Решение Самарского областного суда от 24 апреля 2024 г. N 3а-969/2024
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-969/2024 по административному исковому заявлению ФИО6 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
ФИО8 обратилось в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пунктов N, N приложения N 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 N 2365 со дня его принятия, указывая, что административном истцу на праве собственности принадлежат здания с кадастровыми номерами N, N, наименование: выставочная площадка (здание лит. А11, А13), назначение: нежилое, расположенные по адресу: <адрес> Включение здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов капитального строительства, что увеличивает налоговую базу. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности Ч.В.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что поскольку здание выставочных площадок, как правило, используется совместно с объектами общественного питания (напр. кафе) и торговыми объектами, министерство включило в Перечень нежилые здания, исходя из отнесения их к объектам, предусмотренным п. 4 ст. 378.2 НК РФ. По состоянию на текущую дату, решение об определении вида фактического использования указанных объектов недвижимого имущества министерством не принималось.
Представитель Администрации г.о. Тольятти Самарской области представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указывая, что при формировании оспариваемого Перечня, осмотр спорных объектов недвижимости не проводился.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 N 2365 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 N 2365 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под пунктом N приложения N 1 включен объект - здание с кадастровым номером N, наименование: выставочная площадка (здание лит. А11), назначение: нежилое, площадью 152,7 кв. м, количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, под пунктом N приложения N 1 включен объект недвижимости с кадастровым номером N, наименование: выставочная площадка (здание лит. А13), назначение: нежилое, площадью 142,7 кв. м, количество этажей 2, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>, принадлежащие на праве собственности ФИО9, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельствами о государственной регистрации права от 01.12.2010, 07.05.2007, договорами купли-продажи от 30.09.2010, 28.03.2007.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащих административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пункт 4 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, наименование: выставочная площадка (здание лит. А11), назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В соответствии с технической документацией по состоянию на 10.10.2002, представленной на запрос суда из материалов реестрового дела, здание включает в себя: тамбур, коридор, санузел, кабинет, тепл. узел, шкаф.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N, наименование: выставочная площадка (здание лит. А13), назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
В соответствии с технической документацией по состоянию на 10.10.2002, представленной на запрос суда из материалов реестрового дела, здание включает в себя: тамбур, коридор, санузел, кабинет, гараж, тепл. узел, шкаф, подсобное.
При этом, суд полагает, что наименование "кабинеты" не тождественны наименование "офисы".
Аналогичные технические характеристики содержат технические паспорта на здания, представленные на запрос суда МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор".
Здания расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером N, имеющего категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для завершения строительства и эксплуатации зданий и сооружений комбината коттеджей, земельный участок находится у административного истца в аренде, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Наименование и назначения зданий, их технические характеристики, а также вид разрешенного использования земельного участка не соответствуют критериям ст. 378.2 НК РФ.
Доказательств проведения мероприятий по определению фактического использования зданий на момент формирования и утверждения Перечня не представлено.
Согласно заключению кадастрового инженера от 19.10.2022 N 032-10-00022, помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в зданиях с кадастровыми номерами N, N осмотром не установлено.
Основным видом деятельности ФИО10 является строительство жилых и нежилых зданий.
Сведений о регистрации контрольно-кассовой техники в рассматриваемых зданиях на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не имеется, поскольку по адресу расположены несколько зданий, определить в каком из них зарегистрированы ККТ, представленные на запрос суда УФНС по Самарской области, не представляется возможным.
С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащие административному истцу здания не соответствует ни одному из условий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Доказательств фактического использования указанных объектов недвижимости в целях размещения офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не представлено. Одно наименование зданий как выставочная площадка без учета его технических характеристик не может быть отнесено однозначно к критериям ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Кроме того, решением Самарского областного суда от 25.12.2023, вступившим в законную силу, удовлетворены административные исковые требования ФИО11, признаны недействующими Перечни на 2020-2023 гг. в части включения в них нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ФИО7 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 N 2365 в части включения в него в приложение N 1 под пунктом N здания с кадастровым номером N, под пунктом N здания с кадастровым номером N, со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.05.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 24 апреля 2024 г. N 3а-969/2024
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника