Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Окружной
администрации города Якутска
от 2 июля 2024 г. N 1188р
Концепция
выявления, развития одарённых детей для достижения успеха в реализации их потенциалов на благо городского округа "город Якутск"
1. Обоснование необходимости Концепции выявления, развития одарённых детей для достижения успеха в реализации их потенциалов на благо городского округа "город Якутск"
Настоящая Концепция определяет базовые принципы и отражает основные задачи муниципальной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования в городе Якутске.
Концепция выявления, развития одарённых детей для достижения успеха в реализации их потенциалов на благо городского округа "город Якутск" (далее - Концепция) определяет основные приоритеты, цели и задачи формирования современной модели работы с одарёнными детьми на период с 2024 - 2029 годы.
1. Актуальность муниципальной системы работы с одарёнными детьми. Одним из приоритетов реформы образования является "Поиск талантов: выявление и сопровождение одаренных детей, обладающих инновационным мышлением". Позиция государства в работе с одарёнными детьми, показана как стратегическая направляющая современной образовательной деятельности.
В Детских школах искусств накоплен обширный и успешный опыт работы с одаренными детьми по нескольким ведущим направлениям:
1.1. поддержка участия детей в региональных и всероссийских этапах конкурсов;
1.2. развитие партнерских отношений с учреждениями, обеспечивающими сопровождение одаренных школьников, для Детских школ искусств приоритетным является развитие партнерских отношений с учреждениями среднего и высшего профессионального образования России и Республики Саха (Якутия): Якутское художественное училище (колледж) им. П.П. Романова, Якутский колледж культуры и искусств им. А.Д. Макаровой, Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова, Арктический государственный институт культуры и искусств, Высшая школа музыки им.
В.А. Босикова. Проведение ведущими преподавателями мастер-классов, совместных концертов с одаренными детьми является неотъемлемой частью развития таланта учащихся и подготовкой их к поступлению в профессиональные учебные заведения;
1.3. организация внеурочной деятельности одаренных школьников.
Вместе с тем, несмотря на масштабность и разноплановость работы с одаренными детьми в муниципалитете, существует ряд проблем:
- до настоящего времени работа с талантливыми детьми не имела единого муниципального организационного и образовательного пространства;
- сопровождение одаренных детей представлено отдельными муниципальными программами, проектами и отдельными мероприятиями, зачастую не связанными между собой;
- недостаточно сформирована инфраструктура поддержки и сопровождения одаренных детей.
- отсутствие необходимого количества площадей и школ в г. Якутске не дают желающим детям возможность реализовать свои творческие возможности. ДШИ испытывают острую нехватку учебных помещений, отсутствуют концертные, хореографические, выставочные залы, библиотеки, что препятствует полноценной реализации федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам.
В связи с вышесказанным, возникла необходимость создания муниципальной системы работы с одаренными детьми в городе Якутске на базе Управления культуры и разработке Концепции, отвечающей требованиям времени.
2. Основные положения
"Одарёнными детьми" принято считать детей, значительно опережающих своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующих выдающиеся специальные способности: музыкальные, художественные и другие.
Одарённостью соответственно является - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, математика, литература, спорт, общение и т.д.).
Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию одаренных детей, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России.
Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства педагогического состава, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения. Для организации работы по этим направлениям необходимо обратить особое внимание на:
- механизмы выявления одаренных детей, мониторинг, стимулирование и поощрение их творческого развития;
- поддержку преподавателей, добившихся особо значимых успехов в подготовке одарённых детей и молодёжи.
3. Базовые принципы построения и основные задачи муниципальной системы выявления и развития одаренных детей
Муниципальная система выявления и развития молодых талантов формируется как совокупность инициатив, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей всех детей и молодежи в целях достижения ими выдающихся результатов.
Цель: Модернизация и систематизация существующих видов деятельности по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей, получающих образование в образовательных учреждениях культуры города Якутске.
Задачи:
- организовать сбор актуальной статистики одаренных детей на основе профессиональной диагностики способностей, начиная с дошкольного образования и продолжая психолого-педагогической диагностикой способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессий в ДШИ в общий банк данных;
- включить в систему сопровождения одаренных детей города Якутска актуальные направления деятельности;
- выстроить образовательное пространство выявления и сопровождения одарённых детей, получающих образование в образовательных учреждениях культуры города Якутска через развитие сети инновационных образовательных площадок;
- централизовать процессы управления работой с одаренными детьми через муниципальный Методический центр Управления культуры и духовного развития Окружной администрации города Якутска;
- составление единых методических рекомендаций для педагогических работников (преподавателей ДШИ, педагогов допобразования) по сопровождению одаренных детей;
- расширить штат или включить в каждое образовательное учреждение дополнительного образования (ДШИ, ДМШ) должность психолога для сопровождения одаренных детей, а также оказания психологической разгрузки преподавателям, оказания психологической консультации талантливым детям и их родителям в мягкой адаптации, понимании и поддержке всех участников образовательного процесса (учитывая, что одаренные дети имеют особенно ранимую чувствительную психику);
- создание единого городского методического объединения педагогов (и других специалистов, как медработники, психологи, организаторы креативных инновационных проектов, представители потенциальных работодателей), работающих с одаренными детьми, что позволит обмениваться опытом, решать возникающие вопросы в воспитании и обучении более эффективно;
- разработать систему профессионального повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми.
