Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев предложения Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края, направленные письмом от 7 апреля 2023 г. N 45-05-07-714/23, по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, направляет таблицу рассмотрения соответствующих предложений.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Заместитель |
А.В. Гриненко |
Таблица
рассмотрения предложений Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края по внесению изменений в законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
N |
Предложение |
Результат рассмотрения |
||||
1. |
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" , или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с обозначенным законом. Таким образом, любой участник закупки, в том числе освобожденный от уплаты налога на добавленную стоимость и применяющий упрощенную систему налогообложения вправе участвовать в закупках. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закон N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта, либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). Таким образом, просим рассмотреть возможность внесения изменений в положения Закона N 44-ФЗ в части снижения цены контракта при его заключении с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяющим упрощенную систему налогообложения, что позволит дополнительно обеспечить экономию средств бюджета. |
В случае применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системы налогообложения, однако в этом случае объектом налогообложения, например, могут являться все доходы лица (то есть, со всего оборота, а не только от прибыли). Кроме того, законодательство содержит случаи, при которых лицо, не применяющее упрощенную систему налогообложения, уплачивает налог на добавленную стоимость по сниженным ставкам. Структура затрат участников закупки не предопределена исключительно размером налога на добавленную стоимость. Сама по себе предпосылка, что для участника закупки уплата отдельных налогов, сборов и иных обязательных платежей более выгодна, чем уплата других налогов, сборов и платежей, может не соответствовать фактическим обстоятельствам во всех случаях. В этой связи реализация представленного предложения привела бы к закреплению в Законе N 44-ФЗ неравного подхода к участникам закупок, что в свою очередь не соответствует принципам контрактной системы в сфере закупок. При этом с целью обеспечения равного подхода реализация предложения привела бы к необходимости приведения предложений участников закупки к "единому безналоговому базису", что в свою очередь привело бы к чрезмерному усложнению деятельности заказчика в связи с необходимостью надлежащего администрирования не только режима налогообложения, но и соответствующих ставок, исключений, в том числе в отношении иных обязательных платежей (например, единый социальный налог), порядка их применения. Таким образом, предложение не поддерживается. |
||||
2. |
Положениями пункта 12 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта, если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. Вместе с тем, учитывая определенные обстоятельства, не позволяющие на этапе заключения контракта корректно установить отдельные этапы исполнения контракта, считаем необходимым дополнить указанный пункт возможностью изменения также цены отдельных этапов исполнения контракта в рамках общей цены такого контракта. |
В настоящее время предложение может быть реализовано в рамках действующих положений части 65 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей возможность изменения по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации любых существенных условий контрактов. |
||||
3. |
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Согласно части 1 статьи 111 4 Закона N 44-ФЗ на основании акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации проводится электронный конкурс в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ на заключение государственного контракта на поставку товара, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства такого товара на территории субъекта Российской Федерации. Данная норма Закона N 44-ФЗ не позволяет на уровне муниципального образования самостоятельно принять решение о возможности заключения муниципального контракта на поставку товара, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора. В связи с наличием потребности в муниципальных образованиях Российской Федерации в заключении муниципальных контрактов, предусматривающих встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации, предлагается предусмотреть право местным администрациям принимать решения о возможности заключения муниципального контракта на поставку товара, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора. Указанные изменения в Закон N 44-ФЗ расширят возможности по заключению контрактов, предусматривающих встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации, что в свою очередь приведет к повышению эффективности и результативности осуществления закупок. |
Закон N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") не содержит ограничений в отношении вида заказчика, который в установленном порядке может осуществлять закупку, предусматривающую заключение контракта со встречными инвестиционными обязательствами, в том числе не ограничивает возможность определения актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации муниципального заказчика в качестве заказчика, осуществляющего такую закупку. Определение заказчика осуществляется с учетом положений отраслевого законодательства Российской Федерации, в том числе положений бюджетного законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Аналогичная позиция изложена в пункте 1 информационного письма Минфина России от 22 ноября 2022 г. N 24-01-07/114061 (размещено на официальном сайте Минфина России). |
||||
4. |
Нормами постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) установлено, что в ряде случаев в подтверждение опыта участник закупки вправе предоставлять гражданско-правовые договоры. Данная норма позволяет участникам закупки при подтверждении опыта прикладывать к заявке договоры, подлинность которых невозможно проверить. Учитывая изложенное, предлагаем определить механизм подтверждения подлинности представленных документов от сторонних независимых организаций (возможно: выписка из банка о получении оплаты по договору, либо приложение баланса о наличии оборотов в соответствующем налоговом периоде и др.) или исключить возможность предоставления гражданско-правовых договоров в качестве подтверждения опыта, оставив только нормы, позволяющие подтверждать опыт предоставлением исключительно контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). |
В настоящее время Минфином России рассматривается вопрос о внесении в Постановление N 2604 положений, предоставляющих заказчику возможность принимать к оценке квалификации участников закупки исключительно контракты, заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ, и (или) договоры, заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 223-ФЗ. |
||||
5. |
Положениями приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) предусмотрен разный механизм применения преимущества в отношении цены контракта при проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме и аукционе. При проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме к предложенной в заявках цене контракта (о поставке товаров, указанных в Приложениях к Приказу N 126н, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) применяется понижающий коэффициент, но контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем, что способствует победе в закупке поставщика, предлагающего товар, произведенный в ЕАЭС и, соответственно, поддержанию производителя из ЕАЭС. При проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 или 20 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях к Приказу N 126н, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство, за исключением ЕАЭС, что не способствует победе в закупке поставщика, предлагающего товар, произведенный в ЕАЭС и, соответственно, поддержанию производителя из ЕАЭС, а лишь уменьшает прибыль поставщика, предлагающего иностранный товар. Учитывая изложенное, считаем необходимым изменить механизм применения преимуществ в отношении цены контракта при проведении аукциона путем его замены на механизм, применяемый при проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме. |
Положениями проекта федерального закона N 547583-8 (принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 марта 2024 г.) предусмотрено установление единого порядка предоставления ценового преимущества непосредственно в положениях Закона N 44-ФЗ. В частности, предусматривается, что для цели рассмотрения (оценки) предложений участников закупки осуществляется условное снижение (или увеличение в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за право заключить контракт) на пятнадцать процентов ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения, либо являющегося российским лицом. При этом предусматривается, что в случае победы такого участника контракт будет заключаться по предложенной им цене без учета указанного снижения (увеличения) ценового предложения. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел предложения по изменению правового регулирования контрактной системы в сфере закупок.
В частности, в настоящее время министерством решается вопрос о внесении поправок, предоставляющих заказчику возможность принимать к оценке квалификации участников закупки исключительно контракты, заключенные и исполненные в соответствии с N 44-ФЗ и N 223-ФЗ.
Письмо Минфина России от 24 июня 2024 г. N 24-01-06/58237 "О рассмотрении предложений"
Опубликование:
Вестник ценообразования и сметного нормирования, 2024 г. N 6