Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 мая 2024 г. N 3а-128/2024
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Кириллова Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 464 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 13 декабря 2023 года за N 11911, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 13 декабря 2023 года.
В настоящее время Перечень действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 декабря 2023 года N 2741-р, от 15 января 2024 года N 14-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 декабря 2023 г. N 3741-р
В пункте 464 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, значится здание с кадастровым номером.... расположенное по адресу: <адрес>.
Общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН", являющееся собственником указанного здания и налогоплательщиком налога на имущество организаций, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 464 Перечня, полагая, что включение объекта в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" Сафиуллин Т.М. административное исковое заявление поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Шагеев Т.Ш., действующий также в качестве представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, административный иск не признал.
Министерство юстиции Республики Татарстан, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило, в письменных пояснениях сообщило о соблюдении процедуры принятия и государственной регистрации оспариваемого нормативного правового акта.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 названного кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 названного Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан) установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Полномочиями по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан, наделен орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный в области имущественных отношений (часть 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан), каковым в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 названного Порядка в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ. Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В силу пункта 3.3.86 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, к полномочиям Министерства отнесено определение в установленном порядке перечня объектов недвижимого имущества, указанного в статье 1.1 Закона Республики Татарстан.
Исходя из приведенных положений законодательством Республики Татарстан урегулированы лишь вопросы определения перечня объектов недвижимости, обладающих признаками торгового центра (комплекса), указанными в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и в статье 1.1 Закона Республики Татарстан. Порядок формирования аналогичного перечня в отношении административно-деловых центров, равно как и орган государственной власти Республики Татарстан, уполномоченный на определение такого перечня, законодательством Республики Татарстан не установлены.
Разрешая вопрос о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), суд констатирует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, компетенция которого ограничена полномочием на включение в перечень торговых центров (комплексов), могло включить спорный объект недвижимости в оспариваемый Перечень лишь при установлении соответствия данного объекта признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан.
При этом в отсутствие законодательных норм, определяющих Министерство в качестве органа государственной власти Республики Татарстан, уполномоченного на формирование перечня иных объектов недвижимого имущества, помимо указанных в части 1 статьи 1.1. Закона Республики Татарстан торговых центров (комплексов), Министерство не вправе принять на себя полномочия на включение в перечень спорного объекта недвижимости по признакам административно-делового центра.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу, установление которых необходимо для разрешения вопроса о законности нормативного правового акта в оспариваемой части, является наличие либо отсутствие у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан оснований для отнесения спорного объекта недвижимости к торговому центру (комплексу). Для этого суд сопоставляет имеющиеся в материалах дела сведения о характеристиках спорного объекта недвижимости с признаками, перечисленными в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером.... расположен на земельном участке с кадастровым номером.... с видом разрешенного использования "размещение административного здания" (с 29 июня 2018 года имеет статус "архивный"), земельном участке с кадастровым номером.... с видом разрешенного использования "административно-офисный центр".
Объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет 20 апреля 2017 года и представляет собой четырехэтажное здание нежилого назначения с наименованием "административно-офисный центр" общей площадью 3869,8 квадратного метра.
По данным технического паспорта от 20 марта 2017 года, составленного обществом с ограниченной ответственностью "Межрегиональный кадастровый центр", площадь первого этажа составляет 1343,2 квадратного метра, площадь второго этажа - 1307,4 квадратного метра, площадь третьего этажа - 1249,7 квадратного метра, площадь четвертого этажа - 70,9 квадратного метра, площадь всех частей здания составляет 3971,2 квадратного метра, площадь по внутреннему объему - 3752 квадратных метра.
Согласно данному техническому паспорту первый этаж здания включает в себя помещения с назначением "автостоянка", "водомерный узел", "электрощитовая", "станция пожаротушения", "офисное пространство", "коридор", "КУИ", "санузел", "тамбур-шлюз", "лестничная клетка". На втором этаже здания располагаются помещения с наименованиями: "офисное пространство", "санузел", "коридор", "лестничная клетка", на третьем - "офисное пространство", "офисное помещение", "венткамера", "санузел", "коридор", "терраса", на четвертом этаже - "венткамера", "котельная".
В материалах административного дела также имеется технический паспорт на нежилое помещение (часть здания) площадью 942,1 квадратного метра, составленный обществом с ограниченной ответственностью "Кадастровое дело" по состоянию на 10 июля 2017 года. Данный технический паспорт содержит сведения о наличии на втором этаже здания торгового зала площадью 723,5 квадратного метра, а также помещений с наименованиями: "тамбур", "коридор", "эл. щитовая", "склад алкоголя", "кабинет директора", "склад химии", "фасовочная", "санузел", "МУИ", "подсобное помещение", "комната персонала", площадь которых в сумме составляет 135,4 квадратного метра.