Муниципальная система выявления и развития молодых талантов строится на следующих базовых принципах:
- приоритет интересов личности ребёнка, молодого человека, его права на свободу выбора направления обучения, забота о его здоровье;
- доступность и открытость;
- опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения культуры, передовые методики обучения;
- индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;
- межведомственное и сетевое взаимодействие;
- общественный и профессиональный контроль;
- сочетание государственных, общественных и муниципальных инициатив и ресурсов.
Основными задачами муниципальной системы выявления и развития молодых талантов являются:
- создание условий для развития способностей всех детей и молодёжи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;
- поддержка лучших педагогов образовательных учреждений культуры, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения;
- поддержка образовательных учреждений культуры для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.
4. Основные направления функционирования муниципальной системы выявления и развития одаренных детей
4.1. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере
культуры, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих:
- учёт результатов интеллектуальных, творческих конкурсов и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодёжи при отборе для обучения по различным образовательным программам и направлениям, создание системы "социальных лифтов";
- повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений культуры и работодателей в выявлении и поддержке одаренных детей;
- оптимизацию форм отчётности и порядка регламентации педагогической работы;
- создание и функционирование городского сетевого профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными детьми города.
4.2. Развитие и совершенствование научной и методической базы:
- внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей одаренных детей в образовательных учреждениях культуры;
- разработка разноуровневых образовательных программ, а также соответствующих им учебных и методических пособий;
- сопровождение исследовательской деятельности коллективов образовательных учреждений культуры по тематике, связанной с образованием одаренных детей;
- мониторинг и анализ состояния работы с одаренными детьми и по разным направлениям.
4.3. Развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров:
- формирование ответственности профессиональных сообществ за результаты педагогической деятельности;
- стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений культуры к работе по выявлению и развитию задатков и способностей одаренных детей;
- обеспечение условий для повышения компетентности педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;
- создание инновационных площадок и ресурсных центров на базе учреждений культуры.
4.4. Реализация системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач:
- разработка и реализация муниципальных проектов по выявлению и развитию задатков и способностей одаренных детей;
- развитие сети образовательных учреждений культуры для детей, подростков, проявивших выдающиеся способности, школ искусств, летних школ и лагерей, дистанционных школ;
- организация творческих мероприятий для детей;
- создание и обеспечение функционирования муниципального информационно-образовательного интернет-портала;
- поддержка специализированных журналов, теле- и радиопрограмм для детей по различным отраслям знаний в области культуры и искусства;
- поддержка сообществ (в том числе интернет-сообществ) детей и молодёжи по интересам в области культуры и искусства.
4.5. Формирование условий для построения индивидуальной профессиональной траектории обучающихся, с учетом их творческих способностей:
- стимулирование творческой деятельности среди обучающихся образовательных учреждений культуры;
- формирование системы мероприятий, формирующих навыки профессионального развития учащихся, для дальнейшей реализации творческих способностей детей и молодежи.
5. Ожидаемые результаты
- наличие сформированного образовательного пространства выявления и сопровождения одаренных детей в городе Якутске;
- централизованное управление работой с одаренными детьми через Методический центр Управления культуры и духовного развития Окружной администрации города Якутска;
- наличие единого муниципального электронного банка данных одаренных детей города Якутска;
- повышение уровня компетентности педагогических работников и родителей в вопросах детской одаренности и создания благоприятных условий для развития личности детей, и наиболее полного раскрытия их способностей;
- наличие единой непрерывной сети мероприятий для одаренных детей от дошкольного возраста;
- увеличение доли детей, охваченных программами для одаренных детей, увеличение доли участия детей в олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
- увеличение доли одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских и международных конкурсах, турнирах и иных конкурсных творческих мероприятиях.
Заместитель главы - руководитель |
Р.В. Тимофеев |
Заместитель главы - руководитель |
Р.В. Тимофеев |
<< Назад |
Приложение >> N 1. План реализации Концепции |
|
Содержание Распоряжение Окружной администрации города Якутска от 2 июля 2024 г. N 1188р "Об утверждении Концепции выявления, развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.