023 году до 11,3 процента в 2027 году по базовому варианту. Особый вклад в повышение уровня доходов населения внесут опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности, оказываемые населению меры комплексной социальной поддержки.
Благодаря росту деловой активности и прогнозируемым тенденциям развития реального сектора экономики в среднесрочном периоде в регионе сохранится тренд на высокий темп роста заработных плат, начавшийся в 2022 году. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Чувашской Республике в 2024 году оценивается на уровне 58016,0 рубля, или 115,4 процента к уровню предыдущего года.
В 2025 году среднемесячная начисленная заработная плата прогнозируется по базовому варианту 63121,4 рубля, или 108,8 процента к уровню предыдущего года, в 2026 году - 68044,9 рубля, или 107,8 процента, в 2027 году - 72740,0 рубля, или 106,9 процента.
Устойчивый рост оплаты труда работников в прогнозируемом периоде обеспечит ежегодное повышение минимального размера оплаты труда, поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы, а также проведение мероприятий по выявлению и снижению неформальной занятости, обеспечению своевременности и полноты выплаты заработной платы.
Во внебюджетном секторе экономики рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда.
В 2024 году фонд оплаты труда, по оценке, составит 196,9 млрд. рублей, или 114,4 процента к уровню 2023 года. С учетом планируемых мер по повышению занятости и доходов населения в 2027 году фонд заработной платы по базовому варианту прогнозируется на уровне 243,0 млрд. рублей, или 106,4 процента к уровню 2026 года.
В результате реализации активной политики в области занятости населения и социальной поддержки безработных граждан ситуация на рынке труда республики сохранится стабильной. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, по оценке, в 2024 году составит 3,0 тыс. человек; уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) составит 2,5 процента (базовый вариант).
Факторами, определяющими развитие регионального рынка труда в среднесрочной перспективе, являются нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста и снижением численности рабочей силы. В этих условиях для поддержания устойчивого регионального развития и повышения благосостояния граждан необходимы повышение эффективности использования трудовых ресурсов (переобучение, стимулирование найма, повышение трудовой мобильности, внедрение технологий искусственного интеллекта) и привлекательности региона для внешней рабочей силы, подготовка кадров в соответствии с новыми потребностями экономики, снижение теневой занятости.
Сохранению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в республике способствует реализация мероприятий национального проекта "Демография", включающих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан старшего возраста, а также женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста. Профессиональное обучение дает возможность получения профессиональных знаний и умений, необходимых для начала или возобновления трудовой деятельности.
Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение занятости и повышение доходов населения, позволит в среднесрочной перспективе сохранить стабильность и в базовом варианте прогноза добиться снижения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с 3,0 тыс. человек в 2023 году до 2,7 тыс. человек к концу 2027 года.
Доля МСП в ВРП в Чувашии составляет 30,6 процента при среднем уровне в ПФО 24,9 процента и России 22,6 процента. Численность занятых в сфере МСП в регионе с 2020 по 2023 год выросла на 28,3 процента. При этом наблюдается рост числа зарегистрированных субъектов МСП (прирост на 0,3 тыс. с 2019 по 2023 год).
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса в общей численности занятого населения составит, по оценке, в 2024 году 20,0 процента, по базовому варианту прогноза в 2025 году - 20,1 процента, в 2026 и 2027 годах - 20,2 процента. Ежегодный рост показателя прогнозируется за счет улучшения инвестиционного климата и введения дополнительных мер государственной поддержки субъектов МСП.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы приведены в приложении N 1 к настоящему прогнозу.
5. Основные параметры государственных программ Чувашской Республики
В 2024 году в Чувашской Республике запланирована реализация 24 государственных программ. В рамках мероприятий государственных программ Чувашской Республики планируется реализация:
49 региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ);
35 региональных проектов, реализуемых вне рамок национальных проектов;
42 ведомственных проектов;
142 комплексов процессных мероприятий.
На финансовое обеспечение реализации государственных программ Чувашской Республики в республиканском бюджете Чувашской Республики предусмотрены средства в 2024 году в размере 102,3 млрд. рублей, в 2025 году - 71,0 млрд. рублей, в 2026 году - 76,0 млрд. рублей.
