Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия
развития юстиции в Республике Татарстан на 2017-2030 годы
(утв. приказом Министерства юстиции РТ от 25 июля 2017 г. N 01-02/82 (в редакции приказа от 30 марта 2024 г. N 44од))
Паспорт
Наименование Стратегии |
Стратегия развития юстиции в Республике Татарстан на 2017-2030 годы (далее - Стратегия) |
Основание разработки Стратегии |
Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" |
Разработчик Стратегии |
Министерство юстиции Республики Татарстан (далее - Министерство) |
Цель Стратегии |
Повышение уровня правового обеспечения органов публичной власти республики, населения, бизнес-сообщества, эффективности взаимодействия этих субъектов в юридической сфере с широким применением современных информационных технологий, создание оптимальных условий мировым судьям республики для осуществления правосудия |
Задачи Стратегии |
1. Повышение уровня качества подготовки проектов нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, муниципальных нормативных правовых актов и эффективности договорной и претензионно-исковой работы посредством повышения компетенции юридических служб, вовлечения общественных институтов в нормотворческий процесс и в правовое просвещение населения 2. Развитие институтов оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения Республики Татарстан 3. Развитие и укрепление института мировой юстиции в Республике Татарстан |
Сроки и этапы реализации Стратегии |
Срок реализации: 2017-2030 годы Этапы реализации: I этап: 2017-2021 годы; II этап: 2022-2030 годы |
Источники финансирования |
Средства, предусмотренные государственной программой Республики Татарстан "Развитие юстиции в Республике Татарстан", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2022 N 618 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие юстиции в Республике Татарстан", текущее финансирование деятельности Министерства и иные средства, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые и конечные результаты реализации Стратегии |
По итогам реализации Стратегии ожидается достижение следующих основных результатов: систематизация деятельности органов публичной власти и институтов гражданского общества по правовому просвещению; внедрение новых ИТ-решений в институты мировой юстиции, бесплатной юридической помощи, деятельность органов местного самоуправления; структурирование деятельности органов публичной власти в сфере нормотворчества и правового обеспечения; обеспеченность органов публичной власти высококвалифицированными юридическими кадрами |
Организация контроля за реализацией Стратегии |
министр юстиции Республики Татарстан |
I. Характеристика сферы реализации Стратегии, проблемы и пути их решения
Стратегия разработана в целях повышения уровня правовой обеспеченности населения республики, бизнес-сообщества, республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан, эффективности взаимодействия этих субъектов по правовым вопросам с широким применением информационных технологий, создания оптимальных условий для независимого осуществления правосудия, а также обеспечения исполнения положений Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия 2030).
Создание необходимой нормативной правовой базы в Республике Татарстан является одним из ключевых факторов успешной и эффективной реализации Стратегии 2030, отраслевых стратегий республиканских органов исполнительной власти, а также стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан в рамках установленных Стратегией 2030 приоритетов. Развитие Казанской, Камской и Альметьевской агломераций возможно только при создании соответствующей правовой основы для эффективного функционирования и взаимодействия, которая должна своевременно корректироваться с учетом возникающих потребностей.
Своевременное принятие качественных нормативных правовых актов республиканского и местного уровней является гарантом реализации прав граждан и предпринимателей, полнота правового регулирования имеет непосредственное значение для социально-экономического развития республики. Исполнение данных направлений сегодня обеспечивается деятельностью юридических служб республиканских органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления.
Уровень квалификации сотрудников юридических служб обусловливает эффективность защиты интересов органов публичной власти Республики Татарстан. Недостаточная квалификация сотрудников юридических служб становится препятствием для разработки и/или издания безупречных в правовом и юридико-техническом отношении нормативных правовых актов, а также качественной договорной работы и судебной защиты публичных интересов.
Правотворчество требует специальных знаний, навыков формирования и формулирования актов. Особое место в этой деятельности отводится юридической технике, которая представляет собой специальную систему требований при создании нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям: соответствовать Конституции Российской Федерации, объему и характеру компетенции правотворческого органа, издающего данный акт, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации и актам вышестоящего уровня, а также отвечать основным правилам юридической техники.
Сегодня вопросам квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, в том числе сотрудников юридических служб, уделяется много внимания. Необходимо развитие техник и методик подтверждения заявленных специалистами компетенций в юридической сфере, позволяющих формировать программы повышения квалификации, исходя из уровня компетенции сотрудника.
Развитие экономики требует формирования у юристов новых (дополнительных) компетенций, управленческих навыков, углубленных знаний в различных отраслях (автомобильная промышленность, ИТ-сфера, энергетика, экология и др.). Совершенствование практической юриспруденции станет возможным благодаря активизации сотрудничества образовательных организаций высшего образования с юридическими компаниями, организациями во взаимосвязи с потребностями рынка (консолидированный заказ на подготовку специалистов-юристов отраслевой направленности).
