Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением
администрации города Оби
Новосибирской области
от 01.07.2024 N 843
Порядок осуществления администрацией города Оби Новосибирской области внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает особенности применения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (далее - ВФА) при осуществлении администрацией города Оби Новосибирской области (далее - Администрация) ВФА с соблюдением федеральных стандартов ВФА.
2. В целях настоящего Порядка используются основные термины и их определения, приведенные в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (далее - федеральный стандарт N 196н).
3. ВФА реализуется Администрацией при осуществлении бюджетных полномочий главного распорядителя средств бюджета города Оби Новосибирской области, главного администратора доходов бюджета города Оби Новосибирской области, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Оби Новосибирской области, получателя средств бюджета города Оби Новосибирской области.
4. Участие должностных лиц (уполномоченного должностного лица) субъекта ВФА (далее - субъект ВФА) в организации и (или) осуществлении бюджетных процедур не допускается.
Права и обязанности должностных лиц (работников) (уполномоченного должностного лица) субъекта ВФА, а также субъектов бюджетных процедур, осуществляются в соответствии с федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита".
5. ВФА осуществляется субъектом ВФА в соответствии с федеральными стандартами ВФА, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.
2. Оценка бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков
6. Оценка бюджетных рисков, формирование и актуализация реестра бюджетных рисков осуществляется субъектом ВФА и субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений Администрации муниципального образования, в соответствии с федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" (далее - федеральный стандарт N 160н), с использованием Методических рекомендаций по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков, доведенных Министерством финансов Российской Федерации письмом от 11.09.2023 N 02-10-08/1/86333.
Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках субъект ВФА ведет реестр бюджетных рисков по форме, согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
7. Для ведения реестра бюджетных рисков Администрации субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Администрации муниципального образования, направляют предложения по ведению реестров бюджетных рисков Администрации (при наличии) субъекту ВФА в срок до 10 декабря текущего финансового года по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Субъект ВФА в течение 3 рабочих дней рассматривает поступившие предложения и принимает решение об учете предложений при актуализации реестров бюджетных рисков Администрации муниципального образования или об отклонении поступивших предложений.
Решение об отклонении поступивших предложений может быть принято субъектом ВФА в случае, если поступившее предложение:
1) уже учтено в реестре бюджетных рисков Администрации;
2) заключается в введении в реестр бюджетных рисков Администрации бюджетной операции (процедуры), которая не является таковой;
3) заключается в исключении из реестра бюджетных рисков Администрации бюджетной операции (процедуры), которая является таковой;
4) заключается в снижении вероятности, степени влияния, значимости (уровня) бюджетного риска по бюджетной процедуре (операции) не основанном на результатах проведенного ранее ВФА субъектов ВФА.
В случае отклонения поступивших предложений субъект ВФА уведомляет в течение 1 рабочего дня субъекты бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Администрации, от которых поступили соответствующие предложения, с указанием причин отклонения.
8. Проект сформированного реестра бюджетных рисков (актуализированного реестра бюджетных рисков) направляется субъектом ВФА субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Администрации, для рассмотрения и предоставления предложений - при формировании (актуализации) реестра бюджетных рисков Администрации.
Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Администрации в течение 10 рабочих дней с момента получения проекта реестра бюджетных рисков (актуализированного реестра бюджетных рисков) рассматривают проект реестра бюджетных рисков (актуализированного реестра бюджетных рисков).
9. Сформированный (актуализированный) реестр бюджетных рисков Администрации согласовывается с заместителями Главы администрации города Оби Новосибирской области, курирующими структурные подразделения Администрации, являющиеся субъектами бюджетных процедур, и представляется Главе города Оби Новосибирской области (далее - Глава) для утверждения.
10. Сформированный (актуализированный) реестр бюджетных рисков Администрации утверждается Главой до 25 декабря текущего финансового года.
3. Организация осуществления ВФА
11. Субъект ВФА несет ответственность перед Главой за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита.
12. ВФА осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий.
ВФА осуществляется в отношении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (далее совместно - объекты внутреннего финансового аудита).