В целях перевода государственных программ Чувашской Республики на новую систему управления государственными программами Чувашской Республики с 1 января 2024 г. в декабре 2023 года все государственные программы Чувашской Республики постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики изложены в новой редакции в соответствии с требованиями пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 июля 2023 г. N 453 "О системе управления государственными программами Чувашской Республики и признании утратившими силу отдельных решений Кабинета Министров Чувашской Республики", Методическими рекомендациями по разработке и реализации государственных программ Чувашской Республики, утвержденными приказом Минэкономразвития Чувашии от 21 июля 2023 г. N 171.
На 2024 год перед Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики поставлена глобальная задача - дальнейшее развитие проектной деятельности в Чувашской Республике, реализация государственных программ Чувашской Республики в новом формате на основе проектного принципа управления, перевод данных государственных программ Чувашской Республики в соответствующую подсистему государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
6. Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2025 - 2027 годы разработан Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики при участии заинтересованных исполнительных органов Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных внебюджетных фондов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 августа 2012 г. N 344 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики".
При разработке прогноза баланса трудовых ресурсов на 2025 - 2027 годы за основу принят базовый вариант прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы.
В 2024 году региональная экономика и рынок труда продемонстрировали устойчивость и адаптивность к меняющимся условиям регионального развития.
Уровень регистрируемой безработицы в 2024 году, по оценке, составит в среднем 2,5 процента, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за год - 3,0 тыс. человек.
Численность трудовых ресурсов определяется исходя из численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, работающих лиц старше и моложе трудоспособного возраста и численности иностранных трудовых мигрантов. В основе формирования трудовых ресурсов лежат демографические и миграционные процессы.
По оценке, прогнозируется снижение общей численности трудовых ресурсов Чувашской Республики, которая составит в 2024 году 613,4 тыс. человек, в 2025 году - 610,9 тыс. человек и к 2027 году - 608,2 тыс. человек (99,2 процента к уровню 2024 года).
Численность населения трудоспособного возраста снизится к 2027 году на 0,1 процента по сравнению с 2024 годом и составит 568,5 тыс. человек. Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Чувашской Республике, в 2024 году составит 1,7 тыс. человек, в 2027 году увеличится до 1,9 тыс. человек.
Распределение трудовых ресурсов осуществляется по принадлежности к населению, занятому в экономике, или к населению, не занятому в экономике.
В 2024 году, по оценке, численность занятых в экономике Чувашской Республики граждан составит 499,9 тыс. человек. Предполагается увеличение численности занятых в экономике до 506,8 тыс. человек к 2027 году (+1,4 процента к аналогичному показателю 2024 года).
В структуре занятого населения по видам экономической деятельности по основной работе лидируют "Обрабатывающие производства", "Торговля оптовая и розничная", "Строительство", "Образование", "Здравоохранение".
Общая численность населения, не занятого в экономике, в 2026 году, по прогнозу, сократится на 10,7 процента по отношению к 2024 году и составит 101,4 тыс. человек.
По оценке, в 2027 году численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от работы, составит 54,6 тыс. человек, это 53,8 процента от общей численности незанятого трудоспособного населения.
К 2027 году среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, снизится по сравнению с 2024 годом и составит 2,7 тыс. человек, или 2,7 процента от численности не занятого в экономике трудоспособного населения.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы приведен в приложении N 2 к настоящему прогнозу.
Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на 2025 - 2027 годы
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы
Целевые показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики |
2023 год отчет |
2024 год оценка |
Прогноз * |
|||||
2025 год |
2026 год |
2027 год |
||||||
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
|||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
декабрь к декабрю, процентов к предыдущему году |
107,3 |
105,2 |
104,4 |
104,0 |
104,3 |
104,0 |
104,2 |
103,9 |
в среднем за год, процентов к предыдущему году |
105,4 |
107,6 |
104,7 |
104,4 |
104,2 |
104,0 |
104,3 |
103,9 |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
548942,1 ** |
586896,0 |
623788,9 |
628668,9 |
666185,3 |
673405,6 |
699894,3 |
713714,3 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
105,1 ** |
103,0 |
102,1 |
102,8 |
102,1 |
102,7 |
102,0 |
102,6 |
Индекс промышленного производства темп роста, процентов к предыдущему году |
127,2 |
117,2 |
104,1 |
105,2 |
103,2 |
104,1 |
103,0 |
104,3 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами организаций по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
|
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах, млн. рублей |
430223,3 |
548534,7 |
581446,8 |
592966,0 |
618077,9 |
635659,6 |
655780,7 |
680791,4 |
темп роста в действующих ценах, процентов к предыдущему году |
137,1 |
127,5 |
107,0 |
108,1 |
106,3 |
107,2 |
105,7 |
106,2 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. рублей |
65700,4 |
69078,1 |
73262,5 |
72821,2 |
77261,6 |
77552,8 |
81560,9 |
82914,8 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
100,2 |
101,0 |
101,2 |
101,5 |
101,5 |
102,5 |
101,7 |
103,0 |
Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования, млн. рублей |
123375,5 |
130668,7 |
140032,4 |
141550,9 |
149239,6 |
152626,2 |
159070,6 |
164111,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
113,2 |
100,2 |
101,1 |
102,1 |
101,5 |
102,3 |
101,9 |
102,6 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), млн. рублей |
61307,5 |
68783,3 |
73129,1 |
73844,1 |
77323,0 |
78924,2 |
82004,1 |
83797,7 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
103,0 |
103,5 |
100,3 |
100,9 |
100,7 |
101,5 |
101,1 |
101,7 |
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство", млн. рублей |
74672,5 |
71941,4 |
69584,9 |
69320,3 |
68029,5 |
67381,7 |
66905,6 |
66455,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
117,2 |
100,1 |
100,4 |
100,5 |
100,6 |
100,8 |
101,2 |
101,3 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади |
780,7 |
783,0 |
780,0 |
857,0 |
785,0 |
860,0 |
847,3 |
931,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
91,8 |
100,3 |
99,6 |
109,5 |
100,6 |
100,4 |
107,9 |
108,3 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
258320,2 |
257742,4 |
280101,5 |
280383,8 |
299179,3 |
300930,3 |
315545,6 |
319560,9 |
темп роста, процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
112,1 |
108,9 |
103,5 |
104,1 |
103,0 |
103,2 |
102,2 |
102,6 |
Платные услуги населению, млн. рублей |
69540,6 |
68767,5 |
72376,4 |
72451,4 |
76021,9 |
75812,0 |
78774,1 |
78101,5 |
темп роста, процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
101,9 |
102,5 |
101,2 |
101,5 |
100,9 |
101,1 |
100,7 |
101,0 |
Фонд заработной платы, млн. рублей |
172101,4 |
196887,6 |
211310,2 |
212928,4 |
224938,8 |
228389,1 |
237451,7 |
242927,2 |
Среднемесячная заработная плата работников организаций, рублей |
50262,5 |
58016,0 |
62831,3 |
63121,4 |
67355,2 |
68044,9 |
71531,2 |
72740,0 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
39145,0 |
44382,0 |
47888,2 |
48110,1 |
51144,6 |
51670,2 |
54264,4 |
55080,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году |
105,7 |
104,9 |
102,7 |
103,3 |
102,2 |
102,8 |
102,0 |
102,6 |
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в общей численности населения, процентов от общей численности населения |
13,0 |
12,5 |
12,6 |
12,3 |
12,2 |
11,9 |
11,6 |
11,3 |
Уровень безработицы, процентов к рабочей силе |
2,4 |
2,5 |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
2,4 |
2,5 |
2,3 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), тыс. человек |
2,8 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
Прибыль крупных и средних организаций, млн. рублей |
70026,4 |
99500,0 |
105271,0 |
106962,5 |
108850,2 |
112310,6 |
113422,0 |
119386,2 |
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения, процентов |
19,9 |
20,0 |
20,0 |
20,1 |
20,1 |
20,2 |
20,1 |
20,2 |
------------------------------
* Вариант I (консервативный) основан на предпосылках ухудшения внешнеэкономической ситуации и усиления санкционного давления.
Вариант II (базовый) описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики.