Имеющийся в материалах реестрового дела, открытого 17 августа 2017 года, составленный по состоянию на 24 июля 2017 года технический план здания содержит сведения об образовании новой части здания общей площадью 862 квадратных метра, указанной в договоре аренды от 25 апреля 2017 года N КзФ/27341/17.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца, в 2023 году арендатором помещений второго этажа проведена перепланировка, в результате которой площадь торгового зала сократилась до 603 квадратных метров. Согласование перепланировки зафиксировано приложением N 3 к дополнительному соглашению от 12 января 2023 года к договору аренды от 25 апреля 2017 года N КзФ/27341/17. Техническая инвентаризация объекта после перепланировки не осуществлялась.
Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположено спорное здание, а также назначение и наименование помещений, указанные в Едином государственном реестре недвижимости, не предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, и при отсутствии актуальных на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта документов технического учета (инвентаризации), для включения здания в перечень необходимо было определить вид его фактического использования как торгового центра (комплекса), то есть использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой же статьи высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, внесены изменения, наделяющие его полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан (подпункт 3.3.101).
Как указано в пункте 1 названного Порядка, данный документ регламентирует деятельность по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан, то есть торговых центров (комплексов), общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
Определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с учетом рекомендаций специальной комиссии (пункт 2). Подготовка таких рекомендаций предусматривает обследование зданий (строений, сооружений) и помещений создаваемыми комиссией рабочими группами (пункт 3) путем выезда и визуального осмотра (пункт 8) с проведением фото- и (или) видеосъемки (пункт 10) и фиксацией результатов в акте обследования (пункт 11), форма которого утверждена приложением к Порядку. В пункте 9 Порядка закреплено использование рабочей группой в целях обеспечения проведения обследования информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации) и иных документах.
Процедура определения вида фактического использования также предусматривает право собственника здания (строения, сооружения) и помещения направить письменное обращение о несогласии с видом фактического использования, которое рассматривается на заседании Комиссии (пункт 16, 17), и может являться основанием для повторного обследования здания (строений, сооружений) и помещений.
Анализируя содержание нормативного правового акта, регулирующего процедуру определения вида фактического использования объектов недвижимости в Республике Татарстан, суд отмечает, что сфера его действия, равно как и полномочия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ограничиваются определением вида фактического использования лишь тех объектов недвижимости, которые указаны в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан, то есть торговых центров (комплексов), общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
При изложенных обстоятельствах, исходя из положений пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исключающих возможность определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в каком-либо ином порядке, кроме установленного высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, а также из содержания вышеприведенного Порядка, не предусматривающего иных способов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, кроме их обследования членами рабочей группы, допустимыми доказательством фактического использования объекта недвижимости могут быть признаны лишь результаты проведения предусмотренных Порядком мероприятий, являющихся неотъемлемыми элементами процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверяя соблюдение данной процедуры, суд отмечает, что распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 сентября 2017 года N 2196-р создана комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
На заседании комиссии, состоявшемся 27 октября 2023 года, утвержден план-график проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории города Казани, в который включено обследование здания с кадастровым номером...., на предмет фактического использования, сформированы рабочие группы по проведению обследований (протокол заседания N 2).
30 октября 2023 года рабочей группой проведено обследование здания с кадастровым номером..... Результаты зафиксированы в акте обследования, согласно которому по результатам осмотра второго этажа здания установлено расположение магазинов "Клумба", "Магнит", "Кунцево", площадь торговых залов составляет 922,2 квадратного метра, то есть более 20 процентов площади здания.
14 ноября 2023 года комиссией рассмотрены акты обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, результатов фото- и (или) видеосъемки, представленные рабочими группами, в том числе в отношении здания с кадастровым номером...., принято решение рекомендовать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определить вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торгового центра (комплекса), в том числе в отношении спорного здания.
Не согласившись с обоснованностью включения данного объекта недвижимости в Перечень, общество с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с заявлением о пересмотре вида фактического использования здания и исключении его из Перечня.
Данное обращение рассмотрено на заседании комиссии 17 января 2024 года, сформирована рабочая группа и определена дата повторного обследования здания. Согласно акту обследования от 18 января 2024 года в ходе осмотра проведено измерение площадей с применением измерительного устройства - лазерного дальномера, имеющего свидетельство о поверке. К акту также приложены отчет специалиста акционерного общества "Бюро технической инвентаризации", входящего в состав рабочей группы, фотоизображения показаний прибора. В результате повторного обследования установлено расположение на втором этаже здания магазина "Магнит" площадью 721,5 квадратного метра, магазина "Клумба" площадью 159,1 квадратного метра, магазина автозапчастей "Кунцево" площадью 41,6 квадратного метра, что послужило основанием для принятия Комиссией решения оставить вид фактического здания без изменения (протокол заседания N 4 от 18 января 2024 года).