13. Планирование и проведение аудиторских мероприятий осуществляется в соответствии с положениями федерального стандарта N 160н с использованием Методических рекомендаций по составлению и утверждению плана проведения аудиторских мероприятий и принятию решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий, доведенных Министерством финансов Российской Федерации письмом от 13.09.2023 N 02-10-08/1/88746 и Методических рекомендаций по проведению аудиторских мероприятий, доведенных Министерством финансов Российской Федерации письмом от 27.09.2023 N 02-10-08/1/91855.
Проект плана проведения аудиторских мероприятий по ВФА (далее - план проведения аудиторских мероприятий) составляется субъектом ВФА не позднее 28 декабря текущего финансового года по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Проект плана проведения аудиторских мероприятий направляется субъектом ВФА субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Администрации, в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков начала и окончания аудиторских мероприятий.
Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Администрации, вправе представлять субъекту ВФА свои предложения по формированию плана проведения аудиторских мероприятий в течение 3 рабочих дней со дня получения проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
В течении 3 рабочих дней со дня получения указанных предложений руководитель субъекта ВФА принимает решение об изменении проекта плана проведения аудиторских мероприятия либо об отсутствии необходимости изменения.
В случае принятия решения об отсутствии необходимости изменения проекта плана проведения аудиторских мероприятий субъект ВФА уведомляет руководителя структурного подразделения Администрации муниципального образования, предоставившего предложение, в течение 1 рабочего дня с момента принятия соответствующего решения.
В случае принятия решения о необходимости изменения проекта плана проведения аудиторских мероприятий субъект ВФА вносит соответствующие изменения в проект плана проведения аудиторских мероприятий в течение 3 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Администрации, согласовывают проект плана проведения аудиторских мероприятий (внесение в него изменений) в части аудиторских мероприятий, планируемых к проведению в отношении бюджетных процедур (операций), осуществляемых соответствующими структурными подразделениями Администрации, перед утверждением плана проведения аудиторских мероприятий Главой.
14. Проект плана проведения аудиторских мероприятий подписывается субъектом ВФА и представляется на утверждение Главе.
Субъект ВФА в течение 3 рабочих дней с момента утверждения плана проведения аудиторских мероприятий, направляет его копию субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Администрации, в целях их информирования о запланированных аудиторских мероприятиях.
15. В случаях, установленных федеральным стандартом N 160н, в утвержденный план проведения аудиторских мероприятий могут быть внесены изменения.
Внесение изменений в план проведения аудиторских мероприятий осуществляется путем внесения изменений в его отдельные положения.
Субъект бюджетных процедур, являющийся руководителем структурного подразделения Администрации, для внесения изменений в утвержденный план проведения аудиторских мероприятий направляет субъекту ВФА мотивированное предложение по внесению изменений в план проведения аудиторских мероприятий.
Субъект ВФА рассматривает соответствующее предложение в течение 3 рабочих дней со дня его получения, по результатам которого вправе принять решение об изменении плана проведения аудиторских мероприятий или отсутствии необходимости его изменения.
В случае принятия субъектом ВФА решения об отсутствии необходимости изменения плана проведения аудиторских мероприятий субъект ВФА уведомляет о принятом решении субъект бюджетных процедур, являющегося руководителем структурного подразделения Администрации, которым представлено предложение.
В случае принятия субъектом ВФА решения о необходимости изменения плана проведения аудиторских мероприятий, субъект ВФА подготавливает проект изменений в план проведения аудиторских мероприятий в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения и направляет подготовленный проект изменений в план проведения аудиторских мероприятий на утверждение Главе.
В течение 3 рабочих дней после утверждения Главой изменений в план проведения аудиторских мероприятий, копия указанных изменений направляется субъектом ВФА субъекту бюджетных процедур, являющемуся руководителем структурного подразделения Администрации, направившим предложение о внесении изменений.
16. Аудиторское мероприятие проводится на основании решения Главы, принятого в форме распоряжения Администрации (далее - распоряжение о проведении аудиторского мероприятия) не позднее даты начала проведения аудиторского мероприятия, и утвержденной не позднее 10 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия программы аудиторского мероприятия.