** Оценка.
------------------------------
Приложение N 2
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на 2025 - 2027 годы
Прогноз
баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики на 2025 - 2027 годы
(тыс. человек)
N пп |
Наименование показателя |
2023 год отчет |
2024 год оценка |
2025 год прогноз |
2026 год прогноз |
2027 год прогноз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Формирование трудовых ресурсов | ||||||
1. |
Численность трудовых ресурсов - всего |
615,7 |
613,4 |
610,9 |
608,7 |
608,2 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1.1. |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
568,9 |
568,8 |
568,7 |
568,6 |
568,5 |
1.2. |
иностранные трудовые мигранты |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
|
в том числе потребность в привлечении иностранных работников по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
1.2.1. |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
0,161 |
0,142 |
0,152 |
0,152 |
0,152 |
1.2.2. |
обрабатывающие производства |
0,355 |
0,313 |
0,334 |
0,334 |
0,334 |
1.2.3. |
строительство |
0,141 |
0,125 |
0,133 |
0,133 |
0,133 |
1.2.4. |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
0,319 |
0,281 |
0,300 |
0,300 |
0,300 |
1.2.5. |
транспортировка и хранение |
0,017 |
0,015 |
0,016 |
0,016 |
0,016 |
1.2.6. |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
0,265 |
0,234 |
0,250 |
0,250 |
0,250 |
1.2.7. |
деятельность в области информации и связи |
0,012 |
0,011 |
0,012 |
0,012 |
0,012 |
1.2.8. |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
0,129 |
0,114 |
0,121 |
0,121 |
0,121 |
1.2.9. |
образование |
0,016 |
0,014 |
0,015 |
0,015 |
0,015 |
1.2.10. |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
0,087 |
0,077 |
0,082 |
0,082 |
0,082 |
1.2.11. |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
0,011 |
0,010 |
0,011 |
0,011 |
0,011 |
|
прочие виды экономической деятельности |
0,186 |
0,164 |
0,175 |
0,175 |
0,175 |
1.3. |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике |
45,2 |
42,9 |
40,4 |
38,2 |
37,8 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
1.3.1. |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
44,5 |
42,2 |
39,6 |
37,3 |
36,9 |
1.3.2. |
подростки моложе трудоспособного возраста |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
II. Распределение трудовых ресурсов | ||||||
2. |
Численность занятых в экономике - всего |
497,6 |
499,9 |
502,7 |
505,1 |
506,8 |
|
в том числе по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
2.1. |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
44,9 |
45,2 |
45,4 |
45,6 |
45,8 |
2.2. |
добыча полезных ископаемых |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
2.3. |
обрабатывающие производства |
97,6 |
98,1 |
98,6 |
99,1 |
99,2 |
2.4. |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
9,0 |
9,1 |
9,1 |
9,2 |
9,2 |
2.5. |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
2.6. |
строительство |
48,6 |
48,9 |
49,1 |
49,3 |
49,5 |
2.7. |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
82,0 |
82,4 |
82,9 |
83,3 |
83,7 |
2.8. |
транспортировка и хранение |
26,1 |
26,2 |
26,4 |
26,5 |
26,4 |
2.9. |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
12,5 |
12,5 |
12,6 |
12,7 |
12,8 |
2.10. |
деятельность в области информации и связи |
8,9 |
8,9 |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
2.11. |
деятельность финансовая и страховая |
8,7 |
8,8 |
8,8 |
8,9 |
9,0 |
2.12. |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
12,8 |
12,8 |
12,9 |
13,0 |
13,1 |
2.13. |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
13,4 |
13,5 |
13,5 |
13,6 |
13,7 |
2.14. |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
9,8 |
9,8 |
9,9 |
9,9 |
9,9 |
2.15. |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
26,7 |
26,8 |
27,0 |
27,1 |
27,2 |
2.16. |
образование |
41,8 |
42,0 |
42,2 |
42,4 |
42,6 |
2.17. |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
35,6 |
35,7 |
35,9 |
36,1 |
36,3 |
2.18. |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
5,8 |
5,8 |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
2.19. |
прочие виды экономической деятельности |
8,6 |
8,6 |
8,7 |
8,7 |
8,7 |
3. |
Численность населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике, - всего |
118,1 |
113,5 |
108,2 |
103,6 |
101,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
3.1. |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
53,9 |
54,2 |
54,6 |
54,6 |
54,6 |
3.2. |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в среднем за год) |
4,6 |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
3.3. |
численность прочих категорий населения трудоспособного возраста, не занятого в экономике |
59,6 |
56,3 |
50,7 |
46,2 |
44,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2024 г. N 644-р
Опубликование:
сетевое издание "право21.рф" 1 июля 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 декабря 2024 г. N 1303-р
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2024 г. N 1131-р
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 сентября 2024 г. N 933-р
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 августа 2024 г. N 804-р