Практика последних лет показала необходимость в нормотворческой деятельности органов публичной власти республики работать на опережение, своевременно разрабатывать проекты нормативных правовых актов, направленных на приведение законодательства Республики Татарстан в соответствие с федеральным законодательством. Это требует постоянного мониторинга изменения законодательства, параллельно с разработкой законопроектов республики должна обеспечиваться подготовка подзаконных актов, обеспечивающих их реализацию. При разработке нормативных актов или внесении изменений в действующие акты органы публичной власти должны проводить оценку реализации и воздействия акта на общественные отношения.
В процесс правотворчества необходимо внедрять современные информационные технологии. В целях развития отрасли в перспективе потребуется появление новых ИТ-решений, способных разгрузить юристов посредством стандартизации типовых решений, обеспечения автоматизации процессов юридической функции.
Сегодня Министерством делается немало для оказания правовой помощи республиканским органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в Республике Татарстан: проводятся семинары, разрабатываются методические рекомендации, в муниципальные образования выезжают консультативные группы и др.
Вместе с тем юридические службы органов публичной власти зачастую сталкиваются со схожими проблемами в сфере правотворчества, решение которых требует межведомственного взаимодействия. Одновременно с решением задач, указанных выше, необходимо усилить работу по повышению уровня правовой культуры населения республики в целом.
На Министерство возложены такие социально значимые функции, как обеспечение населения республики бесплатной юридической помощью и правовое просвещение.
В республике сформированы действенные системы бесплатной юридической помощи - государственная и негосударственная. Вместе с тем назрела необходимость совершенствования данного института, упрощения получения гражданами бесплатной юридической помощи, вовлечения в оказание такой помощи большего количества субъектов юридического сообщества. Решение обозначенных вопросов возможно путем широкого использования информационных технологий при предоставлении бесплатной юридической помощи.
Указанный положительный опыт Республики Татарстан нашел отражение и на федеральном уровне. Татарстан наряду с девятью субъектами Российской Федерации (Краснодарский край, Кемеровская, Курская, Иркутская, Московская, Ростовская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская области) определен участником проекта по предоставлению гражданам бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов, в части администрирования регионального сегмента Единого государственного портала правового просвещения и бесплатной юридической помощи.
Проект реализуется Министерством юстиции Российской Федерации. 20 декабря 2022 года портал начал работать в Республике Татарстан в тестовом режиме.
Портал позволит получать правовую помощь в электронном виде, знакомиться с правовыми документами и новостями, обеспечит оперативность, прозрачность, качество и удобство получения бесплатной юридической помощи.
Это значимо для республики, где более 350 тысяч человек имеют право на получение бесплатной юридической помощи. Зарегистрированные пользователи смогут через портал обращаться за оказанием квалифицированной правовой помощи безвозмездно, записаться на прием к юристу. В будущем планируется расширить функционал портала: появится возможность видео- и аудиоприема граждан, что особенно актуально для людей с ограниченными возможностями здоровья, будет запущен чат-бот и конструктор документов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2022 N 781 "О создании государственного казенного учреждения "Государственное юридическое бюро Республики Татарстан" создано государственное казенное учреждение "Государственное юридическое бюро Республики Татарстан", которое приступило к своей деятельности с 1 ноября 2022 года.
Это подведомственное Министерству учреждение, оказывающее гражданам республики бесплатную юридическую помощь в том числе посредством проведения выездных мероприятий на территории муниципальных образований, осуществляющее правовое информирование и правовое просвещение населения.
Деятельность органов государственной и муниципальной власти и институтов гражданского общества по правовому просвещению должна осуществляться системно, планово и в одном ключе с достижением общей цели - повышением уровня правового просвещения и правовой грамотности граждан в Республике Татарстан.
Эффективным механизмом систематизации данной работы должны стать разработка и принятие соответствующих программ (планов), посредством которых будут консолидированы силы всех органов государства и институтов гражданского общества, участвующих в правовом просвещении населения республики.
Улучшение организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Республики Татарстан является одним из условий отправления правосудия и реализации гражданами, в том числе лицами с ограниченными возможностями здоровья, права на защиту своих интересов в суде.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Республике Татарстан созданы 190 судебных участков.
При этом остаются актуальными вопросы обеспечения судебных участков мировых судей необходимым количеством судебных помещений и доведение размеров служебных площадей, приходящихся на одного мирового судью и на один судебный участок, до нормативных, а также поддержания зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями, в надлежащем состоянии.
Ключевой задачей Министерства на долгосрочную перспективу является размещение судебных участков в условиях, отвечающих современным требованиям достойного отправления правосудия.