Оценивая обоснованность выводов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об использовании не менее 20 процентов общей площади спорного здания для размещения торговых объектов, суд исходит из положений пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункта 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2023 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2023 года N 469-ст (далее - Национальный стандарт), согласно которым торговым объектом является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В силу пункта 7 статьи 2 названного Федерального закона под площадью торгового объекта следует понимать помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Анализ терминологии, применяемой в Федеральном законе и Национальном стандарте, позволяет сделать вывод о том, что понятие торгового объекта, которое также используется в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не идентично понятию магазина как типа торгового предприятия и включающего в свой состав, помимо торговых залов, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 36 Национального стандарта).
В Национальном стандарте разграничиваются понятия общей площади торгового предприятия, включающей все его помещения (пункт 107), и торговой площади, включающей только торговые помещения (пункт 108), к которым не относятся административно-бытовые помещения, а также помещения для приемки, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не осуществляют обслуживание покупателей (примечание после пункта 109).
Национальный стандарт также разделяет понятия складского помещения (специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже - пункт 89), и частей торгового зала, используемых для складирования запаса, предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли (примечание после пункта 110), а также выделяет в качестве отдельных категорий:
фасовочное помещение торгового предприятия (помещения, участки (зоны, острова) в соответствующих отделах, в которых осуществляют предпродажную фасовку и упаковку товаров в потребительскую упаковку с одновременным установлением массы или объема товара - пункт 90);
административно-бытовое помещение торгового предприятия (часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения - пункт 94);
подсобное помещение торгового предприятия (часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса - пункт 95);
производственные помещения торгового предприятия (часть помещений торгового предприятия, предназначенная для размещения технологического оборудования и/или оказания услуг (выполнения работ) по изготовлению продукции общественного питания, полуфабрикатов, предпродажной подготовке продуктов (фасовке, нарезке) - пункт 100).
С учетом приведенных норм в их системной взаимосвязи, включению в состав площади, используемой для размещения торговых объектов, подлежат лишь те помещения, которые предназначены непосредственно для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Иные помещения (за исключением части торгового зала, используемой для складирования запаса, предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли) учету в расчете площади торгового объекта не подлежат.
В акте обследования от 30 октября 2023 года зафиксировано наличие в здании площади торговых залов 922,2 квадратного метра. Уточненный акт от 18 января 2024 года, составленный по результатам дополнительного обследования и измерения площади, содержит сведения о площади расположенных в помещениях здания магазинов "Магнит", "Клумба", магазина автозапчастей "Кунцево".
Определение магазина (пункт 36 Национального стандарта), предполагает наличие наряду с торговыми залами подсобных, административно-бытовых и складских помещений. То есть понятие "магазин" является более широким по сравнению с понятием "площадь торгового объекта", включающего только помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункт 14 Национального стандарта).
Со своей стороны, административный истец, не лишенный права представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О), приводит иные данные о площади, используемой в целях размещения торговых объектов.
Так, по информации, предоставленной административному истцу арендаторами площадей в здании по состоянию на 30 октября 2023 года:
акционерным обществом "Тандер" (магазин "Магнит") для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей используется 603 квадратных метра, 259 квадратных метров используются для приемки и хранения товаров и помещения для подготовки товаров к продаже (приемочные, разгрузочные, кладовые, охлаждающие камеры, помещения подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные отдела заказов); подсобных помещений (помещений для тары, инвентаря, контейнеров); административных и бытовых помещений (комната администратора и бухгалтерии, помещение для отдыха и приема пищи персонала); технических помещений (письмо от 15 марта 2024 года N 127);
индивидуальным предпринимателем Овсянниковым А.Н. (магазин автозапчастей "Кунцево") для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей используется вся арендуемая им площадь 38 квадратных метров (письмо от 22 марта 2024 года);
обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Групп" (магазин "Клумба") для этих целей используется 32 квадратных метра, 159,56 квадратного метра составляет площадь административных, складских для сборки и хранения интернет-заказов, технических помещений (письмо от 19 марта 2024 года N 6).
В подтверждение своих доводов о несоответствии спорного здания критериям торгового центра (комплекса) обществом с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" также представлены договоры аренды, действовавшие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, в частности:
договор аренды от 25 апреля 2017 года N КзФ/27341/17, заключенный с акционерным обществом "Тандер" в отношении части нежилого помещения и нежилых помещений общей площадью 892 квадратного метра для осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с предназначением здания;
договор аренды от 1 сентября 2023 года N 8, заключенный с индивидуальным предпринимателем Овсянниковым А.Н. в отношении части нежилого помещения общей площадью 38 квадратных метров;
договор аренды от 29 июня 2022 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Групп" в отношении части нежилого помещения общей площадью 191,56 квадратных метров для ведения предпринимательской деятельности;
договор аренды от 5 августа 2021 года N 05/08/21, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "АйДи Коллект" в отношении части нежилого помещения общей площадью 968,4 квадратного метра для использования в качестве офисных помещений.