Распоряжение о проведении аудиторского мероприятия должен содержать тему и сроки проведения аудиторского мероприятия, а также информацию о создании аудиторской группы и определении руководителя аудиторской группы.
17. Решение о проведении внеплановых аудиторских мероприятий может быть принято Главой в случаях:
1) поступления в Администрацию информации о фактах нарушений (недостатков), допущенных субъектами бюджетных процедур при осуществлении бюджетных процедур и (или) составляющих эту процедуру операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры от органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, граждан и организаций;
2) получения субъектом ВФА в ходе осуществления своих полномочий информации о фактах нарушений (недостатков), допущенных субъектами бюджетных процедур при осуществлении бюджетных процедур и (или) составляющих эту процедуру операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
Глава вправе принять решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия в иных случаях.
При выявлении обстоятельств, требующих проведения внеплановых аудиторских мероприятий, субъект бюджетных процедур, являющийся руководителем структурного подразделения Администрации, представляет субъекту ВФА предложение о проведении внепланового аудиторского мероприятия.
Предложение о проведении внепланового аудиторского мероприятия должно содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия, а также обстоятельства, требующие проведения внеплановых аудиторских мероприятий.
Субъект ВФА рассматривает полученное предложение в течение 3 рабочих дней и принимает решение о необходимости проведения внепланового аудиторского мероприятия, либо об отсутствии необходимости проведения внепланового аудиторского мероприятия.
Решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия принимается в форме распоряжения Администрации муниципального образования, содержащего тему и сроки проведения аудиторского мероприятия. Указанный проект распоряжения подготавливается субъектом ВФА в течение 3 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
В течении 3 рабочих дней после издания распоряжения Администрации о проведении внепланового аудиторского мероприятия, копия указанного распоряжения направляется субъектом ВФА субъекту бюджетных процедур, являющемуся руководителем структурного подразделения Администрации, направившему предложение.
Субъект ВФА принимает решение об отсутствии необходимости проведения внепланового аудиторского мероприятия в случае, если:
1) аналогичное заявленному аудиторское мероприятие предусмотрено в плане проведения аудиторских мероприятий;
2) ранее субъектом ВФА проводилось аналогичное заявленному аудиторское мероприятие;
3) тема заявленного внепланового аудиторского мероприятия и (или) обстоятельства, требующие проведения внепланового аудиторского мероприятия, не входит в сферу осуществления внутреннего финансового аудита.
В случае принятия решения об отсутствии необходимости проведения внепланового аудиторского мероприятия субъект ВФА уведомляет об этом субъект бюджетных процедур, являющийся руководителем структурного подразделения Администрации направивший предложение, в течение 1 рабочего дня с момента принятия указанного решения.
18. Программа аудиторского мероприятия формируется субъектом ВФА в соответствии с положениями федерального стандарта N 160н с использованием Методических рекомендаций по формированию, утверждению и внесению изменений в программы аудиторских мероприятий, доведенных Министерством финансов Российской Федерации письмом от 21.09.2023 N 02-10-08/1/90065.
Руководитель субъекта ВФА утверждает программу аудиторского мероприятия.
19. Субъект ВФА направляет субъекту бюджетных процедур, являющемуся руководителем структурного подразделения Администрации распоряжение о проведении аудиторского мероприятия и утвержденную программу аудиторского мероприятия в течение 3 рабочих дней с момента утверждения соответствующих документов.
20. В случаях и в порядке, установленном федеральным стандартом N 160н, в программу аудиторского мероприятия могу быть внесены изменения.
Утвержденные изменения программы аудиторского мероприятия направляются субъектом ВФА субъекту бюджетных процедур, являющемуся руководителем структурного подразделения Администрации, в течение 3 рабочих дней с момента утверждения соответствующих изменений.
21. Аудиторское мероприятие проводится в срок не более 45 рабочих дней.
Срок проведения аудиторского мероприятия может быть продлен не более одного раза и не более чем на 15 рабочих дней.
22. Решение о приостановлении (возобновлении) аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается Главой в форме распоряжения Администрации муниципального образования по ходатайству субъекта ВФА, при этом изменения в план проведения аудиторских мероприятий и программу аудиторского мероприятия не вносятся.