2022 стал годом цифровой трансформации Республики Татарстан. Министерством определены приоритетные проекты по цифровизации. Наиболее существенные изменения в 2022 году произошли в мировой юстиции. С 1 сентября на всех судебных участках мировых судей выстроено электронное взаимодействие со службой судебных приставов. Появилась возможность направления исполнительных документов в электронном виде, отслеживания хода исполнительного производства. Новый сервис позволяет снизить риски подделки или утраты документов. Это удобно для жителей нашей республики. На конец года в электронном виде направлено более 30 тысяч документов. В 2023 году более 96 тысяч документов направлено судебным приставам в электронном формате.
В 2022 году модернизирован "Интернет-портал мировых судей Республики Татарстан", который приобрел современный дизайн и новый функционал.
Основным новшеством Портала является сервис, позволяющий подавать исковые заявления, жалобы мировым судьям в электронном виде. Для этого необходимо пройти идентификацию и аутентификацию с использованием учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации" (ЕСИА). С 1 октября 2022 по 31 декабря 2023 года подано более 95 тысяч заявлений.
В Инструкцию по судебному делопроизводству и организации работы архива на судебных участках мировых судей Республики Татарстан включен раздел, предусматривающий формирование электронного архива на судебных участках. Данный проект рассмотрен и одобрен Комиссией по координации деятельности мировой юстиции, а затем и Советом судей Республики Татарстан. Постановлением Совета судей от 25 августа 2022 года предусмотрена реализация указанного пилотного проекта на семи определенных судебных участках в течение шести месяцев. 1 марта 2023 года реализация пилотного проекта завершена. Получены положительные результаты. Приобретенный опыт с апреля 2023 года распространен на всю республику.
С 1 сентября все судебные участки получили возможность использовать электронную (гибридную почту) непосредственно из программного комплекса "Мировые судьи". Это удобно для граждан, поскольку сокращаются сроки получения почтовой корреспонденции при сохранении максимального уровня конфиденциальности. С 1 сентября 2022 по 31 декабря 2023 года гибридной почтой направлено 400385 единиц корреспонденции.
В апреле 2023 года Министерством внедрен функционал предварительной записи посещения мировых судей республики, реализуемый через Портал государственных услуг Республики Татарстан. Сервис "Электронная очередь" позволяет записаться на ознакомление с материалами дела, для получения судебного акта, судебного акта с отметкой о вступлении в законную силу, исполнительного листа или документов из архива.
Завершена модернизация серверной инфраструктуры мировых судей, результатом которой стало предоставление виртуальных вычислительных ресурсов в центре обработки данных ИТ-Парк. Данное решение обеспечивает быстродействие, отказоустойчивость и надёжность хранения данных программного комплекса "Мировые судьи".
Благодаря решению Раиса Республики Татарстан, в 2024 году Министерству выделено дополнительное финансирование на доработку программного комплекса "Мировые судьи" в части интеграции с Региональной информационной системой государственных и муниципальных платежей (РИС ГМП), что позволит обеспечить возможность автоматизированного формирования уникальных идентификаторов начислений для каждого начисления, а также передачу, уточнение и аннулирование данных по начислениям непосредственно из программного комплекса "Мировые судьи".
Также программный комплекс "Мировые судьи" будет доработан в части подачи мировым судьям документов в электронном виде.
В связи с внесением изменений в Порядок подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, документы в электронном виде могут быть поданы через личный кабинет пользователя, созданного в модуле "Электронное правосудие" на портале ГАС "Правосудие" (ej.sudrf.ru), либо через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации.
От уровня квалификации мировых судей и профессионального уровня работников их аппаратов непосредственно зависит имидж всей судебной власти в Республике Татарстан. Необходимо внедрять новые методики повышения квалификации.
II. Основные цели и задачи Стратегии, сроки и этапы ее реализации
Основной целью Стратегии является повышение уровня правого обеспечения органов публичной власти республики, населения, бизнес-сообщества, эффективности взаимодействия этих субъектов в юридической сфере с широким применением современных информационных технологий, создание оптимальных условий мировым судьям республики в осуществлении правосудия.
Реализация Стратегии рассчитана на 2017-2030 годы.
I этап: 2017-2021 годы.
II этап: 2022-2030 годы.
