Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 01.07.2024 г. N 489/01-05-ос
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) за 1 полугодие 2024 года
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Тюменской области от 11.08.2021 N 450-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)" (далее - Положение о контроле).
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 30.05.2005 N 59-п "Об утверждении Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области" и Положением о контроле осуществляет следующие виды регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов):
1) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
2) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
3) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
4) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;
5) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий;
6) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
7) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе;
8) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги в соответствии с действующим законодательством.
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
при взаимодействии с контролируемым лицом: документарные и выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований; проведения мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
В соответствии со статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ и Порядком разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 990, приказом Департамента от 13.12.2023 N 653/01-05-ос утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на 2024 год.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона N 248-ФЗ в целях информирования контролируемых и заинтересованных лиц Департаментом на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети "Интернет" в разделе "Власть" / "Государственный контроль (надзор)" / "Региональный государственный контроль (надзор)" / "Региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)" размещены и постоянно актуализируются следующие сведения:
- перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов);
- проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые при осуществлении выездных проверок в рамках регионального государственного контроля (надзора);
- руководства по соблюдению обязательных требований;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программы профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Должностные лица Департамента по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ. Консультирование осуществляется по телефону (телефонный справочник размещен на странице Департамента на официальном портале органов государственной власти), при письменном обращении контролируемого лица, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме; в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
В первом полугодии 2024 года проконсультирована 91 организация.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ Департаментом, начиная с 2022 года, проводятся профилактические визиты. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемого вида деятельности. На февраль 2024 года был запланирован один обязательный профилактический визит, который не состоялся в связи с отказом контролируемого лица.
По заявлению контролируемых лиц в первом полугодии 2024 года проведены профилактические визиты в отношении 132 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В первом полугодии 2024 года выдано одно предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных законодательством в области регулируемых государством цен (тарифов) предостережения.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом (документарные и выездные проверки)
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий включаются плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса. Приказом Департамента от 25.09.2023 N 457/01-05-ос "О присвоении деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемые виды деятельности, определенной категории риска" деятельности подконтрольных организаций присвоены категории риска причинения вреда (ущерба) - низкий, умеренный, средний. С учетом постановления N 336 план проведения плановых проверок на 2024 год не формировался.
Основанием для проведения внеплановых проверок являются исключительно поручения Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора. Внеплановые проверки в первом полугодии 2024 года не проводились.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований)
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (далее - наблюдение) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи.
Наблюдение осуществляется Департаментом в отношении субъектов контроля, занятых производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а также осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, на основании сформированного перечня субъектов контроля, в отношении которых орган тарифного регулирования осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в соответствующей сфере деятельности.
Наблюдение проводится ежегодно с 1 января по 31 декабря в зависимости от сроков и периодичности раскрытия информации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в соответствующей сфере деятельности.
Наблюдение за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами контроля осуществляется по вопросам:
а) факта раскрытия информации;
б) источника опубликования информации, избранного подконтрольным субъектом;
в) сроков и периодичности раскрытия информации;
г) полноты раскрытия информации;
д) порядка уведомления органа государственного контроля (надзора) об источниках опубликования информации (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
е) форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм.
В первом полугодии 2024 года нарушений в рамках проведения наблюдения не выявлено.
Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений, анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В первом полугодии 2024 года на рассмотрение в соответствии со статьей 23.51 КоАП РФ директору департамента из органов прокуратуры поступали материалы дел об административных правонарушениях нарушении, предусмотренных частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении должностных лиц организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. По результатам рассмотрения к должностным лицам применены меры административного воздействия.
Типичными нарушениями обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов) являются нарушения порядка ценообразования, ответственность за совершение которое предусмотрена статьей 14.6 КоАП РФ:
- применение тарифов, не установленных в соответствии с действующим законодательством;
- несоблюдение предельных размеров установленных цен (тарифов)/торговых надбавок.
Причиной нарушений является пренебрежительное отношение ответственных лиц к соблюдению установленных обязательных требований и отсутствие должного контроля за соблюдением порядка ценообразования.
В связи с вышеизложенным, руководителям регулируемых организаций рекомендуется:
- определить перечень лиц, ответственных за соблюдение порядка ценообразования, проводить обучение уполномоченных сотрудников;
- изучать законодательство и правоприменительную практику в области государственного регулирования цен (тарифов);
- воздержаться от применения тарифов, не установленных в соответствии с действующим законодательством.
В первом полугодии 2024 года жалобы на действия должностных лиц Департамента не подавались, нарушений требований законодательства при осуществлении своих полномочий должностными лицами Департамента не выявлено.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 1 июля 2024 г. N 489/01-05-ос "Об утверждении доклада,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.