В материалах реестрового дела, открытого 29 октября 2020 года, содержится дополнительное соглашение от 12 июля 2023 года к договору от 25 апреля 2017 года N КзФ/27341/17, в котором указано на использование арендуемого объекта для организации розничной торговли продовольственными товарами, иными сопутствующими смешанными группами товаров, в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукцией, с возможностью размещения административных, складских и подсобных помещений для производства, приготовления и продажи хлебобулочных изделий собственного производства, напитков, готовых к непосредственному употреблению с возможностью размещения необходимого производственного оборудования, для оказания услуг, организации фармацевтической деятельности.
Согласно сведениям, предоставленным суду Государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, акционерному обществу "Тандер" выдана лицензия на торговый объект, расположенный в спорном здании, при этом площадь торгового объекта составляет 862 квадратных метра.
Оценивая представленные сторонами и истребованные судом доказательства фактического использования объекта недвижимости, суд отмечает, что вывод о наличии торговой площади, превышающей 20 процентов общей площади здания, сделанный по результатам обследования здания в рамках установленной процедуры, основан на измерении площади магазинов, без выделения целевого назначения тех или иных помещений.
Однако, как следует из содержания документов, представленных административным истцом, площадь, арендуемая акционерным обществом "Тандер", обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Групп" используется не только для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, но и в иных целях, отвечающих определениям складских, административно-бытовых, фасовочных, подсобных, производственных помещений.
Представленные административным ответчиком акты обследования не дают представления о критериях, по которым площадь магазинов, по определению включающих в себя не только торговые, но и иные площади, отнесена к торговым площадям (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров), фотографии не содержат привязки к конкретным помещениям. Площадь магазина автозапчастей "Кунцево", установленная в результате обследования, превышает площадь, арендуемую индивидуальным предпринимателем Овсянниковым А.Н.
При отсутствии таких сведений, суд не может признать акты обследования в качестве доказательства, достоверно подтверждающего использование более 20 процентов площади здания для размещения торговых объектов в значении, применяемом в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункте 14 Национального стандарта.
Поскольку установленный региональным законодательством порядок не предполагает возможности определения вида фактического использования на основании доказательств, полученных иным способом (вне предусмотренной Порядком процедуры), и ограничивает уполномоченный орган возможностью использования информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации) и иных документах, только в целях обеспечения проведения обследования, суд приходит к выводу о том, что вид фактического использования более 20 процентов площади спорного здания для размещения торговых объектов нельзя считать определенным.
Содержание договоров аренды, являющихся соглашением двух лиц и регулирующим отношения между сторонами, не может с достоверностью подтвердить или опровергнуть соответствие спорного здания условиям, необходимым для включения в перечень, так как договоры не являются документами, определяющими назначение площадей в здании, и не свидетельствуют о фактическом использовании более 20 процентов площади здания для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Информация о площади торгового объекта, предоставленная Государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей и включающая всю площадь, арендуемую акционерным обществом "Тандер", также не может быть принята судом в качестве обоснования законности включения спорного здания в Перечень по признаку фактического использования.
Определение площади объекта лицензирующим органом при оценке соответствия заявителя требованиям к минимальной площади используемого для розничной продажи алкогольной продукции складских помещений и стационарных торговых объектов, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде (пункт 10 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции") не является определением вида фактического использования здания для целей налогообложения, о котором идет речь в пункте 9 статьи 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как осуществляется иным органом и в иных целях.
Кроме того, рассматривая административное дело в порядке абстрактного нормоконтроля, суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в данном случае - обоснованность вывода уполномоченного органа об отнесении здания к торговому центру (комплексу). Однако суд не вправе подменять компетенцию нормотворческого органа, самостоятельно определяя вид фактического использования здания в порядке, не предусмотренном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерацию. Иное означало бы вмешательство в нормотворческую деятельность государственных органов, нарушение конституционного принципа разделения властей, баланса интересов сторон публичного правоотношения и общих принципов налогового законодательства, предполагающих толкование всех неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика.
С учетом изложенных обстоятельств отнесение спорного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, следует считать необоснованным, а пункт 464 Перечня - несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом суд отмечает, что включение здания в оспариваемый Перечень в качестве административно-делового центра по признакам, установленным в пункте 3 статьи 378.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не являлось бы законным ввиду отсутствия у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан полномочий на определение перечня объектов недвижимого имущества и определение вида фактического использования недвижимого имущества, не указанного в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2024 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать его недействующим со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "С КОЛЛЕКШН" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 464 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 ноября 2023 года N 3366-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 мая 2024 г. N 3а-128/2024
Опубликование:
-
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2024 г. N 66а-1223/2024 настоящий документ отменен