1. Решение задачи по повышению уровня качества подготовки проектов нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, муниципальных нормативных правовых актов и эффективной договорной и претензионно-исковой работы посредством повышения компетенции юридических служб, вовлечения общественных институтов в нормотворческий процесс и в правовое просвещение населения, предполагает:
1.1. Развитие кадрового потенциала в юридической сфере и привлечение квалифицированных юридических работников в органы публичной власти (2017-2030 годы);
1.2. Методическое сопровождение деятельности юридических служб республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан по правовым вопросам (2017-2030 годы);
1.3. Участие в повышении уровня кадров юридических служб республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан (2017-2030 годы);
1.4. Внедрение информационных технологий в нормотворческий процесс (2017-2021 годы);
1.5. Применение новых ИТ-решений, способных разгрузить юристов путем стандартизации типовых решений, обеспечения автоматизации процессов юридической функции (2019-2030 годы);
1.6. Привлечение институтов гражданского общества к проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов (2017-2030 годы);
1.7. Систематизацию и учет муниципальных нормативных правовых актов (2017-2030 годы);
1.8. Участие в мероприятиях по обучению должностных лиц, специалистов юридических служб и иных специалистов органов местного самоуправления (2017-2030).
2. Решение задачи по развитию институтов оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения Республики Татарстан предполагает:
2.1. Создание информационной системы по оказанию бесплатной юридической помощи в Республике Татарстан (2017-2018 годы);
2.2. Создание единой площадки в Министерстве для оказания бесплатной юридической помощи участниками негосударственной системы (2019-2020 годы);
2.3. Подключение участников государственной системы бесплатной юридической помощи Республики Татарстан к информационной системе "Правовая помощь" и организация оказания бесплатной юридической помощи посредством электронных сервисов (2024-2030 годы);
2.4. Обеспечение реализации раздела 8 "Правовое просвещение и повышение уровня правовой грамотности населения" приложения к Стратегии по правам человека в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республике Татарстан от 24.12.2021 N 1285 "Об утверждении Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2022-2028 годы".
3. Решение задачи по развитию и укреплению института мировой юстиции в Республике Татарстан предполагает:
3.1. Формирование и функционирование информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры для организации защищенного межведомственного электронного взаимодействия, приема исковых заявлений, направляемых в электронном виде, а также внедрение технологических решений, направленных на повышение эффективности деятельности аппаратов мировых судей (2022-2030 годы);
3.1.1. Доработку программного комплекса "Мировые судьи" в части интеграции с Региональной информационной системой государственных и муниципальных платежей (РИС ГМП) (2024 год);
3.1.2. Перенос функционала "Интернет-портала мировых судей Республики Татарстан" по подаче исковых заявлений, жалоб мировым судьям в электронном виде на Единый портал государственных и муниципальных услуг (2024 год);
3.2. Повышение профессионального уровня мировых судей (2017-2030 годы);
3.3. Внедрение новых методик повышения квалификации работников аппаратов мировых судей (2017-2030 годы);
3.4. Оптимизацию кадров в аппаратах мировых судей и материальное стимулирование работников в зависимости от объема служебной нагрузки (2018-2030 годы);
3.5. Улучшение материально-технического обеспечения судебных участков мировых судей (2017-2030 годы);
3.6. Улучшение условий для размещения судебных участков мировых судей (2017-2030 годы);
3.7. Повышение уровня технической укрепленности, антитеррористической устойчивости судебных участков мировых судей (2017-2030 годы).
III. Ресурсное обеспечение Стратегии
Ресурсное обеспечение Стратегии составляют средства, предусмотренные государственной программой Республики Татарстан "Развитие юстиции в Республике Татарстан", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.07.2022 N 618, текущее финансирование деятельности Министерства и иные средства, полученные в соответствии законодательством Российской Федерации.
Необходимость координированного и комплексного решения проблем, связанных с совершенствованием и развитием юстиции в республике, требует реализации Стратегии программно-целевым методом.
IV. Механизм реализации Стратегии
Управление Стратегией и контроль за ходом ее реализации осуществляется министром юстиции Республики Татарстан.
Министерство разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии, в том числе о внесении изменений в государственные программы, курируемые Министерством, проводит ежегодное уточнение целевых индикаторов, затрат на реализацию основных мероприятий Стратегии, а также утверждает ежегодный план по реализации мероприятий Стратегии.
Ежегодные отчеты о ходе реализации настоящей Стратегии заслушиваются на заседаниях коллегии Министерства.
Информация о ходе реализации Стратегии размещается на сайте Министерства Официального портала Правительства Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Аналитические материалы" не реже одного раза в год.
V. Оценка социально-экономической эффективности реализации Стратегии и ожидаемые конечные результаты
Комплексное выполнение мероприятий Стратегии будет способствовать повышению эффективности реализации государственной политики Республики Татарстан в сфере юстиции, исполнению Стратегии 2030, а также социально-экономическому развитию республики в целом.
Профессиональные юридические кадры создадут необходимую основу для развития всех сфер общественных отношений, в том числе эффективного развития Казанской, Камской и Альметьевской агломераций.