23. Субъект ВФА уведомляет субъект бюджетных процедур, являющийся руководителем структурного подразделения Администрации о приостановлении (продлении, возобновлении) аудиторского мероприятия в течение 3 рабочих дней с момента принятия Главой соответствующего решения о приостановлении (продлении, возобновлении) аудиторского мероприятия.
24. По окончании проведения аудиторского мероприятия составляется заключение в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" (далее - федеральный стандарт N 91н).
25. Проект заключения направляется субъекту бюджетной процедуры, являющемуся руководителем структурного подразделения Администрации в отношении, которого проводилось аудиторское мероприятие не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты окончания аудиторского мероприятия.
По решению субъекта ВФА к проекту заключения, направляемому субъекту бюджетной процедуры, являющемуся руководителем структурного подразделения Администрации, могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий субъекта ВФА при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе программа аудиторского мероприятия, аудиторские доказательства, аналитические записки (справки), поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющемуся структурным подразделением Администрации по результатам проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности заключения.
По результатам рассмотрения проекта заключения субъект бюджетной процедуры, являющийся руководителем структурного подразделения Администрации вправе в течение 5 рабочих дней с даты получения проекта заключения направить субъекту ВФА письменные возражения и предложения, которые могут содержать сведения о принятых мерах по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
26. Субъект ВФА рассматривает поступившие возражения и предложения на проект заключения в течение 3 рабочих дней со дня их поступления.
По результатам рассмотрения поступивших возражений и предложений субъект ВФА вправе принять решение о внесении изменений в проект заключения или об оставлении проекта заключения без изменений.
27. В случае поступления письменных возражений и предложений субъекта бюджетной процедуры, являющегося руководителем структурного подразделения Администрации после подписания субъектом ВФА заключения, субъект ВФА рассматривает поступившие письменные возражения и предложения в течение 3 рабочих дней с момента поступления.
В случае если в подписанном субъектом ВФА заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания заключения субъект ВФА получил информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, то субъект ВФА должен довести исправленную информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения.
28. По окончании проведения каждого аудиторского мероприятия субъект ВФА подписывает заключение и в течение 3 рабочих дней с момента его подписания представляет заключение Главе с предложением принять решение о реализации одного или нескольких из следующих решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения:
1) о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений Администрации выводов, предложений и рекомендаций субъекта ВФА (полностью или частично);
2) о направлении субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Администрации для ознакомления заключения или документов, указанных в абзаце 19 пункта 28 настоящего Порядка;
3) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и осуществление контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
4) об изменении (актуализации) правовых актов Администрации в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
5) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) Администрации информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
6) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
7) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бухгалтерского учета;
8) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями Администрации при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
9) о совершенствовании информационного взаимодействия между Администрацией и организациями, которым переданы отдельные полномочия Администрации, в том числе полномочия государственного заказчика и бюджетные полномочия, указанные в пункте 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
10) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) Администрации обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
11) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
12) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
13) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Администрации муниципального образования, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
14) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
15) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) Администрации;
16) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;
17) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта ВФА.
К заключению должны быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий субъекта ВФА при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе программа аудиторского мероприятия, аудиторские доказательства, аналитические записки (справки), поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности заключения.
29. Учет и хранение рабочей документации аудиторских мероприятий, заключений, годовой отчетности о деятельности субъекта ВФА осуществляется субъектом ВФА в отдельно сформированном деле в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
4. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
30. Во исполнение решений, принятых в соответствии с пунктом 28 настоящего Порядка, субъекты бюджетных процедур выполняют меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков в соответствии с положениями федерального стандарта N 91н.
5. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
31. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта ВФА формируется, утверждается субъектом ВФА и представляется Главе в соответствии с положениями федерального стандарта N 91н.
<< Назад |
Приложение 1. >> Реестр бюджетных рисков |
|
Содержание Постановление Администрации города Оби Новосибирской области от 1 июля 2024 г. N 843 "Об утверждении Порядка осуществления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.