Стало традиционным, что юриспруденция ассоциируется с законами, напечатанными на бумаге, а максимальное использование информационных технологий в юридической сфере ограничивается справочными правовыми системами и официальным опубликованием актов в электронном виде.
Стратегия должна изменить обозначенную данность, реализация отдельных мероприятий Стратегии обеспечит интеграцию современных информационных технологий в реализацию государственной политики в сфере юстиции, включая систематизацию и учет нормативных правовых актов, оказание бесплатной юридической помощи, решения вопросов межведомственного взаимодействия при отправлении правосудия мировыми судьями республики.
Социальный эффект Стратегии оценивается в более полной реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, а также в повышении правовой культуры населения.
Учитывая специфику отрасли, определить прямой экономический эффект от реализации Стратегии не представляется возможным, так как ожидаемые результаты не поддаются статистическим измерениям и не могут быть подвергнуты стоимостной оценке. В то же время косвенный экономический эффект от реализации Стратегии может заключаться в формировании положительного имиджа Республики Татарстан, в том числе инвестиционной привлекательности, повышении предпринимательской активности.
Так, реализация Стратегии по итогам I этапа (к концу 2021 года) позволила достигнуть следующих результатов:
количество нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, в государственной регистрации которых отказано по причине противоречия законодательству или наличия недочетов юридико-технического характера, сократилось на 18 процентов (2016 год - 148, 2021 год - 122);
в более чем 22000 муниципальных нормативных правовых актах устранены несоответствия законодательству;
план по организации обучающих мероприятий для вновь принятых сотрудников юридических служб органов местного самоуправления выполнен (план - 100 процентов);
участие в мероприятиях по обучению должностных лиц, специалистов юридических служб и иных специалистов органов местного самоуправления - 100 процентов (план - 100 процентов);
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2021 N 1285 утверждена Стратегия по правам человека в Республике Татарстан на 2022-2028 годы, которая также включает раздел 8 "Правовое просвещение и повышение уровня правовой грамотности населения";
количество актов, представляемых для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан, за 2017-2021 годы увеличилось более чем на 18000 (2016 год - 14075, 2021 год - 32663);
доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, в которых проведен капитальный и текущий ремонт, составила 70 процентов (план - не менее 70 процентов);
доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, оснащенных системами видеонаблюдения, составила 100 процентов (план - 100 процентов);
доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, оснащенных системами контроля доступа, составила 80,5 процентов (план - 60 процентов);
доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, оснащенных волоконно-оптическими линиями связи, составила 100 процентов (план - 100 процентов);
план по переводу зданий (помещений) судебных участков мировых судей на цифровую телефонию с единой внутренней нумерацией, позволяющей экономить бюджетные средства и обеспечить повышение эффективности предоставляемых услуг за счет оптимизации каналов связи, выполнен (план - 100 процентов);
доля залов судебных заседаний, оснащенных системами аудиопротоколирования, составила 100 процентов (план - 20 процентов);
количество мировых судей, прошедших повышение квалификации, составило не менее 50 судей ежегодно (план - не менее 40 судей ежегодно);
переподготовка вновь назначенных мировых судей составила 100 процентов (план - 100 процентов).
По итогам II этапа реализации стратегии (к концу 2030 года) ожидается достижение следующих результатов:
повышение правовой культуры населения;
создание эффективной системы взаимодействия республиканских органов исполнительной власти с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления по правовым вопросам;
широкое распространение информационных технологий при предоставлении бесплатной юридической помощи;
систематизация деятельности республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций по правовому просвещению населения республики;
обеспечение реализации программы (плана) по правовому просвещению населения республики;
организация систематизации и учета муниципальных нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное использование гражданами, органами публичной власти и организациями базы данных регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан, иных государственных и муниципальных информационных ресурсов;
доля зданий и помещений судебных участков мировых судей, в которых проведен капитальный и текущий ремонт, составит 100 процентов;
электронное взаимодействие мировых судей с Федеральной службой судебных приставов по передаче исполнительных листов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи;
создание условий для подачи документов мировым судьям в электронном виде.
Оценка эффективности Стратегии за весь период ее реализации проводится с учетом достижения к 2021 (I этап) и 2030 годам (II этап) установленных значений индикаторов, содержащихся в приложении к Стратегии, а также вышеуказанных ожидаемых конечных результатов.
VI. Кадровое обеспечение отрасли юстиции
Обеспечение отрасли юстиции квалифицированными работниками на основе эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней, формирования кадрового резерва и его эффективного использования, развития потенциала молодых сотрудников, закрепления на службе мотивированных сотрудников, создания благоприятных условий для эффективного труда, профессионального роста, выявления талантливых, инициативных служащих является одной из приоритетных задач в развитии юстиции в Республике Татарстан. Развитие рыночных отношений, демократических институтов, государственно-правовых структур и органов местного самоуправления, активизация законотворческого процесса стимулируют востребованность в высокообразованных юристах, профессионально владеющих государственно-правовыми знаниями.
На 1 января 2024 года штатная численность Министерства составляет 126 единиц, штатная численность аппаратов мировых судей Республики Татарстан - 821,5 единицы.
Проблема пополнения кадрового состава молодыми сотрудниками по-прежнему остается актуальной. Доля работников Министерства в наиболее активном трудоспособном возрасте до 40 лет составляет 73%. Ежегодно проходят практику более 400 студентов (2021 год - 457; 2022 год - 472; 2023 год - 419). Из них трудоустраиваются в Министерство после завершения учебы 1-2%.
Сохраняется высокая текучесть кадров на государственной службе (по центральному аппарату Министерства в 2022 году - 24%, в 2023 году - 28%; по аппаратам мировых судей в 2022 году - 32%, в 2023 году - 29%).
Низкий уровень оплаты труда в бюджетной сфере, падение престижа профессии, неготовность молодежи трудиться в предложенных условиях формируют риски для развития юстиции в Республике Татарстан.
Решение вопроса привлечения новых кадров в отрасль неразрывно связано с повышением уровня заработной платы и мотивации сотрудников.
Важной задачей Стратегии является возрождение престижа профессии юриста у молодого поколения. Этос юриста включает широкий диапазон профессиональных, гражданских и личностных качеств, которые необходимы квалифицированному специалисту: гражданскую зрелость и высокую общественную активность; правовую и психологическую культуру, уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина; высокое нравственное сознание; гуманность, твердость моральных убеждений; чувство долга, ответственность за судьбы людей и порученное дело; принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты; воля и настойчивость в исполнении принятых правовых решений, чувство нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.
В связи с этим являются актуальными вопросы повышения уровня знаний и квалификации работников отрасли, их дополнительного профессионального образования. Необходимо продолжить положительно зарекомендовавший себя опыт работы со студентами юридических факультетов образовательных организаций. Это стажировка и практика в Министерстве и аппаратах мировых судей, наставничество у практикующих юристов, включение в образовательные программы и учебные планы образовательных организаций пожеланий потенциальных работодателей, согласование с ними содержательного наполнения курсов, встречи с ветеранами в профессии, участие в иных мероприятиях по профессиональному развитию в соответствии с запросом рынка труда, исследование карьерных путей выпускников юридических факультетов.
Необходимо активизировать работу, направленную на удержание опытного персонала, привлечение заинтересованных в своем развитии молодых людей, повышение самомотивации сотрудников различного уровня, использование цифровых технологий.
Ключевые направления:
Восполнение потребности в кадрах с использованием единых подходов и механизмов оценки претендентов на замещение должностей гражданской службы, обеспечивающих равные условия как при проведении конкурсов на замещение вакантной должности и в кадровый резерв, так и в случае, если конкурс не проводится. В первую очередь необходимо рассматривать возможность использования внутренних ресурсов, так как это способствует повышению мотивации гражданских служащих к долгосрочному прохождению гражданской службы, добросовестному исполнению должностных обязанностей и профессиональному развитию. В случае недостаточности внутренних ресурсов восполнение потребности Министерства в кадрах осуществляется из внешних источников.
С целью привлечения кадров за счет внутренних человеческих ресурсов проводится:
анализ результатов профессионального развития гражданских служащих, включенных в кадровый резерв;
анализ итогов аттестации гражданских служащих;
анализ результатов оценки деятельности гражданских служащих;
работа с руководителями структурных подразделений Министерства с целью получения их рекомендаций относительно подходящих претендентов;
выявление гражданских служащих, заинтересованных в должностном росте;
выявление гражданских служащих, принявших решение об увольнении с гражданской службы и освобождении от замещаемой должности по собственной инициативе, с целью изменения их решения.
С целью привлечения кадров за счет человеческих ресурсов с рынка труда и из других внешних источников проводится:
мониторинг лиц, включенных в кадровый резерв, в целях выявления наиболее подходящих претендентов;
работа с образовательными организациями в целях обеспечения проведения практики студентов;
стажировка студентов, позволяющая выявить наиболее подготовленные и перспективные для поступления на гражданскую службу кадры;
работа с кадровыми службами иных государственных органов с целью выявления гражданских служащих, готовых трудоустроиться в Министерство;
взаимодействие с организациями любых форм собственности с целью поиска подходящих претендентов для поступления на гражданскую службу;
работа с государственной службой занятости населения, а также базами вакансий в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в целях поиска подходящих претендентов;
поиск на научно-практических и иных мероприятиях, посвященных вопросам, связанным с областью деятельности Министерства;
участие в ярмарках вакансий;
подача рекламных объявлений в средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы), использование веб-сервисов, которые специализируются на предоставлении услуг по размещению объявлений соискателей и работодателей;
работа с организациями, осуществляющими поиск кадров и другие мероприятия.
Министерство тесно взаимодействует с юридическими факультетами Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) Федеральный университет", Казанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия", Казанского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) г. Казань" и учреждения высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ", способными обеспечить отрасль квалифицированными кадрами.
Ожидаемый результат: замещение должностей квалифицированными специалистами.
Повышение привлекательности Министерства как работодателя достигается за счет создания комфортных условий для поступления на гражданскую службу и осуществления деятельности гражданскими служащими, а также информирования претендентов о социальной значимости деятельности Министерства.
Проведение мероприятий, направленных на повышение привлекательности Министерства как работодателя:
создание комфортных условий для поступления на гражданскую службу. Обеспечение получения претендентами информации о вакантных должностях, требованиях для поступления и прохождения гражданской службы в Министерстве и иной информации, необходимой для принятия решения о возможности трудоустройства. Процедура оформления документов для поступления на гражданскую службу должна быть понятна и комфортна для претендента. Обеспечение осведомленности претендентов о преимуществах прохождения гражданской службы в Министерстве существенно повышает его привлекательность как работодателя;
организация комфортных условий для прохождения гражданской службы. Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, предусматривающих обеспечение безопасных, здоровых условий труда, а также благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Воспитание добросовестного отношения гражданских служащих к должностным обязанностям, уважительного отношения к руководителю, предоставление возможности профессиональной самореализации, поддержание инициативы в деятельности. Обеспечение материального вознаграждения за наставническую деятельность, поощрения и награды за добросовестную службу и высокие достижения в работе и др. Обеспечение социальных гарантий и социального страхования, социально-культурное обеспечение, бонусы от профсоюза, корпоративные игры, выезды на природу, экскурсии, участие в благотворительных акциях, спортивных мероприятиях, встречи с ветеранами и др.;
формирование социально значимого имиджа Министерства. Информационное освещение миссии и результатов деятельности Министерства, его перспектив в связи с амбициозностью целей и задач, стоящих перед кадровым составом Министерства, и имеющихся возможностях профессиональной самореализации гражданских служащих.
Ожидаемый результат: позиционирование Министерства как надежного и перспективного для профессиональной самореализации квалифицированных специалистов работодателя с высоким социально значимым имиджем, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность мероприятий по привлечению в государственный орган квалифицированных кадров.
Развитие персонала (обучение, обеспечение карьерного роста, эффективное использование кадрового резерва, наставничество).
При организации мероприятий по профессиональному развитию кадров целесообразно обратить внимание на следующие составляющие данного направления работы по управлению кадровым составом государственной гражданской службы:
обеспечение взаимодействия Министерства с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе в целях формирования предметно-тематического содержания дополнительных профессиональных программ в соответствии с актуальными потребностями Министерства, его целями, задачами, а также установленными квалификационным требованиями для замещения должностей государственной гражданской службы;
поддержание контактов с кадровыми подразделениями иных государственных органов в целях организации межведомственного взаимодействия по вопросам обмена опытом в форме служебных стажировок гражданских служащих;
организация работы по внедрению наставничества, профессиональной адаптации и системы внутреннего обучения гражданскими служащими Министерства своих коллег, в том числе в целях оперативного ознакомления кадров с текущими изменениями законодательства или получения умений, необходимых для решения практических задач, поставленных перед Министерством;
стимулирование профессионального развития гражданских служащих, состоящих в кадровом резерве, в том числе посредством применения наставничества, включения их в составы соответствующих комиссий, рабочих и экспертных групп, а также обеспечение активного участия указанных лиц в деятельности Министерства;
стимулирование самообразования гражданских служащих.
Ожидаемые результаты:
получение гражданскими служащими знаний и умений, позволяющих эффективно решать поставленные перед Министерством задачи;
обеспечение непрерывного повышения общего уровня компетентности кадрового состава Министерства;
повышение имиджа и авторитета Министерства.
Работа со студентами и выпускниками. Обеспечение получения студентами и выпускниками практико-ориентированных знаний и умений. Создание условий для всесторонней реализации потенциала молодежи в социально-экономической, общественно-политической, культурно-творческой сферах.
Ожидаемые результаты:
привлечение на государственную гражданскую службу перспективных молодых кадров;
формирование позитивного имиджа Министерства;
повышение престижа и привлекательности работы в Министерстве и в судебной системе;
профессиональная ориентация молодых кадров и обеспечение получения ими прикладных знаний и умений;
реализация студентами и выпускниками образовательных организаций проектов, в которых заинтересованы государственные органы и органы местного самоуправления;
обеспечение личностного и профессионального роста государственных гражданских служащих, являющихся руководителями практики и(или) стажировки, наставниками;
выявление талантливой молодежи, формирование молодежного кадрового актива;
пополнение кадрового резерва лучшими кандидатами для замещения должностей гражданской службы;
трудоустройство и обеспечение востребованности кадрового потенциала перспективных выпускников образовательных организаций, проявивших свои способности в рамках прохождения практики и(или) стажировки.
Приложение
к Стратегии развития юстиции
в Республике Татарстан
на 2017-2030 годы
Индикаторы оценки результатов выполнения Стратегии развития юстиции в Республике Татарстан на 2017-2030 годы
N п/п |
Наименование индикаторов |
Значения индикаторов |
||||
I этап (план/факт) |
II этап (план) |
|||||
2017-2018 годы |
2019-2021 годы |
2022-2024 годы |
2025-2027 годы |
2028-2030 годы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Доля проектов правовых актов, возвращенных Аппаратом Кабинета Министров Республики Татарстан с замечаниями правового характера (противоречие федеральному, республиканскому законодательствам) для доработки, в общем количестве внесенных проектов правовых актов, прошедших правовую экспертизу в Министерстве юстиции Республики Татарстан, процентов |
<=4/0 |
<=3/0 |
<=3 |
<=3 |
<=3 |
2. |
Количество зарегистрированных ведомственных нормативных правовых актов, признанных судом не соответствующими законодательству и недействующими в течение года с даты их вступления в законную силу, единиц 1* |
0/0 |
0/0 |
- |
- |
- |
3. |
Доля нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, государственная регистрация которых осуществлена в установленный срок, от общего числа нормативных правовых актов, представленных на государственную регистрацию, процентов |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
4. |
Выполнение государственных программ, государственным заказчиком-координатором которых является Министерство юстиции Республики Татарстан, процентов |
100/100 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
5. |
Доля согласованных в регламентные сроки проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан, процентов |
100/100 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
6. |
Доля муниципальных нормативных правовых актов, включенных в установленный срок в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан, от количества актов, подлежащих включению в соответствующий регистр в течение отчетного периода, процентов |
100/100 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
7. |
Доля выполненных выездных мероприятий в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан в целях оказания консультативно-методической помощи от числа запланированных, процентов |
100/100 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Доля проведенных проверок исполнения органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий Республики Татарстан от числа запланированных, процентов |
100/100 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
9. |
Обеспеченность участия в мероприятиях по обучению должностных лиц, специалистов юридических служб и иных специалистов органов местного самоуправления, процентов |
100/100 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
10. |
Уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных услуг, процентов |
90/100 |
90/100 |
90 |
95 |
100 |
11. |
Уровень удовлетворенности населения доступностью получения бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах, процентов |
90/90 |
90/90 |
90 |
95 |
100 |
12. |
Доля органов и организаций, вовлеченных в единую систему правового просвещения населения республики, процентов |
10/10 |
20/20 |
30 |
40 |
50 |
13. |
Доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, в которых проведен капитальный и текущий ремонт, процентов |
60/67 |
70/70 |
80 |
90 |
100 |
14. |
Доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, оснащенных системами контроля доступа, процентов |
30/59,1 |
40/80,5 |
45 |
50 |
60 |
15. |
Доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, оснащенных системами видеонаблюдения, процентов |
100/100 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
16. |
Доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, оснащенных волоконно-оптическими линиями связи, процентов |
90/98,6 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
17. |
Доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, переведенных на цифровую телефонию, процентов |
60/97,2 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
18. |
Доля зданий (помещений) судебных участков мировых судей, подключенных к электронному взаимодействию с ФССП по передаче исполнительных листов в электронном виде, процентов |
0/0 |
20/0 |
50 |
70 |
100 |
19. |
Доля судебных участков, использующих программу автоматизированного судебного делопроизводства, размещенную в РЦОД РТ |
0/0 |
10/0 |
30 |
60 |
100 |
20. |
Доля залов судебных заседаний судебных участков мировых судей, оснащенных системами аудио и видео протоколирования, процентов |
0/0 |
20/100 |
60 |
100 |
100 |
21. |
Количество мировых судей, прошедших повышение квалификации, человек |
40/40 |
40/50 |
40 |
40 |
40 |
22. |
Доля мировых судей, прошедших переподготовку, от количества вновь назначенных мировых судей, процентов |
100/100 |
100/100 |
100 |
100 |
100 |
_____________________________
1 С 2022 года индикатор был заменен индикатором, предусмотренным пунктом 3.
_____________________________
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 30 марта 2024 г. N 44од "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.